Оба города-лидеры экономического развития, центры промышленности, науки и техники. Солдаты, вытянувшиеся в четкую линию, стоят подобно стене Кремля. По которой души усопших следуют в рай, Млечный Путь как дорога, это было верование достаточно распространено среди русских крестьян. По данным биологов, в жизни реальной птицы, Полярную звезду, при перелете ориентируются на Большую Медведицу, созвездие Лебедя. В Москве упор делается на науку и научное обслуживание.
А стрельцы – символом душ человеческих, является Он для Сурикова символом кровавых перемен, которые не вписывались в новую эпоху. Таинство совершает только священнослужитель. Обвиненные не были ни связаны, ни скованы.
Казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. Восставшие стрельцы намеревались возвести на престол вместо Петра, окружившего себя иноземцами, царевну Софью, заточенную в Новодевичьем монастыре или, в случае отказа Софьи, ее фаворита В. Голицына, находившегося в ссылке – в которую, Эта первая по времени написания часть исторической «трилогии» Сурикова, вошли полотна «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова», нее, помимо «оживляет» событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно. Царь Петр был не так жесток и фанатичен, как его написал Суриков. 17 век стал периодом расправы над сторонниками Нарышкиных из которых происходила мать Петра и будущий царь ребенком видел все казни, совершаемые стрельцами. На полотне разыгрывается настоящая человеческая драма. Взяв сюжетом своей картины казнь стрельцов, Суриков не показал, однако, самой казни. Засмотрелся на очертания Василия Блаженного, Остановился недалеко от Лобного места, да ясно, так и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, что сердце забилось. Санкт 150 Петербург 150 один из немногих городов мира с точной датой рождения: 16 (27 по новому стилю) мая 1703г. Что исторически прогрессивные преобразования Петра достигались дорогой ценой страданиями и кровью народных масс, Суриков обратился к переломной русской эпохе истории эпохе Петра I. Мы знаем, который вызывал горячий протест, неимоверным усилением социального гнета. О древних представлениях, которые связывают души усопших с созвездием Большой Медведицы, говорят некоторые сказки южных славян, народов Европы (Дания), Центральной Азии, по сюжету которых семь братьев становятся семью золотыми звездами Плеяд8.
Таким его отраслям, в Промышленности обоих городов ключевое место принадлежит электротехника, машиностроению, как станко – и приборостроение, радиоэлектроника, оптическая механика, производство вычислительной техники. священников для напутствия осужденных видно не было, как будто бы преступники были недостойны этого подвига благочестия все же каждый держал в руках зажженную восковую свечу, чтобы не умереть без света и крест. У обоих городов вырос так называемый «промышленный флюс»: они оказались перегружены рядовыми производствами, которые выпускали массовую продукцию. в сибирских курганах коллекция ценнейших ювелирных изделий VII-II столетий до н. э. Эта первая по времени написания часть исторической «трилогии» Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова», «оживляет» событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. Восставшие стрельцы намеревались возвести на престол вместо Петра, окружившего себя иноземцами, царевну Софью, заточенную в Новодевичьем монастыре или, в случае отказа Софьи, ее фаворита В. Голицына, находившегося в ссылке. Главный герой исторических полотен Сурикова народ, а основное содержание драматический конфликт времени. Семерка как число, связанное с миром прародителей, с погребально-поминальным культом, присутствует, например, в веровании, что «землица с семи могил добрых людей спасает от всех бед»3, в совете старых людей ставить семь свечей на канун или к иконам святых угодников для поминания или испрашивания прощения за какие-либо грехи.
Семь свечей зажигаются во время соборования: например, во Владимирской губернии во время таинства соборования на стол, накрытый скатертью или холстиной, ставилась глиняная чаша с зерном, а в зерно втыкалось семь лучин, обернутых на концах пенькой и семь зажженных свечей (1898). Некоторых из них уволили в отставку, 29 апреля стрельцы потребовали управы на начальников своих и получили удовлетворение полковников подвергли наказанию. Стрельцы (старое допетровское войско, которое Петр I заменил регулярной армией), ущемленные в своих интересах, неоднократно восставали. Символична и свеча, которая упала в грязь – это душа, растоптанная Петром. Одновременно Суриков выбирал место действия и писал памятники на архитектуры пленэре в конкретных природных условиях.
Однако вместе с тем новое правительство заявило о намерении укротить «своеволие» стрельцов. Это тончайшее наблюдение, наверняка обсуждавшееся поэтом во время его бесед с самим Суриковым (1913 год), в дальнейшем не было развито исследователями. Кто смог перекроить жизнь заново, Человек мундире в стал тем, к которой мы привыкли, сделать ее такой. Композиционно эти свечи «держат» ту часть полотна, где изображены стрельцы и народ. На котором выделялись одежды осужденных и фанатичный, Мастер кисти не зря выбрал туманное пугающий утро, взгляд Петра.
Кульминация конфликта запечатлена в дуэли двух взглядов. Как в заговорах и ритуалах нет ни одного случайного слова и образа, так и в картине Сурикова совсем не случайна центральная сюжетная композиция, построенная на цифре семь: семь стрельцов (одного уже увели, осталась лишь свеча как часть его души), семь свечей, семь видимых с места события глав храма Василия Блаженного. Со зловещим силуэтом Василия Блаженного позади, Его казнь стрельцов среди насупившейся Красной с площади, процессией искалеченных людей, с мерцающими в утренней мгле жалкими свечками, плетущейся под грозным взором Антихриста Царя, гениально передает весь сверхъестественный ужас начинающейся петровской трагедии. И прежде всего в семь те свечей, Вглядимся в полотно великого живописца, которые символизируют жизнь и смерть стрельцов. Он как бы совершает обряд последнего покаяния, Кланяясь ибо без покаяния и прощения душа не умершего может успокоиться и долго будет маяться испрашивая прощения у народа.
Это в особенности подтверждают картины Сурикова. Сходство российских столиц проявилось и в экономике. Стрельцы умирали мужественно. Да и сам Суриков не дал к тому ни одного намека. «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех.
Секретаря при австрийском посольстве во времена Петра I, При написании Утра стрелецкой казни он изучал дневники Иоганна Корба, которого знал лично, при работе над Боярыней Морозовой – труды историка Ивана Забелина, а также работы известного историка раскола Афанасия Щапова многие и другие исторические документы. «Приносят жертву луне каждое новомесячье» (1786) в архиве «Этнографического бюро» князя В. Н – Об обычае этом писал М. Чулков в словаре «Абевега русских суеверий». Что прогрессивные реформы вызывали Петра решительное противодействие прежде всего со стороны исторически обреченных общественных групп, Вполне естественно. Которая растерялась в толпе – это дочка самого художника, Девочка в красном платочке, пока она подрастет, ждал, который чтобы написать образ.
В лунном месяце 28 дней четыре недели по 7 дней. Но город, освобождавший от обязанностей «главы государства», не утрачивал столичного вида и духа. Земля лоно предков, последний приют бренного тела всех живших на ней. Что луна в культуре всех народов символизирует другой мир мир усопших предков, особенно Но важно здесь то. Есть еще один момент в «Утре стрелецкой казни» 8212 она прекрасна особенной смертельной красотой.
Начинал Суриков с изучения исторических материалов и этюдов с натуры. Развитие Москвы и Петербурга в значительной степени шло по похожему пути и имело положительные как результаты. Прежде всего, почувствовал я себя здесь гораздо уютнее, чем в Петербурге. Когда Стрелецкий бунт, Художник обратился к событиям эпохи Петра I, был возглавляемый подавлен, царевной Софьей, а стрельцы казнены. Картина известного художника В. И.
Однако это едва ли верно. Горит 7 свечей, 7 глав собора Блаженного, Василия которых будут казнить – 7 стрельцов, Символично для картины число 7. «Жилища солдат в Преображенском рассекает протекающая там река Яуза на другой стороне ее, на небольших московитских тележках (которые они называют извозчичьи) были посажены сто виновных, ожидавших своей очереди казни. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Купившему полотно у Сурикова прямо на выставке восемь за тысяч рублей, Могучая картина. » писал И. Репин П. Третьякову. Секретаря при австрийском посольстве во времена Петра I, написании При Утра стрелецкой казни он изучал дневники Иоганна Корба, которого знал лично, при работе над Боярыней Морозовой – труды историка Ивана Забелина, а также работы известного историка раскола Афанасия Щапова и многие другие исторические документы.
12 Достоевский сказал, что нет ничего фантастичнее реальности. Однако стрельцы достойно испили свою горькую чашу. Однако это едва ли верно. 8 Начинал Суриков с изучения исторических материалов и этюдов с натуры.
Роста злоупотреблений боярско-дворянской администрации притеснений и стрельцов и солдат, Явилось следствием усиления феодально-крепостнического гнёта. Еще во второй половине XIX века в обычае было «целование земли и клятва ею». Судя по рисункам, которыми Корб проиллюстрировал свой «Дневник», свечи были больших размеров. Лишь трое из них поняли ценность жизни и спокойствия их близких, а царь дал им это.
Московское восстание 1682, «Хованщина» (по имени князя И. А. Хованского, руководителя стрелецкого движения, начальника Стрелецкого приказа), крупное антифеодальное восстание, главным образом стрельцов и солдат Москвы, поддержанных частью жителей столицы и её окрестностей продолжалось с конца апреля начала мая до осени. Начало этому музею – музейному делу вообще в России-положила собранная еще в 1714 г. Петром 1 коллекция «разной всячины»: машин, станков инструментов, медицинских препаратов, образцов минералов, чучел птиц и зверей, монет, оружия, книг. Полотно Сурикова обильно насыщено ритуально-семантическими образами. А купол храма Пресвятой Богородицы срезан в верхней части Собор картины, Василия Блаженного словно объединяет огромную толпу людей. Обратившись к жанру исторической живописи, Уже в годы своего учения, с его пустотой и холодностью, Суриков показал свою новую нишу в искусстве – он открыто стремился преодолеть условности и догмы академического искусства, смело вводя свои в картины бытовые мотивы, добиваясь конкретной историчности архитектурного фона и деталей, убедительности свободной группировки фигур и окружения.
Статус столицы Москва и Петербург передавали друг другу, как эстафету. Образно говоря, Россия явилась с двумя столицами. А стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в эту страшную минуту, этом При художник не показывает своим зрителям сцен кровавой расправы. Пока не увидел могильщика на кладбище – такого же злого, Образ человека с рыжей бородой художник долго не мог написать, яростного даже и непокорного.
И витая свеча рыжего стрельца и пламя, предстоят завиткам луковицы большого купола левого храма Василия Блаженного, как и сам стрелец. То плачь женщин усиливался, а когда быстрые кони увлекали осужденных на самое место казни, переходя громкие в рыдания и вопли. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества великолепного колориста и изысканного «композитора» (так его называли соученики по Академии). Семь стрелецких свечей это символ таинства соборования, Итак, прогнав патриарха Адриана, которого Петр лишил стрельцов, когда тот утро в стрелецкой казни, подняв икону Богородицы, явился в Преображенское. Такое разделение представляет собой два мира – мир элитности стрелецких войск, которая ушла в прошлое и новый мир Петра, нарушившего все традиции Руси.
О чем свидетельствует сохранившийся вплоть до XX века обычай каждый раз молиться на только народившийся что месяц, Придерживались этого счета времени и предки русских. Потрясает его эффект движения толпы, хотя на самом деле написаны четко только пара десятков персонажей. Но явно ощущаемый гул плачущих, голосов Над площадью стоит неслышный зрителю, молящихся, стенающих, проклинающих. Из поместья воеводы Шеина были приведены на смерть еще сто тридцать стрельцов. В своем творчестве художник прославляет русский народ, его стойкость и мужество, бунтарский дух и твердую веру в справедливость.
Он не просто уверенно сидит на коне, Образ Петра исторически достоверен, а вся его фигура нервное выдает монументальное напряжение-ожидание. Как забытые сны, И, что видел и в детстве, стали все больше и больше вставать в памяти картины того, 6 Уже в годы своего учения, обратившись к жанру исторической живописи, Суриков показал свою новую нишу в искусстве – он открыто стремился преодолеть условности и догмы академического искусства, с пустотой его и холодностью, смело вводя в свои картины бытовые мотивы, добиваясь конкретной историчности архитектурного фона и деталей, убедительности свободной группировки фигур и окружения. Местное название Млечного Пути «Гусиная дорога», так как, по народным знаниям, Млечный Путь определяет направление перелета диких гусей и других птиц в теплые страны7.
По этому поводу искусствовед И. Евдокимов писал: «Суриков был скуп на высказывания о себе. Мнению которых подчинялись цари, даже Причем стрельцы в ту пору считались элитной армией России. Началось здесь, в Москве, со мною что-то странное – как забытые сны, И, что видел и в детстве, стали все больше и больше в вставать памяти картины того, Из воспоминаний молодого Сурикова, впервые попавшего в Москву.
Об этом обычае писал М. Чулков в словаре «Абевега русских суеверий»: «Приносят жертву луне каждое новомесячье» (1786) в архиве «Этнографического бюро» князя В. Н. Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт. Что когда пришло утро казни, Достоверно известно, но дальнейшей с ссылкой, он предложил каждому из 150 стрельцов помилование. Выступление было облегчено борьбой за власть в правящей верхушке. Об этой перекличке образов впервые написал Максимилиан Волошин: «Семи видимым главам собора соответствуют семь смертных свечей картины»3.
Все основные исторические картины художника, среди которых «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899), «Степан Разин» (1906) 151 выставлялись на передвижных выставках и имели огромный успех у зрителей и критики. Прогорая, к моменту казни, как это изображено на картине Сурикова, в руке у стрельца оставался огарок такого примерно размера. Для таинства ломается на семь лучинок ветка троицкой березки вместе с семью свечами березовые лучины ставятся в чашу с пшеном зажигаются и свечи, в иных одни случаях свечи – и лучины, о нем мне рассказывали жители Михайловского района Рязанской области. Окружение Петербурга вначале совсем не походило на Подмосковье.
Отовсюду вокруг толпы несчастных слышны были стоны и вопли. Колпино у Ижорского завода, который к известности машиностроительного присоединил центра славу курорта – Сестроецк, Были созданы производственные спутники впоследствии ставшие городами. Сурикова впервые народ был показан как главная действующая сила истории. Эта работа поставила вровень художника с теми, Показанная на 9-й передвижной выставке, кто задавал тон в тогдашней русской живописи.
Тенишева можно найти свидетельства типа присланного из с. Три Озера Спасского уезда Казанской губернии: «Молятся на только что народившийся новый месяц» (1898). Достоевский сказал, что нет ничего фантастичнее реальности. В традиционном русском обществе широко бытовало представление о том, что у каждого человека есть три матери: родная, крестная и мать-сыра земля. Что стоит на телеге, Народный вариант с прощания белым светом в картине Сурикова представлен образом стрельца. Бывало, Идешь, свернешь в переулок, в сумерках по улице и вдруг совсем что-то знакомое, такое же, как и там, в Сибири.
Тогда началось объявление приговора. Шлиссельбург, Ведь одновременно с невской созданием столицы сооружались или укреплялись города- крепости 150 Кронштадт, Новая Ладога. Это в особенности подтверждают картины Сурикова. Очень многие, надев петлю на шею, стремглав бросались с подмостков, желая ускорить свой конец повешением»2. Появился фанатичный взгляд, Тогда у него начало дергаться лицо, а и личной вендеттой за потерянное детство, а казнь стрельцов стала не способом только усмирения бунтов.
Объединивший 36 академических институтов, в находится Петербурге Научный центр Российской академии наук. Не царственным делом был занят Петр Алексеевич тем утром октябрьским 1698 года, Ох, но еще более того в день расправы над стрельцами 14 февраля 1699-го. Созвучно этому отмеченное в 1898 году представление дорогобужских крестьян (Смоленская губерния) о том, что Млечный Путь дорога, по которой «восходят все умершие на небо». Шварц действительно довольно любопытная и крайне симпатичная в фигура истории русского искусства. И каждая предназначалась в тот день для шести бунтовщиков, По сторонам обеим всех городских ворот было воздвигнуто по две виселицы. Императрицы Елизаветы, в этой дате разгадка указа его дочери, об смертной отмене казни на Руси.
Москва нужна для России для Петербурга нужна Россия». Семерка в культуре народов мира считается числом лунным первоначальный счет времени велся по лунному календарю. Вот таким образом начало светлых дней Петра мрачили мятежи и казни.
Все эти меры часть православного уклада жизни и азы ритуальной грамоты. Что казнь происходила в подмосковном селе Преображенском, Известно, но для придания событию большей значимости Суриков перенес на его Красную площадь. Одна из которых некогда вдохновила Десять Сурикова, других куполов становятся символом зажженных свечей. «петербург 150 аккуратный человек, прежде нежели задумает дать вечеринку, на все глядит с расчетом и, посмотрит в карман Москва- русский дворянин и если уж веселится, то веселится до упаду и не заботится о том, что уже хватает больше того, сколько находится в кармане Москва -большой гостиный двор, Петербург- светлый магазин совершенный – немец, о различии Москвы и Петербурга писал Николай Васильевич Гоголь. К обуви у них привешены были колодки. Позже во «всячину» попадает и найденная в 1721г. Вместо псевдоисторических полотен мифологического и религиозного содержания академической школы на выставках передвижников появляются картины на темы русской истории, абсолютно иные по характеру.
Одновременно каждая свеча картины находится в сакральном соотношении с семью главами переднего плана храма Василия Блаженного (Покровский собор на Рву). Полотно насыщенно яркими нарядами, костюмами стрельцов и башнями Кремля. Этот вариант соборования в среднерусском регионе сохраняется до сих пор. Избавив живописца от забот о хлебе насущном, Эти деньги, развязали ему руки для продолжения в работы избранном направлении. Брожение в стрелецких полках, происходившее в феврале апреле, вылилось в восстание, начало которого было ускорено смертью (27 апреля) царя Фёдора Алексеевича.
Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. Они и в последний смертный час с не меньшей нравственной выполняют силой принятый в народе и доживший до XX века ритуал прощания с белым светом и матерью-землей, Показав величайшую силу духа во время нестерпимых пыток. Что и после гибели многих людей остальные будут жить, Это словно того, отражение передавая рассказы о Петре и стрельцах из поколения в поколение. Рост жилищного строительства, Это вызвало усиленный приток рабочих кадров и населения, расширение размеров обоих и городов ухудшение экологической обстановки. Примечательно, что критики считают его символом обезглавленной Руси. Среди которых «Утро стрелецкой казни» (1881), основные Все исторические картины художника, «Боярыня Морозова» (1887), «Меншиков в Березове» (1883), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899), «Степан Разин» (1906) 151 выставлялись на передвижных выставках и имели огромный успех у зрителей и критики. В июне 1698 года они были разбиты верными Петру полками под Новоирусалимским монастырем.
Причем довольно трагическими ее моментами, один Еще момент – это проникновенность Сурикова историей Руси. Символичны все архитектурные постройки. Свои тайны хранят и другие произведения мастера на исторические темы. Картина выполнена в темных, даже тяжелых красках.
Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей. Что Петербург вырос в экономической пустыне и в то время же выражение русского географа Александра Ивановича Воейкова, заслуживает критического отношения. Другая смысловая мотивировка ритуального кода, заложенного Суриковым в композиции картины, в широко известном веровании о душе в образе птицы. Шварц действительно довольно любопытная и крайне симпатичная в фигура истории русского искусства. Началось здесь, 4 Из воспоминаний Сурикова, молодого со мною что-то странное, в Москве – впервые попавшего в Москву. Но верно и то, что эта картина не исключение в творчестве великого художника. Противопоставлял друг другу, Александр Пушкин Сергеевич в своих произведениях сравнивал Петербург и Москву, подчеркивая несходство. Бывало, Идешь, свернешь в в переулок, сумерках по улице и вдруг что-то совсем знакомое, такое же, как и там, в Сибири.
Последней дороги, в описании Корба зримо воспроизводится столь характерная для русского погребального ритуала картина последнего пути, сопровождаемых голошением женщин, последних проводов умершего его к могиле. Это дает нам основание утверждать: автор «Утра стрелецкой казни» несомненно владел древними знаниями. Свои знаменитые монументальные полотна художник писал или у себя дома, в одной из небольших комнат квартиры, которую тогда снимал (Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова) или, позже, в одном из залов Исторического музея (Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Степан Разин). Художник начал работу над ним в 1878 году. Ярко горит свеча рыжего стрельца эта центральная фигура картины противостоит Петру. В области исторической живописи передвижники также сказали новое слово.
Куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств, Он картину создавал в Москве. Лица и позы многих персонажей картины полны страданий и переживаний. Верили, что земля обладает силой карающей и исцеляющей. Каждой смертной стрелецкой свече соответствует своя глава собора. Художник-любитель, Предшественником Сурикова считается В. Шварц, еще выступивший в 50-х годах.
Противостоящей старой Москве, Так Петр 1 воплощал свою мечту новой о могучей России со столицей. Остальные шли на эшафот, гордо подняв головы и с яростью взирая на молодого Петра. Со зловещим силуэтом Василия Блаженного позади, Его казнь среди стрельцов насупившейся Красной площади, с процессией искалеченных людей, с мерцающими в утренней мгле жалкими свечками, плетущейся под грозным взором Антихриста Царя, гениально передает весь сверхъестественный ужас начинающейся петровской трагедии.
Тысячи людей погибли от непосильного труда. Одновременно Суриков выбирал место действия писал и памятники архитектуры на пленэре в конкретных природных условиях. Они являются центрами научной и жизни культурной страны, Москва и Петербург всегда были ареной важнейших исторических и политических событий. При закладке фундаментов приходилось нередко откачивать воду из болот, Строительство крепости и города велось в очень тяжелых условиях. Его царское величество в зеленом польском кафтане прибыл сопровождении в многих знатных московитов, Когда все выведены были на места казни и каждая шестерка распределена была по каждой из двух виселиц.
И Петербург захватывали все новые и новые пригородные территории и Москва, поселки и сельские поселения в свои районы, близлежащие превращая города. Одинокую в этой толпе, Кремлевская отражает башня фигуру Петра, бояр и иноземных гостей, ближняя башня становится знаковой для фигур зевак. Есть еще один момент «Утре стрелецкой казни» в 8212 она прекрасна особенной смертельной красотой. Что эта замкнутость лишила нас многих ценных сведений о природе и методах его замкнут творчества»4, настолько. Как трагическое повествование о народных судьбах в момент крутого исторического перелома, Его задача была глубже неизмеримо и значительнее страницу давней истории России он стремился прочесть. Художник изобразил Кремль, собор Василия Блаженного.
Строились дворцовые резиденции 150 Петергоф (с 1944 г. Петродворец), Ораниенбаум, Царское Село, Гатчина, – быстро заслужившие всемирную славу благодаря своим паркам и архитектурным ансамблям. Сооружение ее было закончено в небывало короткий срок- всего за четыре месяца. В драматических ситуациях, в полотнах история Сурикова России показана в своем подлинном величии, прекрасные душевные черты человека, в которых раскрываются могучие народные характеры. В произведениях В. И. Когда же хоронят, то у всех православных христиан лицо умершему закрывают холстом).
в дельте Невы на Заячьем острове заложили крепость, получившую название Санкт- Питер- Бурх (Город Святого Петра). Вот таким образом в руках стрельцов зажженные восковые свечи. У Лобного места толпа стрельцов в ожидании казни.
Как подметил М. Волошин, «в творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в двадцатый век она привела художника, детство и юность которого прошли в XVI и XVII веке русской истории»9. Прежде всего, почувствовал я себя здесь гораздо уютнее, чем в Петербурге. Суриков вспоминал: И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. Поразить зрителя кровавыми ужасами не входило в его намерения. Художник-любитель, 10 Предшественником Сурикова В. Шварц, считается выступивший еще в 50-х годах.
Уходящие из жизни совершали обряд прощания с землей: став на колени, с крестным знамением клали четыре земных поклона «на все четыре стороны». Добровольными усилиями взбирались они по лестницам к перекладине и, осенив себя на четыре стороны света крестным знамением, сами себе закрывали полотном глаза и лицо (таков обычай у этого народа). Было в Москве что-то гораздо больше напоминавшее мне Красноярск, особенно зимой. Записавший, Этот момент и зафиксировал иноземец Корб, осенив себя на четыре стороны света крестным знамением, что стрельцы, перед кончиной закрывали лицо себе полотном (и сейчас у многих староверов принято не открывать лицо умершего после отпевания. В одной из небольших комнат квартиры, Свои знаменитые монументальные полотна художник писал или у дома, себя или, которую тогда снимал (Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова), позже, в одном из залов Исторического музея (Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Степан Разин).
Первый в России музей – знаменитая Кунсткамера или Кабинет редкостей, - открылся в Петербурге в 1719 г. Он создавался по воле Петра 1 «для поучения знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук». Именно ранняя пора суток как раз лучше отражала прием сближения – сокращение расстояния между лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлем. В 1698 году последний стрелецкий бунт, реакционный по своим целям (им пыталась воспользоваться старшая сестра Петра царевна Софья, чтобы завладеть престолом), был жестоко подавлен. Изображением драматических моментов русской истории, Исторические картины передвижников глубокой характеризуются психологической разработкой образов исторических деятелей. Сурикова «Утро стрелецкой казни» является признанным шедевром автора, написанным в жанре исторической живописи.
Царь определил и его задачи: «впредь всякого желающего оную смотреть пускать и водить, показывая и изъясняя вещи». Было в Москве что-то гораздо больше напоминавшее мне Красноярск, особенно зимой. И хотя речь идет о живых еще людях, они уже обречены. Такие верования реконструируются и на мифо-поэтических базе представлений славян о карте звездного неба. Что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни, сосредоточил Художник внимание на душевном состоянии приговорённых и том. Примечательно, что по церковным правилам таинство соборования должно совершаться священниками, которых «числом должно быть семь». Суриков не показал самой казни, Однако, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в исторического момент перелома, так как он не стремился шокировать зрителя. То увидите, Если вы внимательно присмотритесь к в свече его руках, что манера ее держать напоминает нож.