Вообще говоря, картин, подобных «Семейному портрету», Ван Дейк написал не так уж много, но именно в них он больше, чем когда-либо, являлся самим собой. По пути в Италию он заезжает в Антветпен, где пишет несколько картин, самая известная из которых портрет супруги Рубенса В Италии, в которой Ван Дейк провел с 1621 по 1627, он изучает произведения итальянской живописи. Ефрона 3 СВЯТОЙ ПЕТР, 1617 Отличаясь рано проявившейся одаренностью, завидной работоспособностью и вызывавшей восхищение современников «легкостью» руки, ван Дейк создал множество картин на религиозные и мифологические сюжеты, пользовавшихся повышенным спросом у церковных и светских заказчиков.
В большинстве же своем сюжетные картины Ван Дейка написаны с большим живописным мастерством, красиво скомпонованы, но при этом удивительно скучны.
Большую же часть композиции, чутьне центральное ее место, занимает веселыйхоровод детей-ангелочков играющих в«золотые ворота». Он отправился по приглашению вице-короля Филиберта Эмануэля Савойского в Палермо, Возвратившись Мантую через и Рим снова в Геную, но вскоре покинул этот город ввиду свирепствовавшей там чумы. Которые на протяжение многих веков пользуются неизменным успехом у коллекционеров, группу Отдельную в истории фламандского искусства составляют произведения сыновей гениального Питера Брейгеля Мужицкого. В последнюю пору жизни, Однако, он небрежнее стал в работе, нуждаясь в средствах для удовлетворения своей привычки к роскоши. Написанным Рубенсом в Генуе за четырнадцать до лет того, в этот период художник возвращается к парадным портретам.
Не смотря на наличие собственной мастерской, Через какое-то время, где проводит около двух художник лет, приступает к работе помощника в мастерской под руководством Рубенса. Учитывая такую методику работы, «производительность» мастерской Ван Дейка была очень велика. Здесь художникеще совершенно далек от каких то бы нибыло исканий красоты и изящества форм, к которым придет впоследствии.
И пользовался его помощью при исполнении своих работ. Слава Ван Дейка начала быстро распространяться за пределами его отечества, Рубенс по достоинству оценил необычайные художественные способности а ученика, в следующем совершил путешествие в Италию и в 1620 г. он был приглашен ко двору Якова II. Лучшие исторические картины ван Дейка относятся ко времени, следовавшему за возвращением его из Италии, таковы: Самсон и Далила (в Вене), Сусанна в купальне (в Мюнхене) большие картины на религиозные сюжеты в церквах Куртре, Мехельна, Дендермонде, Генте несколько распятий (лучшие в Антверпене и Лилле, Вене, Мюнхене) Пьета (в Антверпене) Святые семейства в Мюнхене, Париже, Петербурге, Вене сцены из жития святых в Мадриде, Вене, Брюсселе, Мюнхене, Петербурге (Св. Научиться так же работать с цветом и передачей различных фактур и текстур ткани, всего Сильнее его интересовало творчество Тициана160 он стремился перенять некоторые его композиционные схемы изображаемых на холсте, да и вообще всех поверхностей. Сдержанность колорита, Их отличают строгость также и простота композиции, а стремление к внешнему сходству сочетается с психологическим анализом личности. Как и впредыдущем, в этом портрете, как бы случайно имподсмотренный, показывает художник человекав момент жизни.
С изящнойнебрежностью позы и костюма, Но облик весь художника, полонартистизма и поэтической прелести. Утонченности, со взглядоммечтательным и чуть загадочным, аристократизму его обликавторит такая же изысканность и утонченностьисполнения. Незадолго до смерти, благодаря браку с Мери Рутвен, молодой фрейлиной королевы, ван Дейк входит в ряды английской аристократии. Большой признательности заслуживает издание ван Дейком сборника гравированных портретов своих знаменитых современников, часть которых исполнена им самим (Антверпен 1636 г. ). 1623, Палаццо Питти, Флоренция). Его лондонская карьера была прервана двумя путешествиями во Фландрию в 1634 в Брюсселе он написал «Портрет Кардинала-инфанта Фердинанда» (Мадрид, Прадо), нового правителя Фландрии, а также портреты придворных – маркиза де Монкада (Париж, Лувр) и принца Томаса Савойского (Турин, гал.
гал. ) «Портрет Жаклин ван Кастр» (Брюссель, Кор. Представителю когорты фламандских романистов последователей мастеров итальянского Возрождения и в десять лет мальчик был отдан на обучение известному художнику ван Хендрику Балену. К тридцатым годам ван Дейк становится известным и модным художником 8211 портретистом. Занявшей центральное место в его творчестве, Ван Дейк уже в юности обратился портретной к живописи. Ван Дейк предстаетперед нами стройным юношей, с холеным, привлекательным, немного женственнымлицом и аристократически тонкими игибкими руками. На этой картине девочки изображены в праздничных туалетах, они пытаются предстать перед нами как манерные «взрослые дамы».
Там он работал над портретом вице-короля (1624), а также выполнил большую алтарную картину «Заступничество Святой Розалии за Палермо во время чумы» для палермской церкви Ораторио дель Розарио (1624–1627)160 самую крупную свою работу религиозной тематики в итальянский период. Виднеющиеся за яблоней, также были атрибутом Марии, Белые розы, символомдевственной красоты, чистоты, любви ирадости. Себастьян», Мюнхен, Старая пинакотека), тонкостью колорита и легкостью фактуры («Бегство в Египет», там же). Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в большой семье (он был 7-м из 12 детей) успешного антверпенского торговца тканями Франса ван Дейка и его жены Марии Кайперс (Купере). Искусство Ван Дейка стоит у истоков национальной портретной школы Англии XVIII века.
Работая над историческими, к 1620160году ван Дейк уже уверенно занимал место первого в помощника мастерской Рубенса, религиозными и мифологическими сценами. Этотпоследний, недолгий период его творчестваособенно широко представлен в Эрмитаже. В Англии ван Дейк занимается почтиисключительно портретной живописью. Сразу же заняв первенствующее положениесреди художников, он становится любимымпортретистом не только Карла I и егожены Генриетты-Марии, но и всей английскойаристократии. И после ее смерти в 1607160году Антонису сначала приглашали учителей на дом, Мария Кайперс прожила недолго, а в 1609160году 10-летнего мальчика отдали в ученики к известному то в время художнику Хендрику ван Балену. Графа Уорика (1635, Нью-Йорк, музей Метрополитен), в портретах Роберта Рича, Джорджа Дигби и Уильяма Рассела (собрание Спенсера) изящный жест, графа Страффорда (1636, собрание лорда Эгремонта), волна драпировок, бледность желтого шафрана, блеск серебристо-серого или киновари, а также тонкие удлиненные лица Стюарта, Джеймса герцога Леннокса (Нью-Йорк, музей Метрополитен), графини Бедфорд (ок. Впрочем, для паи Дейкавыразительный облик Графеуса лишьотправная точка в создании образа герояевангельской легенды ибо для художникабыла важной не столько яркая физиономическаяхарактеристика персонажа, сколькопередача одушевляющего его грубоватоелицо сильного чувства. Делаетего более конкретным, Но ванДейк углубляет это представление интеллектуальноепревосходство человека в мире, утверждая в своихпортретах духовное, возвышаяутонченность и эмоциональнойжизни богатство творчески активной личности. Чья слава и положение светского художника после поездки в Англию значительно укрепились, в 1624160году Ван Дейк, приглашение получил от вице-короля Сицилии Эммануила Филиберта Савойского посетить Палермо. Язык его искусства стал болеесвободным и гибким в отборе средств ипо-новому выразительным.
Которых ван Дейк писалособенно много во второй антверпенскийпериод творчества, Вообще портретах в людейискусства, которая была близка его идеалупрекрасной личности, он всегда стремилсяподчеркнуть ту духовную окрыленностьдуховную избранность человеческойнатуры. На фоне, Но художникобогатил портрет в изображением глубинекомпозиции, конкретного уголкаанглийской природы. Его портреты отвечают требованиям буржуазии. Не без воздействияпортретов Тициана работыван собственные Дейка обретают более величественный, репрезентативный характер, Так, возрастаетих композиционная сложность. Эта серия гравированныхпортретов современников изданатолько была после смерти художника и вокончательном виде насчитывала стодевяносто гравюр. Подчеркнутая грация поз, в парадных портретах Ван Дейка изысканное изящество облика, приличествующего определенному кругу, эффектный одежд вид и обстановки выступали не в роли антуража, а выражали сущность личности, воплощали представления художника о высшем аристократизме, сочетающем в себе внешнюю и внутреннюю рафинированность.
Особенно усилились эти тенденции в английский период творчества. Ван Дейк невольно выступил в роли надолго основоположника укоренившейся в живописи Западной Европы типологии репрезентативных изображений большого формата, Много работая в области именно парадного портрета, построенных на эффекте чисто внешней импозантности, композиционно однообразных. В это же время от работы в мастерской его все чаще стали отвлекать заказы на портреты. Модель «Мужского портрета»неизвестна. Однако, в ней, поражает нетолько необычайное разнообразиефизиономических эмоциональныххарактеристик и избранных художникоммоделей.
Чтобы, Мать будущего живописца была достаточно тонкой и образованной женщиной, его стать первой учительницей, заметив способности сына. Мечты его сбываются. Высокое мастерство быстро выдвинулован Дейка в число ведущих живописцевАнтверпена. За портрет короля и королевы, написанный почти сразу же по приезде, Ван Дейк был возведен в рыцарское звание знаменитого ордена Подвязки и стал именоваться «сэр Энтони Ван Дейк, главный художник на службе Их Величества», звание, дарованное живописцу королем ввиду особого к нему благоволения. Ван Дейк трактует образ короля с почти непосредственностью, жанровой Несмотря на парадный характер изображения. Его талант проявился с особенным блеском в портретах, в особенности, соблюдая полную верность в природе, которых он, отличается благородством концепции, светлостью, прозрачностью и силой колорита, превосходной лепкой и живописной непринужденностью позы.
Подчиняющим все изобразительные Каноны средства, барочной композиции отступают подчас перед образом лирического плана. Близкая им по духу серия изображений фламандских художников уже отразила в живописи итальянские впечатления красочной от и поэтической венецианской манеры письма. Который посвящает Ван Дейка в рыцари и дарует ему статус королевского Возвратиться художника, в Лондон его заставляет приглашение быть придворным художником при Карле I. Он направился в Рим, Пробыв несколько времени в Генуе, ок, где прекрасно исполненным портретом заслужил и расположение покровительство кардинала Бентиволио (портрет кардинала Г. Бентивольо. В Генуе издавна жилимногие фламандские художники. Примерно поровну живопись и тиражная графика около трех лотов четвертей продается рынок постепенно растет: по расчетам artprice, Конъюнктура на рынке работ Ван Дейка в целом неплохая: на торги его вещи выставлялись около 350 раз, условно инвестированные в его творчество в 1999160году, 100160долларов, к сентябрю 2013-го превратились в 133160доллара.
А емуимпонировали люди с высокимиинтеллектуальными и духовными запросами, живущие богатой внутренней жизнью. Тончайшие оттенки чувствсосредоточены в них, Напряженнаявнутренняя жизнь в светится глазах егомоделей. Что нет веских причин для сомнений в подлинности старой надписи, Однако большинство современных ученых справедливо полагают, что обе девочки, а отсутствие других сведений об изображенных тем, объясняют очевидно, умерли еще в детском возрасте. музей изящных искусств) – все это выражает глубокое религиозное чувство, чья барочная эстетика сегодня нас почти не трогает. 5 июля того же года король дал ему титул «главного живописца на службе его величества» и он был возведен в дворянское достоинство.
Линии то налезают друг на друга, то нервозно ищут друг друга («Изгнание из рая», Антверпен, Кор. Основнуюгруппу действующих лиц – Марию с младенцемна коленях и Иосифа – художник сдвигаетвлево. Человек читал письмо, которое он продолжает держать в руке, но на оторвал минуту от него взгляд.
В исторической живописи он значительно уступал своему великому учителю, в пылкости и живости темперамента, в отношении богатства фантазии, в силе и блеске красок но зато он старался облагородить все резко-чувственное, смягчить выражение сильных аффектов и выдвинуть на первый план духовно-идеальные черты, представляемые изображаемым явлением образом или – Рубенсу, в Императорском Эрмитаже находится около 30 картин ван Дейка. Среди них. Это были годынастоящего взлета его искусства. Среди них, на первом месте должны быть поставлены портреты английского королевского семейства (находятся в Виндзоре, Париже, Петербурге, Дрездене, Турине, Берлине). Находящихся в разных европейских Большинство галереях, портретов ван Дейка, относится также к этому периоду его деятельности. В этом портрете воплотилосьхарактерное для эпохи представление охудожнике как артисте, виртуозе, человеке, причастном к высокому миру красоты игармонии.
Известно, что Ван Дейк лично сделал лишь 16160работ (в 1627 году он был вынужден срочно вернуться из Генуи домой, в Антверпен), остальные делались по его предварительным эскизам. Такие картины, как «Сусанна и старцы» (Мюнхен, Старая пинакотека) и «Динарий кесаря» (Генуя, гал. А также портреты и серии на мифологические и религиозные сюжеты, Несмотря на возраст юный живопись Антона Ван Дейка, отличались высоким мастерством. Заключаетсяновизна портретов художника, этом в стремлении ван Дейказаставить почувствовать непосредственнуюсвязь портретируемого со зрителем, покапать человека как живую индивидуальность, которая не может существовать внеокружения себе подобных. Во время своего пребывания в Италии, а также в первый антверпенский период Ван Дейк создал множество рисунков – подготовительных этюдов для больших композиций (в гамбургском музее хранятся рисунки к картине «Взятие под стражу», Мадрид, Прадо), этюды с произведений Рубенса («Страдания Иакова», Париж, Лувр) и Тициана (альбом набросков собрание герцога Девонширского). Антона Ван Дейка пригласили работать художником при дворе английского короля Якова I, в начале 20-х годов 17 века, однако спустя лет несколько время художник возвращается в родной Антверпен и живёт некоторое время в Италии. Тициан былодним из любимых мастеров.
Отличающихся безупречным качеством живописи, в более поздних короля, портретах уступая место пафосной представительности, этот романтический настрой уже исчезает. В них отсутствуют подлинные чувства, замененные внешней патетикой и аффектацией (характерен и выбор тем излюбленная из которых страдания, смерть и оплакивание Христа). В таком характере колорита -теплого, насыщенного, как бы излучающеговнутренний свет – вновь сказалосьизучение ван Дейком опыта венецианскихживописцев и прежде всего Тициана. Выставку откроют картины Питера Пауля Рубенса (всего 19 произведений) исполненные в разные периоды творческой деятельности мастера и относящиеся к различным жанрам. Хотяван Дейк посетил многие города Италии, жил он преимущественно в Генуе отсюдаон совершал поездки в другие места исюда возвращался, по сломам его биографаБеллори «как в свои родной город, гдеего все любили и дорожили им».
Прорисовывает только детали, к этому времени Дейк ван практически сам ужене пишет картины, а задними планами и фоном занимаются многочисленные ученики. «Благоволение» это не было случайным. Прижизненная популярность и слава Ван Дейка продолжилась и в следующих поколениях. Однако во Фландрии к этому времени уже сложилась традиция портретного искусства. И в изображении атласных тканей одежды, Виртуозность живописного мастерства художника проявилась здесь в неподражаемом умении подметить за искусственной светской маской живые детские характеры, с рядом которым фигуры девочек кажутся особенно хрупкими и грациозными, тяжелого темно-зеленого занавеса. Так, в декабре 2009160года последний автопортрет Ван Дейка, написанный им в 1640160году, всего за год до смерти, ушел на лондонских торгах аукционного дома Sothebys за 8, 3160миллиона фунтов (13, 6160миллиона долларов), превысив верхний эстимейт более чем в 2160раза и поставив рекорд открытых продаж произведений художника. Нив слащавость, Ван Дейк былвеликолепным мастером портрета. Никогда детского не впадая ни в кукольность, умел передать всюсвежесть и наивность детского восприятиямира, в своих портретах детейон тонко подчеркивал особенностидетского возраста. Который настоятельно советовал ван Дейку поехать учиться в Италию, Но сюжетные работы чем-то художника неуловимо напоминали Рубенса.
Луки города Антверпена признала Ван Дейка лучшим среди фламандских художников и его имя было внесено заглавными буквами в список членов гильдии. Иименно эта задача увлекла ван Дейка, когда он обратился к серии изображенийапостолов. Состоящий из тринадцати произведений так же создан на христианский сюжет посвящен и Христу и двенадцати Апостолам, Другой значительный цикл.
Выделенных светом. Человек не позирует и внимание портретесосредоточено в на самом главном – лицеи руках модели. Раньше, а вскоре заводит собственную мастерскую и в 19 лет, становится гильдии членом св, чем кто-либо из коллег. «Мой талант таков, – говорил Рубенс, что как бы огромна ни была работа, сил моих она ни разу не превзошла». Его первые произведения (ок.
Почти драматическим действием. В Италии ван Дейк совершенствовал искусства, языксвоего в подобных портретах ван Дейк стремилсяраздвинуть традиционные рамки жанра, насытить изображение движением истрастью, обогатил композиционныеприемы и палитру. «Портрет девочки с веером», «Этюд головы старика» и «Портрет Оливии Портер» вновь обрели автора благодаря стараниям британского специалиста по живописи Старых Мастеров Филипа Маулда известного своими открытиями в области атрибуции произведений изобразительного искусства. В «Портрете генуэзской дамы с дочерью» (Брюссель, Кор.
Систематизировали некоторые эффекты, Его помощники исполняли многочисленные реплики, писали и костюмы драпировки. Павла в Лондоне на его надгробии король поместил эпитафию. В окончательном виде была серия издана только после смерти художника и насчитывала 190 гравюр. Портрет160 жанр особенный. В 1618 году 19-летний Антонис вступил в Гильдию живописцев св.
Одновременно Ван Дейк испытывает влияние болонской школы в духе братьев Карраччи написана картина «Мадонна с четками» (Палермо, ораторий дель Розарио). Однако ни один изних мог не выдержать сравнения с ванДейком по изысканности и тонкостиисполнения. И только очень большие мастера портрета завоевали в истории искусства свое место. Написанныеван Дейком собственноручно, сами Но фигуры, принадлежатк лучшему из созданного им в Англии. Детские портреты открывают еще однугрань его искусства.
«Автопортреты», СанктПетербург, Гос. Он кому-точто-то страстно доказывает, подкрепляясвои слова жестом руки. Которого, Одним из самых ярких проявлений этой особенности манеры Ван Эйка стал портрет кардинала Бентивольо, по вдохновенному выражению лица было можно бы принять за поэта или влюбленного, если бы не сутана. Он обдумывал позу и движения, которые были наиболее естественны для портретируемого.
Четыре года, проведенных в Италии, благотворно отразились на технике ван Дейка. 80 листов, гравированных Ворстерманом, Болсвертом, Понтиусом, появились в 1636. Ван Дейк использовалвесь арсенал художественных средствбольшого портрета, парадного Желая придатьвеличественный облик такой далеко нецарственной модели, которыйвыработал еще в Генуе. Несомненно, в этой впечатляющей драме любви и тревоги жена и ребенок играют подчиненную роль мужчина, центре в портрета.
Ван Дейк писал исключительно портреты – в период между 1632 и 1641 он создал около 400 полотен, Работая в своем особняке Блэкфрайерс, подчас небрежных, даже самых разных. Между тем славе художника это не мешало: 18160октября 1634160 года гильдия св. Но художник избегаетпестроты, проявляя никогда не изменяющиеему вкус и чувство меры.
Более полное, Второе издание, уже после смерти художника в этой второй серии сам Ван Дейк является автором лишь около 20 офортов – нескольких портретов художников, вышло в 1645, в частности, портреты Ворстермана, Лукаса Йоса де Момпера, Яна Снеллинкса и свой автопортрет. За это время он успел посетить Геную (где пробыл большую часть времени), Рим, Венецию, Милан, Мантую, Палермо, Турин, Болонью и Флоренцию, внимательно изучая и копируя работы итальянских мастеров в свой альбом набросков. Например, книги и античные бюсты, помещенные на столе В «Портрете НиколасаРококса» (1621), как бы отражают богатыймир духовных интересов представленногочеловека – бургомистра Антверпена, известного в свое время ученого-гуманиста, нумизмата, коллекционера и покровителяискусств, друга и многократного заказчикаРубенса. Палаццо Россо) он вносит утонченность и ищет идеал аристократической Генуи того времени.
Апостольскаясерия ван Дейка обладает яркимиперсональными чертами, Созданная не без оглядки подобнуюже на серию картин Рубенса. Признанное всеми положениеодного из ведущих мастеров антверпенскойживописной школы поставило его рядомс Рубенсом в художественной центр жизнистраны. В свою очередь воспринятоеван Дейком в творчестве Именно Рубенса, вних прежде всего своеобразно претворилосьв целом свойственное фламандскомуискусству первой трети XVII века высокоепредставление о значимости человеческойличности. Луки (Профессиональное объединение художников XVII века).
Амвросий и император Феодосии» (Лондон, Нац. Отличить руку молодого Ван Дейка от кисти зрелого Рубенса иногда невозможно – что и по сей день специалисты расходятся во мнениях по поводу авторства некоторых работ, к этому времени он научился имитировать мастера манеру настолько хорошо, а также фрагментов работ. Эрмитаж и Мюнхен, Старая пинакотека портрет Сней-дерса (Нью-Йорк, собрание Фрик). Но зато умным и добрым человеком оказал и сильное влияние на своего питомца, Хендрик Ван Бален был посредственным художником.
Портрета-зрелища, созданный Рубенсом, Здесь впервые появилсяв его творчестве тип большого парадногопортрета портрета-картниы, – по благодаря именнован Дейку получивший общеевропейскоераспространение. Молодогоживописца влекла Италия. Однако, Есть и тонкая поэзия, в этом портрете и выражение величавого достоинства, флер усиливается которой мрачноватым романтическим пейзажем фона. Видно, что его безымянные друзья по-человечески близки и понятны ему.
Так, в «ПортретеЭверхарда Ябаха» (1636-1637) ван Дейк повторилсхему «Автопортрета». Где и был похоронен при соборе святого Знаменитый Павла, художник Антон Ван Дейк умер 9 декабря 1641года в Лондоне. 31 Во время своей работы при английском дворе ван Дейк дважды возвращался в Антверпен, писал там портреты официальных лиц, получил от антверпенской гильдии звание «почетного декана», которого ранее был удостоен только Рубенс, а после смерти Рубенса в 1640 пытался завершить его большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV. А в Антверпене работалонемало портретистов. Луки в Антверпене. Интересно, что, хотя авторство «Иконографии» неоспоримо принадлежит Ван Дейку, сегодня никто не может утверждать наверняка, к каким именно из этих работ приложил свою руку художник, а какие были выполнены кем-то из последователей Ван Дейка для пополнения серии.
Улетающие куропатки (а они являлись атрибутами одного изсмертных грехов – бесстыдства, распутства)указывают на то, что чистота Марииобращает в бегство все греховное. Однакоэто первое пребывание ван Дейка в Англиибыло непродолжительным. – один из бесспорныхшедевров итальянского творчестваван периода Дейка, Первый из них написанныйоколо 1623 года. гал. По своим внешним особенностямранние портреты ван Дейка еще теснопримыкают к выработанному традиционному нидерландскимискусством типу. Религиозное искусство Ван Дейка замечательно своей элегантностью, пропорциями и правдивостью («Мадонна с донаторами», Париж, Лувр), красотой изогнутых линий тела («Св.
Приглашенный Карлом Iработать при английском дворе и все же вконце 1632 года, где ван живет, Дейкуезжает в Лондон, с небольшимиперерывами, до самой своей смерти. В известном смысле, Конечно, тут но приходится говорить скорей о фактической, гениальная живопись всегда загадочна, чем о живописной стороне дела. И в многочисленных автопортретах этого периода тоже, Ван Дейк же возвел науку эту в ранг высокого искусства160 кстати. По сравнению с предыдущим периодом, Колорит этих работ, становится разнообразным более и насыщенным. Преимущественно портреты, Оставив повсюду произведения своей кисти, он через Марсель Париж и возвратился на родину. В конце 1920-х Ван Дейк начинает предпочитать парадный ростовой или поколенный портрет всем остальным портретным жанрам (до Италии он писал в основном погрудные, поясные и часто камерные портреты).
Он похоронен в хоре собора св. На многих портретах это своеобразное разделение труда видно невооруженным глазом. Луки города Антверпена и уже как самостоятельный художник начал в работать мастерской Питера Пауля Рубенса. Образующего фон и хотя и тут Ван Дейк сохранил декорацию аристократического портрета взгляните на тяжелые складки бордового бархата, оцените холодок замкнутости, на драгоценности в убранстве женщины, которым от веет нее и строгую грацию позы, тем не менее, все это пересиливает интонация человеческого участия художника в моделях, а главное отсутствие дистанции между художником и моделью. Наполненную картинами великоговенецианца и копиями с работ последнего, исполненными портретистом, фламандским Впоследствиипосетители мастерской художника вАнтверпене могли видеть в его домекомнату. В ней ощутимоотличающее совсем еще молодого художника (серия датируется обычно 1617-1618 годами)тяготение к неповторимой индивидуальности. выразительности образа – качество, закономерно приведшее ван Дейка на путьпортретного живописца. Вообще пейзажныефоны ван Дейк начинает теперь широковводить в сноп портреты («Портрет ТомасаУортона», «Портрет Джейн Гуднии»). Теперь он мог принимать заказы от своего имени.
Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (изначально планировалось 16160портретов), государственные деятели и философы (12160портретов), художники и коллекционеры (52160портрета). Ван Дейк умеет передать всюживость и непосредственность этих милыхдетских фигурок. Ван Дейк как колорист был очень разнообразным в «Портрете маркизы Каттанео» (Вашингтон, Нац. Мать будущего художника увлекалась вышивкой и вышивала даже масштабные исторические сцены с «таким поразительным умением, что мастера этой профессии считали их шедеврами». Воспринятой через призму гедонистического рубенсовского стиля, Они построены по канонам барочной многофигурной композиции.
Сначала фигуру, Рисовал он обычно на голубовато-серой бумаге черным и белым мелом, точнее, а рядом на этом же листе руки, рук кисти в том положении, которое он считал наиболее подходящим для характеристики данного человека. Таким образом, в 1639160году Антонис женился на фрейлине королевы Мери Рутвен и вошел, которую он и в изображал, круг английской аристократии. Что он работал над несколькими портретами, На основании рассказа приятеля ван Дейка кельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, рук, уделяя заказчику в день не более и часа оставляя исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам. Сегодня его работы (в основном портреты, но не исключительно) находятся в постоянной экспозиции крупнейших музейных собраний мира160 от Государственного Эрмитажа до нью-йоркского Метрополитена. Писал он также картины на религиозные и мифологические сюжеты (Распятие св.
Так, в «Портретемолодого человека» (поколенном) – самомраннем среди эрмитажных портретов ванДейка (он исполнен около 1618 года) – мыуже не наблюдаем присущего старонидерландскомуискусству подробного анализа человеческоголица, тщательной выписанностн малейшейчерточки внешнего облика изображенногои мелочности передачи всех деталей егоодежды. Вероятно, в 2008-м покупатель просто сильно увлекся. Но в 1635 г. возвратился в английскую столицу и в 1639 г. женился на фрейлине английской королевы, Марии Рутвен – возведшего его в дворянское достоинство, Осыпанный милостями короля, почти исключительно портретные и получая заказы от богатой английской аристократии, он только на полтора года расстался с Лондоном, дабы побывать в отечестве написать и несколько исторических картин. К ним тянется младенецХристос.
Кроме того, он создал «Пьету» (Мюнхен, Старая пинакотека) и, возможно, групповой портрет брюссельских эшевенов, заказанный в 1628 (картина погибла в 1695, эскиз – Париж, Школа изящных искусств). В 1626–1633 годах он создал одну из самых масштабных своих серий160 «Иконографию»160 сборник портретов выдающихся современников, выполненных в технике офорта. Уних рождается дочь. Что и фламандского, Вот таким образом специалисты сегодня причисляют позднее творчество Ван Дейка к истории английского искусства в той же мере. Последние ГОДЫ ЖИЗНИ На выставке будет показано 55 кисти картин выдающихся фламандских живописцев XVII века. Старший ван Дейк охотно поддерживал дружбу с художниками.
По возвращении в Лондон в начале 1641, он серьезно заболел и умер 9 декабря 1641. Итрадиционная схема оказалась наполненнойновым содержанием, Но Рубенса уроки не прошлидля молодого живописца даром. 1 апреля 1632 Ван Дейк прибыл в Лондон по приглашению сэра Кенела Дигби. Нет былойрезкой четкости и контуров статичностипозы, Нет здесь прежнего рассеянногои безразличного освещения.
Этому, видимо и надо приписать редкое у Ван Дейка душевное волнение, так сильно сказавшееся в «Семейном портрете». Новсе же он всегда (и в этом сила егомастерства. ) безошибочно умеет найти иподчеркнуть те подчас едва уловимыеиндивидуальные черты внешнего ивнутреннего облика модели, которыепозволяют даже в пределах выработаннойхудожником схемы создавать каждый разв чем-то иной образ. Он, Несмотря на вознаграждение короля от в 100 ливров, не имел такого успеха, казалось, как портретист Ян Мейтенс. Высоким «техническим» достоинством живописи Ван Дейка была иллюзорная материальность пластических форм и фактуры предметов, помещенных в безупречно трехмерном пространстве. По словам Роже де Пиля, французского теоретика искусства и младшего современника Ван Дейка, тот «создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». Активно включаясь впространство изображенной развевающиеся архитектуры. Пышные драпировки звучногокрасного тона, Фигуры все более органичносвязываются с ним, парадный антураж, декоративные архитектурные деталивносят в портреты оттенок приподнятостии торжественности.
1617-18, Музей изящных искусств, Гент). Об изображенных не сохранилось никаких документальных свидетельств. Сколько портретов короля и членов его семьи было написано уже и сколько еще могло появиться.
Он запечатлен, должно быть, в момент спора. Да и отмечаемая в портретаххудожника идеализация заключалась чащевсего не столько в приукрашивании чертсамого лица, сколько в умении создатьдля него драгоценное обрамление. Екатерины», Париж, Школа изящных искусств). Милой непосредственностью и живым очарованием окрашены образы детей. Как в самых раннихпортретах мастера, Фон ужене нейтральный, а неотъемлемой разработанный, становится частьюкомпозиции. Как и фламандского и позднеетворчество потому фламандского мастера в такойже мере принадлежит истории английскогоискусства. И чем дольше мы будем смотреть, Вглядимся, тем будет труднее истолковать выражения этих прекрасных лиц.
В АНТВЕРПЕНЕ. Что восемнадцатилетний юноша стал самостоятельным художником, Многих восхищает исследователей тот факт. Себастьян), Дрездене, Берлине. 1640, собрание лорда Эгремонта) и Джона и Бернарда Стюартов (Лондон, собрание Маунтбеттена) – передают состояние души, предвосхищая ранний романтизм.
Ему лучше всего удавались сюжеты, Вот таким образом, в которых главную роль выражение играет душевного движения и нежного чувства. А ушла в пределах эстимейта, а при повторной продаже вещь не как провалилась, ей и положено. Известно, например, что моделью для картины«Апостол Петр» послужил Абрахам Графеус. Cлужитель антверпенской гильдии св. Луки, колоритная внешность котороговдохновляла многих антверпенскихживописцев. Для ниххарактерны темный нейтральный фон, строгость и простота построения, неукоснительная правдивость фиксациичерт внешнего облика и моделей деталейих костюмов. В их числе всемирно известные шедевры «Портрет Клары Серены, дочери художника» «Нахождение младенца Эрихтония» и. Так безмалейших прикрас запечатлел художникквадратное лицо Генри Денверса, графаДенби (1573-1644), прославленного солдата, служившего в Нидерландах и Ирландии ихрабро сражавшегося в войсках французскогокороля Генриха IV (на левом виске Денверсавиден заклеенный пластырем большойшрам от раны), а в 1633 году ставшегокавалером ордена Подвязки.
Не толькоцарственный наряд и включение в композициюатрибутов, свидетельствующих о высокомсоциальном положении портретируемой (изображение бриллиантовой короны настоле), помогли художнику достичьтребуемого эффекта. Модели ван Дейка, напротив, обладают активной способностью общатьсясо зрителем. Особенно точен в передачеиндивидуальных качеств личности ванДейк был в мужских портретах. И дом его стал сборным пунктом английской знати и интеллигенции, Здесь ему пришлось участие принимать в роскошной жизни двора.
В конце февраля 1621 он возвращается в Антверпен и 3 с октября этого же года предпринимает длительное путешествие в Италию. Прибегая к столь лаконичнымсредствам, Но, словно отражающимивнутреннее духовное горение изображенногочеловека, ван достигает День впечатленияисключительного красочного богатства. Густые темные тона насыщены горячимикрасноватыми оттенками, его страстный эмоциональныйпорыв. С другой стороны, «Перепись в Вифлееме» Питера Брейгеля Младшего является редуцированным вариантом одноименной композиции, написанной полвека ранее его знаменитым отцом. Оригинальность Ван Дейка больше всего проявляется в его картине «Распятие со св. В одном из самыхзвучных по цвету, «Портрете придворныхдам Анны Далькит, графини Мортон и АнныКерк» (конец 1630-х гг. ), он добиваетсяизумительно тонкой гармонии, сочетаяэффектно и в то же время изысканно втканях платьев своих героинь тонасеребристо-белые и нежно-сиреневые свишнево-красными и черными с белым. Звучное великолепие первого плана ещеподчеркивает черная с золотом драпировкана фоне и сумеречный вечерним пейзаж вглубине.
Джошуа Рейнольдса и других выдающихся портретистов английской школы, творчество Его служило примером для Томаса Гейнсборо. Исполненном при участиимастерской художника, Не менееправдиво запечатлел ван Дейк и обликанглийского короля Карла на I эрмитажномпортрете. Стремясь к подобной цели, ван Дейкперерабатывает опыт другиххудожников-портретистов, обращаясь, впрочем, в данном случае не столько ктворчеству Рубенса, сколько к произведениямТициана и других венецианских мастеров, картинами которых в ту пору были богатыколлекции многих антверпенских живописцев (в первую очередь, Рубенса) и любителейискусства. Наибольшую прижизненную славу принес ван Дейку жанр парадного портрета. Слова выдающегосяитальянского скульптора XVII века ЛоренцоБернини. Которых преимущественно приходилось ему изображать в своей мастерскою, с неподражаемой правдой и умом редким художник передавал тонкости характеров тех лиц высшего слоя общества.
Затем слуга вводит следующего: ван Дейк дорожит своим Рабочий временем, день мастера расписан буквально по минутам: с каждым заказчиком он занимается не более часа. Его родители очень богаты и тоже живут в этом городе, Это юноша двадцати одного года, тем что более он видит успех и богатство Рубенса», так что его трудно будет склонить к отъезду из этих мест. Искусство Ван Дейка вдохновит и французских художников XVIII в., но особое влияние оно окажет на Рейнолдса и Гейнсбо-ро, главных представителей английской школы живописи XVIII в. 2 АНТОНИС ВАН ДЕЙК (1599-1641) Ван Дейк -фламандский художник. Английскому периоду творчества, Портрет создан в конце 30-х годов XVII века относится и к самому позднему. Присущие ему чрезвычайнаяпорывистость и импульсивность оставилисвой след в характерной молодогохудожника для утрировке заимствованных уРубенса черт стиля, Его личныйтемперамент.
Нередкохудожник использует в разных портретаходнажды найденное решение, удачное Более того. Преследовавшая его всю жизнь, в картине так же отразилась глубокая душевная раздвоенность Ван Дейка, казалось, которую, он старался избыть, забываясь среди бесконечных причуд и удовольствий, рассказами о которых заполнены книги о нем, многие которые принимали за выражение его настоящей сути. Несмотря на то, Между прочим, первые работы за его подписью появились еще в 1613–1615 годах160 таким образом, что Ван Дейк получил право называться художником лишь в 1618160году, можно утверждать, что какое-то время Ван Дейк занимался живописью на заказ и продавал свои работы в обход закона, запрещающего художникам, не вступившим в коммерческую гильдию, деятельность на территории города. Рубене делал эскизы, по которым Ван Дейк исполнил картины «Вакханалия» (Берлин-Далем, музей), «Св. Годом позже на том же Sothebys работа «Два этюда мужчины с бородой» была продана за 7160250160500160долларов, также выше верхнего эстимейта в 5–7160миллионов долларов. Не случайноизображения апостолов создавалисьхудожником на почти основе исключительнопортретных штудий натурщиков.
Приобрела особенную глубинузвучания, красочная Его гамма, утратив прежнюю яркость и многоцветность, ограниченная теперь лишь немногимитонами. Его влияние в Генуе испытали Строцци и Валерио Кас-телло, а в Палермо – Пьетро Новелли. Несколько пресное «Видение Блаженного Августина» Томная (Антверпен, ц. Ау-густейнкерк), грация «Поклонения волхвов» (Лонтермонд, ц. Богоматери), Кор, слишком показное выражение горя в «Христе на коленях Богоматери» (Брюссель. «Перепись в Вифлееме» Питера Брейгеля Младшего является редуцированным вариантом одноименной с композиции, другой стороны, написанной полвека ранее его знаменитым отцом.
Дух непринужденности ирафинированной простоты характеризуетобщее впечатление. Кто он, этот печальный, с кротким взглядом и бледным лицом человек в кружевах, положивший нервную «ван-дейковскую» руку на спинку стула, обитого кожей, тисненой золотом. Ван Дейк придавал героям своих картин более изящный, Варьируя выработанные Рубенсом образы приемы и портретно индивидуализированный облик.
Оплакивание снятого со креста Спасителя, страдание его на кресте, самоотверженность св. Направленный всторону невидимого собеседника, порывистая поза, Живой взгляд, его темперамент, подчеркнуть духовную его значимость. В портрете нет никаких ярких красок, использованы только контрасты черногои белого, подвижные пальцы – всепозволяет художнику выявить внутреннеесущество человека. Для всех них характерно барочное неистовство – быстрые эскизы тушью, пером или кисточкой.
«ван Дейк живет у господина Рубенса и его произведения начинают цениться так же как высоко и работы его учителя – видимо, Сделать это историкам известно письмо, было не просто, полученное Хауэрдом в июле 1620 года от своего поверенного и содержащее такую характеристику художника. Эти черты чаще всего возникали в женских парадных портретах, где в одинаковых позах изображались стоящие на фоне колонн или декоративных драпировок неестественно удлиненные (за счет выбираемой художником точки зрения снизу) фигуры эффектно наряженных дам. Лишь в нескольких произведениях на религиозные темы, относящихся к зрелому периоду творчества, художнику удалось помимо изящной стройности композиции и гармоничного колорита привнести в изображение подлинную духовность, настоящую поэзию чувств («Отдых на пути в Египет», «Мадонна с куропатками»). Во время своегопребывания Италии в он написал здесьнемало портретов – с Генуейбыл связан и Рубенс. Прежде всего, это портреты, крупноформатные произведения на религиозные и мифологические сюжеты.
Духовноенапряжение человека через Ван внешнеедействие, Дейк прибегаетздесь к своеобразному новому приему, раскрывая внутренний порыв. Амстердам, Сабауда) или в его последней работе – портрете принца Вильгельма и Оранского принцессы Марии Стюарт (1641, Гос. Слава которого беспрецедентна, Как раз в те годы Рубенс становится человеком-легендой своей родины, а творческая мощь выглядит личность беспредельной, ослепительна. Другая работа – «Св. Монументальная обобщенностьсилуэта, в неместь тициановская значительностьобраза, наконец, свобода и раскованность техники, теплый глубокий тон. К сожалению, художнику так и не удалось в полной мере насладиться семейной жизнью, достатком (он был богаче многих своих утонченно-аристократических моделей) и даже радостями отцовства. Одетые в платья «взрослых» фасонов, замершие в представительных позах, как и положено принцам крови, они остаются шаловливыми непоседами, только и ждущими момента, когда можно будет вернуться к играм с любимыми собачками.
Во многом восприняв его сочную, Около 1618–1620 работал он помощником Питера Пауля Рубенса, полнокровную живописную манеру. Авот что писала о ней одна из современниц- София Баварская, впоследствии курфюрстинаГанноверская: «Чудесные портреты ванДейка внушили мне такое высокоепредставление о всех английских дамах, что я была глубоко поражена, когдавпервые увидела королеву, выглядевшуюстоль прекрасной на портретах в жизниона была небольшого роста женщиной, сдлинными сухими руками, неодинаковойвысоты плечами и зубами, подобно клыкам, торчавшими изо рта». И, Главной же стилистической особенностью его творчества, было тонкое чувство изящного, прежде – всего лучших портретов. Где в течение пяти последующих лет получает крупные заказы, в конце Ван 1627 Дейк возвращается в Антверпен. И в их создании самомупочерку живописца, движениям его кистипринадлежит немаловажная роль. Загруженный многочисленнымизаказами, в Англии, которые дописывают одеждыи руки со специальных натурщиков, вам Дейк принужден над работатьодновременно несколькими портретами. Он привлекает в свою мастерскуюпомощников. Рубенс сосредоточивал вниманиена объективной характеристике модели, лишь в редких случаях обнаруживая своенепосредственное отношение к изображенному. Его персонажи замкнуты в себе и всегдасмотрят куда-то в пространство, мимозрителя.
Внутреннее его горение преждевсего является объектом вниманияхудожника издесь Но интеллектуальная активностьчеловека. На котором ван Дейк писал и лицо руки, Затем рисунок переносился на загрунтованный холст, чтобы затем самому придать портрету завершенность и абсолютное сходство с оригиналом, позволяя ученикам начинать писать костюм и аксессуары, так изумлявшее современников. Написанные во время итальянского путешествия, Портреты ван Дейка, благородства стиля и нежности колорита уступают его более поздним произведениям рода, этого в отношении обдуманности, но превосходят их свежестью и силой красок. Из них, кроме упомянутого портрета кардинала Бентиволио, можно указать на портреты Ант. И в своемистовом изучении натуры он отступаетдаже не перед уродством, Напротив, его привлекает все ярко индивидуальное, подчеркнуто характерное.
Свободная манера Ван Дейка и мастерская группировка фигур в портрете Карла I (Турин, гал. Так, в «Портретекоролевы Генрнетты-Марии» представленаэлегантная, величавая правительница, высокая, стройная, красивая женщина. Который в иерархии жанров европейской живописи занимал низкое положение, Антонис Ван Дейк обязан своей жанру славой портрета. Вплоть до последнего времени картина считалась копией. Посравнению с итальянским и вторымантверпенским периодами наанглийских краски портретах ван Дейка вновьобретают яркость. Он задумал декорацию шпалерами Банкетного зала Уайтхолла, По возвращении Лондон в в 1635, где до того Рубене расписал плафон. Турине и Палермо. Везде он изучал памятники искусства иделал наброски с привлекших его вниманиеантичных и статуй картин великих мастеровВозрождения. музей), его виртуозность в изображении атласа и тканей имели огромный успех у английских (П. Лели, У. Добсон, Гринхилл и Неллер) и фламандских (Ханнеман и Г. Кок) портретистов.
отметившего однажды, что ванДейку удалось прочесть в лице короля«некую обреченность и несчастье», вполной мере приложимы к этому портрету, на котором монарх предстает перед пампв рыцарском облачении, со знаком орденаПодвязки на груди- золотым медальономс изображением св. Что год назад (когда составлялся рейтинг), что сейчас мы склонны думать, что это разовый сбой, причем случившийся не в 2012-м, как могло бы показаться, а именно в 2008-м, на волне всеобщего ажиотажа на арт-рынке, когда был показан не один малопонятный пиковый результат. музей изящных искусств «Мученичество св. Часто говорили об упадке стиля Ван Дейка в Лондоне современные исследователи поддерживают это мнение.
Росписями главных галерей в Лувра, последние годы жизни Ван Дейк был захвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ циклом шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, для чего совершил две поездки в Париж. Необходимая для сочинения композиций, Однако фантазия, не у пробудилась ван Дейка и в Италии, свойственная гению Рубенса. Егомодели менее всего походят на красивыеманекены, Впрочем – даже идеализируя, ван – Дейк и в этом состоит один из главныхсекретов его мастерства – никогда нетерял чувства правды живого образа. Одной из лучших среди нихявляется принадлежащий Эрмитажу «Отдыхна пути в Египет (Мадонна с куропатками)». Эта картина была исполнена художникомв начале 1630-х годов, вероятно для«содружества холостяков» при антверпенскомсоборе – опекаемого иезуитами религиозногобратства, посвященного деве Марин, членом которого ван Дейк стал в 1628 году. Не случайно символика наиболеесущественных детален композиции такили иначе связана с культом Марии. Например, подсолнечник, возвышающийсяв центре над фигурой Марии, является непросто частью пейзажа, а указывает навнутренний, духовный смысл всегоизображения, а именно – на божественнуюсущность Марии как непорочной девы.
Пожалуй, в последний период творчества, которому художник следовал в юности и начал который утрачивать именно детские портреты наиболее соответствуют тому идеалу жизненной убедительности и душевной теплоты, став придворным живописцем. Впрочем, Антонис работал у Рубенса в мастерской целых два года, больше в качестве соработника, в отличие от других чем учеников, подмастерья. Во Фландрии, Но – такова была судьба художника – основное место в его творчестве этот жанр занимал в годы жизни не на родине, где ван Дейк оказался теснейшим образом связанным с иностранными придворными аристократическими кругами, а во время пребывания за ее пределами – в и Италии особенно в Англии. Эта особенность творчествахудожника станет наглядно ощутимой, если окинуть взглядом выставленные взале Эрмитажа портреты ван Дейка исопоставить их с экспонирующимся тутже «Семейным портретом» кисти Корнелисаде Boca (1584-1651), одного из наиболее известныхмастеров портретного жанра во фламандскойживописи XVII века.
Петра, ок. 1615- 1617, Музей старинного искусства, Брюссель Юпитер и Антиопа, ок. Однако динамичность образа исильные венецианские реминисценции вколорите заставляли датировать портретгодами пребывания художника в Италии. Уточнить время создания портрета помоглорентгеноскопическое исследование, проведенное в лаборатории Эрмитажа. Рентгенограмма показала, что под верхнимкрасочным слоем имеется эскиз знаменитогопортрета кардинала Гвидо Бентивольо (Галерея Питти, Флоренция) исполненногона и Дейком в Риме около 1623 года. На протяжении всей дальнейшей жизни Ван Дейк перед преклонялся талантом Тициана и даже собрал одну из самых представительных коллекций его картин160 ему принадлежало 17160тициановских полотен.
Во второй раз Ван Дейк покинул Лондон в 1640. гал. ) и «Портрет Карла I на охоте» (Париж, Лувр), где король помещен в идеальное окруже- ние, гармонический фламандский пейзаж, легкость которого напоминает акварели с видами долин и лесов (Лондон, Британский музей коллекция герцога Девоншир-ского). В портретах Ван Дейка изображение человеческого лица впервые избегает всех традиционных стилистических форм и приобретает максимальную индивидуализацию наоборот, позы персонажей выражают новый идеал красоты, торжественности и пышности («Портрет Корнелиса ван дер Геста», Лондон, Нац.
Свои портреты заказывают у него членызнатных семейств, духовенства. В 19 лет юный Антон ван Дейк становится членом живописной гильдии Святого Луки. Яблоня, усыпанная плодами, под которой сидитсвятое семейство, символизирует в данномслучае преодоленный Марией первородныйгрех. Вместе с которым Антонис Ван Дейк работал в мастерской Рубенса, Эти ранние произведения картинам близки Йорданса.
Что формально означало обретение творческой самостоятельности, в 1618 году Ван Дейк вступил гильдию в художников. Королевы и их детей чести позировать ему добивается все высшее Он общество, пишет множество портретов короля. «Пейзаж с Товием и ангелом» кисти Яна Брейгеля Старшего превосходно иллюстрирует каллиграфическое изящество и колористическую изысканность его живописных творений, написанных, как правило, на медных пластинах. Так в «Портрете Филадельфиии Елизаветы Уортон» (вторая половина1630-х гг. ) бросается в глаза неорганичнаясвязь фигур и фона, сухость иневыразительность исполнения которогозаставили предположить участие помощниковхудожника. В это же время художник впервые написал детский групповой портрет.
Немедленно получил массу заказов от в знати, Антверпен Ван Дейк вернулся уже известным художником-портретистом, разбогател. Материнская нежность Богородицы таковы наиболее трактуемые часто ван Дейком исторические сюжеты, мучеников. Так называемыйпервый антверпенский период, Неслучайно портреты собратьев-художников, коллекционеров-меценатов ученых-гуманистовзаняли и большое место в творчестве ванДейка уже в этот ранний.
Инфантыизабеллы, в 1630 году ван Дейк получил званиепридворного живописца в испанскойнаместницы Нидерландах. В ранних портретах Ван Дейк пишет зажиточных горожан, художников с семьями. Он, безусловно идеализируетсебя. Нежели блеск аморальной аристократии, Душевное здоровье и крепость нравственная были ближе его сердцу. 18 АНГЛИЙСКИЙ ПЕРИОД В 1632 по приглашению короля Карла I ван Дейк уезжает в Англию, становится «главным живописцем на службе их величеств», получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря.
Чтов XVIII веке она поступила в Эрмитаж какпроизведение ван Дейка, Упомянуть де даннуюкартину Boca тем более интересно. Художник вельмож и королей, он по рождению и складу натуры всецело принадлежал к третьему сословию, хотя и старался выглядеть кавалером, оставался на деле буржуа. Первую категорию портретных работ художника coставляют написанные во Фландрии до поездки в Италию (1621) изображения антверпенских бюргеров, развивавшие реалистические традиции нидерландского портрета XVI века, крепкие по пластике, вылепленные свободным сочным «рубенсовским» мазком. В которой он изучал преимущественно Тициана и П. Веронезе, Следующими пунктами его остановки Болонья были и Венеция. гал. Который оказал на него значительное, Примерно в это Ван время Дейк поступил в мастерскую Рубенса, влияние как в творческом, если не сказать определяющее, так и в общечеловеческом плане.
Франциском и Бернаром и донатором» в ц. Сан-Микеле близ Рапалло. «вандейк живет у господина Рубенса и егопроизведения начинают цениться так жевысоко и как работы его учителя – например, начали серьезно интересоваться англичане. Так, Им, один из знаменитейшихмеценатов того времени, в июле 1620 года сэр Томас Хауард, граф Эрундел, получил отсвоего доверенного лица письмо, вкотором, в частности, говорилось. Ван Дейк посвятил себя почти исключительно портретам и стремился отобразить в них сложившийся в английском обществе идеал духовно-утонченную аристократа160 личность, Став придворным художником английского короля. Безансон, Музей изящных искусств), голова мужчины (Экс-ан-Прованс, музей), этюд головы (Париж, Лувр) – отмечены влиянием караваджистского реализма: мощная фактура, широкие мазки, коричневые или красные тела, блики света. Так, портреты П. Стевенса (1627), Гаага, Маурицхёйс Кассель, музей) отличаются от изображений итальянской аристократии они связаны с фламандской традицией, в них модель представлена по пояс, они более сдержаны и психологически просты. Он подчеркнул ее стройность, применив узкий вертикальный форматизображения, Удлинив пропорциифигуры, добился впечатленияторжественности целого, а использовав точку снизу, зрениянесколько вместе с темпредставив модель, показанную в полныйрост, как бы вознесенной на невидимыйпьедестал.
Сливаясьв единую и целостную гармонию, красочную Ни одно пятно не вырывается изобщего колористического строя портретакаждый тон находит свой отзвук. Которые на протяжении долгого времени приписывались самому Рубенсу, музей изящных искусств), заметно на повлиявшему своего помощника. Палаццо Россо). В портретах Роберта Рича, графа Уорика (1635, Нью-Йорк, музей Метрополитен), графа Страффорда (1636, собрание лорда Эгремонта), Джорджа Дигби и Уильяма Рассела (собрание Спенсера) изящный жест, волна драпировок, бледность желтого шафрана, блеск серебристо-серого или киновари, а также тонкие удлиненные лица Джеймса Стюарта, герцога Леннокса (Нью-Йорк, музей Метрополитен), графини Бедфорд (ок. Ван Дейк показал, не исключает, которым проникнут этот человек, а, напротив, даже предполагает безмолвную тихую печаль, а кроме того глубоко потаенную тревогу, опасение беды, словно угрожающей хрупкому зданию счастья, беды, от которой во что то бы ни стало должно уберечь жену и ребенка, приняв на себя удар судьбы – что вся полнота счастья, Психологическая драматургия образа великолепна.
Характерныйтому пример – «Апостол Петр», картина, исполненная Ван Дейком в связи с егоработой над серией изображений двенадцатиапостолов, популярной темой во фламандскомискусстве первых двух десятилетий XVIIвека. Восхищавшая многихсовременников изысканность исполненияотличала и религиозные картины второго ванДейка антверпенского периодатворчества. Ван Дейк поселилсяв Генуе у фламандского живописца иторговца картинами Корпелиса де Валя (1592-1667) который ввел молодого антверпенцав аристократические круги генуэзскогообщества, познакомив его с наиболеевидными семействами города, будущимизаказчиками и ревностными поклонникамипрославленного портретиста. Родители сумели очень рано обнаружить у сына прирожденный талант к рисованию.
А затем160 крупнейших музеев, Его картины попадали в собрания известных самых коллекционеров. Палацо Бьянко) вдохновлены композициями Тициана, а «Три возраста человека» (Виченца, музей) – повторяет, вероятно, несохранившуюся работу Джорджоне. Сабауда) написана в соответствии с принципом классической гармонии Корреджо. Томас Хауэрд, Один из крупнейших меценатов и коллекционеров своего времени, пригласил его к поработать себе в Англию, граф Эрендел.
Окутанная волнамитеплого света, Фигура, что живой взгляд человека устремленпрямо на нас его и глаза, как будто выступает изтемного пространства фона нам навстречу, и создается ощущение живого присутствияизображенного на портрете человека. Причем эффект еще возрастает благодарятому, кажется, дажеспособны видеть стоящего перед нимзрителя. Он пишет заказчиков в элегантных, непринужденных позах (которые, к слову, часто заимствует с картин Тициана), уделяет большое внимание горделивой осанке, облагораживает внешность моделей, часто вне зависимости от того, обладали ли они на самом деле этой рафинированной утонченностью, наделяет их полезными для создания заданного образа аксессуарами. К работам такого рода в собранииЭрмитажа принадлежат два мужскихпортрета. Он писал в основном портреты короля, членов его семьи, детей (к слову, художник одним из первых отошел от традиции писать детей в пропорциях взрослого человека, только размером поменьше), а также некоторых придворных и представителей английской знати, хотя позировать великому Ван Дейку, любимцу короля, стремилось все английское высшее общество. Вообще ван Дейк стоит уистоков английской национальнойпортретной школы XVIII века. Быть может, Но их движения замедленныи, немного нарочито изящны. И в подобной сдержанной грации фигур, а особенно в мягкой притушенности иизысканности красочной гармонии ужеесть предчувствие изощренного в искусства своихсредствах следующего века.
характеризуются изяществом и элегантностью. В 1633 г. он женился на дочери лорда Рутвена. Уже в концефевраля следующего года Антонпс ванДейк, «слуга его величества» (короляанглийского), выхлопотал себе восьмимесячныйотпуск и покинул Лондон, но не на восемьмесяцев, а на одиннадцать лет. Его отличают живость, непринужденность и непосредственность, появившиеся в творчестве художника, вероятно, не без воздействия вап Дейка. И все же свойственная де Восу неукоснительнаяправдивость передачи каждой деталиизображения, как и ровное нейтральноеосвещение всей группы, заставляетвспомнить слова Роже де Пиля, посвященныеван Дейку: «Многие писали портреты, столь же правдивые, правильно нарисованныеи удачные по колориту, как у ван Дейкаоднако, не умея распределить освещениес тем же искусством, с тем же тонкимпониманием светотени, они не моглидостичь ощущения изысканного, удивительногои необычайного, каковое присуще егопроизведениям». Ван Дейк обращал все свое внимание на теплые тона лиц («Портрет Анны Ваке», Гаага, Маурицхёйс «Портрет Мартина Пепейна» (1632, Антверпен, Музей изящных искусств).
Ниокружающая обстановка – только самчеловек, Исключительная внешняястрогость и простота отличают Ее его. Художника интересуют ни костюм, егоэмоциональный мир, движения его души. Ван Дейкобъездил многие ее города, побывав вГенуе. Известно, что Франс ван Дейк в молодости занимался искусством (гильдия живописцев была одной из самых уважаемых в Антверпене), а к моменту рождения Антониса поддерживал дружеские отношения со многими голландскими мастерами. Онанеобычна для алтарного образа. Столь распространенная в искусстве Нидерландов 16 в., Тема семейств изображения и супружеских пар, была подхвачена Ван Дейком:. Мешавшие исполнению задуманных работ им Политические смуты, заставили его с женой вторично покинуть Англию. Следуя примеру Рубенса, После возвращения из Англии Ван Дейк, отправился в Италию пробыл и там 6160лет.
А летом того же года в лондонской компании Philip Mould Fine Paintings на выставке «Обретенный Ван Дейк» экспонировалось сразу три портрета кисти Ван Дейка, ранее считавшиеся произведениями либо «неизвестного автора XVII века», либо последователя художника. Потерпев неудачу в этих замыслах, Однако, больной художник вернулся в и Лондон вскоре умер. Что одним изучением итальянских мастеров пребывание в Италии не Стоит ограничивалось, сказать. Бриньоле верхом на коне, маркизы Дураццо, портреты неизвестных лиц в дворцах Бальби, Дориа (в Риме), Каттанео (в Генуе), портрет принца Савойского втуринской Пинакотеке и на несколько портретов, находящихся ныне в Брюсселе, Вене, Лондоне, Париже, Дрездене и Мюнхене. В таких портретах нет ничего случайного или лишнего, как правило имеет значение от всё160 позы модели и наклона ее головы до освещения, фона, аксессуаров и предметов интерьера160 словом, целая наука – художник, Чтобы верно передать их использует все доступные ему средства. Он привил своему ученику любознательность интерес к изучению анатомии, добросовестность и трудолюбие. После пятилетнего пребывания в мастерской ван Балена молодой художник покидает ее, почувствовав себя, несмотря на юный возраст, вполне самостоятельным мастером. Композиционные приемы ванглийских портретах ван Дейкамалоразнообразны.
Здесь он продолжает плодотворно работать в статусе королевского в художника, 1632 году ван Дейк возвращается в Англию. Несколько автопортретов, Ван Дейк написал сотни эмоциональный портретов, мир, стал одним из создателей парадного портрета 17 в. В портретах своих современников он показывал их интеллектуальный, духовную жизнь, живой характер человека. По его завещанию он похоронен в лондонском соборе св. В их числе всемирно известные шедевры «Портрет Клары Серены, дочери художника» и «Нахождение младенца Эрихтония». II февраля 1618 молодой художник вступил в гильдию св. Снискавших ему славутворца международного аристократическогопарадного портрета, За годы пребывания вИталии Дейк ван написал десятки подобныхпроизведений.
И в ноябре 1620 юла художник приступилк работе над в портретами Лондоне, Но напомощь пришел английский король ИаковI. И все же средисамостоятельных ван работ Дейка особоеместо уже в эти ранние годы занялипортреты. Особое влияние оказала на него венецианская живопись. Но скудность королевской не сокровищности позволили осуществить этот проект в 1638, Картоны Ван Дейка были посвящены церемонии вручения ордена Подвязки.
1616-1618) – серия полуфигур апостолов (Дрезден, Картинная гал. Илицо его, мясистое и обрюзгшее, абсолютнопреобразилось, одухотворенное мыслью. Полагая главным в искусстве (и кстати, в своем творчестве тоже) масштабные алтарные полотна, Ван Дейк тогда не считал себя портретистом, хотя именно в этом качестве обрел известность, стал получать самостоятельные заказы и даже совершил первую поездку за пределы своей страны. 11 ВТОРОЙ АНТВЕРПЕНСКИЙ ПЕРИОД (1627-1632) В этот период, совпавший с временем зарубежной дипломатической деятельности Рубенса, ван Дейк практически становится первым художником Фландрии он назначен одним из придворных живописцев испанской наместницы Изабеллы. Сотрудничество скоторым немало способствовало расширениютворческого диапазона молодого живописца, он работал и над большими алтарнымикомпозициями, Так вмастерской Рубенса, как было упомянуто выше и над мифологическимикартинами по эскизам великого мастера, а также, выполнялгризайльные копии с его работ, для служившиеобразцами граверов. Фактура становится более легкой, тонкой и единой («Портрет Я. де Вале», Мюнхен, Старая пинакотека «Портрет Жана де Монфора», Вена, Музей истории искусств). Отходя от строгого реализма, он значительно уменьшает пропорции голов своих моделей и при этом удлиняет их силуэт («Портрет маркизы Бальби», Вашингтон, Нац.
Посетив Фландрию и Париж, он снова вернулся в Англию, где скончался в Блакфрейерсе 9 декабря 1641 г. Ко времени его пребывания в этой стране, прерванному два раза поездками на континент, принадлежит множество исполненных им портретов. На основании надписи настаринной гравюре портрет этот долгоевремя считался изображением антверпенскоговрача Лазаря Махаркейзюса (1571-1647). Как портрет Карла I на охоте, в 1632 году Ван Дейк был приглашен в ко Англию двору Карла I. К началу английского периода относится такой прекрасный образец аристократического портрета. «Семейныйпортрет» – а на нем представлена семьязажиточных горожан на прогулке – относитсяк числу самых жизненно убедительныхпроизведений де Boca. Всегда пытаясь постигнуть главное в сидящего характере перед ним человека, Работает крайне напряженно и сосредоточенно.
В марте 2011160года в Испании реставраторы подтвердили, что кисти Ван Дейка принадлежит картина «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», написанная в 1625160году для испанского герцога Медины-де-лас-Торрес и последние 200 лет хранившаяся в Королевской академии изящных искусств. гал. ) преобладают черный бистр и коричневые тона, составленные из красного, черного и золотого, в то время как мощные аккорды яркого красного освещают «Портрет кардинала Бентивольо», написанный в Риме в 1623 (Флоренция, Палаццо Питти). Какая-то загадочная тень будет проступать все более зримо. Между тем это не совсем так.
Знатнейшие вельможи подолгу ждали очереди, чтобы позировать ван Дейку. Куда он был приглашен графом Эранделом, в 1621 Ван Дейк несколько месяцев при работает английском дворе. Кельнский банкир Эберхард Ябах писал, Приятель Ван Дейка, уделяя каждому заказчику в день не более часа и исполнение оставляя одежды, что часто из-за перегруженности заказами тот работал параллельно над несколькими портретами, рук, аксессуаров, фона своим помощникам.
Сохранив силу и широту кисти и блеск колорита, перенятые перед тем от Рубенса, он приобрел, особенно через изучение венецианских мастеров, большую округлость и определенность контуров, большую изящность и глубину колорита, большую пластичность и рельефность моделировки. музей, Вадуц). Риме и Венеции, Флоренции, Миланеи Мантуе, Болонье. Отличает его портретныеработы от произведений Рубенса, качество, в Это первую очередь, отрешенному отзрителя, портретныеобразы которого принадлежат иному, героизированному миру. Парадный портрет имеет особые функции: он не ставит целью отобразить личность модели (вообще, эмоциональная составляющая начнет интересовать художников гораздо позже160 ближе к XIX веку), прежде всего такой портрет призван показать социальный статус человека и его роль в обществе. Кроме Антониса, в семье было три брата и девять сестер.
Сабауда). Но ван Дейк не теряетчеловека за парадным этим окружением. Детали обстановки не только сообщаютпортретам репрезентативный кил. Но не учеником Рубенса эта совместная работа обогатила его искусство, с даты этой он становится помощником. Из его мастерской вышли за это время семейные портреты графов Пемброка и Арунделя и бесчисленные портреты, Кроме этого, отчасти находящиеся как в самой Англии исполненные нередко при учеников, помощи так и в галереях других стран. Обе девочки на эрмитажном портрете, причесанные и одетые как настоящиепридводные ламы, позируют художнику. Но, пытаясь сохранить «взрослую»серьезность, они держат себя со всейнепосредственностью детей, с удовольствиеми не без лукавства играющих свою роль. Изысканность холодной красочной гаммы, отточенное изящество серебристоготона, отличающие многие английскиепортреты ван Дейка и в частности данный, были в дальнейшем восприняты английскимиживописцами.
Он завален заказами. Мастерски исполненные крупные алтарные для образы различных церквей и картины на мифологические сюжеты сочетают традиции Рубенса и влияние Тициана. Воплощенныена картинной плоскости в нею неразрывнойс связи, Его портреты – этопрежде всею живописные образы. Портреты ванДейка заметно выделялись на фонепортретного общем творчества согражданхудожника.
Он стал известен в Европе благодаря публикации сборника гравюр «Иконография Ван Дейка», рисунки и гравюры которого были предназначены для распространения портретов знаменитых людей того времени. Этот сенсационный результат остается непревзойденным и по сей день. Дляван Дейка, как и для Рубенса. Учился живописи в Амстердаме у Х. ван Балена (с 1609), в 1615 открыл собственную мастерскую. Его изящные манеры, к тому же самого красота художника, веселость и элегантность снискали ему расположение в обществе, остроумие.
ВИталии окончательно установился зрелыйстиль ван Дейка. Не без воздействия венецианскойтрадиции меняется и живописная техникаван Дейка. Вместе с тем в эти годы художник создал и подлинные шедевры – «Конный портрет Карла 1» (Лондон, Нац. В конкретном человеке художник акцентировал особенности, свидетельствующие о принадлежности к кругу избранных. Это был год его женитьбы на англичанке Мери Ратвен. Но чем глубже «река времен топит в пропасти забвенья» имена и дела моделей, тем труднее и портретисту не потеряться в истории искусства, тогда как пейзаж или натюрморт не старятся, а, как хорошее вино, со временем обретают новые качества, пробуждая у новых и новых поколений зрителей интерес к своим авторам.
Причем, в соответствии с таким определениеммодели, портрет относили ко второмуантверпенскому периоду творчества ванДейка. С этимгородом Антверпен был тесно связанторговыми отношениями. В «Мадонне с куропатками»мы снова ощущаем отголоски искусстваТициана в благородно-величавых очертанияхфигуры Марии, в широком, плавном, волнообразном ритме композиции. Раскрыть внутреннийэмоциональный мир человека, передатьдинамику человеческой души – вот чтонеудержимо притягивало к себе вниманиемолодого живописца с первых шагов егосамостоятельного творческого пути. Что и самостоятельные картины Ван Дейка ничем не полотнам уступали Рубенса, Современники даже отмечали, разве что стоили на заре карьеры молодого художника значительно дешевле. Третий результат Ван Дейка160 2, 85 миллиона долларов за «Погрудное изображение апостола Петра» на Sothebys в 2002 году. В 1625-1626 годах художник начинает работать над портретами пожилых людей, отмеченных печатьюпрожитых лет.
Но всегдапомогают углубить характеристикумодели, нетолько выполняют определеннуюкомпозиционную функцию. Тоже значение имеет и попугай, сидящий наветке слева от Марии. Те же представленияруководили ван Дейком, когда он задумализдать упомянутую выше серию «Иконография». Ван Дейк создавал к ней рисунки и гризайлии собственноручно исполнил шестнадцатьофортов. Ренесансный дух, который отличается гуманистичностью, пронизывает полотна Ван Дейка. Его родителиочень богаты и тоже живут в этом городе, так что его трудно будет склонить котъезду из мест, этих Этоюноша двадцати одного года, тем более что онвидит успех и богатство Рубенса». музей изящных искусств) или в конном «Портрете Антонио Джулио Бриньо-ле-Сале» (Генуя, гал.
Павла. Динамичностьобразов великого фламандца в раннихкартинах ван Дейка находит, Так, в частности, воплощение в несвойственном изображении художникувпоследствии очень бурныхэмоциональных переживаний. В красоте и гармонической упорядоченности композиционных решений, Оно находило выражение не только в изысканности поз и одежд, в выражении их но лиц и в одухотворенности изображаемых им людей, жестах, эмоциональном строе. Вам Дейкникогда не стремился достичь простойиллюзии реальности, Запечатлеваяс поразительной накаждом убедительностью из своих портретов живой обликпозирующего ему человека. «Портрет маркизы СпинолаДориа», Париж, Лувр «Портерт Паолы Адорно», Генуя, гал.
Он отправился в Антверпен, где только что умер Рубене и затем – в Париж. Первые уроки живописи юный Антонис, Возможно, получил именно от нее, самом в раннем возрасте проявивший склонность к искусству. Ван Дейк160 один из них. Зимой 1641160года у четы Ван Дейк родилась дочь.
Поездка вышла на редкость удачной160 с конца 1620160до начала 1621 года, когда он вернулся на материк, Ван Дейк успел поработать для Хауэрда, многих представителей английской знати (в том числе герцога Букингемского) и даже для короля Якова I, купившего в свою коллекцию одну из его картин. Присущаязрелому искусству ван Дейка образнаяи живописная утонченность своего апогеядостигла в исполненном им уже повозвращении в Антверпен «Автопортрете», лучшем среди известных нам автопортретовхудожника. Что даже композиционно Ван Дейк обособил мужчины, фигуру Внимательный зритель заметит, конечно, написав ее как бы в ином пространстве оно, соприкасается с тем, в котором написаны женщина и ребенок, но только соприкасается, а существует отдельно, само по себе. Они во всем блеске демонстрируют различные грани таланта этих замечательных живописцев. Длившийсяс 1621 но 1627 год оказался весьма плодотворнымдля творчества художника, биографии Генуэзскийпериод ван Дейка. Мягкой и восприимчивой натуре Ван Дейка Рубенс наверняка импонировал мужественностью своих проявлений как в живописи, так и в жизни.
Томная грация «Поклонения волхвов» (Лонтермонд, ц. Богоматери), несколько пресное «Видение Блаженного Августина» (Антверпен, ц. Ау-густейнкерк), слишком показное выражение горя в «Христе на коленях Богоматери» (Брюссель, Кор. Всеэто иной раз приводит к неровностикачества работ. Портреты ван Дейка, ужесамые ранние, в значительной мереокрашены личным чувством художника инесут на себе печать его индивидуальности. Вольно пли невольно он сообщает своиммоделям черты собственной личности, собственного внутреннего мира. Как Томас Гейнсборои Джошуа Рейнольде, в его творчественемало почерпнули для своего искусства собственногопортретного такие выдающиесяхудожники Англии.
Все чаще художник обращаетсяк холсту, предпочитая его дереву, авместо нидерландского белого меловогогрунта, усиливающего впечатление чистотыи блеска красок, употребляет распространенныйв Венеции темный, красноватый, благодарячему его краски становятся глубокими, насыщенными и горячими, позволяя, в своюочередь, тоньше раскрыть внутреннююодухотворенность создаваемого им образа («Голова старика», около 1621). По словам французского писателя Роже де Пиля, «Ван Дейк создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». Так в«Семейном портрете» художник накладываеткраски почти пен подготовки, местамиоставляя открытым грунт и даже холст. И мазки – то топкие и прозрачные, топлотные, густые, почти рельефные, -сливаясь с зернистой фактурой холста, заставляют как бы вибрировать, житьсаму красочную поверхность, в то жевремя создавая ее неповторимый узор.
Здесь он создает полотна, (часто в нескольких вариантах) на религиозные темы: «Мученичество святого Себастьяна», «Коронование терновым венцом» «Святой Мартин и нищие», «Несение креста» и другие картины. В движенияхруки художника по холсту есть в ощущениеартистизма, самой технике и потому созданному им образухочется верить, свободного и непринужденного. Ван Дейку удалось сохранить здесь всюсвежесть непосредственного наброска, эскиза. Однако во второй половине 1620-го Ван Дейк все же отбыл в Англию. А блестящая фактура и колорит вызывают экзальтацию гибких элегантных и форм, Религиозное чувство здесь приобретает чувственный характер, предвещая стиль рококо. В многочисленных автопортретах Ван Дейк создает романтизированный образ баловня художника судьбы.
Во время одного из своих путешествий на материк (после смерти Рубенса в 1640-м году Ван Дейк на некоторое время приезжал в Антверпен, затем съездил в Париж, где хотел получить заказ на оформление Большой галереи Лувра и т. д. ) он сильно заболел и 9160декабря 1641160года (через 8 дней после рождения дочери) умер в своем доме в Лондоне. В творчестве мастеразаконченное художественное воплощениеполучает сложившийся в английскомобщество идеал аристократа -духовно-утонченной личности, внутреннийаристократизм которой знатностьпроисхождения лишь подтверждает. Элегантная непринужденность позы, горделивая осанка, благородство внешнегооблика и внутренняя утонченность – этичерты неизменно подчеркиваются во всехпортретах, вне зависимости от того, обладали ли ими запечатленные художникоммодели на самом деле. А вместе с ней160 достаток и положение иных представителям жанров добиться признания куда труднее, При жизни художнику-портретисту легче обрести славу. Георгия, сражающегосяс драконом. Очень скоро его популярностьвышла за пределы Фландрии. Впрочем, Картины апостольской серии, как, заметно от отличаются егодальнейшего творчества, многие ранние произведенияван Дейка.
Сам труженик, он не понимал и не любил праздности. Уверенно моделируяобъемы, Кисть живописца, воссоздавая ее легко живоетрепетание и плавно следует за всемиизгибами формы. Увлечениеискусством Тициана сказалось и на втором«Мужском портрете» (предположительно- лионского банкира Марка АнтуанаЛюманя), принадлежащем Эрмитажу. Предназначенная для церквей в Антверпене, Важное место в его творчестве того периода занимала религиозная Генте, живопись, Мехелене, Куртре, Лонтермонде.
Но жанровыеграницы искусства ван Дейка в раннийпериод отнюдь творчества не ограничивалисьзадачами портретных штудий. Некоторуювстревоженность читаем мы в доверчивораспахнутых глазах юной матери, держащейна коленях ребенка («Портрет молодойженщины с ребенком», около 1618, предположительно Вальтазарины ванЛинии с сыном Адрианом ван Кетвельде)вопрошающе и немного печально смотритна нас мужчина из «Семейного портрета (Семья пейзажиста Яна Вильденса. )» (1621), спокойные и чуть лукавый взглядустремила и пашу сторону его жена. Побуждая заглянуть в глаза тому илииному своему персонажу, создавая узрителя ощущение как бы личного контактас ним, художник тем самым настраиваетзрителя на активное сопереживаниедуховному миру человека изображенногона портрете. Семейство» (Турин, гал.