В. борисов-мусатов «Автопортрет с сестрой» (1898).
Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. Сумерки начинают сгущаться. На переднем плане прогуливаются девушки. Об отношениях прославленных поэтов Серебряного века можно судить по посмертной статье Андрея Белого, посвященной Борисову-Мусатову, «Сиреневые гирлянды».
Художник сумел соединить тончайшее чувство световоздушной природной среды с поэтической фантазией. Ниткой жемчуга на шее – остановилась, – Одна в веером в руке, опустив глаза и задумчиво полуобернулась к подруге. Кумиром его был Леонардо да Винчи, которому, кроме всего прочего, как никому другому, удавались сфумато (прозрачные тени). Чувствуется аромат сирени. Если оно горит в лучах заката, Не веселит солнце, если в ней память отсиявших весен и – весна грустна. Стремясь подчеркнуть отличие создаваемого мира от действительной жизни, отказался Мусатов от ярких контрастов солнечного дня. Шелковистый блеск травинок на свету.
Специалисты называют его работы картинами-элегиями. Поутру резкие и сочные тени от серо-голубых дощатых стен флигеля бросает на траву майское солнце. И овцевод тоже увидел, Прошло немного времени, а при ней повязка, как его овца кормит подкинутого ребенка – шитая девочку, золотом, золоченые туфельки и золотые браслеты. Биография которого так коротка, в дальнейшем не Борисов-Мусатов, смог из-за тяжелого климата закончить Петербургскую художественную академию. Мерный напев стихотворных строк объединяет элегически-сосредоточенное состояние женщин с настороженной недвижностью листвы вечереющей и глубиной парка.
Художник умирает внезапно летом 1905 года на даче в Тарусе. Весенний цветущий сад. Задумчивый мотив звучит в природе.
Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. Колорит выдержан в очень красивых светлых и холодных сочетаниях. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона.
В синем платье с длинным шарфом, Крайняя скорее справа, всего, гордо отвернулась, от соперницы. Убыстряется, Следом мотив нарастает, получая предельное звучание в самой фигуре крайней справа. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). Скорее всего, Что-то произошло между ними – какой-то конфликт, связанный сердечными с делами. Летние облака принимают фантастические формы. Как его коза кормит подкинутого ребенка – мальчика, Однажды козопас застежка увидел, золотая и нож с рукояткой из слоновой кости, а при нем пеленка пурпурная. И это ее взгляд, а каждая вишня была еще именно девочка, был наивно-светел, с розоватыми ресничками тычинок.
Живопись напоминает как бы вышитый блеклым шелком гобелен. Только теперь, по замечанию ее мужа, этот наряд странно изменен и зацвел розами. И наиболее богатая, мерцающая драгоценными переливами фиолетового, синего, розового, – именно в одежде этих двух фигур. Матовостью цвета, Отныне все лучшие Мусатов работы отличаются благородной сдержанностью, она лишена бликов.
Но главное – ее воздушно-белое платье рядом с белым мрамором, отражающие синеву неба. Сюда входили П. Кузнецов, А. Матвеев, М. Матюшин, Уткин и К. Петров-Водкин. По свидетельству современников, русский художник никогда не расставался с репродукцией «Джоконды».
Но к таким произведениям, как «Дворянское гнездо», «Ася», полотна этого художника – «Водоем», «Ожидание гостей», «Одиночество» – являются лучшими иллюстрациями. Как я помню, Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он пояснял лично нам, как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин», будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое». Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. «Как хорошо Боже, как хорошо. » 8211 прошептал кто-то тихо. Роза в косах девушки. Они гуляли все вместе, Возможно, потом но разделились на две группы – справа сплотились втроем против одной – слева. Благодаря им жанровая сценка получает символическое звучание. Все в картине продумано, во всем стремление к красоте.
Которая помогла ему не озлобиться и вырасти очень приятным и доброжелательным человеком, Сам художник с был детства окружен любовью. Так было и в жизни этой прекрасной женщины. Роза на мраморе.
И Виктор улыбался, радостно смущенный». Выступающего торца белого здания, На фоне парка с тяжелыми купами разросшихся деревьев, вымощенного плитами освещенного и мягким закатным солнцем, усадебного двора, зритель видит двух женщин в светлых, старинных платьях с кринолинами. Действие происходит в деревне на греческом острове Лесбос в Эгейском море. Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию. Борисов-Мусатов был похоронен здесь же, в любимой Тарусе, на высоком берегу Оки. Название которой дал Андрей Белый, в 1907 году открывается выставка «Голубая роза», он был признан их идейным вождем и костяк которой представители составили ближайшего окружения Борисова-Мусатова.
«Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд» – скульптор Но А. Матвеев, вот друг художника, воплощающие «тоску по прошлому», не согласен с таким определением Борисова-Мусатова. И, конечно же, как и все художники мира, он в Лувре изучал работы известных творцов. Более мелкие светло-зеленые мазочки – освещенную листву дерева в глубине, Крупные мягкие раздельные мазки передают ощущение игры света на кустах сирени, открытым голубым синим и написан затененный куст за спиной Лены. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». Скорбная мелодия строгих линий и прозрачных акварельных тонов. Любимой и любящей женщине, в 1903 году художник женится на соратнице своей Елене Александровой, музой, ставшей его другом, матерью родившейся в 1904 году дочери Марианны.
Все складывается, он энергично и самозабвенно работает, рисуя по 6-7 картин в год. Отражённые в воде деревья и небо Фигуры девушек не излучают безмятежности, той Спокойная и безмятежная природа, но их внутренняя жизнь полна тайнойНикакого конкретного действия в сюжете картины нет, что природа, но она даёт ощущение внутренней свободы. Основанному на сочетании цветовых больших пятен, Название картины отвечает его колориту – декоративно-приглушенному. Как два луча, Две ипостаси живые образа Надежды Юрьевны, обобщенной фигуре, собираются и вспыхивают белым сиянием в центральной.
Но ее неловкая улыбка дает понять, что она не знает точно, кто из подруг прав. По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. Не понимали8230 Изумленные, Мы были красками, ослеплены мы сидели перед картиной и долго молчали. Они посвятили картинам Борисова-Мусатова циклы стихотворений. На фоне парка и величественного дворца приостановилась на каменных плитах женщин группа в длинных светлых нарядах.
Родители безумно любили своего сына. Семья переезжает в Подольск, но лето всегда проводят на даче в Тарусе. В это время он очень подружился с Андреем Белым и Валерием Брюсовым. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома. В ходе работы сложились такие рифмы: Полное задора и весенней свежести полотно. О чем знали только близкие люди и Мусатов часто изображал ее с в книжкой руках, Надежда Юрьевна писала стихи. Основываясь на художественных традициях мастеров, старых Впитывая в себя все современные веяния, картины которого являются отражением этого взаимопроникновения, Виктор Борисов-Мусатов, разработал свою, узнаваемую манеру письма.
Однако голубые, Художник никогда не писал Волгу, перламутовые отблески волжской серебристые, воды изумрудная зелень и охра ее берегов, дрожащие отражения темно-зеленой листвы и розовых облаков в ее зыбкой глади живут во всех полотнах Борисова-Мусатова. Некоторые критики обвиняют его картины в постановочности и манерности. Холодным тонам : белому перламутру дамских нарядов с голубыми тенями, лиловому камзолу маркиза, сизоватой зелени травы и высоких деревьев – должна там, в "горних высях", противостоять чистая белизна, зажженная розовым отблеском солнца. На творчество Борсова-Мусатова влияние оказали искусство П. Пюви де Шиванна и мастеров французского импрессионизма.
Они мало покупаются, но художник признан во всем мире. Освещенного солнцем, Группа дам на тенистого фоне парка и стены дома, слышатся звуки цитры. Что слева, Та, видно, с веером, удивлена, очень почему вдруг ее подруги от нее отвернулись. Легко узнать в нем платье, Вглядевшись, своего давнего друга, в котором Мусатов всегда умершую изображал теперь Надежду Юрьевну. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж.
10 В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. И даже просветы меж ветвей ее узорны. Овцевод ее удочерил и назвал Хлоей. Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. Отсюда двойная фамилия мастера Борисов-Мусатов, художник Впоследствии присоединит его фамилию к своей родовой. Отделившаяся от всех фигурка дамы в самом светлом, Приостановилась и раздвинулась – и посредине одинокая, осталась как бы просиявшем платье.
Картины этих лет становятся шедеврами. Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. Столик, Мебель и второй – немецкой работы стул орнаментом с – из Радищевского музея, деревянный с позолотой усадебный стул.
Там жили два пастуха, один пас коз, другой – овец, один был рабом, другой свободным. Козопас усыновил мальчика и назвал его Дафнисом. А именно «Осенний мотив» и «Гармонию», После «Автопортрета с сестрой» пару картин, специалисты относят к авторским неудачам – они выглядят пышные как костюмированные постановки. скрывающем ее лицо. В 1899 г. художникВ. За исключением единственной высокой женщины, а почти вокруг все, глядящей на Надежду Юрьевну с нежной заботой, в которой узнаются черты жены Мусатова Елены Владимировны, – все вокруг откровенно враждебны. С их крупными цветами, Яблони, стояли, вроде голубовато-розовых бантов, торжественно напоминая расцветшую девичью красу. Сиянием одуванчиком, Она прерывается паузой – зеленым полем, затем торжественной подхватывается спокойной фигурой в центре в почти однотонном, прихотливым узором большой дубовой ветки, зеленовато-охристом платье.
Quotрозоватые и желтоватые отблески, Вписываются в эту гармонию нежные фиолетово-розовые платья оттенки стоящей девушки, создающие впечатление вибрации воды". Выставки проводились во многих странах Европы, Картины увидели свет из одно полотен купил Андре Жид – звезда французского модернизма. Где одним из основных предметов были рисование и черчение, Первоначальное обучение получил Виктор в Саратовском реальном училище. Задумчивая дама с веером в руках – как бы с сошедшая фотографий саратовская натурщица Домбровская.
Вот таким образом он отказывается и от живописи маслом, которая кажется ему грубой. Вся она в мелком белом цвету, сплошь усыпавшем ветки, вроде кисейного кружева. Виктор Борисов-Мусатов не был современником гениального писателя.
Его сестра Елена вспоминала:«Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, всё гармонировало с тёмным осенним небом, покрытым тучами. После «Автопортрета с сестрой» пару картин, а именно «Осенний мотив» и «Гармонию», специалисты относят к авторским неудачам – они выглядят как пышные костюмированные постановки. Конечно же, И, особенно авангардистов, его творчество сказалось на последующих работах мастеров. Он всегда был окружен симпатизирующими ему людьми. Но многочисленные мучительные операции не могли сказаться не на здоровье, Он был совсем не стар. Конечно, можно прожить век и ничего не знать об этом замечательном мастере. Но, как это всегда бывает, подлинное признание приходит после смерти. В Саратове у него была школа художников-единомышленников, выставивших свои работы в 1904 году на экспозиции «Алая роза».
Реквием. Отец был железнодорожником. Чтобы быть ближе к московской жизни, художественной в этом же году художник с семьей покидает Саратов и перебирается в Подольск. Борисов-мусатовнаписал управляющему усадьбой Н. В. Соколову письмо просьбой с посмотреть старинное имение.
Стоял май в разгаре, белым-бело цвели сады. Потом в Париже и вызвали отклики восторженные критиков, в начале 1904 г. работы Борисова- Мусатова были показаны в нескольких городах Германии. Сам художник, описывая свою жизнь и творчество того времени, говорил, что живет в мире грез и фантазий «среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осеннего тумана». Такие как П. В. Кузнецов, Многие молодые художники, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, Н. С. Уткин, А. Т. Матвеев, в видели нем своего идейного вождя. Сводящей в интимно-тесный круг людей и природу, Все должно таинственную передать власть поэзии. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна.
Крайняя справа, в шали на плечах, тоже отвернулась, поддерживая подружку рядом с ней. Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается. Произошедший с ним в возрасте трех лет – он упал со скамьи, Трагический случай и в результате повреждения позвоночника у Вити маленького стал расти горб – очень подорвал здоровье мальчика. Знакомый пейзаж: белый двухэтажный дом, парк, дорожка к дому. Он использует технику, сочетающую темперу, гуашь и акварель. В 1907 году открывается выставка «Голубая роза», название которой дал Андрей Белый и костяк которой составили представители ближайшего окружения Борисова-Мусатова, он был признан их идейным вождем.
Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Что они не ожидали такого вероломства со стороны и подруги, лишь девушка в центре попыталась что-то объяснить. Глубокие синие тона платья сидящей девушки поддержаны более светлым тоном в отражении неба, а белые кружевные накидки – таким же полупрозрачным белым отраженных в воде облаков.
Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия. Их изображение не просто увенчивает устремленную ввысь вертикальную композицию. Она стала его другом, Елена Владимировна стала Мусатова для не просто женой, музой, соратником. Изысканно-гармоничное построение композиции оказывается пронизано токами человеческих чувств, тончайшим психологическим рисунком. Виктор ходил в другой комнате. Беспомощно повисла ее правя рука, в левой хранится таинственный альбом.
В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Ваяния и зодчества, По окончании реального училища будущий художник учился в сначала Московском училище живописи, а затем и в Петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. Он тесно сошелся с литераторами- символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – символиста в живописи. Тона берега и желтеющей на солнце прибрежной зелени, Созвучны теплые тона и лиц каштановых волос девушек.
2 Биография Виктора Борисова- Мусатова (1870 – 1905) Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился 2 апреля 1870 года в Саратове, в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Стояла тишина. Юный маркиз на фоне величественного заката декламирует стихи двум дамам. «мы пришли к Виктору из мутной жизни Вот – как пишет о первом впечатлении от этой картины В. Станюкович. Как «Дворянское гнездо», Но к таким произведениям, полотна этого художника – «Ася», «Водоем», «Ожидание гостей», «Одиночество» – являются лучшими иллюстрациями.
А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак. Биография которого, в начале XX века Борисов-Мусатов, уже приближалась к концу, сожалению, к был особенно счастлив. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. Мы можем увидеть её на многих работах художника.
Бессознательно-грациозные, Эти движения, эти мягкие линии делают композицию спокойной и уравновешенной, направленные друг другу и друга друг успокаивающие. Как написал Мусатов в письме к ее мужу, Но она, далекой от обыденной пошлости недругов, в моей всех картине простила – ведь она была необыкновенной женщиной. Но если довелось увидеть его картины, причем желательно ретроспективу (их не так много, всего 77 – жизнь художника была очень короткой), они запоминаются навсегда, оставляя в душе тот же след, что и некоторые произведения Тургенева, воспевшего мир провинциального дворянства. Вставшая плотной стеной масса зелени в солнечных бликах смело обобщена. Развертывающийся слева направо неторопливый мотив движения девичьих фигур звучит на этом фоне задумчивая как музыка, Легкий. Незаурядной личностью был дедушка будущего художника, Борис Александрович Мусатов.
Над этой идиллией застыли огромные, как снежные глыбы, облака. Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. Вторая изображена в плавном наклоне. С портретно переданным профилем – Надежда Станюкович, Юрьевна Сидящая спиной, давний друг семьи Мусатовых.