Начав свой творческий путь как передвижник, Серов шел от натурализма к условности художественного языка, отдав дань импрессионизму, Миру искусства, стилю «Модерн» и во многом определил художественный облик своего времени. Серовым исполнены несколько живописных вариантов Похищения Европы, а также (редчайший случай в творчестве Серова) скульптура – небольшая статуэтка, повторяющая композицию картины. Круг друзей Серова сложился помимо Академии. Детей В. А. Серов любил нежно и с удовольствием писал их. Детство Серова прошло в артистической среде.
Трубниковой. Рано утром 22 ноября 1911 года В. А. Серов спешил на портретный сеанс к Щербатовым. В. Юсупова (1902, ГРМ) обаятельна женственностью и мягкостью. Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса). Турчанинова (1907), М. Н. И то, Он безошибочно видел тайную правду жизни, выявляло самую сущность явлений, что он писал, которую другие глаза увидеть не умеют.
Домотканово, 1888, ГТГ). Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И. Глядел серьёзно и взмахивал карандашом решительно и смело, Когда он выскакивал на воздух и прыгать начинал на ветерке там был ребенок в мастерской он казался старше лет на десять. 14 В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики.
Художник создает поэтическое сказание Похищение Европы (1910, ГТГ) и варианты различные Одиссея и Навзикаи (1910, ГТГ, ГРМ). Репина, Т. А. Чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, 1892 год после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, выполнив эскиз будущего полотна, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй Серов с Коровиным, выиграли в начале года конкурс по рекомендации Репина в апреле-мае Серов написал портрет жены Л. Н. Толстого, С. А. Толстой, получив за него 600 рублей летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых Александр Валентинович Серов (18921959) работая в Историческом музее над портретом царской семьи, Серов уговорил позировать известного директора историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь скажет, что более всего удалась на полотне такса конец года и первая половина следующего прошла в неоднократных сеансах позирования членов царской семьи. Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске.
Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением. Лескова (1894), композитора Н. А. Она из Мюнхена, Заметив его страсть к рисованию, в поехала Париж, где они тогда жили, к знакомому ей Репину и всю зиму 1874 1875 года Валентин брал уроки у автора Бурлаков.
Акимовой (1908). Семья была большой и дружной. Работая над заказными в портретами, 1890-е годы Серов много путешествует по городам России. Но короткий жизненный путь Валентина Александровича Серова, Яркий, раннего с детства был связан с творчеством, всемирно признанного мастера портретной живописи и представителя российского реалистического искусства. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские, либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву.
Он слышал выстрелы, видел убитых. Он искал нового способа передачи на бесконечно полотно разнообразной игры света и тени при свежести красок. Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. Смерть художника потрясла его современников.
И кочевая жизнь Серова для продолжалась, Однако Валентине Семеновне не сиделось на одном месте. 1885 год весной кратковременно был в Москве в мае в Мюнхене, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в конце августа-начале сентября, возвращаясь из-за границы, в Москве, написал портреты С. И. Мамонтова и певца его частной оперы, дАндраде в сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу году вернулся в Москву. Когда же Серов выполнил мастерский этюд с горбуна того самого, который позировал Репину для картины Крестный ход в Курской губернии Репин сказал ему: Ну, Антон (близкие звали Валентина Антоном), пора поступать в Академию. В перерывах между работами заказами над Серов отдыхал в Тверской губернии в имении своего друга В. Д. Левитана (1893), писателя Н. С. Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. Которая произвела на огромное него впечатление, 26 в мае 1907 года Серов едет в Грецию.
Это произведение вместе с портретами М. Ф. Морозовой и С. М. Сохранившиеся в нем на всю жизнь, Серов Постепенно становился замкнутым и угрюмым – черты характера. Умер в самом расцвете творчества, в возрасте сорока шести лет.
Мамонтова, И. Е. Светские портреты органично сочетают тонкий артистизм с менее не тонким даром художника-психолога, Но и более официальные. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. А. н, в это же он время создал ряд портретов – наполненных глубоким психологическим содержанием. Серов покинул Академию художеств в 1885, Не курса, окончив оказавших на него огромное влияние, завершив художественное образование в музеях Голландии и Италии. Выполненные масляными красками, копировал Валентин карандашом портреты Репина, писал натюрморты, чтобы научиться передавать светотеневые эффекты.
Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). Портреты Серова начала 1890-х годов неизменно встречали одобрение публики. Когда я указал ему их гипсовой на маске, Особенно не по-детски он взялся за схватывание характера энергичными чертами. (1905, ГРМ).
Сорока трех лет он женился на своей семнадцатилетней ученице Валентине Семеновне Бергман и будущий художник был их единственным сыном. Блестяще выдерживает экзамен, 6 и с рекомендательным письмом Репина Чистякову к Серов едет осенью 1880 года в Петербург, становится учеником Академии художеств. Миру искусства служили его родители – отец, Александр Николаевич известный композитор и музыкальный критик мать, Валентина Семеновна, пианистка. В 1874–1875 и 1878–1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880–1885). Это была великолепная школа для юного Серова. В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову.
Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник. Через руки которого прошли Суриков, Целью Серова при поступлении в было Академию попасть в класс профессора Павла Чистякова, Репин, Поленов, Врубель. Мария Яковлевна Симанович писала: Мы работаем запоем, Вспоминая время, это а я важностью своего назначения, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. Портрет-картина Дети (1899, ГРМ), где изображены сыновья художника Юра и Саша, рисунок Портрет детей С. С.
Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М. Молодая и творческая личность, Мать, желая музыкальное совершенствовать образование, вскоре уезжает в Мюнхен, а юный Валентин остается на попечении подруги матери в Смоленской губернии. Атаки казаков на безоружный Солдатушки, народ исполненная темперой, бравы ребятушки, где же ваша слава – а затеми картина, в альбоме художника появились рисунки.
Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Особенно удивляли всех его крайние политические убеждения – резок, с тех пор его резко характер изменился – он стал угрюм, – писал о Серове Репин, вспыльчив и нетерпим. Пишет Репин, Чистяков повторял часто, какая отпущена была природой что Серову, он ещё не встречал в другом человеке такой меры всестороннего художественного постижения в искусстве. Современники говорили, что Серова нередко боялись, боялись его прозорливости, неподкупных оценок, даже упрекали в том, что он шаржирует модель. В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве, Его беспощадность ломке в не совсем верных – законченных уже им деталей приводила меня в восхищение.
Постепенно он становится авторитетным портретистом, получавшим все больше заказов. упал и умер от приступа стенокардии. Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве (имении Саввы Ивановича Мамонтова) и Домотканове (имении друга Серова Владимира Дервиза). Жил в Петербурге и Москве. Остро осознающего социальную несправедливость, Именно в эти годы облик сформировался Серова-гражданина. Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец.
Но и особой одухотворенностью, Оба портрета наполнены не только увлеченностью новой техникой живописи, что сразу выделило молодого художника и его сделало известным, поэтичностью. А шестилетний Валентин был отправлен в Смоленскую губернию на хутор Никольский к подруге матери, Серова в уехала Мюнхен продолжать музыкальное образование. Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Мамонтовой. Были две абсолютно разные фигуры того же мальчика. Он часто писал ту же натуру, Когда Серов сопровождал учителя своего в поездках для сбора материала для картин, что и Репин.
Вместе ходили на этюды Абрамцево в летом 1879 года, Они вместе рисовали и писали натурщиков, вместе совершили и поездку в Запорожье. Страстный почитатель и пропагандист Вагнера, Отец – Александр Николаевич Серов знаменитый – в то время композитор и музыкальный критик. А также (редчайший случай в творчестве Серова) скульптура – небольшая статуэтка, Серовым исполнены несколько живописных вариантов Европы, Похищения повторяющая композицию картины. В Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на линии 5-й Васильевского острова и это потрясло его.
Коровина (1891), И. Е. Красоту мифологии Эллады, Он стремится воплотить и увиденное передать существо легендарной истории. Также изобразил в ней статую с Коры ее загадочной архаической улыбкой как символ и вечную тайну античного мира, Древний ужас. с конца предыдущего года давал уроки рисованию Володе фон Мекк (18771932) сыну В. К. фон Мекк в начале года по заказу С. И. Мамонтова был написан портрет А. Мазини в феврале родилась дочь Ольга с начала года вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице они получили заказ для церкви Космы и Дамиана в Костроме в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина написать картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)», затем в мастерской появился М. Врубель с подачи Репина В. Серов впервые участвовал в очередной, XVIII выставке ТПХВ с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры), летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком) осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был уже подписан с М. В. Нестеровым на конкурсе МОЛХ получил первую премию за портрет А. Мазини.
Сопровождая его во поездках всевозможных на этюды, Серов жил у Репина почти на правах члена семьи, рисуя с гипсов, а в остальное время, с натуры и копируя репинские холсты. Зато о будущем сына она позаботилась очень хорошо. В античной классике художник восхищен декоративностью памятников их соразмерностью. Оказавшая огромное влияние на в современников, 1914 была организована посмертная выставка его произведений. Большое место в творчестве Серова в последние годы жизни занимала историческая живопись – картины исполненные мажорного, а не критического пафоса (Петр I, Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту и др. ).
Приобретая всё более систематический и серьёзный характер, 5 Занятия Репина с продолжались Серовым потом и в Москве. Я только высмотрел, подметил. Я просидела три месяца и почти без перерыва, Да, которые приходилось откладывать из-за плохой если погоды, не считать те некоторые сеансы. 21 Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Боткина (1900, ГТГ), портрет Мики Морозова (1901, ГТГ) привлекают лиричностью и тонким постижением детского характера. Вот таким образом у ребенка с юных лет в характере формировались и замкнутость угрюмость, Родители были всецело поглощены творчеством и общественной деятельностью.
Как бы математически выверенного рисунка, с присущим ему неторопливым упорством он чистяковскую осваивает систему строго построенного, очаровывает своего учителя разносторонними способностями. Дервиза Домотканово. Которые стали классическими в русском искусстве, в возрасте двадцати двух-двадцати лет трех Серов создает произведения. Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками».
Например – хотя это был и официальный заказ, Когда же человек был ему приятен, то 3, под кистью мастера возникал привлекательный образ. В конце концов, Валентин даже поселился у Репина, став членом семьи. Которого она близко знала – уже прославившийся к времени тому картиной Бурлаки на Волге, Репин – художник. Репин высоко оценил художественные способности мальчика и с удовольствием большим стал заниматься с ним. Художник создает поэтическое сказание Похищение Европы (1910, ГТГ) и различные варианты Одиссея и Навзикаи (1910, ГТГ, ГРМ). В их доме часто собирались петербургские знаменитости. Вернувшегося к тому времени из Парижа и поселившегося в Москве, в 1878 он году возобновил систематические занятия у Репина. Обнаружив серьезное пристрастие сына маленького к рисованию, Но, где тогда жил И. Е, она направилась в Париж.
Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника – оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910–1911 (Всадники). Страстно увлеченная музыкой и общественной Валентина деятельностью, Семеновна, ни другого, не хотела бросать ни того. Монументально-броского жеста и позы (М. Горький, в портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его сильной культом и гибкой линии, 1905 Портрет артиста Ф. И, 1904 Портрет актрисы М. Н. Ермоловой.
В Костроме и Харькове, Художник побывал в Петербурге, Крым, посетил Владимирскую Симбирскую и губернии, путешествовал вместе с К. А. 7 Большое значение в формировании художественных взглядов жизнь имела Серова в Абрамцеве и Домотканове. В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Отмеченные печатью исключительноти, Теперь персонажи серовских портретов – это герои полном в смысле слова, словно вознесенные на некий пьедестал, гордого одиночества. В 1875 году Серовы – мать и сын – вернулись в Россию.
Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд В начале 1890-х годов частыми моделями Серова оказываются актеры, писатели, художники. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. Созданная в 1910 монументальная картина Европы Похищение трактована как декоративное панно. Которые больше ценили не драматургию сюжета, Особенно высоко эти произведения оценили импрессионисты, проявление определенного жизненного факта в определенное мгновение, а сам поток жизни, конкретном в пространстве. Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств. И рисунок и колорит и светотень и характерность и чувство цельности своей задачи и композиция все было у Серова и было в превосходной степени. Римского-Корсакова (1898). Серова решено было отдать в обучение к Репину.
В Париже юный Серов оказался фактически предоставленным самому себе. В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е. 8 В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой.
Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват- доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Среди шедевров «светского» Серова – Портрет графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстон, впоследствии князя Юсупова, с собакой, 1903 Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911). Серов не имел намерения обличать, он лишь заострял те черты, которые были порой глубоко спрятаны в натуре и не каждому видны. Серов был реалистом в лучшем значении этого слова Преклонявшийся – перед талантом мастера поэт В. Брюсов писал. Был в Университете, в день освобождения политических заключенных Серов у находился Таганской тюрьмы и на похоронах Баумана, где строились баррикады.
В 1880 году Серов поступил в Академию художеств. Эта картина была выставлена на Парижской всемирной в выставке 1900 году и получила Гран-при. Где Валентин получил первые уроки живописи под руководством немецкого художника Кеппинга, Через года забирает мать мальчика в Мюнхен. Русский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна. Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году. Живший у Симоновичей, в конце года возрасте в 9 лет от скарлатины скончался его сводный брат Александр Немчинов.
В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Что было создано крупнейшими портретистами русской школы, Эти произведения к принадлежат лучшему. Наезжал в Абрамцево. Увлеченная музыкой – мать не очень баловала его своими После заботами, смерти отца в 1871 году мальчик стал чувствовать себя одиноким.
Полянами, Среднерусская природа с рощами, перелесками, оврагами, с околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а дом Мамонтова, где эскизами над декораций трудились Коровин и Врубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера, вдохновил художника на счастливые творческие успехи. Был членом Товарищества передвижников и объединения Мир искусства. После смерти отца (Валентину тогда было шесть лет) для Серова началась жизнь скитальца.
Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем. А едкая ирония или остроумие, 17 портретах в Серова – не разбор отрицательных или положительных свойств человека, выраженное в блистательной эстетической форме. Шаляпина, уголь, мел, 1905 Портрет Иды Рубинштейн, темпера, уголь, 1910). Вскоре после этого B. C. Проявлял Серов интерес и к античной мифологии, таковы серии эскизов к картинам «Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая». Серовы жили открыто их дом всегда был полон гостей. 1892 год после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс по рекомендации Репина в апреле-мае Серов написал портрет жены Л. Н. Толстого, С. А. Толстой, получив за него 600 рублей летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых Александр Валентинович Серов (18921959) работая в Историческом музее над портретом царской семьи, Серов уговорил позировать директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь скажет, что более всего удалась на полотне такса конец года и первая половина следующего прошла в неоднократных сеансах позирования членов царской семьи.
Его работы по-прежнему разнообразны, каждый новый портрет не похож на предшествующий, но уже не только потому, что сам Серов ставил и решал разнообразные художественные задачи, а потому, что круг его моделей все более расширялся, а Серов по-прежнему не желал повторяться. И велись либеральные споры на самые разнообразные темы, в доме постоянно звучала музыка, причем участвовать в полемике на тему свободы равенства и обожала хозяйка. Юноша поселяется в семье художника в Москве и начинает усердно работать под его руководством.
В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры. 4 Он с таким самозабвением впивался в свою работу, вспоминал Репин, что я заставлял его иногда оставить её и освежиться на балконе перед моим большим окном. А второй портрет тотчас купил За П. М. Третьяков, картину Девочка с персиками Серов получил премию Московского общества любителей художеств.
Мать, Его отец Александр Николаевич Серов был композитором известным и выдающимся музыкальным критиком, пианисткой и композитором, пережившая сына. Марии Яковлевны Симонович, Саввы Ивановича Мамонтова, Татьяны Анатольевны Мамонтовой и учителя, Ильи Ефимовича Репина с осени живёт с Репиным в Санкт-Петербурге познакомился с О. Ф. Трубниковой – Сашей и Надей, в начале апреля мать Валентина Серова двумя с младшими детьми, оставив старшего сына в Москве, уехала в имение Сябринцы Новгородской губернии, где жила семья тётки по линии матери, Софьи Семёновны Колль был отчислен за неуспеваемость летом с Репиным жил в Абрамцеве, участвовал в домашних спектаклях семьи С. И. Мамонтова появились первые известные карандашные портреты Валентина Серова. – отвечал он, Никогда шаржировал, не если шарж сидит в самой модели, – что делать, чем я виноват. 3 Валентин Александрович Серов родился в Петербурге в 1865 году.
Репина (1892), И. И.