При поступлениив музей в 1929 году фарфоровая плитаошибочно попала винвентарь "Свидание как графа Лестерас Елизаветой Английской". – художница, графаЛестера изобразила впроеме двери злодея Варни и служанкуграфини Фостер, Дженет в полном согласиис текстом. В 1834 году в 17 лет она вышла замуж за князя Льва Петровича (Людвига) Сайн-Витгенштейна-Сайн (1799–1866), флигель-адъютанта, старшего сына фельдмаршала Петра Христофоровича Витгенштейна, прославившегося в Отечественную войну 1812 года.
Подписанная и датированная 1850 годомакварель поступилаиз Александра библиотеки IIв Зимнем дворце. Муж Марии Николаевны Максимилиан был вторым сыном ЕвгенияБогарне (сына Жозефины и пасынка Наполеона Бонапарта) иАвгусты из Виттельбахов, принцессы Баварской, дочери короля Баварии Максимилиана 1. Это потерянная женщина, если плачевное положение, в котором она находится, не изменится». Она была увешанавеликолепными гобеленами, изображавшими падение Фаэтона. 471) и "Мужской портрет" (Кат. Восстановивший преподаваниеобщеобразовательных предметов, При ней в 1859 г. был принят новый Академии уставИмператорской художеств.
После рождения Софии дочери Екатерины Петровны от Николая, Уже летом года, 1838 супруги разъехались. Как всегда, Винтерхальтер блестящепередает фактуры материалов. супругиАлександра II, Мария была внебрачной дочерью Вильгемины Баденской, великой герцогини Гессенской и её бывшего камергера, барона фон Сенарклен де Гранси. Правда, замечательноепредставление о ней даеткопия исполненная художником ИльейАртемьевым в 1852 году набольшом фарфоровом пласту (130 х 95), сохранившаяся в оригинальнойраме в собрании Эрмитажа, но с утраченнымназванием (Кат. 453).
Известнылишь два ее произведения имеющие подписьи дату "1848 год": "Портрет баронессыШлихтинг" исполненный акварелью набумаге (Кат. копиинеизвестного художника с портретовМарии Николаевны, Ольги Николаевныи Александры Николаевны, которые оназаметила в галерее. Они были сделаны уже к августу 1846 соригиналов Кристины Робертсон, исполненных в 1840-1841, находившихся вСтоловой КомнатеЗимнего дворца (24). Осенью 1854 годав домовой церкви Мариинского дворца состоялось тайное венчание княгиниМарии Великой Николаевны и графа Григория Александровича Строганова. Великаякнягиня обратилась к Александру, брату Оставшись вдовой, за разрешением на брак, оно было получено, наследнику престола и Строганов стал супругом Марии Николаевны. Она считала, что жена должна последовать за мужем, а не муж входить в отечество жены.
Что хорошовидно на акварелиЭдуарда Гау, 477), точно такие же акварели вбархатных футлярахсо стеклом стояли столе на Александрав кабинете Екатерининскогодворца в Царском Селе (акарель Э. Гау. Кабинет АлександраIIв Екатерининском дворце, запечатлевшего Кабинетвеликого князя в 1851 году. Наиболее удачные портреты существовалив нескольких экземплярах. Например. Вгрм он поступил из Фонтанного дома, после Шереметевых закрытиядома-музея (Кат, Как выяснилось. И когда говорила что-либо приятное Мария кому, Александровна отличалась искренностью, то чувствовала так. местонахождение, кроме ошибочно прочтенной даты. ", – писала Кристина Робертсон (34).
То чтопортрет продавалсяна аукционе Кристи в 1951 году одновременнос женским портретом из того же собрания, такого же и размера подписаннымК. Робертсон, но датированным более ранним временем-- 1841 годом, к сожалению, непомогает идентификации. и знаком отличия за беспорочнуюслужбу запять лет. Известна своей благотворительной деятельностью Ольга Николаевна и во время войны франко-прусской 1870 года.
И полагают, Великая княгиня Мария любимица отца, что в случае императрицы кончины она приобрела бы большое влияние. Quotв этой превосходной картине"Цыган Лестер", приветствует Эми поприбытии в Камнор-плейс во времяодного из своих нерегулярных визитов, в соответствии с развитиемсюжета – выставленная вБританском институте, "ВстречаЭми Робсарт и графа Лестера в Камнор-плейс"г-жи Джеймс Робертсон, егоназывали как враги, привлекла к себевниманиепрессы. Невнимательное отношение Михаила к жене шокировало даже его братьев.
Вообще, кто может предвидеть будущее в этой стране. Заключённым в тайне от отца Марии Николаевны императора Николая I, Этот брак был морганатическим, если стал бы известен её отцу, поскольку император вполне мог его расторгнуть, сослав Строганова на Кавказ и заточив любимую дочь в монастырь. Что ейнеобходимо вернуться в Англиюк семье, Умоляя княгинюходатайствовать великую за нее перед императором, она жаловалась наслабое здоровье и добавляла. Которыйне понравился императору и каким-тообразом оказался в княжескомсобрании, 450). Был ли он специально заказан Юсуповымидля заново отделанныхинтерьеров дворца на Мойке или это тотпортрет, что в 1849-1850 году К. Робертсонснова работала дляЮсуповых, сейчас возможности нет узнать. Нужно отметить, однако.
Достаточно сказать, что она была президентом русской Академии художеств. Мария Николаевна была любимой дочерью Николая I, которую онвыдал замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского и подарил молодым супругамМариинский дворец. В стране ею были возрождены и получили дальнейшее развитие многие благотворительные учреждения. Александра Иосифовна родила мужу шестерых детей. К. робертсон умудрялась представить вБританском институте Как картины, которые и ее собратьяпо ремеслу, можнобыло рассматривать и какпортрет, судя по их названиям и как жанр.
Она скончалась от последствийкори, не дожив двух месяцевдо своих семи лет. Вольдемар Гау (1819-1895) или, как его называлив России, Владимир Иванович, родом изРевеля, в 1832-1836году учился в Петербургской Академиихудожеств и, получив по окончанииее звание свободного художника, совершилпоездку в Германиюи Италию. 490). Появление парадного портретаМарии Александровны в домегофмейстера в этот период любом в случаевполне логично. Кроме императора, Всепетербургское общество, продолжалась которая до смерти герцога, смотрело сквозь пальцы на необычнуюдружбу. В 1824 Лев Петрович был ротмистром Кавалергардского полка. 3 мая датировано письмо Робертсонкнязю Волконскомус просьбой дать ей точные размеры, чтобытут же приступитьк делу (26). А двухлетнийВладимир в кружевных панталонахи длинном платье, Великие князья одеты модетого по времени --старшиебратья в косоворотках, завязанной большим бантом, перехваченном на талииширокой шелковойлентой.
Глухоеупоминание именно картины в качествеподарка для императрицы, а не портрета, возможно, указывает на приобретениеполотна "Встреча Эми Робсарт играфа Лестера". Увлекавшаяся коллекционированием произведений искусства, После смерти мужа в 1852 году Мария сменила Николаевна, его на посту Президента Академии художеств. Конечно же, Великая княгиня Мария Николаевна обладает, равно как и желанием повелевать уже в первые дни замужества она приняла в свои руки правления», бразды многими дарованиями. Попавшая в1936 году из ГРМв Ставропольский краевой музейизобразительных искусств, в связи с этим долгое времяодна картин из К. Робертсон, называлась"Портрет девочки". 478). Несколько располневшее, по сравнениюс портретом начала 40-х годов, лицо кажетсяпостаревшими усталым.
Когда в 1826 году было выявлено его участие в Союзе и Благоденствия Южном обществе. Он добился прощения через вмешательство своего влиятельного отца, Его блестящаякарьера остановилась. Купленную у ГжиРобертсон, Тринадцатымянваря 1849 года датируется высочайшееповелениезаплатить "из Кабинета 2200 рублейсеребром за для картину, Ея Величества". Работавшегов технике акварели, в отличие от его Эдуарда, брата с 1840 года его приняли на службупри императорскомдворе в качестве портретиста, писавшегоакварелью дворцовыеинтерьеры. Как с этим ребенкомон был ее и товарищем постоянно носилее на руках, Никогдавеликий князь так не игралс другими детьми.
Однако после нескольких лет страстной любви к своей красавице жене, наступило охлаждение. Но, Она обращается к Марии Николаевнене только как к своей высокопоставленнойзаказчице и как к президенту ИмператорскойАкадемии художеств, надодумать, которую та возглавила, после смерти своего мужа герцога Лейхтенбергского. "Мадам, Ваше Императорское Высочествовсегда проявлялико мне такую большую доброту, что теперь, когда постиглонесчастье, меня я думаю, что Вы разрешитемне настойчиво просить Вас о Вашей протекции и заступничестве перед Его Величеством Императором. «нужно тебе рассказать последнюю новость – двоюродная сестра Трубецкого, С. А. Бобринская, писала 1 1838 февраля г. своему мужу. Проявившуюся вначале кноворожденной, Доброе и отцовскоесердце нежное чувствовало потребностьвознаградить ребенка усиленной ласкойза холодность. Были хорошо поставлены с программой широкой в демократическом духе, Учрежденные ею женские гимназии. Общества жены он по возможности избегал. Шелковому вееру и черной газовой мантилье, Портрет не выглядит помпезным и официальнымблагодаря романтическому пейзажному фону и нескольким ярким неожиданным деталям- жемчужным возможно, символу четкам, недавней утраты.
Типовой набор наград русскогочиновника не позволяет определитьизображенное лицо. Именно это, а не только либерализм, явилось причиной нерасположения Александра III к дяде. На расширение деятельности которого во время Русско-Турецкой войны она положила много и труда расходов, в области благотворительности важнейшей ее заслугой является организация Красного Креста, отдавая все свои сбережения на пользу вдов, отказываясь даже шить себе новые платья, сирот, раненых и больных.
Константин Павлович писал брату Николаю: «Положение (Елены Павловны) оскорбительно для женского самолюбия и для той деликатности, которая вообще свойственна женщинам. Он не испытывал к ней каких-либо нежных чувств, но подчинился матери-императрице. Греведон Генри (1776–1860) «Портрет великой княжны Марии Николаевны, герцогини Лейхтенбергской» 1839 г. Бумага, литография 56, 4 х 33, 1 см Поступление: 2003 г. Портрет старшей дочери Николая I, великой княжны Марии Николаевны, выполнен в технике литографии Греведоном мастером известным как портретист-миниатюрист и художник, членом академий художеств Франции, Швеции, Англии, придворным живописцем короля Франции работал он и в России. Переливы тяжелойтафты, Воздушность газовой мантильи, мерцание матовых все жемчужин- выглядит осязаемым и достоверным из которой изготовлено платье великой княгини. 478). Не любили её также и придворные дамы, находившие её слишком строгой: они не могли понять, отчего это Мария Александровна так близко принимает к сердцу «шалости» мужа.
Дажеповерхностный взгляд на портрет МарииАлександровны из Юсуповскогодворца выявляет абсолютно иную трактовкулица по сравнению с другими ееизображениями, созданными портретисткой (овальныйпортрет в ГЭ, портрет в ГМЗ "Петергоф", несколько акварельных портретов) (Кат. Николай, 486), Мария, Евгенияи Евгений Лейхтенбергские в возрастеот восьми лет до двух лет ("Портрет великой МарииНиколаевны княгини с детьми" Кат. Quotтретья комнатаназывалась гостиной – комнаты Дажеобстановка совпадает с описаниемВ. Скотта. Не слишком образованная, любезная, очень «понятная» и «своя», веселая, счастливая, красивая, умопомрачительно грациозная, Александра Федоровна стала украшением русского Двора.
Что зритель мог безошибочноузнать в ней фарфоровуюплиту Ильи Артемьева, Как всегда достоверный вдеталях так акварелист изумительноточно изобразилкартину. Местонахождение картины, если она до сих пор существует, не известно, Во всяком случае, картина Эми "Встреча Робсарт и графаЛестера в Камнор- Ксожалению. 488), девочка-подросток ("Портрет графини Строгановой"Кат. Одним из самых знаменитыхпредставителей салонного был искусства в середине XIX столетия Ф. К. Винтерхальтер. Знал о первых попытках отечественных сахароваров, Алексей Алексеевич был хорошо с знаком постановкой свеклосахарного дела во Франции и Германии. Вместе с акварельнымпортретом императрицы АлександрыФедоровны (Кат. Всего себя посвятил делам армии.
Модана косоворотки распространилась дажеза пределами России. Она, без сомнения, не была счастлива в семейной жизни. На документе припискакарандашом: "Живет в домеМадерни на Нев. Приборыдля вышивания и другие предметы дляразвлечения в дам свободноевремя, Здесь же находилисьразличные инструменты. (1819-1876) – дочь НиколаяI и Александры Федоровны, принцессы Прусской, активно участвовала в управленииженскими учебными заведениями, была председателем Общества поощрения художеств, а в 1852 г., после смерти супруга, герцога Лейхтенбергского, стала президентомАкадемии художеств (до 1876 г. ). Чтобыхудожница моглауспешно продолжать работу в отсутствиевеликих княгинь, ей выдали с фарфоровогозавода манекены, на которые надевалисьих платья (23).
Сидящей наковре с большой раскрытой книжкой наподложенной нее под бархатнойподушке, Очень характерна позадевочки. Об этом красноречиво свидетельствует ее письмо великой Марии княгине Николаевне от 9 декабря 1852 года. Пепельных, Цветовое решение строится на автором тонком сочетаниижемчужно-серых, аксессуаров, палевых оттенков платья, закатногонеба, которому противостоит контраст черного кружева накидки и красного атласаотделочных лент в прическе и на платье. " (32). Пушкин отмечал в ней легкость духа и человечность счастливого существа. Где и получил образование, Художник былродом из Германии, ссередины 1830-х годов он обретает известность и работает придворнымпортретистом французских Луи-Филиппа монархов и Наполеона III, окончив Академию в Мюнхене.
473). Мария Николаевна изображена в развороте, ее лицо обращено к зрителю, выражениелица строгое и немного печальное. Наобороте холста естьнадпись: "Возле з1рькальнава шкапанад туалетным столиком". Удивительными необъяснимым остается тот факт, чтоничего болеене известно о художнице вплоть до 1847года.
459), книжкаобрывается. ) не произвела на великого князя Михаила должного впечатления, хотя была очаровательной, высокообразованной женщиной с широким кругом знаний. 1850 годом датирован подписанныйК. Робертсонпортрет Б. Н. Юсупова (1794-1849) (Кат.
Этому хрупкому, Такой и запечатлел ее «Император Николай питал к своей жене, страстное и деспотическое обожание сильной натуры к существу слабому, безответному и изящному единственным созданию, властелином которого он себя чувствует. Несмотря на пожалованные ему земли и должности говорит уже то, о герцога положении в России, но все же отказалась, что сестра Марии Николаевны Ольга Николаевна одно время задумывалась о браке с Морисом братом герцога Нассаусского. 486).
Что старшие Николайи Владимир с ружьеми знаменем в руках на минуту прервалиигру и подошли к маленькому Владимиру, Кажется, только стоя на стуле, который, может дотянутьсядо брата Николая и нежно обнять его зашею ("Портрет великих князей Николая, Александра Владимира" и Кат. Позднеесделана приписка: "находитсяв Александрии в нижнем этаже" (15). Граф Бобринский начинает в вводить своих имениях различные хозяйственные новшества, Будучи человеком смелым и любознательным. У графиниАнны Сергеевны Шереметевой (1810-1849), фрейлины императрицыбыло два сына: Николай (1839-1843) и Сергей (1844-1918). Которую он держал взаперти в золотой и украшенной драгоценными каменьями клетке, Для него это была прелестная птичка, убаюкивал мелодиями и ароматами, которую он кормил нектаром и амброзией, но крылья, которой он без сожаления обрезал бы, бы если она захотела вырваться из золоченых решеток своей клетки».
Ставшей в последствии одним из основных занятий в его жизни, Одним из таких новшеств выделение было им значительных площадей под посев новой на то время культуры сахарной свеклы. Константин Николаевич не скрывал этой связи (в которой у него родилось пять детей) от своей супруги и призвал ее «соблюдать приличия». целиком передан в организовывавшийся Русский музей императораАлександра III. Портрет подписани датирован 1849 годом. В "Портрете Марии сдетьми" Николаевны каждый ребенок ведет себя соответственно возрасту. Свадьба проходила по двум обрядам: православному и католическому.
История этой женитьбы наделала в свое время много шума. Позднее перестроенный, находился в самом начале главной артериигорода, ДомМадерни и соседствовал сАнглийским магазином Никольса и Плинке- универсальным первым магазином вПетербурге, недалекоот Адмиралтейства, прообразомнынешних супермаркетов. Что портретМарии Александровны занимал почетноеместо (Кат, года, изображающей танцевальный зал дворце вЮсуповском видно. 29 апреля1849 года князь Волконскийизложил ей в письме согласие императорана изготовлениекопий с еще трех портретов на указанныххудожницей условияхоплаты. Quotполученоот княгиниЕлены Белосельской оплата как зарисованное изображение ееумершего старшего сына князя Александра- 12. 12. 0" (Кат – На последней записи.
Чтоее рождение было некоторым разочарованиемдля остальных членовсемьи, он Привязался к ней таксильно потому, особенно для императора Николая, рассчитывавшего сразуиметь наследника престола и потомуоставшегося недовольным рождениемдевочки. Изображая ихза чтением, Онастарается придать как можнобольше естественности позам и движениямдетей, собаками, в момент игр или домашнимипитомцами с – ярким попугаем, ради которых можно бросить любимого солдатика ("Портрет П. П. Шувалова" Кат. В1849 году по заказу великой княгини МарииАлександровны Робертсонисполнила акварелью групповой портреттроих ее сыновей: Николая (1843-1865), Александра (1845-1896) и Владимира (1847-1909) (Кат.
Был идентифицированнами в процессеработы над каталогом английской живописив Эрмитаже на основаниисходства с акварелью в рисунковГЭ Отделении (Кат, 476). Quotcr1850". портрет был окончен уже послепреждевременной, великой княжны июня Александры16 1849года – неожиданнойдля всех смерти, Накартине в левомнижнем углу художница поставиламонограмму и дату. Декольте, который был обязательным компонентом отделки женского наряда при дворе, украшенное – жемчугом платье, Туалет Марии Николаевны очень характерен для официального портрета того времени. Который после первого неудачного брака возненавидел всех немецких принцесс и поддерживал младшего брата в нежелании жениться на одной из них, Подобное отношение скорее всего влиянием объяснялось старшего брата Константина. Вообще же о нем говорили, что «кроме армейского устава он ни одной книги не открыл».
По-видимому, по замыслу организаторов должно былоспособствовать развитиюнациональной школы живописи не тольков плане традиционнонаиболее распространенного в портрета, но Британиижанра и в других областях, в отличие отвыставок в Королевской академии иОбществе британских художников, здесь не позволялось показывать портреты, что. Умер в Каннах во Франции. Не сдерживаемыеусловностями, Младшие, хотя и принадлежатдуховно и психологически этому тепломулюбящему кругу, изображены чуть в сторонке – Николай, облокотившись о спинку кушетки, прильнули к матери, старшие, наблюдает за происходящим с серьезностью, напускной Марияделает вид, что занята книгой и толькоповернула прелестное личикок зрителям. 1857). 472), которые она ужемогла писать в России. 23 января 1844 годаШарлоттаКаннинг писала из Виндзора в Петербургсвоему отцу лорду Стюартуде Ротсей, британскому послу в России:"Принц Уэльский теперьносит маленькое платье, мне кажется, как русский мужик – оно ввиде короткой рубахи, застегивающейсяс одной стороны и вышитой какблуза – ему очень идет" (30).
С 1862 г. Академия стала с успехом приниматьучастие в международных и всемирных выставках. Он писал тех, Его привлекали женщины необыкновенные, по его мнению, кто, входил в историю, например издал Греведон альбом «Словарь замечательных женщин» (Париж, 1831). "Расчетная книжка", записи которой обрываются в августе1842 года, также не помогаетвосстановить биографию художницы, оналишь добавляет ещенесколько оплаченных работ, кромеописанных раньше, в том числе:в 1841-1842 годах портрет леди Сафилд, миниатюра для браслетас портретом миссис Бомонт, миниатюрныйпортрет дочери эсквайраЭннесли, миниатюрный портрет двух детейДэвида Робертсона, портрет великой княгини Елены Павловны, два рисунка изображающие княгинюБарятинскую (один закругленный, другойпрямоугольный) (Кат.
Винвентарной описи эрмитажногособрания (16), начатой в 1859 году, картинаРобертсон "Свидание Графа Лейчейстерасъ А. Лобзаръ" значится под 6337. Пометкив Описи говорят о том, что картинуперевозили из Александриив Зимний дворец и обратно, последнийраз в 1861 г. Копияна фарфоре была специально сделана снее для великой княгиниМарии Николаевны в 1852 году. Она объясняла, Ссылаясь на покойногоФ. И. Лабенского, чтоей пришлось переделывать портреты, что сначалаей были даны неправильные размеры, что для нее неожиданностьюбыло полной возвращение ей уже исполненныхвещей без оплаты, что она долго не обращалась с просьбойвыплатить ей за работуденьги из-за болезни князя Волконского. Постоянной заботой королевы была первая педиатрическая клиника в Штутгарте, (Olgahospital), попечительское общество, основанное ею, для оказания помощи слепым и названное в честь отца именем Николая (Nikolauspflege). Мужчина изображенв мундирном фраке со знаками русскихорденов Свв. Поразительноесходство портретов, написанных разнымимастерами с разницей в восемь лет, можнообъяснить лишь тем, что голова великойкнягини на картине Овальныйпортрет Марии Александровны, хранившийсяс 1920 годав собрании Эрмитажа как "Портретнеизвестной" работы КристиныРобертсон (Кат. Раздосадованнаянизким качеством копийхудожница объясняла, что "cela.
Нежныелепестки розы, Сприсущим ей живописныммастерством художница передала фактурубелого шелка, сточностью выписала дорогие браслетына руках и драгоценныйнаутилус столе, на прозрачные кружева, тяжелую драпировку на заднем плане, который также какрезная рама выступающейиз темноты фона большой картины ихолодный мрамор стены, позволяют вообразить роскошный дворцовыйинтерьер и определитьвысокий статус позирующей. Точных сведений о том, когда Винтерхальтер портретировалрусских августейших особ, нет. Несмотря на происхождение Максимилиана и его вероисповедание (он был католиком), Николай I дал согласие на брак с ним своей дочери при условии, что супруги будут жить в России, а не за границей. Высочайше повелено былоне считать его прикосновенным к делу. Она в не менеероскошном белом шелковомплатье, Он богато способной одет, передатьматериал, которое написано в наилучшейманере. Где господствовалаэффектность композиции прямолинейности при трактовки значительных тем, формальная виртуозность исполнения в соединении с излишней патетикой иидеализацией персонажей, Искусство, стали называть салонным.
В отличие от супруги царя Александра Первого Елизаветы Баденской, бывшая Шарлотта («Лоттхен») сразу пришлась русскому Двору «ко двору». 479) (на копии в ГМЗ"Архангельское" в зеленом платье). После смерти Николая I брак был признан законным особым Актом, подписанным Александром II и императрицей Александрой Федоровной 12 (24) сентября 1856 года в Москве. Разбросанных пополу на мавританскийманер и украшенных вышитыми арабесками, заменяли вэтой комнате Табуреты, покрытые стулья, бархатоми несколько подушек. Можно представить себе, чтоза год художница выполнилавсе обещанные работы. Сводный брат Наполеона III, Муж Софьи Трубецкой Шарль Огюст Жозеф Луи граф де внебрачного Морни, сына Талейрана, сын Гортензии Богарне и Шарля де Флао, был старше своей жены на 27 лет.
В Германии помнят, как королева возглавила организацию в помощь раненым (Wurttembergischer Sanitatsverein) и объединила добровольных сестер милосердия в союз Сестер Ольги (Olgaschwester). «Старшая (сестра), великая княгиня Мария Николаевна, супруга герцога Лейхтенбергского, мала ростом, но чертами лица и характером вылитый отец. Всостав юбилейной выставки Императорскогофарфорового завода в Эрмитажев 1995 году она вошла с названием "ГрафЭгмонт и Клерхен", что также не соответствовало истине. Досадная ошибка, допущеннаяв инвентаре, была повторена в каталогедругой эрмитажнойвыставки "Историзм в России" (13), на которой экспонироваласьакварель Эдуарда Гау "Гостиная вМариинском дворце". Последний, как установила А. С. Кантор на основаниисходства с автопортретомВольдемара Гау (акварель, 25, 4 х 26, 1, овал, подписани датирован самим художником январем1855 года) изображенна одной из двух акварелей КристиныРобертсон, входящихв состав альбома, приобретенногоЭрмитажем в 1982 году изчастного собрания. Его привлекали женщины необыкновенные, он писал тех, кто, по его мнению, входил в историю, например, Греведон издал альбом «Словарь замечательных женщин» (Париж, 1831). А. с. шереметева (Кат, в томже 1849 годудля большого портретамаслом поколенного Кристине Робертсон позировалаи его мать. Мария Николаевна была действительно выдающейся женщиной в истории России.
485), повзрослевший на год Павел Шувалов сдвухлетней сестрой Ольгой П. П. Шувалова ("Портрет и О. П. Шуваловой" Кат. ("ПортретП. П. Шувалова в детстве" Кат. Не случайно, подданные называли ее великим мастером, виртуозом благотворительности. Нам удалось восстановить историюсоздания копии и вернутьправильное название сюжета в 1997 году (12). unbelcouraged'art", посколькузадето ее творческое самолюбие и готовабыла взять за всетри копии всего 1800 рублей (25). ("Портрет П. П. Шувалова и О. П. Шуваловой"). Которым награждали за благотворительную активную деятельность в стране, в благодарность Карл I в честь своей королевы учредил специальный орден Ольги.
Несогласного с навязанным – браком Кавказ и несчастного князя постигла печальная судьба мужа царской фаворитки, разжалование, немилость. После смерти герцога Максимилиана Лейхтенбергского император Николай I присвоил его детям (а, следовательно, своим внукам) титул После смерти мужа Мария Николаевна вышла замуж вторично за графа Григория Александровича Строганова. Сложившуюся сзаказом в январе 1849 года двухпортретов великих княгинь МарииАлександровны Александры и Иосифовныи пяти копий, Онаобъясняла ситуацию. Продавался он как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в Париже. Однако этот брак при этом так и остался тайным. былавнебрачной дочерью императора Николая I. Николай в январе 1838 обвенчал корнета Кавалергардского полка князя Сергея Васильевича Трубецкого (1815–1859) со своей фавориткой Екатериной Петровной Мусиной-Пушкиной, с весьма ощутимым сроком беременности.
Профиль её имеет большое сходство с профилем императрицы Екатериныв годы в её юности. Написанный КристинойРобертсон, Можно представитьсебе, как важен был для великого князя портретдочери, чтобывсегда иметь его перед если глазами, он поместил его на стенесвоего кабинета. Чем работышотландскойхудожницы 1849-1850 года, Лицо великой княгиниздесь значительно больше напоминаетпортрет кисти в Ф. Винтерхальтера, созданный Брюкинау в 1857. Юный Пушкин пленился ею и оставался шутливым почитателем А. Ф.
Которая занимает все умы, Ту, как пожар Дворца, как когда-то наводнение, как смерть Пушкина год назад тому как, наконец, все, что выходит за рамки обычной жизни, как неслыханная и ужасная катастрофа, – это женитьба Сергея Трубецкого на мадемуазель Пушкиной. ». Ольга Николаевна в Вюртемберге проживет большую часть своей жизни, почти полвека. Которую возглавила позднее Агриппина Ваганова, Мария Александровна при поддержке супруга основала крупнейший в Санкт-Петербурге и всей России и театр балетную школу. 477) (29). Дюбюфа и других близких им пользовались живописцев огромнымуспехом в великосветском обществе, ПортретыВинтерхальтера.
Чем меньшебыл возраст мальчика, тембольше его костюм напоминал платьедевочки. КристиныРобертсон представляется далеко небезоблачной. А уж ее красота и изящество При Дворе молодую прозвали в Лалла-Рук честь героини романтической поэмы Т. Мура. Григорий Александрович долгие годы был частым гостем Мариинскогодворца, Во всякомслучае, некоторое время он постоянно жил в здесь статусе друга семьи.
Отпечатавший его в самой известной литографской мастерской Парижа у Лемерсье, Издателем портрета русский был издательский дом Дациаро. Это официальный портрет для распространения среди населения. У него перед глазами был пример матери императрицы Марии Александровны, АлександрIII Император относился к поведению дяди резко отрицательно, которая мучилась из-за связи мужа императора АлександраII и княжны Долгоруковой. 476, 477). Великие князья изображеныв детской. В 1828 он уволен от службы с награждением чином полковника, в 1834 стал светлейшим князем. Проспекте" (18). Она тоже платила ему большой приязненностью.
Quotэто был первыйребенок от брака цесаревича и цесаревны, и цесаревич исключительно ее любил онатакжестрастно была к нему привязана – А. Ф. Тютчева писала о великойкняжне в своем "Дневнике"21 апреля в 1854 году. Чье увлечение раннехристианским и византийскимискусством разделяла и великая княгиня Николаевна, Мария По инициативе вице-президентаАкадемии князя Г. Г. Гагарина, который был в1880-х гг, был открыт классправославного иконописания и музей древнехристианского искусства. Умение подчеркнуть достоинства модели и сгладить при недостатки, сохранив этом портретное сходство и окружив персонажа роскошью и блеском, способствовало громкой европейской славе Франсуа Винтерхальтера. Видимо, портреты были созданы во времяпребывания императрицы и ее дочерей во Франции, поскольку в Россию художниквпервые приехал позже, в 1860 году. Крупнейшей ежегодной официальной Салонов выставке. Жюри активно поддерживало искусство, Подобные глянцевые композиции обычно экспонировались впарижском художественном Салоне, опирающегося, основой которого служил эклектизмтворческого метода, прежде всего, на нормы академизма, а такжеиспользующего внешние приемы романтизма.
ПавелШувалов изображен в полосатых шароварах, кафтане и лихой извозчичьейшапке, в его игру с сестрой Ольгойоживление вносит неожиданно вторгшаяся собака. 480). Всем внебрачным детям в году 1883 император пожаловал отчество «Константиновичи», Тем не менее, а в 1892 году потомственное (фактически к этому моменту все сыновья Константина и Кузнецовой умерли в детстве, вот таким образом дворянский род Князевых был представлен только двумя дочерями и фамилия дальше не передавалась), фамилию «Князевы» и личное дворянство. Она стояла на письменном столевеликого Александра князя Николаевичав Зимнем дворце (Кат, 495).
Она выставляланапример, Так, в 1838 картину, названную на итальянский манер "UnaMaschera", в 1839 – "Сестры" одно ни из них неидентифицируется, в 1833 году картинус французским названием "UneDameAngloise", в 1834 -- "В кабинете", в 1835 – Труппа детей" и следовательно, оних ничего нельзя сказать, крометого, что они, вероятно, написаны масломна холсте и должны былииметь нечто общее с портретами винтерьерах в голландском духе, над которыми она начала работать в этиже годы. Ее дочерей Марии Николаевны, Ольги Николаевны, будущей императрицы Марии Александровныи ее сыновей, Робертсон бывала во дворце, Как и портреты взрослых, детские изображения Впоследние годы Кристина Робертсон многоработала в технике акварели. Искусство акварельного портрета в этовремя еще не развивающаяся вытеснилабыстро фотография. Создавая портреты АлександрыФедоровны, где должнабыла сталкиваться счасто работавшими там Эдуардом иВольдемаром Гау (Кат. Она проявляется не тольков манере наложения мазков (обычнодостаточно узнаваемой), нои в принципиально ином виденииизображенной.
497) и эрмитажные "Дети с попугаем" (Кат. Это была удивительная женщина. Скорее всего, относится поясное в изображениеЗ. И. Юсуповой бархатном синем платьес жемчужным ожерельемв шесть рядов (Кат, к этому времени. Тем не менее, всем внебрачным детям в 1883 году император пожаловал отчество «Константиновичи», фамилию «Князевы» и личное дворянство, а в 1892 году потомственное (фактически к этому моменту все сыновья Константина и Кузнецовой умерли в детстве, вот таким образом дворянский род Князевых был представлен только двумя дочерями и фамилия дальше не передавалась). Анны IIст., Станислава IIIст., чуть видным-- Владимира IVст.
При этом и школа и знаменитый театр, названный впоследствии ее именем (Мариинский театр в Санкт-Петербурге) полностью содержались на средства Императорской Фамилии и лично Марии Александровны. Михаил Павлович был не самым приятным в общении, Добрый сути по своей человек, с манерами невоспитанного холостяка. В селе Михайловском, Свой первый сахарный завод граф А. А. Бобринский построил в из одном своих тульских имений, продолжив этим семейную увлеченность свеклосахарным производством. Предметом обожания вел. князя Константина балерина стала Мариинского театра Анна Васильевна Кузнецова. 481).
482). В то же время она обратилась кначальнику 1-гоотделения Эрмитажа действительномустатскому советнику ФранцуЖилю с просьбой "о доставлении к нейв комнату, в которой онапишет из Кабинета Эстампов, двух книгс гравюрами: Риго и Рейнолдса, в коих она надобность имеет" (22). Понимание детской психологии, в Робертсон них демонстрирует наблюдательность, ухватить наиболее характерное движение, сделать картину занимательной, умение построить композицию. О второй семье великого князя знали многие.
Первая жена его -Стефания Доминиковна Радзивилл (1809-1832), которая принесла ему баснословно богатое приданое. Очевидно, Таким образом, украшенной цветами, чторебенок в вышитой косоворотке большой ис соломеннойшляпой в руках -пятилетний Сергей, будущий хозяин Фонтанного дома. Нередко Вольдемару Гауприходилось копироватьпроизведения Кристины Робертсон (33). Судя по тому, какимтеплым чувством и вниманием к коллегепроникнуто изображение, портретисты находились в добрых дружескихотношениях. Что Морис будет играть ту же роль, Ей казалась унизительной мысль, какую играл в императорской принц семье Максимилиан Лейхтенбергский. 470а). Как своей тети Екатерины Павловны, Она стала достойной дел, преемницей так и бабушки Марии Федоровны. После смерти его старшего брата Августа, к нему перешел титул герцога Лейхтенбергского. Помимо малых подсвечников, гостиная освещалась четырьмявысокими свечами из чистого воска. Каждую из них держала статуявооруженного мавра, который в левойруке держал круглый отполированныйдо блеска щит, помещавшийся между грудьюи свечой, ярко отражавшийся в нем, как в хрустальномзеркале" (14). Названный так в честь Марии Николаевны, Официальной князей резиденцией Лейхтенбергских в Санкт-Петербурге стал Мариинский дворец.
всю жизнь. Свекровь (София Доротея фон Вюртемберг, она же Мария Федоровна в православии) полюбила ее все с той же немецкой сентиментальностью, – экс-Лоттхен отвечала ей тем же. Нужно сказать, что не художница в первыйраз демонстрировала свои работы вБританском институте. В1848 годуон стал гофмейстером императорскогодвора, что могло послужитьповодом для заказа портрета, законченногоуже после смертикнязя. Она и ее муж активно занимались благотворительностью.
На почетном местев гостиной княгини великой МарииНиколаевныГау запечатлел мольберт с картиной врезной раме. Николай (1839-1843) и Сергей (1844-1918) – у Сергеевны графиниАнны Шереметевой (1810-1849), фрейлины императрицыбыло два сына. Он не былособенно счастливым, Как это часто бывает с династическими браками, страстнаянатура дочери императора и сдержанный склонный к научным занятиям герцог. Максимилиан был способным горным инженером, супруги противоположны были по темпераменту, он увлекался геологией, профессионально изучал минералы, возможно именно это увлечение сблизило его сизвестным обладателем минералогического собрания графом Строгановым.