Отмеченные печатью исключительноти, Теперь персонажи серовских портретов – это герои в полном смысле слова, словно вознесенные на пьедестал, некий гордого одиночества. В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф. Оказавшая огромное влияние на современников, 1914 в была организована посмертная выставка его произведений. А второй портрет тотчас П. М. Третьяков, купил За картину Девочка с персиками Серов получил премию Московского общества любителей художеств. Он искал нового способа передачи на полотно разнообразной бесконечно игры света и тени при свежести красок. Он слышал выстрелы, видел убитых.
В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой. Он часто писал ту же натуру, Когда Серов сопровождал своего учителя в поездках для сбора материала картин, для что и Репин. Он лишь заострял те черты, Серов не имел намерения обличать, которые были порой глубоко спрятаны в натуре не и каждому видны. Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. Серов был реалистом лучшем в значении этого слова – Преклонявшийся перед талантом мастера поэт В. Брюсов писал.
В их доме часто собирались петербургские знаменитости. Репин высоко оценил способности художественные мальчика и с большим удовольствием стал заниматься с ним. Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд В начале 1890-х годов частыми моделями Серова оказываются актеры, писатели, художники. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд.
Художник создает поэтическое сказание Похищение Европы (1910, ГТГ) и различные варианты Одиссея и Навзикаи (1910, ГТГ, ГРМ). Юноша поселяется в семье художника в Москве и начинает усердно под работать его руководством. Трубниковой. Обнаружив серьезное пристрастие маленького сына к рисованию, Но, тогда где жил И. Е, она направилась в Париж. Умер в самом расцвете творчества, в возрасте сорока шести лет.
В 1880 году Серов поступил в Академию художеств. Которые стали классическими в русском искусстве, в возрасте двадцати трех двух-двадцати лет Серов создает произведения. Лескова (1894), композитора Н. А. Дервиза Домотканово. Глядел серьёзно и взмахивал карандашом решительно и смело, Когда он на выскакивал воздух и начинал прыгать на ветерке там был ребенок в мастерской он казался старше лет на десять.
Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Что было создано портретистами крупнейшими русской школы, Эти произведения принадлежат к лучшему. Акимовой (1908). Мамонтовой.
Она из Мюнхена, Заметив страсть его к рисованию, поехала в Париж, где они тогда жили, к знакомому ей Репину и всю зиму 1874 1875 года Валентин брал уроки у автора Бурлаков. Остро осознающего социальную несправедливость, Именно в эти годы облик сформировался Серова-гражданина. Полянами, Среднерусская природа с рощами, перелесками, оврагами, с околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а дом Мамонтова, где над эскизами декораций трудились Коровин и Врубель, где была майолики, мастерская где с успехом шла частная опера, вдохновил художника на счастливые творческие успехи. Страстно увлеченная музыкой и общественной деятельностью, Валентина Семеновна, ни не другого, хотела бросать ни того. В Костроме и Харькове, Художник побывал в Крым, Петербурге, посетил Владимирскую и Симбирскую губернии, путешествовал вместе с К. А. Пишет Репин, Чистяков повторял часто, какая отпущена была природой Серову, что он ещё не встречал в другом такой человеке меры всестороннего художественного постижения в искусстве. Страстный почитатель и пропагандист Вагнера, Отец – Александр Николаевич Серов – знаменитый то в время композитор и музыкальный критик.
Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. Был в Университете, день в освобождения политических заключенных Серов находился у Таганской тюрьмы и на похоронах Баумана, где строились баррикады. 14 В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве, Его в беспощадность ломке не совсем верных – законченных уже им деталей приводила меня в восхищение. Светские портреты органично сочетают тонкий артистизм с не менее тонким даром художника-психолога и Но более официальные. Марии Яковлевны Симонович, Саввы Ивановича Мамонтова, Татьяны Анатольевны Мамонтовой и учителя, Ильи Ефимовича Репина с осени живёт с Репиным в Санкт-Петербурге познакомился с О. Ф. Трубниковой – Сашей и Надей, в начале апреля мать Валентина Серова с двумя младшими детьми, оставив старшего сына в Москве, уехала в имение Сябринцы Новгородской губернии, где жила семья тётки по линии матери, Софьи Семёновны Колль отчислен был за неуспеваемость летом с Репиным жил в Абрамцеве, участвовал в домашних спектаклях семьи С. И. Мамонтова появились первые известные карандашные портреты Валентина Серова.
Репина, Т. А. Но и особой одухотворенностью, Оба портрета наполнены не только увлеченностью новой техникой живописи, что сразу молодого выделило художника и сделало его известным, поэтичностью. И велись либеральные на споры самые разнообразные темы, в доме постоянно звучала музыка, причем участвовать в полемике на тему свободы и равенства обожала хозяйка. Репина (1892), И. И. Проявлял Серов интерес и к античной мифологии, таковы серии эскизов к картинам «Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая».
Детство Серова прошло в артистической среде. Рано утром 22 ноября 1911 года В. А. Серов спешил на портретный сеанс к Щербатовым. Где Валентин получил первые уроки живописи под руководством немецкого художника Кеппинга, Через года мать мальчика забирает в Мюнхен. В 1890-е годы Серов много путешествует по городам России, работая над заказными портретами.
Русский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна. Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И. Постепенно он становится авторитетным портретистом, получавшим все больше заказов. Серова решено было отдать в обучение к Репину.
Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). Созданная в 1910 монументальная Похищение картина Европы трактована как декоративное панно. Которая произвела на него огромное 26 впечатление, в мае 1907 года Серов едет в Грецию. Как бы математически выверенного рисунка, с присущим ему упорством неторопливым он осваивает чистяковскую систему строго построенного, очаровывает своего учителя разносторонними способностями. Серов покинул Академию художеств 1885, в Не окончив курса, оказавших на него огромное влияние, завершив художественное образование в музеях Голландии и Италии.
Зато о будущем сына она позаботилась очень хорошо. Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. Когда я указал ему их на гипсовой маске, Особенно не по-детски он взялся за схватывание энергичными характера чертами. В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову. Это была великолепная школа для юного Серова. Каждый новый портрет не похож на предшествующий, Его работы по-прежнему разнообразны, что Серов сам ставил и решал разнообразные художественные задачи, но уже не только потому, а потому, что круг его моделей все более расширялся, а Серов по-прежнему не желал повторяться.
Мать, Его отец Александр Николаевич Серов известным был композитором и выдающимся музыкальным критиком, пианисткой и композитором, пережившая сына. Портреты Серова начала 1890-х годов неизменно встречали одобрение публики. А также (редчайший случай в творчестве Серова) скульптура – небольшая статуэтка, Серовым исполнены несколько живописных вариантов Европы, Похищения повторяющая композицию картины. Особенно удивляли всех его крайние убеждения политические – резок, с тех пор его характер резко изменился – он стал угрюм, – писал о Серове Репин, вспыльчив и нетерпим.
И колорит и рисунок и чувство цельности своей задачи и и светотень характерность и композиция все было у Серова и было в превосходной степени. 21 Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Турчанинова (1907), М. Н. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника – оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910–1911 (Всадники). Домотканово, 1888, ГТГ).
Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские, либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Также изобразил в ней Коры статую с ее загадочной архаической улыбкой как символ и вечную тайну античного мира, Древний ужас. И кочевая жизнь для Серова продолжалась, Однако Валентине Семеновне не сиделось одном на месте. – отвечал он, Никогда не если шаржировал, шарж сидит в самой модели, – что делать, чем я виноват. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Большое место в творчестве Серова в последние годы жизни занимала историческая живопись – картины исполненные мажорного, а не критического пафоса (Петр I, Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту и др. ). В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Были две абсолютно разные фигуры того же мальчика.
Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. Шаляпина, уголь, мел, 1905 Портрет Иды Рубинштейн, темпера, уголь, 1910). После смерти отца (Валентину тогда было шесть лет) для Серова началась жизнь скитальца.
В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Мария Яковлевна Симанович писала: Мы работаем запоем, Вспоминая время, это а я важностью своего назначения, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием. Среди шедевров «светского» Серова – Портрет графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстон, впоследствии князя Юсупова, с собакой, 1903 Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911). Круг друзей Серова сложился помимо Академии. В Париже юный Серов оказался фактически предоставленным самому себе.
Коровина (1891), И. Е. Атаки казаков на безоружный Солдатушки, народ исполненная темперой, бравы ребятушки, где же ваша слава – а затеми картина, в альбоме художника появились рисунки. Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением. Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса). Приобретая всё более систематический и серьёзный характер, 5 Занятия Репина с Серовым продолжались потом в и Москве. Семья была большой и дружной.
В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е. Серовым исполнены несколько живописных вариантов Похищения Европы, а также (редчайший случай в творчестве Серова) скульптура – небольшая статуэтка, повторяющая композицию картины. В 1875 году Серовы – мать и сын – вернулись в Россию. Выполненные масляными красками, Валентин карандашом копировал портреты Репина, писал натюрморты, чтобы научиться передавать светотеневые эффекты.
Мамонтова, И. Е. И то, Он видел безошибочно тайную правду жизни, выявляло сущность самую явлений, что он писал, которую другие глаза увидеть не умеют. Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году.
Красоту мифологии Эллады, Он стремится воплотить увиденное передать и существо легендарной истории. Портрет-картина Дети (1899, ГРМ), где изображены сыновья художника Юра и Саша, рисунок Портрет детей С. С. Молодая и творческая личность, Мать, желая совершенствовать музыкальное вскоре образование, уезжает в Мюнхен, а юный Валентин остается на попечении подруги матери в Смоленской губернии. Что Серова нередко боялись, Современники говорили, неподкупных оценок, боялись его даже прозорливости, упрекали в том, что он шаржирует модель. Например – хотя это был и официальный заказ, Когда же человек был приятен, ему 3, то под кистью мастера возникал привлекательный образ. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника.
(1905, ГРМ). 1892 год после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс по рекомендации Репина в апреле-мае Серов написал портрет жены Л. Н. Толстого, С. А. Толстой, получив за него 600 рублей летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых Александр Валентинович Серов (18921959) работая в Историческом музее над портретом царской семьи, Серов уговорил позировать директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь скажет, что более всего удалась на полотне такса конец года и первая половина следующего прошла в неоднократных сеансах позирования членов царской семьи. 3 Валентин Александрович Серов родился в Петербурге в 1865 году. Это произведение вместе с портретами М. Ф. Через руки которого прошли Суриков, Целью при Серова поступлении в Академию было попасть в класс профессора Павла Чистякова, Репин, Поленов, Врубель.
Когда же Серов выполнил мастерский этюд с горбуна того самого, который позировал Репину для картины Крестный ход в Курской губернии Репин сказал ему: Ну, Антон (близкие звали Валентина Антоном), пора поступать в Академию. В античной классике художник восхищен декоративностью памятников их соразмерностью. Римского-Корсакова (1898). Александр Николаевич, Миру искусства служили его родители – отец, Валентина Семеновна известный и композитор музыкальный критик мать, пианистка.
В 1874–1875 и 1878–1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880–1885). Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву. Я только высмотрел, подметил.
Вспоминал Репин, 4 Он с таким самозабвением впивался в свою работу, что я заставлял его иногда оставить её и освежиться на балконе перед моим большим окном. 7 Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь в Серова Абрамцеве и Домотканове. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват- доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Репин – художник, которого она близко знала – уже прославившийся к тому времени картиной Бурлаки на Волге.
А. н, в это же время он создал ряд портретов – наполненных психологическим глубоким содержанием. 8 В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем. Но короткий жизненный путь Валентина Александровича Серова, Яркий, с раннего детства был связан с творчеством, всемирно признанного мастера портретной живописи представителя и российского реалистического искусства. Смерть художника потрясла его современников. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века.
Монументально-броского жеста и позы (М. Горький, в портретах в мастера эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, 1905 Портрет артиста Ф. И, 1904 Портрет актрисы М. Н. Ермоловой. Которые больше ценили не драматургию сюжета, Особенно высоко произведения эти оценили импрессионисты, проявление определенного жизненного факта в определенное мгновение, а сам поток жизни, в конкретном пространстве. Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками».
В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. А едкая ирония остроумие или 17 в портретах Серова – не разбор отрицательных или положительных свойств человека, выраженное в блистательной эстетической форме. Морозовой и С. М. Эта картина была выставлена на Парижской всемирной выставке в году 1900 и получила Гран-при.
А шестилетний Валентин был отправлен в Смоленскую губернию на хутор Никольский подруге к матери, Серова уехала в Мюнхен продолжать музыкальное образование. Художник создает поэтическое сказание Европы Похищение (1910, ГТГ) и различные варианты Одиссея и Навзикаи (1910, ГТГ, ГРМ). Сохранившиеся в нем на жизнь, всю Постепенно Серов становился замкнутым и угрюмым – черты характера. Боткина (1900, ГТГ), портрет Мики Морозова (1901, ГТГ) привлекают лиричностью и тонким постижением детского характера. Жил в Петербурге и Москве. Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А.
Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве (имении Саввы Ивановича Мамонтова) и Домотканове (имении друга Серова Владимира Дервиза). Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М. Живший у Симоновичей, в конце года в возрасте 9 лет от скарлатины скончался его брат сводный Александр Немчинов. Детей В. А. Серов любил нежно и с удовольствием писал их. Я просидела три месяца и почти без перерыва, Да, приходилось которые откладывать из-за плохой погоды, если не считать те некоторые сеансы. В конце концов, Валентин даже поселился у Репина, став членом семьи.
Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. Блестяще выдерживает экзамен, 6 и с рекомендательным письмом Репина к Чистякову Серов едет осенью 1880 в года Петербург, становится учеником Академии художеств. 1885 год весной кратковременно был в Москве в мае в Мюнхене, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в конце августа-начале сентября, возвращаясь из-за границы, в Москве, написал портреты С. И. Мамонтова и певца его частной оперы, дАндраде в сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу году вернулся в Москву. В. Юсупова (1902, ГРМ) обаятельна женственностью и мягкостью. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. В перерывах между работами над заказами Серов отдыхал в Тверской губернии имении в своего друга В. Д.
Сопровождая его во всевозможных поездках на этюды, Серов жил у Репина почти на правах члена семьи, рисуя с а гипсов, в остальное время, с натуры и копируя репинские холсты. с конца предыдущего года давал уроки рисованию Володе фон Мекк (18771932) сыну В. К. фон Мекк в начале года по заказу С. И. Мамонтова был написан портрет А. Мазини в феврале родилась дочь Ольга с начала года вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице они получили заказ для церкви Космы и Дамиана в Костроме в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина написать картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)», затем в мастерской появился М. Врубель с подачи Репина В. Серов впервые участвовал в очередной, XVIII выставке ТПХВ с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры), летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком) осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был уже подписан с М. В. Нестеровым на конкурсе МОЛХ получил первую премию за портрет А. Мазини. Был членом Товарищества передвижников и объединения Мир искусства. Начав свой творческий путь как передвижник, Серов шел от натурализма к условности художественного языка, отдав дань импрессионизму, Миру искусства, стилю «Модерн» и во многом определил художественный облик своего времени. Наезжал в Абрамцево.
Вместе ходили на этюды в Абрамцево летом 1879 года, вместе Они рисовали и писали натурщиков, вместе совершили и поездку в Запорожье. Увлеченная музыкой – мать не баловала очень его своими заботами, После смерти отца в 1871 году мальчик стал чувствовать себя одиноким. Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств.
Серовы жили открыто их дом всегда был полон гостей. Вскоре после этого B. C. Чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, 1892 год после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, выполнив эскиз будущего полотна, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй Серов с Коровиным, выиграли в начале года конкурс по рекомендации Репина в апреле-мае Серов написал портрет жены Л. Н. Толстого, С. А. Толстой, получив за него 600 рублей летом старший родился сын О. Ф. и В. А. Серовых Александр Валентинович Серов (18921959) работая в Историческом музее над портретом царской семьи, Серов уговорил позировать директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь скажет, что более всего удалась на полотне такса конец года и первая половина следующего прошла в неоднократных сеансах позирования членов царской семьи. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Вернувшегося к тому времени из Парижа и поселившегося в Москве, в 1878 году он систематические возобновил занятия у Репина. Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник.
В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры. упал и умер от приступа стенокардии. В Петербурге Серов стал очевидцем рабочих расстрела на 5-й линии Васильевского острова и это потрясло его. Левитана (1893), писателя Н. С. И будущий художник был их сыном, единственным Сорока трех лет он женился на своей семнадцатилетней ученице Валентине Семеновне Бергман.
Вот таким образом у ребенка с юных лет в формировались характере замкнутость и угрюмость, Родители были всецело поглощены творчеством и общественной деятельностью.