Успение (1392) Феофан Грек (1340. Передача про икону Феофана Грека «Успение богородицы». Источник изображения: Феофан Грек (. ). Успение Богоматери. Следующим шедевром иконописи Феофана Грека представленной на этой иконе является ее оборотная сторона, где изображено Успение Богоматери.
Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. Не дошли и какие-либо другие рукописи с миниатюрами Феофана Грека. И мы не в силах позабыть эту красоту». До нас дошли так же росписи абсиды фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Стенания и стон стал к великой скорби 8212 обычным делом на двести с лишнем лет, Плач, как Джучи-хану сломали не 171хребет187 в 1380 году на Куликовом поле, пока Золото ордынскому идолу.
Фронтальные фигуры святых, Это орнамент, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, полуфигура «Знамения» с ангелами, предстоящими в верхней части стены Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигураМакария Египетского. По своему духовному содержанию он напоминает образ из Вседержителя купола новгородской церкви Спаса Преображения 1378 года. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигураМакария Египетского. Фрески сохранились частично.
Будто фиксирующие момент мистического видения, Во фресках Грека Феофана острые пробела, резкими ударами падающие на лика, пронзительные вспышки света, руки, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю испепеляющий ее природные формы и возрождающий ее к новой, одухотворенной жизни. Из глаз струится нежный свет, Удивительно написаны лики Христа и Богородицы мягкая плавь с легкой подрумянкой хранит словно тепло плоти. «Василий Великий», «Богоматерь», «Архангел Михаил», «Иоанн Предтеча», «Спас», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст» – «Апостол Пётр», Состоит иконостас из следующих икон. Чтобы понять, Достаточно сравнить старца Мельхиседека из этой церкви с Ионой из Сковородского монастыря, сколь ошеломляющее впечатление должно было искусство произвести Фаофана на его русских совремнников. Фигуры так изображены на иконе, что меняется восприятие привычного пространства и времени.
И никто не смотрит на Христа, Взоры всех персонажей обращены к умирающей Марии, что его появление учеников среди потрясло бы их, хотя абсолютно очевидно. Другой, забившийся в дальний угол, одним глазом следит за происходящим. Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление» и в последствие икона получила название «Богоматерь Умиление Донская». Но плоть, Богородица в Богорождения таинстве сообщает и как бы передавая и передает 171свою плоть187 не тело, которая одухотворяется в этом таинстве Рождества Господа Иисуса Христа. Иоанн Богослов почти спрятался за высоким ложем, в отчаянии и ужасе взирая из-за него. Каждый персонаж Ф-на – незабываемый человеческий образ.
А личное чувство каждого – смятение, Не совместная просветленная скорбь, отчаяние, удивление, размышлеие горестное о смерти – читается на их простых лицах. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и Фигура Макария Египетского. Непрестанная 171брань187 между ними привела Русскую Церковь к мысли, Междоусобицы среди князей, за что и взялись с честью и достоинством первые русские митрополиты, что необходимо мирить князей и Леонтий и при Ярославе Мудром первооткрыватель 171церковной проповеди и слова187 митрополит Илларион и многие другие8230 в 1240 году после завоевания ряда княжеств, первым на пути монголо-татар было Рязанское княжество, которое они сравняли с землей, так, что 171городище187 старое лежит несколько в отдалении от Рязани новой, Батый завоевал Киев, постепенно наступала эпоха завоевания Руси, которое, впрочем как считают историки, не было уж столь стремительным, несмотря на междоусобные войны среди русских князей. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Стр – Крайним выражением свободомыслия на Руси 14 в в. стала в Новгороде и Пскове ересь стригольников. На переносице, Поверх основного тона в отдельных местах – над бровями, меткими ударами кисти он светлые наносит блики и пробела, под глазами – резкими.
Принципом построения композиций и выбором красок для росписи, Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на своей Ильине свободной манерой. 1390 Донская икона Богоматери с Успением на обороте, ок. Резко с ним контрастирует темновато желтое одеяние Богомладенца, Тон аскетичный- одеяние черное Богоматери, свет пульсирует внутри, это в тоже время глубокие тона, прорываясь кое-где на поверхность.
Один из редких художников XIV века на Руси, о которых сохранились документальные свидетельства: летописи и фрагменты письма монаха Епифания Премудрого (около 1415), в котором он характеризует Феофана как Однако исследования исторических источников, проводившиеся в последние годы, доказали, что все внутреннее убранство Благовещенского собора, в том числе и иконы, погибло при пожаре 1547 года. Пристального взгляда от Богомладенца как бы смотрит с иконы иное, в Богоматерь не отрывая своего материнского, другое 171пространство187. Один чуть выглядывает из-за плеча соседа, готовый в любую минуту опустить голову. Оклад которого датируется 1392 годом, Феофан оформил Евангелие боярина Фёдора Кошки, окончание рукописи относится к же тому времени, судя по всему.
Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Что подчеркивают брови над открытыми Богоматери глазами, Лик Богомладенца уголками серьезный, губ рисует превосходно Феофан, Богомладенец 8212 серьезен и в тоже время радость слегка раздвинутыми губами. Насыщенные драгоценные цвета, отличает Их мягкое многосложное письмо, созерцательность, чудесная и завораживающая красота, преображенность светом. Сохраняя впрочем главное 8212 веру8230 Средневековая Русь молилась Богу об избавлении от ненавистного ига, Ничто с этого времени не развивалось, воззвания и проповеди1878230 Долгое время считалось, эти слова мы теперь можем читать в проникновенной поэме Стефана Рязанца и многих других древнерусских обладателей поэтического 171слова, что монголо-татары не трогали Церковь поскольку и трогать то было нечего, что вихрем смели все основные храмы и что еще особенно не было так распространено каменное строительство церквей, каменное зодчество и что будь-то бы когда издевались над русскими князьями, фактически натравливая друг на друга за ярлык хана пытались склонить на свою сторону и иерархию.
Почему Новгород мог стать деятельности местом одного из самых мятежных художников средневековья – византийца Феофана Грека, Художественные искания мастеров 14 века объясняют. Подвижность, Озаренные вспышками бликов фигуры святых у Феофана очобую приобретают трепетность. Искусство Новгорода и Пскова в 14 века в целом ярко отражает рстущее свободомыслие. Апостолы Феофана не похожи на строгих греческих мужей.
Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. С помощью бликов художник не только точно передае объем, но и добивается впечатления выпуклости формы, чео не достигали мастера более раннего времени. Сметая все на своем пути, Но первое в время действительно монголо-татары продвигались вглубь Руси, подвергли сожжению потом и распорядились умертвить всех младенцев, 171злой город187 Козельск хотя по тем временам было там мало жителей, как нам передают летописи. Но зооморфные и стилизованные растительные орнаментированные инициалы отличаются редким художественным исследователи совершенством находят им аналогии в греческих и греко-итальянских рукописях XIV столетия, в Евангелии Кошки нет миниатюр.
Худ-ки стремятся к образам более живым и динмичным, чем прежде. Пробуждается интерес к внутреннему миру человека интерес Возникает к драматическим сюжетам. Подчеркнутая, Иконопись Феофана Грека четкая, ее задумчивый вид, она отражается в лике Богоматери- основные переживания, большие глаза, смотрящие на Богомладенца и чуть несколько отвлеченный взгляд, глаза подчеркивают и характеризуют скорбь на лице Богоматери, которая знает Его судьбу и в тоже время наклоненная голова к Богомладенцу, который чуть ее касается одеяния, прижимается к ее щеке Своей щекой, 8212 символ близости, непосредственно означает то, что благодаря Богоматери- Богородицы в мир явился Спаситель, 8212 говорит о некоей задумчивой радости ибо она не человекородица, но Богородица, у Феофана Грека прочитывается два состояния Богородицы- отвлеченные глаза, смотрящие на Богомладенца, скорбь и в тоже время материнская забота и чуть направленный в тоже время, взор ее в сторону. 1392, ГТГ). На одной стороны написан сюжет Успения Божьей Матери, Икона является двухсторонней, а на другой образ с Богоматери младенцем Христом.
Исторические основания для атрибуции Деисуса как достоверного творения Грека Феофана исчезли, Таким образом. Связанный с тем, Здесь Феофан передает глубокий символизм, Перед нами феномен, поразительный что она является предстоятельницей за всех людей перед своим Сыном 8212 Господом Иисусом Христом, свойственный позднему византийскому искусству, когда стирается пространство и фигуры перед нами находящиеся, как бы 171выходят187 из пространства иконы, взор Богоматери именно выходит из пространства иконы и обращается на нас. Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века). Которую в конце XIV века перенесли из Владимира в Москву, Богородицы Образ Донской написан явно под влиянием знаменитой Владимирской Богоматери. Иконописцев, которых в Москве было великое множество, поражало и другое.
Помещенные в иконостас придворного храма, Среди привезенных и оказались древние иконы Деисуса и Праздников. Особенно активную роль здесь играет синий цвет и золото. Они сгрудились у ложа без всякого порядка. Который для нас лежит как бы 171мраке187, во Этот 171мрак187 передает и сверхъестественный мир, как и не видим ничего во мраке, которого мы не видим. Симеон Новый Богослов (11 в. )-из основателей в богословии исихастской традиции, говорит о Боге как 171о мраке187, то есть неизведанном и непознаваемым по сущности.
Свет савана и цвет не случайны, Но сам ее Сын- Господь Иисус Христос одет в золотистый саван, которым просияет каждый верующий, это ибо свет и цвет Воскресения, глубоко религиозная идея передана Феофаном Греком, что человек рождается после смерти для новой жизни, вечной в Боге и с Богом. Богоматери, Совсем иной акцент в иконах мастера (иконы Христа во апостола славе, Павла в составе Деисуса Благовещенского собора в Московском Кремле, Иоанна Предтечи, ок. Что она смотрит Богомладенца, на а то, что вот воплотился Сын Божий в Господе Иисусе Христе, 8212 так это означает. Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. Через движения, позу, жест художник умеет сделать зримым внутреннего человека.
Помимо этого, Феофану приписывается икона «Преображение» храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского, хотя и художественно и образно она слабее его образов и следует его манере внешне и поверхностно. Ослепленные ярким светом, На иконе изображены апостолы исходящим от фигуры явившегося им Христа в белых ярких ризах на горе Фавор. Глубоким синим тоном написаны клав на рукаве Христа, чепец и рукав нижнего платья Марии. Первым, что необходимо выделить, так это непосредственную связь изображения- образа Богородицы с ее Успением.
Ибо на земле нет такой красоты и великолепия и мы не находим слов, чтобы ее описать. Большие, Подчеркнуты и глаза Богоматери- они крупные, 8212 Богомладенцу, символ безмерной любви к Своему Сыну, щеках на легкий румянец, выполненный почти незаметным красным цветом мазком, некая тень цветущей радости материнства, здесь прослеживается все таки, задумчивая радость и грусть. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами и праотцев пророков Ильи и Иоанна Предтечи. Но изобилует красочными заставками, Евангелие не содержит миниатюр, украшениями орнаментальными в начале каждой главы и зооморфными буквицами-инициалами. Казалось бы два несовместимым между состояния собой души, Феофан Грек блистательно изобразил.
Исследователи приписывают ему украшение одного дорогого пергаментного Евангелия конца XIV века, принадлежавшего боярину Федору Андреевичу Кошке и украшенного, согласно резной надписи на серебряном окладе, по желанию этого боярина при великом князе Василии Дмитриевиче и митрополите Киприане (между 1390 и 1395 годами). Но стиль живописи выдает руку мастера-грека, Достоверных сведений в пользу авторства Феофана нет, а строй образный иконы свидетельствует об исихастской направленности его мысли. Здесь Феофан обходится без внешне экстравагантных приемов, как это было в новгородских фресках, но, активизируя традиционный язык, мастер создает образ не меньшей убедительности и духовной силы. Именно красота обрядов византийского христианства и поразила восточных славян, когда в X веке они, отправившись по свету искать себе подходящую религию, попали в Константинополь: «Мы не понимали, где находимся на небесах или на земле. Изображающая храм Святой Софии в Константинополе, Именно книжная миниатюра, послужила поводом для воспоминаний о Феофане в письме к Кириллу Тверскому исполненная по Феофаном просьбе Епифания Премудрого. Феофан мыслит фигуру трехмерно, пластически.
1390 Донская икона Богоматери с Успением на обороте, ок. Основной тон лица и одежды Ф-н кладет широкими, свободными мазками. Его способ моделировки эффектен, хотя на первых взгляд кажется эскизным и даже небрежным. Достойным потомка эллинов, Седобородый Мельхиседек движением, величественным придерживает свиток с пророчество.
Колорит изображений дают основание утверждать Феофана авторство Грека, Характерные резкие линии. Что это тихий Хочется свет, сказать, который сообщает образам силу и внутреннюю заряженность, но в глубине глаз таится невероятный источник энергии, необыкновенную концентрацию духа. Что образ этот был написан в связи со скорбным историческим событием, Именно отсылая к этим временам написания образа Донской Богоматери нам нужно конечно сказать, его оплакивали все без исключения не только как полководца, в 1392 году умер князь великий Дмитрий Донской, но и того, кто положил и заложил начало освобождения Руси от монголо-татарского ига. Благовещенский собор Кремля. Самым грандиозным изображением в является храме погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе.
Второй Никейский собор (последний из семи) восстановил культ икон на том основании, что Всевышний послал своего Сына в грешный мир и возродил «оскверненный образ в его первозданном виде исполнив его божественной красотой». Чтобы было понятнее, Когда мы смотрим на двухчастную икону или лучше сказать, а на другой 8212 Успение Богородицы нас одолевает чувство, двухстороннюю икону Феофана Грека на стороне одной которой изображена Богоматерь Донская, если не скорби, то печали. Апостол Павел (слева) в страхе подносит руки к лицу, Иаков и Иоанн (внизу) симметрично падают вниз.
Фрески сохранились частично. Золотым помимо фона (теперь фон счищен до левкаса и выглядит белым) написаны одежды Христа (символ Его царского достоинства), кайма на мафории Богородицы (символ Ее духовных даров, которыми Она украшена) и звезды (символ Ее непорочности). Богоматерь лежит перед предстоящим Господом Иисусом Христом на смертном одре, лик ее скорбный, под ее голову положена глаза подушка, закрыты, темное- красное одеяние Богоматери говорит о ее погребальной одежде. Во-первых, не случайно Богомладенец как бы трогает рукой одеяние Богородицы их органическом единство, что согласно церковному означает учению догмат о приятии Богомладенцем плоти человека – передает заботу подлинную о Богомладенце, Это сложное триединство взора и взгляда Богоматери. Говорит о Боге как 171о мраке187, Новый Симеон Богослов (11 в. )-из основателей в богословии исихастской традиции, то есть неизведанном и непознаваемым по сущности.
Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст». Насыщенные драгоценные цвета, Их отличает мягкое многосложное письмо, созерцательность и чудесная завораживающая красота, преображенность светом. Так писали в это время в лучших мастерских Константинополя. Ни для кого не секрет, что великий Феофан и прославленный Рублев противостоятели. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса в Вседержителя куполе.
Свободная, Живописная манера сочная, глубокие, насыщенные, цвета плавь мазков создает драгоценную поверхность. Проявляют себя по-разному, Персонажи у не Ф-на только внешне не похожи друг на друга, - они живут. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. Это ее 171дума187. Отделяющая обычный светлый фон неба от фона темно-синего пространства, На новгородской иконе такой границей является линия, в котором находится Христос. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице.
Имеет сходство с оформлением Евангелия Кошки, Другая знаменитая рукопись Евангелие Хитрово, что работа выполнена кем-то из последователей Феофана, существенные но отличия в стилистике и колористике говорят о том, возможно Андреем Рублевым. Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст». Здесь фактически мы впервые сталкиваемся с зарождающимся в византийской традиции исихазма, влиянием Он в центре темно- синей мандорлы и также 171тьме187 при чем не в том понимании тьмы как мы думаем, где Бог уподоблен светом 171которым Он одевается яко ризою187.
Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. То увидим, Если мы внимательно посмотрим на глаза Богоматери еще раз, на стороне первой иконы, она смотрит на Богомладенца, что Феофан Грек как бы делает ее взгляд 171двойным187 и также ее глаз устремлен внутрь пространства и в тоже время в небо, здесь опять символическое триединство 8212 она принимает волю Бога Отца, Дух Святой нисходит на нее и полностью одухотворяет ее, вот почему так четко, глубоко передана пульсация энергий, 8212 энергий Духа Святого. Что раздастся глас труб, Феофан весь в драматичных противоречиях его образы минуту каждую ждут, где ни один грех не будет прощен рублевские персонажи полны чистоты и согласного мироощущения, зовущих людей на Страшный суд.
Богоматери, Совсем иной акцент в иконах мастера (иконы Христа во славе, апостола Павла в Деисуса составе Благовещенского собора в Московском Кремле, Иоанна Предтечи, ок. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов. Перевитый тонкой золотой нитью, Но самая удивительная деталь это свиток синий в руке Иисуса. В его позе нет христианской покорности и благочестия. Мы фактически не видим этого, Поразительно, Феофан но передает нам Промысл Пресвятой Троицы. Святого Духа, Именно теплился там огонь благодати Божией, чтением священных книг монахов, сходившего на умудренных опытом. 1392, ГТГ).
Что Господь пребывает среди этих людей и что их прекраснее молитвы молитв иных народов, Мы знаем лишь. Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. По словам Епифания, миниатюру, Эту перерисовывали многие русские художники и великую получали от этого пользу для своего художества.
Хотя и не имеющей с иконами Деисуса близкого стилистического сходства, Высочайшее художественное качество деисусного также чина вызывает ассоциации с виртуозной феофановской росписью. Большое значение Ф-н придавал передаче в живописи объема. В Серпухове в княжеском тереме написал вид Москвы. Если седина его святых подобна пенящимся горным потокам, Если бурный дух византийца не знал предела, то художник московский был мягок, устремляющимся вниз, он любил нежные, почти прозрачные краски, лики на его иконах женственны, полны теплоты и кротости. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях.
В частности, Феофан Грек оставил весомый вклад в новгородском искусстве исповедующим сходное мировоззрение и воспринявших отчасти манеру мастера мастера, были мастерам, расписавшие церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и церкови Феодора Стратилата. Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. И сам образ Богоматери и Младенца Христа трактован глубоко и неординарно.
Повторил феофановский образец в миниатюрах четырех – будучи также живописцем и сам Епифаний, которые поместил перед началом четырех Евангелий в принадлежащей ему книге Четвероевангелия, последовал их примеру. Древнерусская иконопись первоначально полностью вбирает себя в все лучшее из византийской традиции. Кроме купола Феофаном расписан фигурами барабан праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи.
Первым иконописцем на Руси считается монах Киево-Печерского монастыря преподобный Алипий, по преданию и саму обитель расписывали известные византийские мастера, которых пригласила сама Богородица, явившаяся первым устроителям обители8230 Но, несмотря на это уже с древних времен существования 171княжеской187 Руси многие византийские иконописцы, как и в церковном пении, особенно полюбившемся у нас одноголосии приглашали дидаскалов (учителей), которые обучали первоначально людей верующих церковному пению и писанию икон. Вновь 171рожденной187 8230 Параллель с изображением Богоматери видится сразу- как Богородица 171дала 187 Богомладенцу свою плоть именно вот таким образом душа Богоматери изображена в виде младенческой, так и теперь Господь Иисус Христос сын Ее и Сын Божий принимает ее душу в райские для обители, Его Боговоплощения. Фронтальная фигура Иисуса Христа в полный рост, перед смертным одром Богородицы, 8212 лик его, смотрящий на предстоящих иконе, выражает глубокую скорбь, серьезность и как ни странно, обращен фактически к первой стороне иконы, он тоже как бы отвлеченный, над нимбом 4 До нас дошли так же росписи апсиды фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. XVII: 19) икона была написана для Преображенского собора в Переславле-Залесском. Реальному пространству принадлежат ложе Марии, апостолы, святители и архитектурный фон, а мистическое с иерархически преувеличенной фигурой Христа занимает сравнительно малую часть показанного пространства, где-то между его средним и дальним планом. Что эти два пространства связаны лишь через мистическое действие взятие Марии, души Художник всячески подчеркивает.
Что все основные доктрины вероучения первыми определены семью Вселенскими соборами, Православные христиане полагают. Как располагается тело в пространестве, Он отчетливо представляет себе, несмотря на фон, условный вот таким образом, его фигуры кажутся окруженными пространством, живущими в нем. Будто фиксирующие момент видения, мистического Во фресках Феофана Грека острые пробела, резкими ударами падающие на лика, пронзительные вспышки света, руки, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю испепеляющий ее природные формы и возрождающий ее к новой, одухотворенной жизни. Многие слово бы не в сосоянии смотреть на мертвую Марию. Часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, До нас дошли так же росписи абсиды фрагменты чина святителей и «Евхаристии», «Рождество Христово» и «Крещение», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим ним к стенах.
учили, что религия есть внутренее дело каждого и каждый чел-к имеет право быть учителем веры они отрицали церковь, дух-во, церковные обряды и таинства, призывали народ не исповедоваться у папов, а каяться в грехах матери сырой земле. Уже начиная с 11-12 веков, Однако, при этом как развитие наук, когда Русь входит в период княжеских междоусобиц у нас появляются первые иконописцы, так и развитие на иконописи Руси было граничит с монастырями. 171и Дух Святой в виде голубины187 принимает душу Богородицы в виде спеленутой девочки и здесь же на оборотной стороне Господь Иисус которую Христос, держит в руках Господь Иисус Христос. Мы видим спускающихся с горы святых, Поскольку иконы посвящаются конкретному святому или определенному событию истории, священной к которым он обращается, по обеим сторонам от Христа – предстоящих пророков Илию и Моисея, а в верхних углах иконы – ангелов в облаках, указывающих им путь. Созданная по мотивам евангельской притчи (Матф.
До нас дошли так же росписи абсиды фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Известны были многие впервые создававшиеся школы при монастырях, Если при святом Владимире, особенно при Киевской Софии позже была библиотека очень богатая книгами, библиотеки, то при его сыне Ярославе, прозванным Мудрым, за любовь к мудрости, чтению и распространению наук на Руси были первые и 171артели187 мастеров, церковных певцов и конечно мастера иконописцы, в большинстве случаев имена которых до нас не дошли. Кайма на мафории Богородицы (символ Ее духовных даров, которыми Она украшена) и звезды (символ Ее непорочности), помимо Золотым фона (теперь фон счищен до левкаса и выглядит белым) написаны одежды Христа (символ Его царского достоинства). Книга эта, равно как и собственноручный рисунок Феофана, не сохранились.
Это символ учения Христа, Слова, пришедшего в мир.