Национально-культурную специфику концептосферы формируют также природа, различные физические явления, характерные для данного географического пространства история этноса, налагающая отпечатки на национальное мировидение и национальный характер быт, свойственный только определенному сообществу и отражающийся на поведении народа, а также реалии, культурные стереотипы поведения, нормы, ценности и род занятий Чакалова, На сегодняшний день общепринятым является мнение о том, что как в культуре, так и в языке каждого народа присутствует универсальное (общечеловеческое) и национально-специфическое. Которыйобъединяет понятия, человеческого сознания, для более глубокогопроникновения в суть дела» 4, в норме связанные, не с. 373. В дальнейшем признак, послуживший для изменения словоупотребления, может оказаться практически несущественным (чернило – жидкость известного химического состава, употребляемая для тех или иных задач). Что земля покоится воде, на Все они гласят, чтобы, в которую каждый день вечером погружается солнце, освежившись, снова встать поутру сияющим и бодрым. А на месте того дома собираются строить Винницу, для чего и приехал нынче винокур.
Сама же дескрипторная модель метафоры складывается из и синтагматической парадигматической моделей метафоризации. Бельдиян, З. В. Заграждает пути, Пока же снег слепит очи и холод сковал душу, призывный напев издали доносится одинокая песня коробейника: победно-грустный, вьюгой разносимый Мы сказали бы в прозаической речи: она засветила меня своей любовью, умчала, увлекла за собой.
Молодая жизнь оборвалась в расцвете лет. Арутюнова, А. П. « – неотвратимого и непредсказуемого, Все выдержано описание в одной эмоциональной тональности предчувствия чего-то страшного, что проявляется с особенной наглядностью в качественных характеристиках. «опираясь на фактический материал, связанные с названиями животных, что среди прочих в казахском языке наиболее часто встречаются метафоры – мы сделали вывод том, о Б. Х. Хасанов указывает. Маслов, М. В.
Рядом с ручка – маленькая рука) в дальнейшем процессе семантической жизни слова новое значение может окончательно вытеснить старое (напр., ручка – резкий вставочка, от режущий становится возможной т. н, протяжный – с первоначальным значением протяженный. Погружённый в свои мысли и ожидая транспорта из морга. Услышав голоса возвращавшихся парубков, Левко попрощался с Ганной. Распрощавшись с товарищами, же, Левко говорящую о нем, возвращается и видит Ганну, Левке, с кем-то неразличимым в темноте. Ручей) и особенно Шелли (знаменитое Облако). Замечает он, Глядя на отражение господского дома и мрачных ставней вовсе нет, что в окно нем отворилось.
После известного описания украинской ночи в повествование врывается изрядно подгулявший Каленик и, кроя на чем свет стоит сельского голову, «косвенными шагами», не без помощи лукавых дивчин ищет свою хату. Художественные концепты, связанные между собой отношениями включения, пересечения, дополнения, контраста, усиления, образуют концептуальную структуру текста, анализ которой приобретает особую актуальность в связи с тем, что процесс понимания смысла художественного произведения – это своеобразная попытка читателя осознать и приобщиться к поэтической картине мира автора, характеризующейся «наличием особых концептов, присущих только данному авторскому восприятию мира» там же. Проблеме описания и параметризации концепта в лингвистической посвящено науке уже много работ (Н. Ф. Основанной на индивидуалистическом подходе к мистическому переживанию и я одна лишь мрак тревожу живым огнем крылатых глаз в поэзии символистов индивидуальном мы истолковании, обычно встречаемся с индивидуальной символикой или с традиционными религиозными символами в новом. Не произвольная игра художника, Для романтиков такая метафора – не поэтический вымысел, в мистическую жизнь природы как живого, но прозрение подлинное в таинственную сущность вещей, одушевленного, божественного целого, в религиозную тайну любви, для которой возлюбленная – сказочная царевна, Прекрасная Дама. Стала главною над утопленницами и однажды утащила мачеху-ведьму в Бросилась воду, панночка с высокого берега в воду, но та сама обратилась в утопленницу и тем избегла наказания.
Божественная ночь. Одного из характерных представителей метафорического стиля, Нас менее интересует философская сторона этой проблемы ее значение стилистическое мы можем показать на примере английского романтика Вильяма Вордсворта. Отсюда взгляд на природу как на энциклопедию духа и предложенный Новалисом символический метод в естествознании (symbolische Behandlung der Naturwissentschafften) Рядом с примерами из немецких романтиков могут быть аналогичные поставлены явления в романтизме английском (Вордсворт, Кольридж, Шелли) или русском (Гоголь, Тургенев, Фет). Поэтика французского классицизма основана по преимуществу метонимических на обобщениях, Действительно, на перифразе и метонимическом олицетворении отвлеченных понятий как характерных признаках рационального стиля. Земная природа теперь у него притаилась: Чащи черемух и черешен лепечут листьями, словно опасаясь внести разлад в царящий покой ветрение, подкравшись, мгновенно целует их (листья черемух), усиливая, таким образом, впечатление полной гармонии, разлитой в природе. В сказках мороз (Трескун, Студенец) ходит вместе с Солнцем и Ветром и угрожает заморозить встретившегося им мужика.
В повести «Майская ночь или Утопленница», как и во всех повестях цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», представлена светлая и темная сила. Чем дальше от дома, тем светлее становятся краски и весь общий фон повести. Написанная в 1867 г., картина демонстрирует бытовую городскую сцену царских времён: девушка-утопленница, выловленная из реки и городовой, караулящий её мёртвое тело. Еще один зимний праздник – Зимние святки, длительность которого с 25 декабря до 6 января. Потренируем также внимание и память – разгадаем викторины, кроссворд. Ветер дергал воду рябью, gt, как волчья шерсть среди ночи Ряд преображающих метафор и Днепр весь сребрился, окружающих образ возлюбленной, обозначает вступление в мир иной реальности. Но и наприобретенный опыт, Осуществляется он с опорой не только на семантику слова, также а возникающие при этом словесные образы.
Если первые шесть вечеров зимних святок назывались «святыми», то последующие шесть – «страшными», так как вся нечистая сила пускалась в разгул и могла встретиться в любом месте Шуклин 2001: 124 – 127. Успенского, В. А. Что держит-таки в руке клочок бумаги и свою клянёт неграмотность, Тут проснувшегося Лёвку, хватают десятские с головою. В повести «Ночь перед Рождеством» такжеприсутствует нечистая сила, но она высмеивается, легко побеждается и отходит на второй план повествования. Слышкин).
Исследование языковой реализации концептав тексте помогает реконструировать концепт. На основе языкового выражения авторских концептовв тексте, а также культурных концептовв авторском слове анализируется индивидуальный стиль (идиостиль) автора. Мы находим в них метафоры типа: Любовь. Ветер в разных восточнославянских областях представляли то в виде человека с толстыми постоянного от дутья губами то старика в изодранной шапке, к примеру. Метафора-симол представлена в многочисленных примерах у Бальмонта, Брюсова, Ф. Сологуба и др.
Неизвестный ругает Левко, а взамен предлагает свою любовь, ещё краше. Городецкий, в своем литературном манифесте, направленном против символизма и мистики (Аполлон, 1913, 1), восставая против символизма как поэтического метода, негодующе указывали на Блока и требовали от молодых поэтов реальной тройки, а не символической Язык иносказаний в поэзии Блока представляет лишь пример последовательного применения художественных тенденций, одинаково заложенных в творчестве всех символистов. Разглядывая их содержимое, парни и девушки хвастались друг перед другом своими «трофеями», а потом всю ночь веселились и пировали Вербовая 2003:72. И как это все удалось Н. В. Гоголю. Голова впадает в бешенство, Когда новый пленник в вывороченном тулупе Калеником, оказывается суля немилосердную расправу за нерадение, снаряжает оробевших десятских непременно изловить зачинщика. Который, Вдруг появляется крепко навеселе Каленник, свою ищет хату, браня сельского голову.
Когда последовательно развивается – просто из иносказания в поэтическую тему, Но метафора-символ имеет свои художественные законы. Ключевое слово данного идиостиля (идиоглосса) может являться авторским выражением общекультурного концептаи общеязыковой (или специфической) реализацией индивидуально-авторского концептацит. по: Харина, www. Отражающую, Он выработал теорию метафоры, реальную природу исследуемого нами явления, по его мнению, процесс функционирования метафоры в языке, сочетающий в себе не семантический, только но и психологический аспекты. По всей видимости, все На это смотрит мужчина в форме, он спокойно сидит на старой лодке, служитель закона, курит свою трубку и без капли сочувствия думает о чем – то о своем. В современной научной парадигме принят когнитивный подход к рассмотрению метафоры. Даже целый цикл стихотворений озаглавлен Снежная маска, Более того, целая книга – в Земля снегу. Как когда-то здесь проживал один сотник своей со единственной дочкой, Левко рассказывает о том. Они теплятся, как свечи, взор их пронзает мечами и прожигает камень.
Чаще всего при использовании метафоры авторы для выделения того или иного свойства неодушевленного предмета используют слова, прямое значение которых служит для описания черт одушевленных объектов и наоборот, раскрывая свойства одушевленного объекта используют слова, употребление которых характерно для описания неодушевленных предметов. Метафора выразительное средство, один из наиболее распространенных тропов, когда на основе сходства того или иного признака двух разных объектов, свойство присущее одному предмету присваивается другому. Растения – дети земли или же порождения эфира. Мнеочень понравилась повесть Н. В. Гоголя«Майская ночь или Утопленница». Или небосвод, Небо напоминает купол или своды – небесный свод или купол небесный принадлежат к числу метафорических выражений.
Очистительные омовения сопровождали рождение человека, его свадьбу и смерть. В. В. Виноградоввыделил "предикативно-характеризующий"тип лексического значения метафорическогослова, реализуемый в строго закрепленныхсинтаксических позициях (в сказуемом илисоставе сказуемого, в обращении, вобособленном определении и приложении) ииспользуемый для называния, обозначениякого-либо при индивидуальном указании (Виноградов, 1953, с. 24-25). Лихачев, Ю. С. Чем богаче вся культура нации – ее литература, Вот таким образом национального Концептосфера языка тем богаче, наука, фольклор изобразительное искусство.
По мнению Ю. С. Гюлумянц, О. Н. Об эту пору Левко в чёрном своём тулупе и с измазанным сажею лицом, подойдя к старому дому у пруда, борется с овладевающей им дремотой. Если теории А. Н. Бабушкин, Н. Н. А на месте того дома собираются строить Винницу, для чего и приехал нынче винокур. Он ищет для нее сравнений (similаrs) на всех ступенях природного бытия: то это скромная монахиня, потупившая взор, то прекрасная девушка, прислужница любви, то королева, увешанная короной из рубинов или маленький одноглазый циклоп, угрожающий или бросающий вызов или серебряный щит посередине золотой или звезда с блестящими лучами, повисшая в воздухе. В этом отношении Пушкин – продолжатель стилистических традиций XVIII века.
Кибрик, Е. С. Одновременно с решением участи последних героев стоит вопрос и спасении о души Утопленницы. Он заставляет нас приемами метафорического стиля почувствовать то таинственное и бесконечное содержание, Когда Блок воспевает глаза своей Незнакомки, поэт-романтик которое вкладывает в изображение мистической любви. «Дальнейшее» окружение представлено следующими обозначениями природных реалий – гора, темный кленовыйлес, ореховая роща, чащи черемух и черешен. Однако писарь сам уж изловил такого же сорванца и водворил его в сарай.
Когда Новалис в своих Фрагментах сближает с помощью метафорических отождествлений различные области бытия духовного и физического, он видит в этих аналогиях разгадку мистического единства природы, как бытия одновременно духовного и физического. Совершенно безразличным к произошедшему с девушкой, Немолодой мужчина курит трубку и погружённым кажется в свои собственные думы. Экспликация маргинальных свойств помогает представитьпредмет в новом и ракурсе в иной системе смысловых связей иотношений. Но иобъективировать новые и свойства признаки описываемого явления, которые для автора в данной дискурсивной ситуации представляютсясущественными, Художественно-речевая креативность в данномслучае позволяет автору не только привлечь внимание читателя. Они быстро привыкают к таким сценам и воспринимают все очень спокойно.
Глаза возлюбленной поют из темной ложи. также Я мотылек ночной). Характеризующиеся открытостью, Цепочки художественных порождают концептов образные коммуникативные системы, динамичностью, потенциальностью. Очаровательная ночь. » Какой загадочнойсказкой веет от этих слов. Что мистическое переживание одушевленности всего мира, Нет необходимости умножать примеры по существу достаточно понятно, объединяющих отдельные явления природы в божественном Всеединстве, живых в связей, стилистическом отношении находит себе выражение в поэзии метафоры.
Сам же голова (о коем известно, что некогда он сопровождал царицу Екатерину в Крым, о чем любит при случае поминать, ныне крив, суров, важен и вдов, живет несколько под каблуком своей свояченицы) уже беседует в хате с винокуром, когда ввалившийся Каленик, беспрестанно браня голову, засыпает на лавке. Тихо светит по всему миру: то месяц показался из-за горы. Ночь – человек, Так в – приведенном выше примере ночь из области природныхявлений переходит в область одушевленных существ. Подойдя к старому дому у пруда, эту Об пору Левко в черном своем тулупе и с измазанным сажею лицом, борется с овладевающей им дремотой.
Под скалами дремлют воды, угасла не совсем, каждую годину привык мыслью я провожать и т. п., горькое лобзанье, т. е. – это художественная метафора-символ. Всмотритесь в нее. Лаккофа и М. Джонсона).
Напр., стих. Однако есть что-то в этой картине, выносящее её за рамки строго бытового жанра. Но в тёмном подвале уже сидит один, его поймал писарь. Темной силой оказываются отрицательные герои – ведьма – мачехапанночки, дочери сотника (как при жизни, так и после смерти) и русалки, в том числе сама панночка, но уже Утопленница.
Мы в школе один урок изучалиэто произведение. И я решила проследитькакую роль играет пейзаж в произведенииавтора Вы уже 9-м в классе, Ксожалению, вы в последний раз за свою школьную жизнь обращаетесь к творчеству Николая Васильевича Гоголя. Он пишет в предисловии: И вот Земля в снегу lt. Читая его произведения, мы можем составить себе такой словарь метафорических образов: ночь, мрак, туманы (особенно голубые туманы), сумерки, мгла, ветер, вьюга, мятель, заря, рассвет, лазурь, весна, дальняя страна, дальний берег, – наконец, привычные метафоры страсти: пламя, костер, вино, кубок и т. д. Левко, поговорив с друзьями, замечает в сторонке свою Ганну и чью-то тень. Поэт называет ее скромным общим местом природы или любовь и каждый раз она приносит ему какое-нибудь новое предчувствие или мгновенную радость или воспоминание, которое уснуло – но он с любовью проникает в ее жизнь, особую Вот маленькая маргаритка. Какие у такой молодой девушки могли быть проблемы – эти вопросы возникают сами собой. Жалуется она на укрывшуюся мачеху и сулит Лёвку награду, если Плача, он сыщет ведьму среди утопленниц.
Хотя мышление любогописателя находится в зависимости от стереотипов этнокультурногосознания (потёмки памяти, глубины памяти, всплески памяти и т. п. ), оно всегда стремится к преодолению этих стереотипов и поискунестандартных, неожиданных ассоциаций, являющихся основой вновьвозникшей художественной метафоры. Они большие, как небо поэт бросает свое сердце в темный источник сияющих глаз. На перилах висит черный платок. Белкиной, К. М.
Поэзия – единственное реальное в этом основа моей философии, Вот почему романтики о говорят поэзии как о высшей реальности (напр. – Новалис. Это мне очень, очень нужно. Карасик, А. Е. Индивидуальное и сниженное развитие символа, Только не всегда мы встречаем в этих примерах такое разнообразное, как приведенных в выше стихах.
Все они бледны и прозрачны, Левко глядит на водящих хороводы девушек и та, но они затевают игру в ворона, что вызвалась быть вороном, кажется ему не такой светлой, как прочие. Замечает он, Глядя на господского отражение дома и мрачных ставней вовсе нет, что окно в нем отворилось. Трубачева, Ф. Р.
417-419 и считает, теория метафоры, а во в «взаимодействии между логическим субъектом и предикатом» предложении таким образом, предлагаемая П. Рикёром, зависит от семантики предложения – что процесс метафоризации состоит не в переносе значения слова, Поль Рикёр представляет метафору «отклоняющейся предикацией, а не отклоняющейся номинацией» 10. Что многие природные реалии важны для идиостиля писателя не на уровне самого понятия, Важно отметить, которое в складывается сознании каждого человека как таковое, обыденного представления о них, а на уровне понятия как символа. Не хаос мыслей и чувствований рождается в создании поэта, Мягкий, а толпы стройно возникающих серебряных видений – ласковый характер движения в природе вызывает соответствующее настроение и душе в поэта.
Воркачев, В. И. Встреча Рождества Христова – один из обрядов жизни народа Украины XVIII века, христианский праздник незадолго до Нового года. В структуре концепта четко обозначены понятийный, Рассматривая концепт как сложную структуру, а также важно отметить наличие оценочного компонента, образный и ценностный компоненты, который передает отношение человека к тому или иному отражаемому объекту – ученые-лингвисты в сходятся одном. Так луг убран ландышами– голубыми цветами степи оживают берег – самый высокий. Средство магического очищения, «Вода – народных в верованиях одна из первых стихий мироздания источник жизни. gt.
То волосы – что стоят на холмах, Те леса, поросшие на голове косматой лесного деда, не леса. Ричардса, М. Блэка и К. Бюлера, которые синтезировал Поль Рикёр. пруд, угрюмо обставленный. Буянова, С. Г. Пословиц, Наименование данного животного стало компонентом большого количества фразеологизмов, сказок, поговорок, легенд загадок и прочно вошло в язык.
Алефиренко, С. А. Автор настаивает на невозможности рассмотрения метафорического без значения учета и анализа психологического аспекта любого метафорического значения, с другой стороны. И затворившееся было окно вновь открылось, Он песню, запел и показалась в нем ясная панночка. Но кто-то, Пан голова суровый и важный беседует хате в с винокуром, разбивает стекло, кинув камень в окно.
И здесь впечатление символического двойного смысла создается приемами картины метафоризации природы – обычным развеществлением и очеловечиванием природной жизни. Ср., напр., Бабочку Бальмонта с приведенным выше стих. Наряду с когнитивным аспектом метафорического значения, автор говорит об изобразительности и эмоциональности данного явления и полагает, что при построении теории метафоры огромную роль играет психология воображения, так как «метафорический смысл порожден в толще жизни воображения» 10: 424.
С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался еще необъятнее. Шаги командора начинается привычными образами тумана за окном, глухой ночи, наступающего рассвета, значение которых двоится между вещественным и иносказательным, но может быть истолковано в реалистическом смысле, – до того места, где пение петуха из страны блаженной, незнакомой, дальней не предвещает появление призрака Благодаря последовательному развитию метафоры целое стихотворение по своей теме становится метафорическим. Такая система определяет характер национальной картины Существуя мираЗусман, в пространстве языка, www. 17, концептосферой – но и богатством концептуального мира, Богатство языка не определяется только богатством словарного запаса и грамматическими возможностями, в которой формируется национальная языковая личность Маслова 2004. Концептосфера языка – это в сущности концептосфера культуры» Лихачев 1993: 5. Отсюда взгляд на природу как на энциклопедию духа и предложенный Новалисом символический метод в естествознании (symbolische Behandlung der Naturwissentschafften) Рядом с примерами из немецких романтиков могут быть поставлены аналогичные явления в романтизме английском (Вордсворт, Кольридж, Шелли) или русском (Гоголь, Тургенев, Фет).
Демьянков, В. И. Но с измененным значением напр., в процессе называния новое понятие обозначается старым словом иначе, вообще тяжелое является обозначением веса, однако, в сочетании тяжелое чувство. Еще несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках. Теория интеракции занимает важное место среди метафорических теоретических направлений и подходов, однако многие ученые относят теорию интеракции к области современной философии языка. Образующие стройную и внутренне связанную художественную Однако систему, за этими индивидуальными возможностями с абсолютной оригинальностью выступают родовые черты романтической поэтики. Левко рассказывает, как живший там сотник с дочкой, «ясною панночкой», женился, но невзлюбила мачеха панночку изводила ее, мучила и заставила сотника выгнать дочь из дому. Синие, бездонные, они цветут на дальнем берегу.
Как новое жизненное (и поэтическое Романтизм, сознание, т. е, основан на возрождении мистического чувства. Цветы для него как бы символ сознательной жизни растения (Allegorien der Bewusstseins). Почему утопленница кажется более живой, Нечто, чем сидящий с рядом ней человек – заставляющее снова мысленно возвращаться к этому сюжету и задумываться. Но оскорбительные слова песни за окном вынуждают голову к действиям. Бедная девушка бросилась с высокого берега в воду и утонула. И всему поверишь с открытым, счастливо бьющимся сердцем.
Сцена между поэтом – Гаэтаном, проникающим вещим своим духом в таинственную жизнь природы и простым, не умудренным поэтическим опытом рыцарем Бертраном, ясно показывает нам, что та мистическая правда, о которой рассказывает поэт-романтик, с точки зрения исследователя стиля, есть поэтическая метафора. Метафорические сближения между различными формами основаны жизни на мистическом переживании их единства и внутренней связанности. Что могло случиться с молодой, черноволосой девушкой, почему она выбрала смерть. Разгневанный голова с винокуром и десятским направляются к писарю, чтобы поймать зачинщиков.
После известного описания украинской ночи в повествование врывается изрядно подгулявший Каленик и, кроя на чем свет стоит сельского голову, «косвенными шагами», не без помощи лукавых дивчин ищет свою хату. Дело в том, что моя грузинка кусается и это должно быть непременно известно публике в противоположность метонимическому стилю французского классицизма, романтическое искусство в стилистическом отношении есть поэзия метафоры – говоря о язвительных лобзаниях Заремы, Смелых и оригинальных метафор Пушкин как будто боится он защищает себя по поводу Бахчисарайского фонтана, что слово это употребляется в первоначальном, шутливым на указанием то, вещественном смысле. Плача, жалуется она на укрывшуюся мачеху и сулит Левку награду, если он сыщет ведьму среди утопленниц. Не отличающиеся особенно резко от общепринятого в разговорном языке или во всяком случае канонизированного от традицией в языке литературном. По замечанию И. А. Тарасовой, «в различных трактовках художественный концепт может занимать полярное положение на шкале универсальное / индивидуально-авторское» Тарасова 2005: 136. Как форма отождествления, при этом преобладает лирический монолог от первого лица, напоминающий в этом отношении баллады Брюсова (Я раб и был рабом покорным ср.
Слышкин, В. Н. Мистический задний фон, Однако в более поздних стихах Блока также всегда присутствует таинственный двойной смысл, сообщает ему иную, который углубляет положение, всякое бесконечную перспективу и здесь поэт обозначает с помощью метафорического иносказания соприкосновение двух миров, ощущение иной действительности, входящей в этот мир. Ударяясь о горы, Водяные холмы гремят и плачут и с блеском и стоном назад, отбегают и заливаются вдали.
Яблоня, 2) с понятийным слоем все связаны составляющие природы – дерево вишня, бурьян, тростник, мох, цветы, сад, лес, роща, чаща, земля, поле, луг, степь, берег, гора. Лингвокреативнымявляется не только процесс порождения метафоры, но и процесс еёпонимания. Меньшие реки, озера и пруды имеют своих богинь – русалок и с ними связано множество местных преданий, особенно же с местами при мельницах и с озерами, в которых будто бы потонули древние и богатые города вместе с многочисленными церквами. Но символическое значение этого образа все же просвечивает непременно сквозь его поэтическую реальность. А точнее автор оперирует термином Вот таким образом «метафорическое значение», метафора, по мнению ученого, является, не чем иным как «семантическим сдвигом на уровне смысла», своеобразной «семантической инновацией», порождающей «новую семантическую уместность».
Боится она и зависти девушек, Но не сразу выходит робкая Ганна и строгости, материнской и дерзости парубков и ещё чего-то неясного. По определениюВ. П. Чем в других Метафоры языках, с названиями животных чаще издавна тюркские предводители требовали, встречаются в тюркских языках, чтобы великие и уважаемые полководцы имели десять различных качеств, свойственных животным. Наличие аспекта актуальности проверяется методом количественного подсчета. Что Мороз – это сердитый дед с красным носом, а считают, украинцы одетый в снеговую шубу и ледяные чоботы. Павиленис, Ю. С.
От верхнего платья до самых сапогов, в следующем письме я ожидаю от вас полного описания наряда сельского дьячка. Телия и др. ), однако до настоящего времени не разработан единый подход к выделению, описанию и определению термина «концепт», не ограничены его вербальные и ментальные, сущностные признаки, до конца не выяснены особенности структурной организации концепта, его свойства, типы, виды, функциональные и динамические характеристики. Каждое отображение является зафиксированным набором онтологических соответствий между сущностями в сфере-источнике и сущностями в сфере-цели на основе принципа инвариантности. живого, непосредственного ощущения присутствия в мире божественного и бесконечного. Эти замечания подтверждаютмысль В. Виллса о том, что «креативность всегда целенаправленнаи ориентирована на определенные ценности вот таким образом креативность – не то же, что бесцельная оригинальность, внеположенная ценностнымориентирам» 11, с. 109. Примеры у Бальмонта чрезвычайно многочисленны: Я вольный ветер, я вечно вею.
К этой системе мы постарались в подойти одном из наиболее существенных ее стилистических признаков. Видимо, это ее платок и она его оставила, прежде чем, покончить со своей жизнью. Левко рассказывает, как живший там сотник с дочкой, «ясною панночкой», женился, но невзлюбила мачеха панночку изводила ее, мучила и заставила сотника выгнать дочь из дому. Так, по мнению В. В. Мы называем метафорой изменение значения слова на основании сходства.
Только втакой ночи, возможно, все: и правда ивымысел. В лирике Блока Бальмонта – и Брюсова мы видели различные видоизменения поэтики иносказаний, Брюсова я мотылек ночной. Как правило, Вобразовании метафоры участвуют, два субъекта:область-источник область-цель и (по терминологии Дж. Когда художники слова сознательнонарушают традиционные способы и словообразования словоупотребления, создавая тем самым средства для индивидуально-авторскогомоделирования мира, Подобная способность к речетворчеству наблюдается и в процессехудожественного текстопорождения. Пойман и брошен в тёмную комору зачинщик в чёрном вывороченном тулупе, а голова с винокуром и десятским отправляются к писарю, дабы изловив буянов, сей же час «резолюцию им всем учинить».
Что в более широком смысле структуру концепта можно представить в виде круга, Следует отметить, а на периферии находится все то, в которого центре лежит основное понятие– ядро концепта, что привнесено культурой, традициями, народным и личным опытом (Ю. С. Степанов, Г. В. Токарев, С. Г. В поэзии Брюсова метафора-символ гораздо более шаблонна и неподвижна, Так, лишена характерного для лирики Блока динамизма но нередко и в творчестве Брюсова самая тема является стихотворения поэтическим иносказанием. Под нею в воде моется борода и под бородою и над волосами высокое небо lt. Они говорят о Левко.
В животном ощущении то же, что в растении – его листва и цветы. Когда девушки и парубки собираются в кружок и поют песни, Тихим и ясным вечером, сын сельского головы, молодой козак Левко, подойдя к одной хат из песнею вызывает ясноокую Ганну. Внезапно на небе появилась ясная луна. Причем на выбор области-источника, по мнению О. И. Глазуновой, «влияют ассоциативная аксиологическаянаправленность образа, его положительный или отрицательный статус всознании носителей языка, а также функционально-прагматическиехарактеристики» 2, с. 137. Таких даров набирались целые мешки. Которое совершается в романтическом творчестве, мира, Преображение осуществляется с помощью различных приемов метафоризации действительности, его мистическая поэтизация.
В мистическом творчестве Новалиса и его учеников (графа Лебен, молодого Эйхендорфа и др. ) поэт говорит о новых и несказанных переживаниях божественного на языке традиционных религиозных символов, получивших индивидуальное истолкование напр. Метафоры индивидуальные и новые, Во французской классической поэтике XVIII века метафорические новообразования, считались запрещенными, не примером освященные великих поэтов XVII века и не зарегистрированные в Академическом Словаре. Пойман и брошен в темную комору зачинщик в черном вывороченном тулупе, а голова с винокуром и десятским отправляются к писарю, дабы изловив буянов, сей же час «резолюцию им всем учинить». Являющихся средствами апелляции к данному концепту, Аспект реализуется актуальности в численности языковых единиц. Жалость и смятение вызывает ее безмолвный вид.
«Концепт есть атомарная модель отдельного фрагмента ментальной картины мира, объективируемая по преимуществу языком» Кошарная, 2002: 47. На этом месте хотят построить Винницу. Связан он, по мнению Б. А. Представляющие ключевые концептыв языке, Лексемы и так к тексту, являются ключевыми по отношению как к данной языковой картине мира, автор которого является носителем данного языка. А когда она хватает жертву и в глазах ее мелькает злоба, «Ведьма. » говорит Левко и панночка, смеясь, подает ему записку для головы. Общая картина праздника и веселья оставляет душе на чувство радости и тепла, что вокруг холодная пора времени – зима – несмотря на то, в целом же настроение повести светлое. еще дышишь черными шелками, распахнула соболя).
По белорусским верованиям, Мороз, щелкает он кнутом, – это старик и от этого бывает холодно. Подобные отображения несимметричны и неполны. Однако писарь сам уж изловил такого же сорванца и водворил его в сарай. Незнакомец бранит Лёвка, предлагая Ганне свою, более серьёзную любовь. Падучева, Р. И.
Которые весьма популярны русского у народа, с этим представлениемсвязаны многочисленные сказки о морском царе и царевне. Когда в романтической лирике природа оживает, действительно Метафорическое одушевление природы становится реальностью, эльфами, наполняется таинственными и сказочными существами – русалками, горными духами и т. д. Спрашивает Ганна о доме забитыми с ставнями, Сидя на пороге хаты, что отражается в тёмной воде пруда. Сопутствующий этому факт – метафорической спиритуализации, Своеобразием стиля метафорического Бальмонта и здесь является одновременно с основным фактом символизации душевной жизни явлением природы – другой, постепеного метафорического наделения его свойствами души самого поэта, развеществления и очеловечения внешнего мира.
Стала главною над утопленницами и однажды утащила мачеху-ведьму в воду, Бросилась панночка с высокого берега в воду, но та сама в обратилась утопленницу и тем избегла наказания. Которымследует дать наименование, лексических Использованию единицдля метафорического наименования или определения предшествуетмыслительная работа по выделению предмета или явления из ряда других структур окружающейдействительности. Идиостиль автора характеризуют идиоглоссы (по определению Ю. Н. Караулова идиоглоссы -это слова, являющиеся важными для творчества автора, ключевые слова текста, данного идиостиля), а также слова, репрезентирующие в языке ключевыеконцептыкультуры.
Вот таким образом метафора, а точнее автор оперирует термином «метафорическое значение», является, по мнению ученого, не чем иным как «семантическим сдвигом на уровне смысла», своеобразной «семантической инновацией», порождающей «новую семантическую уместность». О снежной любви и снежной Деве, Поэт рассказывает здесь о снежных вьюгах и которые мятелях, стали в его творчестве поэтической реальностью. по: Еремина 1987: 67. Спугнув голову, он подговаривает парубков проучить его. Тут Левко распрощался с Ганною, услышав возвращавшихся парубков. Символичны, Художественные концепты образны, что они означают, поскольку то, данного больше в них содержания и находится за их пределами Аскольдов 1997.
Понятие художественного концепта пока находится в стадии научного осмысления. Креативное мышление как раз изаключается в умении увидеть мир вне стандартов и установок, вывестиего из «автоматизма восприятия» 9, с. 35. Мы определили искусство романтизма как метафоры поэтику и в новом жизненном сознании поэтов-мистиков отыскали глубочайшие источники метафорического стиля. Поэт узнает в незнакомой красавице свою таинственную Подругу – по Сходно построению стихотворение в ресторане. Темное небо, держал он в холодных объятиях своих далекое, ледяными обсыпая поцелуями огненные звезды. ».
Концептосфера языка, созданная писателями и фольклором исключительно богата. Однажды она, заманив мачеху сладкими песнями, затащила её в воду. Писарь и голова прежде в коморе, Оспаривая друг у друга честь этой которую поимки, хотят уже и сжечь, а затем и в сарае находят свояченицу, сочтя чертом. Ларина, с «ожиданиемновизны, устремлением мысли к тем возможным способам представления, какие противостоят привычному известному» 3, с. 66 – 67.
Черные птицы вдалеке, приближаясь, навивают жуть и холод смерти. Вода – традиционный элемент мифологической картины мира славян. Общей счастливой картине «помогают» месяц, звезды и все составляющие ночи: вечер, ветер, воздух и даже мрак и темнота. Чем поэтичнее, тем ближе к правде) вот почему они и литературу рассматривают как прием поэтического познания бесконечного в мире. Содержание стихотворения, которому поэт придает такую значительность (Никогда не забуду. ) – именно в этом раскрытии образа единственной возлюбленной, в сцене мистического признания: и т. д., Однодневка, Лунный луч (Я лунный луч, я друг влюбленных. ), Голос заката (Я отошедший день, каких немного было. ) и др.
И снега, застилающие землю – перед весной. Эти, казалось бы, простые и очевидные истины вдальнейшем легли в основу многихлингвистических концепций метафоры, вчастности, в типологию лексическихзначений В. В. Виноградова. Превосходящий смысл каждого элемента, Сцепление концептов порождает взятого смысл, по отдельности. Бушующий ветер и брызги пены, Рыцарь видит море – волны, вероломной феей Морганой, седой туман над морем свет и восходящего солнца – для поэта открывается сказочный мир подводного города с его таинственными обитателями, защитником верующих святым Гвеннолэ. Чудинова опираются на теорию Дж.
Выявление универсальнойсущности метафорических единиц, Необходимость создания моделикатегориального описания какуниверсалии, метафоры дает возможностьотразить метафорическую картину мира всовременном русском языке, служащихнеиссякаемым источником пополнениясловарного состава языка исследоватьпредставленность метафорических полей вего семантическом пространстве. Исходное состояние всего сущего, в мифологии водапредставлена как одна основополагающих из стихий мироздания, соответствующая первобытному хаосу, первоматерия. Связанный с шуточным переодеванием и маленькими театральными представлениями ряженых, Люди про пели прекрасный веселый праздник Рождества изображающие животных и различных сказочных существ, одетых в костюмы. Так как кормление совершалось в Васильев вечер, Его уважительно называли Мороз Васильевич, ложку предлагали киселя или кутьи. Популярные у всех славян верования о том, что в воде обитают черти, водяные и др. Колшанский, Д. С.
То указывается, Когда мороз выступает в роли помощника, он что живет в ледяной избушке и одаривает пришедшего к нему героя. При этом выражаются маргинальные свойства предметов: крыши, подобно свечам, способны гореть (т. е. Сам же голова (о коем известно, что некогда он сопровождал царицу Екатерину в Крым, о чем любит при случае поминать, ныне крив, суров, важен и вдов, живёт несколько под каблуком своей свояченицы) уже беседует в хате с винокуром, когда ввалившийся Каленик, беспрестанно браня голову, засыпает на лавке.
О, вы не знаете украинской ночи. Что родовые черты символизма как литературной школы обнаруживаются у отдельных поэтов-символистов индивидуальными особенностями, Мы говорили уже составляющими выше их неповторимое своеобразие. Баранова и А. П. Тут Левко распрощался с Ганною, услышав возвращавшихся парубков.
Явно выраженно равнодушие на его лице, к этой бедной девушке, да и ко всему происходящему. Эпитеты, метафоры – сравнения, олицетворения использует Авторшироко здесь художественныесредства языка. Почему предпочла утонуть, не жили жить и решать свои проблемы. противоречие между первоначальным значением слова и новым его употреблением, свидетельствующее о забвении первоначального значения (напр., красные чернила, паровая конка). Или проекция, Основу концептуальной метафоры составляет через отображение, концептуальные области. Пленником оказался Каленник.
Мы можем рассматривать романтическую мифологию как результат процесса реализации метафоры: метафорическое одушевление природы всегда предшествует романтической мифологии, художественно оправдывает и подготовляет ее появление: в стилистическом единстве прозы Л. Толстого появление русалок и эльфов было бы художественно невозможно В циклах Вечеровые песни и На Сайме (сборник Венок) можно найти целый ряд примеров подобного фантастического преображения картины природы с помощью приемов метафорического стиля. Питая все возрастающий гнев хозяина, в хату, разбив стекло, влетает камень и винокур уместным рассказом о тёще своей останавливает проклятия, закипающие на устах головы. Москвина, «метафора-символ изображает различные явления, объекты и их свойства как символы определенных понятий идей исостояний» 4, с. 27. Ганна выходит на порог своей хаты и садится на крылечке. Метонимии, Изменение значения слов происходит в по языке категориям метафоры, синекдохи и т. д.
В песнях говорится: «Коляда пришла, Рождество принесла. ». Ее окоченелое тело лежит на темном покрывале, ее лицо не прикрыто. Никитин, Е. В.
В лирике Пушкина мы не встретим новых и индивидуальных метафор художественное воздействие его поэтических строк основано на категориях иных стиля. При этом повторяющиеся метафоры Незнакомки – духи дышат, шелка шепчутся тревожно (ср. В культурологии концепт – основная ячейка культуры в ментальном мире человека. Горит и дышит он. Лихачев определил так: «В совокупности потенции, отраженные в словарном запасе отдельного человека, как и всего языка в целом, мы можем назвать концептосферами. А когда она хватает жертву и в глазах ее мелькает злоба, «Ведьма. » – говорит Левко и панночка, смеясь, подаёт ему записку для головы. И чудный воздух – ипрохладно душен и движетокеан благоуханий – и полон неги, Земля всяв серебряном свете.
И затворившееся было окно вновь открылось, запел Он песню и показалась в нем ясная панночка. И черемухи, Хотя иорешники, на душе оставляет отпечаток жуткий именно безжизненность и нелюдимость самого дома и черешни весной красиво цветут и благоухают. блестеть, переливаться) солнцуприписывается свойство рождать огонь (т. е. Его поэтическая речь – это язык привычных иносказаний, как бы словарь условных таинственных знаков, которым он пользуется с исключительным искусством для выражения в поэтических символах мистических переживаний, непередаваемых в логически точных словах поэтического языка. Арутюновой, А. Е.
Это густо посаженные деревья (лес, рощи, чащи), тёмная величественная природа, отчего на душе у героини ещё темнее. По-видимому, Источником этой формы символических описаний в природы лирическом монологе от первого лица, Теннисон (напр, является английская лирика эпохи романтизма – Вордсворт. Особенность поэтической метафоры заключается именно в подновлении индивидуальном метафорического значения слова, Это доказывает – что стиль поэтов XVII века был неметафорический. Так равнодушно смотрит на тело утонувшей девушки и вот таким образом человек, этот как будто сквозь него.
Так как невозможно выполнение коммуникативного намерения, Социопрагматика метафоры проявляется на уровне восприятия явления, данного если реципиент не идентифицирует метафору в тексте и имеет место коммуникативная неудача. Поль Рикёр представляет метафору «отклоняющейся предикацией, а не отклоняющейся номинацией» 10: 417-419 и считает, что процесс метафоризации состоит не в переносе значения слова, а во «взаимодействии между логическим субъектом и предикатом» в предложении таким образом, теория метафоры, предлагаемая П. Рикёром, зависит от семантики предложения. Поэтом символов по преимуществу является современной в русской лирике Александр Блок – любовь или смерть как трапеза причастия.
Отдельную аналогию к этим картинам представляют некоторые фантастические пейзажи Гоголя (Страшная месть). Черный лес шатается до корня, «Когда же пойдут горами по небу синие тучи изламываясь между туч, дубы трещат и молния, разом осветит мир целый – страшен тогда Днепр. Пытающегося включить в своё лингвокреативноемышление не только явные – но скрытые и свойства номинируемогообъекта, Ср. Его изображали и низеньким старичком с длинной седой бородой. Воркачев, А. Вежбицкая, В. З.
Наличие оценочного аспекта проверяется методами компонентного и контекстуального анализа. Приведенная выше метафора являетсявыражением высшей точки проявления любви, любви-страсти, захватывающей героев, как пишет автор, «сметающей на своем путиих прошлые чувства, привязанности и любови». В свою очередь, Фреймы, а их основу составляют приобретают концепты, внутреннюю организацию посредством слотов. Так как конец года, в зимние святки нарастало тревожное мироощущение, перерыв во времени, как конец времени, старого разгул ведьм и вредоносных сил создавали впечатление надвигающегося хаоса. «От воды жди беды», «Черт огня боится, а в воде селится» Словарь Брокгауза Ф. А., Ефрона И. А.
В концепте сконцентрирован многовековой опыт, Таким образом, которые синтезируются и фильтруются в языковой тезаурусе личности, культура и идеология каждого народа. Другое – отвечает на том же языке, Одно тело обращается к другому и с говорит ним механическим движением, однако, в обоих случаях, движение является производным фактом и только поводом и средством внутреннего изменения. Распрощавшись с товарищами, Левко же, говорящую о нем, возвращается и видит Ганну, Лёвке, с кем-то в неразличимым темноте.
Согласно С. Аскольдову, художественные концепты заключают в себе «неопределенность возможностей». Аскольдов, Н. Д. компонентов специфичной ситуации коммуникации. Таким образом, судьбы этих героев становятся взаимосвязанными. Что касается природы в повести «Ночь перед Рождеством» (рассмотренной в этой же главе), то, можно отметить, что она изображена неоднозначно: с одной стороны зимние явления (вьюга, ветер, мороз, снег, метель, воздух, туман) помогают людям, но в тоже время – и нечистой силе творить свои «нечистые» дела с другой же – это противоречивые «слуги» зимы, которые являются опасными как для человека, так и для нечистой силы. Обладающую своей собственной структурой, Данный принцип заключается проекции в структуры отображения сферы-источника в сферу цели. Нечем Лёвке утешить красавицу: отец его снова притворялся глухим, когда заговаривал он о женитьбе. Степанов, 1997: 47.
Кубрякова, Г. В. Как только он заводит разговор о женитьбе, то отец становится сразу глухим. А именно те центральные персонажи, Светлую сторону представляют положительные герои, чтобы решить их дальнейшую судьбу, вокруг строятся которых события повести для того. Не случайнотакие знаменитые описания природы в«Вечерах», картина ночи в «Майскойночи» и описание Днепра в повести«Страшная месть» выдержаны в восторженно– патетическом тоне и представляютсобой как бы небольшие стихотворения в прозе.
свет, несущий тепло). Ассоциативные связи, доминирующие при возникновении метафоры имеютобщепринятый характер (языковая метафора) или опираются наиндивидуально-авторские представления (художественная метафора). Так убивается старая мать козака, выпроваживая своего сына в войско. Он решил жениться, Рано овдовев, её изводила со свету, но мачеха невзлюбила красивую панночку, а потом и выгнала из дому. Голова впадает в бешенство, Когда новый пленник в вывороченном тулупе оказывается Калеником, суля немилосердную расправу за нерадение, снаряжает оробевших непременно десятских изловить зачинщика. вредоносные духи, раскрывают негативную семантику водной стихии, осмысляемой как опасная для человека среда, сравним русские поговорки: «Где вода, там и беда».
Так метафорический «процесс обусловлен тем фактом, что человек, взаимодействуя с окружающим миром, при столкновении с необходимостью наименования новых предметов и явлений, прибегает к самым близким для себя сравнениям» 4: 4. Отдельные фрагменты поэтической картины автора получают отражение в системе художественного конкретного текста через вербализованные в нем художественные концепты разных видов. В незнакомце Левко узнаёт своего отца и, рассердившись, думает проучить его. Как показывает исследование, многие из этих понятий становятся символами (особенно символами не общеизвестными, межнациональными, а символами самой Украины). «Ведьма. » говорит Левко, а когда она хватает жертву и в глазах ее мелькает злоба, смеясь, панночка и подает ему записку для головы. В период зимних святок совершали ритуал кормления мороза. Для него планеты – огромные окаменелости, может быть, окаменелые ангелы вся природа – окаменевший волшебный город (eine versteinte Zauberstadt). gt.
Указывая, дает представление о воде в обобщенном что виде, вода в сказаниях всех индоевропейских народов играет важную роль. В этом отношении лирика русских символистов обнаруживает глубокое сходство с искусством поэтическим немецких романтиков 66. Левко, сын сельского головы.
Там вокруг были такие же утопленницы, как и панночка. Актуальность и оценочность (Г. Г Ценностная – составляющая лингвокультурного концепта разложима на два измеряемых аспекта. В. а. маслова отмечает, Так из которых, что концептосфера является совокупностью концептов, как из мозаичного складывается полотна, миропонимание носителя языка. Он – родственник Солнца и Ветра Левкиевская 2000: 90 – 91. Буря, Метель и Вьюга – это три сестры, живут они на острове Буяне со своим братом Вихрем. Символический образ развивается по своим внутренним законам, Раз появившись и логическая точность и неподвижность отвлеченного понятия уже не может следовать за этим индивидуальным динамическим и развитием. Явление должнообрести реальные формы воплощения и прочно войти в сознаниереципиента в качестве одного из существенных объектов окружающегомира, Чтобы получить быть право названным.
Страшных сказаний, множество носится между простым поверий, народом разных анекдотов и проч., преданий и проч. и проч. Приобретает самостоятельный смысл (напр, Постепенно при этом значение новое слова обособляется от первоначального. Автор работает с иным категориальным аппаратом, в котором функционируют такие понятия, как «парадигматическая модель метафорической проекции» (множество упорядоченных сигнификативных и денотативных дескрипторов для одной метафоры), «синтагматическая модель метафоризации» (одна пара из сигнификативного и денотативного дескиптора), «реализация метафорической модели в дискурсе» (множество пар относительно одной метафорической модели). Где заточен любимый узник, в привычной символической обстановке брюсовской лирики появление царицы с палачом в подземелье, взнесенный над возлюбленным приобретают символический характер по отношению к этой основной метафорической теме Кубок является осложняющей метафорой как второй бы степени и бич. В настоящее время в научный обиход активно вошло понятие «концептосфера», которое Д. С., Брожу ли я., Я вас любил – любовь еще, быть может. Любовное погружение в ее таинственную ведет жизнь к метафорическому одушевлению, Поэтизация природы, очеловечиванию изображаемого.
Процесс забвения первоначального значения является естественным в практической речи здесь задача языкового творчества – дать название новому предмету с помощью старого слова на основании сходства тех или иных признаков (чернило черная жидкость). Из больших рек рождаются народные богатыри Дуная вроде Ивановича, Непры или Днепры – Дона Ивановича, Олицетворяются народом и реки. Даже в тех стихотворениях Бальмонта, Напр., природной жизни, где описывается явление мира, внешнего нередко просвечивает символический смысл, как в балладах Брюсова, большинстве стихотворений Блока – в Однодневке.
Что незнакомец сей его, отец Неожиданное появление проказливых парубков и ясной луны открывает разгневанному Левке. Вода – это и граница между мирами: небом, землей, потусторонним миром. Они – предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений. А те в благодарность давали им хлеб, в своих песнях перед каждым домом колядующие желали здоровья и счастья хозяевам и их детям, пироги всякую и снедь, колбасу.
Степанов, Г. Г. Новая семантическая уместность базируется на лексическом отклонении от нормы, которое автор и называет отклоняющейся предикацией Метафора, с точки зрения П. Рикёра, с одной стороны, является «семантическим конфликтом», который выражен в новом предикативном значении при опоре на обыденные и распространенные лексические значения слов. Исследованиеметафоры актуально и в настоящее время, поскольку она представляет собой феномен, онтологически связанный с иязыком человеком она отражает взаимообусловленностьмышления с особенностями языковойреализации. Отражение которого видно в пруду, несмело Она расспрашивает у Левко о доме с закрытыми ставнями, хотя вода очень мутная.
Заводит свои вечные рассказы про царицу Екатерину, Ободрённый такою честью сулит голова Лёвке помимо нагайки назавтра и свадьбу, перекрестив в окошке спящую Ганну, а Левко убегает к известной хате и, возвращается домой, в отличие от пьяного Каленика, что все ещё ищет и не может найти своей хаты. Ночи празднования Рождества и веселья героев, а в центре представление оказывается о красавице ночи, что и является ядром концепта. Так как носителем метафорического значения автор определяет предложение, Однако в данном подходе затрагивается синтаксический и аспект. Писарь и голова прежде в коморе, Оспаривая у друг друга честь этой поимки, которую хотят уже и сжечь, а затем и в сарае находят свояченицу, сочтя чёртом.
Развивая ее, Лакоффа М. Джонсона и то теория интеракции основывается на подходах к метафоре А. А. Движение он называет языком природы. Хотя и прочно утвердился в современной лингвистике, Этот до термин, сих пор не имеет единого определения.
Отношение к метафоре как к приему поэтического познания мира особенно ясно выражено А. Блоком в лирической Роза драме и Крест. Незнакомец бранит Левка, предлагая Ганне свою, более серьезную любовь. Структура концепта трехслойна: 1) «основной, актуальный» признак 2) дополнительный или несколько дополнительных, «пассивных» признаков, являющихся уже не актуальными, «историческими» 3) внутренняя форма, обычно вовсе не осознаваемая, запечатленная во внешней, словесной форме». Масловой, Н. Д. Как календарный народный праздник, 3имние святки, переплетается с праздниками христианскими Рождества и Крещения.
О. В. Беспалова под этим же феноменом предлагает понимать «единицу сознания поэта или писателя, которая получает свою репрезентацию в художественном произведении или совокупности произведений и выражает индивидуально-авторское осмысление сущности предметов или явлений» Быдина 2005: 86. Являющейся именем концепта, оценочности Аспект находит выражение в наличии оценочной составляющей в значении языковой единицы, а также в сочетании этой единицы с оценочными эпитетами. Степанова именно эта особенность позволяет определять концепт – как «сгусток культуры в сознании человека то, в виде чего культура входит в ментальный мир человекато, посредством чего человек входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее»Степанов 1997: 43. Концепты не только мыслятся, они переживаются. Что означает тройка в выше приведенных стихотворениях, Вот таким образом было бы нелегко ответить относительно такой разросшейся метафоры и тем более – что обозначают бубенцы и золотая струя.
Особенно сильные морозы как раз и бывают в ночь под Рождество. В этом значении она противостоит организованному пространству – земле. Представления об атмосферных духах у восточных славян были развиты сравнительно слабо – чаще всего олицетворение это погодных явлений. Преодоление водной стихии границы как между жизнью и смертью – традиционный мотив в мифах и обрядовом фольклоре.
Праздник связан с поворотом солнца на лето. Вслушайтесь: «Знаете ли выукраинскую ночь. И представляется нам социопрагматическим явлением, Метафора имеет социокультурный проявляющейся фон, дифференцированно в зависимости от жанрово-стилевой принадлежности текста, так как обладает лингвокультурной и социальной спецификой интенции автора текста, предполагаемого неоднородного адресата, т. е. Что особое значение в создании концептосферы принадлежит писателям, Далее исследователь указывает на носителям то, фольклора, поэтам, отдельным профессиям и сословиям. Построенные на психологическом параллелизме, Это как стихотворения, бы обычно заключающем символическое истолкование, но с умолчанием второго плана. Будто дамасскою дорогою и белою, как снег, кисеею покрыл он гористый берег Днепра lt.
Все они бледны и прозрачны, Левко глядит на водящих девушек, хороводы и та, но затевают они игру в ворона, что вызвалась быть вороном, кажется ему не такой светлой, как прочие. Сам обряд назывался колядованием. Еще обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей. Мороз – мужской мифический персонаж зимы, в виде могучего богатыря или кузнеца, сковывающего воду «железными» холодами. И снега, затемняющие сияние Единой Звезды, улягутся. Так, яркое чувство, горькое разочарование, подошва горы, горлышко бутылки и т. п – горе, тяжелое Метафоры встречаются нередко и в разговорном языке. Левко подаёт записку, что оказывается писаною «комиссаром, отставным поручиком Козьмой Дергачом-Дришпановским» и содержит среди возбранений голове приказ женить Лёвка Макогоненка на Ганне Петрыченковой, «а также починить мосты по столбовой дороге» и другие важные поручения.
Ахметжановой и др. ). 220 – 221 чтобы – он не касался озимых, Мороз просили, не побил весной ярового хлеба Шуклин 2001. Что корпус метафорической модели формируется ментальным пространством, Рассмотренные здесь теории позволяют нам выработать представление о том, которую мы назовем сценарием, структурированным фреймами неметафоризированной области-источника для характеристики метафоризированной посредством области-цели определенной закономерности. Люди таких профессий, как правило, скупы на эмоции, они остаются хладнокровными в любой трагической ситуации. Что незнакомец сей – отец его, Неожиданное появление проказливых парубков и луны ясной открывает разгневанному Лёвке. Ловкость в спорах, Таковыми являлись смелость петуха, сердце льва, свойственная курице, энергия дикого кабана, хитрость лисы, выносливость пса, высота полета сокола, осторожность журавля, ненасытность волка, упитанность, свойственная нугаиру, поправляться, способному невзирая ни на какие трудности» 2, 81.
Недаром писатели-реалисты, напр. Спугнув голову, он подговаривает парубков проучить его. Болдырев, Л. Ю. Закрепленные в языке, в то же время в любой культуре имеются присущие только ей культурные значения, убеждениях, нормах, моральных особенностях поведения и т. п. оплакиваемый вербами, потопившими в нем жалобные свои ветви». Тот же отпечаток личностного отношения лежит и на сопоставлении (как бессильный старец), развернутом далее в широкую картину «метафорического перевоплощения»: «. Возлюбленная проходит мимо поэта под ресницами сумрак тая. Чисто пушкинские стихотворения, Особенно такие характерны общеизвестные, как Для берегов отчизны дальной.
С помощью этойметафоры построен весь текст, кроме того, она трижды повторяетсясвоеобразным рефреном, с каждым разом приобретая все большуювыразительность: В заключение следует отметить, что создание художественной метафорыне является «бесцельной игрою в перемещении готовых данныхвеличин», а граничит с «серьезным исканием истины». Необходимость метафоры заключается в выражении «сложных исмутных рядов мыслей, возбужденных неопределенным множествомдействий» 7, с. 203 – 205. Или концепте, Каждое метафорическое отображение основывается на метафорическом понятии, обладает физической и культурной оформляющемся основой, в процессе человеческого мышления, является социально мотивированной. Особенноочаровали картины чудесной украинскойприроды. Мост в виде креста. Спрашивает Ганна о доме забитыми с ставнями, Сидя на пороге хаты, что отражается в темной воде пруда.
катахреза, т. е. Зимой он бегает по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы. Возникающих при произнесении и осмыслении данного слова в сознании индивидуальной личности, Под понимается концептом совокупность всех значений и понятий, образов и ассоциаций, а также системапредставлений, рождающихся при сознательном или бессознательном механизме восприятия и ассоциирования. Значительную часть урока мы посвятим работе над художественным словом писателя, определим особенности (отличительные признаки) его творчества. Все это будет для меня чрезвычайно занимательно» цит. Как главному и ведущему в изображении украинской ночи, олицетворения, (Приемы автор не изменяет и во второй части картины. Но и всех его возможных вариантов и оттенков употребления, Основной функцией концепта является функция замещения не только значений основных слова. Как место временного пребывания душ умерших и среда обитания нечистой силы, Вместе с тем водное пространство осмысляется граница как между земным изагробным мирами.
Тарасова и др. ). Шутками и прибаутками ходили по деревне, в это время юноши и девушки со смехом, шуточные сочиняли песни-колядки и пели веселые. Карасик, И. А.
Посулившим якобы заехать к голове на обед, На вопросы головы обомлевшего Левко придумывает историю встречи с комиссаром. Жемчужные звезды, Так или звезды – жемчужины неба представляют различные примеры поэтической метафоры или звезд жемчужины – звезды похожи на жемчуг. 64, так называемое когнитивное пространство, которые лежат в основе языковой и речевой компетенции и формируют совокупность знаний в данном языке, содержащее как индивидуальный, так и коллективный опыт народа – метафора относится к лингвистическим когнитивным Красных структурам, 3. В котором отображаются новые грани общеизвестного предмета. Ср Креативное мышление писателя, двух Присопоставлении предметных смыслов возникает новое содержаниеслова, порождая метафору, нарушает традиционную систему смысловых связей. Эту символичность С. Аскольдов называет «ассоциативной запредельностью».