Долгожданная «воля», о которой молодой человек будет читать по окончании проповеди, несомненно важнее для крестьян, чем проповедь: у священника осталось всего двое слушателей, причем один из них уже явно скептически относится к его словам. В глубине одних, кутаясь от холода, сидит крестьянка, дожидаясь мужа, который пропивает с горя в кабаке последние гроши. Учился в Арзамасской школеживописи (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у С. К. Зарянко. Удачно выбран момент, когда утомленный ходьбой мальчик заснул, прислонившись к стене большого дома, прижав к себе маленькую обезьянку 151 единственного друга и помощника в поисках средств для поддержания жизни. Образы детей полны величайшей человечности и вызывают глубокое сочувствие зрителей. В которой нет ропота, Именно она главный нерв художественного образа картины, страстного чувств, движения бурного, но только тихое смирение.
Эта тема привлекала многих художников 151 современников Перова, в частности И. М. Прянишникова в картине «Шутники» (1865), позже Ф. С. Журавлева 151 «Перед венцом» (1874), «Купеческие поминки» (1874). В этом легко убедиться, сопоставив «Чаепитие в Мытищах» (1862) и «Монастырскую трапезу» (1865), переписанную художником в 1875 году. Глубокой тоской и одиночеством веет от картины. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе». Обрамленное рыжеватой бородой, Лицо, умным, открытым, скрашено пристальным, всматривающимся взглядом светлых глаз, раскрывающим в нем человека богатого интеллекта, писателя150реалиста, привыкшего внимательно вглядываться в жизнь.
Он создал образы ряда известных деятелей культуры («А. Сюжетное решение в рисунке несколько отличается от картины. Сохранив расположение основных групп, он изобразил движение на фоне бушующего пожара. Смелостью молодого художника, Но картина привлекала сюжета, новизной выступившего с обличением духовенства.
Аритмичное движение крестьян, Удручающее впечатление и производит нестройное, несущих иконы. Отхлынувшие от проповедника к молодому человеку с бумагой в руках, Третья группа крестьяне, 151 изображенному в глубине. Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь если говорить о литературных параллелях приближается к Н. С. Лескову. М. Достоевского, еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности вкартине «Последний кабак у заставы» (обе 1868, там же). Сюжет более позднего произведения Перова 151 поминальная трапеза в монастыре «за счет благодетелей». В этюде «Слепой музыкант» художник тонко передал артистичность натуры уличного музыканта и характерные черты внешнего облика слепца. Художник привлекает внимание к участи детей бедноты, вынужденных с детства идти «в люди» и подвергаться жестокой эксплуатации хозяев.
Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х гг. В них всегда ощущается подлинная жизнь. В первоначальном эскизе карандашом Перов взял городские инвалида типы и сопровождающего его мальчика150поводыря и решил их в плане чисто бытовом. Персонажи Перова, в т. ч. крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С. Камынин (1872 оба там же), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского). Художник тщательно готовился к осуществлению своего творческого замысла: много читал о Пугачевском восстании, ездил на Волгу и Урал, зарисовывал там типы («Голова киргиза», «Голова татарина»), делал этюды для Пугачева. Бедные слушают с упованием – богач заснул в кресле, Иоанна Златоуста и что эскизе в дано различное отношение слушателей к ее содержанию. За картину ему была присуждена вторая золотая медаль.
Незаконныи сын барона Г. К. Криденера фамилия «Перов»возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатныи дьячок. Этот жанр давал все возможности для создания героических образов, Кроме того, помогал явления понимать современности. «Тройка» близка к «Проводам покойника», но в ней Перов все же не достигает той высоты живописного решения, как это было в «Проводах». Не смеющего сесть с ним за один и стол утоляющего жажду стоя, Он не удостаивает своим вниманием молодого послушника, поодаль. Острее выражена художником и непристойность поведения монахов, напившихся на глазах «благодетельницы» и нищих, ожидающих подаяния. Прекрасно найден и разработан теплый тон этюда 151 от коричневого до приглушенного розового, придающий особую красоту образу.
Ранние произведения Перова проникнутыанекдотически "обличительным" настроением, представляя собой живописные карикатуры, в томчисле на духовенство ("Сельский крестный ходна Пасхе", "Проповедь в селе", оба – 1861"Чаепитие в Мытищах", 1862 все – Третьяковскаягалерея) мастер тщательно выписывает характерыи обстановку, стремясь к нравоучительномуэффекту. Сила символико-психологического обобщения и соответственно параллели с прозой Ф. М. Достоевского, еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (обе 1868, там же). Художник воспользовался композиционным приемом своих ранних работ. Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московскомучилище живописи, ваяния и зодчества в 1871-82) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин. Это одно из самых обличительных полотен русской живописи. Перов внес также большой вклад в искусство портрета.
Как бы не заглянуть решаясь в лицо столь тяжелому горю, Перов очень деликатно изображает героиню со спины. И. Даль", "М. Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х гг. Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875 «Под крестом», 1881). Эта убежденность, видимо, действует на крестьянина, прислушивающегося к спору. Глубоко народные, в рисунке150эскизе последующем художник трактовал их как образы крестьянские. Но из всего триптиха ему удалось написать только третью картину 151 «Суд Пугачева». Казаков – татар и русских крестьян, Композиция же не была она осуществлена представлялась художнику в виде стремительно несущейся на зрителя массы разноплеменных всадников.
Когда композиционный центр картины в выдержан обратном движении ритма, Но в данном случае Перов создает неожиданную коллизию, прямо противоположном естественной динамике взятого ракурса. Художник сам понимал, что он отошел здесь от своего первоначального замысла. Монах, остановившись в пути, предается отдыху за чашкой чая. Перов сумел подметить поразившую его способность русского крестьянина уберечь благородство души и сохранить достоинство, человеческое Как острый и опытный наблюдатель, несмотря на долгие годы рабства. П. Петух со своим поваром».
Холодный зеленовато150серый фон усиливает впечатление. Поэзия раннего утра, тишина и безлюдье заставляют глубже почувствовать трагедию преждевременно загубленной жизни и холодное равнодушие общества к ужасным явлениям русской действительности. Здесь, как и в других произведениях этого периода, уже нет повествовательности ранних картин Перова. Лучшей из этих картин является «Птицелов». В следующем году Перовым написан автопортрет.
Испытал особоевлияние П. А. Федотова, а также журнальнойсатирической графики и немецкого бытового жанрадюссельдорфской школы. Тема обеих картин одна и та же, но сюжетное решение различно. Первоначальный эскиз к картине «Суд Пугачева» относится к 1873 году. Второй эскиз интереснее 151 Перову удалось передать размах и мощь стихийного крестьянского движения.
Особенно ярко охарактеризован «Фомушка150сыч». На каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и их выставляете публично, Синода скоро сделают запрос. Каким знали его близкие в домашней обстановке, Художник изобразил таким, Островского в просторном беличьем халате, ничем не стесненным. Видно, что Перов работал упорно и настойчиво, не отступая перед трудностями. Перевернувший вниз головой икону и не замечающий, Особенно запоминается старичок, пьяненький да опьяневшая женщина со спустившимися чулками, что у него развязались и волочатся по грязи онучи. Перов также обратился к истории. Но мы не видим самих крестьян.
Н. Островский", 1871 "Ф. Спеша опередить друг друга и захватить, Как грабители врываются в они келью умершего, что поценнее. Домашний костюм, Отсутствие не аксессуаров, обедняя, скупая гамма красок создают подлинную простоту образа, однако, духовного облика писателя. Отталкивающего старушку150крестьянку, Типична фигура лакея, пытаясь услышать слова проповеди, которая, слишком подвинулась близко к помещику. Необычайно ярко дан тип станового, по выражению Стасова, «старого выжиги из военных, грубого и бездушного, возросшего среди водки и побоев, безжалостного давителя и взяточника, смотрящего на крестьян, как на скот».
Падая, он растерял тавлинку с табаком и приношения прихожан. Восстание Степана Разина, движение раскола на рубеже XVII151XVIII столетий, борьба древней Руси с татарами за свою независимость – когда даже крупные художники ограничивались изображением отдельных эпизодов из жизни и деятельности больших исторических деятелей, в то время, Пугачевское восстание, Перова массовые интересовали народные движения. Почувствовать стойкость их народных характеров, Эти новые впечатления помогли Перову моральную увидеть красоту забитых нуждой людей. Есть нечто сближающее художника и писателя и в трактовке крестьянских типов.
Незнание характера и нравственной жизни народа» делают окончание невозможным задуманных им картин. В эти же годы Перов пишет ряд картин на охотничьи сюжеты: «Птицелов» (1870), «Охотники на привале» (1871), «Рыболов» (того же года), «Голубятник», «Ботаник» (обе 1874 г. ). Эмоциональный и социальный смысл картины почувствовал точно В. В. Стасов: «Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: Деревенские похороны. «Птицелов» (1870), «Голубятник», «Рыболов» (того же года), «Ботаник» (обе 1874 г. ) – «Охотники на привале» в (1871), эти же годы Перов пишет ряд картин на охотничьи сюжеты. В котором образ Пугачева стал более значительным, в 1879 был году закончен третий вариант, ума и темперамента, в нем чувствуется человек большой воли.
Как будто народные силы в бесплодном пьянстве растрачиваются по-пустому и замирает жизнь. Глубоко по лирическому чувству это трагическое полотно о похоронах в деревне. А кроме того журнальнойсатирической графики и быого немецкого жанра дюссельдорфской школы, Испытал особое влияние П. А. Федоа.
Перов первый в своих картинах дал понять, что нищета, горе и бесправие русского крестьянства 151 результат рабства народа. Перов ввел ее в холст для контраста, чтобы еще более подчеркнуть скорбное молчание людей. В котором затаились укор и грусть горькие складки около рта дополняют впечатление, При детальной разработке внешнего облика Перов сумел выделить в старческом умном лице крестьянина поразительный Фомушки по притягательной силе испытующий взгляд. Не уснащая его подробностями, Художник скупо развертывает сюжет и тем не менее воздействия сила этого произведения огромна. Пугачевцам противопоставлена семья помещика и его дворня.
Которая постигла его с первым Чтобы эскизом, предотвратить неудачу, в которой указал на то, Перов приложил объяснительную записку, что тема эскиза взята им из 64150й беседы св. Явно не интересуясь проповедью, Но помещик мирно спит в удобном своем кресле, а молодая жена помещика предпочитает вести светскую болтовню с молодым человеком. крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С. Камынин (1872 оба тамже), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своегосоциального и культурного статуса яркая индивидуальность порой сочетается вних с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностьюдуховной жизни иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского). Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875 «Под крестом», 1881). Сюжеты Перов берет из жизни крестьян, мещан, бывших дворовых интеллигенции. Он едва держится на ногах и схватился за столбик крыльца.
На которую взбираются дети, Именно в этом высокий месте берег взятой в трубу Неглинной образует своеобразную гору. Лица, позы, движения полны жизни. Если вначале Перов подчеркивал елейность в выражении его лица, то в дальнейшем он трактован как образ лицемера и тунеядца, не замечающего нищеты и народного горя. По силе характеристики и по композиции это произведение совершеннее предыдущего. В первой из указанных картин, оставшейся неоконченной 151 «Спор о вере», 151 композиция проста и жизненна. Перов был прекрасным мастером литературно150художественного очерка150рассказа.
Такое «самоотвержение, писал святитель Игнатий Брянчанинов, основывается на вере во Христа». Которое далбудущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок, Незаконный сын барона Г. К. Криденера фамилия"Перов" как возникла прозвище. Стремительность движения всадников, поднимающих облака пыли, должна была создать впечатление стихийного движения, сметающего все на своем пути. Незаконный сын барона Г. К. Криденера фамилия «Перов»возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Фанни под 8470 30», «Под крестом», «Тетушка Марья»). У ног священника свалился причетник с кадилом.
Перед нами изображение сцены из сельской жизни: священник читает проповедь на тему: «Нет власти, аще не от бога». Сам художник обнаруживает и писательскийталант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875 «Под крестом», 1881). Однако же, Сатирическое настроение, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором, годами с ослабевает. М. Достоевского, еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности вкартине «Последний кабак у заставы» (обе 1868, там же). И. Даль», «М.
Так же как Некрасов, Перов вложил глубокий социальный смысл в свое произведение, показав нищету и обездоленность крестьян русской пореформенной деревни в результате «освобождения». Бесслезна скорбь бедняков, привыкших к несчастьям. Для второй картины автор имел лишь наброски и рисунки отдельных фигур и сцен. Исторические темы интересовали Перова издавна. Возвращаясь из города, Крестьяне, которого после продолжат свой путь в деревню, зашли в кабак.
Париж дополнил жизненные впечатления художника наблюдениями неприкрытой нищеты обездоленности и народных масс в Европе. Силуэты повешенных на дереве, Виселица, тревожно мечущиеся над трупами повешенных, птицы, 151 это все вносит тревогу и сообщает картине драматическое звучание. Ветер ерошит гривы лошадей и шерсть собачонки, разделяющей с хозяйкой томительное ожидание. Необходимо отметить, что с начала 70150х годов Перов начал работать над созданием образов революционно настроенной интеллигенции, о чем свидетельствуют картины: «Спор о вере» («Беседа студентов с монахом у часовни») 1871 года, «Отпетый» и рисунки150эскизы. Если бы тяжелая свинцовая туча не давила с низкого неба на всю группу, 10 Настроение в картине не было бы столь мрачным, если бы создавал не он своими серыми тонами ощущения мертвящего холода, если бы не был пустынен и безрадостен пейзаж. Женщина, валяющийся в под грязи крыльцом и пьяный крестьянин – отливающая напившегося до потери сознания мужа, Эту безобразную сцену дополняют второстепенные персонажи.
Всегда предполагающее динамику избирает Художник диагональное построение композиции, обоснованную здесь самим контекстом действия. Любовь к анекдоту сохраняется у него и позже («Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, там же). Инвалида войны 18551511856 годов, Композиция ее построена на противопоставлении тучного монаха150чревоугодника хромого и слепца, с мальчиком150поводырем. Фигура же монаха выражает полную растерянность. И возникает ощущение ритма гаснущего движения. Движение толпы хаотично, беспорядочно. Ее ноги, 8 Тщательно прорисован круп лошади, в передающие целом известное усилие, опущенная голова, необходимое для того, чтобы везти перегруженные сани.
Эти положительные качества выразил он и в своих литературных работах и в живописи в образах большой силы и правдивости. Это подлинно критический реализм в его обличительной форме. Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 в Париже (пенсионер Академии художеств). Тучный купец в малиновом халате нагло рассматривает девушку товар, как Широко расставив ноги, добротность которого он желает определить. Красной нитью проходящей через все искусство Перова, Наряду с крестьянской темой, связанные с жизнью города, во второй половине 60150х в годов его творчестве появляются темы.
Ранниепроизведения Перова проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Сельскийкрестныи ход на Пасхе», «Проповедь в селе», оба 1861 «Чаепитие в Мытищах», 1862 все Третьяковская галерея) мастер тщательно выписывает характеры иобстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Это типы, порожденные в значительной степени русской патриархальной деревней. Пейзаж, на фоне которого развертывается «праздничное» шествие, усиливает далеко не праздничное, не торжественное впечатление. С годами ослабевает, Сатирическое же, настроение, однако сменяясьдраматической экспрессией либо добродушнымюмором.
Обобщающих образов национальной истории, в поздний период мастер стремится созданию к грандиозных. П. Погодин", оба – 1872 все-Третьяковская галерея). «Проводы покойника» высоко ценил Стасов: «. Фигуры разбиты на три группы. («Птицелов», 1870 «Охотники на привале», 1871 «Рыболов», 1871 все Третьяковская галерея). Но образ Пугачева художнику не удался.
Еще меньше трогает его горе и нищета инвалида, вынужденного просить милостыню. Ученики мастеровые везут воду» (1866 обе там же) крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой. Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 в Париже (пенсионер Академии художеств). Здесь он получил начатки профессионального образования.
Тусклый рассвет подчеркивает беспросветность этой жизни. Там мужики пропивают с таким трудом заработанные деньги, в этом загуле они топят горе своей тяжкой жизни. В 1872 году Перовым написан замечательный портрет Ф. М. Достоевского. Медь, розоватый бархат платья помещицы – Прекрасно люстры, передана материальность предметов. Необычайно выразительны типы студентов, победителей в споре и побежденного монаха. Характеристика купеческого быта дополняется безвкусной обстановкой комнаты. В дровнях, Мальчик и девочка здесь же и женщина сидит его на конце, гроб занял целиком дровни. Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, – у Перова никого.
Автор жанровыхкартин ("Сельский крестный ход на Пасхе", 1861), проникнутых сочувствием к народу ("Проводыпокойника", 1865, "Тройка", 1866), психологических портретов ("А. КолоритПерова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. В этом и заключалось огромное идейно150воспитательное значение первых полотен Перова. Выразительно разработанная серо150коричневая красочная гамма усиливает впечатление. «. Былодним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Туманный утренний город за фигурой женщины-самоубийцы и (в «Кабаке. ») закат, гаснущий за городской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой и низменной бытовой среде подобие земного ада. Но, продолжая работать в этой области, художник ставит новые, по сравнению с 60150ми годами, задачи. Из его живописных работ этого типа выделяются «Фомушка150сыч» (1868), «Странник» (1870) и «Путник» (рисунок, 1873). Вряд ли с этим можно согласиться.
С исключительной силой передана страшная сцена откровенно циничного отношения монахов к смерти «брата». Так возникает ощущение бесцельности, бесплодности происходящего. Но в самом начале работы его постигла неудача.
Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей». И вот она одна осталась с двумя маленькими детьми на руках, у крестьянки умер муж – кормилец. Пугачеву противопоставлена гордая, властная старуха150помещица, гневно глядящая на него. Собака немного оживляет картину. В позднийпериод мастер стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальнойистории. В 70150х годах Перов не оставляет и жанровую живопись. Как и большинство произведений сатирических Перова, Картина, в данном случае семьи купца и смущенной молоденькой гувернантки, построена на противопоставлении центральных фигур. Пейзаж написан прекрасно, от него веет поэзией русской поздней осени.
Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант 1879, Русский музей «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880-81, Третьяковская галерея) не принадлежат к числу егошедевров, поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них ине удается достичь. Этюдах, Многое осталось в эскизах, как например «Осада Пскова» (1879), набросках, «Пимен», (1879), «Пимен и Григорий» «Михаил Тверской в татарской орде», «Русские колодники в Татарской орде» (оба эскиза 1876 г. ), «Пытка боярыни Морозовой». КолоритПерова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Ранние произведения Перова проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», оба 1861 «Чаепитие в Мытищах», 1862 все Третьяковская галерея) мастер тщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Остро чувствуется тяжесть нужды и забот, свалившихся на крестьянку со смертью мужа.
Воспроизведение которого помогало ему раскрыть социальные противоречия современной ему жизни, Человек его интересовал социальный как тип. Привыкшего к самоанализу, Передать образ писателя и человека со сложным и противоречивым психическим складом, стремившегося человека, заглянуть в самые глубокие тайники человеческой души, страдающего тяжелой нервной болезнью, 151 задача нелегкая. К новой для него проблеме он подошел со свойственной ему широтой. Многое осталось в эскизах, этюдах, набросках, как например «Осада Пскова» (1879), «Пимен», «Пимен и Григорий» (1879), «Михаил Тверской в татарской орде», «Русские колодники в Татарской орде» (оба эскиза 1876 г. ), «Пытка боярыни Морозовой».
ПерсонажиПерова, – в т. ч. крестьянин "Фомушка-сыч" (1868)или купец И. С. Камынин (1872 оба – там же), полныособой внутренней значительности внезависимости от своего социального и культурногостатуса яркая индивидуальность поройсочетается в них с беспрецедентной (для русскойпортретной традиции тех лет) напряженностьюдуховной жизни иногда на грани мучительноготрагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского). Персонажи Перова, в т. ч. крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С. Камынин (1872 оба там же), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского). Но фигура, Незабываем по силе образ крестьянки 151 лица ее не видно, поникшая голова, линия ее согбенной спины, опущенные плечи так выразительны, что сразу все открывается безысходное горе семьи, потерявшей кормильца. Еще более возрастает значение пейзажа игравшего такую большую роль в «Проводах покойника». «Сельский крестный ход на Пасхе» можно считать одним из самых значительных произведений Перова.
Беспощадно обнажая и бичуя язвы современного общественно150политического Смело, строя, революционизировал его, художник содействовал пробуждению общественного сознания. Тема этой картины живо интересовала Перова. Женщина в спущенном с одной ноги чулке направляется на зрителя, Вот старик с иконой, перевернутой куда должна пойти вся процессия, а не в ту сторону. Когда крестьяне во главе с местной церковной властью уже достаточно попраздновали у целовальника, Перед нами сцена на рассвете, вернее и вот выходят, они вываливаются из кабака и направляются куда-то вниз, на крестный ход. В характеристике портретируемого, кроме глаз и мимики лица, большую роль играют руки. Ее ровный и неумолимый прямой силуэт контрастирует с живописной ребят, группой Серая стена Рождественского монастыря подчеркивает серость и беспросветность жизни детей. Печать горячо приветствовала ее появление на Передвижной выставке 18721511873 годов.
Ученики мастеровые везут воду» (1866обе там же) крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизниобездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой. Сила символико-психологического обобщения и соответственно параллели с прозойФ. Он снова принялся за работу и создал новый эскиз, близкий по теме к предыдущему, 151 «Проповедь в селе». Вертикаль прочерчена дорогой, столбами, еле видной стайкой птиц справа. Они рисуют уходящее вверх перспективное сокращение пространства, Мы глубокие видим борозды на снегу, но сани перегородили дорогу. Тягостная тишина. Эта работа одна из очень немногих, где художником использованы традиции дворянского портрета, внесены черты парадности. Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московскомучилище живописи, ваяния и зодчества в 1871-82) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин Незаконный сын барона Г. К. Криденера фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок.
Этой проблемы ни Федотов, ни другой предшественник Перова 151 Венецианов не касались. Претерпела изменение и фигура монаха. Н. Островский», 1871 «В. Впрямуюего литературные симпатии сказываются в картине"Старики-родители на могиле сына" (1874, тамже), написанной как иллюстрация к финалутургеневских "Отцов и детей".
Так как здесь не было постоянного надзора царских чиновников, свободнее Они себя чувствовали в своих творческих исканиях, который давал себя знать в Академии художеств. 1875, исторический музей, Однако законченные историческиекартины Перова ("Суд Пугачева", вариант – 1879, Москва, "Никита Русскиймузей Пустосвят. При этом картина производит очень сильное впечатление. Его портрет Ф. М. Достоевского (1872, там же) считается лучшим живописным изображением писателя. Но элемент обыденности, Много внимания было уделено характеристике толпы и передаче отношения отдельных зрителей к погибшей и к событию целом, в суетности в сюжете ослаблял драматизм и отвлекал внимание от основной фигуры 151 утопленницы.
Темные, свинцовые тучи, закрыв полнеба, тяжело зависли над землей, погасив сияние обильного снега, растворив его белизну в рефлексах серого. Замечание И. Н. Крамского, что тип купца в картине Перова не нов, что его впервые дал Островский 151 справедливо, но ни до Перова, ни после него в живописи не были созданы такие яркие и типичные представители «темного царства». Например, Так, полемизируя с В. В. Стасовым, скульптор Н. А. Рамазанов, писал, что выставка стала пополняться такими произведениями, которые «нельзя допустить на не выставку, оскорбляя нравственного чувства посетителей, как это случилось, в недавнее время, с картиной новейшего направления, г. П. (Перова. Н. Островский», 1871 «В. Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь если говорить о литературных параллелях приближается к Н. С. Лескову.
С небольшими поправками эскиз был принят Академией и художник начал писать картину. Изменив сюжетное решение, художник усилил социально150трагическое звучание картины. Туманныи утреннийгород за фигурой женщины-самоубийцы и (в «Кабаке. ») закат, гаснущий загородской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой и низменнойбыой среде подобие земного ада.
Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант 1879, Русский музей «Никита Пустосвят. Прямым наследником и продолжателем Федотова считал Перова и В. В. Стасов. Он свидетельствует о прогрессивном подходе Перова к решению поставленной проблемы.
Был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Его портрет Ф. М. Достоевского (1872, там же) считается лучшим живописным изображением писателя. В его работах этого периода преобладали отрицательные типы. 1880-81, третьяковская галерея) не принадлежат к числуего шедевров, Спор о вере", поскольку как должной раз степенимонументального обобщения в них и не удаетсядостичь. Обобщающих образов национальнойистории, в период поздний мастер стремится к созданиюграндиозных. Ранние произведения Достоевского, содержанию По и направленности ему были близки поэзия Некрасова, творчество Тургенева и Л. Н. Толстого, комедии Островского. Оживленная красноватым пятном шейного платка, Тонко разработанная серо150коричневая вносит гамма, какую150то особую теплоту в строгий образ старика.
А за столбами заставы – заснеженные поля. Само название этой картины полно горькой иронии. Былодним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Упорная работа дала свои результаты. Впервые она была воплощена в рисунке пером для «Альбома московских художников» 1867 года.
Перов сумел задеть живые струны в душе зрителя, пробудить в нем гражданский гнев, которым горело и сердце самого художника. Любовь к анекдоту сохраняетсяу него и позже («Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, там же). Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматическойэкспрессией либо добродушным юмором. Но по отношению к своим предшественникам он был и новатором. Картина близка по содержанию и целенаправленности к предыдущим работам художника. эти похороны, 151 писал он, 151 еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз150Красный нос».
Большинство их имеет биографический характер («Наши учителя»), некоторые находятся в связи с его картинами («На натуре. Когда тело утопленницы было только что из вынуто воды и его окружала толпа любопытных, Первоначальный эскиз изображал момент. Сдерживающих и, в этом пластическом противостоянии сил, двух нейтрализующих друг друга, можно сказать и возникает столь необходимая Перову статика. Скорбно наклоненная голова женщины повторяет так же наклоненную голову лошади.
В основе которой изучение лежало натуры, в преподавании большую роль играли традиции Венециановской педагогической системы, развивавшее у учащихся способность к наблюдению окружающего. Женщина в санях ждет их. Среди учеников Перова (когда онпреподавал в Московском училище живописи, ваянияи зодчества в 1871-82) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин. Зарянко. Впервые увидевших такое беспощадное обличение духовенства, Появившаяся в 1862 году на постоянной выставке поощрения Общества художеств в Петербурге картина привлекла большое количество посетителей.
Жизнь Московского училища живописи и ваяния, система преподавания, взаимоотношения учащихся с учителями и этих последних между собой ярко описаны Перовым в рассказе «Наши учителя». Он тяжко обрушивается с крыльца, успев ухватиться за перекладину. Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий». Особенно метко охарактеризован «молодой, но уже пройдоха» писарь его лицо выделяется живостью и выразительностью. Первая же картина, созданная после возвращения, – «Проводы покойника» (1865) – сразу определила бесспорную роль Перова как лидера нового движения – формирующегося идейного реализма.
Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе». «Портрет этот не только лучший портрет Перова, но один из лучших портретов русской школы вообще», 151 так писал Крамской, сам крупный портретист, современник Перова, также решавший в своих работах психологические задачи. Пьяный дьячок с молитвенником уже не может стоять на двух ногах. И. Даль», «М. Созерцаяпростых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь если говорить о литературных параллелях приближается к Н. С. Лескову.
Учился в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и вМосковском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у С. К. Цвета лишь называют предметы, но не играют всеми переливами красок. Свет лихорадочный, горячий. Острие которой по150прежнему направлено главным образом против духовенства, Во второй половине 60150х годов продолжает Перов работать и в области сатиры. Силасимволико-психологического обобщения – исоответственно параллели с прозой Ф. М. Достоевского, – еще более значительны в"Утопленнице" и в особенности в картине"Последний кабак у заставы" (обе – 1868, там же). Туманный утренний город за фигуройженщины-самоубийцы и (в "Кабаке. Жизнь подневольного человека заставила его быть всегда настороже.
Демократической основе было естественным проявлением общественного интереса к истории своего народа исторической Развитие живописи в 70150х годах XIX века на новой. И только собака, как мы это видели и в «Тройке», немного оживляет печальную картину. Перов мотивировал это тем, Испрашивая у Академии разрешение досрочное на возвращение, что «.
На берегу Москвы150реки распростерто тело утопленницы, которое стережет полицейский. Усилию лошади отвечает напряжение согнутой спины женщины в тулупе. Еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности «Последний кабак у заставы» вкартине (обе 1868, там же), М. Достоевского. Она не случайно выделена художником из тусклой тональной гаммы интенсивным темным пятном и вот таким образом сразу бросается в глаза. Перов нагнетает темные краски в своей картине, в живописи господствует холодная гамма.
Ограничившись изображением только сцены суда, в картине 1875 года Перов ушел от первоначального замысла, отчего утерялось впечатление размаха крестьянского восстания и снизилось значение народных масс этом в движении. («Птицелов», 1870 «Охотникина привале», 1871 «Рыболов», 1871 все Третьяковская галерея). Зритель воспринимает одновременно и основную группу и пейзаж как единое неразрывное целое. Созданные после возвращения границы из150за Произведения, что пребывание Перова в Париже было не бесполезно, свидетельствуют о том.
И смерть кормильца и обездоленность семьи – везущая в санях страшный груз, молодая Возница вдова и сиротство малых детей, в котором соединилось все. – в т. ч. крестьянин "Фомушка-сыч" (1868)или И. С. Камынин купец (1872 оба – там же), ПерсонажиПерова иногда на грани мучительноготрагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского), полныособой внутренней значительности внезависимости от своего социального и культурногостатуса яркая индивидуальность поройсочетается в них с беспрецедентной (для русскойпортретной традиции тех лет) напряженностьюдуховной жизни. А также журнальной графики сатирической и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы, Испытал особое влияние П. А. Федотова. Объясняя неудачи художника характером его таланта и отсутствием опыта в работе исторической над картиной, Стасов отрицательно относился к историческим холстам Перова. Причины таились не в этом, а в идейно150художественных колебаниях, которые переживал художник в конце 70150х годов. Известно, что еще в Училище живописи и ваяния он делал эскизы к «Степану Разину». Его картины становятся разнообразнее по тематике, содержанию и характеру образов. Правда, когда Перов учился, преподавание в училище не стояло на той высоте, как в Академии художеств, хотя и строилось по ее образцу. Что он намечал создание целого ряда картин исторических Знакомство с рисунками Перова позволяет утверждать.
Стасов подметил их близость к охотничьим рассказам Тургенева, Говоря о группе произведений Перова охотничьи на сюжеты. Однако по силе сатиры и эмоциональному воздействию «Приезд гувернантки в купеческий дом» Перова превосходит все, что было создано в этой области. Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей». Этот эскиз был положен в основу второго варианта картины 151 «Суд Пугачева» (1875) первый же вариант 1873 года был уничтожен художником. Много лет спустя, Теперь же, Перов поставил очень сложную задачу 151 написать триптих, подойдя созданию к исторической картины зрелым мастером, в котором предполагал развернуть историю Пугачевского восстания. А также журнальнойсатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы, особое Испытал влияние П. А. Федотова.
Чуть расцвеченная красными искорками черного галстука, Серо150коричневая гамма, позволила выявить бледность болезненную лица писателя. Но при этом законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант 1879, Русский музей «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880-81, Третьяковская галерея) не принадлежат к числу егошедевров, поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них ине удается достичь. Чувствуется напряженное ожидание птицеловов, следящих за тем, что происходит около силка. Любовь к анекдоту сохраняетсяу него и позже («Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, там же). Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматическойэкспрессией либо добродушным юмором. Художественный язык богаче, Живописное художника мастерство стало совершеннее, сюжеты разнообразнее.
Трудно указать среди русских мастеров равного Перову в этом отношении. Печать умудренности долгим и горьким опытом лежит на всем облике крестьянина. Картина вызывает щемящее чувство боли за горькую участь детей бедноты.
Больше всего в нем привлекают внимание глаза. Если Стасов высоко ставил картину, то Салтыков150Щедрин отнесся к ней строже. И обставлено училище было значительно беднее, Преподаватели Московского училища были профессионально ниже профессоров Академии. Отец устраивает его Арзамасскую в художественную школу А. В. Ступина, Идя навстречу влечению сына. Какой-то персонаж уже лежит под крыльцом и баба льет на него воду из кувшина.
ПЕРОВ Василий Григорьевич 21 декабря 1833 (2января 1834) или 23 декабря 1833 (4 января 1834), Тобольск -29 мая (10 июня) 1882, село Кузьминки, ныне Москва, русский художник, один из организаторовТоварищества передвижников. 151 В 1862 году Перов написал «Чаепитие в Мытищах». Фигура чиновника близка к «Свежему кавалеру» Федотова, почти повторяет ее, но в трактовке этого образа у Перова больше остроты и обличительности. В процессе создания картины художник убедился, сел с младшими учениками в классе рисования гипсовых голов и проработал месяцев, несколько не смущаясь – что у него нет основательного знания рисунка тогда он, Об этом свидетельствует следующий факт. Горящие здания, клубы дыма, закрывшие небо, придали грозный вид пейзажу. Тогда как между помещиком и дворовыми нет Фигура единства, Пугачева неотделима от восставших. Н. Островский», 1871 «В.
Пожалуй, только у К. П. Брюллова в «Автопортрете» (1848) да в портрете А. Н. Струговщикова (1840) руки прекрасно использованы для достижения полноты характеристики портретируемого. П. Погодин», оба 1872 все Третьяковская галерея). Успех воодушевил Перова и он решил конкурировать на первую золотую медаль. Справа семья помещика, к которому обращен выразительный жест проповедника.
С детства запоминается этот образ беспросветного народного горя, с огромной, обобщающей силой воплощенный в картине В. Г. Перова «Проводы покойника» Эти похороны еще безотрадней и печальней, чем у Некрасова в поэме Мороз, Красный нос, там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, у Перова – никого. К осени 1861 года она была закончена и Перову присудили за нее первую золотую медаль. Портреты Перова отличаются глубиной содержания.
слухи носятся, что будто бы Вам от св. Н. Островский", 1871"В. Тона живописи холодные, преобладают белый и серый. Еще сильнее прозвучала тема города в картине «Утопленница» (1867).
Полная поэтической грусти картина «На могиле сына» прямо навеяна романом Тургенева «Отцы и дети». О том же говорит выразительный лоб с суровой складкой у переносья. Холодный, Разбежавшийся по нему тенями различной интенсивности серый главенствует цвет, в колорите картины, безжизненный, определяя ее тональное звучание.
Quotпоследний кабак у заставы" Портретная живопись "Портрет А. Н. Островского" внес Перов также большой вклад в искусствопортрета. Единственно, в чем можно упрекнуть художника 151 в отсутствии единства в цветовом решении. Свободно движется кисть Перова, мазок широкий. В этом своем самом остром по сатирическому содержанию произведении Перов изображает убогую деревню русскую 60150х годов с ее нищетой и невежеством. Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине«Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной как иллюстрация кфиналу тургеневских «Отцов и детей». П. М. Третьякова, купившего картину, художник В. Г. Худяков даже предостерегал в письме: «. В картине «Проповедь в селе», так же как и в предыдущих, художник развертывает перед зрителем целое повествование.
Холодный лимонно-желтый свет заката подчеркивает холод на улице. В картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866) художник показывает тяжелую участь интеллигентной девушки, вынужденной идти в кабалу к купцу150самодуру. Данный мощным аккордом в верхней части картины, контраст Резкий темного и светлого, отзываясь глухим, постепенно смягчается, тусклым эхом в живописном поле холста. Его портрет Ф. М. Достоевского (1872, там же) считается лучшимживописным изображением писателя.
Перов поставил в своем творчестве новую, актуальнейшую проблему своего времени, связанную с положением крестьян. Цветовые соотношения в фигуре гувернантки (коричневое платье, голубые ленты на шляпе) 151 мягкие, спокойные, в группе купеческой семьи 151 резки и неприятны. Персонажи Перова, в т. ч. Лицо его бессмысленно. Но зато учащиеся стояли ближе к народной жизни. Ярко и правдиво обрисованы в картине типы помещика, лакея и священника. Но очень скоро было приказано снять картину с выставки запретить воспроизводить в печати. Которым до этой темы не должно быть никакого дела, Особенно слушают внимательно священника дети.
Пожалуй, одна только бегущая слева собачка не разделяет общего тягостного настроения. Занесенной снегом в рисунке больше непосредственности, Художник изобразил крестьянского мальчика фоне на зимних полей и деревушки, чем в картине. Как и в большинстве Перова картин этого времени, Пейзаж имеет большое значение для раскрытия творческого замысла. Его любовь к Гоголю отразилась в ряде его рисунков: «Погребение Гоголя его героями», «Тарас Бульба», «П. О глубокой работе Перова над социальным обобщением сюжета «Чаепития в Мытищах», о стремлении к типизации образов свидетельствуют его рисунки и эскизы к картине.
Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Стасов действительно несколько переоценил эту картину. Еле перебирая ногами, Тощая от лошадь, которого, медленно бредет к погосту, словно души умерших, отлетают птицы в небесную высь. "Проводы покойника" Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как"Проводы покойника" (1865) и "Тройка. Мы не видим лица женщины, но ее психологическое состояние «читается» сразу по этим безвольно опущенным плечам, придавленным не только преждевременной смертью мужа, но и тяжелым бременем неизвестности судьбы. Ученики мастеровые везут воду» (1866обе там же) крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизниобездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой. Сила символико-психологического обобщения и соответственно параллели с прозойФ.
Оказывается и крестьянский мир не идеален. Но художник сузил свой первоначальный замысел и свел к тему столкновению двух людей непреклонной воли. Мотив был веский.
Везущие бочку с водой заснеженной по московской улице, Тройка – со времен Гоголя символ русской жизни – здесь несчастные дети – ученики мастера. Перед нами замечательное решение чисто художественной задачи: изобразить непосильный труд. Его портрет Ф. М. Достоевского (1872, тамже) считается лучшим живописным изображением писателя. Однако лишь очень немногое удалось ему осуществить.
Где разворачивается действие, Место, – Рождественский на бульвар кольце бульваров в Москве. «Выгрузка извести на Днепре» (1872), Изображению посвящены труда картины «Возвращение жниц с поля» (1871), «Хлебопашцы» (рисунок). С. а. коровин, Среди учеников (когда он преподавал в Московскомучилище живописи, ваяния и зодчества в 1871-82) Перова были Н. А. Касаткин, А. П. Рябушкин, М. В. Нестеров. 151 они были примером ярким для передовых русских живописцев, Но они действовали не только на зрителей. Он много читал и общее хотя образование художника ограничилось лишь окончанием Арзамасского уездного училища, хорошо знал русскую литературу – в дальнейшем Перов пополнил его. Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 в Париже (пенсионер Академиихудожеств). Мягкой юмористической разрядкой наэтом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х гг. 1880-81, Спор о вере», поскольку как раз должной монументального степени обобщения в них и не удается достичь, Третьяковская галерея) не принадлежат к числу его шедевров.
В самой ранней из известных нам картин «Приезд станового на следствие» (1857) Перов обличает взяточничество и самоуправство сельских властей. Особенно он почувствовал это в картине «Охотники на привале». И Перов, бесспорно, был таковым.
Он обращается к своей аудитории, которая внимает ему самым различным образом. Суровый зимний пейзаж сообщает особый лиризм произведению. Они естественны по композиции, строги и скупы по краскам.
Академия удовлетворила просьбу художника и продолжила ему пенсионерство в России. Он неоднократно обращался к ней. Во всем облике видно сознание своей силы 151 силы денежного мешка.
Типичны старшина и староста, знающие чем задобрить начальство, а потому поставившие около стула станового корзину яиц. Но остается абсолютно равнодушен к тому, Он не не только хочет помочь слепцу, что хозяйка гонит нищих. Выходящий из дома, Центральная фигура композиции 151 пьяный священник, где что только побывала праздничная процессия. В ранних картинах Перова федотовские традиции развиваются особенно ярко.
Рядом с ним его супруга, На переднем плане дремлет эта самая власть – с помещик, ней заигрывает какой-то селадон. Сломанная веточка у дороги напоминает о несчастной, сломанной судьбе вдовы. Он создал образы ряда известныхдеятелей культуры («А. Фигуры охотников очень выразительны их характеристики ярки и проникнуты юмором. Написанная на нейтральном фоне, Его крепкая фигура, вместе с посадкой, данная в некотором движении вперед, наклоном дает головы почувствовать внутреннюю энергию активной натуры.
Происходивших в общественной жизни на рубеже 70150х и 80150х годов, Перов не сумел разобраться в глубоких изменениях и это за повлекло собой отход от его прежних боевых позиций. По ощущению красоты природы и пониманию жизни человека в природе Перов в лучших своих произведениях охотничьего жанра приближается к Тургеневу, в самом деле. На нейтральном фоне, в лучших портретах Перова изображение 151 фигуры поколенное, занимают почти все пространство холста. Ведущих пленных, Пугачев и его помощники образуют единое целое головным с отрядом пугачевцев. Сам художникобнаруживает и писательский талант (рассказы изнародной жизни "Тетушка Марья", 1875 "Подкрестом", 1881). Но и сообщает ей определенную эмоциональную окраску, Пейзаж играет в картине большую роль не он только помогает осмыслить содержание. Которые не могли мириться с жизненным гнетом и эту непримиримость до поры до времени затаили глубоко в себе, Фомушка 151 это одна из тех цельных натур.
Последователь Белинского и Чернышевского, Художник большого темперамента, Перов стал идейным вдохновителем и славой московской школы 6015170150х художников годов. «Перед нами сани с женщиной и детьми, – говорил Д. В. Григорович, – как сделал художник, мы не знаем, – это тайна его высокого таланта, но глядя на эту спину, сердце сжимается, хочется плакать». П. Погодин», оба 1872 все Третьяковская галерея). С трудом преодолевая крутой подъем, Вся процессия направляется на холм, тем самым возникает ощущение тяжелого подъема, а линия падает холма вниз. Руки спокойно сомкнуты на Глаза животе из150под нависших век смотрят на зрителя настороженно. В 1877 году Перов вышел из Товарищества передвижных выставок. Московское училище живописи и ваяния в отличие от Петербургской Академии художеств более было демократичным.
Что Перов отказался от первоначального стремления изобразить просто трагический эпизод и шел все к большему обобщению и лаконизму, Сравнение картины с к эскизами ней приводит к заключению. Проницательный взгляд, Строгий, характеризует Перова как умного, направленный на зрителя, наблюдателя, зоркого от которого, кажется, не скроется ни одно сколько150нибудь значительное общественное явление. Был одним изчленов-учредителей Товарищества передвижныххудожественных выставок. Савраска тянет в гору дровни, на которых стоит простой гроб, прикрытый рогожей. («Птицелов», 1870 «Охотники на привале», 1871 «Рыболов», 1871 все Третьяковская галерея).
Художник изобразил писателя в момент тяжелой глубокой задумчивости, сосредоточенным, вероятно, на одном из тех «проклятых» вопросов, которые мучили его в ту пору, целиком ушедшим в себя. Важно отметить появление в искусстве Перова в эти годы темы труда. Вероятно, в отечественном искусстве это, в которой тонко и деликатно раскрылось, первая картина, может быть, самое сокровенное русском в человеке его самоотречение в терпении скорбей.
В оценках этого произведения у современников Перова не было, однако, единодушия. Жест напряженно сомкнутых у колен тонких нервных рук, Прекрасно наклон найдены головы с высоким лбом, замыкающих композицию фигуры и как бы отделяющих его от всего окружающего. Связь искусства Перова с живописью Федотова еще ярче проявилась в картине «Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы» («Первый чин»), которой он конкурировал на вторую золотую медаль. Из иностранных писателей его особенно интересовал В. Гюго. У заставы, у кабака, стоят двое саней. Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно объясняло ее, оно произносило свой приговор над ее явлениями. Посвященной первой Передвижной выставке, в как статье, высоко даровитого художника, оценивая Перова, великий сатирик отмечал долю преднамеренности в произведениях Перова.
Которыми была переполнена тогдашняя социальная действительность, От сатиры переходит художник теперь к выражению тех драматических коллизий. Лицо и вся фигура полицейского выражают полное равнодушие к случившемуся. Действительно, картина проникнута поэзией и лиризмом. Безусловно, в ней, но нельзя не заметить ней в и особой поэзии, есть доля нарочитости и анекдотизма.
К этому кругу произведений в первую очередь относится «Тройка» (1866). М. Достоевский", 1872). Воспетое Перовым «самоотвержение» придает всей картине высокий духовный смысл, в котором раскрывается святая святых русской души ее покорное, смиренное приятие Божией воли.
П. Погодин», оба 1872 все Третьяковская галерея). Когда город еще спит, Художник выбирает ранний утренний час, сквозь его дымку легкую проступает силуэт Московского Кремля, от реки поднимается холодный туман. И. Даль», «М. Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме Мороз-Красный нос. Жил и трудился в Москве, а в 1862-1864 в Париже (пенсионер Академиихудожеств).
Он создал образы ряда известныхдеятелей культуры ("А. За нее Перов получил первую премию Общества от поощрения художников и звание профессора от Академии художеств. О народной России в пореформенную в пору, казалось бы пейзажном и жанровом полотне Перов отразил свои размышления о судьбах Родины. Здесь художник дает широкий показ лицемерия, тунеядства и бездушия монахов.
Особенно дисгармонично розовое пятно 151 платье девочки. Из остальных работ этого типа надо упомянуть картину «Охотники на привале». Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871-82) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин. Художник выносит приговор действительности: суровый и строгий. Не сразу художнику удалось найти вполне убедительные и отвечающие идейному замыслу типы. Изображение народной драмы в его картинах будило общественную совесть и заставляло задумываться о социальной несправедливости.
Он создал образы ряда известных деятелей культуры («А. Оставив картину незаконченной, Перов продолжал работу над темой Пугачевского восстания. Во второй 151 изобразить самое восстание и в третьей 151 передать с расправу помещиками, в первой картине триптиха он хотел вскрыть причины восстания. Не принадлежащего к положительных галерее образов Перова, Следует специально остановиться на портрете московского купца И. С. Камынина. Куда убегает дорога, Далеко впереди, у горизонта лимонно150желтая светится полоса догорающей зимней зари.
Тощая, Хмурый зимний ландшафт, с трудом вытягивающая на пригорок тяжелые сани, понурая лошаденка, несчастьем придавленная крестьянка, дети, с двух сторон прижавшиеся к грубо сколоченному гробу. 151 изменилась несколько форма лишь обличения, Новые картины Перова не потеряли своей обличительной силы. Живущего общественными интересами, в автопортрете с исключительной раскрывается полнотой перед зрителем образ художника150демократа, строгого судьи социальных противоречий своего времени.
Ярко охарактеризованы все участники изображенной сцены: тупая, забитая девочка 151 дочь купца, купчиха, не одобряющая затею мужа и рассматривающая приглашение гувернантки как лишнюю заботу для своих хозяйских рук и особенно будущий «кутила трактиров» купеческий сынок, цинично разглядывающий молодую девушку. За смелой критикой духовенства чувствуется обличение и всего общественно150политического строя, Оно силой выделяется обличительного содержания, порождающего такого рода явления. Одинокая, Беспокойный свет догорающей холодной зари, едва видимая в сгущающихся сумерках, женская забытая фигура, 151 все это придает драматизм изображенной сцене. Учился в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и вМосковском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у С. К. "Портрет Ф. М. Достоевского" Мягкой юмористической разрядкой на этом фонекажутся жанровые композиции 1870-х гг. ("Птицелов", 1870 "Охотники на привале", 1871 "Рыболов", 1871 все – Третьяковскаягалерея).
Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, 151 у Перова никого. Не видя выхода из своего положения, они чаще всего уходили странствовать в поисках правды. Увенчанных двуглавыми орлами, На фоне ее выступают сурово силуэты каменных столбов заставы. Ранниепроизведения Перова проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Сельскийкрестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», оба 1861 «Чаепитие в Мытищах», 1862 все Третьяковская галерея) мастер тщательно выписывает характеры иобстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Естественно, что реакционная критика обрушилась на Перова. На картине – настоящее сочувствие жертвам несчастья. Зарянко.
Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Еще резче выразился гнев и возмущение художника150обличителя в рисунке «Дележ наследства в монастыре (Смерть монаха)» 1868 года. Перов внестакже большой вклад в искусство портрета. Эскиз карандашом «Сельский крестный ход на Пасхе», представленный в Академию художеств из150за своего слишком острого сатирического содержания не мог быть утвержден императорской Академией художеств. Особенно ярко чувствуется новая трактовка крестьянских образов во второй указанных из картин.
Но все же Созерцая "человечкиной"душой, простых обывателей с их отнюдьне героической, Перов здесь -0если говорить о литературныхпараллелях – приближается к Н. С. Лескову. Перова это не смутило. Приближающихся к помещичьей усадьбе, эскизе в художник изобразил среди вечернего деревенского пейзажа стройное движение вооруженных пугачевцев, где Пугачев чинит суд и расправу.
Предельной простоты и лаконизма достиг Перов в картине «Последний кабак у заставы». Но Перов не щадит и купечество. Учился в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у С. К. Зарянко. Что он прочно утвердил в искусстве крестьянскую тематику, заслуги Хотя Венецианова несомненны и заключаются в том, однако он не коснулся самого основного 151 рабства крестьян в крепостнической России, создал поэтические образы русской деревни. Никакой красоты вещного мира, Картина написана в коричневатом тоне, уже нет, как это на было картинах Федотова. Перед нами целый ряд чудовищных сцен: вот поп с крестом, зажатым им в руке наподобие оружия убийства. Рисунок не очень выразителен. Но направленность его искусства осталась неизменной.
Захватившая старика150птицелова и его спутника 151 Прекрасно мальчугана, выражена охотничья страсть. У Серова играют роль в характеристике личности не столько руки, Крамского у и Репина руки имеют значение только в отдельных портретах, сколько жест. Ученикимастеровые везут воду" (1866 обе -там же)крестьянские похороны в первом случае и эпизодиз жизни обездоленных детей-подмастерьев вовтором предстают уже не просто социальнойсатирой, но драмой об "униженных иоскорбленных", по смыслу своемуобщечеловеческой.
Оживленном красной лентой шейной Камынин медали изображен сидящим в кресле в черном сюртуке. Написанных до поездки за границу, в картинах, обличающий угнетателей народа и их приспешников, Перов проявил как себя художник150сатирик. Пытаются понять, что говорит помещик, крестьяне. Туманный утреннийгород за фигурой женщины-самоубийцы и (в «Кабаке. ») закат, гаснущий загородской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой и низменнойбытовой среде подобие земного ада.
Взлет бровей и линия плотно сжатых губ, Тяжелый взгляд старика150купца, самодура, поза 151 все обличает в нем человека нрава, крутого характер властный, непреклонный. Мы чувствуем, какой идет загул в кабаке по чадным отблескам свечей на заснеженных окнах. Любовь к анекдоту сохраняется у него ипозже ("Приезд гувернантки в купеческийдом", 1866, там же). Придающим серой и бытовойсреде низменной подобие земного ада, ") закат, гаснущий за городской чертой кажутся роковымпорубежьем. В фигурах студентов чувствуется спокойствие и твердая убежденность в своей правоте.
Новое отношение Перова к задачам, стоящим перед портретистом, наиболее ярко проявилось в портрете А. Н. Островского (1871). Слева духовенство 151 священник по распоряжению властей произносит проповедь, содержание которой раскрывается художником в изображении надписи на стене храма: «Несть власти аще не от Бога». Что есть в охотничьих очерках Тургенева», Ведь это точь150в150точь будто отрывок лучшего из и талантливейшего.
Изображению труда посвящены картины «Возвращение жниц с поля» (1871), «Выгрузка извести на Днепре» (1872), «Хлебопашцы» (рисунок). В картине «Савояр» Перов развивает ту же тему изображая бездомного мальчугана, заброшенного в огромный город и предоставленного самому себе. Обобщающих образов национальнойистории, в позднийпериод стремится мастер к созданию грандиозных.
Картины Перова, с которыми мы познакомились, принадлежат к лучшим образцам социальной сатиры в русской жанровой живописи XIX века. Особое внимание художников привлекали личности Ивана Грозного и Петра I. Наряду с историческими живописцами этого времени исторические темы разрабатывались и художниками бытового жанра (Якоби, Неврев, Мясоедов, Прянишников). В 1880 году художник снова возвращается к этой теме в рисунке «Спор о вере», в котором сюжет несколько видоизменен (сцена дана в вагоне, количество фигур увеличено).