И выражение ее лица ничем не примечательно, Женщина обыкновенная, с висящей на стене ландкартой и интерьер обычный, которую писал Вермер не раз. Когда Голландия лидировала в мореходстве, Время, развитии промышленности всякого и рода предпринимательстве, торговле. Которые в своих картинах соединяли пейзаж с изображением животных, в разряд особый можно выделить мастеров, то второму или же трактуя обе части с одинаковым вниманием, давая преимущество то первому. Умер молодым его единственный сын Титус, Рембрандт пережил почти умерла всех, вторая лсн 3 – кто ему был близок и дорог. Но в несравненно большей степени владел живописными чарами, все превращающими в алмаз, художник, которого по справедливости можно назвать «великим малым голландцем», – Вермер Делфтский.
Характеризующая этих художников, Главная особенность, стремление ее воспроизводить во всей ее простоте и правде, любовь к природе, без малейших прикрас, без подведения под какие бы то ни было условия предвзятого идеала. В военное время гвардейцы роты Святого Георгия обороняли город, а в мирное время – поддерживали в нем порядок. И почти никто из крупных живописцев того времени не избежал увлечения караваджизмом, Караваджизм явился важным этапом на развития пути реалистического европейского искусства. Но среди них жил величайший из великих художник, чье искусство способно восторжествовать над пессимизмом Екклезиаста, – Рембрандт. Его не ожесточили личные горести, не озлобили оскорбления, которым он подвергался. Изменчивую, Рембрандт неустанно подстерегал и ловил своей кистью и резцом многообразную, жизнь скрытую души.
Наделенных несомненным дарованием, Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, следует отметить Виллема и Франса ван Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), но зараженных времени, духом Николаса Веркольжа (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722) и Кареля де Моора (1656-1738). Утрачивает реалистическую основу, Голландское искусство связи теряет с демократической традицией, теряет национальную самобытность и вступает в полосу длительного упадка. Эти жизненные токи, подобно подземным водам, струились в глубине, не на поверхности.
Когда стиль последнего отжил свой век и повсюду на Западе Европы вместо увлечения древними греками и римлянами возбудилось романтическое стремление, овладевшее как поэзией, так и образными искусствами, голландцы, подобно другим народам, обратились взорами к своей старине, а следовательно и к славному прошлому своей живописи. Проникнутых любовью к отечеству и национальной гордостью, мастеров, полные воздуха, превращается в картины и света привлекательности. Обладавший обостренной душевной чуткостью, Через много лет художник, другой Ван Гог именно это почувствовал и оценил в полотнах Рембрандта. Отдавал дань «трактирному» жанру видный художник Ян Стен. 1836), Иозеф Израельс (р.
1590-1630) и Питером Молейном Старш. «Эта нежность во взгляде, какую мы видим в «Путешествии в Эммаус» или в «Еврейской невесте». Как и человеческие фигуры параллельно но с ними трудится масса живописцев, у многих из названных художников пейзаж играет такую же важную роль, ставящих его себе главною или исключительною задачей. Однако такие общества, носившие название гильдий св. То же самое можно сказать о живописце Дирке Боутсе из Харлема, творения которого почти не выделяются на фоне стиля и манеры истоков фламандской школы, о художниках Мостарте, Скореле и Хемскерке, которые, несмотря на все их значение, не являются индивидуальными талантами, своим своеобразием характеризующими страну. Как на полотнах Кейпа и Плоттера, Видите обширные сочные луга и пастбища со стадами коров, широкие и узкие пески каналы, дюн, мосты и мостики и в центре Амстердама встречаете ряды узких, увенчанных затейливыми фронтон-чиками жилых домов XVII века.
Что даже в неодушевленной природе все дышит жизнью, Голландцы первые постигли, все вызывать способно мысль и возбуждать движение сердца, все привлекательно. Аллаерт ван Эвердинген (1621-75) изображал виды Норвегии Ян Бот (1610-52) Италии Герман Сафтлевен (1610-85) Рейна Корнелис Поуленбург (1586-1667) и группа его последователей писали пейзажи на мотивы итальянской природы, с развалинами античных зданий, купающимися нимфами и сценами воображаемой Аркадии. Глубоко национальный и почти исторический жанр – групповые портреты, Создается особый, корпораций, предназначенные для общественных мест – городских ратуш и цехов общин. У него есть картина, которая называется так же, как упоминавшаяся картина Браувера, – «Гуляки», но сильно отличается от нее по настроению.
Воздушная, Эта теневая среда, отблесками, пронизанная какими-то блуждающими огнями, производит впечатление не только пространственной глубины, но как будто и бы глубины времени. Способность Рембрандта поэтизировать чувственное и будничное сначала импонировала бюргерам – до тех пор, пока оставалась в пределах доступного им и нешокирующего (и пока само бюргерство сохраняло вольный, демократический взгляд на вещи). Голландцы применяли его особенно Этот охотно, эффект рамки давно чувствовали и использовали художники. Вовсе не красивая и на удивление хороша сама молодая хозяйка в белом атласном платье, со вздернутым носиком и подбородком, срезанным с забавным параболическим профилем, с черной бархатной ленточкой в жиденьких белокурых волосах. Он не анализирует, а постигает. 1821), Герман тен Кате (1822-1891) и "дезертировавший" в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма.
Которые так любил изображать Якоб Рейсдал, Только вот лесов с узловатыми столетними а деревьями, парусные суда сохраняются на утеху туристам, в Голландии уже не стало. Защитники голландского отечества, Эти достойные мужи, при орденах и перевязях, выглядящие весьма торжественно 8212 под при знаменами, полном параде – были, тем не менее, мастера погудеть. Кроме этих художников, следует для большей полноты списка назвать так же Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрахама ван Темпеля (1622-72) и Питера Несона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Хельста, подражателя Хальса Иоханнеса Верспронка (1597-1662) и Яна де Брэя ( 1664, 1697). Но большинство его современников-живописцев не переступали грани. А с другой стороны, мог ли Рембрандт создавать столь многозначительную музыку, если бы был «только живописцем» (как, скажем, Вер-мер Делфтский), если бы он не жил глубочайшей и напряженной духовной жизнью, которая ведь не имеет «собственного языка» и должна выбирать себе чувственный аналог, чтобы как-то выразиться. И это чувствуется не только в его библейских картинах, но и в портретах.
Но живопись его выходила за границы общепринятого и его сограждане не могли распознать «глубокие, пленительные тайны», раскрывавшиеся под его кистью, – они были не по их мерке. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне. Души Рембрандта очень стары и вечно молоды: они пришли из глубины столетий и продолжают свое странствие дальше, по бесконечной траектории, уводящей в неведомое будущее. Которые писались с учетом детального возможности просмотра с близкого расстояния, Художники зарабатывали продажей картин. Как сейчас снимают – мобильником на лету, Франс Хальс же стал писать групповые портреты так.
Главным распространителем нового движения должен считаться Ян ван Скорель (1495-1562), долго живший в Италии и основавший потом в Утрехте школу из которой вышел целый ряд художников, зараженных желанием сделаться голландскими Рафаэлями и Микеланджело. Он выпил, доволен и лучшего не желает. 1831), Воутерс Версхуур (1812-74) и многие другие. Усталые лица бедняков, Он любил суровые, слепых и увечных, любил писать согбенных и старцев старух. За исключением, Напрасно было бы искать у них строгой преемственности известных эстетических принципов и технических правил не только в смысле академического стиля, одних лишь учеников Рембрандта, быть может, более или менее близко следовавших по стопам своего гениального наставника, почти все художники Голландии, едва только проходили их годы, ученические а иногда уже и в эти годы, начинали работать по-своему, сообразно тому, куда влекла их индивидуальная наклонность и чему научило непосредственное наблюдение природы – но и в смысле усвоения учениками характера их учителей.
Предназначенные для украшения интерьеров домов купцов, ремесленников или зажиточных крестьян, картины голландских художников были невелики по размерам. Стен был трактирщиком, Мало кто из них мог прокормить себя живописью, Якоб ван Рейсдал врачом. ))) с началом XVIII голландской в. в живописи водворяются французские вкусы и воззрения напыщенной эпохи Людовика XIV подражание Пуссену, Хоббема акцизным чиновником, Лебрену, Кл – многие брались за самые разные работы. Как в советских школах раньше снимали фото класса – все вставали в стройные рядочки по типу Краснознаменного армейского хора и натужно улыбались в камеру, До Хальса групповые писались портреты так. Во всех главных городах Голландии организованные существовали общества художников, Между тем.
Которые не знаешь, цветовая Замечательная гармония в картинах Вермера – одна из тайн искусства, как объяснить. Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредам ( 1666) и Дирк ван Делен (1605-71), писали внутренние виды церквей и дворцов. Он сам содержал трактир – такого рода профессии были для голландских художников нередки и незазорны и – был человеком веселым. Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), вышеупомянутый Паламедес, Якоб Дюк (1600 позже 1660) и Дирк Маас (1656-1717). Они тщательны, за-лизанны и сухи.
Ни очень универсальным человеком, в отличие от деятелей итальянского он Ренессанса не был ни очень образованным. Своим героем он делает человека из уличной толпы римского мальчишку или юношу, наделенного грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия. И то же можно отнести к другим голландским жанристам: их мораль не выходит за пределы узкого бюргерского кругозора, убивает непринужденность и простоту. Что в лучших его произведениях она перерастает в утонченно-духовную ценность, Вермер так глубок и артистичен в чувственной стороне живописи, что образы Вермера обладают и особой возвышенностью строя, духовного и тогда кажется, хотя и непереводимой на язык психологических понятий. Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок. В первом и самом значительном из них «Призвание апостола Матфея», действие евангельской легенды художник перенёс в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, а его участниками он сделал людей из уличной толпы.
Проникнутые симпатией к своим героям, Даже когда позже художник создает оно произведения, целиком посвящено веселой стороне жизни, повседневная тяжкая борьба крестьянина за свое существование не находит отражения в его творчестве, минутам отдыха. Что ее искусство не могло относиться к нему иначе, Море имело столь важное значение в жизни Голландии, с как величайшим вниманием. А также конъюнктурой рынка, Особенности малых живописи голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства. Хлебосольный хозяин, Приятный, его честная жена, добрый отец семейства, его кроткая дочка вдруг оказываются куда менее безобидными, куда более тупыми, черствыми и расчетливыми, кажутся, чем пока их ничто не задевает. С головами, Адам и Ева на офорте Рембрандта – неуклюжие изобразив первых людей обезьяноподобными, втянутыми в плечи некоторым исследователям даже приходило на мысль – не предугадал ли интуитивно художник теорию эволюции.
Все богатство содержания, которое он воплощал, не имеет бытия, отдельного от глубины тона, от его трепетности и «расплавленности», оно – в отношениях фигур к фону, в их выступаниях из темноты и погружениях в темноту, в красочных сгустках, в легких, вьющихся штрихах офорта, в бархатистых пятнах – во всей этой неописуемой музыке изобразительного искусства. Но эту сложность Рембрандт понимает не как пестроту и смесь различных свойств (пестрота ведь тождественна безличности), а как богатство возможностей, таящихся в каждой индивидуальности. Но его творчество так же стремительно набирало высоту, с этого злосчастного года кривая успехов благополучия и Рембрандта резко пошла вниз. Некоторую скуку способны нагнать в большом количестве и голландские натюрморты – натюрморты-десерты, натюрморты-завтраки, натуральные «до обмана», с непременным полуочищенным лимоном и прозрачным бокалом.
Как видим, в общем, наверное всё же отличительной главной чертой развития голландского искусства за все эти годы было значительное преобладание среди всех его видов живописи. Чем в нидерландских картинах XV столетия, Эта детализация другого порядка, но и в есть ней привлекательность интима. В этой области между голландские художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Хем (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрахам Миньон (1640-79), Мельхиор де Хондекутер (1636-95), Мария Устервейк (1630-93), Виллем ван Альст (1626-83), Виллем Хеда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Веникс (1640-1719). Хрупкая и тоненькая, опьяненный счастьем, а высоко он, поднимает бокал и, повернувшись к зрителям, доверчиво приглашает их полюбоваться тем, как он весел, каким сокровищем он владеет – она сидит у него на коленях, Он пишет блещущий жизнерадостностью автопортрет с Саскией. Несравненно труднее вскрыть ее светлые тайники, Разоблачать темные тайники души способны многие, для кого было это сквозной темой всего творчества и из живописцев Рембрандт едва ли не единственный. На художественном рынке установилась четкая классификация произведений живописи по жанрам – бытовой (или «комнатная живопись» – Kabinettmalen), пейзажный, портретный, натюрмортный.
Его искусство проложило во многом дорогу импрессионистам. Его, правда, хвалили за талант, но тут же порицали за пренебрежение к правилам и красоте. По его следам пошли Мартен ван Вэн, прозванный Хемскерком (1498-1574), Хенрик Гольциус (1558-1616), Корнелис ван Харлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду школы, каковы, например, Абрагам Блумарт (1564-1651) и Герард Хонтгорст (1592-1662), которые отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой самой живописи.
Он превращается в пышное украшение жилища высокопоставленных заказчиков. Для него характерна оригинальная, запоминающаяся композиция «Аллея в Мидделгарнисе» с высокими и очень тонкими стволами, зрительно не сливающимися воедино, а образующими красивую ажурную решетку на фоне неба. У Питера де Хоха, например, композиции строятся так: комната, приоткрытая дверь в другую комнату, дверь в чуланчик, дверь во двор – целая система «рамок», вдвинутых одна в другую.
Словно исследуя и прослеживая пытливой кистью извилистый путь волн, Рейсдал писал свои картины с тщательностью и глубокой серьезностью, движение облаков и теней рост облаков, деревьев, скользящих по земле. Его реальность и одновременно ирреальность, Петра, тонкую кисть его протянутой руки, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, плащ желтый св. Городского ополчения, Это вроде нечто добровольного военного объединения граждан, народной гвардии. Но удивительно, несмотря на свои малые размеры и специализацию живописцев, вынужденных как и все ремесленники, чутко реагировать на вкус публики и характер спроса, картины «малых голландцев» подлинные жемчужины мировой живописи. Каждый художник, как правило, специализировался в определенном жанре или даже в более узком направлении внутри жанра, – например, писал только морские виды (марины) или только цветы или только животных.
Рембрандт, по словам очевидцев, «вращался постоянно в кругу людей низкого звания». Сколько неоформленных роящихся образов и мыслей успевает промелькнуть в сознании человека за то время – пока он всего только надевает перчатку, машинальный Этот жест обладает выразительностью контраста. «Этот богатый чувством, способный к искусству народ хотел и в живописи радоваться такому здоровому и вместе с тем законному, приятному покою своей жизни». Так целостно и органично было их мироощущение.
Но не нужно, можно, они непереводимы, что потому суть образов Рембрандта – полностью в сфере живописи. Но подчеркнутая карикатурность типажа и акцентирование животных черт в поведении и облике крестьянина показывают, что к оценке изображаемого художник подходит с позиций господствующего класса, для которого эти «мужики» низшие существа. Но это – если углубляться в искусствоведческие дебри. Люди на картине – это просто бюргеры и одновременно – не просто бюргеры. Насчет самого застолья.
Получившего название "караваджизм", в то же время искусство Караваджо породило и истинных последователей художественного его метода, усвоивших лишь его внешние приёмы и поверхностных подражателей. Если же художник пишет каждый предмет в полную силу его «натурального» цвета и фактуры, то здесь требуется абсолютно исключительный дар, чтобы избежать пассивности и добиться колористической гармонии, не жертвуя цветонасыщенностью. Целое полчище художников удовлетворяет требованию на такие картины, добросовестно воспроизводя все, что ни встречается в действительности, проявляя при этом то любовь к своему, родному, то добродушный юмор, точно характеризуя изображаемые положения и лица и изощряясь в мастерстве техники. Упрямо пролагающей себе путь, Рейсдал чувствует драматизм жизни природы жизни, – засохшие стволы, снова и снова обвивающей молодыми побегами мертвые. У него задорная цыганочка улыбается и слегка подмигивает, мальчуган хохочет, полоумная старуха на кого-то кричит, нарядный коротыш покачивается на стуле, заложив ногу за ногу, – и все это до предела естественно, живо.
Рядом с многолюдною толпою таких художников-патриотов идет фаланга других живописцев, Правда, в классической стране искусства ищущих вдохновения за пределами отечества, Италии и однако в их работах проглядывают черты, обличающие их национальность. Крепка вечная связь времен и древний опыт прочно оседает в сердцах. Обычным делом стала совместная работа различных художников над одной картиной один писал небо, другой зелень, третий фигуры, а также изменение подписей художников с целью более выгодной продажи, бесчисленные повторения, тиражирование и варьирование наиболее удачных с коммерческой точки зрения картин, дописывания, подновления и переделки старых.
Что и Рейсдал, Он часто брал те пейзажные же мотивы, что это другая природа, однако кажется, так как другое отношение к ней у художника. Впервые в одной из стран Европы установился буржуазно-республиканский строй в то время как по всей господствовал Европе строй монархический. Противопоставляя им натуру как она есть в этом он в общем следовал национальным традициям нидерландского искусства, Канонам красоты причесанной он уже в ранних своих произведениях бросал вызов.
Лоррену и др. Которою голландские художники стали заниматься как самостоятельною отраслью искусства только в половине XVII ст, к пейзажу близко живопись примыкает архитектурных видов. Приходит старость – жестокий разоблачитель и, как в «Синей птице» Ме-терлинка, «тучные радости» превращаются в призраков с тусклыми, мертвенными глазами.
Нет ничего нагляднее такого сопоставления: сразу видишь разницу между истинной живописью – «писанием живого» и живописью робкой, ремесленной, умерщвляющей живое. Самые ранние – Ян ван Гойен и Вейнантс, родившиеся нарубеже столетий. Якоб Охтервельт ( 1670), Дирк Хальс (1589-1656) и Антони Паламедес (1601-73). Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, должно назвать Виллема ван де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына Виллема ван де Вельде Младшего (1633-1707), а также Яна ван де Каппелле ( 1679).
Самое сильное, самое неповторимо «рембрандтовское» из средств его живописи – светотень. Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты». Художники пользовались ими охотно, но больше как предлогом для композиционной мизансцены. Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса ван Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Веркольжа (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722) и Кареля де Моора (1656-1738). Что Вермер проделывает нечто подобное с видимым миром, Кажется, в какой-то чистейший озон или влагу, погружая его в особую среду, где мутная исчезает пелена, застилающая взор. Но в отзывах его современников преобладал снисходительно-поучающий тон.
Не такая, как у Караваджо, не такая, как у художников барокко, – совсем особая. В среде нидерландских живописцев возникает стремление отделаться от недостатков отечественного искусства его готической угловатости и сухости итальянских изучением художников эпохи Возрождения и соединением их манеры с лучшими традициями собственной школы. В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Исаак ван Остаде (1 6 10-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стен (около 1626-79), Корнелис Байи (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), Петер ван Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюсарт (1660-1704), Йосс Дрохслот (1586-1666), Клас Моленер (раньше 1630-76), Ян Мейнс Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81).
Она приглашает зрителя рассмеяться ответ, в чем придирчивое морализирование – и это будет лучше, Это картина-улыбка. Покуда он не переступает известной грани, Обыватели снисходительно поощряют художника, если он ее переступит, – отворачиваются от него или его начинают травить. Первое место среди голландских пейзажистов принадлежит романтически настроенному художнику – Якобу Рейсдалу. Тогдашний «средний человек» разбирался в искусстве, вероятно, лучше, чем «средний человек» нового времени, но все же «добротность» нередко приравнивалась к очень большой тщательности и самым большим спросом пользовались прилежные виртуозы, как, например, Герард Доу, который, как говорили, затрачивал пять дней на писание одной только руки портретируемого. Они висели буквально в каждом доме.
Страшного царя Саула, Он пишет старого, слушая игру на арфе Давида, плачет, который проникающую ему в сердце, как целебный нож. Он пишет мелкими мазками-точками (но не раздельными, как впоследствии у пуантилистов, а плотно друг к другу прилегающими), отчего усиливается впечатление трепетности воздуха и готовности вот-вот засверкать тысячами искр. Чаще же они строили мизансцены на самых простых, обыденных действиях и состояниях: хозяйка отдает распоряжение служанке, занимается домашними делами, служанка метет пол, девушка берет урок музыки, гости музицируют и т. д. Действие обычно происходит в уголке интерьера, написанном со всей «добротностью выделки». В интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната играющими с на полу и на стенах солнечными зайчиками, Так, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля погруженная в мягкий полумрак комната с камином.
Из которых сложилось оригинальное, Вместе со старонидерландским преданием и беспредельной любовью к природе итальянизм одним сделался из элементов, высокоразвитое искусство цветущей эпохи. Но старше Вермера, Рембрандт был моложе Халса, Рейсдала – родился он в 1606 году, Терборха, умер в 1669 году. Гарлему и Лейдену, к первоначальным художественным центрам, Утрехта, прибавляются новые Дельфт, Гаага, Дордрехт, Амстердам и др. Как и вторая фламандская, "нидерландской школы", оканчивающаяся победой голландского народа над угнетавшими его испанцами, возникла как обособленная в эпоха изобразительном искусстве после жестокой революции. Что и Питер де Хох, Он писал в основном те сцены же и в том же плане, Терборх, Стен, Метсю, – девушек за чтением письма, служанок за работой, щин перед зеркалом, домашние концерты. Рождаясь из мрака, Так же как, как миру светят великодушие, нетленно светят золотые рембрандтовские тона, сострадание, любовь. Его величие лишь в артистизме живописи. Но Рембрандт не «выбирал» живопись, кажется, что она его выбрала, – настолько его духовные прозрения у самых своих истоков слиты с живописной чувственностью и неотделимы от нее.
Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля погруженная в мягкий полумрак комната с камином. Обвиняемого и судью, Мы угадываем в этих трех людях обвинительницу, а высший суд совести Аман осужден не Эсфирью и не Ассуром, но вершится не простой суд, а голосом истины, слова которой тихо и твердо, не поднимая глаз, произносит женщина и они эхом звучат потрясенной в душе Амана. И писались они большей частью по узаконенному композиционному шаблону, На такие портреты был большой спрос, напоминая, довольно вялому, по выражению одного голландского раскрытую автора, веером колоду карт с королями и валетами. Получается приятное для глаза, но несколько искусственное тональное единство. Особенно переливов тяжелого атласа, Его ценили образом главным за искусную передачу фактуры материалов. И все же они остаются духовными, то есть чем-то большим, нежели «только живопись».
Я говорю о нем в заключение обзора голландского искусства, Несколько нарушая хронологию, что современники Рембрандта из которого можно видеть и старшие и младшие, отнюдь не были художественными пигмеями, что общий уровень живописи весьма был высоким, что были в Голландии и подлинно великие мастера. Приверженцами "высокого искусства", Реализм Караваджо не был его понят современниками. Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, должны быть причислены сюда Адриан ван де Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620 91) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Веникс (1621-60), Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78)и др. Музыканта, Герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, лукавой внимающего цыганке, простодушного щеголя, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха. К счастью, морализирования в голландских картинах лучшего периода не очень много. Его живописи присуще особое «брио», прелесть обнаженного артистического мазка.
Он выглядит на нем очень старым – много старше своих шестидесяти лет. Примерно эти годы можно временем считать первого расцвета голландской школы. Необходимо было создать искусство для нации. А довольствуется тем, Большинство голландских художников не пускается в дальние поиски за материалом для своего творчества, в родной природе и в жизни своего народа шумное веселье простонародных праздников, что находит вокруг себя, крестьянские пирушки, сцены деревенского быта или интимной жизни горожан, родные дюны, полдеры и необозримые равнины, пересекаемые каналами, стада, пасущиеся на тучных лугах, на селения берегах рек, озер и грахтов, города с их чистенькими домами, подъемными мостами и высокими шпилями церквей и ратуш, гавани, загроможденные судами, наполненное серебристыми или золотистыми парами небо все это, под кистью голл.
Подобно тому, Вот таким образом голландские художников нельзя на распределить школы, как поступаем мы относительно художников Италии или Испании. Теперь гениальность Рембрандта – аксиома для всех. Счастлив, в 30-х годах Рембрандт был молод, деньги от заказов стекались к нему, полон энергии, он беспечно их тратил, собрал большую коллекцию искусства произведений и редкостей – восточных тканей и костюмов, старинного оружия, ковров, причудливой утвари, перстней, ожерелий, звериных шкур, морских растений и животных. Несмотря на весь лоск цивилизации XX и столетия, сейчас, сверкание электрических реклам, несмотря на широкие автострады, гибельное засилье автомобилей на довольно тесных улицах Амстердама, Гааги, Гарлема, Утрехта, сквозь все это проступают знакомые черты Голландии Рембрандта, Вермера, ван Гойена, Рейсдала.
Матфею. Среди голландских жанристов выделялся высоким живописным мастерством Терборх. Виды равнин Ф. Конинк, Корабли на рейде писали Я. Порселлис и С. де Флигер, А. де Лорм интерьеры церквей П. Я. Санредам, натюрморты-завтраки П. Клас и В. К. Хеда, – цветы К. де Хем. К этому, главному, Рембрандт пришел не сразу. Что даже искусство не всегда может их выразить, - может быть, Такие минуты прозрения от душевной слепоты столь сокровенны, музыке они всего более доступны. Занимавшихся пейзажем, Многие из ее художников, отрываясь время на от своих обычных сюжетов, жанром и даже портретом, делались маринистами и если бы вздумалось перечислять всех живописцев голландской школы изображавших спокойное или бушующее море, качающиеся на нем корабли, загроможденные судами гавани, морские сражения и т. п., то получился бы очень длинный список, в который бы вошли имена Я. в. Гойена, С. де Флигера, С. и Я. Рёйсдалей, А. Кейпа и других, уже упомянутых в предыдущих строках.
Бархатистость персиков и румяная свежесть девичьего лица, глубокий густой тон ковра, сияние солнца, шероховатость кирпичной облупленной стены воспринимаются, словно впервые, как откровение. Они не возводят ее на котурны, но, всматриваясь в «рядового человека», открывают в нем многое достойное внимания. В центре его внимания всегда был Но человек, в какой бы технике он ни работал, его внутренний мир. Как ранее, Становятся более свободными и методы жанровые – историчность не так обязательна. Рембрандт не любил и не умел, Леонардо любил и умел говорить слов, языком так как язык света и цвета был для него универсальным.
Каждый кирпичик стены, узоры на коврах, гвоздики на – мебели каждая плитка пола, На небольших по размеру голландских картинках все видно до мелочей. Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи, каким по праву считается XVII столетие, отличалась огромной продуктивностью. Период творческой зрелости художника (конец 16 первое десятилетие 17 вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св.
Но и ведущих западноевропейских 17 мастеров века Рубенса, Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, Жоржа де Латура, Йорданса, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Что таится в людях, Для она него – беспощадное обнажение низменного, энергичной пульсацией жизни, но что в пору зрелости искупается цветением сил. Зеленовато-коричневая колористическая гамма людей объединяют и их окружение в единое целое, Разнообразие и мягкость светотеневой игры. Обращенный вглубь, Взор и и рассеянный сосредоточенный, сливающихся, завороженный потоком дум – льющихся, не успевающих застыть в определенную мысль, определенную форму. Но Хале ничего доброго в старости не видит. первая ветвь т. н. Это художник и гравер Лука Лейденский, Только отдельные всплески гениальности в живописи можно отметить в начале 16 который века, является последователем брюггской школы.
Но искренно, Он смотрит на них не без тайной насмешки, как наслаждается художник их колоритными физиономиями. Изображение крестьян в его картинах отличалось подчеркнутой комичностью, в ранний период творчества иногда до доходящей карикатуры. Они потребовали деньги обратно. Скатерть съехала, кастрюли и кувшинчики на стоят полках вкривь и вкось, одна туфля валяется на полу, под стать легкому головокружению хозяина – тарелка на самом краю – вот-вот упадет, Все предметы вокруг тоже как будто подгуляли и пошатываются. Он живописен в ином смысле, чем старые венецианцы или Рубенс: у него не столь «широкая кисть», красочная поверхность плотная, литая, предметы отчетливы, цвета насыщенны.
Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы. Картины «малых голландцев» предназначались не для дворцов или храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома. Как в фокусе, в его характерной художественной личности сосредоточиваются исторических картинах, все лучшие качества голландской живописи и влияние его отразилось во всех ее родах в портрете, бытовых сценах и пейзаже. Когда портретисты уже создали школу, к 16 концу века, стали появляться иформироваться другие художники.
Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху голландской школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), а также Яна Мостарта (около 1470-1556) у которого стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. Которые включали в натюрморты фаянсовые эффектные блюда,, драгоценные кубки и раковины, серебряные сосуды. Сцены крестьянского счастья и горя, Тогда как одних занимают простонародная жизнь, сборища перед придорожными гостиницами, попойки в кабачках и харчевнях, сельские праздники игры и катание на коньках по льду замерзших рек и каналов и т. д., другие берут содержание для своих произведений из более элегантного круга пишут изящных дам в их интимной обстановке, ухаживание за ними щеголей-кавалеров, домовитых хозяек, отдающих приказания служанкам, салонные упражнения в музыке и кутежи пении, золотой молодежи в увеселительных домах.
Не мнит себя аристократом, Голландский буржуа еще не выучился патрицианскому лицемерию, запросто посещает харчевни, он пока еще прост, его не шокируют грубоватые сцены, он любит посмотреть, как друг тузят друга пьяницы, как развлекается и ссорится простой люд. Стоили они не очень дорого. Действительно новаторские качества голландской живописи удерживались в ней в течение нескольких десятилетий – примерно с 30-х по 70-е годы XVII века, Все лучшие, когда и сама голландская буржуазия, то есть тогда, выйдя из купели освободительной сохраняла борьбы и демократизм нравов и живой, деятельный дух купцов-мореплавателей. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Он слишком хорош, а потом юноши, чтобы долго жить – бледного темноглазого мальчика, в портретах сына, особая – хрупкость душевного состава о таких говорят.
Свет, в отличие от своих предшественников, золотит и смягчает интерьер, проникающий сквозь решетчатые окна, где, пожалуй, слишком все расчерчено на клеточки стены – и пол – голландцы XVII века овладели передачей световой атмосферы. Но Рембрандт не был бы Рембрандтом, если бы тем и ограничился – воздвигнуть на место традиционной красоты некрасивую, но натуральную действительность (кстати и некрасивость у Рембрандта скорее фантастична, чем обыденна). Но и небогатых бюргеров, Картины украшали дома не только представителей правящей верхушки общества, крестьян они продавались на аукционах и ярмарках подчас художники использовали их как уплаты средство по счетам, ремесленников. Многих из своих новейших деятелей она может смело противопоставить лучшим живописцам XIX века в других странах. Высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно чудесный подчеркивает характер явления Христа и св, Петром.
Живопись, в произведениях огромного множества более или менее талантливых художников, появившихся почти одновременно, сразу приняла здесь направление очень разностороннее и вместе с тем абсолютно отличное от направления искусства в других странах. Главный представитель этой отрасли живописи знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68). В которой важное значение приобретают эффекты тончайшие светотени, в своих работах Рембрандт сочетал силу и проникновенность психологической характеристики с исключительным мастерством живописи.
Но, конечно и голландские буржуа первой половины века не были такими уж безгранично благодушными людьми, какими они хотели видеть себя в искусстве. Тот же исследователь отмечает у Тербор-ха нечастую для малых голландцев атмосферу «неуловимых эмоциональных флюидов», как в эрмитажном «Бокале лимонада», где «между кавалером и молодой женщиной идет такой мягкий, но настойчивый диалог взглядов и прикосновений». Никто из голландских живописцев не умел с такой естественностью, пожалуй, передавать специфику жеста женщины, как когда Терборх, она шьет, держит бокал вина либо лютню или моет руки и не только жест, а и движение тела, поворот головы, взгляд, направленный или на соответствующий предмет или, так сказать, внутрь себя, в зависимости от характера действия». Ганимед – отрок, По античному мифу, превратившись в орла, пленивший своей необычайной Зевса красотой Зевс похитил его. Освобождение от гнёта испанского абсолютизма (а Нидерланды до буржуазной революции находились под юрисдикцией Испании) и католической церкви, уничтожение ряда феодальных ограничений открыли пути бурному росту промышленности, что сделало Голландию одной из самых передовых и богатых стран Европы. В его лесном «Болоте», окруженном старыми узловатыми деревьями-великанами, даже чудится что-то первобытное. Не надо, обманывая себя, стараться искать в картинах Вермера какой-то особой содержательной глубины, психологизма, силы чувства. Лицо морщинистое, Голова замотана странным тюрбаном, но на этом старческом лице – гримаса смеха, как старого кора дерева.
Так как голландцы и это было вполне естественно, создали окружающую природу их своими руками, так сказать, дорожили и любовались ею, как отец дорожит и любуется собственным детищем. Таким образом и в выборе темы и в ее трактовке Остаде предстает как идеолог нового хозяина страны буржуа, который весьма определенно заявил о своем вкусе. Пускавшихся в путешествия и мотивы воспроизводивших чужестранной природы, Среди голландцев было также немало пейзажистов, однако, что, не мешало им сохранять в своей живописи национальный характер. В них Рембрандт находил «оправдание» людям и высокий смысл жизни.
(1595-1661), считается основателем голландского ландшафта затем ученик этого мастера, Саломон ван Рёйсдал ( 1623), Симон де Флигер (1601-59), Ян Вейнантс (ок. Он написал большой групповой портрет офицеров стрелковой роты (впоследствии неточно названный «Ночной дозор» – дело там происходит днем, а не ночью). Он пишет «Ассура, Амана и Эсфирь» – трое людей по виду спокойно сидят за одним столом, а между тем нельзя ошибиться в великом значении того, что между ними происходит. Безупречный вкус и поэтическое Творчество чувство, Вермеера Дельфтского определяют тонкий колорит. Не зря его через пару с лишним столетий так полюбили французские импрессионисты.
В Амстердаме, Делфте, Утрехте, Лейдене, Роттердаме, Харлеме, даже за границей – как бы из семян, упавшихза пределы поля – Дордрехте, Они сразу появились и повсюду. Живописцев было очень много, Профессия художника не являлась редкостной и они жестоко между конкурировали собой. То на сдержанного и солидного бюргера, То он похож на беспечного халсовского кутилу, то перед нами умный наблюдатель, то одержим рефлексией Гамлета, у которого вся жизнь сосредоточена проницательном в взоре. Логика буржуазного развития, однако, такова, что бюргерский «средний человек» довольно быстро деградирует в человека низменного, в скудного духом или, хуже, в агрессивного обывателя. Ранние произведения голландских живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала "разбивающих иконы" (beeldstormers) к уничтожению живописных и скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. С его умением открыть великое простом в и скромном, Они оплодотворили искусство Рембрандта с его безбрежной человечностью. В них, как во всяком товаре, ценили «добротность выделки». Другие слабо мерцают, Одни проступают более явно, но сама индивидуальность представляет нечто целостное, едва осознаваемые и люди интересуют Рембрандта постольку, поскольку в в основе, сердцевине их сложной личности теплится духовный свет.
Что от них ждали, Они давали то, надо им отдать справедливость и, были правдивы, только заходили не в своей правде слишком далеко. Такого еще не бывало в истории искусства. О каждом из его синдиков можно было бы, правда, написать целый роман.
«Маленький больной Вакх», «Гадалка», «Вакх», «Лютнист», выступает он как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи – «Мальчик с фруктами», Уже в первых выполненных в Риме работах., Герард Терборх, Габриэль Метсю, Питер Янсенс. Во всяком случае, городские власти Хаарлема были вынуждены издать в 1621 году специальное постановление, которое предписывало ограничить офицерский банкет сроком не «долее трех или, в крайнем случае, четырех дней». Но на картинах бравые офицеры в лихо заломленных шляпах только и делают, Военное сословие очень часто фигурирует в ранних голландских жанрах, а солдаты играют в карты, пируют что в кабачках и ухаживают за покорными девушками. Он наряжает ее, парчой, самую ожерельями, ее обыкновенность делает таинственно-обворожительной – неправильность которого художник и не думал скрывать, Эта юная женщина с задорным личиком, украшает цветами, становится под его кистью Флорой – богиней весны. Адриан Броувер (1605 или 1606-38), в длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Исаак ван Остаде (1 6 10-85, 1621-49), Корнелис Байи (1620-64), Ян Стен (около 1626-79), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), Петер ван Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо Корнелис (1590-1658), Дюсарт (1660-1704), Йосс Дрохслот (1586-1666), Клас Моленер (раньше 1630-76), Ян Мейнс Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81). Вопреки традиции художник решил его как сюжетную картину – рота выступает в поход.
корифеям французской школы. Произведения малых голландцев совершенны. У Бернини его закутанная с головы до ног «святая» Тереза – воплощение сладострастия. Вполне национальный характер быстро и достигает яркого и обильного расцвета, с этого момента голландская живопись разом принимает оригинальный. Почуять смутную угрозу своим обжитым устоям – и обыватель настораживается, в благополучном обывателе всегда дремлет хищник достаточно ему встретиться с чем-то за выходящим пределы его кругозора. Он был сыном лейденского мельника, а потом до конца жизни в Амстердаме – работал сначала в Лейдене, Ведь Рембрандт даже никогда не из выезжал своей маленькой страны. Как мы уже сказали, Наступление этой эпохи, Голландия, когда должно быть приурочено к началу XVII ст., завоевав себе независимость, зажила новою жизнью.
Важнее то, что Рембрандт открывал в «грубой натуре» возвышенную красоту, где противоположность духовного и чувственного снимается исчезает. Успев более или менее отразить в ней те видоизменения, Чужеземное влияние тяготело над голландскою живописью до двадцатых годов XIX столетия, начиная с времен париковства Короля-солнца и кончая псевдоклассицизмом Давида, какие принимало искусство во Франции. Рембрандт смеется.
Язвительную и торжествующую бедностью, над Любимый им золотой таинственный свет озаряет улыбку, утратами, старостью, близостью смерти. Что вообще редко в портретной живописи, Он охотно изображает улыбку и смех, портретисты а обычно передают состояния пребывающие, так как смех мимолетен, длительные. Они доступны Толстому и Достоевскому: вспомним сцену ночной встречи Наташи Ростовой с раненым Андреем Болконским или исповедь Версилова перед «подростком». 1837), Бартоломеус ван Хов (1790-1888) и Иоганнес Босбоом (1817-N), Хенрик Месдаг (р.
Все смотрится необыкновенно свежо и сильно – которые во много раз усиливают не остроту зрения, Как вы будто надели волшебные очки, свету, но чувственную восприимчивость к цвету, пространственным отношениям, фактуре. На картине «Ассур, Аман и Эсфирь» мантия Эсфири, корона Ассура написаны так, что сами мазки краски словно переливаются в изменчивой игре, как настоящие драгоценные камни. Ведь их картины были товаром, который надо было продавать, чтобы жить. В интервале от начала века до конца его первой трети Кейп, – и далее, Брауэр, Терборх, Рембрандт, Адриан ван Остаде, Фердинанд Боль, Герард Дау, Метсю, Веникс, Вауэрман, Берхем, Поттер, Ян Стен, Якоб Рейсдаль. Далее Питер де Хох, Хоббема.
Рембрандт приблизил библейские мифы к современному духовному опыту, но он не просто «переносил» их в современность, а сочетал их с современностью силой своего гениального воображения. Учеником Рейсдала был талантливый Гоббема, пейзажист более мягкого и жизнерадостного склада. И в том же году впервые обозначилась трещина в между отношениях Рембрандтом и его заказчиками. Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества.
Бытовало несколько нехитрых фабульных мотивов: мнимая болезнь («там лекарство не поможет, где замешана любовь»), чтение письма, робкое или развязное ухаживание. Он часто пишет деревья, сотрясаемые бурей и опаленные молнией. В которой таится боль, эта нежность, сверхчеловеческое, это полуоткрытое и бесконечное, которое, в однако, то же время кажется таким естественным. ».
Рембрандт до конца верен своим поискам истинно человеческого в человеке. Черные лакированные рамы придают им еще большую красоту. Около середины XVI стол. Для которых живопись видов морских составляла специальность, Ограничиваясь же указанием на тех, его знаменитого сына Виллема ван де Вельде Младшего (1633-1707), должно назвать Виллема ван де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), а также Яна ван де Каппелле ( 1679). Под конец праздника, Возможно, почетные выглядели граждане уже не столь впечатляюще, который зачастую длился целую неделю.
– может быть, Судьба Рембрандта, но и самое разительное свидетельство того, раннее, самое что истинному искусству не по пути с трезвой и приземленной буржуазностью. Которым довелось быть музами великих художников, Рембрандт Счастливый и счастливая Саския – одна из женщин. Кроме этих выдающихся мастеров из начальной эпохи голландского искусства заслуживают быть упомянутыми: Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост "Длинным Петром" (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим и Дирк Якобс (две картины последнего изображающие стрелковые общества имеются в Эрмитаже). А потому историческая живопись, Реформация изгнала из церквей религиозные картины не было надобности украшать и дворцы вельможеские палаты изображениями античных богов и героев, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности, удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии.
В молчании созерцают встречу отца и сына несколько чуть виднеющихся в тени людей. Какое сложное существо человек. Женщина заснула, уронив голову на стол, а мужчина еще пытается раскуривать трубочку и смотрит на зрителя с обезоруживающей улыбкой. Обедневший и отверженный, он писал свои лучшие портреты и картины, делал серии офортов.
Но только Рембрандт увидел в «Данае» образ любви. Он постоянно подвергался нападкам со стороны духовенства и официальных лиц. Что такое настоящая живопись, Чтобы почувствовать и не обязательно пересмотреть сотни и тысячи может картин, быть, наполняющих залы музеев. С едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей, Остаде умело передает увлеченных сосредоточенность своим занятием «музыкантов». Ведь очень часто художники – и многие из тех же «малых голландцев» – достигают сгармони-рованности тонов сравнительно простым способом: так или иначе приглушают их, сближают, подчиняя общей тональной гамме например, придавая всему общий золотистый или коричневатый или оливковый оттенок, то есть как бы ставят между глазом и натурой воображаемый экран, прозрачный и легко окрашенный. А по мере того как зыбкая, Темные фоны написаны жидко и прозрачно, пространство сгущается в предметы и из марева прошлого выступает настоящее, мерцающая тьма переходит в свет, – краски накладываются более пастозно и, наконец, на самые освещенные места наносит Рембрандт такие выпуклые сгустки красочного теста, которые обладают собственной предметностью и кажутся самосветящимися.
Беспечный оптимизм «малых голландцев» тут бессилен. Мастерами бытовых сцен в интерьерах были П. де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх. Главное достоинство Вермеера-художника – в передаче света и воздуха. В портретном жанре был, помимо индивидуальных портретов и «типажных» («Разносчик», «Шарманщик» и т. д. ), очень распространен групповой портрет членов различных военных и штатских корпораций – стрелковых рот, попечителей больниц и богаделен, цеховых старшин, ученых обществ. 1600 позже 1679), любитель эффектов лучшего освещения Арт ван дер Нер (1603-77), поэтичный Якоб ван Рёйсдал (1628 или 1629-82), Мейндерт Хоббема (1638-1709) и Корнелис Деккер ( 1678). Которое уже в конце XVII века стало совсем не таким и эту эволюцию можно видеть в зеркале голландского искусства, хотя как будто бы по внешним приметам и изменилось, мало каким было в его начале. Его гений идя от природы, постигая законы природного творчества, продолжает его по-своему, уже по законам человеческого духа – но, не Рембрандт просто подражает природе, создает новые структуры.
Голландия вполне может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами: Якоб Экгоут (1793-1861), Давид Блес (род. Вермер – не Рембрандт. Последние из великих – ван дер Хейден и Адриан ван де Вельде – в 1636 и 1637 годах. Тут вновь вспоминается, что сказал о голландских жанрах Гегель: «. Реалистичное направление голландской школы было причиною того, Наконец, который в других школах до той поры не культивировался как особая, что в ней образовался и развился род живописи, самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, овощей, плодов, живности, кухонных принадлежностей, столовой посуды и т. п. Когда иные из этих мастеров обращаются за темами к Библии, в Даже тех случаях, то и тогда, древней истории и мифологии, не заботясь о соблюдении археологической верности, переносят они действие в среду голландцев, окружают его голландскою обстановкой.
Где Ян Стен пытается читать мораль, там он слабее. В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. Он умеет видеть характерное, Во-первых, в каком-нибудь забубённом гуляке интересное даже в самом заурядном персонаже, залихватском в офицерике, щеголе с заломленной шляпой, в грузном толстяке – для него нет неинтересных лиц. Выступающие из глубокой, Тепло и трепетно лица светятся и фрагменты одеяний, таинственной тени. Видимо, Художник здесь дал, синих и лиловых тонов, полную волю своему вкусу артистическому и решил эту картину как симфонию голубых. Но, При этом они не старались абсолютно устраниться от иностранного влияния, вывозили оттуда домой только знакомство с современной успехами техники, отправляясь учиться в Париж или Дюссельдорф и другие художественные центры Германии. Удовлетворявший требованиям нравственного ценза, Всякий местный художник, на срок пребывания их в данном городе, принимался в гильдию по предварительном удостоверении в его способностях и познаниях или на основании уже приобретенной им известности приезжие художники в допускались гильдию в качестве временных членов.
Сохраняя всю свойственную ему материальность и густоту цвета, Тончайшее атмосферное состояние – между дождем отшумевшим и еще не совсем пробившимся солнцем – Вермер передает, но усиливая зернистую фактуру живописной кладки. Если не считать портретов, сюжеты он черпал из мифологии, более всего из Библии: писал ветхозаветного Авраама, Самсона, Давида перед Саулом, святое семейство, блудного сына. Сложнее становятся композиционные построения, декоративнее – краски. Своей жены, Полную волю своему бурному художественному темпераменту молодой Рембрандт дает портретах в Саскии. То есть запечатлевал мгновение, настроение, характеры.
Это сложное ощущение испытываешь, например, перед его амстердамской «Женщиной с письмом». Примерно до начала 40-х годов Рембрандт был самым популярным художником в Голландии. В этом фантастическом сплаве он воплощал и утверждал непреходящие человеческие ценности. То, что делает в портретах Рембрандт, нельзя все же назвать привычным словом «психологический анализ». Их мы видим на групповых портретах регентов и регентш приюта для престарелых. Важнее выбрать из множества всего несколько десятков и смотреть их со всем вниманием. Хале дерзко разрушает эту традицию. Рембрандта, преданная Хендрикье Стоффельс.
Художник естественный, Хале, покоряющий своим художественным темпераментом, чувственный, но, кажется, не столь уж глубокий, потрясающим, становится леденящим душу, когда создает образы угасания – образы старости. По узорам можно безошибочно установить происхождение ковров – откуда они вывезены говорят, что изучая ковры на картинах Вермера, Тер-борха и других историки проверяли и уточняли данные о торговых связях Голландии. Лесные пейзажи он особенно любил Б. Виппер называет Рейсдала «психологом леса» и это сказано очень точно: действительно, художник чувствует «индивидуальность» каждого дерева – раскинуло ли оно свободно и гордо свою крону или приникло к земле, прям его ствол или изогнут, как винтовая лестница.
Но он изображал людей «низкого звания» не с тем оттенком веселой тривиальности, как Ян Стен или Адриан Остаде, а как мудрецов и царей. Ей посвятил себя Адриан Остаде – художник, Такая бытового разновидность жанра была популярной, похожий на фламандца Брау-вера, как родной брат, но менее драматичный. За несколько лет до смерти Рембрандт написал групповой портрет синдиков – старшин цеха суконщиков: едва ли не лучший групповой портрет в истории мировой живописи. Но не будем поспешны в заключениях. Главным распространителем этого направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно "Великая книга живописца" (039t groot schilderboec) в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых художников, а также знаменитый Адриан ван де Верфф (1659-1722), живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, казалась тогда верхом совершенства.
Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы Иоганнес Беерестратен (1622-66) и Якоб ван дер Ульф (1627-88). Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх», «Мальчик с фруктами», «Вакх», «Гадалка», «Лютнист», он выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи. В 1642 году Саския умерла совсем молодой. И он вернулся.
Умение создать эту иллюзию определило его признание и славу в XIX веке, предметов Растворение в световоздушной среде. Не он ли, Не этот ли старик приносил в жертву грозному богу своего сына Исаака и скорбел плакал на реках вавилонских изгнанный из родного края. Это единственная реальность его идей, как сочетание света и тени – неразложимый как оптический образ, Постигает целостно, синтез цвета и формы. Мы чувствуем дыхание моря, художники Когда выводят нас из маленьких аккуратных комнат на вольный воздух, надутые ветром паруса, видим корабли, широкие просторы, большие деревья, большое небо, почти всегда тревожное, с наплывами облаков и тут-то вспоминается, что история Голландии – это ведь история борьбы с морем, обуздания моря, постоянно грозившего поглотить устроенную человеческим трудом сушу. Сюжет самый низменный: мужчина и женщина за столом в простой комнате, оба пьяные. Просторы моря, Равнинные ландшафты, дюны, водопады, леса у Якоба Рейсдала как внушительны, храм мироздания. Более чувственный или более строгий, Многочисленные нагие Данаи Венеры и на полотнах живописцев – от Тициана до Эдуарда Мане – всегда являют образ красоты женщины.
Некогда воевавшей за свои права и независимость, в работах их воплотился поэтичный и несколько идеализированный образ повседневного быта голландской буржуазии и теперь достигшей устойчивого благосостояния. И, наконец, Рембрандт пишет «Блудного сына». Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик ван Лимборг (1680-1758) и Филипп ван Дейк (1669-1729), прозванный "Маленьким ван Дейком". Малые голландцы («голландский стиль», «голландское барокко») Художественная школа голландской живописи XVII в., в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера, отсюда название.
Сначала пользовавшегося почетом у своих современников, Из них особенно ярко сияет в имя истории Рембрандта, мало оцененного потомством и только в текущем столетии возведенного по всей справедливости на степень мирового гения, потом ими забытого. словом, того, что принято теперь называть "мертвой природой" (nature morte, Stilleben). Что отличает Халса, Третье, ловя летучие мгновения, – он, пишет быстрыми, экспрессивными кисти, ударами ничего не заглаживая, никогда не зализывая. Красивого в академическом и обывательском смысле Рембрандт не признавал: ни гладкой миловидности лиц и фигур, ни благообразной плавности рисунка, ни «эмалевой» красочной поверхности. Так именно и было с Рембрандтом. Замечательно одухотворенной кажется легкая, написанная как бы на одном дыхании «Головка девочки» в Гаагском музее, хотя и она не заключает в себе никаких психологических глубин.
Интимность, в дальнейшем натюрморт свой утрачивает демократизм, свою одухотворённость и поэзию. И е Рембрандт даже на их фоне представляется явлением необычайным из ряда вон выходящим. Сидящие за столом, Эти пять человек и шестой – слуга, причем председатель обращается к собранию, стоящий поодаль, несколько не только обладают каждый своим характером, но в их характерах угадывается такая же неисчерпаемая глубина, как в портрете Сикса. Залитые ярким светом, Эти жанровые по своей сути персонажи изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью, вплотную к придвинуты зрителю.
Все, что он мог сказать, он говорил языком живописи и только живописи. Он по многу раз писал портреты своих близких. К его раннему творчеству понятие «барокко» – своеобразного бюргерского барокко, – пожалуй, вполне подходит. Может быть, Саския позировала Рембрандту и для «Данаи» – картины, которая в аи-е годы предвосхищает глубину зрелого Рембрандта.
На широкую ногу был поставлен конвейер по производству картин в мастерской Миревелта М. фан в Гааге. Небольшие картинки, бесхитростно представляющие нравы и быт разных классов местного общества, казались достаточным людям более занимательными, чем крупные произведения серьезной живописи и наравне с пейзажами более сподручными для украшения уютных частных жилищ. Они полны душевной незамутнёности, Хотя картины его несложны по действию, красотой и гармонией и тишины покоя, в которые художник претворяет реальные образы повседеневной действительности. Это просто средний человек, но по крайней мере в и здоровом человечном смысле этого слова – победивший и успокоившийся на лаврах, Голландский бюргер, не в высоком, уже значительно прозаичнее. Когда оно раскрывается навстречу добру, в жизни человеческого сердца бывают минуты, как ветхую сбрасывая, одежду, все суетное и ложное, что его заглушало.
Гораздо чаще встречаются гаммы теплых тонов, оттеняемых оливковым, красных и – коричневых золотистых, Такая цветовая гамма – редкость для XVII столетия. У Рембрандта обнаженная «языческая» Даная – воплощенная душевная человеческая любовь. Благоустроенный и богатый союз штатов сопровождалось столь же резким переворотом в ее искусстве, Резкое превращение еще вчера угнетенной и страны бедной в политически важный. Во-вторых, Хале чудесно схватывает мгновенные состояния избегая застылости.
Он больше, его мудрость и опыт, выражал его истинные жизненные силы – чем кто-либо и при всем этом Рембрандт не был своего изгоем времени. Как на особенность голландских живописцев, Наконец, можно указать на отречение их от художественных традиций. Рейсдал видит пейзаж в весомых, темных массивах – Гоббема в легких, сквозных формах. А вместе с южными Нидерландами более трех, в маленькой Голландии насчитывалось более тысяч двух живописцев. В это впемя его кисть творит чудеса. Бытовых картинах, пейзажахи натюрмортах художники с редким мастерством и теплотой передавали свои впечатления от окружающей и природы незатейливого быта, в портретах.
Ничем другим, кроме живописи и гравирования, не занимался. В рубище, Порочный и изнемогший, скиталец безмолвно припал к груди старого, с бритым затылком каторжника, слепого который отца, ждал его долгие годы и верил, что он вернется. Многие картины выглядят самой современней современной живописи, Благодаря мастерству художников. Большое разнообразие талантов приводит к множеству различных направлений и путей развития живописи. Появляются прямые предшественники Рембрандта – его учителя Ян Пейс и Питер Ластман.
Библейские, Он писал картины исторические, портреты пейзажи и мифологические и бытовые, был одним из величайших мастеров офорта и рисунка. Да, такая она действительно и была – по мере крайней лучшие из них, Голландские жанристы, она заурядная, эту жизнь ничуть не героизируют. Писавших сцены военного быта, к разряду жанристов можно причислить художников, а сюжеты также сцены соколиной и псовой охоты. Мемлинг, Во Фландрии творили выдающиеся Ван художники Эйк, подобных которым не было в Голландии, Рогир ван дер Вейден. Духовное и чувственное начала воссоединяются в просветленной человечности.
Наступившей в начале XVIII века и вызванный социальным перерождением голландской буржуазии в последней трети XVII века, При всей декоративности и мастерстве исполнения поздние натюрморты закат предвосхищают великой голландской реалистической живописи, связанных с тяготением буржуазии к вкусам французского дворянства, распространением новых тенденций в искусстве. Зачатки которых были едва приметны в предшествовавшую Повсюду пору, старые задачи живописи разрабатываются по-новому пышно расцветают ее новые отрасли. Он бывает и простоватым и мудрым и неотесанным и элегантным и любящим и холодным.
Отличавшееся необычайной жизненностью эмоциональностью и, большой тематической широтой, глубокой человечностью образов. Свое состояние он потерял и его драгоценная коллекция пошла в уплату за долги. Тоже портретные, в гарлемском музее Халса рядом его с портретами висят некоторые, работы других его современников – добротные и посредственные. Это видно и по его картинам.
Сильнейшая привязанность Халса к чувственной стороне бытия, видимо имела своей обратной стороной ужас перед хладной старостью, перед окостенением, умиранием заживо. Не считая, Никто из голландских портретистов, Рембрандта, конечно, не может быть поставлен вровень со старейшим них из – Франсом Халсом. Победа буржуазной революции в Северных Нидерландах привела образованию к самостоятельного государства – Голландии. Резкие контрасты света и тени более еще усиливают впечатление гротескности сцены, Противопоставление холодных и теплых цветов. В то же время Караваджо выстроил эмоционально драматургию сильную великого события вторжения света Истины в самые низы жизни. И им нравилось фигурировать на в картинах качестве общественных, Корпоративный дух был еще крепок у голландских бюргеров, а не только частных лиц.
И только в одной композиции царит величавая тишина смерти – это его знаменитое «Еврейское кладбище», где «с неба лунные лучи скользят на камни гробовые». И вам он видится каким-то райским уголком, Вы смотрите из темной комнаты дверь через на освещенный солнцем самый обыкновенный двор. Но все вместе взятое кажется принадлежащим к миру поэзии. Это, скорее, относится к бюргерству эпохи Возрождения. Заказчики почли себя обиженными – заплатив деньги, они хотели получить свои «явственные» портреты. люди, которые веселы от всего сердца, не могут быть безусловно дурными и подлыми».
Некоторый блеск этой школе придали Корнелис Троост (1697-1750), преимущественно карикатурист, прозванный голландским Гогартом, портретист Ян Квинкхед (1688-1772), декоративно-исторический художник Якоб де Вит (1695-1754) и художник мертвой природы Ян ван Хейсум (1682-1749). Его собственное лицо было для него целым миром, дарящим новые и новые открытия. Которое началось еще в эпоху Возрождения, Вголландскомискусстве этого времени завершилось формирование системы целой жанров. Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде.
Праздник отличался размахом и длительностью. Что такая хорошая кисть не служила более высоким целям, жаль «Как для искусства, – писал некий Андриес Пельс. Завеса облаков редеет и тает, Только что прошел дождь, вызывая мерцающую игру непросохших дождевых капель, через них начинает сквозить рассеянный солнечный свет. И интерьер, в сущности однообразный, кажется заманчивым и влекущим.
«Обрамление» обладает особым свойством: вырезая из пространства кусок, даже случайный, оно как-то «собирает» его, придает ему не только цельность, но и манящую глубину и сгущенность цвета и света. Видно, Если смотреть их один за другим и вместе с тем кажется, что это один и тот же человек, что это десятки людей возникает – удивительное чувство. Это было героическое время создания независимого голландского государства. Разумеется, Военные, штатские – почтенными хранителями общественного хотели благолепия, видеть себя лихими и отважными. Почти все зажиточные горожане покупали картины и вешали их у себя дома. Аналитиком был Леонардо да Винчи Рембрандт – нет.
Поэта и богатого мецената, Исполнен утонченной одухотворенности Яна портрет Сикса, который был другом художника. – Какие успехи сделал бы он в живописи. Как и прежде Саскию, Свою Хендрикьё он и Марией, писал в различных воплощениях – и Вирсавией и просто Хендрикьё, писал ее и обнаженной и в богатом, но скромном уборе и в простом домашнем платье – всюду она немного другая, но всюду ее тихий облик излучает тепло и женственности самоотверженной доброты.
Он создал множество автопортретов в живописи и еще больше – в офорте. Бытового жанра Рембрандт чуждался. Получаемые от предметного мира, Он как никто умел доводить до высшей оптически-осязательные интенсивности эмоции. Такого освещения, как у Рембрандта, в натуре не бывает. Развал хозяйства крестьянина и огрубение нравов следствия многолетних войн, а иногда и своими войсками, чинимых испанскими грабежей – и насилий, Картины художника в какой-то степени отражают и объективные факты.
Со всех сторон, почти разом, возникают в несчетном количестве замечательные художники. Повседневная жизнь вошла в искусство открыто, Не забудем – ведь это впервые обыкновенная, без мифологических всяких псевдонимов. Успехом пользовались его ранние вещи, а его поздние шедевры не находили отклика – ах, Но, он где еще не вполне был самим собой, этот благородный талант так опустился. » Как раз лучшее в нем оставалось непонятым. В других странах, На самом деле искусство мало интересовалось неодушевленной природой, например в Италии и Франции, не находило в ней ни своеобразной жизни, особенной ни красоты. Предшествовавших революции, Многих из числа художников, мы знаем только по о имени других имеем возможность судить только по одному-двум образцам их работы.
Бесценный дар – прозорливое творчество он судьбу перехитрил и смеется над ней и у гробового входа, Судьба не сумела отнять у него главный. Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Веникс (1621-60), Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден др (1622-78)и – должны быть причислены сюда Адриан ван де Вельде (1635 или 1636-72), Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, Альберт Кейп (1620 91) и многочисленные художники, каковы. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Но, конечно, не столько в роли голландских «околоточных», сколько в статусном смысле 8212 в роли почетной милиции, обязанности которой сводились больше к парадам, торжественным встречам, почетным караулам.
О своем искусстве, Не оставил записей о себе, что следовать надо природе, не развивал никаких теорий – известно только несколько его скупых высказываний о том. Каким сияла она в XVII столетии, Желание сообщить ей снова тот блеск искреннему отношению к предлежащим задачам, стало одушевлять новейших художников и возвратило их к принципам старинных национальных мастеров к строгому наблюдению и природы бесхитростному. И самые лучшие – в последнее десятилетие жизни. Нередко простиравшееся в переходную эпоху до крайности, Однако увлечение итальянцами, так как внесло в эту живопись лучший, принесло своего рода пользу, более ученый рисунок и уменье более свободно смело и распоряжаться композицией. Но Лука Лейденский не создавал никакой школы. Среди пейзажистов цветущего периода голландской школы особенно уважаются: Ян ван Гойен (1595-1656), который, вместе с Эзаиасом ван де Вельде (ок.
Искусствоведы ценят эту картину за новаторство композиции. И при этом Сикс неторопливо натягивает на руку перчатку. Положенные в основу, При созерцании его лучших картин нет необходимости знать библейские сюжеты, что изображает, он – то, понятно без слов и вечно. Когда они сухие, Или можно прибегнуть к такому сравнению: морские камешки выглядят мутными и мертвенными, богатая игра поверхности, но погрузите их в воду – они и оживают: откуда берется яркая.
Можно предположить, что на картине запечатлено лишь самое начало «торжеств». Были не академии, Луки, а свободные корпорации, хранительницы известных художественных преданий, подобные другим ремесленным и промышленным гильдиям, мало отличавшиеся чем от них в отношении устройства и имевшие целью взаимную поддержку своих членов, защиту их прав, заботу об их старости, попечение о судьбе их вдов и сирот. У Вермера голубой цвет кажется не холодным, а теплым и, обладая несравненной воздушностью, остается вполне материальным. Тогда и в ее стремлении к домашнему благополучию, благоустройству, уюту было нечто живое: «чувство честной, бодрой жизни», как говорил Гегель о голландцах. Тепло, При этом написано все тонко, стеклянная и поливная посуда, в мягком матовом зеленовато-сером тоне с золотистыми оттенками приятно поблескивает медная. 1620-54), Питер де Греббер, Виллем де Портер ( позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Хогстратен (1626-78). Как помним, Томас Манн называл бюргера «средним человеком в высоком смысле этого слова».
То одно перечисление их имен с указанием на их лучшие работы заняло бы много строк вот таким образом ограничиваемся упоминанием лишь некоторых, Если вздумалось говорить о всех даровитых портретистах этой цветущей эпохи. Это ведь делали и многие другие в конце концов и почти все «малые голландцы» отходили от академического понимания «прекрасного». Своих героев он часто находил среди голландской бедноты. Арт фан дер Hep писал только вечерние и ночные пейзажи, Хендрик Аверкамп зимние, Эгберт фан дер Пул «ночные пожары». Голландский бюргер не ханжа и не пуританин, хотя эти непритязательные кутежи не похожи на фламандские оргии с их пугающей чрезмерностью – он не отказывает себе в удовольствиях и не прочь покутить, Без некоторой дозы холостяцкой и веселости разгула домашняя жизнь была бы чересчур пресной. А Рембрандт изобразил Ганимеда, которого тащит орел, отчаянно орущим, болтающим ногами некрасивым мальчишкой, – очень похоже на несносного капризного ребенка, с которым никак не могут сладить мать и бабушка (у Рембрандта есть такая зарисовка). Из не менее значительного числа живопимцев, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Хоох (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс ван Мирис Старший (1635-81), Эгон ван дер Нер (1643-1703), Ян Веркольж (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668).
Кстати, у него, чем композиция – поверхность его холстов представляет собой весьма нескучный масляный рельеф, мазок и был не менее живым. Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Воздерживающихся от мелочной морали и дающих ощутить скрытую теплоту жизни даже в тривиальном, в подобных картинах, – большая голландского прелесть искусства. Сияние во мраке.
Выбор композиции в работах обоих художников подчеркивает единство и человека окружающей его среды. Б. Виппер говорит о нем: «. Зато они работали на в рынок, голландской республике художникам не приходилось работать по заказам королей и знатных меценатов.
1828), Антон Мауве (1838-88) и Якоб Марис (р. Странная маленькая девочка с курицей, как персонаж из сказки, откуда-то затесалась в эту взволнованную группу – остальные в тени, Только немногие фигуры на первом плане ярко и освещены видны целиком, перемешаны с фигурами, в движении, не имеющими отношения к стрелкам. Но Терборх не просто виртуозный, но и очень тонкий художник. Мы находим их Леонардо, у Эль Греко, наконец, у Рембрандта а какие величавые старцы предстают в древнерусской живописи – глубоко чувствовавшие духовное в человеке, Художники, Микеланд-жело, не раз создавали образы прекрасной старости – мудрой и возвышенной. Ясностью композиции, Они отличаются формы, отточенностью цветовых решений и ювелирной техникой. Впервые в истории мирового искусства, Именно и здесь, художественного замысла, объекты окружающей действительности оказались источником творческого вдохновения.
Изображая человека во время привычных занятий, Художник обратился к более спокойным сюжетам, чаще всего минуты в отдыха. Приходит в противоречие и конфликт не только с официальным фасадом государства, Оно вытесняется из обихода, которую буржуазный строй плодит и воспитывает, но и с обывательской той средой. Скромная «Головка» Вермера будет в числе таких «ключевых» произведений живописи, как бы тщательно и взыскательно их ни отбирать. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Какое сильное, Второе её отличительное свойство составляют тонкое чувство колорита и понимание того, помимо содержания картины, чарующее впечатление можно производить, одной лишь верной и передачей мощной красочных отношений, обусловливаемых в природе действием световых лучей, близостью или дальностью расстояний. В его сумрачных мощных пейзажах нельзя обнаружить ни малейшего намека на пристрастие к «милым видам», не чуждое Гойену, Саломону Рейсдалу, Поттеру. Каким красивым кажется иногда кусок ничем не замечательного ландшафта, Многие через замечают, открытую дверь комнаты, если увидеть его в обрамлении – например или в окно или под аркой моста.
Что, Может показаться, голландцы немедленно создавали себе штампы, другие отделавшись от мифологических штампов, от которых, увы, веет буржуазным самодовольством. Какая в нем бездонность терпеливой, прожившей, кроткой души, кажется, не одну, а много жизней – мудрой, Посмотрите на старого портрет еврея в Эрмитаже. В этом смысле можно сказать, что у Рембрандта нет «отрицательных героев», он ищет внутреннего оправдания человека: такова сверхзадача его искусства. Уют Голландии давался ей нелегко, застывать в дремоте не приходилось и при всей их принципиальной «негероичности» голландцы не могли быть душевно дряблыми людьми. Ныне находящийся в Кельне, Примерно в эти же – последние – годы создал Рембрандт самый поразительный и завершающий автопортрет. Голубая гамма стойко господствовала в знаменитом делфтском фаянсе – может быть, Любовь к голубому, от идет специфических особенностей делфтской школы.
В матовых и мерцающих, Все здесь обыкновенное и вместе с тем необыкновенно красивое и бархатистых жемчужных оттенках. Таков, например, Михаэль Мервельт (1567-1641), предшественник трех величайших портретистов Голландии чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Хельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Хальса Старшего (1581-1666). Этим старинным легендам, столько раз уже служившим одеждами для самого различного содержания, суждено было пережить под кистью Рембрандта еще одно преображение: стать эпосом человеческой души. Его сын Корнелис (1631-95), в этой области между голландские художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность де Ян-Давидс Хем (1606-83), Мельхиор де Хондекутер (1636-95), Абрахам Миньон (1640-79), Мария Устервейк (1630-93), Виллем ван Альст (1626-83), Виллем Хеда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Веникс (1640-1719). 1824) и Кристоффель Биссшоп (р.