Акцент художника на бытовых деталях («Слуга со штофом, считающий деньги», 1850-е) предвосхитил развитие жанровой живописи в середине XIX в. Родился в семье крепостных. В 1798-1804 учился в петербургской Академии художеств, где сблизился с О. А. Кипренским и А. Г. Варнеком (последний тоже стал впоследствии видным мастером русского романтизма). Поздние произведения Тропинина (например, «Слуга со штофом, считающий деньги», 1850-е гг., там же) свидетельствуют об угасании колористического мастерства, однако по-прежнему привлекают своей жанровой наблюдательностью, предвосхищающей страстный интерес к бытописанию, свойственный русской живописи 1860-х гг. Ранние портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные портреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба – в Третьяковской галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель является в них безусловным и стабильным центром образа. Был крепостным сначала графа А. С. Миниха, затем И. И. Моркова.
Жанр и портрет органически сочетаются в его полуфигурных «безымянных» картинах, самой известной из которых является миловидная «Кружевница» (1823, там же), подкупающая своим наивным и сентиментальным обликом тип девушки из низов становится лирическим олицетворением Женственности как таковой, не теряя тонкой натурной убедительности. С. Пушкин», 1827 «К. Но, Получил звание академика, 1824 в поселился в Москве, отказавшись от карьеры в Петербурге.
При этом романтизм художника, не возносясь в эмпиреи, обычно остается камерным и умиротворенно-«домашним» – даже там, где очевиден намек на сильное чувство, эротический мотив («Женщина в окне», чей образ был навеян поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша», 1841, там же). В ряде случаев - пейзажного фона, в портретах 1830-40-х годов возрастает роль выразительной детали, напряженней и экспрессивней становится усложняется колорит, композиция. В селе Кукавка, в 1804 Морков вызвал молодого художника к себе затем тот попеременно жил то на Украине, на положении крепостного живописца, в то Москве, обязанного одновременно выполнять хозяйственные поручения помещика.
Позднее колорит живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное – вкрадчиво нарастает чисто романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом которой кажется герой портрета («Булахов», 1823 «К. Некоторые элементы салонного романтизма проявились в картине «Женщина в окне» (1841), навеянной поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша». Лишь в 1823 был окончательно освобожден от крепостной зависимости.
Где художник представил себя на эффектном фоне историческом Московского Кремля, П. Брюллова» (1836, Третьяковская галерея) и автопортрете 1846 года (там же). П. Брюллов», 1836 автопортрет, в котором художник изобразил себя на фоне Московского Кремля, 1846). Не возносясь в эмпиреи, При этом романтизм художника, где очевиден намек на сильное обычно чувство, остается камерным и умиротворенно-«домашним» – даже там, эротический мотив («Женщина в окне», чей образ был навеян поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша», 1841, там же). Тропинин не раз обращался к жанровому типажному портрету («Гитарист», 1823, там же «Золотошвейка», 1825, Художественный музей Республики Коми, Сыктывкар), обычно повторяя такого рода композиции в нескольких вариантах (как и свои автопортреты). Романтическая атмосфера, стихия творчества, предстает еще более наглядной в портрете «К.
Г. Равич», 1823 автопортрет, около 1824 все три – там же). Таков и А. С. Пушкин на знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г. Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе», вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом. П. Брюллова» (1836, Третьяковская галерея) и автопортрете 1846 года (там же), где художник представил себя на эффектном историческом фоне Московского Кремля. Создав большое количество рисунков и этюдов украинских Уже крестьян, с раннего периода художник активно интересуется и бытовым жанром.
Г. Равич», 1825 «А.