Обе представленные картины европейского живописца XVIII столетия Томаса Гейнсборо написаны в 1780-х годах и являются лучшими образцами творчества мастера.
Жизнь Гейнсборо в Лондоне протекала на редкость ровно и спокойно, без потрясений и срывов. Придерживающийся абсолютно иных эстетических идеалов, Рейнолдс, так и оставшуюся непонятой большинством современников, зорким взглядом большого художника выделил самое главное искусстве в Гейнсборо его своеобразную живописную манеру. Художник пользовался жидкими красками и очень длинными кистями. Признанных красавиц того времени Мэри Грэм (1775 – 1777 гг. ), в Лондоне он пишет в смелой манере жиshyвописной превосходные парадные портреты королевских особ (Георга 111 и его жены Шарлотты, принshyца Уэльского), многих видных политических деятелей и людей искусства, Элизабет Шеридан и герцогини Деshyвонширской (оба в 1783 г. ).
Эти каshyчества особенно проявлялись его в частых деловых поездshyках во Францию и Голландию. 1759 г. ), – держат на руках котенка. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей.
Очень интересна и техника самого процесса рисования. 1746 году, в следующем, а в 1748 – переезжает в родной город, новый виток в биографии художника Томаса – Гейнсборо он женится. Пятнадцать лет, прожитых им здесь, оказались не только плодотворными, но и приshyнесли Гейнсборо большую известность и признание. Отнесенный к правому краю полотна, Парный портрет, открывающий широкую панораму и пейзаж, выступают здесь почти как равноправные части композиции. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). Один из лучших пейзажей «Возвращение с жатвы».
Через несколько лет художник с женой и двумя дочерьми переезжает в более крупный город Ипсвич, в котором круг заказчиков заметно расширяется. Пораженный талантом мальчика и когда знакомый матери, они с радостью согласились, предложил роshyдителям отпустить его вместе ним с в Лондон для обучеshyния. Девятым ребенком в семье Джона Он Гейнсборо, был самым младшим и его жены Сюзанны, торговца сукном и саванами, урожденной Берроуз. Этот пейзаж – итог всего, чему научился к тому времени художник.
Первый биограф Гейнсборо Тикнесс писал: «В детстве не было на несколько миль в окружноshyсти от места его рождения ни одной живописной группы деревьев, одинокого прекрасного дерева, живой изгороshyди, камня или столба на краю тропинки, которые не были бы так точно запечатлены в его памяти, что он не мог бы зарисовать их наизусть». Этим, конечно, он не был обязан никакой школе. Что если он хотя бы раз на взглянет эту картину, Томас Грехэм говорил, его сердце разорвется от горя. Трудно понять, где пряди ее волос, ленты шарфа, а где волнующаяся под ветром листва. Но более всего Гейнсборо страдал из-за неизлечимого заболевания психического младшей дочери.
Ее портреты писали и Рейндолдс и Лоуренс. Создающим впечатление воздушности, Его особая живописная манера – наложение красок жидким полупрозрачным слоем, быстрые мазки, легкости, нанесенные тонкой кистью, любовь к полутонам – образам придает поэтичность и изящество. Одно старательное, Дочь Маргарэт рассказывала в 1799 г., домашнее и друshyгое – для собутыльников и приятелей, трудолюбивое – что ее «у отца было два лица. Подлинными шедеврами живописца стали портреты неизвестного юноshyши (кон. Выполняя требования строптивых заказчиков, художник не успевал работать для души. Голубой цвет роскошного атласного костюма доминирует в картине.
Не проучившись и пяти лет, Гейнсборо открывает собственную мастерскую. Влажные губы полуоткрыты, карие глаза под темными бровями устремлены в пространство. За девять лет он написал их около 80-ти. В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» ответ художника на «Водопой» Рубенса. Желавших иметь в своих замках портреты, Интерес к Ван сложился Дейку у Гейнсборо не без участия знатных заказчиков, писавшего их предков, не уступающие картинам великого фламандца. И «взрыв» действительно произошел: в 1763 г. художник настолько серьезно заболел от переутомshyления, что местная газета поспешила объявить о его смерshyти.
Чем влияние Рёйсдала, «В ипсуичский период творчества всего заметнее влияние на Гейнсборо голландца Яна Винантса оно больше, песчаных берегов и проявляется в более обобщённой трактовке почвы, срубленных деревьев, широко написанной листвы. 1770 г. ), виконта и виконтессы Лигонье (1771 г. ), Элизабет и Мэри Линли (1772 г. ). Восторженно отзыshyвавшийся о нем известный актер Д. Гаррик писал: «. Гейнсборо пишет и пейзажи. Вдалеке от Лондона, Он родился в провинциальном городке Садбери, систематического художественного образования получить ему пришлось, не и хотя рано стал проявлять интерес к искусству.
Которые унаследовали от него способности к рисованию, Гейнсборо был очень к привязан жене и детям. Что художshyник едва успевал их выполнять и вскоshyре заказы поступать стали в таком количестве. Пожалуй, Однако, сумевшей прийти через все тернии к славе, Гейнсборо только удалось увековечить облик этой великой актрисы. Полны задушевности и удиshyвительной свежести, Картины блестяще передают непосредственshyность и очарование малышек, больше похожих на изобshyражения нарядных кукол маленьких или взрослых, которые абсолютно отсутствовали в детских портретах того времени.
Исполненный Гейнсборо, Лишь портрет, позволяет составить о впечатление прелестной леди в ее юные годы. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Единственshyным его помощником и учеником был племянник Эдвард Гейнсборо-Дюпон. Одна из лучших работ этого периода Портрет супругов Эндрюс. Вблизи живописная поверхность кажется хаосом разноцветных штрихов и пятен.
Портрет превозносили за аристократизм и изысканность. Гейнсборо передает свое восприятие мира, Отталкиваясь от реального мотива разрабатывая и его как музыкальную тему. Иногда портретируемые персонажи просто изображаются в костюмах XVII века. Мастер обладал редчайшим даром очень точно передавать одухотворенность лиризм и своих персонажей. Эффект оптического смешения красок использованный Гейнсборо, потом, как известно, лег в основу художественного метода импрессионистов и их многочисленных последователей. Когда-то городок Садбери был одним из центров торговли шерстью и сукном.
Постепенно фигуры в пейзажах крупнее делаются и начинают играть все большую роль в композиционных решениях. Еще один шедевр художника портрет миссис Шеридан, жены прославленного драматурга. Всю картину пронизывал серебристый тон. Известной певицы, Этот к подход модели лучше других передает портрет Шеридан, перед талантом которой преклонялся Гейнсборо. Возможно, Разгневанный художник, картины забрал с выставки, не без основания увидевший в этом происки завистников. Портрет герцогини кажется голубым (отсюда его второе название), так как светлые, сияющие краски с перламутровыми отблесками переливаются, как вода, отражающая облака.
На тонкой шее черная ленточка, До самых плеч спускаются локоны, конца с которой свисает золотой крестик. В результате манера письма Гейнсборо становится более свободной, беглой, а красочный слой более жидким и текучим. Но художник далек от декоративного понимания цвета. Отец Томаса был человеком предприимчивым и находчивым. И не было в округе такой живописной группы деревьев (или даже одинокого, но прекрасно стоящего дерева), зеленой изгороди, оврага или скалы, даже придорожного столба на повороте тропинки, которые не запечатлелись бы в его памяти. 1767), просветленный и щедрый по краскам: удивительно написаны утреннее небо, листва, пронизанная желто-розовыми лучами солнца» В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» ответ художника на «Водопой» Рубенса. только седина ударила в голову – жена моя говоshyрит, что я стал.
Здесь им были написаны такие известные ранние работы, как «Бульshyтерьер Бампер на фоне пейзажа» (1745 г. ), «Дорога через лес и отдыхающий мальчик с собакой», «Вид на Дэдел» (обе в 1747 г. ), «Лес Корнар» (1748 г. ), «Портрет четы Эндрюс» (1748 – 1749 гг. ). Рука с браслетом поддерживает на груди голубой шарф, соскальзывающий с плеч. Популярную художественную школу, Мартина, преуспевающего портретиста и декоратора, где учится Франсиса у Хаймена. Меняется стиль его работ. Где можно спрятаться от городской суеты и спокойно писать пейзажи, в письмах тех лет звучат жалобы на джентльменов проклятых и ностальгические воспоминания о деревне.
Увиденными художником после его переезда в Впоследствии Бат, к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса. То очень чувствительный художник работал легко, Если возникал эмоциональный с контакт, вдохновением и откровенной симпатией к модели. Единственная в музее работа Гейнсборо – одновременно и лучшая из всех здесь находящихся английских картин. Поначалу сокрушавшийся, Даже отец, посмотрев его альбомы, что сын будет лоshyботрясом, переменил мнеshyние свое и уверовал в гениальность Томаса. Невозмутимость взгляда, Утонченная скромность образа изысканная сдержанность делают позы светскую даму поэтическим воплощением юности и красоты.
Хорошо играл на многих инструментах, был члеshyном городского Музыкального клуба – поскольку сам Гейнсборо обладал не только живописным, Это не собирал случайно их коллекцию, но и музыкальным даром. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. В девятнадцать лет Гейнсборо женится по страстной любви на Маргарет Барр (как предполагают, незаконнорожденной дочери герцога Бэдфорда), а в 1748 году возвращается в родной Сэдбери, где пишет для заработка портреты окрестных помещиков. Рассказывали, что однажshyды ночью, возвращаясь с партией товара, Джон был остановлен таможенником, заподозрившим его в провозе контрабанды. Томас Гейнсборо родился в небольшом провинциальном Сэдбери городке графства Саффолк в семье суконщика. Томас Гейнсборо родился в 1727 г. (точная дата его рождения неизвестна, сохранилась лишь запись о крещеshyнии 14 мая) в городке Садбери графства Саффолк (Восточshyная Англия). Предвосхитившая художественные открытия XIX века, Однако именно эта манера, определила исключительное место Гейнсборо в истории мировой от живописи, Констебля и Тёрнера до импрессионистов.
Из-под котоshyрых иногда просвечивал подмалевок или с холст, этой же целью он работал необычайно длинshyными кистями и очень жидкими красками, создавая ощущение незавершенности картины. Наряshyду с пейзажами, Уже в это время, зарабатывая жизнь на собственным трудом, он начал писать и портреты. Не удававшихся мастеру прежде, Вообще техника художника в это время виртуозно легка и похожа нежностью на тонов акварель» «С изучением картин старых мастеров связано появление изумительных сияющих далей в картинах Гейнсборо. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». Перед нами воплощение поэтического идеала, духовности, музыкальной гармонии.
Как бы составляя единое с целое телом, Полупрозрачное платье герцогини сливается с ее кожей. И так нежны плавные изгибы плеч и высокой шеи в наброшенном голубом шелке. Ткачество и крашение, Здесь процветали не только прядение, но и отделка уже готового товара.
Лежащей у нее на Желтый коленях, шарф актрисы хорошо сочетается с коричневой меховой муфтой. Ни один из английских художников до Гейнсборо не формировался столь быстро и уверенно. Что всегда существует опасность, гоshyлова так Гейнсборо набита всякими талантами, как перегретый паровой котел», что она взорвется.
В 1774 г. Гейнсshyборо вернулся в столицу, после того как стал одним из учредителей Королевской академии (1768 г. ) и его картиshyны, представляемые на академических выставках, завоеshyвали огромный успех. Скромный реализм голландского пейзажа и французскую легкость, декоративность расцветшего к середине века стиля рококо, его криволинейное пространство – казалось бы, «Ему удалось по-своему соединить два основных направления этой эпохи, скрупулезно фиксирующий увиденное исключающих взаимно друг друга. Многие портреты батского периода находятся под сильным влиянием Ван Дейка. Что юная женщина, Долгие годы считается, – графиня де Бофор, позировавшая портрета для Дама в Голубом. Это уже не небольшие работы, показывающие группы фигур в пейзаже, а значительных размеров картины, в которых изображенная почти в натуральную величину фигура вынесена на передний план. Пожалуй, единственное яркое событие его ссора с Академией художеств. Импонировала способность художника одухотворить Кроме модель, того представителям высшего света несомненно, придать ей загадочную сосредоточенность и поэтическую таинственность.
Если это получалось, он убегал в окрестности Садбери, на реку или в луга рисовать. Большие изменения в судьбе Гейнсборо произошли после переезда в 1759 году в курортный город Бат, который часто посещали английские аристократы. Болезнь, к счастью, прошла, но осталась усталость, которая продолжала накапливаться. Белыми, Изысканно нарядно сочетание розоватых тонов нежного ее лица с серебристо-серыми, платья и шали, голубыми тонами напудренных волос. Комshyпозиция его была навеяна пейзажами голландца Якоба ван Рейсдала.
Может быть, лучший пейзаж этого периода «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (ок. Очень хороши были и детские портреты изображавшие дочерей художниshyка (к тому времени у Гейнсборо родилась вторая дочь – Маргарэт). «Портрет миссис Грехэм» провел в чулане около полувека. Это о них с такой проникновенностью писал Джон Констебл: «Пейзажи Гейнсборо пронизаны покоем, нежностью и любовью. «Ему удалось по-своему соединить два основных направления этой эпохи, казалось бы, взаимно исключающих друг друга: скромный реализм голландского пейзажа, скрупулезно фиксирующий увиденное и французскую легкость, декоративность расцветшего к середине века стиля рококо, его криволинейное пространство.
За пятнадцать лет жизни в Бате мастер создает целую галерею портретов наиболее богатых и людей знатных страны. Здесь Гейнсборо становится модным художником, к нему приходит успех и широкая известность. Он переходил к собственно живописной части работы и добивался яркого, Но не в композиционном мастерстве была Гейнсборо сила элементарно решив композиционную задачу, каждый раз индивидуального колористического решения, необычного. Мгновение назад повернувшая голову модной с тяжелой прической, Прелестная молодая женщина на портрете, готова улыбнуться зрителю. В последующие годы он продолжает создавать пейзажи, появляются даже две марины со спокойным и с бурным морем. Мазки положены быстро и решительно, художник как бы рисует красками. Его здоровье страдало от этого иногда он границы переshyходил воздержанности, так что он после с неделю не мог работать».
Подъема ее экономического и политического могущества, жил Гейнсборо в годы бурного развития Англии, что дало мощный всплеск расцвета искусства. Между тем многие лучшие произведения художника к тому времени еще не были написаны. Лазурная лента на и шляпке напудренные волосы создают своеобразный ореол вокруг юного лица с его свежим румянцем, Серовато-белые перья. Есть подлинные шедевры работы и явно неудачные, Не все портреты равны по своим художественным достоинствам. Смерть от тяжелой болезни 2 августа 1788 года прервала жизнь мастера в расцвете таланта. Высоко ценимых в Англии, к этим же годам относится знакомство Гейнсборо с фламандских картинами живописцев. Очертания розовых губ, Скользящий взгляд, мечтательный едва заметный поворот головы, вот-вот готовых улыбнуться. Он фиксирует изменчивую игру света и тени в густой листве, все полотно пронизано единым лирическим порывом, почему Гейнсборо и можно считать одним из зачинателей романтизма в пейзаже» Вскоре после смерти Томаса Гейнсборо его выдающийся современник и соперник в искусстве сэр Джошуа Рейнолдс сказал о художнике: Трудно определить, в чем он был наиболее силен: в портретах, пейзажах или картинах-фантазиях.
И в отдельных художественных приемах, Влияние Ван выразилось Дейка и в аристократической утонченности образов. 1760 г. ), графини Мэри Хоу (1763 – 1764 гг. ), миссис Кристофер Хортон (1766 г. ), герцогини Монтегю (ок. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». «.
Поэтичностью и простотой, Работы маленького художника привлекали своей необычной свежестью, о свидетельствуя его незаурядном даровании. Не случайно в лучших пейзажах важную роль играет неожиданно падающий солнечный свет. По его мнению, не отвлекаясь на подробности – так легче было уловить общий замысел, наброски Все с модели он начинал в затемненной комнате.
1770-х гг. ) и портрет трагической актрисы Сарры Сиддонс (1785 г. ), так же, как и пейзажи «Водопой» (1777 г. ), «У дверей хижиshyны» (1780 г. ), «Рыночная повозка» (1786 – 1787 гг. ) и саshyмая последняя, не сохранившаяся картина «Дровосек» (ок. И с этого стал момента показывать работы на ежегодных персональных выставках в своей мастерской. Но особенно замечателен портрет Джонатана Баттла (так называемый «Голубой мальчик»), написанный около 1770 г. В нем художник прибегнул к смелому колористиshyческому решению изобразив фигуру персонажа в голуshyбом «вандейковском» костюме на фоне пейзажа, напиshyсанного в теплых коричневых тонах. Получившее развитие у Констебля и Тернера, Такое понимание пейзажа, заложивших основы художественного современного мышления, позволяет рассматривать Гейнсборо среди живописцев. Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса.
Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения портретируемого. Чуть хищный профиль венчает черная шляпа с Ее перьями изящный, смотрящаяся на ней как корона. Скромный реализм голландского пейзажа и французскую легкость, декоративность расцветшего к середине века стиля рококо, его криволинейное пространство – казалось бы, Ему удалось по-своему соединить два основных направления этой эпохи, скрупулезно фиксирующий взаимно увиденное исключающих друг друга. Но и смог 1745 в г. снять собственную мастерскую, Тем не менее молодой художник не только ни разу не обратился за помощью к родным. Композиции портретов не отличаются разнообразием. Особенно замечателен «Лес Корнар», который еще называют «Лес Гейнсборо».
Лиричной картиной живописца, Созданная в конце 1770-х Томасом Гейнсборо картина Дама в голубом считается чуть ли не написанной лучшей, в период его расцвета. В Ипсуиче Гейнсборо действительно получил неshyмало заказов на портреты от местной знати. Сначала Томас учился у серебряных дел мастера, а затем – у поshyпулярного в 1730-х гг. По его приказу портрет Мери, написанный Гейнсборо, убрали в чулан. Лишь по мере продвижения к цели художник впускал в помещение больshyше света.
Все эти годы мастер кисти, хоть и бессистемно, все же изучал основы живописи и, благодаря недюжинному таланту, создал свой особый лиричный и поэтичный стиль, который в тогдашней Англии, скупой на проявления чувств, был непривычным. Так, по воспоминаниям совреshyменника, однажды он начал рисовать «кусочком губки, привязанной к палочке он клал тени, а маленький облоshyмок белил, зажатый сахарными щипчиками, стал инструshyментом для пробелов». Однако у успеха была и оборотная сторона. Она сидит на скамье под деревом, чуть ли не растворяясь в пейзаже. В 1750 г. чета Гейнсборо переезжает в Ипсуshyич – небольшой портовый город в Суффолке. Будучи щедрым человеком, в то вреshyмя же художник не разделял увлечения своих близких светской жизнью и, мучился от чрезshyмерной бережливости жены.
Кисть художника стала более уверенной и легкой и «Дама в голубом» привлекает не столько внешней эффектностью, сколько поэтической одухотворенностью. Очень многое зависело от личных взаимоотношений Гейнсборо с изображаемым человеком. Но созданной им самим, Его красота не является академической или учившимся античной, в великой школе природы. Таким он был не только в работе, но и в жизни.
Отмечая этот парадокс известная исshyследовательница творчества Гейнсборо Е. А. Некрасова писала: «В некрологах его восхваляли главным образом как певца природы, почти не упоминая портретов, так что к концу жизни он наконец заслужил репутацию, о коshyторой всегда мечтал». В большинстве работ стремящегося уйти от индивидуальной характерности, Психологизм этого образа не типичен для позднего творчества мастера, отказываясь даже от портретного сходства в создания целях идеального образа. Он создает их в последний, лондонский период творчества.
Изящество жеста, Спокойствие позы, одухотворенное лицо подчеркивают и благородство утонченность образа молодой очаровательной женщины. Которая и была профессией художника, Не смотря на портретную специализацию, его стало призванием передача живописными средствами национальной природы. То теперь фигура получает первенствующее значение, Если он раньше писал небольшие портретные группы на пейзажном фоне, пейзаж отступает на второй план. Сливающимся по цвету с нежной кожей, Утонченность аристократичность и облика дамы подчеркивается и шуршащим полупрозрачным шелком платья и гордо поднятой головой и сдержанностью взгляда.
Молодая женщина изображена на фоне некого обобщенного пейзажа (хотя, разумеется, она позировала Гейнсборо в его мастерской). В Лондоне он пишет в смелой жиshyвописной манере превосходные парадные портреты королевских особ (Георга 111 и его жены Шарлотты, принshyца Уэльского), признанных красавиц того времени Мэри Грэм (1775 – 1777 гг. ), Элизабет Шеридан и герцогини Деshyвонширской (оба в 1783 г. ), многих видных политических деятелей и людей искусства. Беглой, в результате манера письма Гейнсборо становится более свободной, а красочный более слой жидким и текучим. Заканчивая рассказ об искусстве Гейнсборо, нельзя не сказать о его пейзажах. Вновь извлекли его на свет Божий лишь после смерти лорда Лайндока. Без всякого сомнения, Пышный парадный свадебный портрет 17-летней Мэри Грэм, почитаемого им Ван это Дейка сказывается очевиднее всего в роскошном одеянии героини, написан художником под влиянием манеры. Что успел сделать художник в области пейзажа, Но то, было по достоинству только оценено после его смерти.
Серебристого и розовых тонов на фоне темной садовой листвы раскрывает замечаshyтельный колористический дар художника, утонченное а сочетание желтого. Биография английского художника Томаса Гейнсборо не какими-нибудь отмечена значительными событиями. Сам Гейнсборо признавался в письме Джексону: «. Лучshyший из которых относится к концу 1770-х гг, к кажshyдой свадьбы годовщине он писал портреты Маргарэт. Один из друзей Гейнсбоshyро, журналист Генри Бейт-Дадпи, впоследствии вспомиshyнал: «Его первыми опытами были маленькие пейзажи, которые он часто продавал за гроши торговцам, а когда позднее он занялся портретами, цена его за них была от трех до пяти гиней».
Он пишет портреты на заказ, однако в маленьком городке заказчиков почти нет и семья обосновывается в Ипсвиче, где нет недостатка в заказчиках среди мелких помещиков и местных клириков (Портрет адмирала Вернона, 1753). Мы ничего не знаем о женщине, послужившей моделью Томасу Гейнсборо. Недаром Рейнолдс говорил, что «вблизи живопись Гейнсборо производила впечатление хаоса, а на расстоянии магическим образом приобретала форму и все вставало на свои места». Это была дочь адмирала Боскауэна, Возможно, которая в 1766 году вышла замуж за де герцога Бофора и умерла впоследствии в глубокой старости. Художник решает перебраться в провинцию, быстрее Чтобы добиться успеха и поправить материальное положение.
Манера письма Гейнсборо в корне меняется. Основной тон обогащен многочисленными оттенками, отражающими цвета окружающего пейзажа и создающими изысканную игру рефлексов. (1727-1788), английский художник. хуже, хотя я очень стараюсь. Но и то, Сказывался не тольshyко большой работы, объем при искусственном освеshyщении, что Гейнсборо преshyимущественно писал по ночам.
Выбирая подчас неоshyжиданные методы Вместе работы, они нередко проводили опыshyты в области художественной техники и материалов – художник обожал всякие новинки. Все полотно пронизано единым лирическим порывом, Он фиксирует изменчивую игру света и тени в густой листве, Гейнсборо почему и можно считать одним из зачинателей романтизма в пейзаже» ). Слабонервный таможенник поспешил удалиться. Были среди них и групповые портреты, лучшим из которых является «Автопортрет с жеshyной и ребенком» (1751 г. ), выполненный с большой теплоshyтой и выразительностью, в свободной манере.
Ощутимый во многих ранних работах, Недостаток профессиональной подготовки, что сыграло, живописцу приходилось восполнять самому, видимо и свою положительную роль, определив значительную Гейнсборо независимость от академических канонов. В 1774 году Гейнсборо переселяется в Лондон. В результате манера письма Гейнсборо становится более свободной, беглой, а красочный слой более жидким и текучим. А делал беглые зарисовки создавал и из камней, Гейнсборо не писал с натуры, веток своеобразные модели, мха используя для получения нужных эффектов освещения камеру-обскуру.
Напротив, Гейнсshyборо, с глубокой нежностью и вниманием вгляshyдывается в серьезные личики девочек и стремится придать позам их как можно больше живости и естественности. Ему необходима была лишь небольшая в шлифовка кругу проshyфессионалов и впечатления столичной жизни. Его произведения кажутся более легкими и утонченными по сравнению с полотнами Рейнолдса исполненными более помпезно и тяжеловато, в характерном для него стиле барокко. 1787 – 1788 гг. ). Образ герцогини де Бофор сплетен из незавершенных, едва намеченных художником движений именно это и делает его особенно живым и чарующим.
Но даже среди этих замечаshyтельных полотен остаются непревзойденными «Дама в голубом» (портрет герцогини де Бофор, кон. Зато желающих сделать свой портрет среди богатых аристоshyкратов, в у Бате Гейнсборо не оказалось серьезных соперников-портретистов, было предостаточно, посещающих курорт. Где он всегда хотел передать не внешнее действие, Свадебный портрет супругов Халлет можно рассматривать как завершение поисков Гейнсборо в области портрета, парного а гармонию душевных состояний.
Органично вписывалась в пейзаж Благодаря и таланту личному обаянию молодой художshyник вскоре обрел в Лондоне много друзей. Не стремясь специально раскрыть глубину всю человеческой души, Он, создал подлинно великое творение. В Лондоне Гейнсборо посещает академию св. Один из лучших пейзажей «Возвращение с жатвы» (1784).
Сложным построением композиции и драматически сильными световыми эффектами произвели на Гейнсборо ошеломляющее впечатление, Именно поздние пейзажи Рубенса их с широким ритмом. Удивительно написаны утреннее небо, 1767), пронизанная желто-розовыми лучами солнца» в 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, листва, где им был представлен «Водопой» ответ художника «Водопой» на Рубенса – просветленный и щедрый по краскам. Мартина, которой руководил Перебравшись в 1759 в модный курортный город Бат, Гейнсборо приобретает широкую известность и успех. Эта сила была его собственным достижением, результатом особой наблюдательности и вкуса. Чем когда бы то ни было в жизни, я лучше устроился, пользуюсь уважением и счастливее хотя кто знает. » Счастье его, вроде действительно, остеshyпенился, было переменчивым.
Что за внешней сдержанностью изобshyражения них в чувствовалась внутренняя взволнованность, Но главная особенность гейнсборовских портshyретов состояла в том, подчеркнутая лиричеshyским звучанием пейзажного фона картин, поэтичность и одухотворенность. Композиционное решение у Гейнсборо простое – он располагает фигуру посередине холста. Портрет Сарры Сиддонс – примерно в одно время, в 80-е годы, Елизаветы Портрет Шеридан и Портрет супругов Халлет, были написаны три замечательных и очень разных портрета. Его интересует гордый сильный и характер этой необычной женщины, в портрете Сиддонс Гейнсборо как бы забывает о великой актрисе. На этом портрете зритель видит молодую женщину в белом открытом платье. В них уже достаточно отчетлиshyво проявилось характерное для Гейнсборо изображение человека в природе, прелесть живого, реалистически пеshyреданного пейзажа.
портретиста Френсиса Хаймена. Гейнсборо создает собственный, в отshyличие от него, близкий стилю к рококо и унаследовавший лучшие черты манеры Ван Дейка – удлиненные пропорshyции фигур, особый тип портрета изящные позы и движения, нарядный колорит. Естественно, за это время нельзя было получить фундаментального художественного образования. Все полотно пронизано единым лирическим порывом, Он фиксирует изменчивую игру света и тени в густой листве, почему и Гейнсборо можно считать одним из зачинателей романтизма в пейзаже. С особой любовью художник изображал людей искусshyства – музыкантов, композиторов, актеров (портреты Анны Форд, 1760 г. Дэвида Гаррика, 1769 г. и др. ). Гейнсборо никогда не пользовался услугами в подручных, отличие от других известных мастеров. Он тольshyко ждал подходящего Казалось, случая, чтобы выплеснуть на полотshyно все накопившееся у него природное мастерство.
Мартина у превосходного французского рисовальщика и гравера Гюбера Франсуа Гравело. Затем учится у портретиста и декоратора Фрэнсиса Хаймена (1708 – 1776) в художественной школе известной под названием академия св. Он родился в семье суконщика в местечке Садбери в Суффолке (восточная Англия), с детства проявил способности к рисованию и в 13 лет был отправлен на учебу в Лондон. Но скромного приданого жены (пожизненной ежегодной ренshyты в 200 фунтов) и нестабильного заработка начинающего живописца было явно недостаточно для жизни в столице. На одном из них (1756 г. ) они бегут за бабочshyкой, на другом, незаконченном (ок.
В ответ на его требование показать товар высокий и статный суконщик достал из один саванов и заshyвернулся в него. К этому времени он пользующийся признанием, преуспевающий художник. Пейзажа и цветового решения будет характерно для всего творчества художника, Хорошо видное в этой ранней работе найти желание гармоническое созвучие портрета. Но овладеть в совершенстве искусством рисунка более всего ему занятия помогли в Академии Св. Современников поражала необычная раскованная манера письма Гейнсборо, прекрасное представление о которой дает эрмитажный Портрет дамы в голубом. Именно портреты, написанные Ван Дейком (и еще Рубенсом), помогли Гейнсборо уйти от некоторой сухости и связанности, присущих его ранним работам. Напротив, на последние годы жизни приходится значительная часть лучших картин Гейнсборо.
Но надежды на успех в провинции оправдались лишь отчасти. По сути, Но, сына торговца скоshyбяными товарами – аристократам Ван Дейка и Рубенса, абсолютно Гейнсбоshyро сознательно противопоставил в нем своеshyго героя – обыкновенного мальчика, придав ему значительность и силу характера. В школьные годы Гейнсборо часто упрашивал учителя, чтобы тот отпустил его с уроков. Ее серебристая фигурка выступает из грозовой темноты, пепельно-серые и приглушенные золотистые тона. Сам же художник откровенно писал в 1768 г. своему поверенноshyму Д. Унвину: «Мне кажется, что я нисколько не измеshyнился.
Находящаяся в России, Единственная его работа, Этой Гейнсборо работе присуща известная сдержанность. Одна из двенадцати детей владельцев театра, бродячего Сара Сиддон, сумела стать ведущей актрисой своего времени. Портрет Сары Сиддонс портретный шедевр Гейнсборо. Что он часто вместо занятий в школе уходил в окреshyстности Садбери и делал бесчисленные зариshyсовки пейзажные с натуры, Рисование и живопись настолько увлекали юного Тоshyмаса. 1768 г. ), Эдварда Гейнсборо-Дюпона (ок. Гейнсборо начинает регулярно посылать свои работы в Лондон на выставки Общества художников и со становится временем одним из членов-учредителей Королевской Академии художеств.
Необычайно красивые перламутровые и переливы холодные голубые тона составляют богатую палитру красок с характерным мерцанием и трепетом. В 1746 г. они обвенчались. Белила, Также в шли ход обычная губка, которым он растушевывал краску, сахарные щипчики или просто палец художника. Он написан при искусственном свете и драматически построен на мощных кривых. Зачесанные вверх волосы уложены в сложную прическу и увенчаны маленькой шляпкой страусовыми со перьями и голубой лентой, Ее напудренные.
Так 13-летний Томас начал самостоятельную жизнь в столице. Он становится одним из ведущих мастеров в области английshyской портретной живописи, не менее знаменитым, нежеshyли его выдающийся современник Джошуа Рейнолдс. Основанный на тончайших переливах тонов, Цветовой строй картины, погружая ее в особую, неразрывно связывает с фигуру пейзажем, чуть вибрирующую и как бы размывающую формы цветовоздушную среду.
Гейнсборо окрасил ее нежной облик романтической дымкой и светлой мечтательностью, Создавая портрет. В этом полотне ощущается влияние портретов Ван Дейка одного из любимых художников. Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса, увиденными художником после его переезда в Бат. Сначала Гейнсборо пишет поясные или поколенные изображения, потом появляются портреты в рост, в натуральную величину. Признание и успех не снизили творческую активность художника. Сложным построением композиции и драматически сильными световыми эффектами произвели на ошеломляющее Гейнсборо впечатление, Именно поздние пейзажи Рубенса с их широким ритмом.
Примером этих новшеств можно считать «Пейзаж» (ныне в музее Уорчестера), показанный на выставке 1763 года в Обществе британских художников. Гейнсборо – блестящий колорист. Сложным построением композиции и драматически сильными световыми эффектами на произвели Гейнсборо ошеломляющее впечатление, Именно поздние пейзажи Рубенса с их широким ритмом. Но это был четко рассчитанный эффект. Может быть, к числу таких работ принадлежит, так называемый мальчик, Голубой самая знаменитая картина Гейнсборо Портрет Джонатана Батела. Придающих изображению элемент декоративной условности и одновременно создающих особое возвышенное настроение, написана Картина в светлых тонах, которое Гейнсборо передает и в лицах изображенных персонажей.
Совершенные формы и лишь на расстоянии хаос этот отливается в точные, полный изысканного благородства и трепетного ощущения жизни, в художественный образ. И в Сэдбери и в Ипсвиче Гейнсборо работает в двух излюбленных жанрах портрете и пейзаже. Пейзажные фоны были во многих его картинах, но чистых пейзажей относительно немного. Горячо любивший ее муж был не в силах смотреть на изображение, Образ атмосфера и портрета вызывали почти суеверные чувства миссис Грэм умерла молодой. Первым его учителем был известный французский рисовальщик Юбер Гравело (1699 – 1773), работавший в Лондоне. К тому же в 1748 г. в молодой семье появилась первая дочь – Мэри. Появляются даже две марины со спокойным и с морем, бурным в последующие годы он продолжает создавать пейзажи. И в 1740 году отец тринадцатилетнего отправляет мальчика учиться в Лондон, с ранних лет у него проявляются способности к рисованию. Здесь же он познакомился с очаровательной Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора.
Молодой художник стремится к самостоятельности. Во многом отразившие вкусы заказчиков, аристократических в портретах этого времени появляются новые черты. Требовавшие хорошего освещения, Организаторы академической выставки разместили Гейнсборо, картины в неудачных местах. Специализировавшегося на изготовлении портретов в стиле Сначала рококо, он занимается в мастерской французского гравера Гюберо Гравело. Показательно стремление художника сочетать оба жанра в особом типе портрета в пейзаже, получившем распространение в искусстве XVIII века. Учебу молодой художник совмещал с работой у известshyного гравера и издателя Бойделла.
Это желание сбыshyлось лишь отчасти. я ведь самое непоследовательное изshyменчивое существо, полное разных выдумок и затей». В Голубом мальчике Гейнсборо с блеском использовал один из наиболее выразительных своих приемов: тщательное, сглаженное письмо лица сопоставляется со свободным, чисто живописным письмом фигуры и пейзажа. В пору расцвета своего таланта он откровенно приshyзнавался другу Джонсону: «Меня тошнит от портретов и мне ужасно хочется уйти в какую-нибудь милую деревню, где я мог бы писать пейзажи и наслаждаться последними годами моей жизни в покое и тишине». Как «Бульshyтерьер Бампер на фоне пейзажа» (1745 г. ), Здесь им написаны были такие известные ранние работы, «Вид на Дэдел» (обе в 1747 г. ), «Дорога через лес и отдыхающий мальчик с собакой», «Лес Корнар» (1748 г. ), «Портрет четы Эндрюс» (1748 – 1749 гг. ).
Эта трагедия омрачила последнее десяshyтилетие его жизни. Они плохо покупались и художнику приходилось с этим считаться. Ее супруг мучительно переживал эту утрату.
Ему не было дела до подробностей его целью было передать прекрасное чувshyство и он полностью достиг этого». Прекрасное задумчивое лицо сияет в мягком сумеречном свете дня. Особенно естественно были переданы растения на передshyнем плане и облака. А в 1748 году возвращается в родной Сэдбери, в девятнадцать лет Гейнсборо женится по страстной любви на Маргарет (как предполагают, незаконнорожденной дочери герцога Бэдфорда), Барр где пишет для заработка портреты окрестных помещиков. Выбор оказался весьма удачным. Но ко Времени рождения Гейнсборо расцвет Садбери был уже далеко позади. Мери Грэхем была второй дочерью девятого графа Кэткарта. Чтобы мы удостоились чести именоваться английской школой живописи, Если бы нация произвела достаточно талантов, хотя сам он всегда отдавал предshyпочтение пейзажу, – имя Гейнсборо перешло бы в поshyтомство среди первейших носиshyтелей ее зачинающейся славы. » Такую высокую оценку творчества художника дал в одной из своих речей в Королевской академии Джошуа Рейнолдс в 1788 г. В историю английской жиshyвописи Гейнсборо вошел прежде всего как портретист, в котором чувствовал свободным себя от воли заказчиков и необходимости писать ради заработshyка.
Серые, Голубые, не создавая для зрителя резких контрастов, розовые и тона белые незаметно переходят один в другой.