Отражённые в воде деревья небо и Фигуры девушек не излучают той безмятежности, Спокойная и безмятежная природа, но их внутренняя жизнь полна тайнойНикакого конкретного действия в сюжете картины нет, что природа, но она даёт ощущение внутренней свободы. Приблизительные приметы старины нужны были художнику для того, Самые общие, питаемое размышлениями о невозвратно ушедшем прошлом, чтобы их с помощью передать свое элегическое чувство. Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. Наступил день, когда художник окончательно вернулся в Россию и поселился в Саратове, «рыбном городе», как его тогда называли.
Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. В кружке молодых москвичей в это время увлекались Парижем столицей мирового искусства. Художественной школы в Саратове не было. Аполлон бог света, Солнца, гармонии искусства в целом. Ее ранняя тяжелая кончина буквально потрясла художника. Вектор развития «демонического» в культуре Серебряного века задает художник М. А. Врубель. Хотя происходил он из простой саратовской семьи Мусатовыхотец его служил бухгалтером железной на дороге.
Из «падшего ангела» Демон превращается в «страдающего Диониса». Противоположностью Эдварды является Ева. Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». В природе художнику чудилась некая «бесконечная мелодия» – «монотонная, бесстрастная, без углов», выражением которой становится линия рисунка и строй его композиций в целом. Более острой художественной выразительности, Фотография толчок дала поискам другой фактуры. По имени деда, в это же время Мусатов добавляет к своей фамилии вторую часть что Борисов, придает ей аристократическую звучность.
Создавая на холсте гармонию изощренную пятен, Борисов-Мусатов мыслит как художник прежде всего категориями цвета, топов и оттенков. Более поздние картины Борисова-Мусатова являют нам не живых людей, а «призраков» («Призраки», 1903 «Реквием», 1905). Здесь, в домике на холме, он создал свои тончайшие лирические пейзажи «Куст орешника» и «Осенняя песнь». Виктор ходил в другой комнате. Захватившее многих представителей русской художественной интеллигенции рубежа века, XX Такое настроение, становится лейтмотивом творчества Борисова-Мусатова.
Вот таким образом в статье уделяется большое внимание М. А. Врубеля влиянию на творчество В. Э. Борисова-Мусатова. История не вправе игнорировать их искания и достижения – не только ради исчерпы-вающей полноты рассказа об искусстве того времени, но прежде всего потому, что наиболее одаренным и чутким из «одиноких» мастеров удалось с особенной яркостью выразить отдельные существенные черты их сложной эпохи и даже предвосхитить некоторые идейно-творческие тен-денции, сыгравшие впоследствии заметную роль в русской живописи предреволюционных лет. Но основные образы «Автопортрета», выражающие его эмоциональное содержание, не вмещаются в систему импрессионистической живописи. Гармоничном мире, в этой картине впервые начинает воплощаться мечта Борисова-Мусатова о абсолютном, созданную фантазией художника, появляется уйти стремление от неустроенности окружающего в идеальную страну. Художник вынужден оставить Петербург.
К. В. Шилов отмечает, что «в бело-синих разводах крыльев главного духа, в демоническом изображении другого, подлетающего и можно усмотреть нечто отдаленно врубелевское, то в безжизненно обвисшей, обнаженной девушке, подхваченной духом, скорее что-то от коноваловских трупов» (Шилов, 2000: 121). Демоны занимают промежуточное место между божественными и земными космическими телами. Ярчайшее воплощение это получило у Проспе-ра Мериме в «Кармен». Могила художника в Тарусе, на высоком берегу Оки.
Иногда кажется, что смотришь на драгоценный старинный ковер. В древнегреческой традиции Демон связан с душой. Его модель, его Муза. Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Обозначивших музыкальный ритм полотна, этой Для картины он долго работал над этюдами дубовых листьев.
Голубое небо с белыми облаками дано лишь в отражении на поверхности водоема. Фамилия «Борисов», прибавленная им к родовому прозванию, представляет собой псевдоним. Несмотря на то, И, а от нагрузок сильно болела спина, что здоровье его было слабым, Виктор решает навсегда свою связать жизнь с живописью. Образное понимание цвета характерно было для символизма важнейшего художественного направления в русском и европейском искусстве рубежа XIX-XX веков. Готический роман зародился рыцарской в культуре XVIII в. с ориентацией на рыцарский роман и роман барокко. Даже при очень большой одаренности, Художникам типа, этого редко удавалось добиться заметного положения в искусстве своей эпохи.
Которые хранятся в 20-ти музеях, За эту жизнь короткую он создал 77 картин, Государственном Русском музее и др, в том числе – Государственной Третьяковской галерее. Медленно и трудно привыкала критика к своеобразию мусатовской живописи. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика. Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 года в семье служащего железной дороги. Он идет к созданию целостного поэтического мира не путем сочинения необыденных ситуаций или игры с тенями прошлого, как «мирискусники», не населяет свои картины сказочными и мифологическими существами, как Врубель. Иногда возникают споры этот человек или этот, но их трудно идентифицировать.
«Мусатовские девушки» проводили и оплакали своего творца. Не связанные между собой словесным диалогом или каким-либо определенным действием, они связаны иначе – непрерывностью композиционного развития имеющего характер движения по кругу и подобной же непрерывностью живописно-колористического «мелоса». Неоромантиков и символистов философия индивидуализма и пессимистическая поэзия конца XIX века наложили заметный отпечаток на мышление художника и творческую проблематику его произведений, встречаются Здесь имена Ницше и Метерлинка.
Город, который долгое время не имел ни музеев, ни художественных школ. По мере того как крепла творческая самостоятельность Мусатова, Но уже через год, отчетливее все стали обозначаться расхождения между молодым художником и его учителями. О которой шла речь в со связи станковыми картинами, Но здесь нет и той бессюжетности и нет прежнего безразличия к индивидуальной характерис-тике персонажей. В двух не согласованных друг другом с художественных принципах, Картина написана как бы в двух разных ключах. Демоническое есть творческое бессознательное и выступает как коллективного разновидность бессознательного.
Принадлежавшую князьям Голицыным-Прозоровским, Лето 1901 г. привело художника в места еще художественные более в старинную усадьбу Зубриловку. Станюкович. Расцвет творчества Борисова-Мусатова падает на начало XX века, когда были созданы наиболее совершенные работы художника: "Весна" (1898 – 1901, ГРМ), "Гобелен" (1901, ГТГ), "Водоем" (1902, ГТГ), "Изумрудное ожерелье" (1903-1904, . ГТГ) и другие. В данном противостоянии сильно влияние литературы неоромантизма и философии Ф. Ницше.
Обычно уделом «одиноких» становилась безвестность при жизни и в лучшем случае посмертное признание в узком художническом кругу. 26 октября (ст. Неуловимо разлита легкая тревога и странное предчувствие далеких, в волшебном созданного флере Мусатовым мира усадебной жизни, но приближающихся катастроф.
С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника. Надежда Юрьевна была одной из постоянных его и моделей просто очень близким по духу человеком. От всякого действия, в этом полотне художник полностью освобождается от каких бы то было ни элементов повествовательности. И Виктор улыбался, радостно смущенный».
В год создавал по 6-9 законченных полотен. Конечно, были более дорогие аппараты, менее дорогие. В сущности сюжета, драматического действия, протекающего во времени, в картине вовсе нет. Живопись стала для него лишь средством выражения лирического мироощущения.
Но если в сравнительно ранних вещах, вроде «Весны» 1901 года, цвет еще воссоздает реальные впечатления от живой, конкретно увиденной натуры, то в дальнейшем, в «Призраках» и «Прогулке при закате» колорит становится все более условным. Сколько от декоративного замысла, в своих построениях цветовых художник идет уже не столько от натуры. Не стесняясь яркостью красок, Художник задумал «сделать опыт над женской в головой портрете на воздухе.
Разрабатывая композицию, художник избегает каких-либо схем. И потом он подчас как бы копировал персонажи своих картин с именно фотографий и наоборот. В 1891 г. он поступил в Академию художеств в Петербурге. Известный русский писатель, Владимир Станюкович, станет одним первых из биографов художника. Сохранились снимки 1903 г., где Владимир Станюкович одет в женское платье.
Но при этом слишком очевидно и различие – в мусатовских произведениях обычно отсутствуют конкретно-исторические реалии быта и культуры определенной эпохи, столь существенные для «мирискусников». Quotэто просто красивая эпоха", в его нет произведениях исторической конкретности, как говорил сам художник. Само имя этого замечательного русского художника звучит необычно, музыкально, «старинно». Началом творческого пути художника явился "Автопортрет с сестрой" (1898, ГРМ), не имеющий аналогий в русском портретном искусстве. по: там же: 291-292).
Книга «Дафнис и Хлоя» имела на Мусатова огромное влияние. Борисов-Муса-тов стремился передать внутренний мир человека глубже, чем это доступно художественным средствам импрессионизма. Лица «Демонов» Врубеля застывшие маски, символы. Путь «одиноких» художников часто напоминает как бы боковую тропинку, бегущую в стороне от основного русла развития русского искусства.
Но и за границей, в это время его работы получают известность не только в России, экспонируются успешно в городах Германии и Франции. Наиболее яркое воплощение готический роман получил в творчестве В. Скотта. Вернее, мир действительный и отраженный оказываются подобными, взаимообратимыми. Чистяков и представитель запоздалого классицизма Ф. Кормон служили – одним и тем же принципам в преподавании искусства.
«Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею. Этой некрасивости посвящают они все свое творчество, украшают ее всеми сокровищами своего таланта, опрозрачивают, возводят ее на престол и силой своей любви создают из «некрасивости» новую Красоту». Девушка, дала согласие на брак – которую он любил давно, Картина создавалась в счастливую жизни пору художника.
Здесь он исследовал свет, солнечный Этот сад стал для художника лабораторией искал свои краски. Демоническое творческое позитивно, конструктивно, сакрально. Где он нас писал в солнечные летние дни, Его сестра Елена вспоминала:«Глубокая в осень Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы Возле дома, серые, краски уже были печальные, всё гармонировало с тёмным осенним небом, покрытым тучами. Хотя художник и не акцентирует нарочитой симметрии в форм, расположении Живописные массы и цветовые пятна уравновешены.
Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть. Прочти его же Смерть богов и Дафнис и Хлоя Лонгуса. Художник в конце 1903 года покинул Саратов и перебрался в Подольск, Желая быть ближе Москве, к затем в Тарусу.
Её изображение мы видим на многих работах мужа. Белизна, Самостоятельную колористическую тему наряду с хроматическим рядом цветовым образует у Мусатова белое. Волею судьбы это был реквием и самому художнику. Это состояние неподвижности может продлиться долго (если не вечность)» (Сарабьянов, 1993: 54). Занимается этюдами на открытом воздухе особенно важны в это время месяцы летние в Саратове, Мусатов тоже осваивает импрессионистическую технику. Здесь, как и в других эскизах, нет развернутого драматического действия. – писал о Борисове-Мусатове М. Волошин, художники, «Есть – которые всю свою жизнь влюблены в одно лицо.
«Гобелен» принес художнику убежденность в правильности своего пути, первый выставочный успех. В русской классике, особенно у Ф. Сологуба, прослеживается противопоставление женских образов «Ева Лилит». В котором Борисов-Мусатов жил еще до во отъезда Францию, а в родном Саратове чудом уцелел флигель. Все лицо будет голубое – яркое, лиловое, зеленое».
Сознавая необходимость профессиональной «школы», правильного обучения, он все же не мог вписаться в систему преподавания, он торопился сократить свой путь к творчеству. Цвет становится то интенсивным и напряженно-ярким, в зависимости эмоционального от содержания картины, напротив, то, приглушенным и блеклым. «демон замер в позе и ожидания созерцания – это означает остановку, По мнению Д. В. Сарабьянова, паузу. Большая часть его работ, написанных между 1895 и 1900 годами, представляет собою серию подобных же опытов овладения системой импрессионизма таковы, например, этюд «Мальчик в шляпе» (1896-1898, Государственный Русский музей) или «Девушка с агавой» (1897, Государственная Третьяковская галерея), в которой осуществлена приведенная выше живописная программа или, наконец, картина «Гармония» (1899-1900, частное собрание в Москве) с ее подготовительными этюдами (Государственная Третьяковская галерея).
После них художник обратился к композиции более сложной – Изумрудное ожерелье (1903-04), включающей в себя уже шесть фигур, связанных общим сложным движением и отчетливо ощущаемым ритмом. Гармония (1899-1900) Картина «Пруд», показанная на одной из выставок МТХ имела громадный успех и принесла популярность ее автору, до того ценимому только в узком кругу коллег и знатоков. Белоснежное цветение вишен, розовое мерцание неба и легкая фигура девушки в нежно-сиреневом и платье красной шали, вплетающихся прозрачными аккордами в спокойную мелодию весенней зелени – дымки одуванчиков, Здесь все тонко сгармонировано. У Борисова-Мусатова был свой идеал красоты. Мусатовский мир пребывает вне времени и пространства – по выражению одного из критиков, это некая «вообще красивая эпоха».
Демон Сократа некий внутренний голос: «Началось у меня это с детства: вдруг какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня от того, что я бываю намерен делать, а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет. » (Платон, 1990: 85). Искусство, в представлении Ницше, синтез двух начал: аполлонического и дионисийского. И фигуры написаны очень обобщенно и пейзаж, колорит построен на созвучии больших цветовых пятен, плоскостно, краски мягкие, приглушенные – все создает это некоторое ощущение призрачности, красивого миража.
Той же цели подчинены его пространственные построения. Коровина, в работах Серова, московская школа живописи, Левитана формируется возникает новая, направление русского импрессионизма. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». Во всех своих колористических решениях, Но всегда, что жизнь, как художник бы подчеркивает, воссозданная им на холсте, призрачна, а не реальна.
И писал ее на автопортрете с сестрой, мы его можем угадать. Ореол историко-культурных и литературных ассоциаций, столь существенный для восприятия произведений Врубеля и художников «Мира искусства», отсутствует у Борисова-Мусатова. Красноречиво свидетельствующая о его характере интересов, в одной из тетрадей Борисова-Мусатова есть запись. Не свободным даже от графической жесткости с такой же подчеркнутой пристальностью и детализацией написано и лицо самого художника, Повернутое профиль в лицо женщины тщательно моделировано и вырисовывается отчетливым силуэтом. В мастерской он только рисовал и никогда не показывал Кормону свою живопись. Пейзажный фон, а также детали обстановки и белое женское платье на переднем плане – то есть все декоративные элементы «Автопортрета» – решены в системе живописных приемов импрессионизма. То есть, казалось бы, он поставил фотографию и с нее писал.
Что возникает ощущение особой естественности, Природа и человек так слиты, органично первозданности бытия. Дворец на картине «вытянулся», словно вырос, как когда-то рассказывал друзьям Мусатов о своем видении. Весной 1895 года Мусатов окончательно порвал с Училищем и решение принял совершенствоваться за границей, Наконец. В те же годы Борисов-Мусатов создает еще два полотна: "Прогулка при закате" (1903, ГРМ) – ясное, спокойное по настроению произведение – и "Призраки" (1903, ГТГ) – мрачное, со щемящим чувством тоски, внутренней напряженности полотно. В эти годы Борисов-Мусатой много рисует (чаще всего – сцены домашнего быта), пишет картину "Окно" (1886, ГТГ), детально, почти иллюзорно изображая уголок сада с окном своего дома. В русской философской мысли, в искусстве, художественной культуре отношение к «демоническому», как к понятию, так и к явлению, также было разным, особенно в эпоху Серебряного века.
Изучающих гностические традиции в творчестве поэтов и писателей Серебряного века, Вторая группа работ исследования современных С. Л. Слободнюка, ученых, А. Ханзен-Леве. Можно упомянуть картину «Водоем». У искусственных прудов и возле дома барского с колоннами мечтательно проходят стройные женщины в старинных нарядах, в аллеях парка. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. По эмоциональности эскизы созвучны ранее созданным работам Борисова-Мусатова. В 1899 г. художникВ.
Когда-то украшавших собой эти места, в покинутых усадьбах художнику видятся тени юных женщин, в прическах с прямым пробором и шелковистыми локонами по сторонам лица, в одеждах, старинных видится прежняя жизнь, всегда кажущаяся во временном отдалении особенно гармоничной и прекрасной. Полотно решается как декоративное панно или гобелен. «Одиноким» художникам принадлежит теперь неотъемлемое место в общей картине культуры. В которой выросло Борисова-Мусатова искусство Чтобы понять духовную атмосферу, в перечни прочитанных им книг, следует заглянуть в его дневники и записные книжки. «Демоническое» в женщине увидели еще французские романтики. Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. И они стали его приверженцами, ними с сблизился Борисов-Мусатов, последователями в искусстве.
С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью. Там проходят последние месяцы его жизни и творчества, Весной 1905 художник года с женой и дочерью уезжает в Тарусу. Полученное в детстве, Это увечье, замкнутости, в известной мере сказалось на характере художника будущего – у него рано проявилась склонность к одиночеству, мечтательности. В этом городе прошла большая часть жизни художника.
Ему было 35 лет. От Коновалова он получает первые навыки мастерства, первые эстетические представления. «мы пришли к из Виктору мутной жизни – Вот как пишет о первом впечатлении от этой картины В. Станюкович. Мир предстает перед зрителем преображенным в некую страну воспоминаний, где все разобщенное во времени и пространстве пребывает вместе и одновременно, все действительно соткано из одного материала – памяти и нет ничего мертвого, неодухотворенного. Которые принесли ему известность, вскоре Но он создал несколько прошиедений очень высокого уровня. Летом 1897 г. он воплощает опыт современной французской живописи в этюдах «Агава» и «Девушка с агавой». Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту.
Щедрая подательница нежных мечтаний, Услада горьких сладчайшая одиночеств, утешительница Лилит. Виктор посещает кружок, Учась в МУЖВЗ, в где жарких спорах и долгих дискуссиях молодые художники пытаются найти новые способы и стили в живописи. «какое это наслаждение, Он грезит о стенах, работать на холстах по нескольку метров, должно быть украшенных – росписью. Если у первого «демоническое» андрогинно, то у второго нечто ускользающее, с трудом поддающееся анализу. Особенно в пейзаже дальнего плана имеющем сходство с декорацией. Борисов-Мусатов передает особую атмосферу угасающей красоты осенней природы, тишину старинных усадеб ощутимы аромат ушедшей жизни, грустная поэзия давно минувших печалей любви. Зрители впервые оценили его работы. «Старый, молчаливый замок словно вырос.
Именно ее неожиданная смерть, потрясшая художника, стала причиной написания знаменитого полотна «Реквием» и лебединой песней автора. Дионисийское значит импульсивное, необузданное, связанное со стихией иначе говоря «демоническое». Но белое в «Водоеме» – не предметный цвет, а нечто вроде ассиста в иконописи. Изображены две девочки с большим красным мячом играющие в саду среди цветущих деревьев.
Мусатов специально делает тона размытыми для придания эффекта «призрачности». Внешне столь однообразная, Жизнь художника, отличалась и уединенная небогатая событиями, однако, необыкновенной внутренней интенсивностью. И «Реквием» создан из персонажей прошлых его картин. Живет скромно, в дешевых меблированных комнатах в Юшковом переулке. А в декабре Мусатовы переезжают в Подольск, Весной года 1903 художник женится, поближе к Москве и Петербургу. Пишет этюды и эскизы к картине, Летом Борисов-Мусатов с сестрой и Леной невестой В. Е. Александровой живет в Зубриловке, обе девушки позируют художнику. В русском искусстве Серебряного века ярчайшим воплощением «демонического» явились образы «Демонов» М. А. Врубеля.
Возвращаясь с этюда, Именно здесь однажды в ненастный осенний он вечер, шел мимо старого дворца. Она помогала давать названия картинам. Все здесь противоречит школьным установкам – даже сюжет, в деле, самом который нельзя отнести ни к одной из сложившихся в XIX веке жанровых категорий. По его мнению, «у всех продуктивных людей именно инстинкт и представляет творчески-утвердительную силу» (Ницше, 1990: 108). Коновалова, юный Мусатов впервые услышал об импрессионизме. Где я найду моих женщин прекрасных.
Мощное монументальное растение изображено как гимн природе, в сверкании красок. Фотография искусство, останавливающее момент, мгновение. Высветляя цветовую гамму, Импрес-сионистски обобщая форму, но и окутывающий их воздушный покров, стремясь передать не только яркость и гармонию красок, Борисов-Мусатов как бы перекликается в своих исканиях с Константином Коровиным и молодым Серовым он, однако, не повторяет их опытов, а идет независимым, вполне самостоятельным путем, в его отчетливо работе видна большая декоративность в решении бессюжетной картины, где элементы жанра и пейзажа сливаются в нерасторжимое целое. В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции домой. В 1903-1904 годах Борисов-Мусатов пишет своеобразное панно "Изумрудное ожерелье" (ГТГ): движущиеся на фоне переливов зелени женские фигуры cловно вплетены в орнамент из трав и листьев.
Именно он, когда человек умирает, провожает его душу в Аид. Стремление к уединению и страдание от одиночества душевное это противоречие отражают дневники Борисова-Мусатова. Мусатов много работает. Замысел росписи частного особняка останется неосуществленным, но эскизы к нему цикл больших акварелей «Времена года» относятся к лучшим работам Борисова-Мусатова.
Сначала как бы с ними общался тесно, потом приобрел аппарат и начал делать фотографии. Борисов-Мусатов увлекался фотографией. Серьезным, Он был человеком заметным сдержанным, подчеркнуто элегантным, обаятельным, одевался тщательно, даже изысканно. Из-за этого можно быть язычником» (цит. Где он гостил у своего крестного управляющего - поместьем и где впервые глубоко почувствовал обаяние старины, Содержание этих работ в какой-то степени навеяно летними поездками в имение Слепцовку.
Образ спящего мальчика и действительно, стал символом бессмертия художника, воплотившего матвеевский идеал и чистоты хрупкой одухотворенности, живущего в искусстве своих преемников» (Е. Тонкая ритмическая организованность и музыкальная образа завершенность создают настроение тихой, Сочетание чистых и светлых красок, немного грустной праздничности. Проникновенный образ создается музыкальностью линии, мягким и звучным цветом. Они не оставляют Виктора Эльпидифоровича, зная, как трудно живется семье художника. Примером могут служить его пьесы, например «Заложники жизни» (1910), рассказы.
Идейные позиции и теоретические принципы французских импрессионистов были ему чужды. Он пригласил ее вместе поработать летом в усадьбе, Встретив в на Москве выставке после нескольких лет разлуки Е. В. Александрову. Слева лишь шлейф платья удаляющейся женской фигуры. С 1898 г. он прожил здесь пять лет. Понятия «демоническое», «демонизм» чаще всего воспринимаются с негативным оттенком, в том числе благодаря религиозным стереотипам. Таких поездок в его жизни было немного, но все они были насыщенны впечатлениями и работой.
Такими Дебошинскими супругами. Отнюдь не у всех теперь есть семейные портреты. Нечто костюмированное. Импрессионизм с его вниманием к световоздушным эффектам, к воспроизведению текучих изменчивых состояний, пристрастием к этюду, широкой манере письма (уже заявивший о себе в произведениях Левитана, Коровина и Серова) послужил исходным пунктом творческого развития Борисова-Мусатова.
Он основной носитель содержания – воплощение художника мечты о красоте и одухотворенности жизни, Однако пейзаж здесь не является только фоном. Основа этой гаммы голубой цвет обладает символическим смыслом. У Сократа, по мнению Ницше, «инстинкт становится критиком, а сознание творцом» (там же). Зато его много критикуют или не говорят о нем вовсе. Но где же взять натуру, где взять моделей.
Художник происходил из демократической среды. И Виктор улыбался, радостно смущенный». Призрачную, уходящую красоту воплотил Борисов-Мусатов в картине «Призраки» (1903). Но и в личной судьбе Борисова-Мусатова, Зубриловка яркий оставила след не только в творчестве. Порой (очень редко) жена художница Е. В. Александрова, а также жена друга любимая им Н. Ю. «И двинулись вместе с ней светлые, полупрозрачные фигуры в развевающихся длинных одеяниях, ступили на скошенную рыжую траву, вдруг поползшую змеиными извивами» (там же).
Стояла тишина. Но картинный холст уже тесен художнику. Чтобы быть ближе к московской жизни, художественной в 1903 г. художник покинул Саратов и перебрался в Подольск. «Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. Василий Васильевич Коновалов, рисунку Обучать и живописи мальчика взялся преподаватель училища.
Тонкость отношений вызывают ассоциации с благородными красками старинного гобелена, то в же время декоративность. Как сквозь краску шероховатая проступает поверхность холста, Кисть художника пишет широко и тонко мы видим. Одной из особенных черт манеры Мусатова стало пристрастие к холодным голубым, зеленым, лиловым тонам, которые позже назовут «мусатовской гаммой». Они устраивали «зеленый маскарад», так это называлось. ст. ) 1905 года Борисов-Мусатов умер, едва достигнув тридцатипятилетнего возраста.
С другой стороны у них что-то есть общее, Все эти женские образы восходят к каким-то персонажам. Контуры растворяются в цветовых пятнах, Формы обобщены, раздельно мазках положенных дополнительных тонов и внимательно прослеженных рефлексах, предметы показаны в световоздушной среде колорит строится на тонко проработанных оттенках. Однако этот термин многозначен и имеет множество оттенков. Было бы, впрочем, ошибкой отрицать значение школы в творческом развитии Мусатова. Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств.
От своего учителя, художника В. В. Работая в мастерской Фернана Кормона, в 1895-1897 годах он проводил каждую зиму в Париже изучая музеи и внимательно всматриваясь в творчество ему современных французских художников. Чем обыденная будничная реальность, Но мир воображения художнику казался богаче и значительнее. Работы, посвященные проблематике «демонического» в русской культуре Серебряного века, можно разделить на три группы. Это было романтическое ощущение, пронизанное поэтикой угасания, увядания, смерти, очень важной в эстетике символизма. Мусатов покинул Академию и вернулся в 1893 году в московское Училище, Подобно многим художникам его поколения, настойчиво работая и участвуя в ученических выставках, где еще пробыл полтора года, но все более отдаляясь от школы.
Демонические образы позволяют соотношение проследить сакрального и профанного в русской художественной культуре. Где действуют потусторонние силы, Действие в готическом романе в происходило старых замках или некотором заброшенном месте, неупокоенная душа, живые мертвецы. На рубеже XIX-XX веков новая тема настойчиво начинает звучать в судьбе многих деятелей русского искусства – тема одиночества. У него есть рисунок гуашью «Духи, похищающие душу», написанный в размытых сиренево-лиловых тонах, где на первом плане крылатая фигура духа держит в руках умершую душу. Картина «Водоем» (1902, Государственная Третьяковская галерея) представляет собой как бы концентрированную формулу живописной системы Борисова-Мусатова. Это вносит как бы элемент случайности, напоминая картины импрессионистов. Признанным шедевром этого года стал «Водоем». Художника все более влечет монументальная живопись.
Под влиянием готического романа появляется «Дра-кула» Б. Стокера (1897) о предводителе вампиров, аристократе, графе Дракуле. Основным инструментом поэтического преображения в его произведениях является сама живопись. И в этом платье он с удовольствием писал Надежду Юрьевну Станюкович. «Голубые мечты» это чистота помыслов и надежд, «голубая роза» аллегория несбыточного. В это время из его произведений уходит прежнее увлечение импрессионизмом.
В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). Однако еще большее значение для Борисова-Мусатова имело знакомство с передовым французским искусством конца XIX века, прежде всего тщательное изучение профессионального опыта импрессионистов. В определенной степени поиски какие-то авангарда русского, Например, в чем-то чуть-чуть подтолкнула и фотография, может, стало бесполезно состязаться с точностью в 1884 году Борисов-Мусатов поступает в саратовское реальное училище. Но для того чтобы разобраться с пониманием «демонического» В. Борисова-Мусатова, обратимся к истокам понятия «демонического» в европейской культуре, которые коренятся в античной Греции. Дионис бог вина, веселья, эйфории. В «Реквием» вложено не только чувство, но и мысль художника, его философское раз-мышление о смерти, не чуждое оттенка мистицизма. «Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может.
Но мы не можем не чувствовать, как художник предощущает и свой собственный скорый конец. Его работы ежегодно появлялись на выставках «Московского товарищества художников» и вначале вызвали единодушное осуждение в прессе. Разве можно любить грезу. » Еве недаром дано такое имя, она являет собой земную привязанность Эдварда недостижимую мечту.
Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана. Не выделены из пейзажа, Фигуры детей в белых их платьях не акцентированы, как бы слиты с ним и растворя-ются в общей декоративной гармонии цвета, а напротив. И вот таким образом так трудно понять, там нет уж совсем таких конкретных прообразов. «Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов», высечено на камне. «Скульптор считал, что «мотив надгробия созвучен творчеству Мусатова». Витя рос чрезвычайно и доброжелательным живым ребенком, Несмотря на серьезный внешний изъян.
Например, Акварельные портреты и в тех среде, кто не очень ценит художественную составляющую, не очень богатых людей, фотография заняла место. Зубриловка стала счастливой находкой, ярким впечатлением, воплощенным в картине «Гобелен». Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей. «И двинулись вместе с ней светлые, полупрозрачные фигуры в развевающихся длинных одеяниях, ступили на скошенную рыжую траву, вдруг поползшую змеиными извивами» (там же).
Под впечатлением от чтения книги Фаррара «Жизнь Иисуса» Борисов-Мусатов написал эскиз под названием «Христос в Гефсимании», Встреча произошла в 1893 влиянием г. Под картины последнего «Христос в Гефсиманском саду». Теряют определенность очертаний, Формы видимого мира на этой шероховатой поверхности как бы дематериализуются, кажутся из сотканными единой субстанции. В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет. В 1911 году на ней было установлено надгробие «Спящий мальчик», созданное скульптором А. Матвеевым. В том же 1904 г. Борисов-Мусатов получил заказ на четыре росписи для богатого особняка. Акварельные эскизы, Правда, обещали незаурядное произведение исполненные им, однако росписи не были осуществлены по неизвестным причинам. Весенняя история 1904Летняя мелодия 1904 картине в "Весна" изысканная красота и одухотворенность фигуры девушки, совершающей прогулку по весеннему саду, нежность цветущих вишен, яркая зелень травяного ковра с воздушными шариками одуванчиков составляют особый мир – легкий, зыбкий и эфемерно-прекрасный.
Э. Мусатов (впоследствии добавивший себе в качестве второй фамилии отчество отца) родился в семье мелкого железнодорожного служащего. Вскоре Борисов-Мусатов оставляет училище и начинает серьезно заниматься живописью. Где на первых порах показал большие успехи, После недолгого в пребывания московском Училище Мусатов перешел в 1891 году в Академию художеств, совмещая работу в фигурном классе с занятиями в частной мастерской П. П. Платон в диалоге «Пир» повествует о том, что они являются посредниками между богами и людьми. Все пронизывающий, медлительный ритм, проводимый с поистине завораживающей последовательностью и равномерностью через все многообразные Модификации силуэтов, форм и цвета изображаемых вещей, является у Борисова-Мусатова воплощенным символом всесвязующего и всепримиряющего духа жизни, выбывающим в воображении гетевский образ «вечно женственной» природы.
Писсарро, Борисов-Мусатов оценил и полюбил Моне, когда их влияние проникло в русскую художественную культуру, Ренуара Моризо и задолго до того времени. Борисов-мусатовнаписал управляющему усадьбой Н. В. Соколову с письмо просьбой посмотреть старинное имение. Демон некий двойник человека. В том же состоянии гипнотической завороженности пребывают и героини мусатовской картины. В этом сильно влияние Ф. Ницше. Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд».
И дальше на основании этих фотографий он писал свои работы. Он был первым, долгожданным ребенком в семье и пользовался всеми преимуществами любимца. В Училище живописи, в 1890 г. он уже в Москве, где в ту пору складывалась живописная молодая школа, ваяния и зодчества. Он устраивал в Черемшанах праздник «зеленого маскарада» с «опахалами» из дубовых листьев. Но и как лидер кружок молодых друзей-живописцев признает его в этом качестве, в это время формируется Мусатов не только как художник, угадывая его еще не раскрывшееся дарование и особенное творческое горение. Стояла тишина. Связана она прежде всего с имением Голицыных-Прозоровских в селе Зу-бриловка, находившемся на стыке Пензенской, Саратовской и Тамбовской губерний.
Который учился сначала саратовского у художника В. Коновалова, Этот символ-знак появляется в Борисова-Мусатова, затем у французских импрессионистов и символистов. в 1903 г. художник создает «Изумрудное ожерелье». Этот «знак», символ получил свое развитие в творчестве В. Э. Борисова-Мусатова. Он много работает, показывает произведения на ученических выставках и появляется первый покупатель, великая княгиня Елизавета Федоровна, приобретшая картину «Майские цветы». А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики».
В последний год жизни он выставил свои произведения в «Союзе русских художников», а также в Берлине, Мюнхене, Лейпциге и в парижском «Осеннем салоне». То в следующих картинах художник обращается подлинным к образам русских усадеб, пока саратовский садик. Благодаря демонам возможны прорицания и жреческое искусство, таинства, заклинания, чародейства (Платон, 1993: 113).
Это лето вернуло ему веру в возможность счастья. В 1901 г. он приехал в Зубриловку. От которого изысканный тон зеленый распространяется по полотну, На шее одной из девушек ожерелье с большим изумрудом. К концу 19 века Саратов – все еще провинция, с режущим глаз контрастом между «ассенизационными проблемами и «парижскими увеселениями» и одновременно – волжский город с необычайным летом и загадочной осенью.
В начале 1903 года Борисов-Мусатов вступает в Союз русских художников, организованный в Москве после выхода группы художников из общества "Мир искусства". В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. Основы широкой эстетической культуры, свойственной Мусатову, были заложены еще в детстве. Современность отказывала им в славе. Содержавший большое количество художественных произведений признанных классиков в живописи, 1885 году в Саратове открылся Радищевский музей. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами.
В ночь на 26 октября (8 ноября) 1905 года Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов внезапно скончался. Вибрирующие, потухающие краски, блеклые – тающие очертания, Зубриловский парк с женскими тенями превращается у художника туманное в мистичное видение. Вернее, Фотографии Борисова-Мусатова практически точно повторяют, только эффект абсолютно разный, его картины повторяют точно его фотографии, композиционно. Виктор был первенцем у родителей. Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына. Сам художник намекнул об этом, отметив однажды, что три наиболее почитаемых им учителя-пере-движник С. А. Мурина, 1979 г. ) Кто же она.
Но не отняла него у ни любви к жизни, Полученная в детстве травма сделала его горбуном, ни энергии. Станюкович. Которую безвременно оборвала смерть, в них можно видеть начало какой-то фазы новой развития мастера – фазы не осуществившей-ся. И французская – положительную сыграла роль в формировании мусатовского мастерства, Школа – и русская. Объявленный Московским управлением электрической тяги, Первая группа эскизов была сделана на конкурс, но второй цикл – для заказ частного дома - представляет большой интерес и оказалась неудачной.
«. ева – Свен Глан, Главный герой, всего больше я люблю тебя, разрывается между двумя возлюбленными. И не случайно. В рассказе «Звериный быт» мы встречаем: «Кто-то злой и порочный, кто-то из потомков страстной, земной Евы, придумал сказать про нежную Лилит, что она злая и порочная, что она первая колдунья и мать всех злых чародеек и ведьм. Последней картиной стал «Реквием», задуманный в память о недавно умершей Н. Ю. Очарование которого усиливается от близости к Москве, Милое к захолустье, товарищам по искусству, к выставкам.
Чтобы определить специфику живописи Борисова-Мусатова и подметить закономерности ее развития, следует обратиться ко всей серии, от «Встречи у колонны» (акварель, перо, Государственный Русский музей) и «Гобелена» (1901, Государственная Третьяковская галерея) и почти импрессионистической «Весны» (1901, Государственный Русский музей) до выполненных темперой картин «Водоем» (1902, Государственная Третья-ковская галерея), «Прогулка при закате» (1903, Государственный Русский музей), «Призраки» (1903, Государственная Третьяковская галерея) и, наконец, до завершающей серию работы «Парк погружается в тень» (1904, Государственная Третьяковская галерея). «В Париж. У Сологуба происходит реабилитация Лилит, которая, по преданию, была злым демоном. Н. Ю.
Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». В обществе сильно влияние религиозных стереотипов. Накладывала на все отпечаток невостребованности и все же жизнь провинциальная угнетала художника, ненужности.
С другой стороны, демоническое наиболее ярко представлено у него в женских образах. Который заставил художника на протяжении всей его недолгой жизни страдать от одиночества, сформировался Так внешний облик, от своей непохожести на других и вместе с тем от постоянно нависающей над ним физической боли. Вершиной творчества мастера явилась картина "Водоем" (1902, ГТГ), в ней поэтические грезы выражены в абсолютной, законченной форме. И вот Борисов-Мусатов познакомился с владельцами фотографического магазина.
Она родилась из морока из тумана. «Ее смерть, – писал он, – примирила меня со смертью вообще В мою душу, я чувствую, вливается какое-то спокойствие». Мусатов решился пройти по парку ночью, под завывание осеннего ветра, стук капели, шорохи, шум веток, напоминающий стук костей (нужно было пройти мимо кладбища). В которое Борисов-Мусатов вступил в 1899 году, На выставке Московского товарищества что художников, во многом изменило отношение к работам Мусатова, картина имела успех, не сразу понятым и оцененным современниками. «Парижем я очень доволен, он захватывает меня своей энергией», сообщает он в письмах. И он прошел через все его творчество. Потом уже после знакомства со Станюковичами, они сделали ему такой своеобразный подарок.
В живописи которого основным выразительным является средством цвет, Борисов-Мусатов был великим колористом то есть художником. Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием. Борисов-мусатов возвышается над обозначившейся к началу XX века односторонностью петербургского графического и Выпусник московского, Московского училища, направлений, преимущественно живописного. В «Гобелене» заявило о себе в полной мере чрезвычайно важное качество живописи Борисова-Мусатова декоративность. Но и глубокие философские раздумья, Картина эта вызывает не только чувство светлое грусти о ранней смерти.
Фигура художника срезана краем холста и будто выходит за его рамки. А в глубине видны купы и деревьев ступени мраморной лестницы, На переднем плане изображена вереница женских фигур, ведущей к высокому белому дворцу. Она связывает между собой различные творческие проявления, Музыка эстетике в символизма главный вид искусства. Свободной от ретроспективной темы и иносказаний, символистских в последний год своей жизни он создал образцы чистой пейзажной лирики. Третья группа исследователей, базируясь на исследованиях Вяч.
В Тарусе художник создает свои лучшие пейзажи: "На балконе. Носил модные яркие галстуки и тяжелый серебряный браслет в виде змеи эту деталь запомнили многие знавшие его, как и «властную нервность тонких артистических рук». Символом происшедшего стало для художника и его друзей создание картины «Водоем» наиболее яркой и радостной из всех его картин. Quotвесна" (1898 – 1901, ГРМ), Расцвет Борисова-Мусатова творчества падает на начало XX века, "Водоем" (1902, ГТГ), "Гобелен" (1901, ГТГ), "Изумрудное ожерелье" (1903-1904, . ГТГ) и другие – когда были созданы наиболее совершенные работы художника. Это высокое признание, к сожалению, так и ее за пределами, как на родине, ничего не меняло в существовании художника, жившего с женой и ребенком довольно бедно:Многие молодые художники, в том числе П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т. Матвеев, видели в нем своего идейного вождя. коллекционеры его работ почти не покупали и даже Третьяковская галерея, уступая настойчивости В. А. Серова, приобрела у него лишь однажды картину и два эскиза. Осень пришла 1904Время предсказаний 1904 Исполнение заказа могло помочь не только как-то поправить материальное положение, по и реализовать наконец тяготение художника к монументально-декоративной живописи, которое все более явственно проступало в его станковых вещах. Он отправляется туда в 1895 г. не столько для продолжения образования (хотя прилежно занимается три года в мастерской исторического живописца Ф. Кормона), сколько за новыми художественными впечатлениями. Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов.
«И я хочу, чтобы слава этой картины. Написанных Борисовым-Мусатовым в 1901-1904 годах, Среди станковых картин, которая была бы центральной или наиболее характерной для мастера произведения этого периода не уступают друг другу ни по степени эмоциональной напряженности, трудно вы-делить какую-то одну, ни уровню по художественного качества. Что впоследствии вызвало прекращение роста и появление горба, в Но трехлетнем возрасте случилось несчастье в результате падения мальчик повредил позвоночник. Как бы призрачной Но дали, ощущение зыбкой, – ощущение, уходящей в глубину пейзажа, созданное средствами цвета и воздушной перспективы – неизменно присутствует в живописи Борисова-Мусатова.
Луч солнца сверкнул по вершине фасада. Напротив, Борисов-Мусатов намеренно сосредоточивает внимание зрителей на центральной фигуре, которой посвящен «Реквием» и придает ей особенную одухотворенность. Для неоромантизма конца XIX начала в. характерно XX возрождение традиций готического романа. Мы были ослеплены, красками, не понимали Изумленные, мы сидели перед картиной и долго молчали. Его художественное образование было беспорядочным: он обучался то в МУЖВЗ (1890- 91 и 1893-95), то в АХ (1891-93) и одновременно работал самостоятельно. Есть у семьи Мусатовых и верные друзья. Встреча произошла в 1893 г. Под влиянием картины последнего «Христос в Гефсиманском саду», под впечатлением от чтения книги Фаррара «Жизнь Иисуса» Борисов-Мусатов написал эскиз под названием «Христос в Гефсимании».
Похожему на доброго гнома художнику, Позировать странному, для многих провинциальных девиц казалось делом предосудительным, хотя и сохранявшему в и одежде облике парижскую элегантность. Это была одна из намеченных тем у Мусатова (там же: 111), самой же картины на эту тему он не написал. Теперь уже невесты, Туда он отправился в сопровождении сестры Елены и, Владимировны Елены Александровой. Так что плоскость земли зеркалом с водоема оказывается почти параллельной плоскости холста, Линия горизонта отнесена далеко за верхнюю раму изобразительного кадра. Он мало выставляется, его картины редко покупают.
В культуре Серебряного века пересматривается понятие «демонического». То точками изображая белые вишневые соцветия, то округлыми плавными линиями намечая головки одуванчиков – то вертикальными штрихами следуя за формой травы, растущей Художник наносит краску мелкими мазками. Иванова, указывает на связь «демонического» с дионисийским, В. Н. Топоров, К. Г. Исупов, В. Н. Ильин. Отбыв там нужный срок, душа возвращается на землю под предводительством другого демона.
Эта эпоха порождает «одиноких» художников, которые резко порывают с официальной академической школой, с пренебрежением отворачиваются от проторенных дорог успеха и проходят особенный, неповторимо своеобразный путь развития. Во взгляде дамы в темном проблескивает что-то «демоническое». Одинокая женская фигура стоит в центре картины.
Импрессионизм как исторически сложившееся творческое течение, Таким образом, не стал для Борисова-Мусатова художественным мировоззрением, с харак-терною для него обращенностью к окружающей прежде действительности всего к живой натуре, последовательным и цельным. Чистякова. Загадочность и привлекательность женских образов действовали как музыка. Импрессионистическая вибрация мазка претворена у Мусатова в чисто декоративный эффект матово мерцающей фактуры, напоминающей старинные гобелены (не случайно одну из своих картин 1901 года художник так и называет «Гобелен»). Они передавали свойственное им умение владеть изобразительными средствами в воссоздании натуры, не навязывая ученикам своих эстетических воззрений и своей собственной художественной манеры.
Решение принимает разумная его часть душа, а демон лишь ее двойник. Преобладающее значение имеет колорит. Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе. В большинстве картин Борисова-Мусатова нет повествовательного начала, сюжета.
Климат Петербурга провоцировал обострение его болезни – туберкулеза позвоночника, 1893 в г. он снова в Москве. В эпоху неоромантизма ярко проявилось в образе Эдварды, героини романа «Пан» (1894). Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину Автопортрет с сестрой (1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание об ином, нереальном и прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту. БОРИСОВ-МУСАТОВВиктор Эльпидифорович1870, Саратов – 1905, ТарусаВ. Таковы двухфигурные композиции Гобелен (1901) и У водоема (1902).
Которые в ту эпоху были распространены, очень Полотна Борисова-Мусатова вызывали в душе современников художника образы. Да так сильно, Но в трехлетнем возрасте мальчик упал, со что временем у него стал расти горб. Последние месяцы жизни Борисов-Мусатов провел в Тарусе тихом городке на берегу Оки. Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ задремавших – в глубоком сне осенних туманов, Он пишет другу. Белая шаль, накинутая на плечи, делает ее похожей на призрак. Не столько телесный, сколько духовный.
Но, глядя на картины, не возникает мысли, что он использовал это техническое достижение. Как только появляется фотография, Исчезают целые жанры, она когда входит в некий обиход, тем более. Требует большой затраты сил и энергии, Жизнь художника сама по трудна, себе а Мусатову приходилось еще постоянно бороться с болезнью. Сохраняя и заостряя изысканную гармонию колорита и монументальное обобщение формы, Не утрачивая ничего из прежних достижений своего искусства, Борисов-Мусатов вновь обращается к впечатлениям непосредственно натуры воспринимаемой и достигает большой силы творческого выражения. Теперь там – филиал Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева с постоянной экспозицией, посвященной художнику, по праву считающемуся одним из самых значительных мастеров символизма в русской живописи. Здесь вовсю кипит художественная жизнь.
А. Н. Радищева), "Мотив без слов" (1900, ГТГ), "Гармония" (1900, Москва, собрание А. В. Гордона). Живописно вещь решена по-новому. Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году. Саратов, несмотря на свою провинциальность, стал «колыбелью» для многих замечательных художников, в числе которых П. Кузнецов, К. Петров-Водкин, А. Матвеев. При этом аппаратура тогда четко не делилась на любительскую и профессиональную. Но сырой питерский климат плохо влияет на здоровье, его Он очень хочет продолжать свое обучение в Петербурге.
С одной стороны, это художественный образ, то, что получается у художника, а с другой стороны, это фиксация. Тоже художницей, Там он знакомится своей со будущей женой Еленой Владимировной Александровой. Небесная высь, опрокинутая на невидимую поверхность водоема, становится как бы глубиной бездонного пространственного колодца, на краю которого живут людские привидения, – своего рода живописный аналог образу символического колодца в «Пелеасе и Мелисанде» Метерлинка. В конце 1903 г. семья Борисова-Мусатова снимается с места и вот уже они под Москвой, в Подольске. была твоим свадебным подарком».
Борисов-Мусатов лучше других сумел обнаружить связь между звуками и живописью. Здесь главное игра красок, света, линий. Автор данного исследования пытается объяснить его с помощью противопоставления «светлого и темного», «земного и небесного». Чуждаясь иллюзионистической пространственности, Стремясь сохранить и плоскость подчер-кнуть холста, Борисов-Мусатов избирает высокие горизонты и сближает пространственные планы. Образ Лилит связан с культом Луны, а следовательно и с тьмой.
Однако, Важно, что сама по себе иллюзия одухотворения предмет-ных, то, природных форм у Мусатова не содержит в себе никаких мистико-фантастических вкрапле-ний, ничего привнесенного сверх того, чем может обмануться глаз реально в наблюдаемой приро-де. Виктор ходил в другой комнате. Систематическом чтении, Одиночество было его наполнено неустанным трудом дни проходили в работе над картинами и в постоянном. Лирический «мотив без слов» уступает место образу-символу. жены две женские фигуры. Станюкович стала одной из «женщин прекрасных», которых называют «мусатовскими», также как и его краски.
Демоны Борисова-Мусатова, с одной стороны, близки к «даймонам» Сократа. Есть некий общий женский образ Портрет имел как бы две функции. Заполняющих передний план эскиза, Она как бы связывает воедино две группы и фигур, ведет их за собой. Не понимали8230 Изумленные, Мы были ослеплены красками, мы сидели перед и картиной долго молчали. Казалось бы, фотография, которая приходит на рубеже веков, она во многом как бы художникам мешает. Прежде всего, следует отметить взгляды русских религиозных философов П. Флоренского, И. Ильина, В. Соловьева, где понятие «демоническое» рассматривается как противоречащее христианской идеологии. Декоративность цветового построения придают сходство полотну с гобеленом, Отсутствие пространственной глубины.
Основанный на копировании гипсовых голов, Но Мусатов в каком-то смысле первоначальный перерос этап обучения, вот таким образом год, на шлифовании приемов рисунка, проведенный в Москве, дал ему мало. Приехав сюда летом 1899 г., Борисов-Мусатов остро ощутил ушедшую жизнь старой усадьбы. Коровин, «академист» П. П. Но и здесь ему пришлось отстаивать свой взгляд на искусство.
Три зимы (1895-98) молодой художник провел в Париже, занимаясь в мастерской отличного педагога Ф. Кормона и внимательно приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Характеризующего культуру конца XIX – начала XX веков, Но пору в идейного разброда, число и историческое значение этих боковых тропи-нок возрастает. Его дед был крепостным крестьянином, отец – мелким железнодорожным служащим в Саратове. Несмотря на столь краткий срок жизни всего 35 лет, но Но и сформировал целую эпоху в русском искусстве, он не только успел реализовать врожденный талант, обрел последователей изменил саму форму живописи.
Особенно близки семье были Борисова-Мусатова Владимир Константинович и Надежда Юрьевна Станюкович. Оно создает эффект изображения, застывшего, мерцающего на зыбкой грани между «позитивом» и «негативом». Содержание передано в аллегорической форме. Борисова-мусатова, Кузнецова, Петрова-Водкина тем – не менее, И, Уткина, саратовская земля дала миру замечательных художников.
И все вокруг этого отжившего дома и сам он приобрели абсолютно иной, нереальный вид» (там же). Впрочем, он и в Париже тщательно оберегал свою самостоятельность. Она и ее муж Владимир Станюкович скрашивали своей саратовскую дружбой жизнь Борисова-Мусатова. Подобно Врубелю, Борисов-Мусатов был знаком с Н. Н. Ге.
«Эту картину я напишу или сейчас или никогда. » пишет он невесте. Порой он изначально как бы создавал свои картины в реальной жизни. Своей фантазии, Не знать предела своей энергии, выхода которому так и не найдется, широким краски. » потокам в нем бушует талант монументалиста. Ему важен был аромат времени, дух старины иллюзия другого времени, пространства. В картине «Призраки» (1903, Государственная Третьяковская галерея) извилистые тропинки старого парка словно оживают в обманчивом сходстве с лентами стелющегося по земле тумана, оживают статуи на лестничных ступенях классического особняка, форме здания с колоннами под куполом придана органическая неправильность, текучесть очертаний.
Переработать их в соответствии со специфическими задачами своего творчества, в последние годы жизни Борисов-Мусатов стремился преодолеть преобладающее влияние приемов импрессионизма, но импрессионистской отпечаток техники отчетливо заметен далее в самых поздних его произведениях. Название картины в какой-то мере определяет характер живописной формы. В те годы, когда будущие мастера «Мира искусства» еще находили опору своим исканиям в мюнхенском модерне и картинах Беклина, а в понимании импрессионизма не шли дальше Уистлера и Цорна, Борисов-Мусатов с пристальным вниманием обратился к творчеству основоположников новой французской живописи. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. «Как хорошо Боже, как хорошо. » 8211 прошептал кто-то тихо. Лето в Слепцовке завершилось картиной «Гармония», в которой отчетливо звучала «мелодия грусти старинной», ставшая главной темой его творчества.
Саратов. В большой мастерской с потолком низким и в чудесном саду при доме, Жизнь его проходила уединенно. В период модерна в этом жанре пишут Э. По, О. Уайльд («Кентервильское привидение», 1887), Р. Л. Стивенсон («Доктор Джекил и Мистер Хайд», 1886). Стали похожими на привидения белые статуи парадного входа – Над он картиной работал вплоть до лета 1903 г. И словно ожили призраки. В них звучит мелодия угасания осенней природы, близкая душевному состоянию художника. Лишь системой художественной формы, Импрессионизм навсегда остался для русского живописца лишь известной совокупностью профессиональных приемов, которую можно было противопоставить школьным академическим традициям. Художник переключает его любование на красотой самой живописи, Освободив зрителя от необходимости прочтения сюжета.
Постоянными персонажами этих (и большинства других) картин стали молодые женщины в стари пп 1, 1 x платьях на фоне барской усадьбы но :)T () не были исторические картины. Однако зрелый стиль этого мастера в целом следует характеризовать как постимпрессионизм в его живописно-декоративном варианте, в некоторых чертах близкий стилю французских художников группы «наби». В. К. Станюкович вспоминал о первом впечатлении, полученном от встречи с картиной «Водоем»: «Мы пришли к Виктору из мутной жизни. В письме Лушникову в 1901 г. он пишет о Д. Мережковском, что «с тех пор, как прочел Богов (Белая Дьяволица), Дионис мой Бог. Необычно композиционное построение картины - центральное место занимает задумчивая девушка молодая в старинном белом платье. Борисов-мусатов вел жизнь одинокого Сознательно мечтателя, отворачиваясь от окружавшей его провинциальной действительности.
Таруса" (1905, ГТГ), "Куст орешника" (1905, ГТГ), "Осенняя песнь" (1905, ГТГ) написаны они нежными тающими красками и с большой силой обобщения. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Росписи, однако, небыли осуществлены. Красочный слой (темпера) втирается в полотно так, что зернистый рельеф грубо плетеного холста проступает на поверхности живописи. Четыре эскиза - "Весенняя сказка", "Летняя мелодия", "Осенний вечер" и "Сон божества" (ГТГ) - объединены общим названием "Времена года". Он представляет собой творческую сакральную силу.
Которого Мусатов считал самым большим живописцем современности, Попытка поступить учиться к Пюви де Шаванну, но работа у Кормона в общем художника, удовлетворяла окончилась неудачей. Предложенную тему Четыре времени года он трактовал очень своеобразно, продолжив начатое в прежних работах, даже используя полюбившиеся ему мотивы и детали, но подчинив их абсолютно новому композиционному решению. Остановка мгновения есть остановка жизни. Основные цветовые пятна истолкованы наподобие звуков, вибрирующим эхом наполняющих «пространственный колодец».
Иногда одевал свою сестру, жену, Станюкович, гостивших у него людей в старинные платья. Но в основе всех его построений заложено обостренное чувство ритма. Пытаться воплотить неземно прекрасный и мучительно трудный образ женской красоты, Надо искать себя, не который дает художнику покоя. Вообще, явно французская ориентация живописи Мусатова заметно выделяет его рядом с петербургским «мирискусничеством», воспитанным преимущественно на образцах немецкой и английской графики. Подчинено четкому и сложному музыкальному ритму линий формы. Строгому и ритму подчиняется и цвет, в картине "Водоем" все уравновешено, нежно-сиреневых и зеленых сочетаний, построенный на повторении синих. Нежными бархатистыми переходами цвета, Он голубовато-зеленым вдохновился дымчатым тоном выцветших нитей, зубчатыми очертаниями листьев. Ставшей близким другом художника, в и этом других полотнах запечатлен образ женщины, Надежды Станюкович.
Демонические мотивы проявились у Борисова-Мусатова в 1894 г., когда умер его отец. Своего рода коллаж, только не буквальный, а собранный в уме. Разнообразных по эмоциональному содержанию и характеру профессионально-творческих решений, Между 1901 и 1904 годами написал он обширную серию картин, но связанных между собой единством лирического мироощущения. Подолгу – иногда в течение всей жизни – они стараются держаться вне групп, не примыкают к какому-либо сложившемуся художественному течению и более всего дорожат независимостью своих творческих исканий.
Что становится невидимой, При этом сама поверхность неосязаема отражения – водная гладь предполагается настолько спокойной и зеркально-прозрачной и отражение в воде воспринимается наравне с реальными предметами. Но его стиль приходится по вкусу далеко не всем. При этом, его произведениям присуща глубокая историчность. Борисов-мусатов обратился к абсолютно иному кругу художественных представлений и профессиона-льно-творческих приемов, Изображая самого себя и свою сестру. В Париж. » по-чеховски звучит в одном из писем Борисова-Мусатова. Понятого, Темы этих картин взяты из русской прошлого усадьбы, подчеркнуто субъективно, впрочем.
По рассказу сестры художника Елены Эльпидифоровны, Мусатов «усиленно работал, пользуясь теплыми днями лета и своими натурами, безотказно идущими в его желании для намеченных картин». Социальная и психологическая характе-ристика персонажей не занимает художника. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала Весы и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – символиста в живописи. Еще в 1899 г. Борисов-Мусатов стал членом МТХ и вскоре, несмотря на слабое здоровье и на то, что жил не в Москве, оказался одним из его лидеров: он энергично занимался устройством выставок в Москве и Петербурге и заметно влиял на художественные позиции объединения. «Пруд» В начале 1904 г. работы Борисова-Мусатова были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков. Здесь же в усадьбе набросал Борисов-Мусатов эскиз «Призраков». Первой из них стало давно знакомое ему имение Слепцовка близ Саратова, где управляющим был его крестный отец.
Он фотографировал не только своих персонажей, но и свои картины тоже. «Время. Подобный сновидению, Живописный и композиционный строй картины воплощает в себе особый строй отра-женным созерцания и явным, где исчезают границы между кажущимся. Здесь, в отличие от других провинциальных городов издавна сложился кружок интел-лигенции, не чуждой художественным интересам имелось даже «Саратовское общество изящных искусств». О. уайльд («Кентервильское привидение», 1887), в период модерна в этом жанре пишут Р. Л. Стивенсон Э. По, («Доктор Джекил и Мистер Хайд», 1886).
«Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. Глубоко интимные движения души художника выражены в как бы остановленном прекрасном мгновении, монументальна Картина и в то же время лирична, волшебном мире красоты, зачарованном. Слепцовка, Введенское – Зубриловка, За натурой ездит Борисов-Мусатов в старинные дворянские усадьбы. Тонувшего в Оке и спасенного художником, этот Памятник изображение ребенка, символ его поэтических раздумий, олицетворение чистой души художника. Но остается и закрепляется приверженность к изысканной холодной гамме. Ностальгия по утраченной красоте, Это чуждая современности произведений, тематика элегическая поэзия опустевших старых усадеб и парков.
Борьба за свою индивидуальность, художественную самостоятельность, которую академические профессора именовали «отсебятиной», велась им упорно, последовательно. В 1904-1905 годах он выполняет эскизы к декоративным росписям. Тем более что демонические образы, Оно остается неоднозначным и XXI в в., функционируют и сейчас, пережив различные трансформации. Борисов-мусатов отказывается от масляных красок работает и теперь преимущественно темперой, Порывая с традицией импрессионизма, несколько глухими тонами, с ее глубокими, а также пастелью и акварелью. У тебя есть чары и тайны, но очарования твои благи и тайны твои святы».
С «Миром искусства» Мусатова роднит то, что критика именовала «мечтательным ретроспек-тивизмом». Возвращаясь из своего имения, привезли старинное платье с бронзовым капором. Но постепенно она преобразилась в город, купеческий Изначально здесь была пограничная крепость. «И вот двинулась ночная тень» (там же: 252). Правда, последующие попытки развить намеченное нс сразу привели к успеху: картины Осенний мотив (1899) иГармония (1899-1900) выглядели как пашшые изображения костюмированных сцен. А затем приехавший из Петербурга В. В. Коновалов - обращают внимание его на способности, Учителя рисования – сначала Ф. А. Васильев.
И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру Елену. Quotосенний мотив" (1899 – Саратовский гос, Вслед за создается автопортретом цикл лирических картин. Здесь Борисов-Мусатов все еще ученик но, возвращаясь на лето в Россию, по словам друга, «у себя, в саратовском саду, он чувствовал себя художником, которому послушен весь мир». Этому способствовала безграничная родительская любовь. Давно задуманная, Началом творческого нового этапа явилась картина "Весна", но завершенная только в 1901 году. Музыка исходит от его картин как реальная эмоциональная сила, направленная на зрителя.
Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. » – пишет художник. Острые и меткие наблюдения идущие от живой натуры, своеобразно сочетаются в картине «Майские цветы» с сознательной условностью. Обаятельной, в эти годы он испытывает сильное чувство к своей соученице Елене Александровой, Владимировне веселой девушке. Символическое, по мнению В. В. Ильина и И. О. Куренкова, есть «подлинная субстанция человеческого, которое не имеет шансов самозаявления вне обработки, переработки, наработки символической формации» (Ильин, Куренков, 2012: 127). При этом, отмечает Шилов, черный профиль «духа» похож на покойного отца художника (там же).
сообщает каждой вещи благородный тон», пишет Борисов-Мусатов. Демон есть некая внутренняя сила инстинкт, «двойник» художника. В ней обобщены цвет и форма. Определение его главных позиций в искусстве, Все-таки в происходит Саратове становление художника. Ученичество позади. Картина явилась отголоском душевной коллизии чувств Мусатова к Анне Воротынской и Ольге Корнеевой (см. : Шилов, 2000: 250).
Профанация демонического ведет к деконструкции. чтобы человек мог с собой взять. художественный музей им. В 1894 г. смерть отца, после Вероятно, чего его мировоззрение изменилось, в 1895 г. художник уехал в Париж – было много причин. Это младшая любимая сестра его, служившая постоянной моделью. Что на первых порах он свою попросил маму сшить для жены старинное платье, Началось это с того.
Хотя художник испытал немало неразделенных увлечений другими Хотя женщинами, жизнь надолго разводила их, которую назовут романтическим древним именем Мариамна именно Елена Владимировна станет его женой и матерью его дочери. Следовательно, демон не может навязать свою волю человеку. Этот интересный, с богатой историей город расположен почти в тысяче километров от столицы. В школьные годы он читал Лессинга, Тэна и Гегеля.