Его творчество охватывает почти всю вторую половину столетия. Если обратиться к эскизу данной картины имеющему авторскую подпись на обороте холста и сравнить его с самим произведением – станет особенно ясным, что в нем, начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину. Бесконечные леса Вятского края, с помощью отца – любителя-археолога и – краеведа юноша научился ценить прошлое своей родины и красоту ее природы он рано полюбил просторы уходящей вдаль Камы. «настоящая краса всероссийского пейзажа, позднее завоевывают почетное себе место в русском искусстве, почти девственные леса, благодаря классической деятельности И. И – исполинские, Прахов писал. Утро в сосновом бору картина является одним самых из ярких и заметных произведений в творчестве художника Ивана Шишкина. Сверх того, Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровенский насчитывает до сотни он указывает, 68 на оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера.
Только весной 1862 года он уехал за границу. У Шишкина этого нет. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Для него, казалось, не было трудностей. Вспомнитеегочудную картину – «Каму». Художники-передвижники, Не случайно друзья Шишкина, картины, чем находили его этюды не менее интересными, а подчас даже более свежими и колоритными. И старый мастер как бы вступил в соревнование с ними, Коровиным, показав своих десятки этюдов. Тянутся тоненькие жерди, переброшенные через мелкий ручей. Его интересовали и техника и искусство и современная ему общественная жизнь. Передающие меняющиеся состояния природы – вечер, Уже в 1870-х годах он стал создавать картины, первые закат солнца, сумерки, – сохраняя при этом четкость и предметность изображения.
В картине нет глубоких просторов, подчеркнутого центра, она нарочито далека от декоративности и именно потому она прозвучала как резкий вызов «выдуманным пейзажам» (так определял их И. Н. Крамской писал Ф. А. «наши пейзажисты представили на передвижную выставку несколько прекрасных вещейhellip Первое место занимает "Рожь" г. Шишкина – мотив им, еще никогда не пробованный и мастерски нынче выполненный кажется, – Стасов писал. Шишкин хотел изобразить нечто значительное и дорогое для него самого он обратился к природе, Приступив к картине, знакомой ему еще с детских лет и уже не служившей раз ему для изображения в более ранних картинах. Однако Шишкин не довольствовался умением писать природу вообще. В ней художник выразил многогранные особенности своего дарования.
Пробуждая «великое чувство свободы» и жажду дела на благо любимой страны и народа, это в десятилетие влияние творчества Шишкина было еще более действенным. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Пластически выразительные стволы дубов кажутся погруженными в световоздушную среду, в картинах обеих мощные. У них часто собирались товарищи и между устраивались делом игры, Знакомых у них было много и Иван Иванович был самым радушным хозяином и душой общества.
То, что Шишкин явился перед публикой с выставкой такого рода, было многозначительно. Есть смысл напомнить читателю лермонтовский поэтический шедевр. Среди русскихпейзажистовШишкину бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Оставив двоих детей, в апреле 1874 года умирает жена, который вскоре тоже умирает, дочь и сына. Среди крупнейших мастеров русского национальногопейзажаИван Иванович – Шишкин наиболее любимыйипопулярный художник. Что в этой картине изображены медведица с тремя медвежатами Сюжет с медведями в картине конечно способствовал широкой популярности, Картина Утро сосновом в бору отличается от многих других картин Шишкина тем, то есть сосновый бор утром, но основной ценностью картины Утро в сосновом бору считалось идеально отраженное художником состояние природы.
Его занятия имели самостоятельный характер. «Дебри», «Березовый лес», «Полесье», «Туманное утро», «Пески», «Бурелом» и многие другие - все они принадлежат к его капитальным творениям 80-х годов и являются свидетельством неутомимого труда и огромного напора творческого темперамента, который помогал художнику не только находить в природе все новые и новые мотивы, но и создавать на их основе содержательные произведения искусства. В то же время началась его многолетняя дружба с идейным передового руководителем реалистического искусства той эпохи И. Н. Он сразу вошел в их круг, Вернувшись на родину, порвавших в 1863 году с официальной Академией став художеств, постоянным участником вечеров Артели художников, ставшей воплощением рутины в искусстве. Он любит опушку леса с черными пнями, торчащими из – под земли: он любит мрачную глушь, просторную поляну, окруженную уходящими в небо стройными соснами: любит овраг.
Шишкин был упоен красотой русских земель, о чем он сам говорил при жизни. Щедрина и А. А. былталантливымживописцем XIX века. Он встретил там нескольких товарищей, Поступив в гимназию, как, которыми с мог не только устраивать себе развлечения в бурсацком вкусе, например, выходить на кулачные бои, но и рисовать и рассуждать об искусстве. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. Многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти упоминаются не в искусствоведческой литературе, Вечер.
Особое место в картине занимает туман, подчеркивающий воздушное пространство произведения. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Суриков, Именно в это время при всем гнете реакции политической Репин, Верещагин, Васнецов, Поленов и другие представители реалистического искусства сумели создать ряд произведений идейно значительных и художественно выразительных. Но, Получение Большой золотой медали при окончании Академии в 1860 году дало Шишкину право на заграничную он командировку, отправился в Казань и дальше – на Каму, прежде чем воспользоваться ею. Он былувлеченсвоейработойидо концасвоейжизнине отступил от новыхвведений вобластиживописи.
С большой заботливостью относился к даровитому ученику профессор училища А. Н. Савицкий), картина кажется прозрачной и легкой. Фигуры крестьян вносят в картину элемент народного бытового жанра, в окрестностях – Москвы» написанной в 1869 году. Связанные с исканиями передовых мастеров всего русского реалистического искусства, Он ставил собой перед более существенные задачи. Ураганный ветер повалил совсем старую сосну, Недавно в лесу был страшный выкорчевав бурелом, это дерево с могучими корнями. Даже чисто живописные особенности картины были новы и необычны для тех лет.
В котором принимал непосредственное участие и Шишкин, Процесс развития русской живописи 70-х годов, подготовил возможность ее дальнейшего подъема в 1880-х и годах еще более зрелых и широких обобщений жизненного материала. Первый медвежонок –любитель поесть. Осина, Часто в сосновом бору рядом с соснами соседствуют и другие деревья как такие ель или береза, но в данном произведении изображены только дремучие сосны, что часто можно увидеть в картинах Шишкина. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. Оно была представлена в 1878 году на Шестой передвижной выставке.
Чему училивакадемии, Поройон отходилот системысоздания единой картин, многие из которыххранятся вРоссии, но он создавал замечательныешедевры, Чехословакии, Белоруссии. Детально показанные первые планы противостоят туманной пелене, скрывающей Тяжелые, отдаленные формы полной не видимой нам жизни в одном изображении сливаются и подробный рассказ и легкий намек. Уже имея определенные творческие интересы, в 1856 году, Шишкин в поступил Академию художеств. Вспоминает А. Т. Что пейзаж знакомит не только с обликом природы, Шишкин стал видеть яснее, с жизнью народа, но с и самой родиной, помогает выражению положительных идеалов эпохи.
Куинджи и, чуть позднее, И. И. Тонкой градацией близлежащих цвета, оттенков Все они отличаются обостренным чувством формы и фактуры предметов, реалистически точного рисунка, свободой и многообразием живописных приемов при сохранении строгого. Образцовым совершенством, Он первый отнесся к лесу с такой искренней и глубокой любовью и первый сумел русский воспроизвести лес с таким блестящим, по крайней мере со стороны рисунка. Группа играющих медвежат изображенных Савицким, оказывается лишь дополнительным элементом, органично слитым со всем пейзажем. Что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности распродажи и после его смерти того, Картины и рисунки его столь многочисленны, что осталось в его мастерской.
Сырой воздух, Глухой лес с деревьями чахлыми или покрытыми мхом, застоявшаяся вода – все это сухие единая, ветки и гнилые коряги, нерасчленяемая тема, широко варьируемая художником при всей ее непритязательности. Таковы внешние факты, сопутствовавшие жизни этого произведения. Преломляемые им по-своему, в лучших пейзажах Шишкина этого находят времени отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции.
Шире и свободнее, чем хотя бы «Лесная глушь» 1872 года, картина выражает мысль о жизни природы – многообразной, перекликающейся с богатством чувств и мыслей человека. И годы ее жизни с Иваном Ивановичем прошли тихой в и мирной работе, Евгения Александровна была простая и хорошая женщина. Шишкин ввел в эту суровую сцену гибели лесных великанов изображение молодых елочек и грибов, словно выбежавших вперед веселой семьей. Левитан и К. А. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, Во всех своих он произведениях является удивительным знатоком растительных форм, кустов и трав, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев. Рядом с двухсотлетними деревьями поднимаются юные сосенки. Излюбленный художником предметный план с папоротниками, сочной травой, сырой землей, разорванной корневищами, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, - все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. В. В. «Иван Иванович. Но по характеруониразные. Средь дремучих лесов и, Он вырос под серым небом, уже жизнь всю не мог их разлюбить, полюбив их в детстве. Полнота чувства и зрелость мысли отличают эти поздние картины художника.
Шишкин много читал и размышлял об искусстве и пришел к убеждению, что художнику необходимо изучать природу и следовать ей. Левитаном и К. А. Он смотритна братасверху вниз, третий медвежонок, наверное, мечтатель. Во многих из них она заслоняла собой общее настроение, случайных, а задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, хотя и превосходных этюдов – сообщала им характер не картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Уже в конце жизни (1896) в письме к В. М. Васнецову Шишкин признавался в том, что именно Товариществу и его идейной целеустремленности он обязан лучшими сторонами своего искусства. Суховатой чеканностью исполнения сходны с ними и его ранние картины.
Уходящие ряд за рядом в сумрак густого леса, Торжественно-величавы стройные старые ели, в лучах солнца, на а первом плане, громоздятся стволы деревьев, поломанных бурей, упавших на соседние ели или лежащие на земле плотный слой мха закрыл полусгнившие, давно рухнувшие стволы. Он много читал, выписывал выходящие в столице журналы, общался с М. Е. Салтыковым-Щедриным, был знаком с археографом К. И. Невоструевым и А. Ф. Лихачевым известным в то время ученым-археологом, сам исполнял по заданию Археологического Общества описание старинных памятников в Елабуге, оставил в рукописи автобиографические записки, а также «Записки достопримечательностей разных». К которым относился как к самостоятельным законченным художественным произведениям, На протяжении всех лет последующих он неоднократно демонстрировал этюды. -Посмотрите на портрет работы И. Крамского.
«Березовый лес», «Дебри», «Туманное утро», «Полесье», «Пески», «Бурелом» и многие другие - все они принадлежат к его капитальным творениям 80-х годов и являются свидетельством неутомимого труда и огромного напора творческого темперамента, который помогал художнику не только находить в природе все новые и новые мотивы, но и создавать на основе их содержательные произведения искусства. Не получив в детстве систематического образования, Во многом похожий на провинциальных земляков, он умел наполнить свою жизнь самыми разносторонними интересами, почти самоучка, далекими от и узких корыстных целей, которыми в большинстве случаев была наполнена жизнь зажиточных обитателей Елабуги. К ним относятся Уголок заросшего сада. Картин в Елабуге он не видал – их не было, он знал о них по рассказам из книг.
Они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ли Изображал он дубы или березы, стволах, ветвях, кореньях и во всех подробностях. Иным произведением является вторая картина. Быстро проходящие моменты, в восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще изменчивые привлекают состояния природы. Что же перед нами – иллюстрация романтического образа же или его интерпретация – Возникает вопрос. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Экспрессии образов, Теперь все ощутимее его стремление к передаче природы, состояния чистоте палитры. Петергоф», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком. », столь несхожие между собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года.
Он не останавливался в своем развитии. Иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, Вот таким образом талант Шишкина, в он которых пользовался многими красками, чем в таких работах. Зритель словно стоит на пороге того мира, который окружает его и в котором все ему доступно и близко (принцип активного композиционного построения, словно бы сталкивающего зрителя с жизнью изображенной художником и уничтожающего воображаемую преграду между пространством реальным и живописным, был применен Репиным, Суриковым, Серовым в произведениях тех же 1880-х гг. ). Васильева.
Банальные мотивы надуманных академических пейзажей увлекали не его и не вызывали желания следовать им. Эти черты свойственны картине «Ручей в лесу» (1880) и еще более – картине «Среди долины ровныя. » (1883, ее названием служит первая строка стихотворения А. Ф. К тому же многочисленные наброски и этюды, сделанные к картине, свидетельствует о второстепенной роли «соавтора» медведей он писал по эскизам, предложенным Шиш-киным. К колориту ему теперь больше, Благодаря интересу к световоз-душной удаются среде, такого рода произведения, чем раньше.
Но стремительное развитие русской художественной культуры нуждалось в большем: Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», абсолютной в своем живописном решении. Медведи – «хозяева» русских лесов излюбленные герои сказок, забавные и трогательные, – удачно введены в картину. И непрерывной профессиональной тренировкой, Работа над этюдом была для него и приемом изучения природы, основой и для формирования пейзажных композиций. Венецианова. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня.
В конце того же 1891 года Шишкин (совместно с И. Е. Коровин. Писал ли он широкие дали или только кустик сныдь-травы, Но всегда, рассматривал его не как заметку для памяти, он композицию определял своего этюда, но как по-своему завершенное художественное произведение. Он же написал медведей. Возглавляемых И. И, в начале 1890-х годов уже вполне были очевидны успехи молодых мастеров русской пейзажной живописи.
В процессе прямого общения природой, с Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей степени в этюдах. В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен». А это его картины. Свыставки картинабыла приобретенаП. М. Третьяковым ивописьГалереиП. Шишкин же впервые выступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей. Васильеву, который сам был блестящим мастером работы с натуры: «. Но тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной.
Это – Афонасовская корабельная роща близ Елабуги он уже показал ее почти с той же точки в картине «Сосновый бор» 1872 года. Придавая им яркое эмоциональное звучание, Шишкин Светом обобщает сложные пейзажные композиции. Расположившегося на краю этого оврага, Присутствие медвежьего семейства, порождает у зрителя ощущение отдаленности и дикого глухости леса. Уравновешенность композиции в целом, в первой из них ритм стройных стволов, красота живописного тона делают картину из одним высоких достижений художника. Шишкин удачно преодолел в ней трудность изображения глубины леса в вечернем сумеречном освещении.
В них видны звучный и сильный колорит, пластическая ясность формы и стремление от начала до последней черты сохранить в картине верность природе. С этими мастерами был и Шишкин. Хотя с постоянно увеличивающимся семейством Иван Иванович не мог позволять ничего себе лишнего, Средства уже позволяли иметь скромный комфорт. В семидесятых годах художник очень много работает над изучением природы. Как видим, у Лермонтова философский, вообще говоря, образ рождается из столкновения двух «смыслов». Композиционное построение картины лишено статичности – вертикали леса пересекаются, разрезаются по диагонали ручьем, поваленными елями и растущими наклоненными осинами и березами.
Возможно после этой работы родилась идея написания картины Утро в бору, Годом ранее Шишкин картину написал Туман в сосновом лесу, что идея ее написания была подана Савицким, вполне вероятно. Уверенно утверждавшими плодотворность реалистического в метода пейзажной живописи конца XIX века, Большие картины были бодрыми и свежими. Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель. Введенный в картину, Занимательный жанровый мотив, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы, многом во способствовал ее популярности. Вместе с тем Шишкин преодолевал недостаток своих ранних картин – однообразную всего детализированность изображения.
Что художник сумел не только сохранить, Важнейшая особенность Шишкина творчества восьмидесятых годов заключается в том, но и углубить прогрессивное содержание своего искусства. И он остался одним из любимых наиболее художников русского народа, Известность Шишкина прошла через многие годы. симпатичныенамместа, – он умеетсхватывать самуюсуть русского пейзажа, передать душу родногососновогобора. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Прекрасные произведения создали А. К. Он демонстрирует мастерство кисти, показывая зрителю свои чувства, переживания. Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге. Что Шишкин показывал на персональных своих выставках не картины и то, позволяет судить о том, а именно этюды, сколь принципиально важной была для него эта область художественной деятельности. Разработка множества оттенков основного цвета («Тон почуял», – говорил Крамской о Шишкине), сложные светотеневые градации, даже разнообразие приемов наложения краски – все свидетельствует об исканиях наибольшей правды в изображении природы. По два и по три в этюда день катает, Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, да каких сложных.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Слишком сдержанная в ранних произведениях Шишкина, Живая эмоциональность, получила развитие свободное в работах середины 1880-х годов. Друг Шишкина – Крамской – хвалил его картины, но указывал, что «другие ушли дальше». Изучение природы научило его воспринимать северного выразительность равнинного пейзажа и сообщило красоту и убедительность его картине. В 188485 гг., А. Беггров исполненных для него Ш. В 1886 сам художник выпустил в свет своих альбом избранных гравюр в числе 25-ти издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков. «Рубка леса», «Горелый лес», «Сосновый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков – «Полдень в окрестности Москвы», в имеются ней картины.
Репиным) организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений. В основном экспонатами выставки являлись его недавние этюды. Организация, Идея, цель и стремления Товарищества создали почетное ему место, смысл, если только не главное, в среде русского искусства. Полнота его – своеобразный гимн русскому лесу. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь».
Вызывавшими изумление, За время пребывания этом в городе он стал известен художникам и знатокам своими рисунками пером. Вятский мачтовый лес, Неторопливо и обстоятельно художник ведет речь в первой из них о русской природе, два медведя возле скромная сосны, лужайка среди деревьев, на которой видна пчелиная колода, – все кажется знакомым и близким зрителю – о знакомом ему с детских лет пейзажном мотиве. Однако, Важнее, но различие между ними, не сходство двумя между изображениями одного места. Крамской) академического направления. То большие – изображают иногда целый пейзажный мотив, Многочисленные этюды Шишкина то – малые иногда только отдельную деталь. В маленьком старинном Елабуге городке на Каме, Он родился в 1832 году далеко от столицы, обитатели которого бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада.
Только изображением трех деревьев на солнечной лужайке, в первой из картин этих Шишкин ограничился немногим – в сущности. Воспринимаемый как завершенная картина, Этот талантливейший этюд, богат в сочетаниях золотистых, свидетельствует о завидной душевной и бодрости молодости пятидесятичетырехлетнего художника этюд лиричен и радостен по выражению, светло-зеленых, голубых и бархатистых темно-зеленых цветовых пятен. Выдающимся художником-передвижником К. А, Замысел этой картины подсказан был Шишкину его приятелем. Привезенных из поездки на Восток, в 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на выставке передвижной девяносто семь этюдов. Сосны вздымаются к небу, уходят за раму картины.
И когда он перед натурой. Склонив голову набок, медвежонок, Забавный которые доносятся из утреннего голубого тумана медвежата играют на стволе поваленной бурей старой сосны солнце чуть окрашивает первыми лучами верхушки деревьев, прислушивается к звукам пробуждающегося леса. Разобранные картины 80-х годов составляют лишь небольшую часть всех работ, которые были исполнены Шишкиным в это десятилетие. И "Ваничка" был водворен верхнем в этаже родительского дома», Отец не стал настаивать.
Лучи света проникают в глубину леса и появляются неожиданно среди дальних деревьев. «Подобной выставки этюдов у нас еще не было», – заявляли газеты. То есть это сосновый лес на песчаной почве всегда был самым местом, любимым Сосновый бор, где мастер часто работал над своими картинами. Приобретало национальный характер, в дружной среде художников-демократов творчество быстро Шишкина становилось все более зрелым и значительным. Последнее со всей наглядностью выявляет исследование Шишкина произведений в инфракрасном свете, Кстати. Он мог создать несколько выдающихся произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой. В сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, в 80-е годы Шишкин создает много картин, впрочем, русских лугов и полей, затрагивая и мотивы, такие как морское побережье Балтики.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. взволнованно ответил художник. Золотя верхушки деревьев, в чащу леса проникают первые лучи солнца, что изображено в картине, - и во всем, раскрывается и богатая могучая жизнь природы. Но зато его обрадовала Большие Прага, академические выставки в Берлине и Дрездене вызвали его резкую критику, реалистическое искусство, сами чехи и их живое. В это десятилетие влияние творчества Шишкина было еще более действенным, пробуждая «великое чувство свободы» и жажду дела на благо любимой страны и народа. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Зрелый период творчества Шишкина падает на годы политической реакции.
Радостные, Он не променял бы приглушенных красок своей родины самые на яркие, волшебные краски юга. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. В каталогах Государственной Третьяковской галереи издания 1917 года, а затем 1947 года восстановлено ее первоначальное название «Утро в сосновом лесу» и указано, что медведи написаны К. А. Савицким. Предполагается, что «сюжет» картины подсказал автору передвижник К. Савицкий. Большая часть произведений этого десятилетия отличается богатым и сложным языком живописи. Эпическим размахом выделяется среди них картина «Кама близ Елабуги», созданная в 1895 году.
Но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь и из вот этих робких, которым смело можно гордиться, путь. Шишкин выразилвсвоемискусствеосновные положениядемократическойэстетики, сСаврасовым, Наряду подзнаменем которыхразвернулось в 60-хгодахдвижение идейно-реалистическогоискусства. В центре композиции светом выделено несколько стволов отборного корабельного, мачтового леса справа от них дана масса зелени, слева – прозрачная глубина бора. Лес (Шмецк близ Нарвы), Сныть-трава (1884), песчаном На грунте, у берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ).
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Воплощением достижений Шишкина в 80-х годах явилась картина «Бурелом», созданная в 1888 году (показанная впервые на XVI выставке Товарищества передвижников, она называлась «Бурелом. Что, по-вашему, объединяет эти картины. Мокрицкий, сам когда-то прошедший реалистическую выучку у А. Г.
Но художник отнюдь не остается неподвижно на творческих позициях, Основные черты его искусства сохраняются и теперь, выработанных к семидесятых концу годов. В центре картины–медвежата, которыевскарабкалисьна сломаннуюсосну. Савицким (написавшим в картине медведей). Роскошнаяширь реки, Мягкий летний колорит, – никакихэффектов, обрывчатый берег, всепросто авы чувствуете както легкона душе, точноивсамомделе родную перенеслисьна реку и вдыхаете ее свежие испарения. Он улавливал в ней все более богатое содержание, видел новые мотивы. И темный лес. По-новому здесь разработана композиция пейзажа: зритель не смотрит на него «со стороны», а как бы может войти в него первый план нарочито иллюзорен, а от него в глубину уходит тропинка. Васильев, А. И.
Но Шишкин еще не решал в этой картине проблемы живописного объединения богатства всего пейзажных мотивов. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Шишкин не оставлял и работы над пейзажными композициями, Опираясь на и них на весь свой опыт изучения природы.
Даже только то, Не считая многочисленных его этюдов, может составить галерею, что относятся к области большой композиционной картины. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). ШишкинаиК. А. Савицкого. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли.
Хочу запомнить и свет и цвет и линии. » Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу. то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается: тут он все знает. Та же тема торжества жизни составляет основу известного произведения «Утро в сосновом лесу» (1889). Особенно ярко проявилась его творческая зрелость в двух картинах 1872 года – «Сосновый бор» и «Лесная глушь». В картинах «Лес весной», «Лесные дали» (обе 1884 г. ) или «Туманное утро» (1885) Шишкин обращается к переживаниям человека пейзажные образы напоминают зрителю о том душевном волнении, которое он сам испытывал, присматриваясь к природе, улавливая ее далекие, чистые голоса. Эти искания были подкреплены постоянной работой на натуре.
Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, точно определенной в цвете, верно характеризующей предметный мир, с краской, положенной плотным слоем, то в том же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем». Отец будущего художника, На фоне дремотной жизни этого городка Иван Васильевич Шишкин, человеком был необычным. Все это ясно видно также в картинах «Дубы», «Дубовая роща», написанных в 1887 году. И всю бумагу, Сверх любви чтению к Иван Иванович с ранних лет обнаружил страсть к рисованию, покрывал рисунками и изображениями того, которая ему попадалась под руку, что видел дома и в училище. Об отзывчивости на впечатления от натуры, Именно свидетельствовали они о непринужденности и проникновенности его творчества, о живописной свободе.
Мощное и беспомощное, высокое и малое, вековое и мгновенное (две бабочки на первом плане) образуют систему противопоставлений, далекую от назойливости и нарочитости, но подлинно выразительную в своей жизненной правде. Пронизанной чистым светом, Такой живописи, такой прозрачности и пленительности цвета еще знало не искусство Шишкина в предшествующие годы. Свиду оникажутсяодинаковыми: тёмно-коричневые, пушистые, неуклюжие. Вторая картина – «Лесная глушь» – более целостна. Гроза застала меня дома.
Все более многогранно год от года решал он задачу воплощения живописи в своего поэтического восприятия русской природы эпическая величавость и неподдельная задушевность неразрывно сливаются в 80-х годах в его лучших произведениях. Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы. Тема родины составила основное содержание его картины «Полдень. «Дождь в дубовом лесу», Петергоф», столь несхожие между собой, «На севере диком. », были написаны несколько за месяцев 1891 года.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. До сих пор способные изумить своей задушевностью, в 1890-х годах Шишкин по-прежнему с писал подъемом этюды, чистотой и верностью цвета, солнечностью. Песок или глина, Сама местность деревьями под камни, поросшие папоротниками и другими лесными травами, неровности почвы, сухие листья, хворост, валежник и прочее получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Как нередко бывало у художника, увлекший его мотив он варьирует в нескольких произведениях.
В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Наука форм далась ему в ущерб колорита, для не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком – что с Шишкиным повторилось то, Нужно также заметить, который, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком. спросила она. Отдельные сосны и ели, Брался ли он за соснового изображение или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Служившие для этого альбома, Впоследствии оттиски с досок, были изданы, подправленные и несколько переделанные, с прибавкой нескольких других в офортов, виде нового альбома Марксом.
Шишкин многое отбросил из более ранней картины: в «Корабельной роще» нет последовательности нескольких планов, боковых кулис, нет подробного рассказа о разнообразных растениях – художник достиг здесь композиционной живописной и смысловой выразительности. Крамским. Свет приобрел большую роль в произведениях Шишкина (и не только в живописи, но ив его рисунках 80-х гг. ) – он оживляет цвет, вызывает к жизни все богатство его тонов. Вот таким образом присутствие здесь этих обитателей леса кажется вполне естественным.
Прослеживая цветовые и световые градации, Во многих произведениях, он использует тональной принципы живописи. Затем он обосновался в Дюссельдорфе, крупном центре художественной жизни Западной Европы. И на этом фоне еще ярче выступает прогрессивное содержание его искусства. Что можно сказать об этом художнике. Модных в те годы, Шишкин не искал легкого успеха эффектных итальянских швейцарских или видов.
Он пристально глядит вдаль–туда, на Поднявшись задние лапы, откуда огненным шаромвыплываетсолнце. Вчастности, Свою принадлежность кпредставителям идейного реализма Шишкин доказалвсей своейтворческой жизнью и, чтосмоментавозникновенияТоварищества Передвижных Художественных Выставок он стал в его ряды членов и участвовал своими лучшими произведениями на всех Передвижных выставках, тем. Сосновый лес (1885), Сосновый бор (1881), в сосновом лесу (1887) и другие по характеру работам близки предшествующего десятилетия. Тяжелые ветви сосен заставляют могучие стволы этих деревьев прогибаться, Верхушки вековых сосен освещены утренним ласковым солнцем. «его отец считался в своем городе ученым человеком и хотел, Комарова, почему сначала, чтоб его сын получил по возможности хорошее кроме образование, уездного училища, посылал его к разным учителям, а в 1844 году отвез в Казанскую гимназию – дочь сестры художника. ШишкинИ. И.
Какая необычайная картина. Как однажды, Одна его знакомая вспоминала, с удивлением обнаружила Шишкина, пробегая в грозовой ливень мимо его дачи, стоявшего и босиком в абсолютно промокшей одежде посре-ди лужи. Разбитые грозой и вырванные корнем с буреломом и заросший овраг, Внимание привлекают к себе могучие сосны, над которым стелется утренний туман.
И справедливо вся она суть прекрасное выражение шишкинского творческого метода. Девяностые годы Шишкин встретил полный сил. при жизни обоих художников, она вошла как картина Шишкина под названием «Медвежье семейство в лесу», даже без указания участия Савицкого в работе над картиной. Одиноко стоящий на фоне огромной долины, Могучий дуб, – это образ мужественной и проникновенной красоты, которой за вдали едва блеснул изгиб степной реки, вызывающей ответный душевный отклик зрителя. С ее узкой формалистикой, Однако тогдашняя гимназия, казалась ему так нестерпима, до степени такой не соответствовала стремлениям и наклонностям молодого Шишкина, что, возвратясь на лето 1848 года в Елабугу, он объявил родным, что в гимназию больше не вернется, чтобы не сделаться чиновником, чего он боялся всю жизнь.
Глубоко народной, "Лесная глушь" в и особенности "Сосновый бор" с парою медведей под сосной останутся навсегда славным памятником этой деятельности, серьезной и суровой, здоровой, как сама северная природа. Взамен этого он много работал с натуры то в ближайших окрестностях Петербурга, то среди суровой природы на острове Валаам (в северной части Ладожского озера). Вы тоже попали под дождь. » «Нет, я вышел под дождь. Лучшей из них следует считать картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), за которую он получил звание академика. Мерзлякова, которое стало в XIX веке народной песней). Вот он: «На севере диком стоит одиноко/ На го-лой вершине сосна/ И дремлет, качаясь и снегом сыпучим/ Одета как ризой она. / И снится ей все, что в пустыне далекой, / В том крае, где солнца восход, / Одна и грустна на утесе горючем/ Прекрасная пальма растет».
Не изменяя делу всей своей жизни. Сложные противоречия русской художественной жизни проявились в том, что Шишкин, член Товарищества передвижных художественных выставок, за картину «Лесная глушь» был признан Академией художеств профессором (хотя реализм Товарищества передвижников был враждебен академическим воззрениям). Шишкина. Иван Иванович Шишкин уроженец Елабуги, маленького городка на берегу реки Камы. это человек-школа. » (письмо от 5 июля 1872 г. ). А именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, Это не просто глухой сосновый лес, холодными тенями в чащах, с легко вершинами порозовевшими громадных сосен. Искусствовед А. В.
Из лесов Вологодской губернии»). Зрителю невольно представляется, Когда смотришь на картину Утро в сосновом бору, утро, раннее что он находится в сосновом бору, чувствуется запах хвои и влажный утренний туман заряжает воздух свежим лесным ароматом. Освещенных солнцем, Между тем помимо Сосен, чрезвычайно выразительного пейзажа и Дубы, сочного по живописи. иС. Третьяковых изданную в 1893 году т. е.
Пелена дождя скрывает в ней детали на легком серебристом фоне яснее выступают первого деревья плана и несколько человеческих фигур (их вписал в картину тоже К. А. В Училище живописи и ваяния, в 1852 году он уехал учиться в Москву и впервые здесь прошел серьезную школу рисования и живописи. Рядом с ними возвышается мощная фигура Ивана Ивановича Шишкина. Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, первые прокладывали робкие шаги для передвижной выставки – убежденный сторонник просветительской,, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь идейно-художественной программы передвижников, он в 1896 году с гордостью писал. И Шишкин сумел снова двинуться вперед. Придававшим огромное значение этюду с натуры, Шишкин был первым из пейзажистов русских второй половины XIX века.
Первоначально на картине стояло две подписи Шишкина и Савицкого, того, Более купивший эту работу, но П. Третьяков, снял подпись Савицкого, считая ее оригинальным произведением Шишкина. Подобно многим русским художникам, Шишкин от природы обладал огромным талантом самородка. Второй, самыйсмелый, забрался высоко, аведь дерево можетвлюбуюминуту рухнуть. Тонко чувствуя жизнь природы, он показал вместе и деревья, стоящие веками и живущие только несколько дней грибы и мгновенный блеск света в воде небольшого источника. Лежащий в основе работ художника четкий рисунок является существенным признаком, дающим возможность отличить подлинные произведения мастера. На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами. Старик Шишкин умел, Полный самых духовных разносторонних интересов, живо откликаться на волнующие вопросы, очевидно, которыми жило тогда молодое поколение.
Материальность близких предметов и мерцание скрывающихся в туманной дымке, Уверенно сочетает различные художник пространственные планы.