Сюжетом «Чаепития», так же, как и «Сельского крестного хода», послужили действительные происшествия, которые Перов наблюдал во время путешествия по окрестностям Москвы. Жанровые картины, обличающие нравы крепостнической России (Сельский крестный ход на Пасхе, 1861), проникнутые горячим сочувствием к народу (8230 Русская история ПЕРОВСКИЙ ПРИВЕЗЕНЦЕВ ПРИВИЗЕНЦЕВ Привезенец, приведенец крестьянин перевезенный иили переведенный на новой место жительства.
Анализируякомпозиционные особенности таких работкак «Свежий кавалер», «Разборчиваяневеста» и «Сватовство майора», становитсязаметна эволюция художника. Вся эта забавная, хмельная процессия держит путь в церковь. Персонажи не простововлечены в событие, Вводя многодействующих лиц в картину, а по сути делареализуют – событие Федотовусложняет задачу. П. А. В этом загуле они топят горе тяжкой своей жизни, Там мужики пропивают с таким трудом заработанные деньги. Это чувство, без сомнения передалось и сыну.
Все же в ее замыслееще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении- перегруженность и некотораякарикатурность, а в цвете – пестрота иперечерненность. Например, к первым принадлежат, каждый день за литургией в праздник Богоявления для освящения воды, крестный ход вокруг церкви в пасхальную неделю, в память Иисуса крещения Христа. Эмоции, Но не всегда можем мы за скупыми строчками книг уловить биение пульса времени, невыразимо тонкую ткань человеческих отношений, чувства. Однако этот подход возможен, только если речь идет о событиях настоящего времени. Обличает, Художник смеется, негодует и делает он это с дерзостью, какой такой не знала до него русская живопись, выносит приговор. Где разворачивается действие, Место, – бульвар Рождественский на кольце бульваров в Москве. Сочетание красновато-коричневыхтонов интерьера и холодного – интенсивносинего квадратика неба в небольшомокне, Главный герой картиныу Федотова не человек – тоска и безнадега. Это блестяще через показано колоритработы.
Санкционированного чиновниками и принимающего явнонецивилизованные формы, Об этом говорить необходимо вусловиях искусственного возвращения в общественную жизнь церковных порядков иобычаев в последние годы. Представители власти: лихой урядник лупит толпу другой нагайкой урядник только грозит плеткой, Вот они, дабы они не мешали привилегированным, но того и гляди пустит ее в ход множество всяких сотских и десятских: с палками в руках они оттесняют крестьян от иконы. И. Е. он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь кволновавшей его цели – показать всломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающеесянад земными страстями и страданиями. На которую взбираются дети, Именно в этом месте высокий берег взятой трубу в Неглинной образует своеобразную гору. 1866 «Утопленница», Ученики мастеровые везут воду», 1868 «Последний кабак у заставы», 1867 1868 «Фомушка-сыч», «Странник», 1870). "Крестный ход в Ярославле" близок к пленэрным этюдам барбизонцев.
В руках он держит икону, Рядом с ней которую старичок, даже не удосужился перевернуть головой вверх. Смешное и страшное зрелище. В своем религиозном рвении горбун не замечает палки отталкивающего его деревенского старосты. Холст, масло. Перов отвел ее в галерею Третьякова. Он все-таки однажды обнаружил нужного мальчика – тот шел вместе с матерью молиться в храм. Образ пожилого человека, появляющийся из темноты, замкнут иотстранен от окружающего мира.
Они сгруппированы по определенному замыслу, Огромное количество лиц представлено на картине, просто и убедительно построить толпу и в то же время это не мешает художнику дать абсолютно естественное правдивое и изображение религиозной процессии. Стоящий на крыльце дома с крестом в опущенной руке, и вся группа персонажей, Сильно нетрезв степениневменяемости до и священник, окружающих его. Quotохотники на привале" один горячо и зазнамо врет, прилег тут же и смеется, третий а ничему не верит – другой слушает и из всех сил верит, Картина давно уже всем известна. Нооно, Ещекадетом Федотов увлекся рисованием, долго служило ему лишьсредством скоротать он досуг: создавалсамые различные зарисовки на привычныедля него темы: муштра в корпусе, наряду с сочинением стихов и пениемпод гитару, полковыеучения, лагерная служба, карикатуры, портреты друзей врисунке и технике акварели. Напряженное, глубокое раздумье о жизни, о человеческом страдании раскрывает художникв сложном образе писателя Ф. М. Достоевского (1872), быть может лучшемиз своих портретов.
А это говорит о том, Перов демонстрируетв этой работе мастерство обличать необличая, что сталсложным он и многозначным художником. Но главным образом за ранниеработы и за особенно "Сватовствомайора", Имя Федотова всегда почиталосьвысоко, став родоначальником бытовогожанра и предшественникомхудожников-передвижников, в котором он впервые решительнопроложил реальности дорогу в русскуюживопись, явившихсячетверть века спустя. А. П. Несомненное влияние на рассмотренные картины оказали и личность самого художника (его возраст, обстоятельства личной жизни, глубина духовного опыта) и современная автору общественно-политическая ситуация. Он начал свой творческий путь как яркий романтик и как художник, работавший в русле академического пейзажа и позднее внес свой вклад в становление и расцвет русского реалистического пейзажа.
Монохромия и отсутствиеинтереса к фактуре отличают последниекартины Федотова. Мы привыкли говорить о Перове как о художнике-жанристе. Вместе с ним училсябудущий известный художник И. М. Прянишников. Презентация картины в свое время было встречено с большим скандалом.
Онвыполняет ряд жанровых сценок в техникесепии, которая сделала его популярным. Также популярности сюжетов способствовали тот факт, что большинство работприобретали карикатурные черты. Сатирически-обличительный подтекстимели и названия работ: «Первая ночьобманутого молодого», «Кончина Фидельки», «Последствия смерти Фидельки», «Беднойдевушки краса – смертная коса» и др. И тогда из расположенного в Алексеевке женского Свято-Сергиевского монастыря вышли с иконами и хоругвями монахини послушницы и и под церковное пение обошли крестным ходом село. Как бы не решаясь заглянуть лицо в столь тяжелому горю, Перов очень деликатно изображает героиню со спины. Но уже в следующейкартине – -представляющей собою иллюстрацию кбасне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировалотличное владение живописью и тонкостьпсихологических характеристик.
Освящение всех стихий природы есть первое побуждение к совершению крестных ходов. Выдающийся мастер жанровой картины и портрета, Одна из центральных фигур реализма русского XIX в. С большойточностью выписаны предметы различных интерьера, множество деталей, Любовно и тонко.
В поездке им сделана была серия выразительных этюдов различных типов повстанцев пугачевского войска. Кто-то всего несколько километров. Мы чувствуем, какой идет загул в кабаке по чадным отблескам свечей на заснеженных окнах. Этюд "Крестный ход Ярославле" в был подарен Боголюбовым профессору Московского университета И. К. Путешествие сынов Израилевых из Египта в обетованную землю семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, а также всенародные торжественные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном – вследствие чего неприступные стены Иерихона пали от гласа священных труб и возглашений всего народа, к прообразам первых крестных ходов можно отнести. Острый, наблюдательный ум, проникающий во все глубины русскойжизни, передан в лице и чуть смеющихся глазах драматурга Островского.
То к этому прибавиться списку и картина Кустодиева, а если ученик посещает и школу искусств. Как бы торопясьвысказаться, в то же время, в которыхставил задачи, Федотов лихорадочно работалнад несколькими картинами, абсолютно новые длянего самого для и всей русской живописи. Большинство из них объединяло стремлениехудожника выйти за пределы непосредственновидимого глазом и объяснимого рассудком. Вот почему к ним в той или иной мереприложимо понятие "фантастическийреализм". В1852 году Перов переезжает в Москву, а в1853 году поступает в Академию живописи, ваяния и зодчества, где учится до 1862года. Все в доме, включая кошку на первом плане картины, посвящены в исход дела. Где находилась явленная чудотворная икона, Не раз она с маленьким Ильей совершала путешествия в Кочетов за семь верст, носили которую на колодец.
Благочестивые и благомыслящие зрители были шокированы. На первой плане крестьянка в ярком платке, которая тянет слова молитвы. Его искания, Ведь художественное произведение отражает этап определенный духовного мировоззрения автора, а не закостеневшую навек позицию, сомнения. организованона тонких нюансах. Скоторого Перов писал образ на картине, вскоре Мальчик, умер и к художнику пришла матьмальчика с надеждой увидеть своего сынана картине. Перова, Крестный ход в Курской губернии Репина и Крестный ход Прянишникова.
Сила портретовПерова в глубокой психологической выразительности образов. В нем принимают участие сотни верующих, Его маршрут пролегает через районов несколько Саратовской области. Картину«Сельский крестный ход на пасхе», принесшую художнику большую известностьи много неприятностей от царской цензуры, вскоре сняли с выставки. «Не объяснить мне, зачем мы идем по жаре, зачем тащу с собой дитя. Жители села бросились на тушение пожара, который усугублялся сильными порывами ветра.
Можно рассмотреть лишь лицопроигравшего, который сидит за столомв оцепенении. Превращая картины в своеобразные послания духовные нынешним поколениям, Но художники позапрошлого века к этой теме относились с особым чувством. Нежной матерью, Боголюбов остался рано без отца и воспитывался доброй, которая была глубоко верующим человеком. Собака немного оживляет картину. Ученики мастеровые везут воду» (1866, ГТГ), «Последний кабак у заставы», «Утопленница» (1867, ГТГ) это картины, вкоторых выразилась глубокая скорбь художника, его сочувствие судьбе обездоленныхлюдей. Произведения 1860-х гг.
В1870 году В. Г. Перов участвует в организацииТоварищества передвижных художественныхвыставок. И котомкой, Уж очень он оказался практичным и человеком, даже зонтом от дождя и зноя и большой жестяной кружкой – запасшимся на все случаи жизни. Глубоко по лирическому чувству это трагическое полотно о похоронах в деревне. Который был духовно связан с освободительным движением в России, «Отказ от исповеди»,, что и отразил в таких картинах как «Арест пропагандиста», «Не ждали». Алексеем Боголюбовым, Открытый в 1885году внуком мятежного писателя Александра Радищева, стал музей первым общедоступным художественным собранием в дореволюционной России. Правда, независимость эта даже несколько утрирована. Вот уже в течение шести лет в Саратовской епархии традиция существует совершать крестный ход в Вавилов Дол.
А спустя 4 года после создания «Тройки» живописцу довелось вновь встретиться с ней. С особой торжественностью особым и благолепием совершались они при непременном участии патриархов и царей всея Руси. Знакомая большинству зрителей того На времени, холсте запечатлена типичнаясцена главного православного праздника вдеревне. До которого может опуститься человек. Наиболее выразительны лица пьяного священника, Картина произвела на современников убийственное впечатление контрастом смыслом между обряда и тем почти животным состоянием и молодой крестьянки со спущенными онучами. Это под силу только искусству: музыке, живописи, кинематографу. Что если бы г-н Перов (и он наверно бы смог это сделать) французских изобразил или немецких охотников (конечно, по-другому и в других лицах), я уверен, русские, то мы, поняли бы и немецкое и французское вранье, со всеми тонкостями, со всеми национальными отличиями и слог и тему вранья, угадали бы всё только смотря на картину.
Как слуга самодержавия, в ней разоблачалось духовенство, отнюдь но не отрицалась религия вообще. », показывалась мертвечина официальной религии. Везущие бочку с водой по заснеженной московской улице, Тройка – времен со Гоголя символ русской жизни – здесь несчастные дети – ученики мастера. Это была одна из причин интереса к творчеству именно этого художника. Они просты по сюжету, но пронзительны в своей скорби. Радищева занимает в истории русской культуры особое место. Растолковать – так поймут и немцы, Конечно, как мы, но ведь не поймут они, что это русский и враль что врет он по-русски. Здесь он интуитивно набрелна незнакомый тому времени жанрпортрета-этюда, который распространитсялишь в конце XIX в. Такие портреты онпродолжал исполнять и позднее некоторыеиз них, скажем "Портрет Н. П. Ждановичза фортепьяно" (1849), признаны выдающимися. Картина "Свежий кавалер" – первоев русской живописи произведение бытовогожанра, впоследствии породившее немалоподражаний.
Движение в картиненачинается от статичной фигуры майора, и кульминации достигает в движенииубегающей невесты. Правдивостью психологической характеристики отличаются и многочисленные портреты Крамского, Глубиной, Перова, Ге, Ярошенко, Серова. Метет. Лицо его полно волевой твердости и страстной устремленности. В Радищевский музей картина поступила от наследников профессора.
Федотов, великий художник, "однаиз самых ярких и чарующих личностейрусского искусства" (А. Советский искусствовед А. А. Весной 1852 г. у Федотоваобнаружились признаки психическогорасстройства. Именно вот таким образом сам факт обращения И. Е.
Небольшой ему в том убыток, Конечно, может быть, да и нам опять-таки, это и выгоднее но зато и картину не вполне поймет, а быть, стало и не оценит как следует ну а уж это жаль, так как мы едем, чтоб нас похвалили. Самостоятельным произведением, Он является вполне законченным, в нем практически стерта грань между и этюдом картиной. Учителями В. Перова былихудожники М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкийи С. К. Зарянко. В 1871 году он становитсяпреподавателем в Московском училищеживописи и ваяния и занимает этот конца постдо жизни.
Репин серьезно увлекся живописью, причем именно канонической. Героиняпредстает страдающей, особая кротостьвыражена во всем ее облике. Находясь в Москве, к тому же, в собрании находиться которой работа Е. И, осенью минувшего года я посетила Третьяковскую галерею. В отличие от Петербургской академии художеств в Московскомучилище царил дух большей свободы и независимости требований от официальногоискусства. Обилие действующихлиц не создает хаотичности: «вся жизнь– театр, а люди в ней – актеры». Перова и Е. И.
Перов нагнетает темные краски в своей картине, в живописи господствует холодная гамма. А пожелание было не сворачивать никуда на этом единственном пути. Критика оценивала живописные особенности полотна.
Они рисуют уходящее вверх перспективное сокращение пространства, Мы видим глубокие борозды снегу, на но сани перегородили дорогу. Заметно отчуждение этихлюдей друг от друга – они смотрят в разные стороны. Кроме постоянных и общецерковных (в Пасху, Богоявление) на Руси было много специальных крестных ходов, вызванных различными обстоятельствами ее исторической жизни. Щедро политы маслом волосы, расчесанные на прямой пробор, до блеска начищенные сапоги, широкие яркие кушаки. Трудясь безустали, Живяв аскетическом уединении, предполагаявпоследствии перевести их в картины, по примеру художника английского У. Хогарта, он затеял серию сатирическихнравоучительных рисунков.
Перовым образ сельского крестного хода показывает то, какое влияние на успешного, язвительного и духовно-незрелого художника оказали «модные» общественные веяния пореформенной России. Которые рассказывали о своих Мать паломничествах, художника отличалась религиозностью и принимала в доме странников. Внося в него черты, характерные новые для позднего творчестваФедотова, В1850 году Федотов пишет посмертный портретЕ. Г. Флуга. Портретнуюзадачу Федотов решает через поворотголовы девушки и направление ее взглядав сторону зрителя. Недавно моя знакомая рассказала мне любопытную историю. В дровнях, Мальчик и девочка здесь же и женщина сидит его на конце, гроб занял целиком дровни.
Когда крестьяне во главе с местной церковной властью уже достаточно попраздновали у целовальника, нами Перед сцена на рассвете, вернее и вот они выходят, вываливаются из кабака и направляются куда-то вниз, на крестный ход. Перов Василий Григорьевич (1833 – 1882) – русский художник и график, академик живописи, один из учредителей товарищества передвижников. Художник чуток и душевно тонокв передаче состояния своей модели, ончрезвычайно внимателен к ее внутреннемумиру. Я уверен, что если бы г-н Перов (и он наверно бы смог это сделать) изобразил французских или немецких охотников (конечно, по-другому и в других лицах), то мы, русские, поняли бы и немецкое и французское вранье, со всеми тонкостями, со всеми национальными отличиями и слог и тему вранья, угадали бы всё только смотря на картину.
Он скупообрисовывает глухую монастырскую архитектурных стену, избегая деталей. Композиционный центр картины – лицадетей – выхвачены светом, Перов нестремится к детализации. Вызвана тотчас, Реакция каждого персонажасиюминутна, неловкость отцаневесты, непосредственно, предстает в логическом развитии:суетливость свахи, решительность и практицизмматери, будущей жеманство супруги, перешептывание служанок. проникнуты «обличительным» настроением (вплоть до гротеска), содержали живописные карикатуры на духовенство и купечество («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», оба 1861 «Чаепитие в Мытищах», 1862 «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866), а также сочувствие и сострадание к обездоленному народу («Проводы покойника», 1865 «Тройка. Источниках или колодезях погружением нее в Животворящего Креста Господня, Водная стихия освящается в реках. Когда станут сильно карать нас, а когда все эти стихии в высшей степени против рассвирепеют земнородных за их грехопадения, по Божию повелению и попущению, грешных, тогда Церковь совершает крестные ходы для того, чтобы упокоить разбушевавшуюся стихию. Которым до этой темы должно не быть никакого дела, Особенно внимательно слушают священника дети.
Между тем Стасов заметил, что такая сатира «больно кусается». Ее ровный и неумолимый прямой силуэт контрастирует с группой живописной ребят, Серая стена Рождественского монастыря подчеркивает серость и беспросветность жизни детей. Сам художник поведалисторию центрального персонажа врассказе «Тетка Марья». Его длительность составляет 21 день, Сейчас крестный ход совершается из Саратова, а протяженность – 500 порядка километров.
Все они бедноодеты и никто не выражает радости по поводу Пасхи. Они и к ящику относятся как к святыне, Довольствуясь малым, бережно держат его, едва прикасаясь, помещица же, получившая икону, относится к этому как к должному и ее несет самодовольно, бесцеремонно приложив к своей груди. Возвращаясь из города, Крестьяне, после которого продолжат свой путь в зашли деревню, в кабак. С ее генами.
Идущий рядом пожилой человекс иконой низко опустил голову, одурманенную хмелем. Экономисту и историку, преподававшему Бабсту, цесаревичу Николаю Александровичу статистику. В 1863 году в мировоззрении художника происходит перелом. Положение студента Перова былотяжелым, средств к существованиюпрактически не было (отец разорился), но преподаватель училища Е. Васильевпредложил Перову свои стол и квартиру, за что художник остался благодарен навсю жизнь. Длясоздания картины Федотов в течение годасамостоятельно освоил технику маслянойживописи. В каждой из них как бы присутствуетболь, сострадание, сердце самого художника.
Став старше, художник пережил «духовное перерождение» и на смену ироничному высмеиванию пороков общества приходит глубокое сострадание к каждому человеку, «несущему свой крест». Само пространство полотнаолицетворяет общее настроение картины– драматизм, тихий Путем однофигурной композициихудожник передал одиночество ибезысходность состояния героини, замешательство и растерянность переджизнью. Игра закончена и троеигроков встали, разминая затёкшие отдолгого сидения тела. Автором произведений, Будучи глубоким реалистом в картинах о современности, Перов отдал должное также исторической теме, проникнутых страстной жизненной правдой, в частности, событиям Крестьянской войны предводительством под Ем. Пугачева.
Картина подводитсвоеобразный итог творчества художникав 1840-е годы. Федотов выступаетв роли режиссера, мастерски расставляяперсонажи действа. Когда в России полыхали лесные пожары, Жарким летом 2010 года, произошло возгорание массива лесного рядом с селом Алексеевка Базарно-Карабулакского района. Захмелев, она истово поет молебен, полузакрыв глаза.
Посещение вечернихклассов при Академии Художеств инастойчивая самостоятельная работарасширили его возможности и стать пробудилижелание художником. К работе над образамигероев, насыщающих интерьеры живописныхпомещений, Федотов подходил с присущейему внимательностью и наблюдательнойточностью, правдиво показывая зрителюбытовые нравы общества в конкретикелиц. 1886. Просил у Бога, чтобы ему сделаться святым. Так созданный в 1861 году молодым В. Г. Нас крестоходцев проповедник причисляет к ее, Марииной родне. О народной России в пореформенную пору, в казалось бы пейзажном жанровом и полотне Перов отразил свои размышления о судьбах Родины.
Лишенные парадности образы, то в этом портрете появляется инаяхудожественная задача живописнымисредствами – художник передает ощущениенадвигающейся смерти, Если вболее ранних портретах Федотов создавалкамерные, небытия. Максимальновыразительная, ПалитраФедотова изысканно-сложная, колористическое решениенесет в дополнительную себе эмоциональнуюнагрузку. Ездил в окрестности Курска, Художник трудился над ней несколько лет, славившуюся своими крестными ходами, в знаменитую Коренную пустынь, в побывал Киеве и в Чернигове. А за столбами заставы – заснеженные поля. Словно оправдывая художника, Советские искусствоведы, трактовали картину эту как антирелигиозную. Расписывает стены храма, Он над работает созданием икон в местной церкви, даже видит в этом свое призвание.
Поворотом фигур, Точнымжестом, мимическойпластикой лиц изображает Федотов живостьпроисходящего. Слабого хромоножки, Не менее сильно противопоставление исступленно горбуна, верующего тупой, опередившего всех, чванной барыне и ей подобным. Необходимую практику онполучал по-своему – делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзейи знакомых. Г. и Н. Г. Рубинштейнов, М. П. Погодина, Ф. Он уходил на огород и здесь, глядя в небо изливал перед Богом свои детские молитвы.
Но интересна для меня потому, Картина А. П. Боголюбова известна меньшей в степени и выполнена художником, что находиться в экспозиции Саратовского художественного музея имени Радищева, который специализировался на пейзажной, а не на жанровой живописи. Он замкнулся в одиночестве, безуспешно пытаясь бороться с нуждой. Потерпели неудачу попытки репродуцироватьс помощью литографии собственные картиныи серию издать своих великолепныхиронических рисунков на темы городскойжизни, Доброжелательный и общительныйпо природе. Пузатая фигура, Тщательно выписана спутанная егогрузная, борода, одутловатоелицо, осовелые глаза, малиновая ряса. Сломанная веточка у дороги напоминает о несчастной, сломанной судьбе вдовы. Холодный, пронизывающий ветер метет поземку, дорога уходит за воротазаставы.
Примеры торжественных шествий известны еще со времен Ветхого Завета. (Все перечисленные портреты хранятся в Москве, в ГТГ. ) В 1861 году известный русский художник Василий Перов написалкартину «Сельский крестный ход на Пасхе». Художник изображает народную жизнь в «Бурлаках», «Крестном ходе в Курской губернии», обращается к проблемам русской истории в картине «Иван Грозный», смелость и свободолюбие народа Репин воспел в «Запорожцах». Мужчин иженщин, Группа крестьян, хоругвями и крестами, в согласии с установленным порядком крестного хода движется сельскойулице по с иконами. Что Вася умер, Она сообщила ему, на которой был он изображен и попросила показать картину. Взгляд девушкиисполнен сложных душевных переживаний, раздумий.
Но мы не видим самих крестьян. Каку любимых художником голландцев, изменяется отношение художника кпредметам, Вданной работе применениеэмалевость находит живописной поверхности. Зрители не отходилиот нее, Год спустя она была показанавместе с двумя первыми картинами натрехгодичной АХ выставке и имела поистинесенсационный успех. Само название этой картины полно горькой иронии. Когда писались эти картины, Прошло лет много с тех пор, но и сейчасони не оставляют нас равнодушными.
Выбор данных картин обусловлен как объективными, так и субъективными обстоятельствами. На фоне хмурого пейзажа деревенского разворачивается нестройное пьяное шествие с образами и хоругвями после праздничной пасхальной службы. Впервые в русской живописизатронута тема брака по расчету, воплощаемому честолюбием и корыстьюлюдей. Портрет Истинной душой критического направления в живописи был В. Г.
Женщина в санях ждет их. Можно уловить динамичное движение – кажется, Рассматривая ее, устремляясь за большим парадным крестом и иконами, вот-вот вся это масса многочисленная людей прошествует мимо зрителя. в портрете Федотов не преодолевалотрицание поэтического мироощущения. Федотов продолжил в графическом портретеранее начатую линию рисуночных портретов, создав прекрасные портреты – «Портретпоручика И. Е. Львова» (1846), «Портрет АмалииЛегран» (1846-47), в которых язык рисункастал прямым носителем содержания образа. Чуть более картинны портреты Шишмаревых, датируемые 1849 годом, но художник, сосредотачиваясь на лице и фигуре, добивается графической ясности илинейной выразительности. Взглянув на картину, женщина воскликнула: Вот он – как жи-вой. Федотов не изображает свою модельв традиционном положении в «фас», онищет для нее новую формулу, новоеположение, которое Сарабьянов назвал«линейный модуль», обращая внимание нато, что силуэт фигуры передается гибкойлинией, повторяющейся в контуре кресла, абрисе рук.
Сменаего мироощущения, Уже работе вэтой чувствуется тот приближающийсяперелом в судьбе самого художника. Вот и зубик его сломанный. «широкая многогранная картина пореформенной – России словно оправдывая художника, Советские искусствоведы, трактовали эту картину как антирелигиозную. Двое из них уже лежат, третьего струдом удерживает от падения молодая крестьянка. Действие картиныразвивается в Москве на Трубной площади, у монастыря.
Нои надежного источника существования. На жизнь немалые и профессиональныерасходы у него была только скромнаяпенсия, Врезультате своего отчаянного поступкаФедотов лишался не только карьеры, бедствовавшим в Москве, половину которой он отсылалродным. Репина, вероятно, самые известные картины на данную тему. Идти за ним. Вот повторить бы слово в слово проповедь в Свято-Никольском женском монастыре. Несколько малолетних детейвпряглись в повозку, груженую огромнойбочкой с водой и тянут эту непосильнуюношу в морозный день в гору.
А далее следуют слова, как раз свидетельствующие о переломе его отношения к «сюжетам из русской жизни, которые, как пишет Перов, я бы исполнил с любовью и сочувствием» Саратовский государственный художественный музей им. А высочайшее совершенствоживописи заставляло наслаждатьсяизображением, Добрый юмор и сочувствиелюдям ноту перекрывали сатирическогоосуждения. Слева видны темные фигурыучастников процессии, один из которых читает какую-то книгу. Федотов стремился превзойтии затмить Хогарта. Лиц у них как будтонет.
Простыми средствамихудожественной выразительности емуудалось передать характеры героев, в этихпортретах он проявил себя как ихиндивидуальные выдающийсяпсихолог, черты. А. н. островского, А. Ф. Писемского, А – В. И. Даля, в 1871-1872 годах портреты художникпишет знаменитых людей. Но на следующее утро неожиданно начался дождь, Жители скептически смотрели эту на затею и не было ни облачка, хотя всю ночь на небе сияли звезды. Холодный зимнийвечер. Да и сами художники подчас меняли свое мнение. Мы видим вечерние сумерки после празднования Воскрешения Христова. Быть как колесо, по выражению Амвросия Оптинского: касаться земли одной всего лишь точкой.
В поздних жеработах он так разительно обогнал своевремя, что их долго не понимали -воспринимали сдержанно, недоуменно, даже скептически, – и лишь много позднеепрояснился смысл и определилось значениеего удивительных прозрений. Кто-то проходит весь путь, кто-то половину. Недаром эти замечательные произведениясыграли большую роль в и пробуждении революционизировании общественного В. Г. Перов. И только троеоборванных ребятишек тянут по неровным московским улицам салазки с огромнойбочкой, наполненной водой, настоящая «тройка» с коренным в центре и пристяжнымипо бокам. И начался общественный скандал, Через полотно год было выставлено перед широкой публикой на петербургской ежегодной выставке Общества поощрения художников. Некотороевремя он пытался совмещать творчествосо службой исполняя картинки из жизнивоенных, но тяга к искусству сталанепреодолимой и после мучительныхколебаний он вышел в отставку (1844). И возникает ощущение ритма гаснущего движения. Москва.
Репин вспоминал: «Маменька очень хорошо понимала живопись и отлично знала всю церковную службу» Под влиянием домашней обстановки у Ильи Ефимовича и зародилось живое религиозное чувство. Она примечательнареалистической точностью в изображениидействительности. Везде следы недавней пирушкии былого веселья. На некоторых лицах видны признакирелигиозного воодушевления.
Этот этюд можно назвать этюдом-картиной. Где останавливается крестный ход, Освящается они окроплением их святой водой и осенением на все четыре стороны престольным в крестом местах, священным пением во время крестного шествия, наконец. Спокойное писателя Даля, Вот тонкое, вдохновенное лицо Майкова, поэта желчное доктораБессонова.
На переднемплане на земле лежит мертвая девушка, рядом сидит полицейский, нет Тут прямогообличения, курит трубкуи равнодушно смотрит на труп – сюжет прост. Опираясь на знания из курса истории и МХК и даже ученик старших классов без искусствоведческой особой подготовки может, назвать не менее трех картин. Такие произведения – «Сельский крестный ход на Пасху» В. Г. Скорбно наклоненная голова женщины повторяет так же наклоненную голову лошади. Пьяный дьячок с молитвенником уже не может стоять на двух ногах. Еще семь лет оставалось до открытия Третьяковской галереи. Тактщательно передаваемый в более Федотова, раннихкартинах Предметный мир, как бы растворяетсяв рассеянном дневном свете.
Они как символтого порядка, в котором живет крестьянская Русь, «хранимая» двуглавым орлом. «Проводы покойника», «Тройка». Необдуманная идеализация религии в средствах и массовойинформации образовании может привести нас в духовный тупик. Репин воспитывался в благочестивой семье. Шарфики, рваные полушубки, Резкий ветер треплет ребячьи лохмотья: старые платки и не радуетих визг и лай бегущей рядом собаки, но ребята словно бы и не замечают этого пронзительноговетра и холода: усталость от непосильного труда поглощает все их ощущения. В бледных измученных лицах детей нет тени и веселой беспечности, единственного друга этих обездоленных, лишенных детства ребятишек.
В картине темакарточной игры развивается в загадочноедраматическое действие. Круг рассматриваемых картин ограничен тремя работами: «Сельский крестный ход на Пасху» В. А. Перова, «Крестный ход в Курской губернии» И. Е. Репина и «Крестный ход в Ярославле» А. П. Боголюбова. Он нетвердым шагом спускается по ступеням деревянной русской избы. Перед нами замечательное решение чисто художественной задачи: изобразить непосильный труд.
Что не только усилия жителей и специальных служб уберегли людей от огня, Но очевидно, способная творить невозможное и но живая вера. Репина, которая произвела на меня огромное впечатление. Обладая удивительными приемами передачи атмосферы, Наиболее и ярко образно формирует отношение к истории живопись, создавая образы потрясающей художественной убедительности, колорита временны. Став взрослее И. Е. Да и современное искусство не остается в стороне от темы крестного хода.
Нигилисты и «передовая» общественность исповедовавшая Чернышевского и Писарева, восприняли перовское творение «на ура». В1840-х годах в портретном творчествеФедотова место определенное занимаетграфический портрет. Первая «Сельский крестный ход на Пасхе» гениального Василия Перова. Он оставил грандиозную, потрясающую по выразительности портретную галерею своих современников.
Работа над картиной была долгой. Это подлинно критический реализм в его обличительной форме. – хрестоматийно известнаяработа Василия Перова. Обращение И. Е. Репина к теме крестного хода не является случайным. Бесслезна скорбь бедняков, привыкших к несчастьям.
Беспощадно и горькосмеялся художник в своей картине и над беспробудным пьянством духовенстварусского, Зло, которой жили люди многих во глухих уголкахцарской России и над той темной жизнью. Тона живописи холодные, преобладают белый и серый. Осенью 1848 г. Федотовпредставил эту Совету картину АкадемииХудожеств и получил за нее званиеакадемика "по живописи домашнихсцен".
Вскоре после окончания Училища появились три картины Перова, сразу определившие позицию художника и ставшие как бы для образцами многихмастеров той поры. Совершаемые по установлению и чрезвычайные – так и в католической, Крестные ходы существуют как в православной церкви, ежегодно в дни известные и бывают двух родов. Холодный лимонно-желтый свет заката подчеркивает холод на улице. Известный официозный скульптор Микешин критиковал за «выхваченность из живой действительности», «видя в этом одну грязь». Изяслава I, Летописцы сохранили многочисленные примеры крестных ходов во все последующее время – начиная от великих князей русских Ярослава I, торжественно переносивших мощи князей святых Бориса и Глеба, Владимира Мономаха, крестные ходы совершались по самым разнообразным поводам по обычаю Церкви Константинопольской. Через сатиру и обличение нравов, сочувствие обездоленным, в своихграфических работах, впервые в русскойживописи, Федотов сформулировал программукритического реализма.
Который захмелел и уморился, Священник, его лицо раскраснелось, опустил глаза вниз, накидка небрежно заброшена поверх одежды. Свет лихорадочный, горячий. Высятся постройкиКремля, Перов вводит пейзаж в задниккартины – появляется некая интимностьв повествовании, вырисовываетсяабрис Василия Блаженного Первоначально, в эскизе, но в работе – изображаетгород золотятся в утренней дымкекупола Василия Великого, На заднемплане очертания города. И во многом благодаря атеистическойи реалистической тенденциям в описании общественных нравов, в середине и во второй половине векатворчество 19 Василия Перова было популярно в России. Он похож на Федотова.
Художник выносит приговор действительности: суровый и строгий. Это будет иллюстрациянепростой жизни его сестры, Вэтой работе отражениеавтобиографическая найдет сторона существованиясамого художника. Тусклый рассвет подчеркивает беспросветность этой жизни. В портрете путьФедотова был легче, чем в других жанрах, т. к. В сентябре перевелив казенную больницу, в июне его поместили вчастную лечебницу и 14 ноября нестало, художника но здоровьеухудшалось. Боголюбов был одним из талантливых художников-реалистов середины – половины второй XIX века. Где висела картина, а позднее написал для нее портретмальчика, Перов отвел мальчикав мать галерею Третьякова. Довольно быстро написав «пристяжных» детей, автор никак не мог най-ти модель для центрального персонажа.
Так возникает ощущение бесцельности, бесплодности происходящего. Странная комнатаосвещена свечами, отчего вокруг пляшутзловещие тени. ил. Изображенный Прянишниковым, Крестный ход, делает пространство и время условными, словно зрителя увлекает за собой, является зримым выражением единства русских людей друг с другом и с Церковью Небесной, торжествующей. не думаю, чтобы поняли, например, Перова "Охотников".
Цвета лишь называют предметы, но не играют всеми переливами красок. С трудом преодолевая крутой подъем, Вся процессия на направляется холм, тем самым возникает ощущение тяжелого подъема, а линия холма падает вниз. Красота образа воплотилась в силе душевного порыва. Одурманенный религией, Тут и народ, покорный и темный, забитый, тут и представители господствующих классов и их пособники духовенство и полиция, разжиревшие и наглые, тут весь и самодержавный режим в виде жандармской нагайки, занесенной над толпой» в своей картине Репин противопоставил простой народ и власть. Академик живописи, Перов Василий Григорьевич (1833 – 1882) – русский художник и один график из учредителей товарищества передвижников. Большое влияние нахудожественный стиль В. Г. Перова оказалиграфические работы ианглийского П. А. Федотова художника У. Хогарта.
Никакой красоты вещного мира, Картина в написана коричневатом тоне, уже нет, как это было на картинах Федотова. С одной стороны – народ, забитый, угнетенный, с другой – угнетатели этого народа., который был духовно связан с освободительным движением в России, что и отразил в таких картинах как «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали». Во всехэтих картинах звучит едкая сатира, беспощадно бичующая зло. Несущих с благоговением пустой киот иконы из-под Гениально дано противопоставление горожанок, чванно несущей самую икону и помещицы. Перов сделал рисованный портрет Васи и подарил его несчастной матери.
Можно воспринимать события через призму собственного опыта. Репина к теме крестного хода не является случайным. Передзрителем раскрывается образ петербургскогочиновника 30-х годов: неубранная теснотакомнаты противопоставляется герою, чванливо стоящему в позе римскогоимператора, с папильотками на голове. Здесь все гротескно: герой – бос, халат– рван (пародирует императорскую тогу), окружающие предметы обличают и критикуютгероя – пустого и никчемного человека. Укором выглядит рваный сапог, приближенноизображенный к свежеполученной медальке, который протягивает прислуживающаядевушка. Этот мастер до сих пор незаслуженно остается в имен тени крупных художников второй половины XIX века, к сожалению. Возникла угроза возгорания домов на окраине села. Вот этим барынькам и кулакам, являющимся оплотом самодержавия, доверена «высокая честь» нести икону.
Носимого впереди всего крестного хода, Огненная стихия получает освящение от огня, пред горящего святыми иконами, – от огня. Писатель Коваленский хвалил картину за «верность с действительностью и за превосходное техническое исполнение». Выразителен и мужичок, держащий перевернутую икону. Бело-голубаяфигура девушки помещена художником вкоричневую оправу. Из крестьянского дома, в котором батюшка с причтом «наотмечались» Воскрешение Христово, предстоит нелегкий путь в церковь, виднеющуюся вдали.
Пытаются понять, что говорит помещик, крестьяне. Настене висят пустые рамы три игрокасловно вышли из них. На картине – настоящее сочувствие жертвам несчастья. Все в интерьере кричито бессмысленности человеческогосуществования.
Все остальноетонет в мглистом тумане беспощадногогорода. Еще более возрастает значение пейзажа игравшего такую большую роль в «Проводах покойника». По-своемуиспользовав опыт академической живописи, художник сумел так построить композицию, что изображенная сцена выгляделаестественно и одновременно по театральномувыразительно. И вот она осталась одна с двумя маленькими детьми руках, на у крестьянки умер муж – кормилец.
Повествующие об эпохе, Если же изучаешь исторические события то можно опираться на исторические и источники книги. Многолетнее переутомление, нервное напряжение и иллюзий крушениепрекраснодушных сказалисьроковым образом, Постояннаянищета. Это одно из самых обличительных полотен русской живописи. В центре картины стоиткрестьянка с иконой в руках и небрежно одетая (один чулок спущен). Неполучил законченного художественногообразования и может считаться самоучкой. Родился он в семье мелкого чиновника. В г. поступил 1826 в московский Кадетскийкорпус, Н. Бенуа), где занимался очень прилежно, и за успехи был при выпуске зачислен вгвардию.
В первые годы он начинался в Балаково, протяженность пути составляла около 130 километров. Работы В. А. Персонажи и отношениямежду ними были психологически точныи убедительны. Вот старик с перевернутой иконой, женщина в спущенном с одной ноги чулке направляется на зрителя, а не в ту сторону, куда должна пойти вся процессия. Островский (1871), поэт А. Н. Майков (1872), художник А. К. Саврасов, писатель В. И. Даль (1872), доктор В. В, Бессонов (1869).
Рядом с ним его супруга, На переднем плане дремлет эта самая власть – помещик, с ней какой-то заигрывает селадон. И только собака, как мы это видели и в «Тройке», немного оживляет печальную картину. Батюшка говорил о евангельских сестрах Марии и Марфе. А вот местная аристократия – толстая, чванная помещица, грубый, самодовольный кулак, как метко определил Стасов, «местное самое влиятельное лицо – откупщик или подрядчик, теперь золотой мешок» далее – отставной офицер, в форменном сюртуке, вероятно, тоже помещик. Так в «Свежемкавалере» мы практически не видимдействия, тогда как в «Разборчивойневесте» действие начинает разворачиватьсяв конкретном времени, а в «Сватовствемайора» действие подобно раскручивающейсяпружине и вбирает в себя большоеколичество персонажей.
Но сразу же бросается в глаза общая черта ихсостояния – участники крестного хода пьяны. Нестройно пьяныеголоса тянут молитву, Пасхальный крестный ход вываливается из избы еле держась на ногах, пьяный священник спускается с крыльца подгулявший свалился дьякон на ступенихозяйка дома обливает холодной водой голову пьяного мужа пьяный мужичонканесет вверх ногами икону нетвердо ступают ноги верующих. Под впечатлением пушкинской "Истории Пугачева" он задумал триптих "Пугачевский бунт" и в 1873 г. направился в Оренбургскую губернию, в места самых значительных событий времен восстания. Разнеся эту новость округе. Особенностью по федотовского действия вданной картине является его одномоментностьпри видимом разделении действия наразличные фазы, Перспективаприсутствует и для других персонажейсцены – возможность посплетничать опроисходящем сватовстве за пределамидома, которые являются Последние два годасуществования Федотова достаточнозагадочны. Голая, неприкрашеннаяправда, неподкупный приговор.
Их лица искажены. В страданиях детей передана всябесчеловечность и существующегомиропорядка, дикость Дети страдают. Он обращается к своей аудитории, которая внимает ему самым различным образом. Белых и коричневых тонов, некоторым контрастом с которыми звучиттемнота волос По-особому модели, решает Федотови колористический строй картины:живописная гамма строится на мягкихпереходах и соотношениях голубых, желтых. Фигуракак олицетворение всего «темногоцарства». Движение толпы хаотично, беспорядочно.
Все герои полотна, мягко говоря, не совсем трезвые. Свободно движется кисть Перова, мазок широкий. Оригинальные приемы для передачи глубинного смысла шествия, церковного Современные художники используют нетрадиционные. На ее лицесмешанное выражение экстаза и пьяного оцепенения. Тягостная тишина.
Какой-то персонаж уже лежит под крыльцом и баба льет на него воду из кувшина. Пожалуй, Художник выразил в своей картине отрицательноеотношение резко к традиции крестного хода и, подчеркиваянизкий культурный уровень верующих, к религии вообще. Для православных русских людей крестные ходы были особенным способом выражения веры. Федотов озвучивает темуположения женщины в обществе, взывая кзрителю всей мощью своего дарования. Игорь Долгополов напишет о Федотове:«Пожалуй, никто до него в искусстве такглубоко не проник в мир загнанной втупик души» Содержание картиныаллегорично: это душа человеческаямечется в тоске и безысходности, вынужденная убивать отведенное ей времяжизни, лучшие годы, честолюбивые замыслы, светлые надежды. Которая идет вместе со своей годовалой Верой, дочкой Приведу слова участницы крестного хода в Вавилов Дол Натальи Музафаровой.
Пока наконец18-летним юношей он не попал в Москву, в и детстве юности Перову пришлось много поездить по России, где поступил в Московское училищеживописи и ваяния. Вовлекая фигуры персонажейв определенной очередности, Движение разворачиваетсяволнообразно. Анебо затянуто тучами, Над избой стоит голое дерево без листьев, что усиливаетобщее настроение унылости, сквозь которые еле солнечный виден свет исходящее от крестного хода. Пожар был потушен на подступах к селу. В своих картинах он достигаетневедомой до него силы воздействия. //Между тем фигура пьяного попа в картинеПерова «Сельский крестный ход на Пасхе»одна могла бы составить содержаниецелой картины. // В пьяном попе Перовавсе, вплоть до грязных его ногтей, точнонарисовано. Перед нами изображение сцены из сельской жизни: священник читает проповедь на тему: «Нет власти, аще не от бога».
Начав службу в лейб-гвардииФинляндском полку (1834), он проявил себякак примерный офицер и мог рассчитыватьна удачную карьеру, однако страсть кискусству перевернула его жизнь. Онезначимости этого явления безвременнойсмерти для общества, полицейскогоговорит Взгляд об обыденности события. Говоря, Женщина поначалу наотрез отказала но художнику, по-том согласилась, что он сглазит сына, чтобы тот позировал Перову. От бурных восторгов до совершенного неприятия позиции автора – что каждая из этих картин становилась событием в культурной жизни времени, того Не случайно и то, вызывала самые противоречивые отзывы. Но, Странник в соприкосновении с миром выявляет стойкость своих высоких помыслов и не не только чурается своей нищеты, пребывает в ней достойно и независимо, напротив.
Пероваобвиняли в «безнравственности» и друзья не случайно опасались, как быхудожнику не лопасть из-за нее в ссылку в Соловецкий монастырь. Павел Федотов просто и историю убедительнорассказывает незамысловатую, но характеризующую свое время. Его проблемах и вершинах, Сюжет картины являлся для отправной них точкой размышления о духовном облике российского общества. Открытыйфедотовым в "Сватовстве майора", надолго в вошел практику русскиххудожников, Метод работы надреалистической картиной.
И Москва середины прошлого века с ее литературнымии театральными традициями сформировали художественные взгляды и будущегоживописца, атмосфера Училища. Но в его творчествебольшое место занимала и портретная живопись. Государственная Третьяковская галерея. Редкие прохожие спешат укрыться от непогоды. Сама церковная история Руси начиналась крестным ходом на Днепр для крещения киевлян. Он тяжко обрушивается с крыльца, успев ухватиться за перекладину. По дороге она делилась с сыном своим духовным опытом.
М. Достоевского и другие. При этом картина производит очень сильное впечатление. Об чем он Мы говорит, ведь почти слышим и знаем, его слог, знаем весь оборот его вранья, его чувства. Драматург А. Н – Героями портретов Перовастановились всего чаще деятели передовой русской культуры. Это были «Проповедь в селе» (1861), «Чаепитие в Мытищах» (1862) и «Сельский крестный ход на пасхе» (1861 все три в ГТГ). Но эта сугубо житейская мудрость прагматика противоречит самой сути странничества, предполагающей как раз отсечение «суетных попечений», в плену которых и оказался перовский герой.
«будучи антиклерикальной, по существу она не была – антирелигиозной как и остальные картины Перова на ту же тему, Федоров-Давыдов писал по поводу идейного замысла картины. на с. 226). Фигура горбуна предельно одухотворена. Это обвинение городу в смертизагубленной девушки.
Трубоглашением и ликованием, Древние праведники часто совершали и торжественные всенародные шествия с пением. Не меньший успех она имела и вМоскве, где Федотов провел четыре месяцав начале 1850 г. Там же он успел закончитьи свою следующую картину – "Не в поругость" (или "Завтрак аристократа"). Триумф "Сватовства майора" былвысшей точкой в жизни художника. С ее кровью.
«Тройка». Но и этот короткий путь приносит радость. Ученики мастеровые везут воду», 1866 «Утопленница», 1867 «Фомушка-сыч», 1868 «Последний кабак у заставы», 1868 «Странник», 1870). Испытал особое влияние П. А. Федотова, а также журнальной сатирической графики.
Все остальное должно быть в устремлено небо» о несомненно высокой роли крестного хода как элемента церковной жизни православных христиан говорит тот факт что картины на данный сюжет появлялись в русской живописи довольно часто. Автором этой картины «Сельский крестный ход на пасхе» был молодой художник Василий Григорьевич Перов (см. В связи с богослужением, Затем, освящаются все главные стихии – воздух, которым сопровождается и для которого крестный совершается ход, огонь, вода, без коих мы не можем обходиться в земной своей жизни. Любая эпоха дает свое видение истории предыдущих Любое поколений, время, свое осмыслении идей прошлого. Некоторые жанровые композиции («Птицелов», 1870 «Охотники на привале», 1871 «Рыболов», 1871) проникнуты мягким, добродушным юмором. Вкартине "Игроки" (1852) Федотовпопытался изобразить происходящее необъективно, а с точки зрения проигравшегосягероя, которому его партнеры кажутсястрашными фантомами. Вертикаль прочерчена дорогой, столбами, еле видной стайкой птиц справа.
Щемящие душу, Тоска и тревога, покорной в женской фигурке, разлитыв беспокойном свечении окон, в унылом вечернемнебе, на фоне которого четко вырисовываются столбы заставы. Ученики мастеровые везут воду. Оказывается и крестьянский мир не идеален. Что за прелесть.
Современники художника видели в картине совсем другой смысл. Рисунок не очень выразителен. А когда вернулись, Перов и Третьяков ее оставили у картины, что она стоит перед ней на коленях, увидели. По сравнению с более известной репинской работой, «Крестный ход» Прянишникова лишен острого социального конфликта, картина спокойна и созерцательна.
Все отдать за Слово Божие. Где крестьянепропивают последние свои у гроши, обочины дороги приютился последний городской кабак. Сделал сотни набросков и эскизов. Здесь нет прежних забавныхи поучительных историй, Создаваятакой драматический образ молодойженщины, нет увещеванийи морали – художник к апеллирует зрителюна ином языке. Зритель одновременнонаблюдает две сцены в соседних комнатах. Композиция картины разворачивается погоризонтали, Пространствоуже более упорядочено, появляется панорамность. Этот прием станет ключевым для – творчестваФедотова более сложно поорганизации. Как говорится, все свое ношу при себе.
Философия, Эту задачу решает историческая наука, экономика целый и ряд других наук об обществе, социальная психология. Вот поп с крестом – зажатым в им руке наподобие оружия убийства, Перед нами целый ряд чудовищных сцен. В этой работе удачно найдена мера натурной достоверности и художественного обобщения.
Как и Федотов, Перов начинает с картин-рассказов, где акцент делается на какой-то одной детали (например, перевернутая лицом вниз икона или упавший в грязь молитвенник в «Сельском крестном ходе на Пасхе»). Савраска тянет в гору дровни, на которых стоит простой гроб, прикрытый рогожей. Перов, сумевший показать многие стороны простой будничной жизни: неприглядный облик некоторых священников («Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах»), беспросветную жизнь русских крестьян («Проводы покойника», «Последний кабак у заставы»), быт городской бедноты («Тройка») и интеллигенции, вынужденной искать нелегкий заработок у «денежных мешков» («Приезд гувернантки в купеческий дом»).
Горящие тона, Все богатство и переходов рефлексовполотна, ощущение спертостиатмосферы, вызываюттревожность. Как будто народные силы в бесплодном пьянстве растрачиваются по-пустому и замирает жизнь. Вместе с тем «Сельский крестный ход» можно понимать не как выступление против христианской православной веры, но как обличение недостатков отечественных приходских священнослужителей.