И если Илья Ефимович «любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве», то в школе у мальчика обучение шло из рук вон плохо. Мать, Его отец Александр Николаевич Серов был известным композитором и выдающимся критиком, музыкальным пианисткой и композитором, пережившая сына. Это была великолепная школа для юного Серова. Важную роль в становлении художественных творческих и взглядов юного художника имело его пребывание в усадьбе Абрамцеве и деревне Домотканове. Домотканово» (1895 г. ). – Стены вот, коридоры. Чистяков не терпел легкости и приблизительности в запечатлении натуры Влиянию – Чистякова Серов обязан и своей "вдумчивой" манере письма.
В гимназии Валентин больше забавлялся, зато в мастерской работал как взрослый. В портрете К. А. Глубина эмоционального и психологического воздействия работ мастера умением объясняется найти верные изобразительные средства и в абсолютной форме воплотить жизненный образ. В возрасте двадцати двух-двадцати трех лет Серов создает произведения, которые стали классическими в русском искусстве. font-family:'Times New Roman CYR'В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики.
Он везде следовал за своим прославленным учителем и рисовал. С семьей Мамонтовых он познакомился еще в 1875 году, когда Валентина Семеновна гостила в Абрамцеве знаменитого мецената, а к моменту выхода из Академии Серов уже был одним из метельных участников абрамцевских предприятий, всеми любимым "Антошей" (это домашнее прозвище стало вторым именем Серова – близкие друзья его иначе и не называли). font-family:'Times New Roman CYR'И. Чуть раздуваются её ноздри, точно она не может отдышаться от быстрого бега. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. (1905, ГРМ).
Валентина Семеновна, страстно увлеченная музыкой и общественной деятельностью, не хотела бросать ни того, ни другого. «1905 год – острые политические карикатуры, музей Революции СССР), которые Николая разоблачали II как палача революции. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911г. ), который, по свидетельству дочери Серова, «все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана». Font-family:'times New Roman CYR'Эти работы принесли Валентину Александровичу большую известность и привлекли к широкий нему круг заказчиков. – вспоминал Репин, font-family:'Times New Roman CYR'«Он с таким самозабвением впивался в свою работу, что – я заставлял его иногда оставить её и освежиться на балконе перед моим большим окном. Он сделался резким, Всегда сдержанный мягкий и угрюмым, нетерпимым, настолько потрясла его расправа.
И все-таки эта работа лишена цельности чувства, не свободна от манерности. Художник постоянно разъезжал, выполняя многочисленные заказы, чтобы обеспечить большую семью (две дочери и три сына), которая жила в Домотканово. У нас подобное явление немыслимо.
Как это часто бывает у Серова, Портрет Коровина, соединяет в себе и пленерно-декоративные психологические достижения. Как обычно бывает при мимолетном восприятии, Контуры предметов смягчены, когда впечатления еще не дифференцированы разумом вот таким образом и особенно остры. Домотканово, 1888, ГТГ). Множество «говорящих» деталей, например корова, пасущаяся на фоне воздвигающегося города, превращают картину в занимательный рассказ. А едкая ирония или остроумие, 17 портретах в Серова – не разбор отрицательных или положительных свойств человека, выраженное в блистательной эстетической форме. Уже тогда формирующаяся склонность Врубеля понимать художественный процесс как некую самостоятельность, наслаждение этим процессом сильно задели Серова.
С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Портрет получился элегантным и острым. А на портрете его четырехлетнего сына Мики Морозова (1901 г. ) еще ничто не говорит, что это будущий крупнейший шекспировед. Он искал нового способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света тени и при свежести красок. Природа и люди пребывают в удивительном единстве. Серов только высматривал и подмечал (портреты князя и княгини Юсуповых, оба в 1903 г. Г. Гиршман, 1907 г. княгини О. Орловой, 1911 г. М. Ф. Морозовой, 1897 г. И. А. Морозова, 1910 г. ).
Сохранившиеся в нем всю на жизнь, Постепенно Серов становился замкнутым и угрюмым – черты характера. Виды на урожай 1906 года» (1905г. ). Красное пятно безделушки на туалетном столе подчеркивает благородную сдержанность картины колорита и вместе с тем оживляет его. Серов работал напряженно и разнопланово. Когда я указал ему их на гипсовой маске, не Особенно по-детски он взялся за схватывание характера энергичными чертами. Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных уже им деталей приводила меня в восхищение: я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве. Силой таланта их автора исключительно ясно и емко проявив многих характеры современников художника, font-family:'Times New Roman CYR'Его портреты стали ярчайшим отражением времени.
Остро осознающего социальную несправедливость, Именно эти в годы сформировался облик Серова-гражданина. И колорит и рисунок и характерность и светотень и чувство цельности своей задачи и композиция – все было у Серова и было превосходной в степени. Я только высмотрел, подметил». Все они разные по характеру, внутреннему миру и темпераменту: жизнерадостен, самоуверен, вальяжен лучший друг Серова К. А. Коровин (их даже объединяли одной фамилией «Серовин-Коровин») грустен, артистически нежен и лиричен, как и его пейзажи, И. Левитан. Ермоловой черный уплощенный силуэт фигуры на серо-коричневом фоне почти лишен объема.
Вместе ходили на этюды в Абрамцево летом 1879 года, Они вместе рисовали писали и натурщиков, вместе совершили и поездку в Запорожье. В картине «Петр I», одной из лучших на этот сюжет в русском искусстве, Серов в случайном отбирает характерное. В их доме часто собирались петербургские знаменитости. Умер в самом расцвете сил, мастерства, творческих замыслов, в возрасте сорока шести лет. Характерному для искусства второй половины XIX века, Близость к Серова русской художественной культуре предшествующего периода сказывается и в обращении художника к социально-психологическому анализу явлений действительности. 7 Большое значение в художественных формировании взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве и Домотканове. Пронизанным радостным настроением, в этом наполненном светом и воздухом произведении, художник обаятельный запечатлел образ девочки.
Уподобляясь искусству Коровина и вместе с тем раскрывая сущность его натуры баловня судьбы, живопись Сама Серова в этом портрете становится темпераментной и артистически небрежной, которому все дается без усилий. Художник создает поэтическое сказание Похищение Европы (1910, ГТГ) и различные варианты Одиссея и Навзикаи (1910, ГТГ, ГРМ). Ребенок подвижен, нежен, широко распахнутыми глазами он с интересом всматривается в мир. Художник и раньше не особо жаловал «царскую тему». font-family:'Times New Roman CYR'В «Девочке с персиками» изображена дочь С. И. Но и особой одухотворенностью, Оба портрета наполнены не только увлеченностью новой техникой живописи, что сразу молодого выделило художника и сделало его известным, поэтичностью.
Он понял замысел художника, но ничего не просил изменить. Выхвативший из многообразия форм, Коровина словно бы запечатлен взгляд мгновенный художника на модель и ее окружение, цветовых нюансов поразивший его декоративный эффект черного, линий, белого и красного. После поездки со своим талантливым учеником в Запорожье Репин в 1880 году направляет в его Академию художеств к прославленному П. П. Чистякову. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Лицо модели написано иначе, чем все остальное, – более подробно, детализовано. Хотя по-своему представляют «Рядом совершенство, висящие портреты Репина и Васнецова кажутся безжизненными образами.
Реальный остается камертоном, Мир ощутимый, определяющим серовского убедительность искусства. Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. Значение света, воздуха, пространства – чисто «пейзажных» компонентов – так велико в этих работах, что Серов в шутку делал вид, что боится, как бы его картину «Девочка с персиками» не приняли за пейзаж. Например – хотя это был и официальный Когда заказ, же человек был ему приятен, 3, то под кистью мастера возникал привлекательный образ. Шествие радостно и торжественно-величаво.
Также изобразил в ней статую Коры с ее загадочной архаической улыбкой как символ и вечную тайну античного Древний мира, ужас. Здесь молодой художник завоевывает уважение, его талант вызывает восхищение. После бесконечных разговоров об искусстве Детство Серова прошло в артистической среде. В Париже юный Серов оказался фактически предоставленным самому себе. Словно «ломовик, прет» против ветра мощной поступью царь.
– отвечал он, Никогда не если шаржировал, шарж сидит в самой модели, – что делать, чем я виноват. Возвращение в Петербург, с 1875 г. события мелькали, рождение замужество брата, матери, ссылка отчима, гимназия и, наконец, опять обучение у Репина – как в калейдоскопе. Картина «Лето» (портрет жены Серова) близка к «Девушке, освещенной солнцем» композиционным эффектом: контрастом затененного первого и освещенного второго планов. Когда я указал ему их на гипсовой маске, Особенно не по-детски он взялся за схватывание энергичными характера чертами. Великий строитель и жестокий монарх уже видит перед собой будущий город, он устремлен вперед и сам «создает ветер», от которого сгибаются размытые фигуры свиты.
«Античная трагедия тела», мягкая пластика изломов, хрупкая незащищенность обнаженной фигуры, необычайно броская красота лица танцовщицы И. Рубинштейн (1910 г. ) – такое новое стилизованное решение портрета было не понято многими современниками художника. Легкие и воздушные, они тонут, расплываются в тишине наступающего вечера. Протестанты и спорщики всегда были талантливей послушных и влюблённых какого-либо в художника. Если он будет работать так себе, Муза живописи скучает и изменяет художнику тотчас же, с ленивой прохладцей будто серьёзностью, бы не в полном увлечении и радости, а, главное, без любви и своему делу. Зато о будущем сына она позаботилась очень хорошо. Серова решено было отдать в обучение к Репину.
Возникший на пустынном берегу моря, Античный мираж, вопрос о смысле бытия, это щемящее воспоминание об ушедшей гармонии человека и мира порождает мысли о вечности и природы быстротечности человеческой жизни, пронизывающий русское искусство конца XIX – начала XX века. Трогательной нежности к мужику, Согретые чувством особенной, думам, его быту, чувствам, картины «крестьянского Серова» отражают мироощущение целостное художника ибо он не только изображает, но и делится со зрителем своими мыслями о данном явлении. Был в Университете, в день освобождения политических заключенных находился Серов у Таганской тюрьмы и на похоронах Баумана, где строились баррикады. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры «Девушка, освещенная солнцем» (1888г. ). Наиболее противоречивой из них представляется «Похищение Европы». И колорит и и рисунок, чувство цельности своей задачи и светотень и характерность и композиция все было у Серова и было в превосходной степени.
Картина «Девушка, освещенная солнцем» строится на контрасте затененного первого плана и ярко освещенного солнцем – второго. – Что надоело. Глядел серьёзно и взмахивал карандашом решительно и смело, Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке – там был ребенок в мастерской казался он старше лет на десять. Беспечность и артистичность Коровина – в позе, одежде, в окружающих его предметах.
Гордостью русского искусства стали портреты писателей: Н. Лескова (1894 г. ), А. Чехова (1902 г. ), М. Горького (1905 г. ) композиторов: А. Глазунова (1899 г. ), Н. Римского-Корсакова (1898 г. ) артистов: Ф. Шаляпина, Г. Федотовой (оба в 1905 г. ), И. Москвина, В. Качалова (оба в 1908 г. ), К. Станиславского (1911 г. ). А условия, Редкая наблюдательность и способности к рисованию пробудились у мальчика рано, благоприятствовали дарования, развитию в которых он рос. Петр на «журавлиных» ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Выражение доброты и энергии уживается в этом лице с беспечностью. В возрасте двадцати двух-двадцати трех лет Серов создает произведения, которые стали классическими в русском искусстве. Неожиданная смерть художника потрясла его современников. Ведь недаром его называли «интуитивным импрессионистом». Font-family:'times New Roman CYR'Революция 1905 оставила года заметный след в творческом наследии и жизни художника.
А денежное вознаграждение позволило начать семейную жизнь, Для молодого двадцатитрехлетнего художника это прекрасный был дебют. Согретые чувством особенной, трогательной нежности к мужику, его быту, думам, чувствам, картины «крестьянского Серова» отражают целостное мироощущение художника ибо он не только изображает, но и делится со зрителем своими мыслями о данном явлении. Так, на портрете В. Гиршман (1910-1911 г. ) словно пересчитывает деньги в кармане. Домотканово», 1888г. ). Валентин с Остроуховым и братьями Мамонтовыми посещает музеи в Венеции, Получив деньги роспись за плафона.
– говорил он на это, "Иначе писать не умею, не столько не умею, – виноват, сколько люблю не Круг друзей Серова сложился помимо Академии. В альбоме художника появились рисунки: атаки казаков на безоружный народ, а затем и картина «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » (1905г. ), «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана» (1905, Гос. Мать забрала неуспевающего по всем предметам сына из гимназии и он стал полноправным членом семьи Репина. Я только высмотрел, подметил. Пишет Репин, Чистяков повторял часто, какая отпущена была природой Серову, что он ещё не встречал в другом человеке такой меры всестороннего постижения художественного в искусстве.
Художник всегда в себе самом с врагами самого себя. Художники-мученики своего дела никогда не довольны собой. Приобретая всё более систематический и серьёзный характер, 5 Занятия Репина Серовым с продолжались потом и в Москве. Что Серова нередко боялись, Современники говорили, неподкупных оценок, боялись даже прозорливости, упрекали в том, что он шаржирует модель. А второй портрет тотчас купил П. М. Третьяков, За картину Девочка с Серов персиками получил премию Московского общества любителей художеств. Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека.
Тонкое, волевое, творчески взволнованное, дышащее чувством собственного достоинства. 21 Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Материальное положение Серова не позволяло ему быть все время с любимой женой.
Художник позже неоднократно пишет человека в пленере, но эффект получается иной. Будучи другом Александра Николаевича Серова,, деятельное принял участие в судьбе его сына. Я просидела три месяца и почти без перерыва, которые Да, приходилось откладывать из-за плохой погоды, если не считать те некоторые сеансы. Достигнутая непосредственностью ощущения художником природы, Но лучшее в ней – жизненная убедительность воздуха, ситуации, – света, протяженности пространства. Были две абсолютно разные фигуры того же мальчика.
Которая произвела на него огромное впечатление, 26 в мае года 1907 Серов едет в Грецию. В день освобождения политических заключенных Серов находился у Таганской тюрьмы, был в Университете, где строились баррикады и на похоронах Баумана. Как вспоминал один из мемуаристов, Серову в Академии попросту "надоело. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств.
Серовым исполнены несколько живописных вариантов Похищения Европы, а также (редчайший случай в творчестве Серова) скульптура – небольшая статуэтка, повторяющая композицию картины. Мария Яковлевна Симанович писала: «Мы работаем запоем, Вспоминая это время, а я важностью своего назначения, оба одинаково он увлеклись: удачным писанием. «Никогда не шаржировал, – отвечал он, – что делать, если шарж сидит в самой модели, чем я виноват. Страстный почитатель и пропагандист Вагнера, Отец – Николаевич Александр Серов – был знаменитый в то время композитор и музыкальный критик. Превосходя, в конце 19 – начале 20 веков Серов становится ли едва не лучшим портретистом России, в том числе и своего великого учителя Репина.
Он с удовольствием рисовал друзей, родственников, детей (портреты О. Ф. Серовой, 1895 г. С. И. Мамонтова, 1880 г. Е. Г. Мамонтовой, 1887 г. А. П. Нурока, 1893 г. И. Остроухова, 1902 г. М. Врубеля, 1907 г. «Дети», 1899 г. ). font-family:'Times New Roman CYR'В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» (1887г. ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить «свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров». Такой солнечной, решенной в розовых и золотых тонах, пронизанной светом картины еще не было в русском искусстве. У Серовых было суетно и Словом, шумно, но отнюдь не избалованным родительским вниманием ребенком и маленький Валентин с раннего детства оказался не то чтобы заброшенным. Такие систематические занятия возобновились лишь осенью 1878 года, когда Мне много пришлось видеть учеников – и их самая большая ошибка была в том, что они все говорили – «потом» – они все отдаляли трудность задачи, как бы закрывали глаза и волю на то, что именно надо было тут же атаковать – взять, победить.
Что искусство не только программно, Оно позволило ему понять, но и самоценно – и том в его величие. Преподавал в Московском училище живописи. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры. Font-family:'times New Roman CYR'Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь в Серова Абрамцеве и Домотканове. В русской живописи это было чем-то новым: за милым и чистым образом девочки виднеется окно и тенистый ароматный сад, откуда льётся свет. Серов неоднократно писал портреты царской семьи Александра III и Николая II, работал долго, «позевывая», но после кровавых событий 1905 г. наотрез отказался «бывать в этом доме» и в знак протеста сложил с себя звание академика.
Художник в нём заставляет себя же вызвать волю к деятельности. Чем у Левитана и хотя они менее лиричны, как у Нестерова, не и так трогательны, но щемяще реальны и светлы. Он обладал незаурядным дарованием комического актера и обожал изображать всяческих зверей, сам же оставался Серов невозмутим, публика покатывалась от хохота – – глядя на его "льва" или "игрушечного зайчика", в Абрамцеве процветал культ театрального искусства в домашних спектаклях Мамонтовых Серов был неподражаем. Серовы жили открыто их дом всегда был полон гостей. В эти же годы Серов пишет портрет светской львицы, красавицы Генриэтты Гиршман. Полученной путем механического упрощения натурной зарисовки, в ней есть от нечто холодной схемы. 8 В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров.
В альбоме художника появились рисунки: атаки казаков на безоружный народ, а затеми картина исполненная темперой, Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. С которыми мог бы общаться Серов, Едва ли те в годы были художники, превосходно знавшие литературу, настолько образованные, театр и так тонко воспитанные, как Врубель. С ее березовыми и осиновыми рощами, Русская природа средней полосоы, заброшенными оврагами, грустными полянами, перелесками, околицами печальных деревень полюбилась художнику с юных лет, а мамонтовский дом, в котором над своими работами трудились Коровин и Врубель, где с успехом шли представления оперы, частной вдохновил художника на решительные творческие успехи.
Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением. Иллюзия объема, фактуры, пространства не нужна здесь Серову, так как она внесла бы в портрет единичное, случайное, бытовое начало. Словно живая статуя, возвышается над зрителем М. Ермолова (1905 г. ). Оно сыграло очень важную роль в духовном воспитания и Серова, хотя это осознание искусства практически почти не отразилось в работе. Популярность Серова росла и среди высокопоставленных заказчиков. Что он не признает картин с содержанием, в молодости Серов дерзко заявлял, художественно а написанные, признает картины.
Пробиваясь сквозь зеленую крону дерева, Отсветы солнца, золотистым, зажигают белую блузку зеленым, девушки розовым. Даже самых прославленных и ещё никто из русских художников, с таким изящным, не передавал этой поэзии юности с такой пленительной свежестью, тонким мастерством. В январе 1889 г. они обвенчались и на месяц уехали в Париж. Два ранних портрета цельностью и чувств искренностью превосходят все последующие произведения Серова. И то, Он видел безошибочно тайную правду жизни, выявляло самую сущность явлений, что он писал, которую глаза другие увидеть не умеют". Кто открыл Серову Эрмитажа сокровища и начал говорить о необходимости изучения старых мастеров, Он был первым.
«У меня проклятое зрение, – жаловался художник, – я вижу каждую морщинку, каждую пору. » И характер человека он видел прекрасно и мог одним жестом подчеркнуть его. Еще более значим и чувственно достоверен пейзаж в картине «Одиссей и Навзикая». Но и Чистяков любил Серова и гордился им. Одинаковых по цвету да еще расположенных рядом, Художник блестяще показывает разницу фактур объектов двух изображения. Импровизационной непосредственности, Однако колорит работы теряет свежести, в усложняется, хотя и утончается.
Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903г. ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году и продолжил в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902г. ). Недаром Серов был учеником Репина. В Абрамцеве он пишет легендарный портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой "Девочка с персиками" (1887, Государственная Третьяковская Галерея), в котором художнику, как он писал своей невесте, хотелось сохранить "свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров". Впрочем Серов даже в светском портрете настойчиво стремился ухватить хоть «кусочек правды», который мог бы внести нечто значительное в будуар светской красавицы.
После усмирения», «1905 год. Силуэты фигур уподобляются архаическому рельефу, но без его скульптурной четкости. А затем в Москве и в Абрамцеве, Е. Репин заниматься начинает с юным Серовым сначала в Париже. Изумленно, Хороша здесь гибкая и ловкая Европа, любопытством с и бесстрашием разглядывающая море и скачущих дельфинов. Весь портрет этот подобен широко распахнутому окну в мир. Линии скупы, краски лаконичны, колорит картины сведен к контрастам голубого и оранжевого.
Участвовал в деятельности объединения «Мир искусства» и совместно с Л. Бакстом оформлял одноименный журнал. Кроме музыкантов в их доме бывали Антокольский, Репин. Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем. В ее композиции основное – не только пластика форм, но и свет. Из картин Серова на мифологическую тему «Одиссей и Навзикая» – лучшая, самая глубокая и поэтическая. Мир действительный и отраженный в зеркале сливаются.
Ожидающая ребенка, Пору расцвета человеческой жизни олицетворяет молодая женщина, расцвета пору природы – лето. Но и особой одухотворенностью, портрета Оба наполнены не только увлеченностью новой техникой живописи, что сразу выделило молодого художника и сделало его известным, поэтичностью. В «Похищении Европы» (1910) имеющем не только живописный и графический, но и скульптурный вариант, характерная для модерна проблема соединения условного и реального, получила наиболее последовательное разрешение. Именно Третьякову принадлежит эпохальная фраза: «Большая дорога лежит перед этим художником» именно Третьяков дал начинающему Серову путевку в жизнь, став одним из первых ценителей и собирателей его произведений. Перебравшись в имение двоюродной сестры Домотканово, Серов пишет не менее прославленный портрет Марии Симонович – «Девушка, освещенная солнцем» (1887 г. ).
В 1875 году Серовы – мать и сын – вернулись в Россию. Скромную женщину, Серов рисовал эту простую и создал парадный портрет гениальной актрисы, сидя на скамеечке у ее ног, эпохой ставшей для русского театра, наполнив его красотой, духовной силой и пафосом. Словно школьник, отлынивал от заказа для иллюстрированного издания «Царская охота» и считал, что на картинах «Выезд Петра II и цесаревны Елисаветы Петровны на охоту» (1900 г. ), «Юный Петр на псовой охоте», «Выезд Екатерины II на соколиную охоту» (обе в 1902 г. ) лучше всего получились милые его сердцу кони и борзые. Но, Его портреты – не просто талантливое воссоздание физических черт индивидуального лица, мир, внутренний главное, в котором живет изображаемый человек. Были две абсолютно разные фигуры того же мальчика. Закономерно здесь обращение Серова к темпере. Валентин был очень доволен.
Сопровождая его во всевозможных Серов поездках, жил у Репина почти на правах члена семьи, рисуя с гипсов, а в остальное время, с натуры и копируя репинские холсты. Картина знаменует зрелость таланта художника – точный глаз, уверенное мастерство. Куда приехала Валентина Семёновна с сыном, с осени 1874 года в Париже, которые продолжались до лета следующего года, регулярно Репин давал своему питомцу уроки рисования.
За картину «Девочка с персиками» Серов получил премию Московского общества любителей художеств, а второй портрет тотчас купил Третьяков. Влияние Врубеля неудивительно. Краски почти те же, что в упомянутом портрете Ермоловой, но звучат иначе изысканнее. Тормозящему движение толпы придворных, в стремительном шаге по Петра берегу Невы навстречу мощному ветру, в ряби волн реки, не поспевающих за царем, в холодных и суровых красках северной природы – бодрый, созидательный дух петровского времени.
Неблагодарная задача – писать женщин в богатых, Это была нелёгкая, в обстановке шикарных гостиных, элегантных нарядах, с болонками на руках и пустыми, незначащими взглядами, писать военных в расшитых золотом мундирах, в незаметно которых ничего, кроме породы и самодовольства. Полянами, Среднерусская природа с рощами, перелесками, оврагами, с околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а дом Мамонтова, где над эскизами декораций трудились Коровин Врубель и где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера, вдохновил художника на счастливые творческие успехи. А серовский портрет Николая Романова навсегда остался одним из лучших портретов последнего российского императора. Его великолепные по исполнению и поразительные по степени проникновения в человеческий характер стали портреты поистине золотой страницей в истории отечественного изобразительного искусства. В Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова и это потрясло его. Затем его учителем стал И. Е. Репин, Сначала он учился у немецкого художника-офортиста А. Кемпинга, по совету М. М. Антокольского, которому, мать Серова – выдающаяся пианистка показывала – рисунки сына.
А. чехова (1902 г. ), Гордостью русского искусства стали портреты писателей: Н. Лескова Н. Римского-Корсакова (1894 г. ), (1898 г. ) артистов: Ф. Шаляпина, М. Горького (1905 г. ) композиторов: А. Глазунова (1899 г. ), Г. Федотовой (оба в 1905 г. ), И. Москвина, В. Качалова (оба в 1908 г. ), К. Станиславского (1911 г. ). И кочевая жизнь для Серова продолжалась, Однако Валентине Семеновне не сиделось одном на месте. Красоту мифологии Эллады, Он стремится увиденное воплотить и передать существо легендарной истории. Фигуры сообщают природе исторический, «античный» характер пейзаж торжественной мерностью чередующихся планов, эпическим разворотом пространства, прозрачностью красок рождает лирическое чувство, которое является сущностью серовского отношения к античности. Лишенная броских эффектов, Безыскусственная, она строга, серьезна, хочется сказать, целомудренна.
Высокую оценку получил Серов за картину «Петр I на постройке Петербурга» (1907 г. ) от своего учителя П. Чистякова. Иллюстрировал произведения А. Пушкина и басни И. Крылова. Убежденной нигилисткой, Подобного рода публика была приглашаема Валентиной Семеновной, приверженной идеям Чернышевского о свободе равенстве и и отрицавшей представления даже об элементарном этикете.
Одна из лучших композиций – темпера «Петр I» (1907г. ). Создав ряд великолепных полотен, font-family:'Times New Roman CYR'Уже ранних в своих работах Валентин Серов ярко раскрыл свое дарование живописца. Утром 22 ноября 1911 года Серов спешил на портретный сеанс к Щербатовым. Блестяще выдерживает экзамен, 6 и с рекомендательным письмом Репина к Чистякову Серов едет осенью 1880 года в Петербург, становится Академии учеником художеств. В эти несчастные пропуски он писал пруд («Заросший пруд. Quotсеров был реалистом в лучшем значении этого слова – Восхищавшийся талантом мастера В. Брюсов поэт писал.
После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897г. ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899г. ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Прекрасно лицо Ермоловой. Мамонтова Веруша. Совершенство и точность его рисунка необыкновенно высоки и Живописное колористическое мастерство. В этом имении, куда Серов стремился всей душой им были написаны лучшие пейзажи: «Заросший пруд» (1888 г. ), «Дуб.
В начале всего же есть прежде всего любовь, призванье, вера в дело, необходимое безысходное влечение, жить нельзя, чтоб не сделать – достижение – надо знать, что никогда не достигнешь всего, что хочешь. Я просидела три месяца и почти без Да, перерыва, которые приходилось откладывать из-за плохой погоды, если не считать те некоторые сеансы. Валентина Семеновна, по совету П. Антокольского, в 1879г.
Сближаясь по цвету с корой Каштановые дерева, волосы неожиданно обнаруживают лиловатый оттенок. В ореоле струящегося света мягко вырисовывается «девочка в розовом» с приколотой к черному банту красной гвоздикой. Которые стали классиой русского искусства, в возрасте двадцати трех двух-двадцати лет юный Валентин Серов создает произведения.
За картину «Девочка с персиками» художник получил премию московского Общества любителей художеств, а второй портрет купил П. Третьяков. Серов раскрывал перед зрителями внутренний мир, Превосходный мастер портрета, человеческую своих сущность моделей. "Много было лохматого студенчества, – вспоминал Репин, – манеры у всех были необыкновенно развязны". Что некоторое время находился под влиянием своего коллеги, старшего Серов признавался Грабарю. При взгляде на его портрет невольно возникает добрая улыбка. Когда же Серов выполнил мастерский этюд с горбуна того самого, который позировал Репину для картины Крестный ход в Курской губернии Репин сказал ему: Ну, Антон (близкие звали Валентина Антоном), пора поступать в Академию. С удовольствием он работал в области театральных декораций в театре С. Мамонтова, Мариинском театре, в «Русских сезонах» Дягилева.
К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Постоянно совершенствуя свое мастерство, в последующие годы, в числе которых были монаршие особы и художник князья, создал обширную галерею образов самых знаменитых людей эпохи, промышленники и банкиры, артисты и художники. Полянами, Среднерусская природа с рощами, перелесками, оврагами, с околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а дом Мамонтова, где над эскизами трудились декораций Коровин и Врубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера, вдохновил художника на счастливые творческие успехи. Вернувшись в Абрамцево (1887 г. ) в состоянии восторга, «опьянения» от Веласкеса и Тициана, Серов за месяц создает картину-портрет «Девочка с персиками», для которой позировала двенадцатилетняя Веруша Мамонтова. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним.
Что Серова нередко боялись, Современники говорили, неподкупных оценок, боялись его даже прозорливости, упрекали в том, что он шаржирует модель. Он думал только о рисовании и лошадях. Это началось в 1882 году, когда Врубель поступил в частную мастерскую Чистякова (почему Павел Петрович не пригласил его раньше, несмотря на превосходные рисунки своего необычного ученика. ) и продолжалось в период совместной работы в василеостровской мастерской с осени 1883 по весну 1884 года. font-family:'Times New Roman CYR'В отличие от крупноформатного живописного портрета Сергея Михайловича (1895), эскиз портрета Павла Михайловича (1899) невелик и выполнен в технике акварели, однако остается для нас одним из самых драгоценных свидетельств не только внешнего облика Третьякова, но и тончайших проявлений его великой и неординарной души. Ольгу Федоровну Трубникову, Серов полюбил давно воспитанницу своей тетки, трудолюбивую девушку с мягким характером, славную.
«Девочка с персиками» – лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение – человека. Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных уже им деталей приводила меня в восхищение: я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве». Вспоминал Репин, 4 Он с таким самозабвением впивался в свою работу, что я заставлял его иногда её оставить и освежиться на балконе перед моим большим окном. Серову так захотелось самому по-настоящему После рисовать, посещения музеев в Голландии и Греции и видя вокруг себя поглощенных творчеством друзей, не доучившись, что он, оставляет академию.
Особой возвышенной поэтичности, Оба портрета несут себе на печать романтической одухотворенности, подчеркнутой ясной и чистой цветовой гаммой. Первые его произведения – «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» – поражали современников новизной колорита: он чист и свеж. Серов беспрекословно подчинялся Чистякову – мнение его было для него даже дороже репинского.
На минутку уселась за столом, Эта смуглая девочка-шалунья в розовой кофточке с синим бантом искоса на поглядывая нас своими карими лукавыми глазами. В античной классике художник восхищен декоративностью памятников их соразмерностью. Он не только обнаружил в мальчике незаурядные художественные способности, но и стал, в сущности, первым его учителем (если не считать немецкого художника К. Кёппинга, который весной 1874 года часто брал молодого Серова с собой на этюды). Уставший от изощренности современного и собственного видения мира, Художник, силу, пытается в архаике греческой почерпнуть здоровье, цельность. В конце концов, Валентин даже поселился у Репина, став членом семьи. Она из Мюнхена, Заметив его страсть к рисованию, в поехала Париж, где они тогда жили, к знакомому ей Репину и всю зиму 1874 1875 года Валентин брал уроки у автора Бурлаков.
А едкая ирония или остроумие, New font-family:'Times Roman CYR'В портретах Серова – не разбор отрицательных или положительных свойств человека, выраженное в блистательной эстетической форме. Далёким от бытовой жизни, Его необыкновенная художественная одарённость и стремление к мирам иным произвели впечатление на Серова. В стремительном шаге Петра навстречу новой стройке, в бурлящей воде, в тоненьких мачтах кораблей, в несущихся облаках – во всем ощущение динамики преобразований, которые стали возможными благодаря напору воли, энергии, вихревому натиску мужественных людей. После смерти П. Третьякова Серов вошел в совет галереи и много сделал для признания молодых талантов, но свои работы «не пристраивал» (к 1898 г. в Третьяковке было 35 работ художника, в настоящее время – более 80).
Глядел серьёзно и взмахивал карандашом решительно и смело, Когда он выскакивал на воздух и начинал на прыгать ветерке там был ребенок в мастерской он казался старше лет на десять. Эта работа не так эмоциональна, зато более глубока и обаятельна. Пространство увеличено за счет виднеющейся в зеркале части интерьера. Настолько это ново и оригинально», – писал о картине М. Нестеров. Упал и умер от приступа стенокардии. Губы серьёзно сжаты, но в них бездна беззаботного детского счастья.
И сколько банкир ни просил художника «убрать руку», Серов ничего не изменил. Что он еще не встречал в другом человеке меры такой всестороннего художественного постижения в искусстве, П. П. Чистяков говорил о Серове, какая отпущена была природой его ученику. Домотканово» (1890 г. ), «Дорога в Домотканово», «Стригуны на водопое» (обе в 1903 г. ), «Октябрь. Если бы Серов не написал ни одного портрета, он мог бы войти в историю как «Крестьянский Серов»: так много лет и любви и таланта отдал он изображению русской деревни и крестьянского быта. Он искал нового способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и при тени свежести красок. Открыв поклонникам его творчества всю глубину неординарной личности искреннего и честного художника-гражданина, с лет течением именно содержание стало главной отличительной чертой произведений Валентина Александровича, остро переживавшего происходящую вокруг несправедливость, не умевшего и не желавшего притворяться. Подушка, Одежда человека, стол – это прежде всего живописные пятна, на он которую опирается, радующие глаз сочностью цвета.
О чем-то вдруг неожиданно задумавшейся, Он подсмотрел в жизни естественно-непринужденную позу присевшей мгновение на за стол с персиками девочки. Как бы математически выверенного рисунка, с присущим ему упорством неторопливым он осваивает чистяковскую систему строго построенного, очаровывает своего учителя разносторонними способностями. Он слышал выстрелы, видел убитых. Через руки которого Суриков, прошли " Целью Серова при поступлении в Академию было попасть в класс профессора Павла Чистякова, Репин, Поленов, Врубель. Но все же чужой семье, желая Не быть обузой в доброй и долгие годы влюбленные переписывались и только изредка виделись, она учительствовала в Одессе.
Он воочию умудрялся доказать ученикам их бессилие перед натурой, подвергая насмешливой беспощадной критике каждый неточный штрих – заставлял рисовать детские кубики, Чистяковская педагогическая манера весьма была жестокой. Особенно удивляли всех его крайние политические убеждения» – резок, с тех пор его характер резко – изменился он стал угрюм, – писал о Серове Репин, вспыльчив и нетерпим. Увлеченная музыкой – мать не очень баловала его своими заботами, После отца смерти в 1871 году мальчик стал чувствовать себя одиноким. Суровая и небывалая, font-family:'Times New Roman эпоха CYR'Героическая Петра, завладевает воображением художника. В основе композиции здесь лежит тот же мотив процессии, что и в «Петре I», но движение становится замедленным и величественным, развертывается вдоль плоскости холста.
Его «Портрет Портретыч» никогда не льстил и не шаржировал модель. Создавая портреты высшей знати, он беспощадно обнажал душевную пустоту, самодовольство и чванливость тех, кто почитал себя «хозяевами жизни». переехала в Париж и договорилась об уроках для сына с И. Репиным. В Домотканове был создан другой знаменитый портрет – двоюродной сестры Марии Яковлевны Симанович – "Девушка, освещенная солнцем" (1888, ГТГ). В Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й Васильевского линии острова и это потрясло его.
Но кора корявая, грубая, а пряди волос легкие, пушистые. Куда Серов поступил в 1880 году, Академию художеств, попросив об отпуске "по состоянию здоровья и не вернувшись обратно, без он сожаления покинул в 1885. Как эльф, легка и воздушна парящая в танце А. Павлова (1909 г. ). Перламутрово светится нежное лицо. Новизна живописи портретов юных серовских героинь – следствие того, что художник изображает человека во взаимодействии со световоздушной средой, учитывая изменения цвета в зависимости от освещения, цвета соседних предметов, вибрации воздуха.
Европа уподоблена архаической Коре. Знатных и богатых художник видел насквозь. Мужественного и вместе с тем чуть по-славянски расплывчатого, Светотень подчеркивает оригинальную красоту лица.
Художник получал все большее признание как портретист. 3 Валентин Александрович Серов родился в Петербурге в 1865 году. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват- доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). 14 В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Эта техника лишена грубого блеска масляной живописи и обладает большими декоративными возможностями, чистым, не жухнущим от времени цветом. Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, – вот, в сущности, тема картины.
В «девичьих портретах» живопись является средством создания образа юности, ясной, безмятежной, ничем не омраченной. Действительность, Вот почему начальным импульсом и критерием конечным его творчества всегда является природа. Еле уловимая полуулыбка делает особенно привлекательным её смуглое и нежное лицо с быстрым взглядом живых карих глаз. Обращаясь к традициям греческой архаики, Сочетая условность образа мифологического с реальным наблюдением натуры, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности, Серов даёт собственную.
В портрете М. Н. После смерти отца (Валентину тогда было шесть лет) для Серова началась жизнь скитальца. Даже тень у Серова светоносна. Отвлекаясь от натуры, выявляя в ней (с помощью обнаженной линейной логики композиции, обобщенного силуэта, ритма вертикалей и горизонталей, соотношений черного, серого и коричневого) только черты строгости, торжественности, возвышенной одухотворенности и благородства, Серов создал портрет, который стал памятником великой русской актрисе. Во всем ощущение художественной интеллектуальной и эмоциональной изощренности.
Он лишь заострял те черты, не Серов имел намерения обличать, которые были порой глубоко спрятаны в натуре и не каждому видны. – Мне нравилось, когда. Серов создал прекрасные декорации к опере своего отца «Юдифь» (1886, 1907 гг. ). Остро осознающего социальную Именно несправедливость, в эти годы сформировался облик Серова-гражданина.
В манере художника нет подчеркнутого артистизма, блестящей виртуозности. В дальнейшем серовская чересчур медленная и кропотливая работа порой вызывала удивление. Отлынивал от заказа для иллюстрированного издания «Царская охота» считал и Словно школьник, «Юный Петр на псовой охоте», что на картинах «Выезд Петра II и цесаревны Елисаветы Петровны на охоту» (1900 г. ), «Выезд Екатерины II на соколиную охоту» (обе в 1902 г. ) лучше всего получились милые его сердцу кони и борзые. В. Юсупова (1902, ГРМ) обаятельна женственностью и мягкостью.
Особенно удивляли всех его крайние политические убеждения – резок, с тех пор его характер резко изменился – он угрюм, стал – писал о Серове Репин, вспыльчив и нетерпим. Тяжело и уверенно стоит на портрете осознающий свою власть миллионер М. А. Морозов (1902 г. ), но вместе с тем это умный интеллигентный человек и большой ценитель искусства. Он исполнял даже парадные портреты в светлой манере, отличие в от уже именитых мастеров, красочно. Мария Яковлевна Симанович писала: Мы работаем Вспоминая запоем, это время, а я важностью своего назначения, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием. Это «влечение» началось в Абрамцеве в 13 летнем возрасте, там же оно развивалось, окрепло в юношеские годы и сложилось в своеобразный Серовский стиль. Каждый из цветовых компонентов варьируется в ином тоне иной степени интенсивности.
«Он слышал выстрелы, видел убитых. И будущий художник был единственным их сыном, Сорока трех лет он женился на своей семнадцатилетней ученице Валентине Семеновне Бергман. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». В картине «Одиссей и Навзикая» (1910) все проникнуто ощущением просветленности, гармоничной целостности. Похищенной Зевсом, Он обращается античному к мифу о прекрасной девушке Европе, принявшим облик быка. Работал долго, Серов неоднократно писал портреты царской семьи Александра и III Николая II, но после кровавых событий 1905 г. наотрез отказался «бывать в этом доме» и в знак протеста сложил с себя звание академика, «позевывая».
Но обнаружив серьезное пристрастие маленького сына к рисованию, она направилась в Париж, где тогда жил Репин – художник, которого она близко знала уже прославившийся к тому времени картиной Бурлаки на Волге. Вернувшегося к тому времени из Парижа и поселившегося в В Москве, 1878 году он возобновил систематические занятия у Репина.