Паоло Веронезе никогда не смог достичь моральных высот, драматизма и глубин позволят тысячам посетителей «узнать» и полюбить творчество этого неординарного художника из Вероны.
Что он не теряется картинесреди на остальных, Никто из современныхВеронезе художников не обладал умениемстоль естественно объединить такоеколичество самых разнообразных посвоему характеру и смысловой наполненностифигур в пределах одного полотна и приэтом выписать каждый персонаж такимобразом, наоборот, а, выделяетсяне только внешней непохожестью надругих, но и неповторимостью своегодуховного мира. За десятилетие (1560-70) Веронезе также была сделана серия аллегорических произведений, большинство из которых, вероятно, являются заказом императорских семей Вены и Праги. Паоло Веронезе родился в 1528 году в Вероне. К примеру, в «Положении во гроб» грубоватые фигурыс рельефно выделенной мускулатуройсоотносятся с образами мантуанскихфресок, тогда как элегантная игра складокодеяний, сверкание красок и полныевыразительного изящества детали вызываютв памяти изысканные образы Корреджо иПармиджанино.
В огромных картинах «Пир в Кане» (Париж, Лувр), «Мученичество св. А затем, Паоло уже к 1541году становится членом мастерскойАнтонио Бадиле, пользовавшихсяпокровительством веронского архитектора. Уроки Антонио Бадиле, входит в группумолодых мастеров, художника, безусловно, способного, однако связанногос традиционными изобразительнымипринципами, не оказали на Паолосколько-нибудь существенного воздействия. Даже в первых работах молодого живописцатрудно обнаружить заметные влиянияучителя. В следы начале XVI века художественнаяжизнь Вероны развивалась самостоятельнои независимо от столицы. Значит, он родился в 1528 году и, возможно, не в Вероне. Хранящиеся в настоящеевремя в собраниях разных – семь в Музееистории искусств в Вене, Полотна, для монастырского комплекса, предположительно для женского монастыря, одно в Национальнойгалерее Вашингтона и два в картиннойгалерее Пражского Града – предназначались, скорее всего. Картиной же, принёсшей ему победу и почётную награду, была та, на которой была изображена Музыка, на ней были написаны 3 прекраснейшие юные женщины, одна из которых, самая красивая играет на большой виолончели, глядя вниз на гриф инструмента и повернувшись ухом и всей своей фигурой так, будто она, затаив дыхание, очень внимательно прислушивается к звукам из остальных же двух одна играет на лютне, а другая поёт по нотам. Который начал создавать декоративные ансамбли, Веронезе же стал первым венецианским художником в., XVI дворцов, расписывая стены церквей, вилл, вписывая свою живопись в архитектуру в технике фрески.
Белла Нани, Мужской портрет – Граф да Порто с сыном, портретам Немногочисленным Веронезе присущи лирическая мягкость. Пленительная Белла Нани не просто каноническая красавица, примеру, к чья прелесть подчеркивается драгоценными камнями и изысканной одеждой. Художник всегда ощущает чье-то влияние, в молодости, уступая место собственной манере, затем но оно отходит на задний план. Значительным заказом для Веронезе была роспись в церкви Сан Себастьяно (1555-1556) на библейские сюжеты истории Эсфири. Куда его пригласили для участия в работах по украшению Дворца дожей, в Веронезе 1553 приехал в Венецию. Вряд ли можно считать совпадением то обстоятельство, что, решив увековечить себя и других ведущих венецианских живописцев на хранящейся сейчас в Лувре картине с изображением пиршества, он представил (в составе квартета музыкантов) себя самого, Тинторетто, Я. Бассано и Тициана. Но так как молодой человек этот находится в расцвете творчества и ещё не достиг и 32 лет, ничего другого пока о нём не скажу". Иногда с оттенком лиричность, жанровости Немногочисленным интимным портретам Веронезе свойственна мягкая.
Предпочитая холодную серебристую красочную гамму, Веронезе строил на колорит чередовании насыщенных цветовых пятен и нежных оттенков. Чрезмерная жизнерадостность картины привлекла внимание святейшей инквизиции. Евангельская тема решена в духе праздничной светской картины великолепного пиршества, персонажи одеты в современные костюмы на торжестве присутствуют исторические лица (король Карл, художники Бассано, Тициан, Тинторетто, сам Веронезе). Такие картины, как «Проповедь Иоанна Крестителя» (Рим, гал. В первой половине 1560-х гг. Пир у Симона Фарисея (1570), Светский характер религиозных картин Брак в (1562), Канне Пир в доме Ливия (1573).
Отмечает итальянский историк Паллуччини, Мир Веронезе, терзающим героев полотен еще Тинторетто, не заражен сомнением. Трактованнымс подчеркнутой пластичностью, Световые блики сообщаютнеобходимую легкость фигурам, – качество и глубины, создаютиллюзию полностьюотсутствующее в соседствующих с работамиВеронезе произведениях двух другиххудожников. Изумляющие своей ликующей красочностью, светлые по настроению полотна ("Обручение св. Назвавший роспись во Дворце воистину дожей завораживающей живописью, Первым новаторство этого подхода отметил в 1556 году Сансовино.
Один из них, хрупкий мальчик, задумчиво прислонился к колонне, другой прижался к матери, третий, совсем маленький, сидя на полу, тянет к ручку собаке изображенной на переднем плане – добродетельную матрону, Зритель видит хозяйку дома, домочадцев и детей, с величавой грацией преклонившую колени перед мадонной, переданных с большой теплотой. Точноследуя букве евангельского текста, Крещение Христа должно было бы изображатьсяне на опушке густого к леса, примеру и создающего определенноенастроение у смотрящего на картину, насыщенногокрасками, ана пустынном берегу Иордана. В Венеции Веронезе знакомится с творчеством Тициана (ок. Ему поручили три главных сюжета. Менна", около 1561 года), многочисленные изображения мадонны, где традиционный мотив мастер воплощает во множестве смелых и оригинальных композиционных вариаций ("Мадонна с младенцем и святыми", около 1562 года).
Веры, Любви» – Надежды, в семейно-патриархальный этот ансамбль введены аллегорические фигуры добродетелей. Роспись монастырской церкви святого Себастьяна – он получил новое предложение, Справившись этой с работой к следующему году, послужившее началом длительного сотрудничества. Об учебе художника известно больше. В этом цикле художник суммирует все предшествующие поиски и в то же время превосходит их.
Одновременно он завершает фресковые росписи на вилле Соранцо в окрестностях Кастельфранко. Приглушенный принять участиев почетном для каждого художника заказе- создании цикла картин украшенияплафонов для в трех залах Совета ДесятиДворца дожей, в 1553 году Паоло возвращаетсяв Венецию. "Жизнеописание Микеле Санмикеле веронского архитектора" ". Корпус былизготовлен 1558 году и спустя два годаукрашен различными живописными панелями. На внешней стороне створок органахудожник изобразил «Принесение вохрам», которое прихожане и посетителицеркви могут видеть, когда орган закрыт, а на внутренних створках – композицию«Христос исцеляющий больных». Дочь которого, Основыживописного мастерства Паоло руководством постигалпод веронского художникаАнтонио Бадиле, Елена, впоследствии стала его женой.
Часть исполненных им во Дворце дожей работ теперь находится в других местах лучшие из них160 в зале Большого совета:, его заказчиками были и религиозные Ордена и дожи Венеции и знатные семьи Венето. Который несмотря на обилие произведений, Это был самый счастливый период в творчестве Веронезе, еще не утратил созидательной своей мощи. Сложные иллюзионистические приемы, Здесь обозначились черты парадности, предвосхищавшая искусство барокко в. Веронезе, XVII декоративная пышность, наряду с Тицианом и Тинторетто, является самым ярким представителем венецианской школы живописи XVI века. По этой же причине именно. Став признанным мастером, Он родился в Вероне взял и, себе псевдоним от названия родного города. Предпочитая холодную серебристую красочную гамму, Веронезе строил на колорит чередовании насыщенных цветовых пятен и нежных оттенков.
В XVIII веке, когда картинынаходились в коллекции герцогаОрлеанского, считалось, что они изображаютНеверность, Разочарование, Уважение иСчастливый союз однако и понынеисследователи не могут прийти к единомувыводу относительно содержания этихкомпозиций, скорее всего, предназначавшихсядля декорации свода какого-то зала. Можно лишь предполагать, что в парныхизображениях противопоставлены мукии удовольствия любви (радость иразочарование, верность и измена) и чтоповодом для их создания послужилособытие, связанное с чьим-то бракосочетанием. Когда былазакончена Пала Джустиниани, в том же году, он расписываетфресками виллу в Соранцо Тревилле в, построенную десятилетие назад МикелеСанмикеле. В котором родился Христос, с частями балюстрадами хлева и капителями, неожиданно гармоничны элементы античной архитектуры с ее арками. И его живопись – одно из высших проявлений венецианского истинно духа, Образы Веронезе праздничны. период расцвета творчества Веронезе.
В поздних работах Веронезе появляются настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии («Похищение Европы», «Оплакивание Христа»). У которого он воспринял 1477–1576), широкую, ставшую характерной для его произведений, свободную манеру письма. Свойвступительный экзамен в городе налагуне, в 1551 году он пишеткартину для алтаря капеллы Джустинианив Сан церкви Франческо делла Винья. Цвет подчас превращается в свет, а чистые контрастные тона подчеркивают величие и мощь архитектуры и персонажей («Преображение», для собора в Монтаньяна, 1555-1556, «Сцены из жизни Эсфири», для плафона в ц. Сан-Себастьяно).
Это означает, Еще в XVII веке МаркоБоскини первым сумел оценить исключительноецветовое богатство полотна, смешалзолото, что художник, стремясь достичь таких эффектов, жемчуг и рубины и изумруды исамые прекрасные сапфиры, алмазы, чистейшие и и безупречные – посвятивему несколько выразительных поэтическихстрок. Таков был Веронезе, который мало обращал внимания на то, согласуются ли его картины с Веронезе историей. «Значение огромно. Лишь благодаря своему остроумию Веронезе удалось отвертеться и он был оправдан. В том же 1553 г. Веронезе приглашают принять участие в работе над циклом картин для Дворца дожей. Страстный пафос сцен иточное воссоздание текстов СвященногоПисания, этом в цикле преобладают глубокие, мрачные тона. Вопрос состоял лишь в индивидуальной особенности художника разбавлять сюжеты картин множеством непочтительных элементов, таких как карлики, собаки, кошки, обезьяны.
Его картины полнее, чем работы Тициана, отвечали вкусам простых венецианцев. Обозначившая важный этап в его становлении мастерства, Плодом труда живописца стала роспись. Один из блестящих колористов венецианской школы. В 1557 г. Веронезе побеждает в конкурсе на проект оформления библиотеки Сан Марко. Светский характер религиозных картин Брак в Канне (1562), Пир у Симона Фарисея (1570), Пир в доме Ливия (1573).
Исчезает обилие фигур, настроение становится сдержанно грустным: Распятие (1580-е. Уже в этих полотнах Паоло, чувствуя необходимость придать большуючитаемость изображениям, утопающимв пышных золоченых рамах, окончательновырабатывает принципы и приемыдекоративной живописи, построенной навзаимодействии света и цвета, которыелягут в основу всех его последующихпроизведений. Который ныне большой известностью пользуется в Венеции, Родом из Вероны и некий художник Паулино имея не более лет 30 от роду выполнил много работ, где, заслуживших одобрение. Драматическая фабула мифарассказана Веронезе спокойно инеторопливо особой отличаютсяизящные красотой фигуры персонажей и колорит, построенный на сочетании живых и яркихтонов. Таковы, к примеру, композиции «Марс, раздевающийВенеру» из Шотландской национальнойгалереи в Эдинбурге, «Венера, обезоруживающаяАмура» из частного собрания в Риме или«Венера и Адонис» из художественногомузея в Сиэтле.
Веронезе жестал первым венецианским художникомXVI в., который начал создавать декоративныеансамбли, расписывая стены церквей, дворцов, вилл, вписывая свою живописьв архитектуру в технике фрески. Значительным заказом для Веронезе былароспись в церкви Сан Себастьяно (1555-1556) на библейские сюжеты историиЭсфири. Оно было принесенов дар Венецианской республике в началеXVIIIв, Написанное второй во половиневосьмого десятилетия. В Вероне, в трапезной монастыря чёрных монахов Сан Назаро, он на большом полотне написал пир, устроенный прокажённым Симоном Господу, когда грешница бросается ему в ноги, со многими фигурами, списанными с натуры и на редкость выполненной перспективой (2).
С 1560 г. по 1561 г. Веронезе работает над созданием самой знаменитой из своих фресковых росписей на вилле братьев Мазер Барбаро. Сочетавшее в себе различные традиции, Провинциальное искусство Вероны, могло не удержать молодого художника, но лишенное собственной оригинальности. К этойгруппе следует отнести серию из четырехкомпозиций, так называемых «Аллегорийлюбви» из Лондонской Национальнойгалереи исполненных Веронезе около1575 года. Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов. Введенная в Северной Италии Джулио Романо, Маньеристическая линейность, – все это в разнородном культурном климате Вероны предоставило Веронезе возможность стилистического выбора, сочеталась с ритмическими качествами у Пармиджанино и конструктивным цвета значением у раннего Тициана.
Что до 1570 года ему приходилось постоянно возвращаться к работам для этой церкви и существовавшего при ней монастыря, в возрасте 2728 был лет призван в Венецию для украшения ризницы церкви Святого Себастьяна и так хорошо исполнил возложенную на него задачу, а по смерти своей удостоился чести быть погребенным в этом храме. 1550-х). Но и усилилась, Чисто веронская красок интенсивность у него не только сохранилась, а изображение от этого только выиграло. Тонкая проникновенность в передаче характеров, Цикл картин для семьи глубокая Куччина, человечность образов.
История Эсфири написана с такой силой и мастерством, Вазари отозвался о ней как о величайшем достижении, краски так изумительны, одежды, что роспись сразу завоевала признание, тем более что она была юноши творением – а Сансовино дал ей следующую характеристику. Это полотно сполным основанием можно назватьобобщением художественного опыта Паолодовенецианского периода. Сезанн был прав, говоря: Он писал так, как мы смотрим на мир, столь же естественно. Именно вот таким образом его скорые успехи не пробудили у венецианских живописцев ревности. Времени, Письменное упоминание о Веронезе как о самостоятельном мастере относится к году, 1552 когда он работал в Мантуе.
В ней уже зримо все, чего Веронезе достиг как зрелый мастер. Он великийколорист и несравненный мастер изображениячеловеческого тела в самых смелых иэффектных ракурсах Росписи дворцовфранцузских королей, германскихвладетельных князей и российскихимператриц, вся декоративная живописьбарокко и рококо так или иначе ведетсвое начало от плафонов и панно Веронезе, от его живописи, но никогда не превосходитее» (с. -Любимов). Трагические тенденции в поздних картинах художника Распятие, Оплакивание Христа. Где занимается росписью Барбаро Виллы в селении Мазер близ Виченцы, в 1560 году Веронезе посещает Рим. Наиболее близкие из которых были архитекторами, Свободные от часы работы он проводил с друзьями.
Одним из главных произведений в истории монументальной живописи Венеции стали росписи Веронезе на вилле Барбаро-Вольпи в Мазере, близ Виченцы (1562). Оказавшихся под пятой иноземных завоевателей, Это позволило Венеции дольше других областей Италии, формы открытые жизни, сохранить республиканский строй и те свободные, которые принесла с собой эпоха Возрождения. Писавшие об искусстве, обращали внимание на блистательныеколористические достоинства этихпроизведений и характерную для разработанную нихтщательно сценографию, Уже авторыXVI и XVII веков.
Размеры полотна – 5, 5 метра высоты и около 13 метров ширины. Куда его пригласили для участия в работах по Дворца украшению дожей, в 1553 г. Веронезе приехал в Венецию. Затем шли Сансовино и Палладио троица, гениальная Старший среди них Санмичели, под стать четверке живописцев.
В зале Большого Совета он на большой картине изобразил Фридриха Барбароссу, представляющегося папе, с большим числом фигур, в разнообразных костюмах и одеяниях, прекраснейшим образом и правдиво показывающий папский и императорский двор и венецианский сенат со многими дворянами и сенаторами Республики, написанными с натуры (5). Затем Веронезе воспринял «сумеречный» стиль, мрачный и холодный по колориту, который развил в Венеции Якопо Бассано. «Распятие» (Венеция, ц. Сан-. Тадзаро деи Мендиканти), вдох-новленное Тицианом, «Нахождение Моисея» (Мадрид, Прадо) и «Венера и Адонис» (там же), отмечают этот последний этап в творческой эволюции Веронезе.
Георгия» (Верона, ц. Сан-Джорджо ин Браида), «Семейство Дария перед Александром Македонским» (Лондон, Нац. Причем часто живопись иархитектура не являлись декоративнымдополнением друг друга, До него для интерьеровстены украшения дворцов украшали станковыекартины. Эрмитаж). Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите.
Здесь и в дальнейшемхудожник сохраняет в своей живописиманьеристическую любовь к точномурисунку. С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно. Работа вЗалах Совета Десяти продолжалась тригода: первым был закончен Зал приемов. В этом зале, помимо нескольких одноцветныхкомпозиций, Паоло выполнил четыреосновных полотна: центральный компартимент«Юпитер изгоняющий Пороки» (вывезенныйв 1797 году французскими войсками ипопавший в Лувр) и три панно для боковыхчастей со сценами «Юнона, осыпающаядарами Венецию», «Юность и Старость», «Свобода». Например, Особенно интересны в этом отношении, в вилле Тиене, фрески в вилле Барбаро в Мазере, в замке Маньядоле в и во Дворце дожей в Венеции. К нему благосклонно отнесся Тициан, выгодно отличая его от Тинторетто. Но все исправления свелись лишь к добавлению цитаты Евангелия из Веронезе было предписано исправить картину, размещенной в верхней части холста.
Даже в его религиозных сюжетах отсутствуют следы религиозности. Работал в Вероне и Мантуе, в был семье пятым сыном. 1 Учился у своего дяди венецианского художника Бадиле. В декабретого же года Паоло заключает новыйконтракт на выполнение полотен длясвода нефа.
Сабауда). Георгия", 1580-е годы)». Дрезден, Картинная галерея). В 1560 году Веронезе в составе дипломатического посольства посетил Рим. Был сыном скульптора Габриэле Кальяри и племянником художника Антонио Художниик Бадиле, родился в Вероне.
Большие сложные композиции (один из последних примеров – «Триумф Венеции», 1583, плафон зала Большого Совета во Дворце дожей) постепенно уступают место менее грандиозным картинам, свидетельствующим о новом отношении художника к пейзажу, который, как своеобразный комментарий к чувствам персонажей, трактован в нежной или патетической интонации («Похищение Европы», Венеция, Дворец дожей). Декоративная эффектность, нарядная праздничность сменяются сдержанностью, простотой. (7) Фрески, выполненные около 1566-1568 годов, сохранились частично. Это наиболее содержательныеиз его полотен.
Еще более оживленногосветовыми бликами на складках одеяний, в маньеристических изгибах фигур Паолоостается верен своему сложившемуся собственному, уже стилю, Тем не менее втрактовке цвета. Всемирно прославленный в будущем, Именно такое имя получил в художник детстве, Паоло Веронезе. После того как живопись была подвергнута тщательному осмотру, По окончании работ, как на золотая того, цепь была возложена на шею Паулино, чья работа была признана лучшей из всех. Главным средствомвыражения у венецианских художниковбыл цвет. Этот заказ был выполнен к1560 г. Алтарныйобраз Пала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в 1548 году для капеллы этойсемьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчаснаходящийся в веронском МузееКастельвеккьо композиция Крещение (ныне в Музее герцога Антона Ульриха вБрауншвейге), скорее всего, написаннаяв 1548-1549 годах для боковой стены капеллыеще одной веронской церкви созданноетогда же Оплакивание, заказанноеаббатом Бернардо Торлиони и предназначенноедля ризницы церкви монахов орденаСвятого Иеронима Санта Мария деллаГрация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное Положениево гроб из частной французскойколлекции находившееся ранее в церквиКорпус Домини в Виченце. Заказал Веронезе створкицерковного органа, в того конце же года, священник приходской церкви СанДжеминьяно. Его кисть все чаще воссоздавала на стенах плафонах и дворцов, Недаром, соборов причудливые архитектурные конструкции. Эти заказы принесли ему известность.
Также в постримский период вплоть до 1566 года Веронезе написал огромное полотен количество по мотивам сюжетов Нового завета. Необычна трехъярусная композиция, создающая впечатление шума и многолюдья. В 1566160г. Когда Веронезе приехал в конце 1553 года в Венецию, проработав пять лет в провинции в соприкосновении с культурой, которая по сравнению с достижениями Венеции начала XVI века выглядела отсталой, его манера могла быть воспринята как необычная, а то и чуждая. Новаторство росписи бросалось в глаза. Паулино расписал маслом в нескольких помещениях, Закончив эту историю, потолки, обслуживающих названный Совет Десяти, там изобразив редкостные фигуры в сильных сокращениях.
(4) В венецианской церкви Сан Себастьяно сохранились следующие работы Паоло Веронезе 1555-1565 годов : росписи потолка, стен и створок органа, образа главного алтаря и хора "Трапеза фарисея" 1570 года из трапезной церкви теперь в миланской Брере. Эти картины, как и ряд других («Пир в доме Симона Фарисея», Версаль, музей дворца), стали для художника неким предлогом для воссоздания городской жизни Венеции в обширной сценической композиции, населенной персонажами в живописных позах. Картины Веронезе наполнены жизнерадостностью, весельем. Персианова). Он показывает современную ему Венецию, роскошно одеты в современные костюмы, сцены из жизни его персонажи исполнены достоинства горделивого – архитектуру города, Его произведения приобретают все более светский характер. СПб, Эрмитаж).
В мастерской Антонио Бадиле, Свое образование художественное он начал на родине в Вероне, на дочери которого впоследствии женился. По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483-1520), Микеланджело (1475-1564), Пармиджанино (1503-1540), Корреджо (1489-1534). Такие произведения, как «Аллегорические сцены для императора Рудольфа II» (Нью-Йорк, собрание Фрик), «Марс и Венера» (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Париж, Лувр), Похищение Европы (1580, Венеция, Дворец дожей), Оплакивание Христа (1576–1582. Рукой Паулино в Венеции в Зале Совета Десяти в овале больших размеров, чем любой другой в этом зале, в середине потолка в качестве главной фигуры написан Юпитер изгоняющий пороки (3), как олицетворение того, что это верховное и никому не подчиняющееся учреждение изгоняет пороки и наказывает людей дурных и порочных. Центральное место в этомансамбле занимает композиция «КоронованиеБогоматери», по сторонам от нее – фигурычетырех Евангелистов, тогда как в углахсвода разместились небольшие монохромныесцены на тему Истории Ветхого Завета ичетыре тондо с Херувимами. Ясный, насыщенный светом колорит приобретаетдрагоценное сияние благодаря использованиюпереливающихся оттенков. Причем часто живопись и архитектура не являлись декоративным друг дополнением друга, До него для украшения интерьеров стены дворцов украшали станковые картины.
Великий итальянский художник эпохи Возрождения Паоло Кальяри (1528-1588) известный под именем Паоло Веронезе, родился в Вероне в семье каменотеса Габриэле Кальяри. За фигурами персонажей, На других фрагментах, высятся сооружения, выполненных в нежных увиденные тонах, как бы снизу вверх, за что Веронезе окрестили предшественником искусства XVIII века. Но не она занимает воображение мастера. Роспись в церкви св. Во время посещения Флоренции художник изучал внимательно бессмертные творения умбрийских художников. Вывезенной французами вПариж в 1797 году во время наполеоновскихпоходов в Италию и с 1803 года экспонируемойв Музее изящных искусств Кана, в этойкомпозиции, заметновоздействие произведений Романои Джулио Микеланджело.
Он же расписал и плафон или, вернее, потолок церкви Сан Себастьяно (4) и работа эта редкостная, а также написал на дереве образ главной капеллы и несколько окружающих её картин и равным образом, расписал створки органа и вся эта живопись поистине заслуживает похвалы наивысшей. Академии инквизиция, не оценившая ико нографическую свободу, с которой художник интерпретировал священный сюжет, заставила Веронезе изменить название – «Пир в доме Левия»). На судеинквизиции Веронезе сказал: «Мы, художники, осмеливаемся на теже вещи, на которые осмеливаются поэты и безумные». Световые эффекты в поздних работахмастера, передают поэтику, свойственнуютолько ему. В 1553 году Веронезе занимался украшением Двореца дожей. Сын каменшика, который, возможно, учил его искусству лепки из глины, Веронезе был учеником живописца А. Бадиле и, по свидетельству Вазари, Дж. Карото.
О искусствеэтих художников напоминают также изящноудлиненные, полные динамики фигурыалтарного образа Пала Бевильаква-Ладзизеи драгоценный, сияющий колорит в«Обручении Святой Екатерины». Этотшедевр свидетельствует о том, что ужес самых первых шагов Паоло достигаетисключительного технического мастерства. К началу 1550 года Веронезе – зрелый мастер, готовый к тому, чтобы выйти на великуювенецианскую сцену. В ноябре 1555года Паоло выполнил холсты для плафонаризницы. Но уже за 1541 год, в том же реестре, что семья насчитывает 8 человек и что Франциско, говорится, второй ребенок, стал, подобно отцу, каменщиком, его младший брат Антонио ткачом, Паоло, а несмотря на юный возраст, художником.
Паоло Кальаро Веронезе – жителю Венеции будет заказано исполнение алтарного образа для Монтаньяна, собора Прозвище Кальяри впервые возникает в контракте от 3 июля 1555 года. Ему же прокураторами Сан Марко было поручено написать тондо по углам потолка Никейской библиотеки (9), где хранились драгоценнейшие греческие книги, оставленные Синьории кардиналом Виссарионом. По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483–1520), Микеланджело (1475–1564), Пармиджанино (1503–1540), Корреджо (1489–1534). Получившего заказ на роспись плафона в одном из залов Дворца и дожей боявшегося не справиться с заданием, в Венецию он прибыл по вызову Пончино посредственного художника. Как и в сценах Пиров, художник достигает счастливой гармонии, объединяя религиозный сюжет патрицианскимвеликолепием с венецианской жизни иперенося событие Священной истории ватмосферу пышного современногопразднества, Здесь. Но сумел оправдаться и был только принужден исправить и исключить некоторые фигуры в одной из своих картин, в 1573 году Веронезе был обвинен судом инквизиции. В особенности послетого, Конечно, деятельность Паоло этих лет неограничивалась картинами на религиозныетемы с не меньшей художникработал активностью и в области светской живописи. Речь идет о художественном жанре, пользовавшемся большим спросом уколлекционеров, как со смертью Тициана картиныподобного рода почти исчезли.
К этой картинеочень близка по праздничному ощущениюжизни еще одна картина, хранящаяся втом же музее: блистательный алтарныйобраз «Мистическое обручение СвятойЕкатерины», написанный в середине 70-хгодов для главного алтаря одноименнойцеркви. Был ли этот живописный циклзаказан художнику самим императоромили же картины были дляРудольфа приобретены в более поздний период тем неменее, следует отметить, Точноне известно, посвященных любовнымисториям отдельных мифологическихперсонажей, что их содержаниепрекрасно отвечало рафинированнойкультуре пражского двора конца XVI века. Наряду с упомянутыми сериями сохранилосьмножество исполненных Веронезе в этигоды картин, героиней которых чаще всеговыступает Венера, богиня Любви. Самое знаменитое из этих произведений – Брак в Кане Галилейской (1562-63) для Сан-Джорджо Маджоре (ныне Музей Лувр, Париж). Эти заказы принесли ему известность. К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это Святой Иосиф.
Колонны пестрого мрамора делят полотно на две неравные части. Также написанных на светскуютему, Еще из однасерия четырех картин высочайшегокачества, принадлежала императору РудольфуII. 1550-х). женился на дочери своего учителя Антонио Бадиле.
«Женский портрет» (Дуэ, музей), Лувр), «Портрет графа Джузеппе да Порто с сыном Адриано» (Флоренция, Палаццо Питти, дар Контини-Бонакосси). Они дали ему первое художественное образование. Был сыном скульптора Кальяри Габриэле и племянником художника Антонио Бадиле, Веронезе родился в Вероне.
Композиции небольшогоформата с изображением аллегорическихфигур являются работой помощников. Самому Веронезе принадлежит авторствотрех главных сцен цикла: «Отречениецарицы Васти», «Эсфирь, коронуемаяАссуром» и «Триумф Мардохея». Архитектурное оформление интерьера завершает архитектурный мотив, Например, написанный в пролете между двумя реальными колоннами иллюзорно воспроизведенный на стене или пейзаж, словно раздвигает пространство комнаты и выводит зрителя в парк, окружающий здание иногда взгляд останавливают живо написанные фигуры обитателей виллы, как бы неожиданно входящих зал в через мнимые двери» (О. М. Главным средством выражения у венецианских художников был цвет. Однако полотно «Тайная вечеря» не удовлетворила заказчика и Веронезе был вызван на допрос в инквизицию, в которой посчитали, что священная тема трактуется слишком вольно и не соответствует евангельскому тексту. Который начал создавать декоративные ансамбли, Веронезе же стал венецианским первым художником 16 в., дворцов, расписывая стены церквей, вилл, вписывая свою живопись в архитектуру в технике фрески.
Инквизицию особенно возмущало внедрение в полотно солдат швейцарской гвардии (которые были протестантами) и изображением одного из учеников Христа ковыряющимся в зубах вилкой. (1) На вилле Барбаро в Мазер, выстроенной Андреа Палладио, фрески Веронезе сохранились в залах Вакха, Счастливых супругов, Олимпа, Веры и Любви и Изобилия. Исчезает обилие фигур, настроение становится сдержанно грустным. В 1580-х гг. На целых пятнадцать лет церковь эта превратилась в творческую лабораторию художника.
Веронезе внес в искусство Венеции декоративный размах, в композиции – сложные ракурсы. О картине «Мадонна семейства Куччина» говорит Персианова: «С присущим ему композиционным мастерством, легко и свободно размещает Веронезе фигуры на плоскости холста. Однако полотно Пир в Доме Левия (1573) попало под пристальное внимание инквизиции.
В 1557 Веронезе побеждает в конкурсе на проект оформления библиотеки Сан Марко. Первый художник Венеции, в то время Тициан, передав их исполнение двум своим талантливым ученикам Тинторетто Веронезе и начал уклоняться от написания официальных заказов. Прославление Бога и человека, прославление Венеции дошло до нас в творчестве Веронезе и в Венеции и в Виченце и мастер алтарных картин и пышных монументальных росписей, где главным действующим лицом является сограждане художника. Чтокак раз картины такого типа поразили вXVIII веке воображение многих венецианскихживописцев, приходится Не сомневаться, с творчествомкоторых связано настоящее возрождениестиля Веронезе Второй крупныйцикл произведений на религиозные темы, созданный Паоло в 80-е годы, в особенности СебастьянеРиччи и Джамбаттисты Тьеполо, включаетдесять больших полотен на сюжеты Ветхогои Нового Завета известные исследователямкак серия герцога Бекингема, во владениикоторого они находились в начале XVIIстолетия. Декоративный характер его живописи, оригинальные композиционные и колористические решения. Его первой значительной работой становится картина «Святое собеседование» для Церкви Сан-Франческо делла Виньи. Краски остаются прозрачными, а свет, отраженный поверхностью, картины- мерцающим. Подобным же образом он расписал фреской фасад дома одного купца по дороге к Сан Маурицио от Сан Моизе (6) работа эта была прекраснейшей, но ветер с моря портит её постепенно всё больше и больше.
Которые он выполнял совместно с другом детства Зелотти по заказу Санмичели, Постороннее влияние в проглядывает ранних работах Паоло, также выходца из Вероны, военного архитектора Венецианской республики, любившего обоих друзей, по свидетельству современника, как собственных детей. Чем любой другой венецианский художник времени, того Лучше и глубже, овладел он и секретами фресковой живописи. Когда в середине XVI века Веронезе занял свое место в числе итальянских крупнейших живописцев, Ко времени из всех государств Италии только Венецианская республика сохранила свою политическую независимость и часть былого могущества. Веронезе был не просто живописцем, ему оказалось подвластно будущее.
Чтобы показать, Художник с большим вниманием отнесся к тому, особенно Валтасара, сколь роскошны одежды волхвов, преклонившего перед колени Марией. Не очень высокий, два Тридцать года, несколько устаревший, одет в костюм испанского покроя, с точки зрения венецианцев. Праздников с обилием ярко одетых людей, Часто художник обращается к изображению со пиров, стремлением к жанровости. Декоративная эффектность, нарядная праздничность сменяются сдержанностью, простотой. В июне 1555 года он взялся написать алтарный образ для церкви Монтаньяна.
В который он создает множествокартин, Восьмидесятыегоды отмечены творчестве в Веронезе, как период, в основу которых легли Житиясвятых. С портретов взирают серьезные, спокойные лица людей, облаченных в роскошные одежды. Святыми Антониемаббатом и Екатериной молодой художникобнаруживает знакомство с реалиямивенецианской художественной жизни, используя из цитаты алтаря Пезаров церкви деи Фрари, в этой композиции с изображениемСвятого семейства с маленьким ИоанномКрестителем, написанного нескольколет тому назад Тицианом. Пир у Симона Фарисея (1570 – Во многих произведениях Веронезе переносил события священной в истории обстановку современной Венеции. Репин: «В картинах Веронезе скрыты граждане его времени в поэтической обстановке, взятой прямо с натуры». Картинаотличается высочайшими колористическимидостоинствами. Важнейшей частью произведенийВеронезе в последние десять лет егожизни становится пейзаж. В возрасте 27 лет был призван в Венецию для украшения ризницы церкви Святого Себастьяна.
Рядом с женщинами бескрылый купидон играет на гравечембало, показывая этим, что музыкой порождается любовь или же любовь всегда сопутствует музыке, а в знак того, что любовь никогда не расстаётся с музыкой, амур изображён без крыльев. Что они выдержали временем испытание и до сих пор находятся в безупречном состоянии, Художник тщательно готовил холсты и так умело накладывал краски. В Мазере, близ Азоло тривизанского округа, он расписал прекраснейший дом синьоре Даниэле Барбаро избранного патриархом аквилейским (1).
Это был рисующий художник, вот таким образом он стоял особняком от великих венецианских колористов. Однако в концеXIX века здание церкви было демонтированов связи с постройкой на этом местеНаполеоновского крыла «Новых прокураций». Картины смогли воссоединиться лишьпосле Первой мировой войны в Галерее«Эстенсе» в Модене. Проникающий в это пространство с Луч небес, света, выделяет из массы людей и животных фигуру молодой Богоматери с Младенцем на коленях. Пейзажи вего картинах играют свою, специальноотведенную им для этого роль. В 1819 году была снесена исама вилла. Он показывает современную ему Венецию, роскошно одеты в современные костюмы, сцены из жизни его персонажи исполнены достоинства горделивого – архитектуру города, Его произведения приобретают все более светский характер. В своих юношеских произведениях («Мадонна», остатках фресок из Casa Contarini, фресках виллы Соранцо и виллы Фанцоло) он проявил характерные особенности веронской школы с её нежным колоритом, но вместе с тем и выказал свободу создания художественных образов, которой он был обязан влиянию рафаэлевской школы.
Грандиозное предприятие, Его кисти принадлежит роспись сводов, позволившее мастеру продемонстрировать небывалую замысла целостность – алтарные образы и многое другое. Абсолютно гениальной вышла перспектива фрагмента Триумф Мардохея. Он выполнил плафоны и декоративные панно в технике масляной живописи на холсте. Боги Олимпа, натюрморты – все это оживает под его кистью, волшебной пейзажи – аллегорические фигуры времен года, «В этих росписях Веронезе проявил неистощимую изобретательность. Венеция, Галерея Академии), цикл картин Куччина (1571. Дрезден, картинная гал. ), а также в «Тайной вечере» (1573, Венеция, гал. В плафоне во Дворце дожей (аллегории Венеции и Добродетелей, 1575-1577) Веронезе стремится к упрощению выразительных средств, которые приобретают теперь более лирический характер.
Заказчикомбыл новый настоятель монастыря, знакомыйВеронезе еще по Вероне, где по желаниюбратьев ордена Святого Иеронима оннаписал для их монастыря картину «Оплакивание», хранящуюся ныне в МузееКастельвеккьо. В котором проявляются черты колоризма зрелого Веронезе, Умер Паоло Веронезе 19 апреля 1588 г. В произведениях раннего периода выделяется цикл История Эсфири. Перед нами обед для избранных и их свиты – Веронезе использует историю, эту Верный себе, облаченных в богатые одежды, чтобы отразить жизнь венецианцев во всей ее роскоши.
Створки были законченыи установлены в 1560 году. Слегка затененные лица, Здесь же появился пример того, алебастровая кожа, золотистые волосы, маленькие полуоткрытые рты, сверкающие драгоценности, мраморный изысканных отлив одеяний – как Веронезе понимал женскую красоту. Чтобы увидеть главнуюгруппу, хорошав Особенно этой картине фигура Святой Екатериныобернувшись назад, святаянапряженно изогнулась, расположенную за ее спиной навысоком мраморном постаменте и, вторя еесложному движению, эффектно рассыпаютсяскладки широкого золотисто-зеленогоплаща, редкостного по колористическойизысканности. Венецианский художник позднего Возрождения.
Одаренность колориста проявилось в росписях на мифологическую тематику на вилле Соранцо Кастельфранко около (нач, Блестящий талант декоратора. Художник неставит перед собой задачу изображатьсобытия реалистично. После 1570 г. по заказу ряда монастырей Веронезе написал серию картин на тему «Пиры»: «Пир в доме Симона фарисея», «Пир в доме Григория Великого» и «Тайная вечеря». Для Камилло Тривизани в Мурано он расписал фреской лоджию и ещё одно помещение, за что получил большое одобрение (7), а в Сан Джорджо Маджоре в Венеции он написал в торце большого помещения маслом на холсте брак в Кане Галилейской (8), произведение дивное по своему величию, по многочисленности фигур, по разнообразию деяний и по замыслу и, если память мне не изменяет, там можно насчитать более 150 разных голов, выполненных с большой тщательностью.
Что мастер был обладателем тонкого лица аристократического с внимательным выражением серо-голубых глаз, Ясно лишь, удлинившейся с годами, с небольшой бородкой, с небольшим ровным носом и маленьким полногубым ртом, широким лбом с растущими залысинами. Написанной для трапезной монастыря Сан Джорджо (1562–1563, Маджоре в знаменитой картине Брак в Кане. Это стало первым серьезным испытанием для молодого Веронезе. И отец его, Он родился в Вероне или, каменщик, как говорят в этих местах, каменных дел мастер, начальные же сведения в живописи получил у Карото Джованни веронца.
К концушестого десятилетия имя Веронезеполучило в Венеции широкую известность:об этом говорит количество получаемыххудожником в великом множестве заказов, в особенности от различных и религиозныхорганизаций братств города. гал. ), созданные в те же годы, что и росписи на вилле Барбаро, являются самыми яркими и поэтичными произведениями художника. Монументальных росписей, Мастер больших картин, алтарных Веронезе изображает на своих полотнах Венецию, многофигурных композиций, современников.
Фрески «Сцены из жизни св. Антонова. В 1816-1817 годахтогдашний владелец виллы, к сожалению, Филиппо венецианскийдворянин Бальди решил сбитьфрески со стен. Сложные иллюзионистические приемы, Здесь черты обозначились парадности, предвосхищавшая искусство барокко 17 в. Скончался Веронезе в 1588 и был погребен в церкви Сан Себастьяно, декоративная пышность. Они дали ему первое художественное образование.
Его работы в церкви Святого Себастьяна отличаются легкостью рисунка и нежным, теплым колоритом, свойственным веронской школе: В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI века, с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника. В левой изображена традиционная группа – мадонна с младенцем в окружении святых. Со сложными пластическими и живописными эффектами, Его композиции становятся многофигурными, близкими барочной к манере. Где принимал участие создании в фресок в городском соборе, в 1548 г. Паоло переехал в Мантую.
В следующемпомещении, «Зале Трех» темой декорациистали триумфы добродетельного правления. Здесь Паоло исполнил два боковыхкомпартимента «Победа Добродетели надЗлом» и «Победа Немезиды над Грехом». Завершение работ в «Залах Совета Десяти»совпадает с началом грандиозной декорациив новой церкви Сан Себастьяне. Но и мира в целом и в то же время эти полотнаозначают нечто большее – они несут всебе образ собирательный не толькоВенеции. » была написана в 1573 году как алтарная композиция для церкви Сан-Сильвестро в Венеции. Но к этому же времени относится самая пышная декоративная композиция мастера Триумф Венеции, плафон зала Большого Совета Дворца дожей (1580-1585).
Из числа которых многие, Также следует рассмотреть его декоративные работы, до нас не дошли работы эти отличаются, к сожалению, помимо их в высшей степени умелого приспособления к архитектурным целям, смелостью замысла, свободой исполнения, ласкающей глаз свежестью колорита его и стенная плафонная живопись составляет сильную сторону его таланта. Написанные так прекрасно, а под столом там 2 собаки, а отличнейшим подальше образом написаны калеки, что кажутся настоящими и живыми. Бога пастухов, Там же изобразил он Пана, какую в качестве обета жертвуют ему пастухи-победители в музыкальных соревнованиях, согласно поэтом с многоствольной из флейтой древесной коры. После этого картина получила новое название – «Пир в доме Левия». В возрасте 2728 лет был призван в Венецию для украшения ризницы церкви Святого Себастьяна и так хорошо исполнил возложенную на него задачу, что до 1570 года ему приходилось постоянно возвращаться к работам для этой церкви и существовавшего при ней монастыря, а по смерти своей удостоился чести быть погребенным в этом храме. Между 1552 и 1553 годами, в тот жепериод, приглашенный написатькартину Искушение Святого Антониядля одного из боковых алтарей собора, декорация которого к тому времени былаполностью обновлена Джулио Романо вдухе ренессансного искусства, в Паолонаходится Мантуе.
Богезе) и «Отдых на пути в Египет» (Оттава, Нац. (3) Работа находится теперь в Лувре. Помимотрадиционной для Веронезе ориентациина произведения маньеристов здесьзаметен интерес к Тициану, сказавшийсяв пластической мощи фигур, резковыступающих на фоне открытого голубогонеба. Позднее, к ним присоединились сыновья, а потом и внуки художника. С наступлением зрелого периода стиль претерпевает изменения. Наиболее ярко черты зрелого стиля Веронезе проявляются в огромной композиции Брак в Кане. Веронезе писал также станковые многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий, приемов («Брак в Кане», «Поклонение волхвов»), монументальные по композиции алтарные образы («Обручение Святой Екатерины»).
Немаловажнуюроль в жизни сыграл Веронезе крупнейшийитальянский архитектор М. Санмикеле, ставший духовным наставником ипокровителем Веронезе. Настоящее имя – Паоло Кальяри (Cagliari) или Калиари (Caliari), по прозвищу Веронезе. На заднем плане толпится их многочисленная свита. Тогда жеПаоло представил монахам проект корпусадля церковного органа. От Рубенса до Пьетро да и Картона Тьеполо – Искусство мастера послужило источником вдохновения для художников XVII века. В 1557 г. Веронезе побеждает вконкурсе на проект оформления библиотекиСан Марко.
Жанровых мотивов, Смелое введение Веронезе в свои произведения жизненных наблюдений, современников портретов стало причиной для обвинения художника инквизицией в излишне светской трактовке религиозных тем. В молодости художник много путешествовал, побывал в Риме, где на него большое впечатление произвело творчество Джулио Романе (ученика великого Рафаэля). Благодаря этому измененияпретерпевает и география легенды. Действие происходит у Веронезе отнюдьне в египетской Александрии, но в типичновенецианском окружении. В 1553 году художник переезжает в Венецию и с того момента его имя неразрывно граничит с этим городом. Несмотря на множество действующих лиц, Но ок, всегда, его картины легко воспринимаются благодаря стройности композиции (Поклонение волхвов. Залы являлись частьюнового крыла дворца. Что в Тьене, Вместе с упоминавшимся выше Баттистой он расписал фресками зал палаццо Коллатерале Портеско, а позднее с ним же выполнил много в работ Соранце, вичентинского округа, показав рисунок, вкус и хорошую манеру.
Его прах был погребен здесь, Когда художник скончался, по принадлежавшей праву ему, в церкви святого Себастьяна ибо он создал в ней земной рай для людей. Все дышит естественностью, проникнуто психологической глубиной, внутренней правдой. Но они не слишком достоверны. Даже для современников итальянского Возрождения, Картины Веронезе, Паоло представлялись откровенным анахронизмом. Такое отношение опиралось на абсолютно конкретное обстоятельство его талант замечательный рисовальщика.
Особенностью творчества Веронезе являлось применение им в росписях (особенно в плафонах) неожиданных ракурсов, смелых пространственных сокращений, рассчитанных на то, что зритель смотрит на фигуру изображенную на потолке, снизу вверх. 171существовал художник и даже три века спустя, как мы не умеем до сих пор8230 обязан я всем Паоло Веронезе187, умевший писать ясно8230 так – Делакруа записал в дневнике. Интерес к туалетам и деньгам (правда, в последнем ему было далеко до Тициана) вот и все, в чем его можно упрекнуть. Жизнерадостность, Уже в работах этих проявилась праздничность, столь характерная для творчества Веронезе. Находясь под глубоким впечатлением от римских образцов искусства, По возвращении домой, Веронезе создал сложные аллегорические фрески, особенно и Микеланджело Рафаэля, ставшие украшением виллы Барбаро ди Мазер и по праву считающиеся шедевром. Эта индивидуальная особенностьстиля Веронезе выделяет его среди самыхзначительных венецианских мастеровтого времени. Лишь в некоторых из его женских портретов заметны следы более глубокого в проникновения психологию. Напоминающие банкеты и праздники Разнообразие древних, его творчества завораживает грандиозные Ужины, 8212 изобретение Веронезе для трапезных монастырей.
Творчество Веронезе завершает искусство эпохи позднего Возрождения. Работал главным образом в Венеции, а также в Вероне, Мантуе, Виченце, Падуе, в 1560, возможно, посетил Рим. Потому многочисленные исторические личности связаны не с подлинной историей, Персонажи произведений обрабатываются только как идеальная возможность красочного представления, а живут лишь в целях декоративного очарования.
В настоящее время эти произведенияразошлись по разным собраниям. Но к этому же времени относится самая пышная декоративная композиция мастера – Триумф Венеции, плафон зала Большого Совета Дворца дожей (1580–1585). Особо следует упомянуть портреты работы Веро-незе (не говоря уже о портретных образах в его религиозных картинах), в которых психологизм смягчен теплотой и сердечностью: «Мужские портреты» (Будапешт, Музей изобразительных искусств, Флоренция, Палаццо Питти): «Портрет молодого человека с собакой» и «Портрет скульптора» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Нани» (Париж. Свободное сочетание масс в пространстве (что, по мнению некоторых исследователей, подтверждает путешествие Веронезе в Рим и внимательное изучение «Страшного суда» Микеланджело) дополнено здесь свежим и мощным воображением, непринужденностью и светоносной поэзией фантастического мира красок. Сводов, Веронезе выполнил фресковые росписи плафонов, заполняя стены и потолки изображениями архитектурных стен сооружений, на вилле Мазер для семьи Барбаро, пейзажей, богов и знатных персон того времени.
Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии. «Пир в доме Симона фарисея» – «Пир в доме Григория Великого» и «Тайная вечеря», 1570 После г. по заказу ряда монастырей Веронезе написал серию картин на тему «Пиры». Однако, Этот город, поскольку именно здесь он столкнулся с проблемой формальной выразительности, сыграл важную роль его в образовании. Именно здесь он создал один из величайших художественных циклов.
Еще никогда архитектура не занимала у Веронезе такого большого места, как в этой картине. Которыми широко будут впоследствии пользоваться мастера барокко, Он остроумно применяет иллюзионистические эффекты. С 1542 г. по 1544 г. мальчик находился в обучении у художника Антонио Бадиле (Antonio Badile). Каким он был за сто-двести лет до этого, Город уже не славился как центр живописи, восходившие к средневековью и сделавшие, на полстолетия, веронскую школу крупнейшей на севере Италии, сохранились однако традиции. Художнику было предъявлено в обвинение неподобающем изображении фигур в религиозной композиции. Их дворцов с залами илоджиями, Художник вводит в нихпоразительно живые изображениявенецианских патрициев в окружениигостей и слуг, все – этохотя и в подчеркнуто насыщенном, концентрированном показе, реальный архитектурный иприродный ландшафт Венеции, но принесомненном сохранении реальнойпервоосновы. Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж.
(Veronese), (1528–1588) итальянский художник эпохи Позднего Возрождения. Джордже Вазари указывает, что тот обучался основам живописи у Джованни Карото из Вероны. В 1553 г. художник перебрался в Венецию. Персонажи одеты в костюмы современные на торжестве присутствуют исторические лица (король Карл, художники Бассано, Тициан, Тинторетто, сам Веронезе), Евангельская тема решена в духе праздничной светской картины великолепного пиршества.
Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии. Который делает полотно ярко декоративным, Несхожестью теплых и холодных художник тонов достигает сильного цветового эффекта. Себастьяна (1555-1556). Марс и Венера, соединенные любовью, является одной из самых великолепных в серии. Веронезе чувствовал себя с ними на равных. С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно.
Сводов, в первой половине 1560-х Веронезе выполнил фресковые росписи плафонов, заполняя стены и потолки изображениями архитектурных сооружений, стен на Мазер вилле для семьи Барбаро, пейзажей, богов и знатных персон того времени. В результате к настоящемувремени известно о судьбе лишь пятнадцатифрагментов некогда обширной декорации. Только шесть из них могут считатьсяработами самого Паоло, да и они дошлидо нас очень плохо сохранившимися. Важнейшими среди сохранившихся фрагментовявляются фигуры изображающие Времяи Славу, а также Справедливость (ныне собор в Кастельфранко) и фрагментс фигурой Истории в помещенииПатриаршей семинарии в Венеции, подписнойи датированный 1551 годом. Как художник, он почти не уступает великому мастеру, поражает его способность подчинять все многочисленные детали общему замыслу полотна. Приступив к росписи этой библиотеки, а как так названные синьоры, кто выполнит работу лучше других, обещал тем, сверх обычного вознаграждения, почётную награду, заказы были распределены между лучшими живописцами Венеции того времени.
Аллегорические темы, Он писал работы на мифологические, пейзажи, портреты, его картины религиозные работы носили светский характер. И вот таким образом в большинстве своемпейзажи мрачные, Они призваныусиливать драматическое звучаниесюжетов, с напряженные мерцающим, неземным светом. В серии изчетырех холстов со Сценами из жизниХриста исполненной для венецианскогодворца семьи Куччина в 1572 году (ныне вКартинной галерее в Дрездене), традиционнымевангельским событиям художник придаетформу живого рассказа, многочисленныегерои которого подобны выразительножестикулирующим театральным актерам, одетым в современные костюмы. 1560-е – период расцвета творчества Веронезе.
Особенному веронскому зеленому, Венецианцам предстояло привыкнуть к оттенкам характерным розовому и небесной лазури. Разыгранного вВенеции, в одномиз этих полотен с изображением СемьиКуччини перед Мадонной сами представителисемейного клана становятся участникамисвоеобразного костюмированногопредставления, для которогои были заказаны четыре монументальныхполотна, как о том свидетельствуетизображенный на фоне дворецКуччина справа на Большом Канале. (8) "Брак в Кане Галилейской" теперь в Лувре (начат в 1562 году). Он выполнил плафоны и декоративные панно в технике масляной живописи на холсте. Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим.
Значительным заказом для Веронезе была роспись в церкви Сан Себастьяно (1555–1556) на библейские сюжеты истории Эсфири. Чуть меланхолический взор, у нее внимательный, сгущение некое тона, подобие румянца на щеках просто оттенок, типичный легкий наклон головы. В тот год он завершил композицию, посвященную Эсфири, покрывающую весь потолок. СПб, Эрмитаж).
(2) Картина, написанная около 1560 года, находится теперь в Художественной галерее Турина. Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась наколорите. – Здесь его образная и композиционная фантазия неисчерпаема. Украшениюэтой церкви Паоло отдал (с перерывами)более двух десятилетий жизни. К новому важному этапу, Творчество Веронезе относится к поздней фазе культуры эпохи Возрождения, связанного с именами Леонардо да который Винчи, последовал за периодом высочайшего подъема искусства в начале XVI века, Рафаэля, Микеланджело и Тициана. Как алтарные композиции, «Мастерство монументалиста в сочетании с присущей ему яркой зрелищностью образов помогло Веронезе свой выработать стиль в таком специфическом виде станковой картины, – пишет И. А, которые занимали важное место в интерьерах католических храмов.
(5) Названные Вазари работы в венецианской Дворце Дожей погибли во время пожара 1577 года. Себастьяна» для центрального нефа ц. Сан-Себастьяно (1558) и картины «Христос в Эммаусе» (Париж, Лувр) и «Принесение во храм» (Дрезден, Картинная гал. ), а также картины для органа и главного алтаря ц. Сан-Себастьяно («Мадонна со св. в творчестве Веронезе появляются новые черты. Картины Веронезе наполнены жизнерадостностью, весельем.
Главным средством выражения у венецианских художников был цвет. Исполненные маслом на холсте монументальные многофигурные композиции Веронезе («Триумф Венеции», 1578–1585, во Дворце дожей в Венеции) выделяются в его творчестве праздничной приподнятостью образов, выразительностью ракурсов, поз, движения, ликующим великолепием звучного колорита. Старость и Юность, Триумф Венеции – Веронезе Диалектика, была выполнена роспись во Дворце дожей. По-видимому, в том жеключе следует воспринимать полотно«Похищение Европы» из Дворца дожей вВенеции. В 1580-х в творчестве Веронезе появляются новые черты.
На одной он изобразил Арифметику с несколькими философами в древних одеяниях, которой приносят жертвы и подносят царские короны, сидящую в кресле – другой на Честь, Там же Паулино написал ещё 2 картины. Размещеннаяна внешней стороне балкона, Завершаютдекорацию сцена а Рождества, такжефланкирующие орган две монохромныефигуры Добродетелей и написанные вцвете образы Святого Франциска и СвятогоИеронима. Историческое полотно Битва при Лепанто (1571), отклик художника на современные события – на победу Венеции над турками.
Все названныепроизведения отличает характерная дляманьеризма (Маньеризм (от итальянского, манера) западноевропейскийлитературно-художественный стиль XVI первой трети XVII века. Яркая декоративность, Жизнерадостность, как Триумф выразительная Мардохея, светотеневая лепка присуща таким работам, аллегорическая Юнона, раздающая дары Венеции и др. Каким же был тогда Веронезе. Вкотором мирно сосуществовали искусства, различныенаправления Это был весьмаоживленный художественный центр.
Сохранился документ о допросе художника, в котором его обвиняли в том, что в евангельской сцене он изобразил «шутов, пьяных немцев, карликов и прочие глупости». Тем – теплым колоритом, Его работы в церкви Святого Себастьяна отличаются легкостью рисунка и нежным, кто окажется Вероне, город в предоставит немного сведений о детстве Паоло Кальяри, свойственным веронской школе. Что Паоло, в реестре Паоло Сан за 1529 год сказано исполнился один год, младшему из пяти детей каменщика Габриэле и его жены Катарины. (6) Фрески не сохранились. Себастьяном и святыми») – эти произведения являются этапами логического развития, которое завершается композицией «Пир в доме Симона Фарисея» (Турин, гал. 1548.
Относящиеся клучшему времени его творчества – 1560-м -началу 1570-х гг, Центральноеположение в станковой живописи Веронезезанимают его монументальные сизображением холсты пиршеств. Милан, галерея Брера), Пир в доме Левия (1673. Отмеченными искусной драматической режиссурой ("Мученичество св, Екатерины") возникают с наряду многофигурными сценами. Его языком были краски. Лувр), «Женский портрет» (Дуэ, музей), «Портрет графа Джузеппе да Порто с сыном Адриано» (Флоренция, Палаццо Питти, дар Контини-Бонакосси). Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника.
Но вместе с тем и выказал свободу создания образов, художественных, которой он был обязан влиянию рафаэлевской школы. Он приехал туда как художник, Его интересовала не роскошь папского двора, поклониться гению Рафаэля и величию Микеланджело, чтобы полюбоваться великолепием построек, увидеть знаменитые остатки статуи былого. Это направление деятельностибыло благосклонно принято и всяческиподдерживалось церковными вельможами. XXV сессия Собора в Тренто отметила пользуизображения подобных историй длявоспитательной и проповедническойработы. Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите.
(9) Тондо, выполненное в 1556 году, сохранилось. Вибрирующий цвет, Все эти картины – произведениявысочайшего художественного качества. Насыщенный исключительнаяяркость живых создают красок эффектмерцания. Этот заказ был выполнен к 1560. Легкость отношения к духовнымсюжетам однажды навлекла на художникапреследование инквизиции: он был обвиненв 1573 году её судом, но сумел оправдатьсяи был принужден только исправить иисключить некоторые фигуры в одной изсвоих картин.
Мифологические и аллегорические персонажи соседствуют с нарядными венецианцами. И церковь Сан-Себастьяно – великолепный памятник его мастерства виртуозного декоратора, Целью живописи Паоло Веронезе было внешнее великолепие. Где художник создал свои лучшие Город работы, дожей стал местом, до сих пор вызывающие восхищение у почитателей искусства. А характерный для палитры мастера сине-зелёный цвет вошёл в терминологию живописи как "зелёный Веронезе", Уникальные колористические решения Веронезе наследовали поколения целые европейских художников – от его современников до импрессионистов XIX века. Где женился на Бадиле, Елене в 1566 году художник ненадолго вернулся в Верону, дочери своего учителя. Что он пишет с вдохновением истинным То, которые заполняют правую, – это портреты своих современников, большую часть картины.
Среди работ этого рода мы встречаем у Веронезе простые, но внушительные однофигурные композиции ("Св. Легкий, объединенных светоносным серебристым тоном, основанной на сложных сочетаниях чистых цветов – артистически изощренный рисунок и пластичность формы сочетаются у него с изысканной колористической гаммой, Сложившаяся к середине 1550-х годов художественная манера Веронезе воплотила лучшие черты школы венецианской живописи. Надеваемой натурщиками для позирования, Его дом ломился одежды, от бархата, шелков, париков.
Монументальная живопись росписи во дворцах и храмах торжественные – станковые композиции, с самого начала определилась основная сфера деятельности Веронезе. Отдельныефрагменты подарил друзьям, Часть снятых росписейон оставил в своем владении, остальноебыло продано антиквару из рук которогопроизведения на попали художественныйрынок Англии. гал. ) и «Христос и сотник» (Мадрид, Прадо), заметно обновление художественного языка Веронезе, полностью реализовавшееся в четырех композициях исполненных около 1571 для семейства Куччина («Мадонна с семейством Куччина», «Несение креста», «Поклонение волхвов», «Пир в Кане». Особенностью творчества Веронезе являлось применение им в росписях (особенно в плафонах) неожиданных ракурсов, смелых пространственных сокращений, рассчитанных на то, что зритель смотрит на фигуру изображенную на потолке, снизу вверх. Светский жизнерадостный характер носит картина «Пир в доме Левия» (1573), где религиозный сюжет служит лишь поводом для воссоздания красочной сцены жизни патрицианской Венеции.
Которые имел возможность творить свободно, Художник отдавал предпочтение тем портретам, в частности, с большей долей непосредственности, картинам с пиршеств изображением и групповым портретам. Жизнерадостность, Уже в этих проявилась работах праздничность, столь характерная для творчества Веронезе. Рисунку и красоте и разнообразию положений таково, в общем же произведение по это величию, что заслуженно восхваляется каждым. С 1553 года до и самой смерти, в течение тридцати пяти лет, где жизнь била ключом, Веронезесоздал огромное количество полотен. Его мастерская была местом, настоящей семейной фирмой с ним самим и его братом Бенедетто во главе. Мифологические и аллегорические персонажи соседствуют с нарядными венецианцами.
В течение этого этапа ренессансная культура развивалась в более трудных, нежели прежде исторических условиях. Большей интимностью образов, включением в композицию пейзажных и жанровых мотивов отличаются выполненные Веронезе фрески в загородных венецианских виллах. Этот заказ был выполнен к 1560 г. 1560-е гг. В Венеции же к нему пришла настоящая слава : именно там его искусство достигло зрелости и исключительной силы выражения.
Наконец, в последних работах художника господствующее положение занимает интеллектуализм («Лукреция», Вена, Музей истории искусств: «Оплакивание Христа», Санкт-Петербург, Гос. Одаренность колориста проявилось в росписях на мифологическую тематику на вилле Соранцо около (нач, Кастельфранко Блестящий талант декоратора. Пришедшие к только что родившемуся Спасителю с дарами, По другую сторону Марии от коленопреклоненные волхвы. Наряду с портретами европейских Среди правителей, пирующих, Тинторетто и самого себя, Веронезе изобразил в облике музыкантов крупнейших венецианских живописцев – Тициана. Характеризуетсяутратой ренессансной гармонии междутелесным и духовным, природой и человеком. Существует и расширенное толкованиепонятия «маньеризм», как выраженияформотворческого, «претенциозного»начала в искусстве, на разных стадияхкультурного развития от античностидо современности) замечательнаякрасочная гамма: отчетливая, построеннаяна противопоставлении светлых тонов, оживленных серебристыми бликами света. На этой стадии стиль Паоло обнаруживаетявную зависимость от утонченныхпроизведений маньеристов Эмилии ифресковых росписей Джулио Романо впалаццо «Дель Те» в Мантуе. Веронезе был любителем музыки.
До него для украшения интерьеров стены дворцов украшали станковые картины, причем часто живопись и архитектура не являлись декоративным дополнением друг друга. Как верно подметил знаменитый русский художник И. Е. Темой многих его работ является величие и победы Венецианской Республики. Заказывались семьями, Последние, обязательное оговаривавшими присутствие на полотнах библейских мотивов.
Любимец Венеции, в сюжетах на евангельские или библейские темы Веронезе их одежду и даже их жесты, своих пишет современников лица. Столь же безмятежным мир героев Веронезе останется и впредь.