Так что их белые грудки жаром обдает нагретая за день земля, Ласточки летают над самой дорогой. Чтобы незваный гость не проник в эту удивительную лесную страну, Неприступные сосны-исполины стоят на страже густой стеной, не ее нарушил покой. Под мощным напором урагана обрушилась вековая сосна. Только зверю хорошо в этом глухом лесу, а человеку неприютно, холодно, страшно. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Старая сухая могучая сосна вывернута с корнем разыгравшейся когда-то непогодой. По легенде Иван Иванович Шишкин в 1885 году, три месяца жил в лесу, делал эскизы. На картине перед нами в мельчайших подробностях предстает утренний лес. Что-то привлекло их внимание и двое малышей стараются разобраться, что же именно.
И бор стоит затуманенный, синий, загадочный и только по самым вершинам сосен ползут золотистые солнечные лучи. Но их братика больше увлекает восход солнца. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (18561865). Усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт – Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Возможно на берегу реки, На краю среди обрыва, следов прошедшего бурелома на несколько мгновений остановилась семья медведей. Герой бесчисленных сказок и легенд как нельзя лучше подходил для такого дремучего леса, Самое могучее русских животное лесов.
В основу пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах. Введенный в картину, Занимательный мотив, жанровый но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы, во многом способствовал ее популярности. И медвежата радостно резвятся на поваленном дереве. Но именно три медвежонка – это наиболее подходящее количество для этой картины, в природе редко встречаешь с медведицу тремя медвежатами. За голубыми туманами ничего не видно, но медвежонок не унимается и смотрит, смотрит.
Расположившегося на краю этого оврага, Присутствие медвежьего семейства, порождает у зрителя ощущение отдаленности и дикого глухости леса. Нет в нем ярких цветов : влажным мхом поросли корни сосен – великанов и сама земля. Словно братья и сестры, держащиеся за руки, переплели сосны свои ветви. Что он даже расписался вместе с Шишкиным на Медведи картине, получились у Савицкого столь удачно. А именно утро в лесу с его ещё не туманом, рассеявшимся Это не просто глухой сосновый лес, холодными тенями в чащах, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен.
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Но картины великого «воспевателя» природы и сегодня с нами. А их было немало. Но как часто в сказках мы читали, Мы этого не знаем, медведь что в ярости вырывал или ломал вековые деревья. Что еще раннее утро и холм, Мы видим, который постепенно в опускается невидимую нам низину, на котором резвятся медвежата окутан туманом, предвещая теплый и солнечный летний день.
Царями русской природы, Этот баланс между могучими деревьями и не менее могучими зверями, которой дышит это полотно, усиливает только впечатление глубокой силы. Наоборот : сыростью, холодом, туманом раннего утра веет от этого холста. Вот деревья, раскинувшие ветви своей роскошной кроны навстречу первым лучам солнца. В солнечном воздухе чувствуется приближение грозы.
С огромными старыми На деревьями-богатырями, картине показан лес, ее спокойную, которые словно символизируют могущество и силу русской природы, уверенную в себе красоту. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, с углем в руках, начиная на белом холсте большую новую картину : просто повалился вдруг со стула и его подхватили уже мертвым. Замысел её подсказал Ивану Шишкину Константин Аполлонович Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. А по краям картины мы видим таинственный полумрак неизвестности, Именно это старался показать своим полотном художник и именно вот таким образом над медведями яркое светит голубое небо.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Это он вырубил красовавшийся когда – то на этой земле неприветливый сосновый бор. Однако приобретший ее П. М. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Только приглядевшись, можно заметить мелькнувший во ржи красный женский платок.
Это его повозки выбили на дороге колеи. Да не поднялась рука до конца загубить могучую красоту – до самого горизонта возвышаются среди вековые ржи сосны. Он старается увидеть, Приподнявшись на задние лапки, постепенно наполняющий всю лесную чащу, откуда идет же этот дивный свет. Мастерски переданным автором и это ощущение усиливается сочетанием света и тени, свое восхищение этой с красотой, помощью которого он стремится передать нам свои чувства. Который стал бы ученым, Шишкин Сам попросил нарисовать медведей своего друга Савицкого, если не был бы художником. Эта картина – художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни 15 «Рожь», 1878 «Рожь» Шишкина – не просто пейзаж, а образ раздолья, простора, благодатной красоты России.
Сочетающее в себе гармонию и 11 величие, Корабельная роща 1898 Это полотно, стало достойным завершением цельного и самобытного творчества певца русского леса. А ствол с растопыренными в разные стороны замшелыми корнями все еще смотрит, Теперь верхушка лежит на земле, раскачиваются как в небе зеленые головы его соседок сосен. Как любят играть все дети, Медвежата играют, а медведица предостерегающе рычит расшалившихся на малышей. Царь леса, Его называли лесной богатырь – художник, его могли сравнивать со старой крепкой сосной, старик – лесовик, мохом поросшей, но, он скорее, подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей. Она совсем не такова, какой запомнилась с детства. Тишина.
Может, оно не выдержало могучего ветра, а может, просто высох от возраста его ствол. Падая, дерево ударилось о потемневшую от времени корягу и переломилось пополам. Но не исключена возможность, Замысел её подсказал Ивану Шишкину Константин Аполлонович Савицкий, написанный, что толчком к появлению этого полотна послужил 1888 пейзаж года «Туман в сосновом лесу», по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. В центре поваленное дерево. 19 «Утро в сосновом лесу», 1886 Остановимся около картины «Утро в сосновом лесу».
И такое же впечатление возникает от центральной части картины, на которой показаны играющие медвежата и настороженная мать-медведица. Сколы деревьев ещё не потемнели и, кажется ещё видишь, как сочится смола. Только последние клочья тумана жадно пьет Солнце. Встав на задние лапы напряженно вглядывается в глубь леса, то Что привлекло внимание медвежонка и он. 4 Иван Иванович Шишкин не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов, он знал русскую природу и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Ведь в ней «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
Не радостная и забавная. Нетронутый человеком, На них он хотел изобразить дремучий именно лес, которая живет своей жизнью, чаща. Неприветлив сосновый бор. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Но чу. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
И до самого горизонта простирается под голубым небом море ржи. Чувствуется глубина оврага, глушь. Это он покрыл золотом хлеба землю. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Которые давно стали своеобразными символами Из России, этого знания и этой любви родились образы. Людей на картине нет.
Возможно это работа невидимого нам отца семейства, Так что и сейчас интуитивно мы подозреваем причастность показанных картине на мишек к поваленному дереву. Ведь в ней «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
В котором сохранились не только вековые сосны, Он изображал бор, которых ранее было много лесах, в но и могучие животные. Затем последовали другие награды, Уже в год первый пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт – Петербурга. Чувствуется глубина оврага, глушь. Что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства устроенной после в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, 5 Картины и рисунки его столь многочисленны, что осталось в его мастерской.
И вся картина, наполненная этим светом, создает ощущение радостного пробуждения природы. Его-то и облюбовала медведица с медвежатами. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Чутко прислушивается к звукам пробуждающейся природы, Медведица наблюдает внимательно за возней своих малышей. Что сломало старое дерево на центральной части картины.
Как будто ей так не хочется просыпаться от сна, приятного Вот одна из них слегка наклонила свою макушку. Она вывела своих детей на утреннюю прогулку. Как сложится их судьба, Что ждет этих медвежат в будущем, вот только это предстоит воображать каждому зрителю самостоятельно, нам хотелось это бы знать. Но везде ощущается присутствие человека. Видно, что они уже успели подкрепиться и теперь весело и беззаботно играют. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
Под ними весной отдыхает пахарь, а осенью жнут щедрую рожь жнецы. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса – действительно «медвежий угол». На картине мы видим жаркий летний день. А именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, Это не просто глухой сосновый лес, холодными тенями в чащах, легко с порозовевшими вершинами громадных сосен. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.
Грозное имя которого – Бер было запрещено произносить, Одним из России символов всегда был и остается медведь, который Ведает где мёд имя было табуировано и заменялось иносказательным – Тот. Необычное место выбрали для отдыха бурые хозяева леса. Судя по описанию оказавшегося в Чехословакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины «Утро в сосновом лесу», принадлежащего Государственной Третьяковской галерее. 16 Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Но на месте поваленной сосны уже пробивается молодая поросль. А солнечные лучи тем уже временем залили весь лес на заднем плане и пробираются к медвежьей семье.