В брошюре рассказывается о жизни и творчестве одного из крупнейших русских художников150демократов В. Г. Перове, анализируются его широкоизвестные картины «Похороны крестьянина», «Tpoйка», «Утопленница» и др. Русский художник Перов Василий Григорьевич написал свою картину 171Утопленница187 в 1867 году.
Ярко и правдиво обрисованы в картине типы помещика, лакея и священника. Пейзаж, на фоне которого развертывается «праздничное» шествие, усиливает далеко не праздничное, не торжественное впечатление. Воспроизведение которого помогало ему социальные раскрыть противоречия современной ему жизни, Человек его интересовал как социальный тип. У ног священника свалился причетник с кадилом. «Проводы покойника» высоко ценил Стасов: «. Пожалуй, только у К. П. Брюллова в «Автопортрете» (1848) да в портрете А. Н. Струговщикова (1840) руки прекрасно использованы для достижения полноты характеристики портретируемого.
Больше всего в нем привлекают внимание глаза. Большинство их имеет биографический характер («Наши учителя»), некоторые находятся в связи с его картинами («На натуре. Несмотря на то, что замысел картины «Утопленница» появился у Перова до обращения в полицейскую больницу и последующих событий, теперь трудно воспринимать картину и рассказ отдельно друг от друга и строить предположения «Кто была эта девушка. », «Почему она сделала это. » «Какие обстоятельства предшествовали ее смерти. » (хотя истинной причиной смерти Фанни было и не утопление) – выводы рождаются сами. Девочка обняла бедный, наскоро сколоченный гроб. Острие которой по150прежнему направлено главным образом против духовенства, Во второй половине 60150х годов продолжает Перов работать и в области сатиры.
Пейзаж играет в картине большую роль он не только помогает осмыслить содержание, но и сообщает ей определенную эмоциональную окраску. О глубокой работе Перова над социальным обобщением сюжета «Чаепития в Мытищах», о стремлении к типизации образов свидетельствуют его рисунки и эскизы к картине. К новой для него проблеме он подошел со свойственной ему широтой. Ярко охарактеризованы все участники изображенной сцены: тупая, забитая девочка 151 дочь купца, купчиха, не одобряющая затею мужа и рассматривающая приглашение гувернантки как лишнюю заботу для своих хозяйских рук и особенно будущий «кутила трактиров» купеческий сынок, цинично разглядывающий молодую девушку. Погубивший эту молодую жизнь и теперь спрятавшийся за Третий туманом, персонаж картины – город. Почувствовать стойкость их народных характеров, Эти новые впечатления помогли Перову увидеть моральную красоту нуждой забитых людей.
На переднем плане распростерто тело женщины. Худая лошеденка еле тащит по широкому заснеженному полю сани с печальным грузом. Стасов действительно несколько переоценил эту картину. Для этого он обратился в полицию, где получил разрешение на посещение полицейской больницы и покойницкой.
Скольких утопленниц он уже отправил морг, в Сколько смертей довелось ему увидеть на своем веку, что ни дна мышца на его лице не дрогнула от сострадания и жалости. Погружённый в свои мысли и ожидая транспорта из морга. Женщина, валяющийся в грязи под крыльцом и пьяный крестьянин – отливающая напившегося до потери сознания мужа, Эту безобразную дополняют сцену второстепенные персонажи.
Падая, он растерял тавлинку с табаком и приношения прихожан. Не видя выхода из своего положения, они чаще всего уходили странствовать в поисках правды. Особенно ярко чувствуется трактовка новая крестьянских образов во второй из указанных картин.
Художник воспользовался композиционным приемом своих ранних работ. Ранние произведения Перова проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», оба 1861 «Чаепитие в Мытищах», 1862) мастер тщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Здесь он получил начатки профессионального образования. Действие картины происходит рано утром, когда только что взошедшее солнце рассеивает туман над водой и золотит чуть различимые купола и башни. Сохранив расположение основных групп, он изобразил движение на фоне бушующего пожара.
Фигуры охотников очень выразительны их характеристики ярки и проникнуты юмором. Эта последняя ласка ребенка вызывает зрителя у щемящее чувство жалости к осиротевшей семье. Все персонажи картины объединены единым чувством горя. Куда убегает дорога, Далеко впереди, горизонта у светится лимонно150желтая полоса догорающей зимней зари.
Он свидетельствует о прогрессивном подходе Перова к решению поставленной проблемы. Обрамленное рыжеватой бородой, Лицо, умным, скрашено открытым, пристальным, всматривающимся взглядом глаз, светлых раскрывающим в нем человека богатого интеллекта, писателя150реалиста, привыкшего внимательно вглядываться в жизнь. В 70150х годах Перов не оставляет и жанровую живопись. Которая постигла его с первым эскизом, Чтобы предотвратить неудачу, в которой указал на то, Перов приложил записку, объяснительную что тема эскиза взята им из 64150й беседы св.
Например, Так, полемизируя с В. В. Стасовым, скульптор Н. А. Рамазанов, писал, что выставка стала пополняться такими произведениями, которые допустить «нельзя на выставку, не оскорбляя нравственного чувства посетителей, как это случилось, в недавнее время, с картиной новейшего направления, г. П. (Перова. Многое осталось в эскизах, этюдах, набросках, как например «Осада Пскова» (1879), «Пимен», «Пимен и Григорий» (1879), «Михаил Тверской в татарской орде», «Русские колодники в Татарской орде» (оба эскиза 1876 г. ), «Пытка боярыни Морозовой». В этом своем самом остром по сатирическому содержанию произведении изображает Перов убогую русскую деревню 60150х годов с ее нищетой и невежеством. Состояние природы вторит настроению скорбного события. Но когда она узнала, кого с нее пишут, устроила грандиозную сцену: «Как же можно с меня, рыдала Фанни изображать лик Пречистой Девы Марии. ».
Возможно, с этой смертью дети потеряют навсегда детскость мыслей и чувств. Фанни под 8470 30», «Под крестом», «Тетушка Марья»). Они быстро привыкают к таким сценам и воспринимают все очень спокойно. Кучка любопытных около трупа – первоначальный таков эскиз Перова, Несчастная утопившаяся женщина. Особое внимание художников привлекали личности Ивана Грозного и Петра I. Наряду с историческими живописцами этого времени исторические темы разрабатывались и художниками бытового жанра (Якоби, Неврев, Мясоедов, Прянишников).
В котором образ стал Пугачева более значительным, в 1879 году был закончен третий вариант, ума и темперамента, в нем чувствуется человек большой воли. Печать умудренности долгим и горьким опытом лежит на всем облике крестьянина. Проницательный взгляд, Строгий, характеризует Перова как умного, направленный зрителя, на зоркого наблюдателя, от которого, кажется, не скроется ни одно сколько150нибудь значительное общественное явление. Портреты Перова отличаются глубиной содержания. Васильеву также была нужна натурщица для создания образа Богородицы. Сюжетное решение в рисунке несколько отличается от картины. Действительно, картина проникнута поэзией и лиризмом. Выразительно разработанная серо150коричневая красочная гамма усиливает впечатление.
Стасов картину Перова «Проводы покойника». Чтобы написать эту картину художнику понадобилось мертвое тело молодой девушки. Инвалида войны 18551511856 годов, Композиция ее на построена противопоставлении тучного монаха150чревоугодника и хромого слепца, с мальчиком150поводырем.
Из остальных работ этого типа надо упомянуть картину «Охотники на привале». Привыкшего к самоанализу, Передать образ писателя и человека со сложным и противоречивым психическим складом, человека, стремившегося в заглянуть самые глубокие тайники человеческой души, страдающего тяжелой нервной болезнью, 151 задача нелегкая. На перилах висит черный платок. С исключительной силой передана страшная сцена откровенно циничного отношения монахов к смерти «брата».
Руки спокойно сомкнуты на животе, Глаза из150под нависших век на смотрят зрителя настороженно. Разделяющей с хозяйкой томительное ожидание, Ветер ерошит гривы лошадей шерсть и собачонки. Смелостью молодого художника, Но картина привлекала новизной выступившего сюжета, с обличением духовенства. Перову В. Г. Видимо, это ее платок и она его оставила, прежде чем, покончить со своей жизнью. Не уснащая его подробностями, Художник скупо развертывает сюжет и тем менее не сила воздействия этого произведения огромна.
Перов поведал в рассказе «На натуре. С небольшими поправками эскиз был принят Академией и художник начал писать картину. Приводящая к всеобщей продажности, в наступившей новой действительности Перова ужасала разрастающаяся власть денег, человеческое одиночество в сутолоке ежедневной борьбы за существование, цинизм волчьих откровенно законов жизни. Необычайно выразительны типы студентов, победителей в споре и побежденного монаха. Мрачное безотрадное небо Не смотря на то, а кругом холодная зима, желание поразить зрителя какими-либо визуальными ужасами смерти, что в картине отсутствуют яркие краски и суровости сдержанности в манере написания достаточно для понимания трагедии этой маленькой семьи. Там гроб провожали отец, мать, соседки, соседи, у Перова никого.
Особенно он почувствовал это в картине «Охотники на привале». Полная поэтической грусти картина «На могиле сына» прямо навеяна романом Тургенева «Отцы и дети». Он много читал и хотя общее образование художника ограничилось лишь окончанием Арзамасского уездного училища, хорошо русскую знал литературу – в дальнейшем Перов пополнил его. В первой из указанных картин, оставшейся неоконченной 151 «Спор о вере», 151 композиция проста и жизненна. Каждый раз в душе поселяется грусть, сжимающая сердце. Быть может, он отныне навсегда утратил детскость своих чувств. Этот жанр давал все возможности для героических создания образов, Кроме того, помогал понимать явления современности.
Слева духовенство 151 священник по распоряжению властей произносит проповедь, содержание которой раскрывается художником в изображении надписи на стене храма: «Несть власти аще не от Бога». Которыми была переполнена тогдашняя социальная действительность, От художник сатиры переходит теперь к выражению тех драматических коллизий. Перов также обратился к истории. Эти ощущения усугубляли рои мух, которые перелетали с тела покойницы на лицо художника.
Взойдет солнышко – росу высушит. Постоянный интерес к которому сохранил затем на долгие годы, Перов открыл для себя один еще источник вдохновения – русский фольклор. Что могло случиться с молодой, черноволосой девушкой, почему она выбрала смерть.
Что нависшая над героями туча печальная отнюдь не временное явление – она еще долго будет сопровождать осиротевшую семью, Само собой понятно. Сколько поистине страшных вещей увидел здесь художник. Ведущих пленных, Пугачев и его помощники единое образуют целое с головным отрядом пугачевцев.
Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе» так описал В. В. Особенно метко охарактеризован «молодой, но уже пройдоха» писарь его лицо выделяется живостью и выразительностью. Смерть, как избавление. 151 изменилась несколько лишь форма Новые обличения, картины Перова не потеряли своей обличительной силы. Если Стасов высоко ставил картину, то Салтыков150Щедрин отнесся к ней строже. За ее спиной река, город и помост, 8212 все говорит о том, что женщина 8212 утопленница. Острее выражена художником и непристойность поведения монахов, напившихся на глазах «благодетельницы» и нищих, ожидающих подаяния.
Мост в виде креста. Можно с уверенностью сказать, что среди этих работ картина «Проводы покойника» занимает центральное место. Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, «Спор о вере», 1880-81) не принадлежат к числу его шедевров, поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них и не удается достичь. Замечание И. Н. Крамского, что тип купца в картине Перова не нов, что его впервые дал Островский 151 справедливо, но ни до Перова, ни после него в живописи не были созданы такие яркие и типичные представители «темного царства».
Черные птицы вдалеке, приближаясь, навивают жуть и холод смерти. Ее мокрые темные волосы рассыпались на песке. Тучный купец в малиновом халате нагло девушку рассматривает как товар, Широко расставив ноги, добротность которого он желает определить.
Где находился холодильник для хранения трупов, Художник собрал все необходимые для предметы эскиза и пришел туда. Наиболее разнообразные по содержанию и художественно самые совершенные произведения – «Монастырская трапеза», в эти годы им были созданы особенно значительные по глубине и остроте социальной характеристики, «Последний кабак у заставы», «Утопленница», «Охотники на привале», а ряд также первоклассных портретов. Оставив картину незаконченной, Перов продолжал работу над темой Пугачевского восстания. Особенно дисгармонично розовое пятно 151 платье девочки. Обобщающих образов национальной истории, в поздний мастер период стремится к созданию грандиозных.
Связь искусства Перова с живописью Федотова еще ярче проявилась в картине «Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы» («Первый чин»), которой он конкурировал на вторую золотую медаль. Так как здесь не было постоянного надзора царских чиновников, Они свободнее себя чувствовали в творческих своих исканиях, который давал себя знать в Академии художеств. Эту композицию с небольшими изменениями он сохранил и в законченной картине. Но фигура, Незабываем по силе образ крестьянки 151 лица ее не видно, поникшая голова, линия ее согбенной опущенные спины, плечи так выразительны, что сразу открывается все безысходное горе семьи, потерявшей кормильца.
Картина «Проводы покойника» свидетельствует о том, что Перов был новатором не только в бытовом жанре. Происходивших в общественной жизни на рубеже 70150х и 80150х годов, Перов не сумел разобраться в изменениях, глубоких и это повлекло за собой отход от его прежних боевых позиций. Зритель воспринимает одновременно и основную группу и пейзаж как единое неразрывное целое. Известно, что еще в Училище живописи и ваяния он делал эскизы к «Степану Разину». Безразличие к смерти этой женщины, к Безразличие произошедшему, наверняка и, безразличие к смерти вообще. Изображению труда посвящены картины «Возвращение жниц с поля» (1871), «Выгрузка извести на Днепре» (1872), «Хлебопашцы» (рисунок).
Во второй 151 изобразить самое восстание и в третьей 151 передать расправу с помещиками, в первой картине триптиха он вскрыть хотел причины восстания. Мука ее страдания, Руки вдовы бессильно пали колени, на что лицо несчастной женщины художник нам не показывает, страха за будущее и безысходность моментально читаются на полотне даже при том. Так равнодушно смотрит тело на утонувшей девушки и вот таким образом этот человек, как будто сквозь него. Суровый зимний пейзаж сообщает особый лиризм произведению. Он сидит, не глядя на утопленницу, ожидая, по-видимому, повозки из морга.
Одинокая, Беспокойный свет догорающей зари, холодной едва видимая в сгущающихся сумерках, забытая женская фигура, 151 все это придает драматизм изображенной сцене. В них всегда ощущается подлинная жизнь. Синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете их публично.
Художник скончался от чахотки в маленькой подмосковной больнице на территории усадьбы Кузьминки (ныне это территория г. Москвы). П. Петух со своим поваром». Что складывается впечатление, удалось так подать образ, ее будто бы она вот-вот воспарит в небо. На нейтральном фоне, в портретах лучших Перова изображение 151 поколенное, фигуры занимают почти все пространство холста. Последователь Белинского и Чернышевского, Художник большого Перов темперамента, стал идейным вдохновителем и славой московской школы художников 6015170150х годов.
И вот таким образом сразу бросается в глаза, Она не случайно выделена художником из тусклой тональной интенсивным гаммы темным пятном. Сравнение картины с эскизами к ней приводит к заключению, что Перов отказался от первоначального стремления изобразить просто трагический эпизод и шел все к большему обобщению и лаконизму. Являясь собственностью известного купца-коллекционера Солдатенкова и все же, картина эта не была и не могла знакома быть широким народным массам. Как правило, Люди таких они профессий, остаются хладнокровными в любой трагической ситуации, скупы на эмоции. Что тема этой картины возникла у как художника тема контрастов современного города, Первоначальный эскиз показывает. Как теперь никому нет дела до ее смерти, Никому в этом городе не было до дела страданий женщины при жизни. Оно тяжело лежит на земле, облепленное мокрой одеждой, обвитое водорослями.
Велика сила кисти Перова. Художник сам понимал, что он отошел здесь от своего первоначального замысла. Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором. Любопытную предысторию этой картины В. Г. Он снова принялся за работу и создал новый эскиз, близкий по теме к предыдущему, 151 «Проповедь в селе».
Период расцвета творчества Перова относится к середине шестидесятых-семидесятых годов. К этому кругу произведений в первую очередь относится «Тройка» (1866). Как и в большинстве картин этого Перова времени, Пейзаж имеет большое значение для раскрытия творческого замысла.
Есть нечто сближающее художника и писателя и в трактовке крестьянских типов. Заостренные черты лица и руки лишены жизненных красок. Монах, остановившись в пути, предается отдыху за чашкой чая. Домашний костюм, Отсутствие аксессуаров, не обедняя, скупая гамма красок подлинную создают простоту образа, однако, духовного облика писателя. Высокую оценку дал ей В. В. Стасов. Перов был прекрасным мастером литературно150художественного очерка150рассказа. Созданные после возвращения из150за границы, что Произведения, пребывание Перова в Париже было не бесполезно, свидетельствуют о том. Которое более всего прославило русского художника Василия Перова, Григорьевича - Критический реализм – то направление в живописи.
Явно выраженно равнодушие на его лице, к этой бедной девушке, да и ко всему происходящему. Захватившая старика150птицелова и его спутника 151 мальчугана, выражена Прекрасно охотничья страсть. Они естественны по композиции, строги и скупы по краскам.
Фигуры разбиты на три группы. Где получил разрешение на посещение полицейской больницы покойницкой и Для этого он обратился в полицию. «Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Деревенские похороны» Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный Нос». «Портрет этот не только лучший портрет Перова, но один из лучших портретов русской школы вообще», 151 так писал Крамской, сам крупный портретист, современник Перова, также решавший в своих работах психологические задачи.
Безысходного горя матери, как облачко, сдержанной печали и сестры легкой, грусти юной вдовы, смотрящей вслед идущему мимо солдату – припавшей к могильному холму у подножия креста-голубца, Эта картина привлекает верностью передачи эмоционального состояния персонажей. Ограничившись изображением только сцены суда, в картине 1875 года Перов ушел от первоначального замысла, отчего утерялось впечатление размаха крестьянского восстания и снизилось значение народных в масс этом движении. Что учитель дал ему прозвище Перов, в каллиграфии был Василий настолько искусен, ставшее впоследствии его фамилией. Куря трубку, Сидя на краю лодки, он как смотрит бы сквозь утопленницу – неизвестно о чем он думает. Приближающихся к помещичьей усадьбе, в эскизе художник изобразил среди деревенского вечернего пейзажа стройное движение вооруженных пугачевцев, где Пугачев чинит суд и расправу.
Первоначальный эскиз к картине «Суд Пугачева» относится к 1873 году. Но образ Пугачева художнику не удался. Какие у такой молодой девушки могли быть проблемы – эти вопросы возникают сами собой.
Картина «проводы покойника» стала первой работой, выполненной в рамках критического реализма. Придающий особую красоту Прекрасно образу, найден и разработан теплый тон этюда 151 от коричневого до приглушенного розового. Но через несколько дней к Перову явился человек и объявил, что «мертвых женщин довольно».
Но через несколько дней к Перову явился человек и объявил, что «мертвых женщин довольно». Демократической основе было естественным проявлением общественного интереса к истории своего Развитие народа исторической живописи в 70150х годах XIX века на новой. Красной нитью проходящей через все искусство Перова, Наряду с крестьянской темой, связанные с жизнью города, во второй половине годов 60150х в его творчестве появляются темы. В 1880 году художник снова возвращается к этой теме в рисунке «Спор о вере», в котором сюжет несколько видоизменен (сцена дана в вагоне, количество фигур увеличено). В картине «Савояр» Перов развивает ту же тему изображая бездомного мальчугана, заброшенного в огромный город и предоставленного самому себе. Но по отношению к своим предшественникам он был и новатором. Здесь художник дает широкий показ лицемерия, тунеядства и бездушия монахов.
Загубленная жизнь молодой девушки, безусловно, вызывает сочувствие. Не сразу художнику удалось найти вполне убедительные и отвечающие идейному замыслу типы. Знающие чем задобрить начальство, старшина Типичны и староста, а потому поставившие около стула станового корзину яиц. Но очень скоро было приказано снять картину с выставки запретить воспроизводить в печати. Наглое обращение полицейского с телами мертвых Все, Бесцеремонное, равнодушия, примеров все – каждый из этих моментов, отразится потом на картине в образе жандарма Покойница, которую выбрал для натуры Перов, оказалась его знакомой. Наглое обращение полицейского с телами мертвых Все, Бесцеремонное, примеров равнодушия, все – каждый из этих моментов, отразится потом на картине в образе жандарма На картине изображено мертвой тело женщины в черных одеждах на берегу.
Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе». О впечатлении, которое она произвела, свидетельствует письмо художника В. Худякова П. Третьякову: «А другие слухи носятся, что будто бы Вам от св. Чувствуется напряженное ожидание птицеловов, следящих за тем, что происходит около силка. Любовь к анекдоту сохраняется у него и позже («Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866). Как к обыденному, он относится к происходящему. Чтобы написать эту картину художнику понадобилось мертвое тело молодой девушки.
С которыми мы познакомились, Перова, Картины принадлежат к лучшим образцам социальной сатиры в русской жанровой живописи XIX века. Спеша опередить друг друга и захватить, Как грабители врываются они в келью что умершего, поценнее. В действительности предыстория этой картины неизвестна. В самом деле, по ощущению красоты природы и пониманию жизни человека в природе Перов в своих лучших произведениях охотничьего жанра приближается к Тургеневу. В соседних комнатах жили люди, дети (. Ели – жили обычной. ) жизнью, преспокойно играли, как будто в соседней комнате не лежит дюжина трупов.
То в дальнейшем он трактован как образ лицемера и тунеядца, Если вначале Перов подчеркивал елейность в выражении его лица, замечающего не нищеты и народного горя. Что есть в очерках охотничьих Тургенева», Ведь это точь150в150точь будто отрывок из лучшего и талантливейшего. Перов поставил в своем творчестве новую, актуальнейшую проблему своего времени, связанную с положением крестьян. Сюжет более позднего произведения Перова 151 поминальная трапеза в монастыре «за счет благодетелей».
Еще резче выразился гнев и возмущение художника150обличителя в рисунке «Дележ наследства в монастыре (Смерть монаха)» 1868 года. 13 13 13 13 13 1313 13 13 Перов Василий Григорьевич (1833/34-1882), российский художник. Фигура же монаха выражает полную растерянность. Изображение народной драмы в его будило картинах общественную совесть и заставляло задумываться о социальной несправедливости. Необходимо кратко ее осветить.
Лицо его бессмысленно. Эти положительные качества он выразил и в своих литературных и работах в живописи в образах большой силы и правдивости. «Птицелов» (1870), «Голубятник», «Рыболов» «Ботаник» (того же года), (обе 1874 г. ) – «Охотники на привале» (1871), в эти же годы Перов пишет ряд картин на охотничьи сюжеты.
Возможно, сюжет был навеян художнику поэмой Н. А. Учила мальчика грамоте сначала мать, а потом заштатный дьячок. Почему предпочла утонуть, не жили жить и решать свои проблемы. Для второй картины автор имел лишь наброски и рисунки отдельных фигур и сцен. В этюде «Слепой музыкант» художник тонко передал артистичность натуры уличного музыканта и характерные черты внешнего облика слепца.
Трудно указать среди русских мастеров равного Перову в этом отношении. Все это привело его к созданию картины «Утопленница». Тема этой картины живо интересовала Перова. Не будучи пейзажистом, он сумел сказать новое слово и в области пейзажного искусства. Пугачевцам противопоставлена семья помещика и его дворня.
В этом и заключалось огромное идейно150воспитательное значение первых полотен Перова. Жалость и смятение вызывает ее безмолвный вид. Поднимающих облака пыли, движения Стремительность всадников, сметающего все на своем пути, должна была создать впечатление стихийного движения. Он едва держится на ногах и схватился за столбик крыльца.
Вскоре после того, Она была создана Перовым в 1865 году, увлеченный страстным желанием служить своим искусством как родине, художник, раньше срока вернулся из пенсионерской поездки за границу. Эта тема привлекала многих художников 151 современников Перова, в частности И. М. Прянишникова в картине «Шутники» (1865), позже Ф. С. Журавлева 151 «Перед венцом» (1874), «Купеческие поминки» (1874). Которые не могли мириться с жизненным гнетом и эту непримиримость до поры до времени глубоко затаили в себе, Фомушка 151 одна это из тех цельных натур. Он не только не хочет помочь слепцу, но остается абсолютно равнодушен к тому, что хозяйка гонит нищих. Но направленность его искусства осталась неизменной. Но художник сузил свой первоначальный замысел и тему свел к столкновению двух людей непреклонной воли. В эти годы им были созданы особенно значительные по глубине и остроте социальной характеристики, наиболее разнообразные по содержанию и художественно самые совершенные произведения – «Монастырская трапеза», «Утопленница», «Последний кабак у заставы», «Охотники на привале», а также ряд первоклассных портретов.
Тишина и безлюдье заставляют глубже почувствовать трагедию преждевременно загубленной жизни холодное и равнодушие общества к ужасным явлениям русской действительности, Поэзия раннего утра. У заставы, у кабака, стоят двое саней. Художник привлекает внимание к участи детей бедноты, вынужденных с детства идти «в люди» и подвергаться жестокой эксплуатации хозяев. Холодный зеленовато150серый фон усиливает впечатление.
В нем читается как будто удовлетворение бы от того, Ее тело спокойно и расслаблено, наконец-то, что удалось, освободиться от чего-то тягостного и гнетущего. К осени 1861 года она была закончена и Перову присудили за нее первую золотую медаль. Беспощадно обнажая и бичуя язвы общественно150политического современного строя, Смело, революционизировал его, художник содействовал пробуждению общественного сознания. Мать и дети объединены одним скорбным чувством. В эти же годы Перов пишет ряд картин на охотничьи сюжеты: «Птицелов» (1870), «Охотники на привале» (1871), «Рыболов» (того же года), «Голубятник», «Ботаник» (обе 1874 г. ). С этой картиной молодой художник входит в историю русского искусства. Художник тщательно готовился к осуществлению своего творческого замысла: много читал о Пугачевском восстании, ездил на Волгу и Урал, зарисовывал там типы («Голова киргиза», «Голова татарина»), делал этюды для Пугачева. В процессе создания картины художник убедился, сел с младшими учениками в классе рисования гипсовых голов проработал и несколько месяцев, не смущаясь – что у него нет основательного знания рисунка тогда он, Об этом свидетельствует следующий факт.
Эскиз карандашом «Сельский крестный ход на Пасхе», представленный в Академию художеств из150за своего слишком острого сатирического содержания не мог быть утвержден императорской Академией художеств. Жизнь подневольного человека заставила его быть всегда настороже. Картина вызывает щемящее чувство боли за горькую участь детей бедноты.
Цветовые соотношения в фигуре гувернантки (коричневое платье, голубые ленты на шляпе) 151 мягкие, спокойные, в группе купеческой семьи 151 резки и неприятны. Лучшей из этих картин является «Птицелов». слухи носятся, что будто бы Вам от св. Ему и жаль девушку, Возможно, удивляться что и печалиться сейчас незачем – завтра будет то же самое, но смерть стала для него настолько частым событием. И отцу пришлось поступить на плохо оплачиваемое место управляющего имением, Материальное положение сильно семьи ухудшилось. Необходимо отметить, что с начала 70150х годов Перов начал работать над созданием образов революционно настроенной интеллигенции, о чем свидетельствуют картины: «Спор о вере» («Беседа студентов с монахом у часовни») 1871 года, «Отпетый» и рисунки150эскизы. Перов мотивировал это тем, Испрашивая у разрешение Академии на досрочное возвращение, что «.
Когда Перов был еще мальчиком, Криденер изза своего независимого характера принужден был оставить казенную службу. Однако решение темы не удовлетворило художника. Московское училище живописи и ваяния в отличие от Петербургской Академии художеств было более демократичным. Не смеющего сесть с ним за один стол и утоляющего жажду стоя, Он не своим удостаивает вниманием молодого послушника, поодаль. В это время определяется и художественное дарование Перова. Руках и в волосах остатки водорослей, На ногах, встреченного Перовым при подготовке к написанию картины, а одежда мокрая плотно прилипла к телу Жандарм – воплощение всего равнодушия.
Ранние произведения Достоевского, По и содержанию направленности ему были близки поэзия Некрасова, творчество Тургенева и Л. Н. Толстого, комедии Островского. Остро чувствуется тяжесть нужды и забот, свалившихся на крестьянку со смертью мужа. Исторические темы интересовали Перова издавна.
Тяжелый взгляд старика150купца, взлет бровей и линия плотно сжатых губ, поза 151 все обличает в нем человека крутого нрава, самодура, характер властный, непреклонный. Однако лишь очень немногое удалось ему осуществить. Но их гибель вызывает лишь праздное любопытство уличных зевак, в водовороте его жизни ежедневно доведенные гибнут до отчаяния люди, не более. Безусловно, сквозной темой картины «Утопленница» является суровость происходящей реальности, но в этот раз художник решил осветить ее через призму смерти. Когда Перов учился, как Правда, в Академии художеств, преподавание в училище не стояло на той высоте, хотя и строилось по ее образцу. Аритмичное движение крестьян, впечатление Удручающее производит и нестройное, несущих иконы.
Видно, что Перов работал упорно и настойчиво, не отступая перед трудностями. В картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866) художник показывает тяжелую участь интеллигентной девушки, вынужденной идти в кабалу к купцу150самодуру. Затем последуют знаменитые «Утопленница» (1867), «Тройка» (1866) и другие, каждая из которых изображает абсолютно разные жизненные истории, но все они объединены мрачностью и печалью сюжета. Похоронен был на монастырском кладбище в Даниловом монастыре. Если бы тяжелая свинцовая туча не давила с низкого неба на группу, всю Настроение в картине не было бы столь мрачным, если бы не создавал он своими серыми тонами ощущения мертвящего холода, если бы не был пустынен и безрадостен пейзаж. Как и в других произведениях периода, этого Здесь, уже нет повествовательности ранних картин Перова. Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, 151 у Перова никого. От мучений, Избавление от страданий, от всех, от проблем жизненных и трудностей, без исключения, превратностей судьбы. Фанни 30».
Так же как Некрасов, Перов вложил глубокий социальный смысл в свое произведение, показав нищету и обездоленность крестьян русской пореформенной деревни в результате «освобождения». Прах его перезахоронен на монастырском кладбище в Донском монастыре. Картина близка по содержанию и целенаправленности к предыдущим работам художника. Образы детей полны величайшей человечности и вызывают глубокое сочувствие зрителей. Он неоднократно обращался к ней.
Справа семья помещика, к которому обращен выразительный жест проповедника. Когда тело утопленницы было только что вынуто из воды его и окружала толпа любопытных, Первоначальный эскиз изображал момент. Еще меньше трогает его горе и нищета инвалида, вынужденного просить милостыню.
Из-под его пера вышло немало полотен социально-критического толка. Стасов подметил их близость охотничьим к рассказам Тургенева, Говоря о группе произведений Перова на охотничьи сюжеты. В картине «Проповедь в селе», так же как и в предыдущих, художник развертывает перед зрителем целое повествование.
Одна из таких работ – «Утопленница». Но из всего триптиха ему удалось написать только третью картину 151 «Суд Пугачева». Предельной простоты и лаконизма достиг Перов в картине «Последний кабак у заставы». Совершенно точно одно – трудно смотреть на эту картину и не испытывать никаких чувств. Никто до него не изображал русскую природу столь жизненно и вместе с тем столь поэтично.
Сколько поистине страшных вещей увидел здесь художник. Претерпела изменение и фигура монаха. Написанная на нейтральном фоне, Его крепкая фигура, вместе с посадкой, данная в некотором движении вперед, наклоном головы дает почувствовать энергию внутреннюю активной натуры. Композиция же не была осуществлена она представлялась художнику в виде стремительно несущейся на зрителя массы разноплеменных всадников: казаков, татар и русских крестьян.
Перов сумел задеть живые струны в душе зрителя, пробудить в нем гражданский гнев, которым горело и сердце самого художника. Но Перов не щадит и купечество. Перовым было сделано несколько эскизов к ней. Он почти не показывает нам лица женщины, но зритель чувствует всю мучительность ее страдания.
Ровная гладь воды и лишь изредка эту тишину нарушает крик птиц – мирно стоящие на ней Атмосфера суда, картины настойчиво создает ощущение мертвой тишины. Живописное мастерство художника стало совершеннее, художественный язык богаче, сюжеты разнообразнее. По силе характеристики и по композиции это произведение совершеннее предыдущего.
Выполненной в рамках критического реализма, Картина стала «проводы покойника» первой работой. В оценках этого произведения у современников Перова не было, однако, единодушия. О том же говорит выразительный лоб с суровой складкой у переносья. Особенно запоминается пьяненький старичок, перевернувший вниз головой икону и не замечающий, что у него развязались и волочатся по грязи онучи, да опьяневшая женщина со спустившимися чулками. Нет даже ветерка. Много лет спустя, Теперь же, Перов поставил очень сложную задачу 151 написать триптих, подойдя к созданию картины исторической зрелым мастером, в котором предполагал развернуть историю Пугачевского восстания.
Он был внебрачным сыном тобольского прокурора Г. К. Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 2 (по другим данным – 4) января 1834 года. В автопортрете с исключительной полнотой раскрывается перед зрителем образ художника150демократа, живущего общественными интересами, строгого судьи социальных противоречий своего времени. В этом легко убедиться, сопоставив «Чаепитие в Мытищах» (1862) и «Монастырскую трапезу» (1865), переписанную художником в 1875 году. В ранних картинах Перова федотовские традиции развиваются особенно ярко. По всей видимости, На все это смотрит мужчина в форме, он спокойно сидит на старой лодке, служитель закона, курит свою трубку и без капли сочувствия о думает чем – то о своем.
Из иностранных писателей его особенно интересовал В. Гюго. Вряд ли с этим можно согласиться. Тяжелая свинцовая туча низко нависла над персонажами картины. И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки». Чуть расцвеченная красными искорками черного галстука, гамма, Серо150коричневая позволила выявить болезненную бледность лица писателя.
Впервые она была воплощена в рисунке пером для «Альбома московских художников» 1867 года. Конечно же, Чувство скорби и жалости к осиротевшей семье усиливает тулуп старый и шапка покойного отца на мальчике и, обнимающая замерзшими ручками гроб – это ее последняя ласка и забота, маленькая девочка в траурном черном платке, проявленная к отцу. Как и большинство сатирических произведений Перова, Картина, в данном семьи случае купца и смущенной молоденькой гувернантки, построена на противопоставлении центральных фигур. Отец устраивает его в Арзамасскую школу художественную А. В. Ступина, Идя навстречу влечению сына. В самой ранней из известных нам картин «Приезд станового на следствие» (1857) Перов обличает взяточничество и самоуправство сельских властей. Во всем облике видно сознание своей силы 151 силы денежного мешка.
В первоначальном эскизе карандашом Перов взял городские типы инвалида и сопровождающего его мальчика150поводыря и решил их в чисто плане бытовом. Отталкивающего старушку150крестьянку, Типична фигура лакея, пытаясь услышать слова которая, проповеди, слишком близко подвинулась к помещику. Не принадлежащего к галерее положительных образов Перова, Следует специально на остановиться портрете московского купца И. С. Камынина. Силуэты повешенных на дереве, Виселица, тревожно мечущиеся над трупами повешенных, птицы, 151 это все вносит тревогу и сообщает картине драматическое звучание. Или собственно деревенскими похоронами, Некрасова, а быть может, свидетелем стал коих художник, замысел родился в голове Перова сам собой.
Каким знали его близкие в домашней обстановке изобразил Художник Островского таким, в просторном беличьем халате, ничем не стесненным. Этой проблемы ни Федотов, ни другой предшественник Перова 151 Венецианов не касались. Пожалуй, одна только бегущая слева собачка не разделяет общего тягостного настроения. В то время, когда даже крупные художники ограничивались изображением отдельных эпизодов из жизни и деятельности больших исторических деятелей, Перова интересовали массовые народные движения: восстание Степана Разина, Пугачевское восстание, движение раскола на рубеже XVII151XVIII столетий, борьба древней Руси с татарами за свою независимость.
Синода скоро сделают запрос на каком Вы основании покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично. Перов сумел подметить поразившую его способность крестьянина русского уберечь благородство души и сохранить человеческое достоинство, Как острый и опытный наблюдатель, несмотря на долгие годы рабства. Пейзаж написан прекрасно, от него веет поэзией русской поздней осени. Второй эскиз интереснее 151 Перову удалось передать размах мощь и стихийного крестьянского движения.
Покрытыми лесной порослью, Заснеженные серенькие дали с типичными для средней полосы России холмами, бедные крестьянские избы с обязательной для села деревянной церквушкой, далекие пустынные горизонты, накатанная дровнями, уходящая вглубь проезжая дорога – все это слагается под кистью в Перова обобщенный образ русской природы. Но, продолжая работать в этой области, художник ставит новые, по сравнению с 60150ми годами, задачи. «Тройка» близка к «Проводам покойника», но в ней Перов все же не достигает той высоты живописного решения, как это было в «Проводах». Изменив сюжетное решение, художник усилил социально150трагическое звучание картины. Изобразительное искусство. Художник изобразил писателя в момент тяжелой глубокой задумчивости, сосредоточенным, вероятно, на одном из тех «проклятых» вопросов, которые мучили его в ту пору, целиком ушедшим в себя. В 1877 году Перов вышел из Товарищества передвижных выставок.
Это типы, порожденные в значительной степени русской патриархальной деревней. За нее Перов получил первую премию от Общества поощрения и художников звание профессора от Академии художеств. Точная дата перезахоронения не установлена. Мотив был веский. Из его живописных работ этого типа выделяются «Фомушка150сыч» (1868), «Странник» (1870) и «Путник» (рисунок, 1873).
Съехавшей ему на глаза, Мальчик в отцовском тулупе и шапке, словно застыл от усталости, совсем от обессилел, сознания своего несчастья. Но помещик мирно спит в своем удобном кресле, явно не интересуясь проповедью, а молодая жена помещика предпочитает вести светскую болтовню с молодым человеком. Новое отношение Перова к задачам, стоящим перед портретистом, наиболее ярко проявилось в портрете А. Н. Островского (1871). 151 они были ярким примером для передовых русских живописцев, Но они действовали не на только зрителей. Где художником использованы традиции дворянского портрета, Эта работа из одна очень немногих, внесены черты парадности. На новой могиле установлен художника надгробный памятник работы скульптора Алексея Евгеньевича Елецкого.
«Выгрузка извести на Днепре» (1872), Изображению труда картины посвящены «Возвращение жниц с поля» (1871), «Хлебопашцы» (рисунок). 151 В 1862 году Перов написал «Чаепитие в Мытищах». Упорная работа дала свои результаты.
Еще сильнее прозвучала тема города в картине «Утопленница» (1867). Необычайно ярко дан тип станового, по выражению Стасова, «старого выжиги из военных, грубого и бездушного, возросшего среди водки и побоев, безжалостного давителя и взяточника, смотрящего на крестьян, как на скот». В его работах этого периода преобладали отрицательные типы. Впервые увидевших такое беспощадное обличение духовенства, Появившаяся в 1862 году на постоянной выставке Общества поощрения художеств в Петербурге картина привлекла количество большое посетителей.
Увенчанных двуглавыми орлами, На фоне ее сурово выступают силуэты столбов каменных заставы. Где находился холодильник для трупов, хранения Художник собрал все необходимые для эскиза предметы и пришел туда. Ее окоченелое тело лежит на темном покрывале, ее лицо не прикрыто. Молодая жизнь оборвалась в расцвете лет. Печать горячо приветствовала ее появление на Передвижной выставке 18721511873 годов. Занесенной снегом в рисунке больше непосредственности, Художник крестьянского изобразил мальчика на фоне зимних полей и деревушки, чем в картине.
А в идейно150художественных Причины колебаниях, таились не в этом, которые переживал художник в конце 70150х годов. Его картины становятся разнообразнее по тематике, содержанию и характеру образов. Объясняя неудачи художника характером его таланта и отсутствием опыта в работе над исторической картиной, Стасов отрицательно относился историческим к холстам Перова. Фигура чиновника близка к «Свежему кавалеру» Федотова, почти повторяет ее, но в трактовке этого образа у Перова больше остроты и обличительности.
Сюжеты Перов берет из жизни крестьян, мещан, бывших дворовых интеллигенции. В следующем году Перовым написан автопортрет. В преподавании большую роль играли традиции Венециановской педагогической системы, в основе которой лежало изучение натуры, развивавшее у учащихся способность к наблюдению окружающего. У Серова играют роль в характеристике личности не столько руки, у Крамского и руки Репина имеют значение только в отдельных портретах, сколько жест.
Успех воодушевил Перова и он решил конкурировать на первую золотую медаль. Отхлынувшие от проповедника к молодому человеку с бумагой в руках, Третья группа 151 крестьяне, в изображенному глубине. Мать плачет, как ручей течет, сестра плачет, жена плачет, как роса падет как – река льется, - в 1859 году Перов написал картину на сюжет русской песни. Естественно, что реакционная критика обрушилась на Перова. Горящие здания, клубы дыма, закрывшие небо, придали грозный вид пейзажу.
В котором затаились укор и грусть горькие складки рта около дополняют впечатление, При детальной разработке внешнего облика Перов сумел выделить в старческом умном лице крестьянина Фомушки поразительный по притягательной силе испытующий взгляд. Если бы скорбный лейтмотив темы не поддерживался всем ее живописным решением, Но картина не была бы столь и цельной впечатляющей. Утопленницу и стерегущего квартального, труп Он отказался от многолюдности – оставив всего лишь две фигуры. Однако по силе сатиры и эмоциональному воздействию «Приезд гувернантки в купеческий дом» Перова превосходит все, что было создано в этой области.
Больше Фанни не приходила Когда Перов делал первые эскизы для своей картины, он признавался, что сердце его ныло, что ему было холодно и жутко. Лицо женщины не видно для зрителя – она и ее дети не нужны никому – ведь даже последний в путь покойного провожает только собачка. Утопленница же наоборот, по прихоти автора картины, не выглядит мертвой. Оживленном красной лентой шейной медали, Камынин изображен сидящим кресле в в черном сюртуке. Художник-демократ, он воспринимал эту новую Россию с позиций так называемых «маленьких» или «бедных» людей. Жест напряженно сомкнутых у колен тонких нервных рук, найдены Прекрасно наклон головы с высоким лбом, замыкающих композицию фигуры и как бы отделяющих его от всего окружающего. Центральная фигура композиции 151 пьяный священник, выходящий из дома, где только что побывала праздничная процессия.
Его любовь к Гоголю отразилась в ряде его рисунков: «Погребение Гоголя его героями», «Тарас Бульба», «П. Лица, позы, движения полны жизни. И Перов, бесспорно, был таковым. Григорович писал: « глядя на эту спину, сердце сжимается и хочется плакать». Париж дополнил жизненные впечатления художника наблюдениями неприкрытой и нищеты обездоленности народных масс в Европе.
Картина побывала на многих выставках как в России, так и за рубежом. За картину ему была присуждена вторая золотая медаль. Особенно ярко охарактеризован «Фомушка150сыч». Единственно, в чем можно упрекнуть художника 151 в отсутствии единства в цветовом решении. Рядом с ней сидит и спокойно курит жандарм. эти похороны, 151 писал он, 151 еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз150Красный нос».
В фигурах студентов чувствуется спокойствие и твердая убежденность в своей правоте. Перова это не смутило. Академия удовлетворила просьбу художника и продолжила ему пенсионерство в России. Несколько лет назад его учителю Е. Я.
И бедная мать и дети словно замерли. И обставлено училище было значительно Преподаватели беднее, Московского училища профессионально были ниже профессоров Академии. В 1872 году Перовым написан замечательный портрет Ф. М. Достоевского. Тема обеих картин одна и та же, но сюжетное решение различно. Безразличное лицо, Его поза, с которым он покуривает свою трубку, спокойствие, выражают полнейшее безучастие к совершившейся трагедии, которая для него – один тысяч из случаев в хронике городских происшествий. На берегу Москвы150реки распростерто тело утопленницы, которое стережет полицейский.
Этот эскиз был положен в основу второго варианта картины 151 «Суд Пугачева» (1875) первый же вариант 1873 года был уничтожен художником. Но в самом начале работы его постигла неудача. Д. В. Жизнь ушла из него, но с лица не исчезло выражение глубокого страдания.
Характеристика купеческого быта дополняется безвкусной обстановкой комнаты. Безусловно, в ней, но нельзя не заметить в ней и особой поэзии, есть нарочитости доля и анекдотизма. В соседних комнатах жили люди, дети (.
Удачно выбран момент, когда утомленный ходьбой мальчик заснул, прислонившись к стене большого дома, прижав к себе маленькую обезьянку 151 единственного друга и помощника в поисках средств для поддержания жизни. Эта убежденность, видимо, действует на крестьянина, прислушивающегося к спору. Но зато учащиеся стояли ближе к народной жизни. Долгожданная «воля», о которой молодой человек будет читать по окончании проповеди, несомненно важнее для крестьян, чем проповедь: у священника осталось всего двое слушателей, причем один из них уже явно скептически относится к его словам.
П. М. Третьякова, купившего картину, художник В. Г. Худяков даже предостерегал в письме: «. Находясь в экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Лишь в советские годы, признание и любовь народа, советского она приобрела всеобщую известность. Бедные слушают с упованием – богач заснул в кресле, Иоанна Златоуста и что в эскизе дано различное слушателей отношение к ее содержанию. Этюдах, Многое осталось в эскизах, как например (1879), «Осада Пскова» набросках, «Пимен», «Пимен и Григорий» (1879), «Михаил Тверской в татарской орде», «Русские колодники в Татарской орде» (оба эскиза 1876 г. ), «Пытка боярыни Морозовой». Прямым наследником и продолжателем Федотова считал Перова и В. В. Стасов.
«. А бытовая сторона Слишком происшествия, многое отвлекало здесь от основного – на первый план выступала не трагическая. Прекрасно передана материальность предметов: медь, люстры, розоватый бархат платья помещицы. - (Источник) Картина Василия Григорьевича Перова «Проводы покойника» пользовалась большим успехом еще у современников художника. Незнание характера и нравственной жизни народа» делают невозможным окончание им задуманных картин. Глубоко народные, в последующем рисунке150эскизе трактовал художник их как образы крестьянские.
Жизнь Московского училища живописи и ваяния, система преподавания, взаимоотношения учащихся с учителями и этих последних между собой ярко описаны Перовым в рассказе «Наши учителя». Белый снег, по которому сани с гробом ползут к погосту, мрачен. Перов ввел ее в холст для контраста, чтобы еще более подчеркнуть скорбное молчание людей. Хотя заслуги Венецианова несомненны и заключаются в том, что он прочно утвердил в искусстве крестьянскую тематику, создал поэтические образы русской деревни, однако он не коснулся самого основного 151 рабства крестьян в крепостнической России. В характеристике портретируемого, кроме глаз и мимики лица, большую роль играют руки.
Но элемент обыденности, Много внимания было уделено характеристике толпы и передаче отношения отдельных зрителей к погибшей и к событию в целом, суетности в сюжете ослаблял драматизм и внимание отвлекал от основной фигуры 151 утопленницы. Картина ("Попы") была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя ее и скоро убрали, но всетаки она подняла большой протест. Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий». Сгорбленна под тяжестью и утраты мыслей о будущем, Хрупкая фигура вдовы, повернута к нам спиной.
Когда город еще спит, Художник выбирает утренний ранний час, сквозь его легкую дымку проступает силуэт Московского Кремля, от реки поднимается холодный туман. Ели – жили жизнью, обычной. ) преспокойно играли, как будто в соседней комнате не лежит дюжина трупов. Тогда как между помещиком и дворовыми нет Фигура единства, Пугачева неотделима от восставших. Кутаясь от холода, в глубине одних, дожидаясь мужа, сидит крестьянка, который пропивает с в горя кабаке последние гроши. И нет, Руки вдовы бессильно упали на колени, у нее кажется, сил, чтобы распрямить согнувшуюся спину, поднять низко упавшую голову. Что он намечал создание ряда целого исторических картин, Знакомство с рисунками Перова позволяет утверждать. Здесь мертвенная тишина и холодно как в могиле.
Перов получил за нее первую премию от Общества поощрения – художеств одной из центральных выставочных организаций страны. Лицо и вся фигура полицейского выражают полное равнодушие к случившемуся. «Сельский крестный ход на Пасхе» можно считать одним из самых значительных произведений Перова. «Тройка» (1866) и другие, Затем последуют знаменитые «Утопленница» (1867), все но они объединены мрачностью и печалью сюжета, каждая из которых изображает абсолютно разные жизненные истории.
Находящегося возле тела утопленницы и как воплощение равнодушия к человеческой драме воспринимаем фигуру мы квартального. Пугачеву противопоставлена гордая, властная старуха150помещица, гневно глядящая на него. Что нищета, Перов первый в картинах своих дал понять, горе и бесправие русского крестьянства 151 результат рабства народа.
В статье, посвященной первой Передвижной выставке, оценивая Перова, как высоко даровитого художника, великий сатирик отмечал долю преднамеренности в произведениях Перова. Безразличие застыло в его чертах. Написанных до поездки за в границу, картинах, обличающий угнетателей народа и их приспешников, Перов проявил себя как художник150сатирик. Глубокой тоской и одиночеством веет от картины. За смелой критикой духовенства чувствуется обличение и всего общественно150политического строя, Оно выделяется силой обличительного содержания, порождающего рода такого явления. Криденера, человека просвещенного и свободомыслящего.
В следующих двух эскизах Перов радикально изменил композицию. Оживленная красноватым пятном шейного платка, Тонко разработанная серо150коричневая гамма, вносит какую150то теплоту особую в строгий образ старика. Важно отметить появление в искусстве Перова в эти годы темы труда.