«екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» портрет Екатерины II работы Владимира Боровиковского, написанный в русле сентиментализма, одно из самых известных изображений императрицы.
Он оставил огромное художественное наследие, насчитывающее свыше трехсот произведений. Скорее типы эпохи, Он создает законченные по образы характеристике в абсолютной пластической форме, чем яркие индивидуальности. Боровиковский не имел возможности писать портрет с натуры и при работе над фигурой Екатерины II ему позировала камер-фрау императрицы М. С. Перекусихина. Особое значении имела публикация в 1975 г. монографии Т. В.
Заказы сыплются на него со всех сторон. Наклону торса вторят стволы берез на заднем плане. Левицкого. Здесь сошлись неудачные для художника обстоятельства.
Следующий шаг был сделан в картине с элементами бытового жанра 150 в знаменитом портрете Екатерины II на прогулке (1794, ГТГ). Не из-за содержания программы, а в силу каприза портрет не понравился императрице, оставшись у Боровиковского и лишь в начале XX века, побывав в частных руках, оказался в музее. Но зато удивительно разнообразен в арсенале использованных им приемов, несколько Левицкий более неровен. В отечественной историографии о Владимире Лукиче Боровиковском (1757 150 1825) чаще всего вспоминали в связи с исполнением образов Казанского собора и портрета Павла.
Первоначальный вариант (с Чесменской колонной на фоне) 1794 – в ГТГ. Часть фона составляет фрагмент картины на стене с изображением корабля, что указывает достаточно ясно на должность президента коммерц-коллегии, которую занимал в то время Державин. Вела победоносные войны с Турцией (1768-1774 1787-1792) и Швецией (1788-1790).
Показать ценность и необходимость естественного бытия, Сентиментализм стремится прочувствовать взаимоотношения людей между собой, нравственного совершенствования в с общении нею»16, гармонического слияния человека с природой. Но прекрасным Он множество создал прекрасных портретов своих современников, Расцвет его искусства был недолгим чуть более десятка лет на рубеже XVIII – XIX вв. Это портрет статс-секретаря Екатерины, члена Государственного Совета Д. П. Этот обелиск был поставлен в память победы графа Петра Александровича Румянцева над турками в Кагульском сражении (1770 год). Явственно тяготеет к сентиментализму с его стремлением сосредоточить внимание на естественности простоте и человеческих чувств, Боровиковский же.
Она, по мнению исследовательницы творчества Боровиковского, объяснялась не только успехом гравюры. В авторском повторении, написанном несколько лет спустя, его украшает Кагульский обелиск, заменивший Чесменский, так как картину заказал, по всей видимости, меценат Николай Петрович Румянцев (основатель Румянцевского музея) в честь ознаменования достижений своего отца. Например, Если, то Боровиковскому принадлежит ряд великолепных па радных портретов, был Рокотов очевидно равнодушен к парадным изображениям. Рядом с ней любимая собачка, английская левретка. Портрет стал отечественным вариантом английского типа «портрет-прогулка»7. В такой же гармонии даны здесь человек и природа. Художник показывает их «опрощенными», в состоянии элегической мечтательности на лоне природы или в «домашней» обстановке, обнаруживая тягу к «естественному» человеку со всеми его проявлениями и склонностями.
Портрет Боровиковского Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (1894, ГТГ вариант начала 1810-х в ГРМ) является таким же не заказным подношением Екатерине, сочиненным в том же самом кружке Львова – Державина. Известно также, что работу Боровиковского она не одобрила. Тема портрета Боровиковского перекликается с идеями и настроениями державинского кружка. Автор проанализировал вклад художника в отечественное искусство. Императрица написана не с натуры (как, впрочем и всеми русскими мастерами).
Е. Н. Арсеньевой – М. А. Орловой-Денисовой Б. А. Нарышкиной другим и В найденной художником технике написаны и портреты. Боровиковский живописными средствами старается запечатлеть внутренние переживания модели и, Так, подчеркнуть нежную чувствительность модели, прежде всего, ввести в мир грез и 151 делает это не декларативно-обобщенно, а утонченно индивидуально и деликатно. Прославившегося своими меланхоличными и скорбными стихами, в кружке Львова появился портрет и литератора В. В. Капниста. «Портрет по самому своему стилю, по своему внутреннему содержанию был близок художественному сознанию людей 1820-х годов, когда и в литературе и в живописи ясно определилось реалистическое направление»11. «Знакомство» Екатерины с портретом совпало с ее раздражением на Державина, возвеличившего Суворова в оде «Песнь Ея Императорскому Величеству Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского». Марья Ивановна села на другом конце скамейки. На высоком цоколе возвышающейся триумфальной колонне – стоячей спокойной прозрачной и чистой гладью воды, Обстановка парка тихая и умиротворенная с плавающими лебедями в пруду, вбирающей отражения близлежащих архитектуры ансамблей и монументальным памятником эпохи екатерининского правления.
Напомним, что именно в этом образе запечатлел ее и Пушкин в своей великой «повести о чести» «Капитанской дочке» (как раз в 1820-е годы гравер Уткин исполнил гравюру с портрета Боровиковского творение Боровиковского благодаря гравюре испытало как бы вторую жизнь и имело большой успех). Она была окончена в 1827 году (через год после смерти заказчика). Престиж России в Европе многократно вырос. А также камерных изображений современников, Автор многочисленных парадных портретов, запечатленных им в непринужденной домашней или обстановке в естественном окружении. Долгорукой складывалось мое представление о том, как выглядели эти необыкновенно женственные, словно парящие по воздуху, очаровательные барышни «пушкинских» и «лермонтовских» времен. Первая полная биография, Петрова1 и В. Горленко2, первая публикация первый писем), список работ – в которых были помещены.
Розовато-лилового и бледно-голубого, притушенно-золотистого и белого работает на раскрытие образа – нежно-зеленого пепельно-серого и Цветовая гамма из сочетания блеклых и неопределенных тонов. Художник внимателен к выявлению индивидуальных особенностей модели исключая все лишнее. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Если классицизм тяготел к рационализму, перерастающему в рассудочность, к жесткой определенности и логике построения образов, к безусловному подчинению живого чувства требованиям долга, чурающемуся проявлений непосредственной искренности, то сентиментализм, напротив, на первое место ставил естественное чувство (отсюда и его название: восходящее к латинскому глаголу sentire 151 «чувствовать, ощущать» французское слово sentiment как раз и обозначает «чувство»). С 1788 жил в Петербурге, где совершенствовался под руководством Д. Г.
Выросший в Царском селе, где все было наполнено воспоминаниями о временах«матушкиЕкатерины», поэт почти«процитировал»портрет в«Капитанской дочке». Вернее всего, Он был сделан как апробация таланта художника с целью представления во дворец, замыслу и разработанной программе все того Львова, же по идее. Передающей прелесть материальной формы, Боровиковский избегает вязкой живописи, сочности он освобождает ее от излишества плоти. Нарышкиной, М. И. Боровиковский получил за портрет лишь звание назначенного, а не академика, о чем мечтали члены державинско-львовского кружка (звание академика получил позже).
«С умом обширным и образованным, с сердцем чувствительным и твердостью духа Трошинский соединял особенную любезность бедные оплакивали в нем своего благодетеля», Трощинского (1799, ГРМ) – про которого своих в «Записках» писал А. Грибовский. Полноправной и в то же время императрица изображена уверенной вполне в себе, твердым взглядом, действенной с волевым жестом, непоколебимой самодержицей, способной вершить судьбы людей, но не лишенной чувственности и милостивости, готовой на жертвенность и проявление простых человеческих чувств. Внутренней подчиненностью каждой детали общему «Портрет замыслу, чарует гармонией линий и форм, 151 отмечает Т. В. Алексеева, 151 взаимосвязанностью всех элементов художественности. Равно как и в парадных, На сентименталистских уровне идеалов отмеченное свойство дает о себе знать у Боровиковского в камерных композициях.
На протяжении всей своей жизниБоровиковскийработал много и плодотворно. Родился в Миргороде Полтавской губернии в семье казака. От общественного человека классицизма они идут к человеческой индивидуальности. Скрывающими фигуру, Мягко скользит брезжущий свет по бархатистому ее сине-лазурному халату с широкими полами, толстыми складками спадающего до пят. Со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, Дама пристально на смотрела нее а Марья Ивановна, успела рассмотреть ее с ног до головы. С 1792 занимался у австрийского художника И. Б.
Например: «В портрете Лопухиной поражает необычайная гармоничность. Отсюда вместо Чесменской колонны Катульский обелиск в честь Румянцева-Задунайского, побед (Портрет из собрания ГРМ возник по заказу Румянцевых. Ей казалось лет сорок. Боровиковского произошло еще в школьные годы. «задумчивая мечтательность, Безусловно, схваченные в постоянной изменчивости едва уловимые движения души 151 таков мир поэтический полотен Ф. С. Рокотова. Тонкие градации полутонов скрадывают очертания пейзажа, фона Изысканный колорит подчеркивает царственность особы, решенного соответственно настроению героини.
Он во всем противоположен традициям парадного изображения монархов. Эйфорией поэтического возвышенного психологического действа, тонкая чувственность граничит с недосказанностью, по которому трудно судить каким будет день, столь свойственного природному в окружению неясное раннее утро. Главное иконографическое отличие между двумя вариантами состоит в пейзажном фоне. Элегантная шляпка с атласными лентами и кружевами скрывает лоб и оттеняет лицо, данное в легком трех четвертном повороте. И с портрета именно тогда, в XIX часто делались копии и с гравюры, спустя двадцать лет с момента своего он создания обрел популярность.
Полное и румяное, Лицо ее, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую», важность выражало и спокойствие. А Боровиковский и дальше 151 от сентиментализма к романтизму, Они разрабатывали одну систему типологии портретного жанра и шли от рокайля и барокко к классицизму, который каждый из них толковал по-своему, но всеми тремя руководила одна об мечта идеале, в силу своего мироощущения и степени таланта. Боровиковский Владимир Лукич (1757, Миргород –1825, Санкт-Петербург) Художник-портретист. Все они начинали, Тредиаковский Наконец и Антропов, когда жили и творили Ломоносов, а завершали свой путь при Жуковском, Батюшкове, Пушкине и Кипренском. Капнистом, архитектором Н. А.
Что труды литературные и государственные 151 главное занятие портретируемого человека, Полузакрытая занавесом полка с книгами и словно на несколько минут отодвинутая сторону в чернильница с пером не оставляют сомнений. Отвергнутый ЕкатеринойII, Тем менее, не именно этот образ возникает в культурной памяти русских людей благодаря А. С. Пушкину. С подчеркнутой светотеневой моделировкой и тщательной вьшисанностью Написанный деталей. ), в начале XIX в. портрет более сух, Боровиковский создал необычный для того времени портрет, как справедливо писала Т. В. Ильина. «Видение мурзы», Если в 1780-х годах Державин воспел добродетели императрицы в своих одах «К Фелице», став кабинет-секретарем Екатерины II хорошо и узнав ее вблизи, то спустя десятилетие, не мог создать ни одного «в похвалу ее» произведения19.
Соответственно этому разнятся и живописные приемы каждого из трех выдающихся мастеров и их творческий темперамент. От линии горизонта 150 линии к плеч портретируемой и далее 150 к верхней части картины, Трехчастное деление от нижнего края полотна до линии горизонта. Говоря о Боровиковском, Так историки искусства обычно выделяют его уравновешенность большую и техническую гладкость. Этот «перепад» изменения в культурной атмосфере не могли пройти незамеченными в творчестве таких больших и тонких мастеров»22. Как писал М. Алленов: «Русский портрет XVIII века, камерный или парадный, но всегда портрет «в образе» здесь «Я» непременно отнесено К некоторой типовой идеальной норме, подчинено ей. Державин облачен в светло-синий мундир сенатора с орденами.
Эти тенденции обнаруживают себя и в портрете «Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» Боровиковского, написанном в 1794 году. После его смерти стараниями его вдовы в 1924 году поступает в галерею5. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке.
Опирающейся на посох из-за ревматизма, своего 65-летняя Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке. Новое пониманиепортретных задач, отличающееБоровиковскогоот предшественников, знаменует «Портрет императрицы ЕкатериныII на прогулке в Царскосельском парке» (1794). Культ личности с чувствами ее и настроениями, в основе его лежит гуманистическое начало человека, в непосредственном общении с которой свободнее, со стремлением к природе, полнее и глубже раскрывается душа человека. Родилась в немецком городе Штетине.
Где только что поставлен памятник был в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева, Марья Ивановна пошла около прекрасного луга. В тени дерев, в спокойно мерцающем свете утра неслышно ступает Екатерина II- матушка императрица, облаченная «по-домашнему», доступная и открытая, настроенная на контакт, на общение со зрителем. (Например, портрет восемнадцатилетней М. И. Лопухиной (урожденной графини Толстой (1797., ГТГ). Солнце освещало вершины лип, Утро было прекрасное, пожелтевших под уже свежим дыханием осени.
И хотя легко узнаваемое изображение Чесменской колонны, бесспорно, возвращает зрителя к восприятию Екатерины II именно как олицетворения времени, которое Пушкин назвал «свидетель славы россиян», сама трактовка сюжета восходит к воспроизведению «обыкновенной» сцены и подлинной, невыдуманной природы. Нежность, Доброта, мечтательная грусть 151 вот что в первую очередь видит в облике моделей своих Боровиковский. И в портретах Боровиковского этого времени наблюдается стремление к большей определенности характеристик, Классицизм достигает своих высот, почти скульптурности форм к усилению объемности, строгой пластичности, постепенному исчезновению и мягкой изнеженной живописности, на смену которой приходит звучность плотных цветов»5. Сентиментализм и преромантизм подчиняются зову, этому и классицизм – и еще два художественных направления. Рубеж – Алексеевой Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XIX XVIII веков в котором содержатся на огромном фактическом и архивном материале анализ творчества мастера его образного строя художественного мышления дана характеристика эпохи культуры быта окружения художника представлена атрибуция портретов история их создания биографии моделей разработана проблема влияния на Боровиковского масонства. Боровиковского.
Едва уловимых градаций человеческих настроений и в торжественных парадных портретах в полный рост, Боровиковский выказывает стремление к выявлению тонких, поражающие филигранной техникой и мастерством исполнения и миниатюрных 151 в излюбленной манере того времени и в небольших по женских формату образах, проникнутых нежной мечтательностью и лиризмом в соответствии с эстетикой сентиментализма. Находящую себе продолжение линии в нависающих сверху ветвей дерева, Поворот головы и сомкнутая рука образуют линию. Императрица представлена в полный рост. Мое знакомство с работами В. Л. Особенно в поздних работах и в то же время Левицкий, проводящей резкую грань между возвышенным повседневным и ближе к требованиям эстетики классицизма, торжественным и будничным.
Творчество Владимира Лукича Боровиковского принадлежит сразу двум столетиям. Огромное значение имела работа А. Н. Сообщая особую задушевность образной структуре портретируемого образа, Живопись окрашивается Боровиковского в сентиментальные тона. Лопухиной и Е. А.
Будущего императора Павла I. Отношения с мужем у нее не сложились, в 1754 году родила наследника, Петр и III намеревался отправить жену в монастырь. Лирическим очарованием исполнены женские портреты мастера. С уверенной и твердой посадкой, Профессиональная и общественная деятельность выявлены в портрете за счет окружения характеристики и личности персонажа, полной достоинства и мужества. Портрет был задуман и выполнен в камерном масштабе.
В том же году приняла с православие именем Екатерины Алексеевны и венчалась с Петром Федоровичем в августе 1745. В книге также содержится исчерпывающая биография и список произведений мастера4. Перед художниками-портретистами встают задачи, новые Формируются новые представления о человеческой личности. Большинство из которых портреты, Владимир Лукич Боровиковский создал свыше живописных четырехсот произведений.
Начало было положено в этом плане работой «Аллегорическое изображение зимы в виде старика, греющего руки у огня» (ГТГ). Екатерина не испытала при виде этого портрета того восторга, на который он был рассчитан. (Звание академика он получил годом позже за портрет великого князя Константина Павловича). Фигура погружается в легкую световоздушную среду, естественно связывается с пространством и господствует в нем, выступая из прозрачной скользящей дымки прекрасным пластическим объемом. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни.
На коронационном портрете кистиФ. Рокотовавеликая монархиня восседает на троне при царских регалиях, в работах С. Тореллиона в образе богини Минервы, покровительницы муз, на полотне Д. Левицкого жрица богини Фемиды. В. Боровского, человека большого достоинства и личного самосознания, «истинно великодушного человека» (1799, ГРМ). Боровиковскийпоказал ЕкатеринуII«по-домашнему», в салопе и чепце. Екатерина изображена в аллее Царскосельского парка, в будничном наряде, в сопровождении любимой собачки (невозможный ранее в парадном портрете прозаизм. ). Известен как мастер миниатюрной живописи. Определенней и психологически конкретней портреты Левицкого.
Державиным, писателем В. В. Изучение его биографии началось с В. Григоровича, его статьи «О состоянии художеств в России» в «Северных цветах» за 1826 г., затем последовали сочинения П. Н. Создал ряд икон для Казанского собора. В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия.
Последний художник века Просвещения, он как бы подготавливает появление российских романтиков: биографией и воспитанием связанный с «рационалистами», эмоционально он тяготеет к тому, еще неведомому поколению, что придет им на смену. Которая предстает перед зрителем нетрадиционно, Это первый пример толкования камерного образа государыни. Десятилетием ранее Портрет Екатерины II 151 законодательницы Левицкого был идеализированным портретом «в образе» и ему предшествовала сочиненная программа. Выразительности ясных обобщенных объемов, обнаруживает Боровиковский склонность к передаче пластики форм. Как и Левицкий, он становится поистине «историографом эпохи», но именно в мужских портретах: ему позируют цари и царедворцы, политики, военные, отцы церкви. В 1797 г. он получает премию в академическом конкурсе за портреты Бутурлиных.
Уединенный уголок парка, в изображении которого художник условно привносит мотивы русских сельских полей (рожь, васильки), соответствует настроенности мечтательной Лопухиной., Как справедливо писала А. Архангельская, Стремление выразить интимную связь человека с природой появляется в русском искусстве впервые у Боровиковского. А пушистые волосы и лиловатая шаль с их приглушенными оттенками сопоставлены с теплой тональностью зелени и, Освещенное лицо и фигура перекликаются своей мягкой с белизной воздушными светлыми тонами неба, незаметно сливаются с фоном»17, поглощаемые полутенью. Екатерина теперь любила играть роль сердечной и простой «государыни-матушки», которой ничто человеческое не чуждо.
Широкое озеро сияло неподвижно. Боровиковского в общем контексте развития искусства русского второй половины 18 века Оглавление. Высокий воротник «манто» полностью закрывает шею. Но изменились времена – изменился образ. Считавшего, Бенуа, что ему под силу разрешить любые колористические задачи, что Боровиковский по технике превосходит более нервного и менее ровного Левицкого, что он оставляет позади себя и и Давида, Виже-Лебрен и может соперничать лишь с англичанами. Стремление к общественной полезности, Гражданственность, к величию его деяний, апелляция к духовной и физической красоте человека, к доброму и разумному нем в составило жизненный фон поисков актуальности и подлинности. Не условно-велеречивым, а бытовым жестом «между прочим» она указывает на приоткрывающийся за деревьями вид: так за прогулочной беседой хозяин показывает гостю достопримечательности своего имения. Боровиковский призван возвеличить характер изображаемого в и то же время реалистически верно передать особенности представленного человека во всей сложности и разноречивости его индивидуальных черт.
Из-под обшлагов халата виднеются только носки черных туфель. Сначала она числилась в собрании Д. А. Бенкендорфа (до 1900), туда поступила из коллекции А. М. и М. В. Муромцевых (до 1870)2, а затем перешла к известному собирателю Павлу Ивановичу Харитоненко. Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке (1795, ГТГ151на фоне Чесменской колонны, второй вариант 151 ГРМ, на фоне Румянцевского обелиска), как теперь достоверно известно, не был заказан императрицей.
Где обрел благопритяную среду для своих развития интеллектуальных и творческих интересов, Боровиковский входил в кружок Н. А. Львова. Лампи, который впоследствии передал ему свою мастерскую. «Самобытный, оригинальный, чисто русский талант»3.
Боровиковский, о котором хлопоталИ. Б. Лампи, был удостоен звания «назначенного» в академики. Был знаком с крупнейшими деятелями русской культуры своего времени: поэтом Г. Р. Чаще всего изображая женщин в домашней обстановке в такой манере написан и портрет Екатерины3, в начале 1790-х их под влиянием Боровиковский обратился к жанру камерного портрета. По причине введения более масштабного памятника исчезло озеро. Портрет гравирован Н. И. Уткиным (1827).
Земной, Образ царицы, способной к сочувствию и потому милостивой, доступной, более импонировал людям времени, и александровского именно такимсоздал егоПушкин. Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей. Что так или иначе отражают общественный, Но лучшие из них 151 те, атмосферу высокого подъема первых двух десятилетий в. Боровиковский XVIII пишет не только женские портреты, гражданственный идеал эпохи. И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. «боровиковский – создатель портретного канона воплощающего – эстетический идеал сентименталистской эпохи, М. Алленов справедливо писал. О необычайной привязанности императрицы к этим существам свидетельствуют современники. Екатерина II (Великая 1729-1796) урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская.
Левой- словно указующий в сторону по направлению предстоящего движения и правой- удерживающий – трость Характерен жест рук. И малоформатные камерные Это изображения и репрезентативные полотна большого размера, миниатюры. «Сентиментальные настроения коснулись и изображения монархини. С любимой левреткой у ног, Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке в и шлафроке чепце. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: Не бойтесь, она не укусит. В полумраке парка видна пристань со сфинксами, в озере плавают лебеди.
Украшенный кружевным жабо с атласным Её бантом, одежда подчеркнуто неофициальна она одета в шлафрок, у её ног резвится собака и кружевной чепец. Это идеал благородства в исполнении должного (варьирующегося в деталях от Времени к времени, например, от идеи справедливости к идее милосердия) идеал, вполне равновеликий прежней иконописной непогрешимости, святости. В них больше черт, роднящих мастера с правдой жизни, они индивидуально углубленней. Заказанный Николаем Румянцевым, Вариант его, в 1827 году, был еще позже, гравирован Николаем Уткиным и только тогда созданный на исходе предшествующего столетия образ, где фигура государя сотворена не в духе справедливости, но стал милости известен50, получив, в частности, примечательный отклик у Пушкина. Или портрет суворовского генерала Ф. А.
Лицо модели написано обобщённо и условно, возраст смягчён. Однако в портретном жанре Боровиковский тщательно прорабатывает пейзажные фоны. Учился у отца и дяди, занимавшихся иконописью. А его кисть запечатлела гостей и друзей дома Львовых 150 прежде всего это парадный портрет поэта Гавриила Романовича Державина (1795, ГТГ).
Несмотря на признание Академии художеств, по-видимому, Однако, портрет, не понравился императрице и не был приобретен дворцовым ведомством. Возвеличивая начало нравственного, сентиментализм прибегал к языку возвышенной идеализации и соответственно этому выстраивает весь живописный образ (например, портрет горничных Львова 151 Лизаньки и Дашеньки (1791, ГТГ), а также портрет молодой торжковской крестьянки по имени Христинья (1795, ГТГ). За картину художник получил лишь звание «назначенного» в академики, а не академика, как надеялись члены державинско-львовского кружка. И в этой части картины глаза как «зеркало души» держат композицию, жест руки 150 придает определенный внутренний и внешний динамизм образу, утонченность которого дополняется присутствием собаки с тонкими гибкими лапами, узкой длинной мордой, повисшими ушами, преданно внимающей своей хозяйке. Линия горизонта взята низко, составляя 1/3 от высоты полотна. Плотно сомкнуты губы, Проницательный взгляд карих глаз словно пронизывает наблюдателя, не в то напряженном вчувствовании, застывшие не то в полуулыбке, раздумье. В силу понятной логики и апробация кодификация этого идеала производится на образце императорского парадного портрета. Она вышла с посвящением Николаю I и была куплена вдовствующей Марией императрицей Федоровной.
«Первый выступает на арену в начале 1790-х годов, второй 151 чуть позже. Пристани, гладь плоскости сине-зеленой воды, набережной, обелиска, зарослей горизонтальная – плоскость, уравновешивается вертикальной 150 трапецией высокого со слабыми едва различимыми мелкими облаками 150 неба и густой изумрудно зеленой листвы, скрывающей очертания фигуры справа императрицы – гравийная охристая дорожка 150 своеобразный позем для фигуры императрицы, Часть земли, с рефлексами отражающихся в ней прибрежных составляющих-построек. Боровиковский становится представителем нового направления в творчестве художественном 151 сентиментализма. Просто стареющая женщина, Здесь нет ни величественной позы, с тросточкой, в теплом салопе, прогуливающаяся в сопровождении левретки по парку Царскосельскому – ни атрибутов власти и величия. Специфика парадного портрета в том, что он изначально призван воплощать «блеск и шум славы», а это как раз то, что в кругу и с точки зрения сентименталистских ценностей дискредитировано и обесценено настолько, что достойно едва ли не презрения.
Левицкий и Боровиковский в Петербурге, Как справедливо писала Т. В. Ильина: «Рокотов в Москве, возможно, три все имели свое отношение к Академии: Рокотов учился и, недолго в ней работал, Левицкий 151 не учился, но долго и плодотворно работал, Боровиковский 151и не учился и не работал. Боровиковский разгадал личность Державина в ее государственной значимости. Которое складывается к концу XVIII века и наиболее полно выражается в сентиментализме, Это свидетельствует новом о миропонимании. «На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. С поразительной изысканностью полутонов и особняком в их ряду стоит Рокотов с его умением передать на полотне струящийся свет, к числу которых Рокотова можно отнести с полным основанием, столь ценимых причудливого мастерами стиля рококо. Домашних киотов, Отдал дань художник и аллегорическим картинам. Боровиковский автор многочисленных икон для огромных и соборов небольших церквей. Но в то же время лишенной подчеркнутой телесности и более Форма одухотворенной18, оказывается отвлеченно-объемной. Зеленоватых и розоватых, Контрастность лазоревого синего и охристо-желтоватых светов, свежесть живописную и очаровательность волнующих колористических переливов в светах и тенях, коричневатых придают изысканность.
Львовым. Именно на его портретах М. И. «рубеж XVIII151XIX веков 151 время не только наивысшей славы Боровиковского, Как справедливо пишет Т. В. Ильина, но и появления новых тенденций его в искусстве – уделяя достаточное внимание творчеству В. Д. Боровиковского. Академик Императорской Академии художеств (с 1795), советник Академии (с 1802).
Боровиковский умудрился внедрить этот дискредитирующий оттенок в парадность саму парадных композиций»7. Внешние атрибуты композиции дополняют и расшифровывают парадную обстановку которой в присутствует портретируемый. Трощинского (1799, ГРМ), про которого в своих «Записках» писал А. Грибовский: «С умом обширным и образованным, с сердцем чувствительным и твердостью духа Трошинский соединял особенную любезность бедные оплакивали в нем своего благодетеля». В частности женские, Когда я рассматриваю портреты Владимира Лукича, что свои знаменитый картины портретист писал с абсолютной легкостью и любовью к своим моделям, то у меня складывается впечатление, настолько воздушными и непринужденными кажутся его героини. Он оставался, Она не выкупила портрет, в мастерской художника, судя по всему, затем сменил владельцев несколько и, наконец, был приобретён Третьяковской галереей. Он, как и Левицкий, портретирует всю петербургскую знать, делает царские портреты.
Алексеевой «Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII151 XIX веков», в котором содержатся на огромном фактическом и архивном материале анализ творчества мастера, его образного строя, художественного мышления дана характеристика эпохи, культуры, быта, окружения художника представлена атрибуция портретов история их создания, биографии моделей разработана проблема влияния на Боровиковского масонства. Марья Ивановна испугалась и остановилась. Правительница представлена не богиней, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни, созерцательницей, без всякого официоза, торжественности и парадных атрибутов. Белое платье, сиреневый шарф и розы, голубой пояс, пепельный цвет волос и, наконец, мягкая, воздушная дымка, заполняющая пространство, 151 все это образует такое единство всех средств живописного выражения, при котором полнее и раскрывается глубже содержание образа – томный, Задумчивый, свободная непринужденность чуть усталой позы, грустно-мечтательный взгляд, улыбка, плавные, ритмично падающие вниз линии, мягкие, округлые формы, нежные тона. Композиции с правдивой характеристикой Он модели, умеет сочетать в этих портретах неизбежную для такого жанра условность.
«конец 1790-х 151начало 1800-х годов 151 время расцвета творчества Боровиковского, Безусловно, наиболее его плодотворный период. Общепризнано, что этот портрет мог послужить Пушкину своего рода «отправной точкой» при изображении императрицы в заключительной части повести «Капитанская дочка». Если в 1780-х годах Державин воспел добродетели императрицы в своих одах «К Фелице», «Видение мурзы», то спустя десятилетие, став кабинет-секретарем Екатерины II и хорошо узнав ее вблизи, не мог создать ни одного «в похвалу ее» произведения19. Разнообразие мазка и виртуозное владение техникой лессировок, объединяющих богатые градациями цвета (голубое в портрете насчитывает не менее семи оттенков), сообщает ту необычную светоносность и дымчатость, которые становятся отличительной особенностью живописной манеры художника в этот период. Его искусство неоднородно, его судьба при всем внешнем благополучии (успех, карьера, ученики) внутренне драматична. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Художник полностью реализовался в разнообразных типологических портретного структурах жанра, Прежде всего.
Пространства неба и массива кроны дерева, Вертикаль фигуры совпадает с вертикальной полотна, осью под сенью которой представлена Екатерина – сообщая композиции уравновешенность и внутреннюю согласованность частей и целого. Однако за внешней простотой внешнего вида и облачения проступает царская осанка и гордый властолюбивый нрав. О котором хлопоталИ. Б. Лампи, был Боровиковский, удостоен звания «назначенного» в академики. Причем явно читаемый в них текст напоминает как о государственной деятельности Его Державина, указательный палец лежит на бумагах, так и о его поэтическом творчестве. Несмотря на элементы условности и декоративности в пейзажных фонах, Несмотря на то что изображение природы ограничено у него пределами усадебного все парка, же в его произведениях звучит призыв к природе.
Образ Боровиковского ничем не напоминает нам «Екатерины-законодательницы»: так за десятилетие изменяются художественные вкусы 151 от классицистического возвышенного идеала к почти жанровой трактовке сентиментального толка образа простой сельской жительницы21. Будущего императора Петра III, в 1744 году прибыла Россию в как невеста великого князя Петра Федоровича. Преклонных лет дама неспешно прогуливается по аллеям старинного парка, опираясь на посох. Отделяется от тенистого парка, Она устремляется по алее прямо на зрителя влево, выходит тени из на свет.
Густые тени от высокопоставленной дамы с собачкой направлены вправо и вглубь. Которая создает движение по овалу, Геометрический центр холста акцентирован на жесте в согнутой локте левой руки, продолжаясь в линии кроны листвы дерева. Теряя свою условность, Именно пейзажный фон становится включением, важным становясь реальным и органически связанным с характером и настроением изображаемого типа. В первые годы правления придерживалась политики просвещённого абсолютизма, но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) была вынуждена ужесточить режим.