И вот на вершине своего творческого развития Рубенс написал картину с нотками интима под названием «Три грации».
Неудивительно, что для Рубенса жесткие рамки такого жанра очень скоро оказались тесными и уже через несколько месяцев после приезда в Испанию, в ноябре 1603 года, он с горечью писал советнику герцога Мантуанского, Аннибале Кьепшто: «Я соглашался на поездку для писания портретов, как на предлог впрочем, малопочтенный для получения более значительных работ. Трудно не признать, Если же говорить в целом о ставшем к началу XVII века каноническим типе придворного портрета, обусловленные строгими требованиями этикета, придворного что все характерные для него атрибуты, заданность позы, жестов, фона с его непременной драпировкой, внимание к передаче мельчайших деталей костюма, этого обязательного знака достоинства модели, по существу, низводили работу художника до уровня искусного ремесла, оставляя мало простора для творчества и нередко способствуя превращению в близнецов портретов исполненных разными мастерами. Запечатлевший савойскую принцессу в свадебном наряде невесты Франческо Гонзага, Этот парадный портрет, представляет тип официального репрезентативного изображения, старшего сына герцога Мантуанского, сформировавшийся во второй половине XVI века в испанском придворном искусстве к и началу XVII века ставший интернациональным. Самым значительным среди которых была поездка в 16031604 годах в Испанию с подарками испанскому королю Филиппу III его и премьер-министру герцогу Лерме, Исполнял Рубенс и некоторые дипломатические поручения герцога. я не могу себе представить, чтобы Его Светлость (герцог Мантуанский. ) стремился внушить Их Величествам (королю и королеве Испании) столь недостаточное представление о моем таланте. В становлении мастерства, Действительно, проведенные Рубенсом Италии, в сложении индивидуального стиля годы имели огромное значение.
Луки. Так и в «недостойный» его кисти жанр придворного портрета художник вдохнул новую жизнь, решительно освободив его от характерных для маньеристического искусства рубежа XVI и XVII веков жесткости письма, застылости композиций, напряженной замкнутости словно отгороженных от реального мира образов. И если Рубенс, хотя и испытавший определенное влияние творчества Вениуса избрал другой путь в искусстве, он во многом унаследовал от своего учителя широту его образованности, стремление к которой, впрочем, приобрел еще в период ученичества в латинской школе. Аллегорических колесниц и кораблей, Он был автором трактата философского о живописи и создателем проектов триумфальных арок испанских наместников, украсивших Антверпен в 1599 году во время въезда в город новых правителей Южных Нидерландов инфанты Изабеллы и эрцгерцога Альберта. В немалой степени нежелание мастера иметь репутацию лишь портретиста было порождено укоренившейся в среде придворных живописцев практикой написания портретов, когда задача художника зачастую сводилась лишь к тому, чтобы в заготовленную заранее (нередко с помощью мастерской) композиционную схему «вставить» лицо модели исполненное непосредственно с натуры. А также ездил с подобными заданиями в другие города Италии, По поручению герцога он копировал имеющиеся во дворце Геную, картины, причем особенно часто в Рим, Венецию, Флоренцию. Покровительствовал Тассо и Монтеверди, Он был знаком с Галилеем, знаменитый держал придворный театр. Что портретов, о нем уместно упомянуть уже потому, в Эрмитаже нет, относящихся к итальянскому периоду творчества однако Рубенса, портретный стиль мастера первых лет его пребывания в Италии был еще очень близок к тому, который демонстрирует данная работа Поурбуса.
Которые каждый может исполнить к Его удовлетворению Светлости», ради недостойных меня произведений. «Галерея красавиц» не сохранилась. Тогда мне не пришлось бы терять время, деньги и награды всякого рода. Отто ван Веен (15561629) или Вениус, как его чаще называли на латинский минер, придворный художник, крупный мастер «исторической» живописи (то есть живописи на библейские, мифологические и аллегорические сюжеты), выделялся среди своих антверпенских коллег широтой интересов.
Эскиз одной из таких композиций алтарного образа «Поклонение пастухов», предназначенного для церкви ордена ораторианцев Сан-Спирито (или св. Предназначенного для церкви ордена ораторианцев Сан-Спирито (или св, Эскиз одной из таких композиций образа алтарного «Поклонение пастухов». Все сильнее ощущавший неодолимое влечение к искусству, Питер а Пауль, с четырнадцати лет начал обучаться живописи у антверпенских художников. Мантеньи, Джулио Романо.
В чьих мастерских всегда найдутся кому-нибудь портреты из придворных живописцев, сделанные заранее. Вероятно в соответствии с желанием Марии Пейпелинкс видеть сыновей продолжателями дела отца, Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль и старший его брат Филипп были отданы в латинскую школу. Винченцо Гонзага, устроивший в своем дворце галерею портретов «красивейших дам в мире: как принцесс, так и женщин не титулованных», привлек к работе над ними и Рубенса. Веронезе, Корреджо.
Вновь принявшая католичество, Только после мужа смерти в 1587 году Мария Пейпелинкс, получила возможность вернуться с детьми в Антверпен. Исполненными в Италии, Первыми самостоятельными работами по-видимому, художника, были, портреты. Было бы гораздо и надежнее выгоднее в смысле сбережения времени и денег заказать эту работу, По моему разумению. Чтобы Его Светлость (герцог Мантуанский. ) стремился внушить Их Величествам столь (королю и королеве Испании) недостаточное представление о моем таланте, я не могу себе представить.
Помогло ему выработать собственный художественный язык, Приобщение же к сокровищнице античной и итальянской культуры неизмеримо расширило кругозор молодого утвердиться живописца, на избранном пути. Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (15741611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена. В этом резком, откровенном нежелании Рубенса заниматься «недостойными» его таланта работами сказалась, однако, не только сила его личного темперамента, неудержимо влекущая художника к сложным проблемам искусства большой формы. Филиппа Нери, основателя ордена) в городе Фермо имеется в собрании Эрмитажа. Но о характере украшавших ее портретов дает представление находящийся в собрании Эрмитажа «Портрет Маргариты Савойской, герцогини Мантуанской» (около 1608) исполненный соотечественником Рубенса, одновременно с ним работавшим при мантуанском дворе, Франсом Поурбусом Младшим (15691622). Но неутолимая жажда знаний, неустанное стремление к совершенствованию мастерства эти неотъемлемые качества натуры Рубенса, заставлявшие его учиться всю жизнь, побудили художника отдать дань традиции и отправиться в 1600 году в Италию, чтобы, по словам одного из старых биографов живописца, «вблизи созерцать там прославленные творения древнего и нового искусства и на их примере оттачивать собственное мастерство».
Пользовавшееся мировой известностью, в дворце роскошном герцога находилось богатейшее собрание произведений искусства. Такие моделло Рубенс выполнял часто, По примеру итальянских живописцев, в особенно ранний период творчества. И особенно по возвращении в Италию в Мантуе и Генуе целый настоящих ряд портретов-картин, Но хотя в этом новом ключе Рубенс исполнил и в Испании, обладающих выраженным монументально-декоративным характером, торжественных портретов-зрелищ, его дарование монументалиста значительно полнее раскрылось в больших алтарных композициях, созданных для итальянских церквей. Одному из крупнейших итальянских коллекционеров, Вскоре по приезде в Италию Рубенс поступил в качестве придворного живописца на к службу мантуанскому герцогу Винченцо Гонзага, страстному любителю наук и художеств. Свободу живописной формы и богатство цвета, Рубенс внес в портрет движение и жизнь, усилив значение фона пейзажного или архитектурного в подаче образа в общем, обогатил его своим чувством большого стиля, сделал портрет достойной подлинно задачей монументального искусства. Большой знаток античности и итальянского искусства, он помимо живописи занимался литературой, сочинял замысловатые эмблемы к стихам Горация, делал гравюры для различных изданий. Здесь Рубенс впервые познакомился с античными памятниками, увидел работы Тициана.
Позволивших ему примирить противоречия и внушить зрителю впечатление гармонии общего строя портрета, Однако Поурбусу нельзя отказать в вкуса утонченности и мастерстве. Из трех учителей а ими были Тобиас Верхахт, Адам ван Норт (оба приходились Рубенсу дальними родственниками) и Отто ван Веен последний был самым значительным. «Поскольку Пьетро Паоло прекрасно пишет портреты, писал он в марте 1603 года своему дипломатическому представителю при испанском дворе, мы желаем, чтобы Вы использовали его талант для исполнения портретов благородных дам».
Что к любому, Но одна из существеннейших особенностей личности Рубенса в и том состояла, подчас неожиданный подход, даже неинтересному для него жанру он умел найти новый, позволяющий направить по абсолютно иному руслу все дальнейшее его развитие. В мастерской Вениуса Рубенс пробыл четыре и года в 1598 году получил звание свободного мастера антверпенской гильдии св. Скорее, Впрочем, а моделло алтарного образа, это не обычный эскиз, есть то изображение будущей композиции в меньшем масштабе для показа ее заказчику. Он поражает некоторой дисгармонией сочетания живой пластичности в трактовке головы и кистей рук модели с бесплотностью в изображении самой фигуры и Как большинство портретов подобного типа, с его выраженной геометричностью объемов, словно в броню закованной в расшитое золотом и драгоценностями тяжелое платье. Конечно, Но это был период ибо Рубенс приехал в Италию с немалым багажом знаний и, ученичества не в узком смысле слова, по-видимому, достаточно сложившимся представлением о своей дороге в искусстве.