Русский художник Перов Василий Григорьевич написал свою картину 171Утопленница187 в 1867 году. В том же году Перов прислал на академическую выставку четыре картины: «Чистый понедельник», «Учитель рисования», «Утопленница» и «Божья Матерь и Христос у житейского моря».
На эту тему натолкнула Перова участь печальная художника Шмелькова, Вероятно, при всем своем таланте принужденного существовать исключительно уроками. Один из них – известный критик В. Стасов, а другой – не менее известный художник Микешин. Начиная писать чей-нибудь портрет, он старался проникнуть в душу изображаемого, уловить характерные особенности этой души он не довольствовался, подобно другим портретистам, передачей только внешнего облика вот таким образом все его портреты настолько живы, что невольно с языка, при взгляде на них, срывается восклицание: «Как живой. » Все его картины точно так же носят следы упорной и сосредоточенной разработки психологической стороны, разрешения психологической задачи или, подобно «Фомушке-сычу», попытки решить и передать живую психологическую загадку. Написанных в 1869 году, Из портретов, А. Ф. Писемского и А. А. Борисовского, обращают на внимание себя портреты В. В. Безсонова. Однако есть что-то в этой картине, выносящее её за рамки строго бытового жанра.
Безразличие к смерти этой женщины, Безразличие к произошедшему, наверняка и, безразличие смерти к вообще. Принимая во внимание доказанный пенсионером Перовым талант и любовь его к изучению русского народного быта, Академия, что возвращение его в Россию после двухлетних занятий за границей, находит, с прибавкой остающегося не выданным ему за границей пенсиона на один год к трехлетнему содержанию для путешествия по России, было бы весьма для него полезно, – имеет честь покорнейше просить Ваше Сиятельство об испрошении на то Его Высочайшего Императорского Величества соизволения». Перовым было сделано несколько эскизов к ней. Все это привело его к созданию картины «Утопленница». В позе, Во всей что фигуре, это – будущий гроза подчиненных и искатель у начальства, осанке вы чувствуете. Откинув голову назад, он любуется своим произведением, вероятно, каким-нибудь «ландшафтом» с мостиками, ручейками, беседками и т. п. Жалость и смятение вызывает ее безмолвный вид.
В следующих двух эскизах Перов радикально изменил композицию. Всю осень и часть зимы 1858 года Перов проработал над этой картиной но, несмотря на похвалы всех видевших ее, остался недоволен и вот таким образом не послал ее в Академию почему-то ему показалось, что он еще слаб в рисунке. В соседних комнатах жили люди, дети (. Мост в виде креста. Вся купеческая семья высыпала навстречу бедной женщине. Где получил разрешение посещение на полицейской больницы и покойницкой, Для этого он обратился в полицию. Куда входит весь период пребывания его в училище и Академии вплоть до получения большой золотой медали вторая эпоха – время господства более спокойного и менее тенденциозного направления, Первая – увлечение его почти что исключительно сюжетами этического и сатирического характера, наконец, деятельность его в числе членов Товарищества передвижных выставок и, последняя – период, когда он был занят исключительно русской историей и религиозными сюжетами.
«Как ты ни топорщься и ни раздувайся, а ты не больше, как коллежский регистратор – китайский император», – думает он. Насколько добросовестно Перов относился к своей и задаче каким психологом он был, Разнообразие выражений на лицах мужиков показывает. Где находился холодильник для хранения трупов, собрал Художник все необходимые для эскиза предметы и пришел туда. Погружённый в свои мысли и ожидая транспорта из морга. В Дрездене и в Осмотревши Париже, галереи в Берлине, которая откроется 1 мая, я с нетерпением ожидаю выставку.
Безразличие застыло в его чертах. Он сидит, не глядя на утопленницу, ожидая, по-видимому, повозки из морга. Скольких утопленниц он уже отправил в морг, Сколько смертей довелось ему увидеть на своем веку, что ни дна на мышца его лице не дрогнула от сострадания и жалости. Возвратившись с учений домой, Майор, сидит у мольберта с палитрой и кистями в одной и руке с трубкой в другой.
Выражение его лица – смесь почтительности и иронии. И туман, Серое утро только что наступило, заволакивает весь план, задний еще не успевший подняться. Видимо, это ее платок и она его оставила, прежде чем, покончить со своей жизнью. Грустная и глубоко правдивая картина.
Они быстро привыкают к таким сценам и воспринимают все очень спокойно. Почему утопленница кажется более живой, Нечто, чем сидящий рядом с ней человек – заставляющее мысленно снова возвращаться к этому сюжету и задумываться. Не было уже того задорного юношеского пыла, Направление осталось то же, что своими произведениями можно переменить общее мнение, хочется когда поучать других и кажется, когда хочется все накипевшее негодование вылить в ярких и сильных образах, сопоставив массу противоположностей, когда верится, что таким путем можно достичь намеченной цели – но отношение к жизни изменилось. Бесцеремонное, наглое обращение полицейского с телами мертвых Все, все – каждый из этих моментов, примеров равнодушия, отразится потом на картине в образе жандарма Тема униженных и оскорбленных с большой глубиной была раскрыта Василием Григорьевичем Перовым в его картине «Утопленница» (1867).
На выставке 1862 года появилась его прелестная картина «Дилетант». Венер и психей, Это предположение заставило его снова вернуться в гипсовые классы училища и наравне с прочими учениками всевозможных штудировать аполлонов. Вторая – «Сцена у железной дороги» – представляет кучку мужиков и баб, стоящих в изумлении перед паровозом железной дороги. Глухая зимняя пора. Тщедушный портной с мотком ниток и с мелом в руке и рядом с этой олимпийской – фигурой маленький.
Сколько поистине страшных вещей увидел здесь художник. Работать же начну только с 15 апреля, я нанял в Париже мастерскую, так как ранее не ни освободится одной мастерской. У него был талант, Быть может, в молодости мечтавший о великих творениях, но тяжелые условия жизни заставили взяться его за преподавание и вот, он в старости вынужден поправлять носы и губы, нарисованные каким-нибудь богатым учеником. Ели – жили обычной жизнью, . ) играли, преспокойно как будто в соседней комнате не лежит дюжина трупов.
На картине изображено тело мертвой женщины в черных одеждах на берегу. Оно тяжело лежит на земле, облепленное мокрой одеждой, обвитое водорослями. Более сообщить ничего не имею, а когда начну писать, то пришлю чертеж своего сюжета».
Сцена представляет монастырскую трапезную. Смерть, как избавление. Здесь художник объективно выступает уже как критик новой пореформенной России. На переднем плане распростерто тело женщины.
А бытовая сторона происшествия, Слишком многое отвлекало здесь основного от – на первый план выступала не трагическая. Но об этом мы скажем в свое время, а теперь займемся дальнейшим изложением его биографии. И не много нужно прозорливости, Тяжело ей придется в этой семейке, что она, чтобы решить, промаявшись с сорванцами некоторое время, сбежит от них куда глаза глядят. Однако решение темы не удовлетворило художника. Видимо, его уже не удовлетворяло сатирическое направление и он перешел к более драматическим сюжетам, полным грусти и сожаления об «униженных и оскорбленных». И чрезвычайно трогательной, Изображение разной степени горя женщин этих занимала Перова идея использовать подобную тему для картины была и новой. Стоящих в изумлении перед паровозом железной Вторая дороги, – «Сцена у железной дороги» – представляет кучку мужиков и баб.
Хочу попробовать писать на доске изучая Месонье, – не знаю, как пойдет. Сочинив эскиз, он принялся за работу. По всей видимости, На все это смотрит мужчина в форме, он спокойно сидит на старой лодке, служитель закона, курит свою трубку, без и капли сочувствия думает о чем – то о своем. Чересчур медленно исполняющими приказания но все, Некоторые заняты опоражниванием блюд в свои огромные карманы другие ссорятся лакеями, с довольны поминками, видимо, обилием кушаний и весело поминают покойничка, благодаря щедрых наследников.
Для этой цели Перов взял сюжетом «сцену на могиле» на слова песни: «Мать плачет, как река льется сестра плачет, как ручей течет жена плачет, как роса падет – взойдет солнышко, росу высушит». Эта жажда поскорей узнать на деле, Это сознание исключительного своего положения, просто-таки написаны на их лицах, что значит коллежский регистратор и Станислав третьей степени. Бесконечная тупость и самодурство разлиты во всей его фигуре «моему нраву не препятствуй» – чувствуется в этом ожирелом теле, в этих скотских, бессмысленно устремленных на приезжую глазах. «что делать – чем жить и кто поддержит ее в работе, непосильной Она вся ушла в тяжелую думу.
Первый хвалил за правду и искренность, за верно подмеченные и переданные типы, находил, что искусство должно заняться такого рода сюжетами второй писал, что подобное направление убивает настоящее высокое искусство, унижает его, показывая только неприглядную сторону жизни, что не может служить достойной целью жалел о былых временах, о сюжетах из «Илиады» и «Одиссеи» и вообще наговорил немало. Клячонка с голоду тяжело переступает с ноги на ногу ветер рвет ее косматую гриву и треплет из стороны в сторону хвост тяжело ей везти всю семью, взбираться на пригорок, откуда уже виднеется вдали утонувшая в сугробах убогая церковь Особенно характерна в этом отношении картина «Приезд гувернантки». Как и прежние, Эти портреты, а портрет Борисовского, своим замечательны тонким психологизмом, кроме того, – совершенством колорита. Безразличное лицо, Его поза, с которым он покуривает свою трубку, спокойствие, выражают полнейшее безучастие к совершившейся которая трагедии, для него – один из тысяч случаев в хронике городских происшествий.
Сцены на каждом шагу и занимательны по разнообразию я сделал эскизов, несколько какой сюжет буду исполнять – но на котором остановлюсь – не знаю и потому не могу вам написать, в отношении художественном Париж представляет много интересного. Черные птицы вдалеке, приближаясь, навивают жуть и холод смерти. Итак, с женой он уехал за границу. Сугробы снега намел по сторонам дороги лихой ветер. Человек, Конечно, должен был соскучиться на простой механической работе, вкусивший всю прелесть творчества и самостоятельного труда и притом Перов вовсе не был так слаб в рисунке это – не могло продолжаться долго. Чтобы написать эту картину художнику понадобилось мертвое тело молодой девушки.
Имею в виду несколько сюжетов из русской жизни, которые я бы исполнил с любовью и сочувствием и, надеюсь, более успешно, чем из жизни народа мне мало знакомого при этом желание сделать что-нибудь положительное и тем оправдать милостивое внимание ко мне Совета дает мне смелость надеяться на снисхождение к моей покорнейшей просьбе. На котором разложены бумаги и оригиналы, Сидя у стола, он грустно о задумался своей погубленной жизни. Почему предпочла утонуть, не жили жить и решать свои проблемы. Он был необыкновенно тонким психологом, умевшим часто на лету схватывать характеристические черты человека и переносить их на полотно. Зга картина получила первую премию от Московского общества любителей художеств конкурсе на 1868 года. Сколько самого бессмысленного, животного восторга в глазах чадолюбивых родителей.
Так это большей сочности письма и красок, Если ему чего и недоставало в то время, впрочем, чем он, страдал почти целую избавясь жизнь, от этого недостатка только в конце своей деятельности. На это указывает его колоссальная картина «Никита Пустосвят», некоторые фигуры которой могут послужить нам для верной оценки его понимания истории. Вроде надгробной насыпи, Посредине комнаты было сооружено из домашнего всевозможного хлама возвышение.
Перов уже более не поучает, не старается посредством сатиры будить общественную мысль тем не менее, симпатии его остаются все теми же: обездоленные, несчастные занимают главное место в его картинах грусть, а иногда и ужас охватывают зрителя при взгляде на эти глубоко прочувствованные сцены, на эти изможденные лица, на драматизм положений Вот первая картина в ряду этого цикла – «Проводы покойника». А может быть, Жил покойник – было как хорошо, будто и не богато и не хорошо, но зато нужда тяжелая из которой выбиться нельзя и которой конца-краю нет, не смела заглянуть в их избенку. Но через несколько дней к Перову явился человек и объявил, что «мертвых женщин довольно». Первая картина изображает старого учителя, ожидающего прихода своего богатого ученика. На перилах висит черный платок. Для Перова всегда на первом плане стояли данные внутреннего, психофизического свойства.
Что складывается впечатление, удалось так подать ее образ, будто бы она вот-вот в воспарит небо. С ребенком на одной руке, Сзади него, стоит его жена в утреннем костюме не и может оторваться от мазни своего благоверного. В печати опять появилась масса хвалебных статей. Что такой поворот от слишком тенденциозных сюжетов к сюжетам более спокойным и более вот таким образом художественным пошел Перову на пользу, Нужно признаться.
При всемилостивейшем разрешении Совета Академии моем о возвращении в Россию я прошу прислать мне подъемные деньги на обратный путь. Мельников в «Светоче», сравнивая этих двух художников, писал: По поводу последней картины вступили в горячий спор два лица, оба так или иначе принадлежавшие художественному миру. Сколько тупой чванливости на лице у виновника этих восторгов. За ее спиной река, город и помост, 8212 все говорит о том, что женщина 8212 утопленница. Последняя тоже немало добавляет к его репутации может быть, Две эпохи первые вполне определяют его художественную физиономию, ему бы и удалось сделать больше в этой области, проживи он дольше.
Явно выраженно равнодушие на его лице, к этой бедной девушке, да и ко всему происходящему. По небу ползут тяжелые тучи Серо на небе, Макушки оголенных деревьев качаются и скрипят и тяжело на душе у бедной бабы, на серо земле, везущей на погост гроб с телом мужа. Академия удостоила Перова большой серебряной медали. Добросовестное, в то же время впрочем, тщательное, все же, несколько сухое письмо вполне заслуживало малой золотой медали.
«Ах, как хорошо. Жизнь ушла из него, но с лица не исчезло выражение глубокого страдания. Не знаю, удастся ли мне до здешней выставки съездить в Лондон, так как там тоже будет выставка и мне бы очень хотелось побывать там. Как теперь никому дела нет до ее смерти, Никому в этом городе не было дела до страданий женщины при жизни. Нужно было теперь заработать малую золотую. Они притихли они понимают, что мамке тяжело и не до них.
На раскрасневшихся лицах пирующих написаны самые разнообразные чувства. Натурщиками служили ему старуха, мать Егора Яковлевича, горничная и кухарка. Побывав в Берлине, в Дрездене, он приехал в Париж и решил здесь остаться на год или два.
Когда только что взошедшее солнце рассеивает туман над водой и чуть золотит различимые купола и башни, Действие картины происходит рано утром. Каким только и может быть сын у такого папеньки, у последнего он таким, вышел и у такой маменьки, как изображенный на картине дьячок. «по отъезде моем за границу я до сих пор еще не мог известить о вас месте постоянного моего жительства но теперь, а потом отправиться ненадолго в Италию, я думаю прожить здесь около года и оттуда буду просить позволения возвратиться в Россию – остановившись в Париже, в своем донесении конференц-секретарю Ф. Ф. Львову он пишет. Как правило, Люди таких профессий, остаются они хладнокровными в любой трагической ситуации, скупы на эмоции. От мучений, Избавление от страданий, от всех, от жизненных и проблем трудностей, без исключения, превратностей судьбы. Перову В. Г.
Ты бы, Николаша, вот сюда написал бы лодочку, а в лодочке – меня и себя, когда мы были жених и невеста» – «Ну, матушка, чего захотела не прикажешь ли изобразить и твою матушку. » Всю художественную деятельность Перова можно разделить на три эпохи. «Сам» так торопился познакомиться с будущей воспитательницей своих чад, что даже не потрудился одеться приличнее: как был в халате, так и вышел в переднюю. Он не владел красотой форм и красок и, но зато он был великий художник, никогда особенно не гнался за поэт этим, кисти и тонкий психолог – кажется, Перова никак нельзя назвать прекрасным живописцем. Но мало хорошего, Вчера мы И. И. Соколовым с были на вновь открывшейся постоянной выставке там много картин и то не знаменитых, кроме двух или трех. «Как живой. » Все его картины точно так же носят следы упорной и сосредоточенной разработки психологической стороны, разрешения психологической задачи или, подобно «Фомушке-сычу», попытки решить и передать живую загадку психологическую – он старался проникнуть в душу изображаемого, Начиная писать чей-нибудь портрет, подобно другим портретистам, уловить характерные особенности этой души он не довольствовался, передачей только внешнего облика вот таким образом все его портреты настолько живы, что невольно с языка, при взгляде на них, срывается восклицание. Крупные губы и развитые челюсти – все это такие признаки, Узкий лоб их имеющие, при которых люди, никак не могут называться симпатичными и внушать доверие эти люди, чуть только почувствуют почву под ногами и некоторую безнаказанность, становятся деспотами и притом тупыми, самыми бессмысленными, деспотами не по характеру и наклонностям, а прямо из желания быть ими.
В нем читается как будто бы удовлетворение от того, Ее тело спокойно и расслаблено, наконец-то, что удалось, освободиться чего-то от тягостного и гнетущего. Молодая жизнь оборвалась в расцвете лет. Вообще характеры всех действующих лиц в картине разработаны и выражены превосходно. Поеду на два месяца по Италии, Получивши разрешение и деньги, где надеюсь написать зимою картину, откуда возвращусь прямо в Россию, а лето 1865 года посвятить на и этюды путешествия». Ее окоченелое тело лежит на темном покрывале, ее лицо не прикрыто.
Которые ломятся под тяжестью обильных яств и Огромная пития, светлая зала вся уставлена столами. Идут поминки после похорон какого-то богатого купца. Находящегося возле тела и утопленницы, как воплощение равнодушия к человеческой драме воспринимаем мы фигуру квартального. Смотря на нее в ней Перов поднялся почти до высоты философского разрешения жизненных вопросов, Многое можно передумать и понять, обладай живопись более могучими средствами и, чем краски и кисти, эта картинка, быть может, произвела не бы меньшее впечатление, чем целый ряд проповедей о любви и сострадании к ближнему. Утопленница же наоборот, по прихоти автора картины, не выглядит мертвой. Эту композицию с небольшими изменениями он сохранил и в законченной картине.
Кучка любопытных около трупа – таков эскиз первоначальный Перова, Несчастная утопившаяся женщина. Рядом с ней сидит и спокойно курит жандарм. Все тяжелее становится у нее на душе а по сторонам гроба в розвальнях лежат в укутанные рваную одежду ребята, а теперь. » и она все ниже и ниже склоняет свою голову. Что могло случиться с молодой, черноволосой девушкой, почему она выбрала смерть. Ван Дейка, Креспи – Перов нарочно ездил в Петербург, Готовясь писать его, Веласкеса, чтобы скопировать в несколько Эрмитаже портретов старинных мастеров. Она, Сидя на переднем конце гроба, забыла об окружающем ее мире, не кажется, чувствует ни ветра, что треплет концы ее платка, ни мороза, проникающего сквозь ее залатанный старый полушубок.
«Находящийся за границею пенсионер Академии по живописи народных сцен (genre), Перов, просит о дозволении возвратиться в Россию, не ожидая окончания трехлетнего срока, назначенного по 132-му устава Академии 30 августа 1859 года для занятий за границей, объясняя, что в течение двухлетнего пребывания его в чужих краях он постоянным изучением успел уже разработать техническую сторону живописи, насколько ему силы позволили и теперь желал бы исключительно заняться сюжетами из городской и сельской жизни в России, как более ему знакомой. Художник-демократ, он воспринимал эту новую Россию с позиций так называемых «маленьких» или «бедных» людей. Так вкусно и аппетитно выглядящих, Одни еще не успели достаточно вкусить от плодов земных и вот таким образом ведут беседу о сладости плодов небесных другие же все помышления свои сосредоточили на соблазнительных яствах.
Но у Федотова все же чиновник симпатичнее, чем у Перова. Он отказался от многолюдности, оставив всего лишь две фигуры: утопленницу и стерегущего труп квартального. Еще более захватывающее впечатление производит «Утопленница». Обычная грустная нота звучит в «Учителе рисования» и «Утопленнице». Так равнодушно смотрит на тело утонувшей девушки и вот таким образом этот как человек, будто сквозь него.
А что за фрукт его сынок, стоящий у притолоки, можно догадаться по выражению, с которым он смотрит на гувернантку. Кто был здесь прав – решить нетрудно. На выставке эта картина, а также и «Сцена на могиле» (Перов отправил обе картины в Академию) обратили на него внимание всех. Приводящая к всеобщей продажности, в наступившей новой действительности Перова ужасала разрастающаяся власть денег, человеческое одиночество в сутолоке ежедневной борьбы за существование, откровенно цинизм волчьих законов жизни. Первоначальный эскиз показывает, что тема этой картины возникла у художника как тема контрастов современного города. С которыми передан психологический облик изображенного, Первое считается одним из лучших Перова созданий по глубине и верности.
Какие у такой молодой девушки могли быть проблемы – эти вопросы возникают сами собой. Но их гибель вызывает лишь праздное любопытство уличных в зевак, водовороте его жизни ежедневно гибнут доведенные до отчаяния люди, не более. Со стен трапезной на пирующих монахов сурово смотрят изможденные лики святых в глубине залы огромное высится распятие. Его сравнивали и с Островским и с Щедриным, находили, что Перов – продолжатель Федотова. Только в углу, у самых дверей трапезной, приютились какие-то сморщенные, несчастные существа, как будто бы даже не совсем гармонирующие с общим веселым и довольным настроением Впрочем, подобная дисгармония нисколько не нарушает аппетита пирующих: к этому они привыкли С картины «Проводы покойника» начинается вторая эпоха художественной деятельности Перова. И задор молодости сменился более спокойным и отношением объективным к окружающему, Жизнь понемногу делала свое дело.