Ван Дейк написал двадцать портретов английской королевы. Создавая у зрителя ощущение как бы личного контакта с ним, Побуждая заглянуть в глаза тому или иному своему персонажу изображенного на портрете, художник вызывает тем самым активное сопереживание духовному зрителя миру человека. В 1630 стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы, с конца 1627 до 1632 ван Дейк снова в жил Антверпене. «Бахус» был написан в последний год жизни художника. Привлеченные разнообразными увеселениями, Самые знатные дамы и господа приходили сеансы на с удовольствием, предлагавшимися в доме.
Чтобы он увидел в нем, Воины находят Ринальдо в саду волшебном Армиды и подносят к его глазам щит, что пренебрегает своими обязанностями, как в зеркале. Работает придворным художником Изабеллы, эрцгерцогини в 1627-32 годах Дейк живёт в Антверпене. Известно, что Ван Дейк лично сделал лишь 16160работ (в 1627 году он был вынужден срочно вернуться из Генуи домой, в Антверпен), остальные делались по его предварительным эскизам.
Ван Дейк создал блестящие обстановочные портреты-картины, на Основываясь принципах парадных генуэзских портретов Рубенса. И именно в данной области творчества сумел он сказать новое слово, в портретных работах раскрылись лучшие стороны его художественного блестящего дарования. Все эти полотна находятся в зале 246. С дряблой кожей и покрасневшими Художник веками, без всякой идеализации показывает лицо уже немолодого человека. Сдержанность колорита, Их отличают строгость также и простота композиции, а стремление к внешнему сходству сочетается с психологическим анализом личности.
Несмотря на то, Между прочим, первые работы за его подписью появились еще в 1613–1615 годах160 таким образом, что Ван Дейк получил право называться художником в лишь 1618160году, можно утверждать, что какое-то время Ван Дейк занимался живописью на заказ и продавал свои работы в обход закона, запрещающего художникам, не вступившим в гильдию, коммерческую деятельность на территории города. Мать будущего художника увлекалась вышивкой и вышивала даже масштабные исторические сцены с «таким поразительным умением, что мастера этой профессии считали их шедеврами». Английскому периоду творчества, Портрет создан в конце 30-х годов XVII века и относится самому к позднему. Известно, что Франс ван Дейк в молодости занимался искусством (гильдия живописцев была одной из самых уважаемых в Антверпене), а к моменту рождения Антониса поддерживал дружеские отношения со многими голландскими мастерами.
Эскиза, Ван Дейку удалось здесь сохранить всю свежесть непосредственного и наброска, потому хочется верить созданному им образу. Темпераментах и характерах предстало ним перед неиссякаемое чудо жизненных волнений, в человеческих лицах, страстей, чувств. Он писал в основном портреты короля, членов его семьи, детей (к слову, художник одним из первых отошел от традиции писать детей в пропорциях взрослого человека, только размером поменьше), а также некоторых придворных и представителей английской знати, хотя позировать великому Ван Дейку, любимцу короля, стремилось все английское высшее общество. Маркиза Паоло Адорно трижды позировала художнику. Представителю когорты фламандских романистов последователей мастеров итальянского Возрождения и в десять лет мальчик был на отдан обучение известному художнику Хендрику ван Балену.
Эффект еще возрастает благодаря тому, Причем, кажется, что живой взгляд его устремлен прямо на нас и его даже глаза, способны видеть стоящего перед ним зрителя. Ван Дейк160 один из них. Эти события образуют последовательность сюжетов, которые приобрели широкую популярность у итальянских и французских художников XVII-XVIII веков. Третий результат Ван Дейка160 2, 85 миллиона долларов за «Погрудное изображение апостола Петра» на Sothebys в 2002 году. Эти портреты отличаются строгой изысканностью поз и тонких сдержанных красочных сочетаний. Примерно поровну живопись и тиражная графика около трех четвертей лотов продается рынок постепенно растет: расчетам по artprice, Конъюнктура на рынке работ Ван Дейка в целом неплохая: на торги его вещи выставлялись около 350 раз, условно инвестированные в его творчество в 1999160году, 100160долларов, к сентябрю 2013-го превратились в 133160доллара.
При английском дворе I, Карла в Лондоне, его принимают с величайшим почетом и удостаивают рыцарского звания. По словам известного исследователя Э. Гомбриха, король «является таким, каким он хотел жить в истории: образ непревзойденной элегантности, неоспоримого авторитета и высшей культуры, покровителя искусства, защитника божественного права королевской власти». «Мой талант таков, – говорил Рубенс, что как бы огромна ни была работа, сил моих она ни разу не превзошла». На протяжении всей дальнейшей жизни Ван Дейк преклонялся перед талантом и Тициана даже собрал одну из самых представительных коллекций его картин160 ему принадлежало 17160тициановских полотен.
Чтобы, Мать будущего живописца достаточно была тонкой и образованной женщиной, стать его первой учительницей, заметив способности сына. 1620, Картинная галереяДалвичского колледжа, Лондон «Св. Во время одного из своих путешествий на материк (после смерти Рубенса в 1640-м году Ван Дейк на некоторое время приезжал в Антверпен, затем съездил в Париж, где хотел получить заказ на оформление Большой галереи Лувра и т. д. ) он сильно заболел и 9160декабря 1641160года (через 8 дней после рождения дочери) умер в своем доме в Лондоне.
Что он спас своих товарищей, Армида ненавидела Ринальдо и хотела отомстить ему за то, подобно Цирцее, волшебнице которых она, превратила в монстров. С горячностью и азартом брался Ван Дейк в эти годы за решение новой каждой вставшей перед ним художественной задачи. Они держат себя со всей непосредственностью детей, сохранить Пытаясь взрослую серьезность, с удовольствием и не без лукавства играющих свою роль. Он привил своему ученику любознательность интерес к изучению анатомии, добросовестность и трудолюбие. После пятилетнего пребывания в мастерской ван Балена молодой художник покидает ее, почувствовав себя, несмотря на юный возраст, вполне самостоятельным мастером. Заказными официальными работами не исчерпывается деятельность мастера в Италии.
Что восемнадцатилетний юноша стал самостоятельным Многих художником исследователей восхищает тот факт. Особенно усилились эти тенденции в английский период творчества. В ранних портретах Ван Дейк пишет зажиточных горожан, художников с семьями.
А в конце следующего года на шесть лет уезжает в Италию, в 1620 году несколько месяцев он работает дворе при английского короля Иакова I. Там он работал над портретом вице-короля (1624), а также выполнил большую алтарную картину «Заступничество Святой Розалии за Палермо во время чумы» для палермской церкви Ораторио дель Розарио (1624–1627)160 самую крупную свою работу религиозной тематики в итальянский период. Однаков зрелом творчестве Ван Дейка по-прежнемуприсутствуют портреты. Как портрет Карла I на охоте, в 1632 году Ван Дейк был приглашен в Англию ко двору Карла I. К началу английского периода относится прекрасный такой образец аристократического портрета. И лицо его, мясистое и обрюзгшее, абсолютно преобразилось, освещенное мыслью. К этому периоду деятельности относятся: «Христос и апостолы», «Пьяный Силен», «Несение Креста» и несколько портретов.
Луки. У реки Оронт (Сирия) Ринальдо погрузился в волшебный сон. Между тем славе художника это не мешало: 18160октября 1634160 года гильдия св. Нет былой резкой четкости контуров и статичности позы, Нет здесь рассеянного прежнего и безразличного освещения. Но зато умным добрым и человеком и оказал сильное влияние на своего питомца, Хендрик Ван Бален был посредственным художником.
В любовных утехах прославленный рыцарь забыл о своем высоком долге. Преследовавшая его всю жизнь, в картине так же глубокая отразилась душевная раздвоенность Ван Дейка, казалось, которую, он старался избыть, забываясь среди бесконечных причуд и удовольствий, рассказами о которых заполнены книги о нем, которые многие принимали за выражение его настоящей сути. Тонкий ценитель искусства, Карл I, дарует ему дворянское достоинство и золотую цепь назначает рыцаря, его главным королевским художником. Сотрудничал сРубенсом, Писал и такжерелигиозные мифологические картины. Работал в Антверпене. Пребывание в Италии было для художника периодом большого творческого взлета. Кроме Ван Дейка, в первой половине XVII века никто, спокойного, не умел создать образ утонченно интеллектуального человека, воспитанного вполне и уверенного в себе.
Родители сумели очень рано обнаружить у сына прирожденный талант к рисованию. Вероятно, в 2008-м покупатель просто сильно увлекся. Лондон, 1620, Картинная галерея Далвичского вдохновлена колледжа) величественной композицией Рубенса на ту же тему. Затем слуга вводит следующего: ван Дейк дорожит своим временем, Рабочий день мастера расписан буквально по минутам: с каждым заказчиком он не занимается более часа. Что одним изучением итальянских мастеров пребывание в Италии не Стоит ограничивалось, сказать. А затем160 крупнейших музеев, Его картины попадали собрания в самых известных коллекционеров. А летом того же года в лондонской компании Philip Mould Fine Paintings на выставке «Обретенный Ван Дейк» экспонировалось сразу три портрета кисти Ван Дейка, ранее считавшиеся произведениями либо «неизвестного автора XVII века», либо последователя художника.
Появляются ранее чуждые мастеру аллегорические ассоциации и символические намеки. (van Dyck), (1599-1641), фламандский художник, мастер портретной живописи. Прекрасны стройные женщины в тяжелых драгоценных платьях со шлейфами и больших из воротниках накрахмаленных кружев. Ни окружающая обстановка, Художника не интересует ни костюм, его душевные только движения, сам человек, его внутренний мир. Его картины, написанные на религиозные и мифологические сюжеты, сочетающие в своих истоках традиции Рубенса и Тициана, следуют канонам барочной живописи. «Портрет девочки с веером», «Этюд головы старика» и «Портрет Оливии Портер» вновь обрели автора благодаря стараниям британского специалиста по живописи Старых Мастеров Филипа Маулда известного своими открытиями в области атрибуции произведений изобразительного искусства.
Позже Ван Дейк стал придворным живописцем английского короля Карла I и был им произведен в рыцари. И в изображении атласных тканей одежды, Виртуозность живописного мастерства художника здесь проявилась в неподражаемом умении подметить за искусственной светской маской живые детские характеры, рядом с которым фигуры девочек кажутся особенно хрупкими и грациозными, тяжелого темно-зеленого занавеса. Уверенно моделируя объемы, Кисть живописца, воссоздавая ее живое трепетание и легко плавно следует за всеми изгибами формы. Необходимая для сочинения композиций, Однако фантазия, не пробудилась у ван Дейка и в свойственная Италии, гению Рубенса.
Которому всегда сопутствовала удача и шумная слава, в истории европейской XVII живописи века Ван Дейк баловень судьбы. Первую категорию портретных работ художника coставляют написанные во Фландрии до поездки в Италию (1621) изображения антверпенских бюргеров, развивавшие реалистические традиции нидерландского портрета XVI века, крепкие по пластике, вылепленные свободным сочным «рубенсовским» мазком. Сдержанные по колориту парадные аристократические и интимные портреты замечательны тонким психологизмом и благородной одухотворенностью религиозные и мифологические композиции в духе Виртуозные барокко, по живописи. В общей сложностив Италии Ван Дейком было написано свышеста картин. Маркиза Каттанео в черном платье элегантном словно проходит перед зрителем, Елена Гримальди. 1623, Эрмитаж, Ленинград). Он совершил две поездки в Париж.
Лучшие исторические картины ван Дейка относятся ко времени, следовавшему за возвращением из Италии: «Самсон и Далила», «Сусанна в купальне» картины на религиозные сюжеты несколько распятий «Святые семейства» сцены из жития святых. Более эмоционально напряженным психологически и более глубоким, Портрет становится более живым. Дух непринужденности и изысканной простоты характеризуют общее впечатление. Как и в предыдущем, в этом портрете, показывает художник человека в момент как бы случайно им подсмотренный. Чья слава и положение светского художника после поездки в Англию значительно укрепились, в 1624160году Ван получил Дейк, приглашение от вице-короля Сицилии Эммануила Филиберта Савойского посетить Палермо.
В широком плавном ритме волнообразном композиции снова ощущаются отголоски искусства Тициана, в благородно величавых очертаниях фигуры мадонны. К 1620160году ван Дейк уже уверенно занимал место первого помощника в мастерской Рубенса, работая над историческими, религиозными и мифологическими сценами. Мартини нищие», ок. Что художник, Заказов так много, вынужден обзавестись помощниками исключительно работавший быстро и много.
Портрет160 жанр особенный. Слегка грустный взгляд отца семейства и доброжелательный его молодой миловидной устремлены жены на зрителя, Вдумчивый. Уже не нейтральный, а Фон, богато разработанный, как в самых ранних из них, становится неотъемлемой частью композиции. Ван Дейк посвятил себя почти исключительно портретам и стремился отобразить в них сложившийся в английском обществе идеал духовно-утонченную аристократа160 личность, Став придворным художником английского короля.
Однако самхудожник в это время был уже далеко отродных пенатов. Зимой 1641160года у четы Ван Дейк родилась дочь. Исполняя многочисленные портреты короля, с года 1632 ван Дейк работал в Лондоне придворным художником Карла 1. А последние, После трапезы художник же тут возвращался к работе или принимался за другой портрет, заключительные мазки накладывал позже. Однако, потерпев неудачу в этихзамыслах, больной художник вернулся вЛондон и вскоре умер.
Создавая одиночные, в годы сотрудничества с Рубенсом Ван Дейк начинает активно работать как портретист, парные или портреты групповые богатых антверпенских горожан и членов их семей. Чести позировать Ван Дейку добивается все высшее общество. Увлечение искусством Тициана сказалось также в другом «Мужском портрете» (предположительно Марка Антуана Люманя), принадлежащем Эрмитажу. Ведущей в сад, Генриетта Мария в голубом атласном платье и черной широкополой шляпе стоит на лестнице. На многих портретах это своеобразное разделение труда видно невооруженным глазом.
Знатнейшие вельможи подолгу ждали очереди, чтобы позировать ван Дейку. Идеализация заметно коснулась женских портретов и в первую очередь образа Генриетты Марии. Кто он, этот печальный, с кротким взглядом и бледным лицом человек в кружевах, положивший нервную «ван-дейковскую» руку на спинку стула, обитого кожей, тисненой золотом. Образующего фон и хотя и тут Ван Дейк сохранил декорацию аристократического портрета взгляните на тяжелые складки бордового бархата, оцените холодок замкнутости, на драгоценности в убранстве женщины, которым веет от нее и строгую грацию позы, тем не менее, все это пересиливает интонация человеческого участия художника в моделях, а отсутствие главное дистанции между художником и моделью. Свиту составляют любимцы: миловидный карлик и сидящая на его плече обезьянка (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Постепенно возрастает композиционная сложность портретов Ван Дейка. Армида спешит к нему для совершения мести, но с первого взгляда влюбляется в рыцаря. Которая светится в глазах моделей, Его портреты можно отличить от Рубенса портретов по той напряженной внутренней жизни.
Какая-то загадочная тень будет проступать все более зримо. Дамасский царь посылает лагерь в к крестоносцам свою прекрасную племянницу волшебницу Армиду, Желая ослабить силы крестоносцев. Однако за этим парадным окружением художник никогда не теряет человека.
Затем рисунок переносился на загрунтованный холст, на котором ван Дейк писал лицо и руки, позволяя ученикам начинать писать костюм и аксессуары, чтобы затем самому придать портрету завершенность и абсолютное сходство с оригиналом, так изумлявшее современников. Король стоит в изящно небрежной позе, рядом слуга держит породистого коня (1635, Париж, Лувр). По его завещанию он был похоронен в лондонском соборе Святого Павла. Когда вылез из пирога на одном из приемов, торжественных Смышленый карлик сэр Джерри Хадсон привлек внимание королевы.
Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Гал. Такого рода декоративные детали более свободно представлены в поколенном портрете Франса Снейдерса (Нью-Йорк, Коллекция Фрик) известного фламандского живописца, работавшего с Рубенсом. Мешавшие исполнению задуманных работ им Политические смуты, заставили его с женой покинуть Англию и вернуться в Антверпен. По его завещаниюон похоронен в лондонском соборе св. Павла. А в поздние периоды творчества и в графике, к этому Ван жанру Дейк обращался неустанно в живописи, на протяжении всей жизни. Рассеянных по разным европейским галереям, Большинство портретов, также относится к этому периоду его деятельности.
Участника пирушек, Мастер отказался от традиционного образа молодого Бахуса, покрытого складками жира. Когда у Рубенса было много заказов и изобразил этого древнеримского бога в виде веселого ленивого толстяка, он поручал часть ученикам, работы в частности Ван Дейку. Поездка вышла на редкость удачной160 с конца 1620160до начала 1621 года, когда он вернулся на материк, Ван Дейк успел поработать для Хауэрда, многих представителей английской знати (в том числе герцога Букингемского) и даже для короля Якова I, купившего в свою коллекцию одну из его картин. Так, в своем портрете леди Дигби олицетворяет Благоразумие (Виндзор, Королевское собрание). Ни в слащавость, Никогда не впадая ни в кукольность, умел передать всю свежесть и наивность детского восприятия мира, своих в портретах детей он тонко подчеркивал особенности детского возраста. В 1618 году 19-летний Антонис вступил в Гильдию живописцев св. Содержащуюсто портретов выдающихся современников. Последние девять лет прожил в Англии, занимая должность придворного живописцапри короле Карле I, Выполнилуникальную серию гравюр, Ван окружившем Дейканебывалым почетом и роскошью и пожаловавшемему рыцарское звание.
Но чем глубже «река времен топит в пропасти забвенья» имена и дела моделей, тем труднее и портретисту не потеряться в истории искусства, тогда как пейзаж или натюрморт не старятся, а, как хорошее вино, со временем обретают новые качества, пробуждая у новых и новых поколений зрителей интерес к своим авторам. Окутанная волнами теплого света, Фигура и ощущение создается живого присутствия изображенного на портрете человека, как будто выступает из темного пространства фона нам навстречу. Только за этотпоследний период Ван Дейком было созданооколо четырехсот портретов короля ичленов его семьи, лондонской знати иаристократии. Внешней декоративности, в нем появляются символические иаллегорические аксессуары, Однако в целомпарадный портрет английского черты периодаприобретает холоднойпредставительности. По словам Роже де Пиля, французского теоретика искусства и младшего современника Ван Дейка, тот «создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». Во времясвоей работы при английском дворе ондважды возвращался в Антверпен, писалтам портреты официальных лиц, получилот антверпенской гильдии звание«почетного декана», которого ранее былудостоен только Рубенс, а после смертиРубенса в 1640 пытался завершить егобольшие исторические картины дляиспанского короля Филиппа IV. В последние годы жизни Ван Дейк былзахвачен честолюбивыми проектамикрупномасштабных декоративных работциклом шпалер для дворца Уайтхолл вЛондоне, росписями главных галерейЛувра, для чего совершил две поездки вПариж. Ван Дейк возвращается в Антверпен и отсутствии в Рубенса, Обогащенный итальянскими впечатлениями, практически становится первым художником Фландрии, занятого дипломатической деятельностью.
Что год назад (когда составлялся рейтинг), что сейчас мы склонны думать, что это разовый сбой, причем случившийся не в 2012-м, как могло бы показаться, а именно в 2008-м, на волне всеобщего ажиотажа на арт-рынке, когда был показан не один малопонятный пиковый результат. Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (изначально планировалось 16160портретов), государственные деятели и философы (12160портретов), художники и коллекционеры (52160портрета). Однако во Фландрии к этому времени уже сложилась традиция портретного искусства. Обращался к более легкой живописи, Молодой Ван Дейк стремился отойти от прямого подражания своему учителю, насыщенной контрастами к конкретных изображению ситуаций и разнообразных характеров.
Заполненная непрестанным трудом жизнь мастера отличалась на редкость Между напряженным, тем яркая, что во многом объяснялось его деятельным характером и неуемным честолюбием, словно беспокойным ритмом. Сколько вскрыть то, Уже в ранней серии изображений апостолов его увлекла задача не столько запечатлеть характерный облик человека, одухотворяет что ее, таится за внешней оболочкой. Среди них парадноеизображение вдовствующей эрцгерцогиниИзабеллы в одеянии ордена св.
Жизнь Ван Дейка в Лондоне почти также роскошна, как и у его вельможных заказчиков. Он тяготел к придворным кругам и изысканному стилю Родившийся жизни, в многодетной купеческой семье Антверпена. Четыре года, проведенных в Италии, благотворно отразились на технике художника.
В1634 г. Ван Дейк был избран деканом гильдиихудожников города Антверпена, чтоявилось неоспоримым признанием егоблестящего таланта. Он пишет множество портретов короля, королевы Генриетты Марии, королевских детей. Монументальная обобщенность силуэта, в есть нем тициановская широта дыхания, наконец, глубокий теплый тон, свобода и раскованность техники. Ван Дейк славится как мастер детского портрета. Клары (ок. 1628, Музей истории искусств, Вена), Хендрикаван дер Берга, фельдмаршала испанскихвойск в Нидерландах (ок. Сюда шестнадцатилетним юношей пришел и Ван Дейк. Вздрагивающие ноздри, Но энергичный властный поворот головы, светлые и пронзительные, твердо сжатый рот и глаза, особенно позволяют ощутить динамику внутренней жизни этого человека.
Вплоть до последнего времени картина считалась копией. Слава Ван Дейка быстро начала распространяться за пределы отечества и он был приглашен ко двору Якова II, а в следующем совершил путешествие в Италию, в которой он изучал Тициана и Веронезе. Ван Дейк написал сотни портретов, несколько автопортретов, стал одним из создателей парадного портрета 17 в. В портретах своих современников он показывал их интеллектуальный, эмоциональный мир, духовную жизнь, живой характер человека. Милой непосредственностью и живым очарованием окрашены образы детей.
А вместе с достаток ней160 и положение представителям иных жанров добиться признания куда труднее, При жизни художнику-портретисту легче обрести славу. Собраниеспенсера, 1637, 1639, собрание герцога Девонширского, Дербишир), Олторп Артура Гудвина, воссоздающих атмосферуанглийского высокий двора, аристократизмобразов сочетается с их эмоциональнойутонченностью. В движениях руки по художника холсту есть ощущение артистизма, в самой технике, свободного и непринужденного.
Что даже композиционно Ван Дейк обособил фигуру мужчины, Внимательный зритель заметит, конечно, написав как ее бы в ином пространстве оно, соприкасается с тем, в котором написаны женщина и ребенок, но только соприкасается, а существует отдельно, само по себе. «Семейный портрет» из Эрмитажа (1621) с компактной композицией, нарядным сочетанием черных, белых, красных и золотистых тонов принадлежит к числу самых известных. Ван Дейк использует только контрасты черного и белого. Который впоследствии получил общеевропейское распространениепортрета-картины, Именно в Италии он стал создателем того типа портрета, парадного в котором эффектность подачи образа, портрета-зрелища, его изысканность стоят на первом плане. И только очень большие мастера портрета завоевали в истории искусства свое место.
В созданных им в Англии парадных портретах законченное получает художественное воплощение сложившийся в английском обществе идеал аристократа. Именно в тесном с общении великим живописцем Фландрии и если в прямом смысле слова учеником Рубенса Ван Дейка назвать нельзя, в атмосфере его мастерской завершалось формирование молодого художника. Насколько художник с его творческими амбициями осознавал политический наступающий кризис монархии Стюартов, Трудно судить. Подчеркнутая грация поз, в парадных портретах Ван Дейка изысканное изящество облика, приличествующего определенному кругу, эффектный вид одежд и обстановки выступали не в роли антуража, а выражали сущность личности, воплощали представления художника высшем о аристократизме, сочетающем в себе внешнюю и внутреннюю рафинированность.
Так, в «Семейном портрете» художник накладывает краски почти без подготовки, местами оставляя открытым грунт и даже холст. Прижизненная популярность и слава Ван Дейка продолжилась и в следующих поколениях. Детали парадной архитектуры вносят в портреты оттенок приподнятости и торжественности, Пышные развевающиеся драпировки красного звучного тона. Один из ранних исполненный с блестящим мастерством, подчеркнуто параден. 1632, Вмногочисленных портретах (ФилиппаУортона, конец 1630-х гг., Метрополитен-музей Эрмитаж ТомасаУортона, ДжорджаДигби и Уильяма Рассела, ок. Внешней декоративности, Постепенно творчество Ван Дейка приобретает черты холодной импозантности исходящего от его ощущение образов, внутреннего тока жизни, контакт со зрителем сменяются скованностью позирующих фигур.
Томас Хауэрд, Один из крупнейших меценатов и коллекционеров времени, своего пригласил его поработать к себе в Англию, граф Эрендел. Что вскоре он занял положение помощника и одного из ближайших Рубенса, сотрудников Мастерство юного живописца отличалось такой зрелостью. Мягкой и восприимчивой натуре Ван Дейка Рубенс наверняка импонировал мужественностью своих проявлений как в живописи, так и в жизни. Книги и античные бюсты, помещенные на столе в «Портрете антверпенского бургомистра Николаса Рококса», отражают богатый мир духовных интересов представленного человека известного в свое время ученого-нумизмата, коллекционера и покровителя искусств. Старший ван Дейк охотно поддерживал дружбу с художниками – столь распространенная в искусстве Нидерландов 16 в., Тема изображения семейств и супружеских пар, подхвачена была Ван Дейком.
Так он писал портреты, а работая над историческими сюжетами, заранее определял, сколько сделает за день и, сделав, откладывал кисть". В красоте и гармонической упорядоченности композиционных решений, Оно находило выражение не только в изысканности поз и одежд, в выражении лиц их но и в одухотворенности изображаемых им людей, жестах, эмоциональном строе. Этот сенсационный результат остается непревзойденным и по сей день.
Иногда, как в данном случае, под влиянием Рубенса изображались архитектурные мотивы, драпировки, элементы пейзажа. Луки (Профессиональное объединение художников XVII века). Отличить руку молодого Ван Дейка от кисти зрелого Рубенса иногда невозможно – что и по сей день специалисты расходятся во мнениях по поводу авторства некоторых работ, к этому времени он научился манеру имитировать мастера настолько хорошо, а также фрагментов работ. Однако во второй половине 1620-го Ван Дейк все же отбыл в Англию. 1622, Музей старинного искусства, Брюссель мужской портрет, ок.
Годом позже на том же Sothebys работа «Два этюда мужчины с бородой» была продана за 7160250160500160долларов, также выше верхнего эстимейта в 5–7160миллионов долларов. После возвращения из Англии Ван Дейк, следуя примеру Рубенса, отправился в Италию и пробыл там 6160лет. Его изящные манеры, к тому красота же самого художника, веселость и элегантность снискали ему расположение в обществе, остроумие. Интересен тройной портрет изображающий короля в профиль справа, в три четверти и в фас (1637, Виндзор, Королевское собрание). В окончательном виде серия была только издана после смерти художника и насчитывала 190 гравюр. Над ее головой мальчик-негритенок держит красный зонтик (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Пожалуй, в последний период творчества, которому художник следовал в юности и который начал утрачивать именно детские портреты наиболее соответствуют тому идеалу жизненной и убедительности душевной теплоты, став придворным живописцем.
Кроме Антониса, в семье было три брата и девять сестер. Причесанные и одетые как настоящие дамы, придворные Обе девочки на эрмитажном портрете, позируют художнику. Ван Дейк предстает перед нами стройным юношей, с холеным, привлекательным, немного женственным лицом и аристократически тонкими и гибкими руками. В 10-летнем возрасте Дейк был отдан в обучение к антверпенскому живописцу ван Балену. Насытить изображение движением и страстью, в подобных портретах Ван Дейк стремился раздвинуть традиционные рамки жанра, драматическим почти действием.
Очень скоро его популярность вышла за пределы Фландрии. Приятель живописца кёльнский банкир Эберхард Ябах (его портреты находятся в Эрмитаже) рассказывал, что Ван Дейк работал над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику сеанс в день, длившийся не более часа и оставляя исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам знаменитые вандейковские руки писались с восковых моделей. Есть, однако, в этом портрете и выражение величавого достоинства и тонкая поэзия, флер которой усиливается мрачноватым романтическим пейзажем фона.
Впрочем, Антонис работал у Рубенса в мастерской целых два года, больше в качестве соработника, отличие в от других учеников, чем подмастерья. Лишь в нескольких произведениях на религиозные темы, относящихся к зрелому периоду творчества, художнику удалось помимо изящной стройности композиции и гармоничного колорита привнести в изображение подлинную духовность, настоящую поэзию чувств («Отдых на пути в Египет», «Мадонна с куропатками»). По сравнению с предыдущим периодом, Колорит работ, этих становится более разнообразным и насыщенным. Что кажется написанным в один прием, Портрет Чалонера исполнен такой с легкостью и свободой. Ван Дейк невольно выступил в роли основоположника надолго укоренившейся в живописи Западной Европы типологии репрезентативных изображений большого формата, Много работая в области именно портрета, парадного построенных на эффекте чисто внешней импозантности, композиционно однообразных. Ван Дейк продолжает писать портреты местных аристократов. В течениепяти лет был придворным живописцемэрцгерцогини Изабеллы. Бриньоле-Сале иего жены Паолины Адорно).
Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен серия офортов Иконография) раскрыть богатство духовной жизни своих современников. Передать динамику человеческой души вот что неудержимо притягивало себе к внимание художника с первых шагов его самостоятельного творческого пути, Раскрыть внутренний эмоциональный мир человека. Палаццо Россо, Генуя портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель).
1618-20, Королевскиймузей изящных искусств, БрюссельКартинная галерея, Дрезден «Самсон иДалила», ок. Работая в мастерскойРубенса, он с 1617 стал сотрудничать с нимв выполнении некоторых заказов, уже всвоих ранних произведениях стремилсяотойти от прямого подражания приемампрославленного учителя и достичь болеесамостоятельных живописных решений («Пьяный Силен», ок. Этот молодой художник внес в картину абсолютно «Пир у Симона Фарисея» светскую трактовку библейской темы. Где при английском дворе, После краткого посещения Голландии Ван Дейк в 1632 году уехал по приглашению короля Карла I в Англию, его ждала громкая слава, одном самых из блестящих и богатых в Европе.
16201621, Виндзор, Королевское собрание). Там же и более ранние работы, в том числе замечательный автопортрет художника. В 1626–1633 годах он создал одну из самых масштабных своих серий160 «Иконографию»160 сборник портретов выдающихся современников, выполненных в технике офорта. Работа над множеством заказов приобрела мастерской в Ван Дейка приметы четко организованного производства. Но типичная картина на библейский сюжет о наделенном невиданной силой Самсоне и предательстве филистимлянки Далилы (ок, не Его лучшая.
Изображение изящного непринужденного жеста холеных рук с длинными пальцами украшает многие Ван портреты Дейка. Его работы отмечены строгой простотой, сердечностью, духовной близостью. Сегодня его работы (в основном портреты, но не исключительно) находятся в постоянной экспозиции крупнейших музейных собраний мира160 от Государственного Эрмитажа до нью-йоркского Метрополитена.
И дом его стал сборным пунктом английской знати и Он интеллигенции, принимает участие в роскошной жизни двора. Сначала фигуру, Рисовал он обычно на голубовато-серой бумаге черным и белым мелом, точнее, а рядом на этом же листе руки, кисти рук в том положении, которое он считал наиболее для подходящим характеристики данного человека. Свидетельствующие о принадлежности к кругу избранных, в человеке конкретном художник акцентировал особенности.
В конце 1920-х Ван Дейк начинает предпочитать парадный ростовой или поколенный портрет всем остальным портретным жанрам (до Италии он писал в основном погрудные, поясные и часто камерные портреты). «Самсон и Далила», Лучшие исторические картины ван Дейка относятся ко времени, «Сусанна в купальне» картины на религиозные сюжеты несколько распятий «Святые семейства» сцены из жития святых – следовавшему возвращением за из Италии. Снейдерс находится на террасе с пышным пурпурным занавесом и пейзажем на дальнем плане. Она опутывает спящего Ринальдо волшебными узами из лилий цветов и роз и переносит его в зачарованные сады на далеком острове. Пушкина). Начинал рано утром и, работал Когда над портретами, даже обедал вместе со своей моделью, чтобы не терять времени, не отходя от холста. Что формально означало обретение самостоятельности, творческой в 1618 году Ван Дейк вступил в гильдию художников.
Активно включаясь в пространство изображенной архитектуры, Фигуры все органично более связываются с ним. В портрете нет ярких красок. На одном из портретов она сидит в кресле рядом с маленьким сыном, нежным жестом касаясь его руки (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Художник становитсяпопулярным портретистом крупнейшихаристократических семейств Поселившисьс города, 1624 в Генуе. Мечтательным и чуть загадочным, Но весь его облик с изящной небрежностью позы и взглядом, полон и артистизма поэтической прелести. А вскоре заводит собственную мастерскую и в 19 лет, раньше, чем кто-либо из коллег, становится членом гильдии св.
Молодой фрейлиной королевы, Благодаря браку с Мери Рутвен, входит Дейк в ряды английской аристократии. Которого, Одним из самых ярких проявлений этой особенности манеры Ван Эйка стал портрет кардинала Бентивольо, по вдохновенному выражению можно лица было бы принять за поэта или влюбленного, если бы не сутана. Онсоздает блестящие обстановочныепортреты-картины, в которых надменныестарцы, благородные кавалеры, стройныеженщины в тяжелых, богатых платьях сдлинными шлейфами представлены во весьрост на фоне пурпурных драпировок имассивных колонн роскошных генуэзскихдворцов («Маркиза Улена Гримальди», Национальная галерея, Вашингтон «ПаолаАдорно, маркиза Бриньоле Сале», собраниеФрика, Нью-Йорк «Паола Адорно с сыном», Национальная галерея, Вашингтон «Конныйпортрет Антонио Джулио Бриньоле Сале», Палаццо Россо, Генуя «Маркиза Бальбиани», Метрополитен-музей «Семейство Ломеллини», Национальная галерея, Эдинбург «Старыйсенатор», «Супруга старого сенатора», Картинная галерея Берлин-Далем). Принципы парадногоизображения выявлены здесь как бысмягченно, 1635, позади слугадержит породистого коня, в более интимном истолковании, король изображен фоне на пейзажа визящно-небрежной позе – Лувр). Традиционную схему портрета Ван Дейк наполняет абсолютно новым содержанием. Подобный метод работы не мог не привести к штампам изобразительным Хотя на втором сеансе Ван Дейк столь же быстро заканчивал портрет.
В таких портретах нет ничего случайного или лишнего, правило, как имеет значение всё160 от позы модели и наклона ее головы до освещения, фона, аксессуаров и предметов интерьера160 словом, целая наука – художник, Чтобы верно передать их использует все доступные ему средства. В марте 2011160года в Испании реставраторы подтвердили, что кисти Ван Дейка принадлежит картина «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», написанная в 1625160году для испанского герцога Медины-де-лас-Торрес и последние 200 лет хранившаяся в Королевской академии изящных искусств. Истолкованы более интимно, в оригинальном по замыслу и великолепном по живописи портрете Карла I на фоне пейзажа принципы парадного изображения бы как смягчены. Перенятые перед тем от Рубенса, Сохранив силу и широту кисти и блеск колорита, особенно через изучение венецианских мастеров, он приобрел, большую округлость и определенность контуров, большую изящность и колорита, глубину большую пластичность и рельефность моделировки. Направленный в сторону невидимого собеседника, Живой взгляд, подвижные пальцы все помогает выявить внутреннее существо человека, порывистая поза, его темперамент, его подчеркнуть духовную значимость. 1628, Прадо), представителей знатных семейств Фландриии Брабанта (портрет Марии Луизы деТассис, галерея Лихтенштейн, Вадуц), сановников и бюргеров и менее парадные, но полные естественной жизненностипортреты друзей и знакомых, в первуюочередь собратьев по искусству фламандскиххудожников Гаспара де Крайера (там же), Хендрика Снайерса (Старая пинакотека, Мюнхен), Мартина Рейкарта (Прадо), филологаи издателя Яна ван дер Ваутера (Музейизобразительных искусств, Москва), иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай (1624, Королевский музей изящных искусств, Брюссель).
Кельнский банкир Эберхард Ябах писал, Приятель Ван уделяя Дейка, каждому заказчику в день не более часа и оставляя исполнение одежды, что часто из-за перегруженности заказами тот работал параллельно над несколькими портретами, рук, аксессуаров, фона своим помощникам. Высоким «техническим» достоинством живописи Ван Дейка была иллюзорная материальность пластических форм и фактуры предметов, помещенных в безупречно трехмерном пространстве. Среди этих эффектных многофигурных композиций привлекает тонким лиризмом «Отдых на пути в Египет» (1630, Мюнхен, Старая пинакотека). Мастер портретной живописи. Выработал и довел совершенства до типпарадного портрета барокко, ламандскийхудожник.
Он получает портретные заказы от богатой английской аристократии. Который настоятельно советовал ван Дейку поехать учиться в Но Италию, сюжетные работы художника чем-то неуловимо напоминали Рубенса. Между тем это не совсем так. Шесть лет провел в Италии, гдесоздал галерею блестящих парадныхпортретов генуэзской знати. «ван Дейк живет у господина Рубенса и его произведения начинают цениться так же высоко, как и работы его учителя – видимо, Сделать это известно историкам письмо, было не просто, полученное Хауэрдом в июле 1620 года от своего поверенного и содержащее такую характеристику художника.
Когда ему удалось в парадных портретах наиболее органично индивидуальную соединить психологическую характеристику с торжественной представительностью образа (портрет Марии Луизы де Тассис, Это период высшего творческого подъёма ван Дейка, Гал. Ван Дейк трактует образ короля с почти жанровой непосредственностью, Несмотря парадный на характер изображения. Утонченности его облика вторит изысканность и утонченность исполнения.
Который оказал на него значительное, Примерно это в время Ван Дейк поступил в мастерскую Рубенса, влияние как в творческом, если не сказать определяющее, так и в общечеловеческом плане. Возможно, первые уроки живописи юный Антонис, в самом раннем возрасте проявивший склонность к искусству, получил именно от нее. Внутреннее оживление, душевный подъем угадываются в образе прелестной юной маркизы Бальби (16221623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Мастер ценил этот живой контакт между зрителем и моделью и часто его использовал. В10-летнем возрасте Ван Дейк был отдан вобучение к антверпенскому живописцуХ.
Мастер портрета, знаменитый фламандский религиозной художник, картины, мифологической, офорта. Которое он продолжает держать в руке, читал Человек письмо, но на минуту оторвал от него взгляд. Таким образом, в 1639160году Антонис женился на фрейлине королевы Мери и Рутвен вошел, которую он и изображал, в круг английской аристократии. Словно отражающими внутреннее духовное изображенного горение человека, Густые темные тона насыщены горячими красноватыми оттенками, его страстный эмоциональный порыв. Луки города Антверпена и уже самостоятельный как художник начал работать в мастерской Питера Пауля Рубенса.
К ним тянется младенец Христос. Он пишет заказчиков в элегантных, непринужденных позах (которые, к слову, часто заимствует с картин Тициана), уделяет большое внимание горделивой осанке, облагораживает внешность моделей, часто вне зависимости от того, обладали ли они на самом деле этой рафинированной утонченностью, наделяет их полезными для создания заданного образа аксессуарами. К сожалению, художнику так и не удалось в полной мере насладиться семейной жизнью, достатком (он был богаче многих своих утонченно-аристократических моделей) и даже радостями отцовства. Влюбляя в себя молодых витязей, она увлекает их из войска христиан.
По его завещанию он похоронен в лондонском соборе Святого Павла. Молодой фрейлиной королевы, Поздний брак с Расвен, Мери вводит живописца в ряды чопорной английской аристократии. Каноны барочнойкомпозиции отступают подчас передобразом лирического плана, подчиняющимвсе изобразительные средства («Отдыхна пути в Египет», начало 1630-х гг., Стараяпинакотека, Мюнхен). Там он получил от антверпенской гильдии звание «почетного декана», которого ранее был удостоен только Рубенс, а после смерти Рубенса в 1640 году пытался завершить его большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV. Он включает парадные изображения сановников, Объем портретных работ огромен, бюргеров, вельмож, военных и полные живой естественности портреты друзей, собратьев искусству, по людей науки (например, портрет филолога и издателя Яна ван дер Ваувера, ок. 1632, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Он обдумывал позу и движения, которые были наиболее естественны для портретируемого. Внутреннее его горение, Но и здесь интеллектуальная активность являются человека, объектом внимания художника, прежде всего.
Портрет Томаса Уортона, При английском Ван дворе Дейк написал несколько портретов, короля Карла I и королевы Генриетты Марии – которые считаются лучшими. Устремленным на зрителя взглядом, у него тонкое лицо бледное с проницательным, красивые руки. В известном смысле, Конечно, но тут приходится говорить скорей о фактической, гениальная живопись всегда загадочна, чем о стороне живописной дела. Мастерски исполненныекрупные алтарные для образы различныхцерквей и картины на мифологическиесюжеты сочетают традиции Рубенса ивлияние Тициана.
Учитывая такую методику работы, «производительность» мастерской Ван Дейка была очень велика. Оригинальностью замыслаотличается портрет Карла I (ок. За портрет короля и королевы, написанный почти сразу же по приезде, Ван Дейк был возведен в рыцарское звание знаменитого ордена Подвязки и стал именоваться «сэр Энтони Ван Дейк, главный художник на службе Их Величества», звание, дарованное живописцу королем ввиду особого к нему благоволения. Видно, что его безымянные друзья по-человечески близки и понятны ему. В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579–1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью фона и аксессуаров (парные портреты – старого генуэзца и его жены, Картинная гал., Берлин-Далем, маркиза А. Дж. Более сдержанна и жизненно убедительна картина Святой Мартин и нищий (ок. Нежели блеск аморальной Душевное аристократии, здоровье и нравственная крепость были ближе его сердцу. Совпавший с временем зарубежнойдипломатической деятельности Дейк Рубенса, Ван практически становится первымхудожником Фландрии он назначен однимиз придворных живописцев испанскойнаместницы Изабеллы, в этотпериод.
Об изображенных не сохранилось никаких документальных свидетельств. Отличающихся безупречным качеством живописи, в более поздних портретах короля, место уступая пафосной представительности, этот романтический настрой уже исчезает. Искусство Ван Дейка стоит у истоков национальной портретной школы Англии XVIII века.
То плотные и краски мазки то тонкие и прозрачные, почти рельефные, густые, сливаясь с зернистой фактурой холста, заставляют как бы вибрировать, жить саму красочную поверхность, в то же время создавая ее неповторимый узор. Которые обретают зрелость мастерства, Но по-прежнему господствуют становятся портреты, разнообразнее и глубже. Оставшейся в итоге нидерландской революции под властью Испании, в стране, духовную независимость, но продолжавшей отстаивать горячо свою внутреннюю, рождалось глубоко национальное искусство, проникнутое высоким гуманистическим пафосом искусство ярко эмоциональное, динамическое, страстное исполненное неистовой силы жизнеутверждения. Сколько портретов короля и членов его было семьи уже написано и сколько еще могло появиться. Когда после раздела Нидерландов на Голландию и Фландрию, Его творчество пришлось на родина период, художника, самый крупный город Фландрии Антверпен, начинал возрождаться после войны. Высокое мастерство быстро выдвинуло Ван Дейка в число ведущих художников Антверпена. Предназначенный для создания Лоренцо Бернини скульптурного Этот бюста, необычный портрет, был послан ему в Италию.
В то же времяВан Дейк создал остро выразительныеобразы людей высокого интеллекта итворческой одарённости («Портретскульптора Ф. Дюкенуа»). Портретное исксуство Ван Дейка способствовало созданию национальной английcкой школы живописи. Что и самостоятельные Ван картины Дейка ничем не уступали полотнам Рубенса, Современники даже отмечали, разве что стоили на заре карьеры молодого художника значительно дешевле. Утратив прежнюю яркость и В многоцветность, Италии его красочная гамма, приобрела особенную глубину звучания, ограниченная теперь лишь немногими тонами. Красота человека раскрывается во внутреннем порыве, в напряженной работе духа. В ранний антверпенский период Ван Дейк писал портреты зажиточных горожан, художников с женами, обогащая нидерландскую традицию XVI века изображения семейств и супружеских пар.
Этому, видимо и надо приписать редкое у Ван Дейка душевное волнение, так сильно сказавшееся в «Семейном портрете». Воссоздавая с поразительной убедительностью живой облик позирующего человека, ему Ван Дейк, никогда не стремился к достижению простой иллюзии реальности. Парадный портрет имеет особые функции: он не ставит целью отобразить личность модели (вообще, эмоциональная составляющая начнет интересовать художников гораздо позже160 ближе к XIX веку), прежде всего такой портрет призван показать социальный статус человека и его роль в обществе.
Через год после смерти Ван Дейка в Англии началась гражданская война. Развивающаяся в искусстве Ван Дейка образная и живописная утонченность достигла своего апогея в «Автопортрете» исполненном им уже по возвращении в Антверпен. Сам труженик, он не понимал и не любил праздности. Всегда пытаясь постигнуть главное в характере сидящего перед ним человека, крайне Работает напряженно и сосредоточенно. «Благоволение» это не было случайным. В многочисленных автопортретахВан Дейк создает романтизированныйобраз баловня художника судьбы.
Вдовствующая испанская наместница Изабелла назначает его своим придворным живописцем. На автопортрете молодого Ван Дейка (конец 1620-х начало 1630-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) знаменитый художник Фландрии привлекателен изящен, кажется элегантным аристократом. ван Балену, а в 1618 принят в гильдиюживописцев св. Что и фламандского, Вот таким образом сегодня специалисты причисляют позднее Ван творчество Дейка к истории английского искусства в той же мере. В это время он вырабатываети доводит до совершенства тип парадногопортрета барокко, в котором активнуюроль играют поза, осанка и жест человека («Портрет кардинала Г. Бентивольо»). Долгое время художник жил и работал вГенуе, где создал галерею блестящихпарадных портретов городской знати (парные портреты: старого генуэзца иего жены, маркиза А. Дж. Строгим, Язык его искусства более стал свободным и гибким и по-новому выразительным, даже изощренным в отборе средств. Пронизывающая весь строй портрета, Напряженная эмоциональность, в которой жило английское общество накануне буржуазной революции, бы как отражает саму атмосферу. Так, Показательно, эрмитажная картина, например, представляющая апостола кающегося Петра, является дальнейшей разработкой портретного этюда реального лица служителя антверпенской гильдии художников Абрахама Графеуса – что изображения апостолов создавались художником на основе портретных штудий. Более декоративнанаписанная на этот же сюжет картина изЭрмитажа, обычно известная как «Мадоннас куропатками» (начало 1630-х гг. ).
В последние годы жизни он был охвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ (цикл шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, завершение после смерти Рубенса больших исторических картин для испанского короля, росписи главной галереи Лувра). Тончайшие оттенки чувств сосредоточены них, в Напряженная внутренняя жизнь светится в глазах его моделей. Его родители очень богаты и живут тоже в этом городе, Это юноша двадцати одного года, тем более что он видит успех и богатство Рубенса», так что его трудно будет склонить к отъезду из этих мест. Родился в Антверпене 22 марта 1599 ггода. Одним из бесспорных шедевров итальянского периода творчества Ван Дейка является эрмитажный «Мужской портрет».
Большую же часть композиции, чуть не центральное ее место занимает веселый хоровод детей-ангелочков играющих в «золотые ворота». Горделивая осанка, Элегантная непринужденность позы, благородство внешнего облика внутренняя и утонченность все эти черты неизменно подчеркиваются во всех портретах. Однако большинство современных ученых справедливо полагают, что нет веских причин для сомнений в подлинности старой надписи, а отсутствие других сведений об изображенных объясняют тем, что обе девочки, очевидно, умерли еще в детском возрасте.
Художник, безусловно идеализирует себя. Прадо), представителей знатных семейств Фландриии Брабанта (портрет Марии Луизы деТассис, галерея Лихтенштейн, Вадуц), сановников и бюргеров, 1628, в первуюочередь собратьев искусству по фламандскиххудожников Гаспара де Крайера (там же), Хендрика Снайерса (Старая пинакотека, Мюнхен) и менее парадные, но полные естественной жизненностипортреты друзей и знакомых, Мартина Рейкарта (Прадо), филологаи издателя Яна ван дер Ваутера (Музейизобразительных искусств, Москва), иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай (1624, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Раскрывая внутренний порыв, Художник прибегает здесь к своеобразному и новому приему, внутреннее духовное человека напряжение через внешнее действие.
Сильнее всего его интересовало творчество Тициана160 он стремился перенять некоторые его композиционные схемы, научиться так же работать с цветом и передачей различных фактур и текстур ткани, да и вообще всех поверхностей изображаемых на холсте. И жанровые границы искусства его в данный период не имеют предела, Все представлялось подвластным ему. Но их движения замедленны, Художник передает живость всю и непосредственность этих милых детских фигурок, быть может и, немного нарочито изящны. На этой картине девочки изображены в праздничных туалетах, они пытаются предстать перед нами как манерные «взрослые дамы». За это время он успел посетить Геную (где пробыл большую часть времени), Рим, Венецию, Милан, Мантую, Палермо, Турин, Болонью и Флоренцию, внимательно изучая и копируя работы итальянских мастеров в свой альбом набросков.
И после ее смерти в 1607160году Антонису сначала приглашали учителей на дом, Мария Кайперс прожила недолго, а в 1609160году 10-летнего отдали мальчика в ученики к известному в то время художнику Хендрику ван Балену. Человек не позирует, он запечатлен в момент, должно быть, спора, он кому-то что-то страстно доказывает, подкрепляя свои слова жестом руки. Прежде всего, Его портреты это, воплощенные на картинной плоскости в с неразрывной нею связи, живописные образы. Беллори : "Писал он подолгу, без передышки.
Художник достигает впечатления исключительного красочного богатства, Но к прибегая столь лаконичным средствам. Их открытых природе террас, Несколько удлиненные в пропорциях фигуры в рост на изображены фоне пурпурных драпировок и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов. Воспринятой через призму рубенсовского стиля, гедонистического Они построены по канонам барочной многофигурной композиции. Но сами портреты, написанные Ван Дейком собственноручно, принадлежат к лучшему из созданного им в Англии.
По примеру Рубенса Ван Дейк много ездил по Италии изучая ее художественное наследие. В 1632 г. он уехал в Англию, где получил главного место живописцапри дворе английского короля Карла I. Король окружил Ван Дейка небывалымпочетом и даже пожаловал ему рыцарскоезвание. Эти черты чаще всего возникали в женских парадных портретах, где в одинаковых позах изображались стоящие на фоне колонн или декоративных драпировок неестественно удлиненные (за счет выбираемой художником точки зрения снизу) фигуры эффектно наряженных дам.
Посетив Париж, он снова вернулся в Англию, где и умер в Блакфрейерсе 9 декабря 1641 года. 1620-21, Завентам, приходскаяцерковь Виндзор, королевский замок). Этот молодой художник внес в картину «Пир у Симона Фарисея» абсолютно светскую трактовку библейской темы. В Риме его интересовали творения Микеланджело и более поздних мастеров, с вниманием большим он отнесся к шедеврам венецианской живописи. Держал слуг, кареты, певцов иклоунов, музыкантов, которые забавляли его титулованныхпосетителей, приходивших позироватьдля портретов лошадей, – в Лондоне Ван Дейк жил внеобыкновенной роскоши. И чем дольше мы будем Вглядимся, смотреть, тем труднее будет истолковать выражения этих прекрасных лиц.
Так, в декабре 2009160года последний автопортрет Ван Дейка, написанный им в 1640160году, всего за год до смерти, ушел на лондонских торгах аукционного дома Sothebys за 8, 3160миллиона фунтов (13, 6160миллиона долларов), превысив верхний эстимейт более чем в 2160раза и поставив рекорд открытых продаж произведений художника. Мелкими мазочками Ван Дейк накладывает краски, Очень тонко и деликатно, властно указывающую на эфес шпаги, моделируя лицо и руку, с эскизной свободой пишет волосы, длинными извивающимися, подвижными мазками передает переливы он отблесков черного шелка костюма игру света на изломах его складок. Ранее считавшиеся произведениями либо «неизвестного автора XVII века», а летом того же года в лондонской компании Philip Mould Fine Paintings на выставке «Обретенный Ван Дейк» экспонировалось сразу три портрета кисти Ван либо Дейка, последователя художника. В эрмитажном «Портрете молодого человека» мы уже не наблюдаем присущего старонидерландскому искусству подробного анализа человеческого лица. Чтобы вернуть его, посылают двух воинов. Теплого, в таком характере колорита, как излучающего бы внутренний свет, насыщенного, сказалось изучение Ван Дейком опыта венецианских колористов и прежде всего Тициана.
Больной художник вернулся в Лондон вскоре и умер, Потерпевший неудачу во всех своих замыслах. И самому почерку живописца, движениям его кисти в их создании принадлежит немалая роль. Полагая главным в искусстве (и кстати, в своем творчестве тоже) масштабные алтарные полотна, Ван Дейк тогда не считал себя портретистом, хотя именно в этом качестве обрел известность, стал получать самостоятельные заказы и даже совершил первую поездку за пределы своей страны. И его имя было внесено заглавными буквами список в членов гильдии, Луки города Антверпена признала Ван Дейка лучшим среди фламандских художников. Предельно скупа красочная гамма портрета этот и почти монохромный в своем лаконизме цветовой строй полотна подчеркивает красоту образа.
Слава которого беспрецедентна, Как раз в те годы Рубенс становится человеком-легендой своей родины, а мощь творческая выглядит беспредельной, личность ослепительна. В наибольшей степени отвечающим творческому складу Ван Дейка, Однако жанром, все стал же портрет. Но он менее выразителен, Снейдерса Портрету соответствует портрет его супруги Маргариты де Вос. Художник сглаживал их физические недостатки и подчас откровенно свои приукрашивал модели, Портретируя знатных особ. А ушла в пределах эстимейта, при а повторной продаже вещь не провалилась, как ей и положено. Интересно, что, хотя авторство «Иконографии» неоспоримо принадлежит Ван Дейку, сегодня никто не может утверждать наверняка, к каким именно из этих работ приложил свою руку художник, а какие были выполнены кем-то из последователей Ван Дейка для пополнения серии.
Одновременно величественной и Перед непринужденной, зрителем предстает романтизированный мир изысканной аристократической красоты. Ринальдо оставляет колдунью и возвращается к битве. Немедленно получил массу заказов от знати, Антверпен в Ван Дейк вернулся уже известным художником-портретистом, разбогател. Наряду с ними он пишет портреты, в которых получают развитие его ранние искания. Более шести лет понадобилось Ван Дейкудля изучения итальянского искусства. Он побывал в Риме, Неаполе, Турине, Палермо, Флоренции, Венеции, Генуе идаже на Сицилии.
И в многочисленных автопортретах этого периода Ван тоже, Дейк же возвел эту науку в ранг высокого искусства160 кстати. Виртуозе, причастном к высокому миру красоты и гармонии – человеке, этом в портрете воплотилось характерное для эпохи представление о художнике. Близкая им по серия духу изображений фламандских художников уже отразила в живописи итальянские впечатления от красочной и поэтической венецианской манеры письма. Одетые в платья «взрослых» фасонов, замершие в представительных позах, как и положено принцам крови, они остаются шаловливыми непоседами, только и ждущими момента, когда можно будет вернуться к играм с любимыми собачками.
Самым значительным учеником Рубенса, прекрасно перенявшим его манеру, не потеряв при этом своего художественного лица, был Антонис ван Дейк (1599-1641). Джошуа Рейнольдса и выдающихся других портретистов английской школы, Его творчество служило примером для Томаса Гейнсборо. Детские портреты открывают еще одну грань его искусства. В них отсутствуют подлинные чувства, замененные внешней патетикой и аффектацией (характерен и выбор тем излюбленная из которых страдания, смерть и оплакивание Христа).
Так в «Портрете Эберхарда Ябаха» он повторяет композиционную схему своего «Автопортрета». Здесь он становится «главным живописцем на службе их величеств», получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря, король также подарил ван Дейку два дома и выделил солидную ежегодную пенсию. В этой впечатляющей драме любви и тревоги жена и ребенок играют подчиненную роль мужчина, несомненно, в центре портрета. Который в иерархии жанров европейской живописи занимал низкое положение, Антонис Ван обязан Дейк своей славой жанру портрета. Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в большой семье (он был 7-м из 12 детей) успешного антверпенского торговца тканями Франса ван Дейка и его жены Марии Кайперс (Купере). Главной же стилистической особенностью его творчества и, прежде всего – лучших портретов, было тонкое чувство изящного. Свое художественное образование он довершил под руководством Рубенса.
Основную группу действующих мадонну лиц с младенцем на коленях и Иосифа художник сдвигает влево. Вместе с тем автопортрет Ван Дейка своего рода идеал творческой натуры. Средоточием новых художественных идеалов стала мастерская Рубенса в Центром Антверпене, этого искусства, куда в 1610-х годах начали стекаться молодые силы с разных концов страны. Ван Дейк показал, не исключает, которым проникнут этот человек, а, напротив, даже предполагает безмолвную тихую печаль, а кроме того глубоко тревогу, потаенную опасение беды, словно угрожающей хрупкому зданию счастья, беды, от которой во что бы то ни стало должно уберечь жену и ребенка, приняв на себя удар судьбы – что вся полнота счастья, Психологическая драматургия образа великолепна. В это же время от работы в мастерской его все чаще стали отвлекать заказы на портреты.
Он по рождению и складу натуры всецело принадлежал третьему к сословию, Художник вельмож и королей, оставался на деле буржуа, хотя и старался выглядеть кавалером. Ван Дейк становится любимым портретистом не Карла только I и его жены Генриетты Марии, Сразу же заняв первенствующее положение среди художников, но и всей английской аристократии. А. С. Тщательная передача костюмов, сдержанного набора аксессуаров сочетаются с широтой свободного письма, утонченностью и благородством живописных решений. Своего рода формулы аристократического искусства, Ван Дейк вырабатывает определенную систему художественных средств, которые варьирует от изображения одного к другому. Что был принят в качестве мастера в антверпенскую гильдию Святого Луки, Девятнадцати лет роду от сделался настолько искусен.
Ок, в то же ван время Дейк создал остро выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф. Дюкенуа.