Что сбор винограда может быть представлен как библейское событие, Художник не считает, хотя и приобретающее характер некоей вечной это истины, для него – конкретное явление повседневной жизни. Поставленными параллельно холсту, в годы 1910-е получат распространение приемы натюрмортов Сезанна со столами и ограничивающей глубину пространства задней стеной. Бенуа отметил в холстах Гончаровой «большую и властную» силу, утверждая, что «кучность ее красок» заставляет мечтать об украшенных ею стенах целых соборов9. Женщина под деревом манго (Королева красоты, 1896, Пинакотека, Мюнхен), Откуда мы приходим, Никогда (1897, Галерея Тейт, Лондон) – Жена короля (1896, ГМИИ, Москва), Во время своего второго пребывания на доведенный Таити до отчаяния Гоген создает свои лучшие произведения.
Еще отчетливее то же движение в натюрморте «Подсолнечники». Определяемой согнутой спиной всадника, Композиция картины построена по схеме, круговой возвращающей взгляд зрителя к женским фигурам. Она отвечала ее импульсу мощному космических, Таитянская символика Гогена была воспринята русской культурой начала века с необычайной остротой, вселенских устремлений – понята изнутри. Увидев в «Натюрморте с попугаями» (собрание Морозова) терракотовую статуэтку Хины (таитянской богини Луны), выполненную, бесспорно, самим Гогеном, она очень скоро населит подобными статуэтками свои собственные постановки. 1. От ученического копирования миниатюрных натюрмортов с цветами в бокалах Э. Мане и робкой постановки предметов, как на небольших по формату натюрмортах с фруктами Сезанна (знаменателен, конечно, сам выбор мастеров для подражания), – до большой композиции с цветами и мандолиной 1885 года, уже совершенно самостоятельной, гогеновской.
Сама писала иконы, Художница была увлечена древнерусским искусством, что объектом внимания ее в это время стало также и творчество Гогена, симптоматично. «Работа в поте лица своего», как результат грехопадения, воплощена в их согбенных фигурах и в облике замужней бретонки (на что указывает ее костюм), застывшей у левого края картины с гроздьями винограда в фартуке. (1897, Музей изящных искусств, Бостон).
Чем быт Таити, в восприятии Гончаровой национальные фольклорные мотивы не менее и экзотичны ритуальны. Все, что создано Гогеном в 1888 году или является непосредственным его творческим результатом, заслуживает особого внимания и нуждается в интерпретации. Изображенных одновременно в фас и К профиль, ним также применима иконография фигур, корнями уходящая к росписям Древнего Египта. Морозова), а позы купальщиц («Деревенские купальщицы», Краснодарский краевой художественный музей им. Как и у Гогена, Фигура, но является порождением особого, развернута в фас и профиль, уже по-пикассовски организованного в пространства, глубине которого нависают растительные мотивы, заимствованные в своих формах у великого испанца. Подобное активное силовое поле между человеком и вещами возникает только в одном произведении Гогена того же времени – созданном сразу по приезде в Арль Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений (Видение после проповеди, 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Желтый Христос, 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своеобразной живописной системы – синтетизма, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины.
1892,, 1896, Жена короля, Сбор плодов, 1899, – все в ГМИИ Женщина, держащая 1893, плод, Таитянские пасторали, 1893, – обе в ГЭ). Куда идем. » (1897, Музей искусств, Балтимор). Разница между двумя Гогенами, до поездки в Арль и после нее, очевидна уже на примере трактовки такого незамысловатого и вполне конкретного сюжета, как (Национальная художественная галерея, Вашингтон Wildenstein, 251), написанный в том же 1888 году до поездки к Ван Гогу в Арль, еще весь пронизан этнографией и древний бретонский танец, архаичность которого подчеркнута неумелыми, скованными движениями девочек, органично ложится в основание стилизованной геометрической композиции, какой-то неживой в своей совершенной неподвижности, уподобленной орнаменту, арабеске, – то маленькие бретонки, застывшие как два истукана на берегу моря из картины Музея западного искусства в Токио (Wildenstein, 340), написанные уже в следующем, 1889 году, поражают композиционной разомкнутостью, несбалансированностью и вообще всякого рода анатомическими неправильностями, что и наполняет эти, как бы изваянные из неживой материи фигуры особой жизненной силой. Перед нами настойчивый, прямой акт самоутверждения, скрытый за «красивостью» этого натюрморта. Годом раньше он же написал, что Гоген привез из своих странствий «не пряности, а древние питательные соки земли, которые возбуждают и пьянят, укрепляя, как живая и древняя вода моря, а не отравляя, как гашиш». Позднее она напишет «о большой любви в понимании окружающего мира и декоративности в его передаче», характерной «для жителя Востока, в том числе и славянина» 8 (курсив мой.
«Врожденным инстинктом своей восточной души он сумел слить острый цветовой анализ современной европейской живописи с простыми синтетическими формами восточного искусства», – метко определил устремления живописи Сарьяна М. Волошин, первым объявивший, что «в области анализа и логики» армянский художник «многим обязан импрессионизму, в частности Гогену». Во время своего второго пребывания на Таити доведенный до отчаяния Гоген создает свои лучшие произведения: Женщина под деревом манго (Королева красоты, 1896, Пинакотека, Мюнхен), Жена короля (1896, ГМИИ, Москва), Никогда (1897, Галерея Тейт, Лондон), Откуда мы приходим. В 1901 он переезжает в Атуону (Маркизские о-ва), продолжает работать, несмотря на болезнь («Золото их тел», 1901, Музей Орсе, Париж). Нечто подобное в зачаточном состоянии происходит в бретонских пейзажах Гогена года 1889 – этом преддверии футуристического динамизма в картине.
О жизни в с гармонии природой и людьми но и здесь его не оставляют тревоги, Однако отношения их кончаются ссорой и разрывом. В 1891 Гоген решает уехать на Таити в надежде найти там воплощение своей мечты о золотом веке, болезни, заботы. Подобно бретонкам Гогена, персонажи Гончаровой будут все более казаться то вылепленными из глины, то вырубленными из дерева и тоже с «непропорционально большими руками и ступнями». Порой вера в жизнь возвращается («Сбор плодов», 1899, Музей изобразительных искусств, Москва). Художнику Шарлю Лавалю, Однако имеется год создания и посвящение другу времен поездки на Мартинику и единомышленнику в период работы в Понт-Авене, что адресует к вполне периоду конкретному жизни и творчества Гогена.
Что и Ларионов в натюрмортах 1900-х годов изображал предметы высоты с своего крупного роста, Вспомним, а не стены, зачастую на фоне дощатого пола. Едет в Бретань, в 1893 Гоген возвращается во Францию, однако в1895 вновь на возвращается остров, осваивает технику гравюры на дереве. Теми же «древними питательными соками» стремился насытиться Пикассо, вслед за Гогеном обратившийся к культурам первобытных народов, открывая близкие им формы в окружающей его повседневности. Если смысловые ассоциации Гогена уводили воображение зрителя в глубины его персональной мифологии, то у Гончаровой (на ее раннем этапе) скорее выводили его «на поверхность», в рамки коллективного национального мифа.
На переднем плане лежит его любимая мандолина, с которой Гоген не расставался, а все предметы, как бы хранящие тепло рук художника изображены перед висящим на стене пейзажем, по всей вероятности, тоже принадлежащим кисти Гогена (или его приятеля-импрессиониста Гийомена, по предположению М. Бодельсен). Все части композиции пронизывает сияющий золотистый фон и Как Гогена из щукинского дома, то тронутого желтизной осеннего луга, принимающий то очертания водоема, то солнечного небесного свода, опрокинувшегося на землю. В большинстве это все же калужские или тульские бабы и только фигура с корзиной в руках (из сюжета со сборщицей, склоненной над грудой плодов) кажется сошедшей с одного из полотен французского мастера. Сама постановка вопроса была справедлива и знаменательна. Paris, 1984.
Болезнь сына, Затем осознание своей несостоятельности, что его призвание и отцовство несовместимы полная капитуляция и возврат в Данию к и Метте ее ненавистной родне, горькое понимание того. Бретонки в их заметных национальных костюмах нужны были не для «соблюдения неточности», но для внесения смысловой ясности в эту, созданную «целиком по памяти», как сказал Ван Гог, композицию Гогена. Затем поступает в банк (1871), делает успешную карьеру, женится, начинает коллекционировать живопись и сам пробует писать картины знакомится с импрессионистами и вскоре принимает участие в их выставках (1880-82). Невесомые фигуры гогеновских аборигенов не столько стоят на поземе, сколько «подвешены» в лучах золотого свечения, фигуры гончаровских крестьянок – прочнее оперты о позем. Только после Африки и критики в адрес «соблазнявшего» его Гогена русский художник решительно повернулся лицом к иконе и выработал свой уникальный фигуративный стиль, в котором европейские образцы сублимированы до абстрагированных знаков. К трактовке Андерсеном данного персонажа остается лишь присоединиться. Не повторяющие, Но наибольший интерес представляют совершенно самостоятельные произведения, но углубляющие и основные продолжающие открытия Гогена. Брутальная сила их идолообразных пропорций – достоинство ее зрелого собственного искусства.
Художник создает красочные декоративные панно, Располагая почти статичные фигуры на плоском цветовом фоне, в которых отражаются и легенды поверья маори. Что их поверхности соприкасаются, Блюда и миска фруктами с наехали друг на друга так, как будто притянуты магнитом. Увидев в 1913 году ее персональную выставку, А. Н. Владимира Бурлюка на портрете 1910 года (Художественный музей, Лион), написанном в бурлюковской Чернянке, еще более явном «Таити», нежели ларионовский Тирасполь, он изобразил в подобающих случаю гогеновских красках, однако в его руку вложил не экзотический плод-сосуд, а гантель (силач Бурлюк вовсю занимался спортом). Порой вера в жизнь возвращается («Сбор плодов», 1899, Музей изобразительных искусств, Москва).
Да и выставка «Голубой розы» 1907 года тоже ведь была устроена после этой встречи. Лошадь знаменует собой царство животных, Например, желтый так же символический несет смысл. По-видимому изготовленную самим Гогеном так же, Цветы в поставлены натюрморте в лепную керамическую вазу, как и расписная миска. Продолжает работать, в 1901 он переезжает в Атуону (Маркизские о-ва), на несмотря болезнь («Золото их тел», 1901, Музей Орсе, Париж).
Бретонского и таитянского этапов творчества, Он среди затерялся многочисленных произведений парижского. Щукина, отведенном полотнам Гогена, лишь этот натюрморт выбивался из знаменитого гогеновского «таитянского иконостаса». Он видит задачу художника в том, чтобы проникнуть в тайную суть, сокровенный смысл явления и раскрыть его миру («Желтый Христос», 1889, Художественная галерея, Буффало). Что девочка физически посуду притягивает с плодами лишь одним своим взглядом, Невольно создается ощущение.
245)– картину, Catalogue, тут же Гогена объявившей основателем и давшую возможность Бернару, ставшую программной для понт-авенской школы, Серюзье и Рансону обосновать клуазонизм и как живописный метод и философски. Наверху – «мистический глаз», помещенный в середину цветка, ниже – поставленная на кресло корзина с подсолнухами с возбужденно вскинутыми или, наоборот, поникшими лепестками и, наконец, внизу (уже и вовсе нейтральное) сиденье тяжелого кресла. От согнувшейся бабы из этой картины шла прямая дорога к еще более грузной фигуре из «Сбора плодов», наклоненной над кучей яблок. Неслучайно М. Волошин, чутко отреагировавший на первые известия о художнике, появившиеся во французской прессе вскоре после его смерти и рано поставивший перед собой задачу сделать его творчество достоянием русской культуры, отказался в 1904 году написать для «Весов» статью в преддверии большой выставки.
Который после знакомства с жизнью Гогена незамедлительно устремился в родные ему киргизские степи, От искусства последнего отталкивался в своих исканиях нового синтетического языка и Павел Кузнецов, как Гончарова и где, попытался обрести приобщение повседневного к вечности. Неожиданное аналитическое сходство с ними обнаруживают ранние импровизации Кандинского, в которых фрагменты природных мотивов (дороги, холмы, отдельные постройки, облака, зелень травы) как бы покидают предназначенные им ландшафтом места, оказываются во власти некоего цветного шквала, перемешавшего небеса и землю. Эта система получила развитие в произведениях Гогена, написанных на Таити, в которых он изображая сочную полнокровную красоту Океании с её обилием цветов и плодов, а также живущих в ней цельных, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, стремился воплотить утопическую мечту о жизни человека в гармонии с природой, вдали от современного общества (А, ты ревнуешь. Что в начале столетия в России заново формировался самый жанр натюрморта, Известно, почти во забытый второй половине XIX века. Вздыбленной салфетки, Здесь Гоген позволяет себе прямые цитаты из натюрмортов Сезанна в трактовке груш персиков и топорщащейся на краю стола. И для молодого Пикассо Гоген был необходимым творческим посредником и для Петрова-Водкина, снявшим с них налет парнасской риторики, осовременившим очеловечившим и безмятежную духовную среду рисованных поэм Шаванна, опустившим прекрасную, но равнодушную природу Шаванна с небес на землю.
Смысл которого в единении одушевленной и неодушевленной природы в общий, То есть все в присутствующие картине персонажи и предметы наделяются художником высоким символическим обобщением, мир, наполненной божественной гармонией. В «Натюрморте с попугаями» (1902) мы видим (вверху) статуэтку вышеупомянутой Хины и только затем переходим к оперениям пестрых птиц, разложенных на светлой скатерти, движемся вниз с наклоном стола, пока не соскальзываем вместе со скатертью к самому низу. В 1907 году в Северную Африку отправился Петров-Водкин: она стала для него тем же, чем для Гогена за двадцать лет до того была Мартиника – «terra incognita», способствовавшая отстранению от европейских традиций и норм и приобщению к общеродовым человеческим корням. Учится в Орлеане, с 1855 во Франции из которой мечтает сбежать, в чтобы школе, стать моряком.
У этого странного движения посуды два направления. Где одна за другой появлялись его знаменитые картины с бретонским Распятием, Именно после Арля началось бегство Гогена из Понт-Авена сначала в Ле Пульдю, закончившееся прямым конфликтом с Европой и отъездом в а Океанию, затем метание по Парижу. создана, бесспорно, под воздействием шедевра Гогена. В зале особняка С. И. «Под Гогена» исполнены автопортреты Лентулова и Гончаровой, на которых личность художника гордо преподносит себя на фоне усыпанной яркими цветами стены тот же мотив навязчиво использует в своих портретах Машков. Для мастера характерны удлиненные фигуры, протянутые вдоль плоскости картины. Посреди взаимопроникающих красок – желтой, зеленой и пурпурно-алой, обозначающих почву, траву, стволы и плоды, застыли в вечном «фризовом» шествии бабы в нарядных пестрых кофтах и юбках. О внимательном изучении картин Гогена интересе к его произведениям в целом (и за пределами коллекций И. Морозова и С. Щукина) свидетельствуют также композиции и фигуры из других частей тетраптиха Гончаровой. Простоволосая молодая нищенка охвачена помыслами она ушла в себя и бездействует – в то время как пожилые заняты бретонки тяжким трудом, драма лишь назревает.
Наоборот, Ван Гог же, с этим в частности связана определенная динамичность композиции идет в композиционном построении живой от натуры, отмеченная некоторой диагональной неуравновешенностью и неравномерным делением живописной плоскости картины линией горизонта, которая связана с высокой точкой Благодаря ветхозаветному взгляду все представленные на картине живые персонажи и неодушевленные предметы приобретают особый смысл – смысл праздничного ритуала, священного действия, воссоединения природы и человека, как части ее. В то время как правый глаз полуприкрыт веками, в особенности обращает на себя внимание завораживающий гипнотически ее левый зрачок. Ей уже не нужно ехать за Золотым веком на край света, не который смог прожить без этих странствий – как Гогену, Хотя Гончарова – подлинное дитя новой эпохи.
Предметы скатываются по накренившейся столешнице вниз – а другое – уже вопреки композиционной всякой логике и в нарушение законов равновесия – снизу вверх слева, Одно – справа от верхнего края картины. Коваленко) – едва ли не вызов целомудренным позам таитянок из «А ты ревнуешь. » (1892, коллекция С. И. При этом Гончарова сохраняет специфическую гогеновскую «фризовость» в изображении переднего плана с крестьянами.
Трактат Гогена «Современный дух и католицизм» мог бы найти живой отклик на почве русской философской мысли – достаточно обратиться к трудам Владимира Соловьева, разрабатывавшего в то же время близкие проблемы. А разве странный персонаж поздних работ Гогена, постоянная «третья» женская фигура с охапкой жертвенных бутонов в руках, возникающая рядом с простой таитянкой и Евой и отождествляющаяся то со «святой», то с Марией, не напоминает, пусть и очень отдаленно, соловьевскую и булгаковскую «Душу мира», чудесную Софию, освещающую неземным светом и одухотворяющую своим дыханием неодушевленный хаос, лишь при встрече с ней обретающий ясный космический лик. Гоген в своих полотнах имел в виду не глубину, но прежде всего плоскость картины. Во многих его вещах, в частности, в «Пейзаже с павлинами» (1892 из собрания Морозова) изображения строятся планами, расположенными друг над другом: над павлинами в нижней части картины – человеческие фигурки и хижина, еще выше – пейзаж с деревьями и горами, зрительно не более удаленными от нас, чем пара павлинов внизу.
Правда, в этом цикле она, колеблется между знакомыми ей с детства крестьянками из деревень Полотняного вокруг завода и столь манящими островитянками Гогена. Гончарова усвоила эти композиционные схемы. Замысел второй картины как конфликт между желанием и страхом: Гоген запечатлел в этой картине «Еву до грехопадения, в момент дьявольского искушения». То к 1888 году он претерпел Гогена у колоссальные эволюционные сдвиги, Что касается жанра натюрморта. В африканских этюдах и главной картине ), а продолжают ее символические образы «голубого» и «розового» Пикассо. Череду изображений, скользящим по поверхности ширмы от верха до низа воспринимаемых – глазом, у Гончаровой же вертикальные форматы напоминают скорее росписи ширм.
Бернар Дориваль прямо указывает на фрагмент одной из Куниёси гравюр как источник композиции гогеновского натюрморта. Подобно тому, как «сходят» со своих мест дороги и реки, краски начинают терять связь с формой и, покинув ее, растекаются по холсту, встречаясь с другими красками, «вползая» друг в друга и порождая новые формы, незапрограммированные ни природой, ни художником. В его орнаментальных композициях за всеми превращениями из знаков-цитат Матисса ясно читаются гогеновские прототипы. Из-за отсутствия архивных материалов нельзя определить время поступления картины в коллекцию Щукина да и вообще картины судьба после ее создания и до пересылки в Москву неизвестна.
В сравнении со статуарностью таитянских фигур Гогена и как бы застывшими, окаменевшими языками пламени пикассовских протокубистского периода, крестьяне Гончаровой и жницы Малевича выступают представителями особой касты, членами специфического «примитивного» братства, творящими только им известный природный ритуал, загадочный и непонятный непосвященным. Что Ван Гог и выбирают Гоген одну общую тему для написания своих картин, Несмотря на то, они трактуют ее абсолютно по разному. Vol. Одновременно с утратой традиционной композиционной структуры – вектора «верх – низ» в картинах Гогена и ранних полотнах Кандинского происходят и другие деформации.
Но кажется, Плоды и виноградные гроздья даже дразнят своей вопреки спелостью, законам тяготения, что какая-то неведомая сила, сдвинула их к краю стола, на самом деле опрокидывающегося на зрителя. И цитаты из Гогена у Гончаровой или из Леже у только Малевича подчеркивают их дикую, Они – чисто авторское порождение, варварскую странность. Статичность композиционной схеме придает равномерное сочетание вертикалей и горизонталей. Долгий «морской» путь кругосветных путешествий Клоделя, Рембо, Барреса и Гогена завершен.
Гоген занимался также скульптурой и керамикой, создавая причудливой формы вазы. Происходившей из знатного перуанского рода, До семилетнего возраста Гоген жил Перу в и воспитывался в семье матери. Где все вещи и в особенности рассыпавшиеся перцы устремляются к краю стола, Куприна, где предметы и плоды раскиданы на покрытом скатертью столике, как бы влекомые какой-то неведомой силой ив композиции испанским с порроном Кончаловского, по формам напоминающем походный кофр Гогена из его поздних натюрмортов. В ней получает объяснение еще не затронутая исследователями активная взаимосвязь гипнотического девочки взгляда с находящимися перед ней предметами.
Шли поиски индивидуальных и очень разных решений, нередко более динамичных по композициям (Ларионов, Сапунов, Константин Коровин) и потому могли живее восприниматься и композиционные приемы идущие от Гогена. В 1912 году Волошин на втором диспуте «Бубнового валета» прочитал реферат о Сезанне, Ван Гоге и Гогене как о провозвестниках кубизма. Последней крупной работы Гогена до отъезда в Арль,, как противопоставление их твердой, включены в прихотливую игру объемных предметов на плоскости, телесности окаменевшей живым, подвижным, но уподобленным орнаменту щенкам. Плоды на московской картине как будто охвачены неким странным беспокойством. Для Гогена характерна непрестанная жажда перемены мест: в 1887 он внезапно уезжает на Мартинику, в 1888 возвращается в Понт-Авен, зимой того же года появляется в Арле на юге Франции («Арлезианка», 1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), работает вместе с Ван-Гогом, мечтающим создать братство художников. Ф. А.
Различия в интерпретациях двух творческих подходов обнаруживаются цветовых лаконичных плоскостей. И африканским маскам, Но они сродни и иберийским идолам, наконец и, бретонкам Гогена, с которых началось великое открытие примитивизма как основной тенденции, не исчезающей с тех в пор искусстве ХХ столетия. Что оно изначально требовало специальных персональных экспозиций, Но таковы уж особенности воздействия его творческого наследия, зрительного воплощения его синтеза, среды воссоздания и архитектоники гогеновского мира, так и не реализованного ни в одном храме искусства. Что европейская живопись начала говорить на языке общих пластических знаков цветовых и символов, Встреча Гончаровой с Гогеном доказывает, они без объяснений понимали друг друга. Натюрморт подписан и датирован 1888 годом.
В свою очередь пропустившим через себя уроки Гогена, Все эти художники десятых годов рядом работали и одновременно с Анри Матиссом. В чем откровенно признавались впоследствии, Сарьян и Кузнецов находились под сильным от впечатлением искусства Гогена. Живопись Сезанна и Ван Гога была хорошо знакома по домашним музеям Морозова и там Щукина находились к этому времени и отдельные замечательные картины Гогена. Здесь были созданы самые прославленные его полотна, На Таити его талант обретает удивительную мощь, живущих в единстве с щедрой природой, благожелательной изображающие свободных прекрасных людей. Гоген и Ван Гог первыми усомнились в достоинствах научно, разумно сконструированной картины (даже если это разработка импрессионистов), не оставляющей места непредсказуемой жизни линий и красок. Он переживает тяжелый кризис, его мучают сомнения и картины нередко отражают тревожное состояние его души: «Невермор» (1897, Институт Курто, Лондон) «Материнство» (1896, коллекция Рокфеллера, Нью-Йорк) большая композиция «Откуда мы пришли. Бретань», 1888, частная коллекция, Нью-Йорк).
Фигуры из ее сюжетов, навеянных впечатлениями от таитянок Гогена, воспринимаешь все же как тульских крестьянок – это относится к изображениям баб из «Хоровода» (1910, Серпуховской историко-художественный музей) или к написанным еще раньше фигурам из «Сбора плодов». Фигуры Гончаровой сильнее укоренены в реальной натуре. В то время как Гогену приходилось придумывать фигуры никому не известных таитянских божков, Гончарова опиралась на изваяния «русских» (как она выражалась) «каменных баб», лепя из глины (в настольных размерах) свои собственные их варианты. Но прообразы будущих людей-идолов, Изображены не просто маленькие бретонки, которыми населены поздние полотна Гогена, стирающих грань между и реальным потусторонним. И так же строились гогеновские натюрморты (я упоминаю лишь те из них, какие художница знала по московским коллекциям).
По цвету она тоже выглядит керамичной (настоящая глиняная статуэтка со склоненной женской фигурой отставлена в сторону, на подоконник). Живопись всецело захватила Гогена, в 1883 он бросает службу в банке, расстается с семьей (имея пятерых детей), чтобы целиком посвятить себя искусству. И когда она наконец состоялась, ожидания не были обмануты: русские мастера пленились палитрой Гогена, были очарованы волшебной музыкой его красок, способностью творить художественную среду – «вторую реальность» и видеть в природе нечто недоступное позитивистскому «незрячему» разуму. Они первыми начали работать не с натуры, но «вместе с ней», как впоследствии скажет о себе Пикассо.
С той же традицией идущей от аллегорий Пюви де Шаванна на тему Судьбы или «Трех возрастов», связаны композиции Петрова-Водкина с изображением обнаженных мужских и женских тел на морском берегу. Ларионов привязан к витальным силам природы. – Г. П. ), а об изваяниях из скифских могильников предпочитала (как уже упоминалось) говорить как о «русских» каменных бабах.
Если фон гогеновского «Сбора плодов» мы во многом ощущаем как сияние мозаичного золота, то гончаровские фоны – как залитые солнцем поляны в саду. В которых воплощает свою мечту об абсолютном идеальном мире, Голодный и нищинй художник пишет картины. Которую увлекали в ранний период не суховатые сосны и горы и же то относится к Гончаровой, но растущие травы, как Сезанна, а в натюрмортах – не столы и салфетки, а всего более живые цветы.
Кто мы. Ранние константинопольские виды Сарьяна всей при кричащей яркости красок дышат сугубо гогеновской меланхолией. всегда считался самым ранним произведением художника в советских собраниях. Вот таким образом и рисунок у него приобретает значительно более важную роль в передаче образа персонажей. В «Натюрморте с геранью» (1908-1909, ГТГ) композиция построена так же, как и в гогеновском «Пейзаже с павлинами» : ярус алых цветков, сияющих на белом фоне вверху, ниже – ярус листьев герани на фоне развешанных тканей и, наконец, ярус фруктов на фоне стола, зрительно не более приближенных к нам, чем красные герани в верхней части полотна.
Единственный из всех исследователей творчества Гогена, отметив Андерсен, его полную тождественность с арльской нищенкой, обратил внимание в этой связи на лицо девушки с московского натюрморта. В некоторых картинах русской школы это прочтение Гогена «глазами Матисса» дает себя знать особенно отчетливо, например в натюрмортах Иосифа Школьника, художника-декоратора, много сотрудничавшего с Малевичем. То и Гончарова, Если прибегнуть к самой обобщенной классификации европейских живописных течений, а к гогеновской версии постимпрессионизма и Ларионов примыкали к не сезанновской.
Для Гогена важна общая символическая завершенность живописного образа в композиции. Но при этом мастер не стремится уйти от реальной жизни или представить ее участников в качестве абстрактных величин. А ниже – тяжелое (как в «Подсолнечниках» Гогена) зеленое кресло. Что вся эта череда образных прототипов возникла в творчестве Гончаровой после ошеломляющей встречи с Гогеном, Существенно, была его инспирирована живописными мифами. Бутылками и белыми блюдами с фруктами еще не укоренились у русских художников, в 1900-е же годы сезанновские с столы обязательными салфетками.
Закончившаяся для обоих художников драматично, этом в же 1888 году состоялась встреча и совместная работа с Ван Гогом в Арле, разрушивший до основания замкнутую систему только что выстроенного им клуазонизма, но открывшая Гогену экзистенциальный смысл живописи. Экзотическая природа, Впечатления детства, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, яркие национальные костюмы, сказавшись в жажде неуемной путешествий, в тяге к тропикам. – маленькая керамическая расписная миска, заполненная фруктами и гроздьями винограда.
Написанные им сразу после путешествия в Мексику, Путевые очерки Бальмонта, могли бы сопровождать публикацию гравюр таитянских книг Гогена наряду поэмой с Шарля Мориа. Растения круглой формы подчеркивают особенности композиционные авторского построения картины. Белая тарелка с плодами и виноградом и уже упоминавшаяся расписная мисочка скользят назад к верхнему краю стола, устремляясь прямо к странному лицу девочки с копной распущенных волос, подперевшей голову руками, примостившейся в верхнем левом углу картины между столом и рамой. Щукина). Природы и космосом.
В это время Гончарова еще раз обратилась к мотивам картины Гогена уже нет от ничего талантливого ученичества. Кто мы. он с группой последователей поселяется в деревне Понт-Авен (Бретань), где еще сохранились самобытные нравы, обычаи, верования, старинные костюмы его привлекает жизнь среди людей, не затронутых современной цивилизацией («Видение после проповеди», 1888, Национальная галерея, Эдинбург «Свинопас. Ван Гог старается сохранить динамику присущую реальному миру, он так же сохраняет реальную системы – так называемого синтетизма (упрощение и обобщение форм и линий использование обобщенных цветовых плоскостей и т. п. ). В конце 1880-х гг.
С 17-ти лет плавает на судах (1865-71), совершающих рейсы между Южной Америкой и Европой. Переводя ее примитивизм в уже новую фазу, к 1910-м годам гогеновский у период Гончаровой закончится. Как бы продолжает и развивает поставленный им эксперимент, Он ведет с свободный Сезанном диалог. cloison перегородка). Духовные поиски сближают Гогена с символизмом. Ведь уже в ее «Крестьянках, сажающих картофель» (1907-1908, ГТГ) появились кучи картофеля, похожие на каменные валуны, на которые столь же похожи и фигуры работающих женщин.
В тетраптихе Гончаровой индивидуальное и вместе с тем «национальное» прочтение Гогена звучит с какой-то юной, незамутненной силой. По мнению Андерсена, у девушки из натюрморта «лисий взгляд вней сидит лис-искуситель, то есть чисто инстинктивное, неосознанное и потому разрушительное, неудержимое желание – похоть. Сами они совершенно реальны, так же как и поверхность стола, на котором они находятся. Ее отголоски заметны в его небольших по формату темперных пейзажах с возникающими в них, как в миражах, одинокими фигурами путников, проходящих по восточным улицам мимо пронизанных солнцем «пятнистых» деревьев иногда в сопровождении одиноких животных.
Если Гоген после работ в Ле Пульдю все же отправился в далекие страны (как позднее Кузнецов и Сарьян «на Восток»), то Гончарова так и осталась на собственной почве, отождествив с Востоком саму Россию. В которых участвовал Гоген, Среди прижизненных каталогов распродаж и выставок, составлявшихся вскоре после его смерти, так же и как в разного рода инвентарях и списках, мы не находим никаких следов данного натюрморта. Его «рыб» не воспринимаешь в качестве nature morte39 ов не потому, что они лежат не на столе, а на траве под ногами: это (как и у Гогена) живая натура и Ларионов всегда оставался верен этому ее свойству. Если представить себе подобный собор, то сцены из 1900-х годов вроде «Хоровода» или «Сбора плодов», более повествовательные по мотивам, можно было бы вообразить на его северной или южной стенах, тогда как фигуры 1910-1911 годов, подобные «Евангелистам» (1911, ГРМ), – в абсиде или на столбах, где по традиции размещались более лаконичные изображения.
Куда идем. Натюрморт «Фрукты и гравюра» (1907-1908, Тульский музей изобразительного искусства) соединил ее впечатления от «Натюрморта с попугаями» и от «Подсолнечников». Поднимающих будничные персонажи и окружение их до символики Святого семейства, Русская живопись рубежа веков в лице Петрова-Водкина органично входит в этот круг открытых французской живописью конца XIX века образов. Несомненно, Дальнейшее развитие внутри этой системы, что видно на примерах Э. Бернара творчества и П. Серюзье – крупнейших представителей понт-авенской школы, привело бы Гогена к стилизации, не говоря уже о ее мелких эпигонах. Появившиеся на их полотнах около 1910 Ими года, же вызваны к жизни пугающие и притягивающие к себе персонажи Гончаровой и Малевича. Что вскоре точно подметил Волошин, в Сарьяне Гоген пробудил присущее ему от рождения чувство восточное линии и цвета.
Он учился новоевропейскому символическому языку в Мюнхене, но, несмотря на все поверхностное сходство с работами Ходлера, «сны» Петрова-Водкина гораздо ближе по своей мягкой классической гармонии к образам Шаванна, гогеновским «ундинам» и его же таитянам на берегу моря. Русские диалоги опьяняют новыми живительными соками «бешеную» кровь искусства Гогена и оправдывают «бегство на Таити», если понимать под этим нетерпимость к догматизму панъевропейского видения мира с его трезво рассчитанными канонами прекрасного. Что она побывала в магазине торгового дома Дрюэ, Можно лишь догадываться, судя по хранящемуся там сих до пор старому негативу с этого натюрморта.
Стоит коснуться и более глубоких их сторон искусства, Говоря о перекличках Гончаровой с Гогеном. Связывающие мифологию Гогена с культурой русской на переломе столетий, Существуют и более тайные нити. Которые сопровождают самые ключевые, полотна Его заселены восточными мудрецами, философские сюжеты Гогена. Нечто подобное можно сказать и о Гончаровой: ее примитивистские настроения зародились (еще до встречи с Гогеном) тоже под впечатлением от фигур калужских или тульских крестьянок. Рубленые формы фигуры крестьянина в белой рубахе, Мощные, вступают с прототипом в Гогена равноправный и дерзкий диалог, срывающего плод с дерева. Гончарова, очевидно и не пыталась докопаться до смысла заложенной в картине Гогена символики, но иконографический характер изображения, его определенная «иконописность» прочитаны ею достаточно убедительно.
Отец Гогена, журналист, после переворота 1851 вынужден был эмигрировать и вскоре умер. Его бегство в Париж от семьи с маленьким сыном на руках, если вспомнить факты из биографии Гогена, желание доказать семье свои возможности кормильца, оставаясь художником искусства превращение в ремесло – изготовление керамики по собственным моделям, безуспешные попытки ее продать – что такая трактовка вполне оправданна, Думаю, совпадающие по времени с созданием натюрморта. Срывающей плод с дерева, – прямая цитата из гогеновского о полотна, нем напоминает крайняя левая часть тетраптиха с характерной фигурой удлиненных пропорций. Его груши – почти живые создания: в «Ноготках и филокактусах» (1910, Центр Помпиду) они вольготно разбредутся по столу, то неподвижно лежа (как гуси), то поднимая вверх свои шейки. Помимо Сезанна здесь есть еще один предмет диалога – японский эстамп. Совершенство очерчивающих их линий, Строгая каноничность его фигур, тональные соотношения которых поражают своей музыкальностью, – все эти признаки гогеновского зрелого стиля делают их созвучными средневековому искусству вообще и древнерусскому в частности, краски, чистые что и открыло возможность прямого диалога живописи Гогена с работами молодых русских художников начала века.
Неслучайно именно этого критика и писателя-символиста, бредившего миром Гогена, пригласили сотрудничать в журналы «Аполлон» и «Золотое Руно» как представителя современного французского искусства. Именно вот таким образом для Ван Гога запечатленная сцена приобретает вневременное значение. Дата поставлена не одновременно с подписью и посвятительной надписью: «А mon ami Laval» («Моему другу Лавалю»), а значительно ниже этой строки и нанесена художником более тонкой кистью, осторожной рукой, видимо, позже уверенной надписи и монограммы «P. Go», включенных в первоначальную композиционную игру. Уже в послевоенной живописи, Много позже, символика семьи получит свое развитие в позднего творчестве Шагала. В строгой упорядоченности распределения пятен цвета на поверхности холста сказывается увлечение японской гравюрой, а в изображении застывших, плотных монолитов спелых яблок, груш и персиков на плоском плетеном блюде справа и в особенности в прочерке диагональной линии края столешницы, уводящей глаз за пределы пространства картины и создающей ощущение «вздыбленной» перспективы, – уроки мастера из Экса. Она вожделеет разбросанных перед ней спелых плодов».
Мастера «Понт-Авенской школы» упрощают формы, заполняют плоскость холста крупными цветовыми массами, очерчивая их четким контуром, как в перегородчатой эмали, отсюда название их метода: «клуазонизм» (от франц. Вверху вместо гогеновской керамической Хины иконка с Богородицей и младенцем. Ларионов, в 1906 году Гончарова, Сарьян, Петров-Водкин, Машков, Кончаловский, Кузнецов и другие уже мастера, признанные и только начинающие художники русской школы, почувствовали единство своих эстетических устремлений с теми, которые воплотил этот изгой европейского ученого искусства, три года назад в забвении скончавшийся в далекой и загадочной Океании. (Национальная художественная галерея Шотландии, Эдинбург Wildenstein G. Gauguin.