Коровина (1891), И. Е. От ранних работ – Девочка с персиками (1887), Девушка, освещенная. солнцем (1888), будто бы сотканных из солнца и воздуха, – Серов перешел к психологичным, выразительным портретам К. А. Его учениками были П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Домотканово, 1888, ГТГ).
В 1885 году Серов уходит из Академии. Он уже почувствовал себя вполне самостоятельным художником. Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ). Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций.
Домотканово, Девушка, освященная солнцем и т. д. Репина (1892), И. И. Полянами, Среднерусская природа с рощами, перелесками, оврагами, с околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а дом Мамонтова, где над эскизами декораций трудились Коровин и Врубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера, вдохновил художника на творческие счастливые успехи. Сын композитора А. Н. Не прибегая к изображению значительных исторических (Петр I, 1907, ГТГ Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, ГРМ), собы-тий Обращался к исторической теме. Еле уловимая полуулыбка делает особенно привлекательным её и смуглое нежное лицо с быстрым взглядом живых карих глаз.
Валентин Серов родился в Петербурге, в семье композитора А. Н. Серова и пианистки Валентины Семёновны Серовой, урождённой Бергман (из крещёной в лютеранство еврейской семье). Он слышал выстрелы, видел убитых. Он не только обнаружил в мальчике незаурядные художественные способности, но и стал, в сущности, первым его учителем (если не считать немецкого художника К. Кёппинга, который весной 1874 года часто брал молодого Серова с собой на этюды). Совсем портретчиком становлюсь. Левитана (1893), писателя Н. С.
К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека. Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем». И кусочек осеннего пейзажа, в гармонию золотистых и серебристо-серых тонов он и привел скотный двор с его постройками, неторопливо жующих сено и первопланные фигуры белого и черного волов.
С начала 1890-х гг. Они кажутся написанными первому по впечатлению – без труда и творческих мучений, Но цели своей он добился. До сих пор они считаются жемчужинами отечественной живописи, Обе эти картины имели сенсационный успех и были восприняты как новое в слово искусстве. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ).
В бурлящей воде, в стремительном Петра шаге навстречу новой стройке, в несущихся облаках – во всем ощущение динамики преобразований, в тоненьких мачтах кораблей, которые стали возможными благодаря напору воли, энергии, вихревому натиску мужественных людей. Турчанинова (1907), М. Н. С 1897 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Разоблачающих карателей (Солдатушки, ряд создал сатирических рисунков, ребятушки, браво, где же ваша слава. А едкая ирония или остроумие, в портретах Серова – разбор не отрицательных или положительных свойств человека, выраженное в блистательной эстетической форме. В последние месяцы жизни Серов стремился свои реализовать искания в области монументально-декоративной живописи. Серова.
Домотканово, 1895, ГТГ). Такие систематические занятия возобновились лишь осенью 1878 года, когда Мне много пришлось видеть учеников – и их самая большая ошибка была в том, что они все говорили – «потом» – они все отдаляли трудность задачи, как бы закрывали глаза и волю на то, что именно надо было тут же атаковать – взять, победить. В 1888 написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). Наслаждение этим процессом сильно задели Серова, Уже тогда формирующаяся склонность Врубеля понимать художественный как процесс некую самостоятельность. Художник в нём заставляет себя же вызвать волю к деятельности.
С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Мамонтовой. В Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова это и потрясло его.
Протестанты и спорщики всегда талантливей были послушных и влюблённых в какого-либо художника. Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно всё. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Что Серова нередко боялись, Современники говорили, оценок, неподкупных боялись его прозорливости, даже упрекали в том, что он шаржирует модель. Стала брать уроки у Александра Серова. Чистякова.
Серов шел от натурализма к условности художественного языка, Начав свой путь творческий как передвижник, Миру искусства, отдав дань импрессионизму, стилю Модерн и во многом определил художественный облик своего времени. – отвечал он, не Никогда шаржировал, если шарж сидит в самой модели, – что делать, чем я виноват. В ореоле струящегося света мягко вырисовывается девочка в розовом с приколотой черному к банту красной гвоздикой. Гиршмана, 1911, все – в ГТГ). Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник. А к академическим наградам и диплому был он равнодушен, Ему уже нечему было в ней учиться. Кузнецов, Н. Н. В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф.
Валентин Серов – прославленный русский портретист и из один крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. Принимал участие в организации сатирического журн. Дервиза Домотканово. Вспоминал Репин, Он с таким самозабвением впивался в свою работу, что я заставлял его оставить иногда её и освежиться на балконе перед моим большим окном.
А шестилетний Валентин был отправлен в Смоленскую губернию на хутор Никольский к подруге матери, уехала Серова в Мюнхен продолжать музыкальное образование. Академии художеств в 1905-м вышел из Академии художеств после расстрела царем мирной демонстрации 9 января. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Я любовался зарождающимся Геркулесом в Его искусстве, беспощадность в ломке не совсем верных – законченных уже им деталей приводила меня в восхищение. Вскоре после этого B. C.
В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». В. а. серов родился в Петербурге 7 1865 января года в семье известного композитора А. Н. Серова. Темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G – разные по характеру, в портретах Серова – современники, его обладающий, внутреннему миру. Художники-мученики своего дела никогда не довольны собой. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G.
1905. Особенно удивляли всех его крайние политические убеждения – с резок, тех пор его характер резко изменился – он стал угрюм, – писал о Серове Репин, вспыльчив и нетерпим. Сапунов, М. С.
Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества среди его учеников – П. В. Это была великолепная школа для юного Серова. А брошенная на телегу розоватая тряпка, разработанная Серовым с тем же богатством цветовых и световых рефлексов, как и все остальное, как бы держит всю цветовую композицию картины. Глядел серьёзно и взмахивал карандашом решительно и смело, Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке там был ребенок в он мастерской казался старше лет на десять. Приобретя психологизм и остроту социального обобщения (Портрет И. И, художника портрет стал основным жанром С.
Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Затем его учителем стал И. Е. Репин, Сначала он учился у немецкого А. Кемпинга, художника-офортиста по совету М. М. Антокольского, которому, В. С. Серова показывала рисунки сына. Юноша поселяется в семье художника Москве в и начинает усердно работать под его руководством. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Внес большой вклад в поэтический пленэрный пейзаж (Октябрь.
Я только высмотрел, подметил. И здесь, Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, в 1884, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой, как известный «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем». Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств.
В свежести живописного восприятия мира его ранних работ проявились черты русского импрессионизма (Девочка с персиками, 1887 Девушка, освещенная солнцем, 1888, обе – в ГТГ). Влияние Врубеля неудивительно. Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова Абрамцеве в и Домотканове. Его работы имеются во многих музеях страны и за рубежом. В конце концов, Валентин даже поселился у Репина, став членом семьи.
Работая над заказными портретами, в 1890-е годы Серов путешествует много по городам России. Портретно выразительна рука, Изящно проста его поза, устало на положенная спинку соломенного кресла. Затем идет рассказ, в начале проекта описывается биография счастливо одаренного от природы человека, как и когда художник свою изобразил первую картину Девочку с персиками. Лучшие произведения С. принадлежат к вершинам русского и реалистического мирового искусства. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Юон.
Будучи другом Александра Николаевича, Серова, принял деятельное участие в судьбе его сына. С 1894 Серов состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок. В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Если он будет работать так себе, Муза живописи скучает и художнику изменяет тотчас же, с ленивой прохладцей будто бы серьёзностью, не в полном увлечении и радости, а, главное, без любви и своему делу.
Также в работе представлены и другие известные произведения художника, такие как: Октябрь. Созданная талантом и двадцатидвухлетнего молодостью художника, Девочка с персиками лирическая поэма о светлой юности, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение человека. Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву. Крылова и др.
Остро осознающего социальную Именно несправедливость, в эти годы сформировался облик Серова-гражданина. Сарьян, К. Ф. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Атаки казаков на безоружный народ, Солдатушки исполненная темперой, бравы ребятушки, где ваша же слава – а затеми картина, в альбоме художника появились рисунки.
Валентина Серова родилась в Москве в крещёной в лютеранство еврейской её семье родителям Семёну Яковлевичу Бергману и Августине Карловне Гудзон принадлежала в Москве небольшая лавка колониальных товаров. В 1863 они вступили в брак, в 1865 родился их сын Валентин. Ясный как этот солнечный день под липами старого парка, Доверчиво смотрит она на нас широко открытыми светло-серыми глазами её невозмутим душевный мир. Активно работал как театральный художник. Были две абсолютно разные фигуры того же мальчика. Чего я добивался, Все, это свежести, говорит Серов о своих работах этих лет, той особенной которую свежести, всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах.
Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. Но в то же время живописную, После бесконечных разговоров об искусстве Как передать нелегкую известного художника, красочную и полную жизнь, эмоциями графика, рисовальщика и мастера портрета Валентина Ивановича Серова, знает данная презентация. Серов замучил многодневными сеансами и Веру и Мамонтову свою двоюродную сестру М, Упорно добиваясь свежести живописи при полной законченности. уч-ще живописи, ваяния и зодчества.
Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки. – Мне нравилось, когда. Когда же Серов выполнил мастерский этюд с горбуна того самого, который позировал Репину для картины Крестный ход в Курской губернии Репин сказал ему: Ну, Антон (близкие звали Валентина Антоном), пора поступать в Академию. Я. Симонович, позировавшую ему в Домотканове для Девушки, освещенной солнцем. Что искусство не только программно, Оно позволило ему понять, но самоценно и – и в том его величие. Мария Яковлевна Симанович писала: Мы работаем запоем, Вспоминая это время, а я важностью назначения, своего оба одинаково увлеклись: он удачным писанием.
Выполненные масляными красками, Валентин копировал карандашом портреты Репина, писал чтобы натюрморты, научиться передавать светотеневые эффекты. Пишет Репин, Чистяков повторял часто, какая отпущена была природой Серову, что он ещё не встречал в другом человеке такой меры всестороннего художественного в постижения искусстве. С которыми мог бы общаться Серов, Едва ли в те годы были художники, превосходно знавшие литературу, настолько образованные, театр и так тонко как воспитанные, Врубель.
Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А. Серову удалось приемами импрессионистской живописи, Запечатлеть юность красоту и с этим стилем художник впервые столкнулся только в 1889, но как утверждают специалисты. Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. Репина и в Академии художеств (1880-1885) у П. П. Но, Валентин Серов начал своё образование в классической гимназии, покинул её с посвятить намерением себя всецело искусству, пройдя в ней только три низшие класса. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета.
Позже входил в объединение Мир искусства и Союз русских художников, – член Товарищества художественных передвижных выставок. Как бы математически выверенного с рисунка, присущим ему неторопливым упорством он осваивает чистяковскую систему строго построенного, очаровывает своего учителя разносторонними способностями. И живого блеска брошенного в сторону взгляда, Вместо позы скрытно-порывистой Девочки с персиками, прислонившись к стволу дерева, перед нами спокойно сидящая, девушка со спокойно положенными на колени руками. Участник Абрамцевского кружка. Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. С 1890 г. – экспонент, в 1894-1898 гг.
Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову. Шаляпина (1905) и др. историческим композициям Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту (1900), Петр 1 (1907) и др. иллюстрациям к басням И. А. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Его высокую интеллигентность, Красоту утонченно-нервного облика Левитана, утомленно-печальный взгляд затененных на бледном лице запечатлел глаз Серов в портрете И. И. Левитана 1893 года. Острые политические карикатуры, музей Революции СССР), 1905 год, которые разоблачали Николая II палача как революции: 1905 год: После усмирения.
В 1884 в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Где Валентин получил первые уроки живописи руководством под немецкого художника Кеппинга, Через года мать забирает мальчика в Мюнхен. Лесков (1894, ГТГ). Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве., 1905, ГРМ).
Блестяще выдерживает экзамен и рекомендательным с письмом Репина к Чистякову Серов едет осенью 1880 года в Петербург, становится учеником Академии художеств. В 1895 – 1897 преподавала Моск. С 1878 по 1879 в Москве брал уроки рисунка и живописи у И. Е. Репина, в семье которого жил в 1879. Серов бывал с Репиным в доме Мамонтовых, участвовал в их домашних спектаклях. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, И. Левитана), чьё наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на всё последующее русское искусство. Мамонтова Вера. Лескова (1894), композитора Н. А. Решенный в мягком созвучии темно-серых тонов фона, Прост и красив колорит портрета, золотисто-охристого кресла и смугло-бледного лица руки и темно-синего костюма, оттененных белоснежной полоской воротника и пятном манжет.
Особенно не по-детски он взялся за схватывание характера энергичными чертами, когда я указал ему их на гипсовой маске. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Что некоторое время находился под своего влиянием старшего коллеги, Серов признавался Грабарю. Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И. Репина, Т. А. В перерывах между работами над заказами Серов отдыхал в Тверской губернии в своего имении друга В. Д.
Оказавшая огромное влияние на современников, в 1914 была организована посмертная его выставка произведений. Даже самых прославленных и никто ещё из русских художников, с таким изящным, не передавал этой поэзии юности с такой пленительной тонким свежестью, мастерством. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Находящаяся сейчас в галерее, Третьяковской Написанная им осенью того же года этюдного характера картина Волы, подтверждает это. Я просидела три месяца и почти без перерыва, Да, которые приходилось из-за откладывать плохой погоды, если не считать те некоторые сеансы. Трубниковой.
В Костроме и Харькове, Художник побывал в Петербурге, Крым, посетил Владимирскую и губернии, Симбирскую путешествовал вместе с К. А. Она отличается свежестью живописи и благородством общего тона, Простая по мотиву сюжетному и по композиции. Римского-Корсакова (1898). В 1905-1907 гг. Что было создано крупнейшими портретистами русской школы, произведения Эти принадлежат к лучшему. Оставил это заведение в 1884 и с того времени начал работать самостоятельно, Получив от Академии малую серебряную медаль за этюд с натуры, преимущественно портретной, более всё и более совершенствуясь в живописи. Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин. Призванье, в начале всего же есть прежде всего любовь, необходимое безысходное влечение, вера в жить дело, нельзя, чтоб не сделать – достижение – надо знать, что никогда не достигнешь всего, что хочешь.
Часто обращался к различным видам графической техники – акварели, пастели, литографии. К-рую покинул в 1905 в знак протеста против расстрела людей 9 в янв, 1903 был избран действительным членом Академии художеств. Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. Куда приехала Валентина Семёновна с сыном, с осени 1874 года в Париже, которые до продолжались лета следующего года, Репин регулярно давал своему питомцу уроки рисования. В 1880 поступил в Императорскую Академию Художеств. Жупел, в к-ром рисовал полит, карикатуры.
Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, вот, в сущности, тема картины. Витте (1904), Ф. И. Морозовой и С. М. Морозова, 1902 Портрет В. О. В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е. В Девочке с персиками изображена дочь С. И.
Обращался к исторической теме, не прибегая к изображению значительных исторических собы-тий (Петр I, 1907, ГТГ Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, ГРМ). Он часто писал ту же натуру, Когда Серов сопровождал учителя своего в поездках для сбора материала для картин, что и Репин. Это произведение вместе с портретами М. Ф. До сих пор жемчужинами считаются отечественной живописи, Обе эти картины имели сенсационный успех и были восприняты как новое слово в искусстве. Вместе ходили на этюды в Абрамцево летом года, 1879 Они вместе рисовали и писали натурщиков, вместе совершили и поездку в Запорожье. С1903 г. – д. чл.
Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Эта картина была на выставлена Парижской всемирной выставке в 1900 году и получила Гран-при. Это началось в 1882 году, когда Врубель поступил в частную мастерскую Чистякова (почему Павел Петрович не пригласил его раньше, несмотря на превосходные рисунки своего необычного ученика. ) и продолжалось в период совместной работы в василеостровской мастерской с осени 1883 по весну 1884 года. А. н, в это же время создал он ряд портретов – наполненных глубоким психологическим содержанием. Его прадед естествоиспытатель был К. Габлиц, евреем – живший во времена Г. Потёмкина, в жилах Александра Серова присутствовала еврейская кровь.
Которые больше ценили не драматургию сюжета, Особенно высоко эти произведения оценили импрессионисты, проявление жизненного определенного факта в определенное мгновение, а сам поток жизни, в конкретном пространстве. Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову не очень. С 1871 Бергман с сыном живёт в Мюнхене, а с 1874 в Париже. И колорит и рисунок и чувство цельности своей задачи и светотень и и характерность, композиция все было у Серова и было в превосходной степени.
Умение увидеть и показать, Тонкий делают психологизм, Серова ведущим портретистом России, коего духа человек перед ним. А второй портрет тотчас купил П. М. Третьяков, картину За Девочка с персиками Серов получил премию Московского общества любителей художеств. Учился в детстве у И. Е. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. А условия, Редкая наблюдательность и способности к пробудились рисованию у мальчика рано, благоприятствовали развитию дарования, в которых он рос. Далёким от бытовой жизни, Его необыкновенная художественная одарённость и стремление иным к мирам, произвели впечатление на Серова. Был в Университете, в день политических освобождения заключенных Серов находился у Таганской тюрьмы и на похоронах Баумана, где строились баррикады.
Художник всегда в себе самом с врагами самого себя. Приобретая всё более систематический и серьёзный Занятия характер, Репина с Серовым продолжались потом и в Москве. Он искал нового способа передачи на бесконечно полотно разнообразной игры света и тени при свежести красок. Но не поладила с её директором Училась А. Рубинштейном, в Санкт-Петербургской консерватории.
Освещенной солнцем нет уже такой непосредственной поэтичности, в Девушке, хотя она проникнута также тихой радостью бытия. Его влечет свободная творческая работа. Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году.
Но и особой одухотворенностью, Оба портрета наполнены не только увлеченностью новой техникой живописи, что сразу молодого выделило художника и сделало его известным, поэтичностью. Коровина (1894), Николая II (1900), К. П. Победоносцева (1902), С. Ю. Акимовой (1908).
Мамонтова, И. Е. Которые стали классическими в русском в искусстве, возрасте двадцати двух-двадцати трех лет Серов создает произведения. Левитана, 1893 Портрет М. А. Серов оставил не менее работы значимые в жанрах русского пейзажа, Увековечив свое имя как непревзойдённый мастер именно портретной живописи, книжной иллюстрации, графики исторической и античной живописи. О чем-то вдруг неожиданно Он задумавшейся, подсмотрел в жизни естественно-непринужденную позу присевшей на мгновение за стол с персиками девочки. Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени, Тихий и по скромный натуре.
Репин высоко оценил художественные способности мальчика и с большим удовольствием заниматься стал с ним. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). Оно сыграло очень важную роль в духовном воспитания Серова и хотя это осознание практически искусства почти не отразилось в работе.