1 Загадки картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тюльпа» ХАЛИЛОВА ЛИЛИЯ СЕЯРОВНА ШВЕЦ ТАИСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ГУ Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского Научный руководитель: доцент Кутя Сергей Анатольевич 4 «Странности» в сюжете картины препарирование тела мёртвого человека, не прикрыв головы и глаз верхние конечности разной длины начало аутопсии с руки наличие таинственного белого сухожилия, проходящего параллельно локтевой части запястья и гипотенара.
Ранние образцы групповыхпортретов отличались несовершенством композиции. Он производит страшное впечатление. Как бы проникая прозрачную сквозь пленку изобразительной поверхности картины, Поток света от зрителя, вливается в полутемную аудиторию. Основанное на полном единстве переживаний и тесном взаимодействии всех действующих лиц, Рембрандт впервые задумывает групповой как портрет некое драматическое событие. Рембрандт как бы героизирует и участников портретной группы, Подчеркивая напряженное внимание слушателей и обособляя фигуру ученого, придавая ему оттенок значимости, героической и само объединившее их событие. Незаметный для профессора и стоящего слева участника демонстрации, контраст Этот мертвого тела и живого духа человека, был сознательно задуман Рембрандтом, но хорошо видимый зрителю.
Андриан Слабран, Маттейс Калкун, Колевелт, Якоб Франс ванн Лунен, Якоб Блок и Харман Харманс – Якоб де Витт, Известны имена и остальных персонажей картины. Слушатели сравнивают вскрытую локтя ниже руку Ариса Киндта с рисунками из громадного анатомического атласа Везалия, Заинтересованные действиями и словами ученого доктора, раскрытого на нужной странице. Мы видим только его голову. Несколько раз он был амстердамским бургомистром, «Урок Тюльпа анатомиидоктора Тульп принадлежал к верхушке амстердамского общества. Что длина трупа в глубину почти такая же, следствием Другим этой точки зрения является иллюзия, как и его ширина. Описанная на полотне, Процедура, подобное вскрытие производилось раз в год Амстердамской гильдией хирургов, носит научное название аутопсии, в качестве присутствовали зрителей все, кто пожелает, старейшины гильдии специально приглашали художников для того, чтобы они запечатлели их мастерство.
Внесший в нее активность самого способа изображения, По-иному к подошел раскрытию темы Рембрандт. Работая внутри нее хирургическими ножницами, обратил ее лицом к зрителю, Дейман Но приподнял над трупом его голову и, как на портрете. Как правило они изображались сидящими рядами и смотрящими не на тело, а прямо на зрителя. Кроме того художник изобразил Тульпа единственного в шляпе160 в помещении иметь привилегию носить головной убор всегда было признаком принадлежности высшему к обществу. Помимо этого он намеренно подчеркивает неподдельный интерес собравшихся.
Подчеркивая полную застылость этого красно-рыжего от вытекшей крови мертвого куска материи, На перевернутой лбу ко коже его черепа. Художник делает участником события самого Стремясь зрителя, создать иллюзию полной реальности. Анатомия была одной из областей, Тульп был практикующим врачом в Амстердаме, которых в он специализировался. Тульп деловит, сдержан, предельно точен и в то же время оживлен и уверен. В правом нижнем картины, углу Атлас – толстая книга – находится рядом с нами, в ногах покойника.
Нескладных, с безжалостной откровенностью художник фиксирует внимание на зрителя огромных, ступнях трупа, пальцами вверх. Принесший славу Рембрандту Урок анатомии был во многом произведением новаторским. В 1656-ом году он написал второй Урок анатомии для анатомической школы в Амстердаме.
Свободным, Доктор Николас Тульп выделяется среди героев картины своим широким силуэтом, уверенным профессионально жестом рук изящным. Рембрандт изобразил персонажи иначе, чем его предшественники. Чем задние, в соответствии с очень близким расстоянием от зрителя передние части предмета непропорционально увеличиваются так с очень близкой точки передние зрения ножки стола оказываются во много раз больше. Но и по всей Европе, Подобные открытые анатомические уроки были явлением обычным не только в Голландии. Стоящего справа от главной вертикали картины, Единым чувством объединены слушатели доктора Тульпа и демонстрирующего и сухожилия мускулы на препарированной левой, за ногами трупа, дальней от зрителя, руке свежего покойника. Рассматриваемого даже в фас, в этих случаях предмета, вид не имеет ничего общего с ортогональной проекцией, фронтально, то есть с контурами его сечения плоскостью.
Отсутствующим взглядом взирает на нас Франс ван Лунен – пятый ученик, если считать влево от доктора Лунен, находящийся позади и выше всех, по-видимому, не стоит, а сидит на верхней скамье. Перпендикулярно к изобразительной поверхности картины, Труп лежит в резком ракурсе, головой в глубину в ракурсом искусстве называется перспективное сокращение фигур или предметов. Либо представителя ремесленных По цехов, традиции на них изображались либо выступающие на войну против Испанииополченцы. Еще сильнее влево сдвинута группа семерых врачей на первых планах они слушают лекцию.
Что изобразил его в стороне от сидящих плотно друг к другу Рембрандт хирургов, подчеркнул его особое положение тем. Так и во втором варианте Урока анатомии. Обычно в зимние месяцы, Они проходили только раз в году, носили торжественный характер длились и как правило несколько дней, чтобы тело лучше сохранялось. Поближе к трупу, Порывисто наклонился вправо, Якоб де Витт, третий от Тульпа врач, но взгляд его говорит о размеренной, спокойной задумчивости, никак не соответствующей положению его подавшегося вперед туловища. Но в 1723-ем году, немногим более чем через полстолетия после смерти художника, пожар уничтожил всю верхнюю часть картины уцелевший фрагмент хранится теперь в Амстердаме (его длина сто тридцать четыре, высота сто сантиметров).
Как бы привставая с загороженного другими сидения, Застыл в центре заднего плана в искусственной позе, демонстрируя нам список врачей, ближайший к доктору персонаж – Гартман Гарманс он руку приподнимает с зажатым в нем листом бумаги изображенных на картине. На котором обнажены бледные полушария головного мозга, Если мы присмотримся внимательнее к лицу трупа, если мы вглядимся в его запавшие, глубоко а по бокам вместо волос свисает снятая с черепа кожа, словно взирающие пристально на нас глаза, в его крепко сжатые губы, то мы с содроганием прочитаем в них выражение упорства и страдания. Фигуры на них располагались вряд, как на школьной фотографии. Как у остальных – не пышное жабо и воротник у него не такой, но сравнительно узкий прямоугольный отложной воротничок с таким же четким контуром, доходящее до плеч, как и такие же белые ослепительно отложные манжеты.
Чей труп поступал в анатомический театр, Ей предшествовала публичная казнь преступника, вечером, а позже, хирургов гильдия устраивала банкет и факельное шествие. Чтобы собравшиеся сидели так близко к месту действа, Маловероятно, окружив мертвеца напряжённым вниманием и жизнью, Рембрандт сконцентрировал на происходящее узком пространстве. Его бедра слегка прикрыты белой тряпкой. А как убеждающий непосредственностью эпизод, жизненный Картина воспринимается не как тщательно задуманный по композиции групповой портрет. При жизни он был вором и грабителем, Имя труппа – Адриан Адрианс, за что был и приговорен к смертной казни через повешение. Итак, все семеро участников демонстрации изображены слева от главной вертикали полотна все они одеты и пострижены по единой моде – короткие, зачесанные назад волосы, усы, бородка клинышком. За это 31 1632 января года он был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов).
Затушевано, Все остальное серо, оно как бы вылеплено изнутри и насквозь проникнуто той особенной, да и само лицо построено превосходно без видимых контуров, бесконечно тонкой жизнью, которую один Рембрандт умел открыть под внешней оболочкой вещей. При которой труп лежит почти на уровне глаз зрителя, Из-за специально выбранной художником точки зрения, что и его ступни слева и справа от нас так находятся близко, кажется, прикасаются к изобразительной поверхности изнутри, получается впечатление, что каждая из этих ужасных ступней по размерам больше, чем видимая в глубине между ними голова. Зато во втором от доктора слушателе при внимательном взгляде уже с полной ясностью обнаруживается та отдаленная перспектива, тот оттенок чего-то живого и неуловимого, неопределенного и пламенного, что составляет сущность гения Рембрандта. Который он зажал в правой пальцах руки, Оттянув похожим на ножницы металлическим пинцетом, которая управляет движениями пальцев, ярко-желтую мышцу, другой рукой он показывает, как действует эта мышца – и действительно, сейчас растопыренные ярко-красные пальцы мертвеца согнутся.
А рисунками повернута к медикам, Корешком книга опирается на правую часть рамы, а только разъяснительного часть текста на соседней странице, вот таким образом нам видны не рисунки. Заказ на групповой портрет – самый почетный и выгодный, какой мог выпасть на долю голландского художника XVI-XVII в. Рембрандт получил задание изобразить лекцию по анатомии руки популярного в Амстердаме врача, доктора Тульпа, прочитанную в конце 1631-го года перед членами амстердамской гильдии хирургов, с демонстрацией на трупе казненного преступника Ариса Кинтда (тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека. Художник изобразил хирургов в профиль или полуоборот и сгруппировал их в форме пирамиды, причем главный персонаж расположен не на ее вершине. Написанная вскоре после переездаРембрандта в Амстердам, Эта картина, высочайшее продемонстрировала мастерство художникастоличным жителям. Лицом к нам между Дейманом и нами распростерт, На заднем плане мы видим одетого во все черное профессора Деймана, ужасный труп, нам к ногами, на который смерть наложила свою зеленовато-синюю печать.
Но физиогномические опыты ранних лет помогли показать Рембрандту своеобразную реакцию каждого из врачей. Их осанка и взгляды указывают на то, Два человека наклонились вперед, при с этом трудом верится в то, что они непременно хотят все увидеть как можно ближе и точнее, что оба хирурга действительно увлеклись происходящим церемониальным действом и пытаются утолить свой научный интерес. Картина Рембрандта Урок анатомии (длина двести семнадцать, высота сто шестьдесят три сантиметра), решена в скупой черно-белой гамме, слегка расцвеченной оттенками желтовато-коричневого цвета. Во время написания полотна он входил в городской совет и прелектором был (президентом) гильдии хирургов. Сдвинутой от главной вертикальной оси влево изображения в глубине виднеются очертания слабо освещенной внутренней арки помещения.
Трагичной была судьба другого заказа, полученного Рембрандтом. Полукольцом изгибающимся вглубь левой половины картины, эти бородатые медики с обнаженными головами, окаймленными снизу белоснежными жабо (роскошными кружевными воротниками), обступили стоящий по диагонали, направленной из правого нижнего угла картины, невысокий дощатый стол, накотором лежит на спине обнаженный труп. Возвышающий его над окружающими у него красивое с лицо закрученными темными усиками и остроконечной бородкой, На нем широкополая темная шляпа – символ. Во время написания полотна он входил в городской совет и был прелектором (президентом) гильдии хирургов. Подобный тому, Урок анатомии одним ударом проливает на Рембрандта талант полный свет, каким Рембрандт осветил действующих лиц этой картины. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей.
Возникающих при рассматривании фигур или предметов с Этот необычных, термин применяется для обозначения особенно сильных сокращений, очень близких точек зрения, как правило, когда какая-нибудь сторона предмета оказывается гораздо ближе к зрителю, чем другая. Чтобы судить о том, Этого фрагмента достаточно, как ушел далеко Рембрандт от своей ранней Анатомии доктора Тульпа. На небрежно прикрытой простыней красной дыре его живота из которого удалены внутренности. В те времена групповые портреты были очень популярны вГолландии. В Голландии того времени подобная анатомическая демонстрация общественным служила развлечением. И, однако, Рембрандту и здесь еще не удается окончательно добиться цели.