Падая, дерево ударилось о потемневшую от времени корягу и переломилось пополам. Вот деревья, раскинувшие ветви своей роскошной кроны навстречу первым лучам солнца. Зрителю начинает казаться, что уже и птицы заголосили свои утренние песни. Но уже чувствуют приближение солнечного утра животные – резвящиеся медвежата и их мать. На полотне изображена дремучая чаща соснового леса с упавшим сломленным деревом на краю оврага. Мох покрывает вырванные корни дерева и упавшие сломленные ветки.
А солнечные лучи тем временем уже залили весь на лес заднем плане и пробираются к медвежьей семье. Но их братика больше увлекает восход солнца. Свет утреннего солнца еще как бы робко заглядывает в этот сосновый лес. Который выступил в роли соавтора и изобразил медведей, фигуры Замысел картины в свое время был подсказан живописцу Шишкину художником Константином Савицким. Старая сухая могучая сосна вывернута с корнем разыгравшейся когда-то непогодой. Что-то привлекло их внимание и двое малышей стараются разобраться, что же именно.
И вся картина, наполненная этим светом, создает ощущение радостного пробуждения природы. Необычное место выбрали для отдыха бурые хозяева леса. Забравшись по стволу ближе к оврагу, Один медвежат из встал на задние лапы и с любопытством оглядывается вдаль на свет дымки от восходящего солнца. Может, оно не выдержало могучего ветра, а может, просто высох от возраста его ствол. А ствол с растопыренными в разные стороны корнями замшелыми все еще смотрит, Теперь верхушка лежит на земле, как раскачиваются в небе зеленые головы его соседок сосен.
Когда картину приобрел Павел Михайлович Третьяков, Но и авторство осталось лишь только за Шишкиным, он снял подпись Савицкого. Чтобы незваный гость не проник в эту удивительную лесную Неприступные страну, сосны-исполины стоят на страже густой стеной, не нарушил ее покой. И медвежата радостно резвятся на поваленном дереве. Расплывается умиротворённая улыбка леса: день будет солнечный.
А живая картина природы, нами Перед не только глухой дремучий замерший лес с его глубинной силой. Что он расписался на картине вместе с Шишкиным, результате в животные получились у Савицкого настолько удачно. Мы видим не просто монументальное полотно о величии и красоте русской природы.
Но лучи восходящего солнца уже позолотили верхушки сосен вековых и заставили светиться утреннюю дымку. Чутко прислушивается к звукам пробуждающейся природы, Медведица внимательно наблюдает за своих возней малышей. На картине перед нами в мельчайших подробностях предстает утренний лес. Начинающийся новый день обещает свет и спокойствие. Как будто ей так не хочется просыпаться от приятного сна, Вот из одна них слегка наклонила свою макушку. Левая часть картины еще сохраняет полумрак холодной ночи дремучего бора. Она вывела своих детей на утреннюю прогулку. Видно, что они уже успели подкрепиться и теперь весело и беззаботно играют. Скрывающий от взора зрителя всю глубину соснового бора и хотя солнце пока еще не в состоянии развеять полностью этот ночной туман, а медведица-мать их медвежата стережет, уже играют на сломанном стволе упавшей сосны.
Пробивающийся сквозь дымку и высоких колонны деревьев, Солнечный свет, мощь вековых деревьев, дает почувствовать глубину оврага за упавшей сосной. Третьяков посчитал, что всё в картине говорит о манере живописи и творческом методе, свойственных именно Шишкину. Мягкая зеленая трава создает ощущение уюта и спокойствия. Он старается увидеть, Приподнявшись на задние лапки, постепенно наполняющий всю лесную чащу, откуда же идет дивный этот свет. Любящим уединение в бору, Картина наполнена движением и жизнью не благодаря только этим четырем медведям, но и точно изображенному живописцем переходному моменту пробуждающегося раннего солнечного утра после холодной ночи. В центре поваленное дерево. Его-то и облюбовала медведица с медвежатами.
Словно братья и сестры, держащиеся за руки, переплели сосны свои ветви. И это ощущение усиливается сочетанием света и тени, мастерски переданным автором, с помощью которого он стремится передать нам свои чувства, свое восхищение этой красотой.