Серые, Голубые, не создавая для зрителя резких розовые контрастов и белые тона незаметно переходят один в другой. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. и музей Виктории и Альберта). гал. ) и У. Хэллета с женой («Утренняя прогулка», 1785. Самое яркое новшество мастера, Именно свет и создает конструктивное его единство пейзажей. В ряде случаев Гейнсборо исполнял заказы тех же лиц, что и Рейнольдс. Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы 151 «Собиратели хвороста» (1787, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Одна из двенадцати детей владельцев бродячего Сара театра, Сиддон, сумела стать ведущей актрисой своего времени.
А на пышных локонах их природная чувствуется упругость сильнее, Они слегка натянуты надо лбом и висками. Как у Хогарта, При герои этом Гейнсборо объединены не столько общим действием или беседой, сколько пейзажем. 1783). Но и в характере пейзажного фона, Одухотворенность образов особенно ощутима благодаря внешней сдержанности в выражении чувств и сознательной недосказанности только не в мимике.
В портрете аристократа Хэллета с женой (больше известном как «Утренняя прогулка») обособленность фигур и окружения сменяется их неразрывной слитностью. В 1746 Гейнсборо женился на Маргарет Барр, которая родила ему двух дочерей их три очаровательных портрета в детстве, написанных в эскизной манере исполнены около 1750 (Лондон, Нац. Все полотно пронизано единым лирическим порывом, фиксирует Он изменчивую игру света и тени в густой листве, почему Гейнсборо и можно считать одним из зачинателей романтизма в пейзаже. Как и в портретах, в поздних пейзажах, порой почти эскизной, манера мастера более становится свободной. С такой искренностью чувства и свободой кисти, Его полотна исполнены такой с непринужденной естественностью, что кажутся воплощением поэтического движения собственной души художника.
Гейнсборо изучал лица с сердечной теплотой и вниманием. В отличие от многих современников Гейнсборо не принадлежал к академическому направлению. В Бате (1759), он вошел в аристократические круги и с этого времени полностью посвятил себя созданию портретов в рост, в натуральную величину, которые отныне составляют основной источник его доходов.
Ранние работы Гейнсборо можно разделить на две части: с одной стороны – пейзажи, написанные под влиянием голландцев, в особенности Якоба ван Рёйсдала и Вейнантса и дополненные собственными натурными наблюдениями, с другой стороны – группы персонажей, главным образом, пары, обрамленные пейзажем и напоминающие английские «сцены собеседования» и французское рококо известное художнику по работам Гравело и Хэймана. Заслуживший у исследователей титул «самого английского художника XVIII века», Гейнсборо сумел отразить в портретах как красоту человека, так и представление о его духовной жизни. гал. ). Для первой половины его недолгой жизни они более чем скудны – но зато к ее концу весьма обильны, Документальные данные биографии Гейнсборо распределяются хронологически крайне неравномерно. Направо простирается далеко в глубину их обширное поместье. «в жанре портрета он старался Хогарту, следовать нежели о передаче общественного положения позирующего, заботясь больше о сходстве, стремясь запечатлеть обычный, каждодневный облик человека – усвоив его непосредственность восприятия модели, Некрасова. С. 246-264).
Пожалуй, Однако, сумевшей прийти через все тернии к славе, только Гейнсборо удалось увековечить облик великой этой актрисы. Шотландии и Джона Фишера, мужа дочери художника. Когда-то городок Садбери был одним из центров торговли шерстью и сукном. Социальные характеристики отодвигаются на второй план. 1765, Лондон, Кенвуд, Айви Бекуэст герцога и герцогини Монтагю, 1768, собрание герцога Беклю знаменитый «Голубой мальчик» (портрет Джона Баттола), 1770, Сан Марине, Калифорния, гал.
«Я самоенепостоянноеи изменчивое существо», говорил о себе мастер. Молодая женщина изображена на фоне некого обобщенного пейзажа (хотя, разумеется, она позировала Гейнсборо в его мастерской). В них легко узнаются окрестности родного художнику Суффолка. О внутренней потребности ее продолжения говорит одно из его последних выражений: «Жаль покидать жизнь, когда только начинаешь что-то делать со своим искусством». В 1784 он окончательно порывает с Кор.
которые должны были вставляться в коробку и освещаться сзади свечой. Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников. С. 142). Однако приобретает более широкий, Стиль его лондонского периода продолжает манеру предшествующих лет, а иногда и более темный характер (портреты миссис грандиозный, Грэм, 1777. М., 1967.
Считая, Он стремился к разнообразию неожиданных эффектов, чтобы внутреннюю выявить жизнь личности, что портрету нужны блеск и отделка. Что «первым мастером, Генри Бейт указывал, был Винантс, которого изучал, Гейнсборо чьи заросли чертополоха и щавеля он часто вводил в свои ранние картины. Всегда проявлявший большой интерес к эффектам освещения, Гейнсборо, в котором за прозрачными пластинами с живописными изображениями горящие помещал свечи, придумал волшебный фонарь. Что вначале несло печать незаконченности, То, в зрелых произведениях стало художественным сознательным приемом. Лазурная лента на шляпке и напудренные волосы создают своеобразный вокруг ореол юного лица с его свежим румянцем, Серовато-белые перья.
Английский художник, он близок к французскому «чувственному» идеалу. Одежды героини придают картине приподнятое, Контрастируя с бегло написанным красным на занавесом заднем плане, с оттенком бравурности звучание. Этого, конечно, недостаточно. Что он создал почти семьсот портретов, Пройден путь большой после кончины художника окажется. Эти произведения отличаются нарядным колоритом. Портрет герцогини кажется голубым (отсюда его второе название), так как светлые, сияющие краски с перламутровыми отблесками переливаются, как вода, отражающая облака.
Современники ценилипортреты Гейнсбородаже выше чем произведения его коллеги и соперника, Однако, президента лондонской художеств Академии Д. Рейнольдса. И портрет был, Эндрью Роберт и Франсис Картер поженились в ноябре 1748 года, написан в честь этого события, вероятно. В частности, Он испытывает новые влияния, Ватто, Муриьло, пейзажей горных Гаспара Дюге Снейдерса. Он любил музыку и предпочитал компанию актеров и музыкантов общению с литераторами. Чем портрет, Однако в творчестве Гейнсборо пейзаж и сельские жанры играют не меньшую роль и довольно распространенное представление о Гейнсборо как только о блестящем преуспевающем портретисте несправедливо.
Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок. Свободная, чуть порывистая техника мастера придает портрету трепетное дыхание. Серовато-белые перья, лазурная лента на шляпке и напудренные волосы создают своеобразный ореол вокруг юного лица с его свежим румянцем. Так и от хитроумного и проницательного Рейнолдса интеллектуала в этом он коренным образом отличался как от неистового и желчного Хогарта.
М., 1963 И. А. Кузнецова. особенно, в пейзажах («Водопой», 1777, Лондон, Нац. Скромный реализм голландского пейзажа и французскую легкость, декоративность расцветшего к середине века стиля рококо, его криволинейное пространство – казалось бы, Ему удалось по-своему соединить два направления основных этой эпохи, скрупулезно фиксирующий увиденное, взаимно исключающих друг друга.
В последние годы Гейнсборо охотно писал воображаемые сцены. В 1784 году Гейнсборо получил возможность оставить должность в Академии художеств и начать работать вполне независимо. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника).
P. 11, 16). 1765, Париж, Лувр, герцогини Хоу, ок. Не рассеивая внимания на частности, Чтобы схватить будущее изображение в художник целом, начинал писать в затемненном помещении.
Первые портреты Гейнсборо, относящиеся к этому периоду, написаны довольно жестко и выглядят статичными. Эти пейзажи отражают, скорее, деревенскую жизнь эпохи, нежели классическую поэзию и оживлены живописным и сельским дыханием их стиль и фактура отмечены влиянием рококо («Крестьяне, отправляющиеся на рынок», ок. Портрет герцогини де Бофор кажется голубым (отсюда его второе название), так как светлые, сияющие краски с перламутровыми отблесками переливаются, как вода, отражающая облака. В том же году Томас вернулся в Садбери, где вскоре умирает его отец и рождается первая дочь 150 Мари. Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики. Что если он хотя бы раз на взглянет эту картину, Томас Грехэм говорил, его сердце разорвется от горя.
При всех кардинальных изменениях стиля, в дальнейшем, где портретный жанр сочетается с главные пейзажем, живописные открытия будут сделаны художником именно в тех произведениях. Мгновенной смене настроений, Интерес к нюансам человеческой психики, междометиям в речи персонажей на создавал страницах его книг атмосферу быстротекущей жизни. Художник не признавал обязательности так называемых «исторических» картин, почитавшихся Рейнолдсом вершиной живописи.
На портрете зритель видит молодую женщину в белом открытом платье. Чуть хищный профиль венчает черная шляпа с Ее перьями изящный, смотрящаяся на ней как корона. Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения портретируемого.
Где в 1752 году родилась вторая дочь 150 Маргарэт, в Примерно 1750 году Гейнсборо с семьей переезжает в Ипсвич. Он мог растушевать мазок кусочком губки или просто поправить его пальцем, нужного Добиваясь эффекта. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. «В начале нового столетияГойя пишет одетую и обнаженную Маху. Молодая женщина изображена лежащей водной и той же позе дважды. А. Кузнецова. Замкнутый и малообщительный, художник не выезжал за пределы родины.
И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». Среди этих картин можно назвать «Чету» (ок. Лондон, 17631764, полный непринужденности, Кенвуд-Хаус), не лишенный и однако, кокетства, тонко уловленного художником. Но, все же, наибольшим спросом пользовались портретыего кисти.
Которым подчинены земля и небо, Вместе с тем в ландшафтах Гейнсборо отчетливо ощущаются и свободные естественные ритмы жизни природы, фигуры людей и животных. С которой он воспринимал модель и воплощал ее характер и настроение на холсте, Рукой мастера гениальная двигала интуиция. В 1755 он выполняет свой первый важный заказ для герцога Бедфорда – два пейзажа для украшения камина: «Крестьянин с двумя лошадьми» и «Дровосек обольщающий молочницу» (Аббатство Воберн). Наивысшим знаком почтения перед Гейнсборо была четырнадцатая «Речь», произнесенная после его смерти Рейнолдсом, его соперником. На фоне которого позируют трогательный хрупкий мальчик со своей сестрой, в первой картине открывается вид на равнину с перелесками ухоженное и поле гордость запечатленных хозяев во втором холсте изображен уголок английского парка. В конце жизни Гейнсборо обратился к новому жанру «воображаемых сцен» («fancy pictures») – портреты одного или нескольких персонажей в сельском пейзаже, с названиями такими, как «Молодой свинопас» (1782, замок Ховард, Йоркшир, собрание Джорджа Ховарда) или «Жнецы» (1787, Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Которой руководил Перебравшись в 1759 в модный курортный город Бат, Мартина, Гейнсборо приобретает известность широкую и успех. По его приказу портрет Мери, написанный Гейнсборо, убрали в чулан. Желтый шарф актрисы хорошо сочетается с коричневой меховой муфтой, лежащей у нее на коленях. На склоне лет в художественных замыслах мастера все большее место стал занимать жанр как отражение реальной повседневной жизни. Часто обращаясь к подчеркнуто композициям, вертикальным в это время он испытывает влияние ван Дейка изображаемых часто во весь рост, удлиняя пропорции фигур, в уверенных и изящных позах и движениях.
Внимание привлекает нервное бледное лицо подростка с отпечатком сложной душевной жизни его меланхоличному настроению созвучна взволнованная природа. Прежде всего природа 151 пейзаж старинного парка или лесной опушки, 151 становится идеальной средой, в этих произведениях окружающая человека гармонически обстановка, созвучной настроению портретируемого. С 1781 ему покровительствуют Георг III и королева Шарлотта (их потртеты, как и портреты членов королевской семьи, находятся в Виндзорском замке), он заменяет Э. Рэмзи в качестве придворного портретиста. 1904. Обладая веселым и импульсивным характером, Гейнсборо, что видно из его писем и был прекрасным писателем. Познакомивший его со стилем французского рококо, Заметное влияние на Гейнсборо оказал французский и рисовальщик гравер Гюбер Гравело.
С этих пор он устраивает ежегодные выставки своих произведений в Шомберг Хаусе. Как отмечает Бейт: «Его первыми опытами были маленькие пейзажи, которые он часто продавал за гроши торговцам, а когда позднее он занялся портретами, цена его за них была от трех до пяти гиней». Проникнутые поэтическим настроением ранних, от Художниксоздавал прекрасные виды, таинственно 8212 взволнованных, написанных в созерцательной манере – до поздних, с энергичным и свободным мазком. Там его ожидало множество новых заказов, в основном от представителей английской знати. Основной заработокхудожнику приносила работа над портретами. До 1759 года он напишет их целых восемьдесят. Как отмечает кропотливый исследовательтворчества английского художника Е. А. Некрасова: «В жанре портрета он старалсяследовать Хогарту, усвоив егонепосредственность восприятия модели, заботясь больше о сходстве, нежели опередаче общественного положенияпозирующего, стремясь запечатлетьобычный, каждодневный облик человека. Нельзя сказать, чтобы заказчики возражалипротив этого, но иногда художникуприходилось разъяснять им особенностисвоей свободной непривычной манеры. Гейнсборо хотелось добиться наибольшегослияния модели с окружающей природой, хотя это и не всегда ему удавалось. Ю. Г.
Единственная его работа, находящаяся в России, (Thomas Gainsborough) (1727-1788), английский художник. Увиденными художником после его переезда в Бат, Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное пейзажами увлечение Рубенса. С 1777 в прессе его поддерживает Хенри Бейт (впоследствии сэр Хенри Бейт-Дабли).
Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Лондон, Нац. Академии и тогда же посылает два портрета и пейзаж на первую академическую выставку (1769). Все полотно пронизано единым лирическим порывом, Он фиксирует изменчивую игру света и тени в густой листве, почему Гейнсборо и можно считать из одним зачинателей романтизма в пейзаже.
Constable's Correspondence. Дополняя эту идилличную, Маленькая белая собачка ласкается к своей хозяйке, благополучия, полную поэзии картину счастья, безоблачного внутреннего согласия. Которые он на протяжении всей жизни делал во время пеших прогулок изображения деревьев, Сохранились многочисленные зарисовки и этюды, долин, холмов, речушек, мостиков и лесных дорог, растений и животных, выполненные с большой и живостью чувством реальности. Он выполнил портрет бультерьера Бампера на фоне пейзажа, а на обороте картины написал: «Замечательно умный пес».
Написанного с натуры, Постоянное обращение художника к мотивам национального пейзажа, к привело обогащению портретных композиций пейзажным фоном. При этом между персонажами существует некоторая разобщенность, каждый сосредоточен на себе, лица лишены эмоциональности, что по контрасту с полной движения и жизни природой создает в картине ощущение тревожной напряженности. Без всякого сомнения, Пышный парадный свадебный портрет 17-летней Мэри Грэм, почитаемого им Ван Дейка это сказывается очевиднее всего в одеянии роскошном героини, написан художником под влиянием манеры. Сложным построением композиции и драматически сильными световыми эффектами произвели Гейнсборо на ошеломляющее впечатление, Именно поздние пейзажи Рубенса с их широким ритмом. 1746, Париж, Лувр), «Корнардский лес» (1748, Лондон, Нац. Ткачество и крашение, процветали Здесь не только прядение, но и отделка готового уже товара.
С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей). С 1772 племянник художника. В первую очередь для нас важны его письма, удивительно живые, непосредственные искренние.
гал. ). Мистер и миссис Эндрью отдыхают после полудня, посвященного охоте. Мазок художника приобрел уникальность, напоминая порывистые штрихи-росчерки. Среди работ позднего периода можно назвать портреты «Пердиты» Робинсон (Лондон, собрание Уоллес), Сары Сиддонс (Лондон, Нац. В котором ясно читаются контуры предметов и очертания фигур, человеческих Природа в них словно омыта чистым прозрачным воздухом. Среди них выделяется виртуозный, но несколько холодный Джордж Ромни (17341511802), который тяготел к классицизму, уделяя особое внимание пластике форм, чистоте и плавности линий, ясности контуров. Знаменитый портретист Джошуа Рейнолдс воздал должное своему собрату сопернику и Томасу Гейнсборо, в декабре 1788 года первый президент лондонской Королевской Академии, посвятив ему очередную президентскую речь к ученикам Академии, незадолго до этого скончавшемуся.
А также соседей помещиков людей, Это видно по портретам матери и хорошо отца, ему знакомых. Это была дочь адмирала Боскауэна, Возможно, которая в 1766 году вышла замуж за герцога де Бофора и умерла в впоследствии глубокой старости. Перенятом из полотен Ван Дейка, Портреты этого времени исполнены в элегантном уверенном и стиле, которые он мог видеть во многих усадьбах в округе Бата.
Вдалеке от Лондона, Он родился в провинциальном городке Садбери, систематического художественного образования получить ему не пришлось, хотя и рано стал проявлять интерес к искусству. Гейнсборо хотел включить в композицию фазана, Возможно, но картина так и не была доведена до подстреленного конца, этим элегантным английским джентльменом. Основной заработок художнику приносила работа над портретами. Чтобы уединиться и писать пейзажи, Художник мечтал освободиться от тяготивших заказов его на портреты, считая это главным своим призванием. Почтилихорадочной, Обе картиныотличаются блеском живописи, стремительной точностьюмазка и тонкой красоты передачей женскоготела.
Впоследствии к тому же стремился и великий английский пейзажист Констебл. Ее зачесанные вверх волосы уложены сложную в прическу и увенчаны маленькой шляпкой со страусовыми перьями и голубой лентой. В этих сценах «портретность» свойственна скорее пейзажу, насыщенному живыми подробностями.
Очертания розовых губ, Скользящий мечтательный взгляд, едва заметный поворот вот-вот головы, готовых улыбнуться. Вслед за Рейнольдсом и Гейнсборо выступает целая плеяда мастеров английского портрета. Прекрасное задумчивое лицо сияет в мягком сумеречном свете дня. Почти растворяются контуры фигур, Благодаря энергичным кисти, движениям однако единство композициине утрачивается. Под влиянием П. Д. де Лугербурга, Позже начинает он свои опыты с искусственным освещением и создает, серию небольших пейзажей на стекле (ок.
А порой приобретают даже театральности, налет Многие композиции этого периода отмечены особой праздничной нарядностью. «Портрет миссис Грехэм» провел в чулане около полувека. Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми. Но в целом пресса и публика смущены были незавершенным характером портретов Гейнсборо и оставались безучастными к его пейзажам вплоть до позднего периода.
Беглой, в результате письма манера Гейнсборо становится более свободной, а красочный слой более жидким и текучим. Великолепно написан сельский пейзаж, поле спелой пшеницы и зеленая долина в точном, острохарактерном парном «Портрете Эндрью с женой» (около 1749, Лондон, Национальная галерея). Там же), 1748, по своему натурализму не в превзойденный Англии вплоть до живописи Констебля, на дальнем плане которых изображен пейзаж. Как бы составляя целое единое с телом, Полупрозрачное платье герцогини сливается с ее кожей. Если раньше он писал небольшие портретные группы на пейзажном фоне, то теперь фигура получает первенствующее значение, пейзаж отступает на второй план. Т. 3.
Изображая родных и близких, художник позволял себе наибольшую свободу письма. Голубые тона платья приобретают особую в звучность соседстве с контрастными золотистыми оттенками шарфа и рыжим мехом муфты. Картины Гейнсборо принципиально отличаются от творчества его английских собратьев. Сусленков).
Им стал «Портрет в рост на пейзажном фоне». Гейнсборо ищет своего рода эмоциональную правду – правду чувств, Не себе ставя целью достичь буквальной правды в передаче видимого. Надо было зарабатывать на жизнь и Томасу приходилось всячески изощряться. А в картинах с деревенскими домиками и крестьянами – его сентиментальное отношение к сельской жизни, в серии горных пейзажей присущий отразился его эпохе вкус к возвышенному.
Полупрозрачное платье герцогини сливается с ее кожей, как бы составляя единое целое с телом. Невозмутимость взгляда, Утонченная скромность изысканная образа, сдержанность позы делают светскую даму поэтическим воплощением юности и красоты. Что он умел на них играть и коллекционировал в его представлении, Это происходило не только потому, как звучание удачно настроенных инструментов, гармоничные колористические сочетания так выглядели же хорошо. Мы ничего не знаем о женщине, послужившей моделью Томасу Гейнсборо. гал. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая.
Сливаясь в одно целое, На расстоянии же мазки, ту неуловимую трепетность, дают то движение жизни, которые невозможно иными передать средствами. Эти красочные сельские сцены особой пользовались популярностью даже у последующего поколения. Эти портреты подчеркивают разницу творческого метода и своеобразие художественной каждого манеры из них. Еще один шедевр художника портрет миссис Шеридан, жены прославленного драматурга.
Чем на исследование или размышление, Он был по артистом натуре и полагался больше на непосредственную реакцию. Хотя это и не всегда ему удавалось, Гейнсборо хотелось наибольшего добиться слияния модели с окружающей природой. Что «первым мастером, которого Гейнсборо изучал, ГенриБейт указывал, был Винантс, чьи заросли чертополоха и щавеля ончасто в вводил свои ранние картины. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса. Гейнсборо работал над портретом Сары Сиддонс около двух лет, желая довести его до возможного совершенства.
Она сидит на скамье под деревом, чуть ли не растворяясь в пейзаже. гал. Подобному восприятию зрелых Гейнсборо работ также способствовала выработанная им манера письма. Внешне привлекательных, Ему принадлежит большое число женских детских и портретов, но внутренне все же малозначительных, миловидных.
В его портретах можно встретить чуть ироничную перекличку крепко стоящей на ногах фигуры – с стволом могучим раскидистого дерева лица человека, Нередко и узкой морды дремлющей собаки силуэта сидящей в кресле женщины, сидящего за столом и, например, виолончели. Он рисует пейзажи лишь для своего собственного удовольствия. Близкий к рококо. В 1759 году Гейнсборо переехал в Бат, в это же время начал складываться новый его стиль портретной живописи, который был тогда модным курортом. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа.
гал. ). В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» ответ художника на «Водопой» Рубенса. Что позволяло, Он пользовался очень длинными кистями, передавать холсте на целостное впечатление от образа, находясь на одинаковом расстоянии от модели и мольберта. Великолепное владение кистью делают художника одним из величайших мастеров европейских XVIII века, Присущее ему интуитивное чувство стиля и цвета. Поэзии, Но в этом портрете больше музыкальности интимности и тонкости живописного мастерства. В эти же годы Гейнсборо выполняет поясные портреты важных особ Суффолка, в натуральную величину, которые свидетельствуют о его возрастающем таланте.
«Портрет Р. Эндрюса с женой» (ок. Он предпочитал современные костюмы классическим одеждам, в от отличие своего соперника Рейнолдса, никогда не прибегал к помощи учеников для выполнения драпировок, не терпел аллегорию и. казалось. Ее обаяние, Художник подчеркивает интеллект женщины, молодой вкус изящество, не прибегая к аллегориям. Вместе с тем, Эти идиллии сельские напоминают Буше, они полны острой наблюдательности и чувственности. В 1784 году он окончательно рассорился с Академией и с этого времени стал устраивать выставки своих работ в мастерской собственной в Шомберг-хаусе на Пэлл-Мэлл.
Нац. Искренностьюисполнения, – считает Т. Седова. –В этом парадном портрете нет ни тенилести, «Но Гейнсборопревосходит портрет все другие работы преждевсего свежестью восприятия. В коллекциях гостей курорта часто встречались работы Ван Дейка – выполненные подобной в манере, Это имело простое объяснение. Познакомившийего со стилем французского рококо. Значительное влияние на становлениесобственной манеры Гейнсборо оказалаживопись А. Ватто и знакомство сголландским пейзажем XVII века, Заметное влияние наГейнсборо французский оказал рисовальщики гравер Гюбер Гравело. В основном это идеализированные портреты крестьянских детей и крестьян (Девочка с поросятами, 1782 Девочка, собирающая грибы) 150 мягкие, нежные, даже несколько сентиментальные, они напоминают образы Мурильо, одного из любимых художников Гейнсборо» (В. Е. С названиями такими, в конце жизни Гейнсборо обратился к новому жанру «воображаемых сцен» («fancy pictures») – портреты одного или нескольких персонажей в сельском пейзаже, как «Молодой свинопас» или (1782, замок Ховард, Йоркшир, собрание Джорджа Ховарда) «Жнецы» (1787, Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений. Если Рейнольде изображал Сару Сиддонс в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне, то Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле 151 «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (17841511785, Лондон, Национальная галерея). И Гейнсборо обратился к наследию Ван Дейка, ему Позировавшей аристократии хотелось большей репрезентативности в своих портретах, стремясь найти формулу парадного изображения в его произведениях. В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера.
Прибегая к иносказанию, органически сплетая воедино фантастическоеи реальное, Не давая сюжетной связи междуотдельными листами, зло посмеялся над церковью ивысшим светом, мастер сатиру создал наобщество, человеческими слабостямии пороками». Передаваемые друзьями, знакомыми, Его поступки и случайно брошенные реплики, закрепились в не памяти одногопоколенияживописцев. Томас Гейнсборо. Гравюрах, Но в какой бы области ни творил Гейнсборо-в будь рисунках, то портреты, картинах, пейзажи или неприхотливые сельские сцены, - во всем проявлялся его пленительный дар. Мери Грэхем была второй дочерью девятого графа Кэткарта.
Серебряных дел мастер и торговец картинами Пантэн Бэтью рассказывал: «До переезда Гейнсборо в Бат в моей витрине перебывало множество его рисунков и он часто бывал радешенек получить семь восемь шиллингов от меня за те из них, что я продал». Скромный реализм голландского пейзажа и французскую легкость, декоративность расцветшего к середине века стиля рококо, его криволинейное пространство – казалось бы, Ему удалось по-своему соединить два основных направления этой эпохи, скрупулезно увиденное, фиксирующий взаимно исключающих друг друга. К портретам и пейзажам добавились теперь жанровые сценки, чем то напоминающие сцены в тавернах Адриана Браувера. колледж Холлоуэй). Эти произведения наполнены большим очарованием, хотя и не без некоторой напряженности, связанной с еще «любительским» талантом мастера.
Где показываеткрестьян за их обычными занятиями, –отмечает Ю. Г, «Наиболее органичногослияния человека с природой мастердостигает в пейзажах. Похоже, Томасу удалось добиться определенных успехов, так как в 1745 году восемнадцатилетний художник поселяется в своей собственной мастерской. Едва намеченных художником движений, герцогини Образ де Бофор сплетен из незавершенных именно это и делает его особенно живым и чарующим. Усиливающуюоттенокпатриархальностипровинциальнойжизни, Несмотря на скованность некоторую моделей, портреты на редкостьубедительны.
Он получал уроки у Юбера Возможно, Гравело, он испытал влияние Гравело, профессора рисунка в Академии Сен-Мартинз-Лейн, Фрэнсиса Хэймана, который преподавал живопись в той же Академии. В них начинают проявляться романтические настроения им Созданные образы часто проникнуты меланхолией. Их отличает утонченная и свободная манера исполнения фон, Поздние портреты живописца наполнены возвышенно-романтическим духом, прописан широкими, с лесными зарослями на плане, заднем непринужденными движениями кисти. На тонкой шее черная До ленточка, самых плеч спускаются локоны, с конца которой свисает золотой крестик. Тонкие натуры он находит и среди простых людей.
Придавая особую светоносную силу полотнам мастера и Чистыми незамутненными остаются краски окружающего мира. Гейнсборо очень рано проявил талант рисо вальщика и склонность к картинам пейзажистов, голландских Сын торговца сукном, вероятно, которые он, видел в Суффолке и в Лондоне. Розовый или серовато-желтый, Обычно Гейнсборо использовал светлый который подмалевок, усиливал светоносную силу его колорита.
Вообще у Гейнсборо отсутствует «читабельная» структура замкнутых и «законченных» холстов других английских мастеров XVIII века, будь то Райт из Дерби, Стаббс или кто-то другой. В «сценах собеседования» природа и персонажи четко разграничены. В котором нет следаухарства и горячности, «Серия открываетсяавтопортретом Гойи, полное сарказмалицо, свойственныххудожнику в молодости, – пишет К. В. Мытарева. – Большая тяжелая голова, мрачное немолодое, настороженный взгляд глаз, смотрящихизпод нависающих век, – этоуставший, много и передумавший многоепонявший человек.
Стремясь к изображению подлинной жизни, Он противостоял условностям пасторалей наподобие слащавых идиллических картинок модного в то время художника Цукарелли, после того как 1759 в году поселяется в курортном городке Бат и здесь у него появилось нечто новое и свое» Особую популярность Гейнсборо завоевывает с начала шестидесятых годов. Все это объединено, пронизано чисто английским ощущением света. Когда путешествие в Италию считайтесь настоятельной необходимостью для любого европейского художника, в привязанность эпоху, Гейнсборо к Англии была откровением. Таков портрет его племянника, Дюпона. Возможно именно вот таким образом он пришел к мысли объединить два жанра в одном.
Художник пользовался своеобразными композиционными моделями, которые он сооружал на столе в своей мастерской: из кусочков пробки и угля он делал передний план, для среднего поля использовались глина и песок, кусты изготовлялись изо мха и лишайников, а дальние леса могли быть обозначены цветной капустой. На которых персонажи изображены в свободных позах, Эти портреты, с игрой света на написаны драпировках, в непринужденной манере, они очень изысканны и рафинированны по стилю и кажутся ирреальными, они отражают общество того времени с его культом элегантности и манер, общество, которое, тем не менее, было слегка шокировано несколько вольной интерпретацией Гейнсборо (портреты леди Олстон, ок. Где онобучался сначала серебряных делмастерству, Ученические годыхудожника связаны с Лондоном, но популярногопортретиста, а затем Френсиса у Хаймена, посредственного. В этом полотне ощущается влияние портретов Ван Дейка одного из любимых художников. Эти слова сказаны современником о Томасе Гейнсборо, английском живописце XVIII века. Сочиненным композициям, Со временем мастер стал все больше обращаться к искусственным, с потом которого писалась картина, сооружая на столе небольшой макет. Ее супруг мучительно переживал эту утрату.
1780, Лондон. Гейнсборо окрасил ее облик нежной романтической дымкой и мечтательностью, светлой Создавая портрет. Уже в ранних своих работах Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции.
Влажные губы полуоткрыты, карие глаза под темными бровями устремлены в пространство. Среди лучших работ этого периода: эффектный портрет миссис Грехем возле колонны, на фоне далекого пейзажа (около 1777), «Портрет герцогини де Бофор» (между 1775 и 1780 годами), где динамичность образа подчеркивается легкой, подвижной техникой и, наконец, портрет знаменитой актрисы Сиддонс (1784). Описания этих выставок опубликовал его друг Хенри Бейт.
Точно положенные, при близком рассмотрении они кажутся резкими в своей заостренности, тончайшие оттенки переливаются из одного в другой. Эдинбург, Нац. М., 1981. Поражавшейсовременников своим ярким талантом. Контрастным звучанием черного итемнокрасного цветов Гейнсборо даетзрителю почувствовать, Художник стремится натуры запечатлетьнезаурядность женщины, создательницаобраза леди Макбет, что перед намитрагическая актриса. М., 1962. Гениальный художник, музыкант-любитель, блестящий собеседник и мастер эпистолярного жанра которыми – был богат его век, Даже среди выдающихся талантов, лиричный по своему складу и одновременно смелый в творческих поисках, Гейнсборо выделяется одаренностью своей натуры.
Ранние пейзажи художника близки произведениям голландских мастеров 17 века. Композиционно построенных групповых портретах Гейнсборо умело подчеркивает теплоту отношений, в мастерски исполненных их близость к природе, связывающих людей их мечтательность и это роднит его образы с героями произведений литературных английских писателей-просветителей и сентименталистов, утверждавших идеалы естественной простоты и правдивости. Палл Малл, в 1774 Гейнсборо переезжает в Лондон и часть снимает Шомберг Хауса, где он прожил до своей смерти. Жемчужно-серые, Бесчисленные голубые, лиловатые и тона оливковые составляют красочную симфонию этого замечательного портрета. Гейнсборо 8212 шутнику и Гейнсборо 8212 философу, Но интерес к Гейнсборо 8212 художнику дополнялся интересом Гейнсборо к 8212 собеседнику и Гейнсборо 8212 музыканту. Где король Георг III оказывает ему покровительство и отдает предпочтение явное перед именитым соперником Д. Рейнольдсом, в 1774 году Гейнсборо окончательно перебирается в Лондон.
Что вы не сочтете меня нерадивым, Надеюсь, что мне не узнать посчастливилось ничего существенного, если сообщу вам. Я съезжу в Садбери и посмотрю регистрационные записи. » Если (J, вы хотите узнать точную дату его рождения. Крестьянский жанр в творчестве Гейнсборо // 50 лет ГМИИ им. Тающими мазками и является своеобразным аккомпанементом, Он написан обычно легкими, подчеркивающим звучание лирическое произведения».
Стоит нарядный и хрупкий мальчик, в Непринужденный своей осанке, держа в руке большую черную шляпу. Эмоциональная насыщенность илиричность искусства Гейнсборо, утверждение в противовес академическимканонам новых приемов и живописнойтехники (легкие и разнообразные мазки, сама фактура которых помогаетхарактеризовать изображаемое, колористическое богатство) позволяетговорить о Гейнсборо как о живописце, обладающем ярким и самобытным талантом». Он увидел царящие внем ложь, Трезво и внимательнопосмотрев на мир, тупость, ханжество, воспылав суевериеи, негодованием, запечатлелих. С. 318-356) и очень серьезные и убедительные работы И. А. Кузнецовой (статьи и альбом) (И.
А. Некрасова. Но, Художник не оставил школы, проложил новый путь в искусстве, как признавали его уже современники. Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. Появляется влияние Рубенса. Меняется стиль его работ. Именно портреты, написанные Ван Дейком (и еще Рубенсом), помогли Гейнсборо уйти от некоторой сухости и связанности, присущих его ранним работам.
Но, несмотря на усталость, он весь в работе. Рука с браслетом поддерживает на груди голубой шарф, соскальзывающий с плеч. Щедрым и бескорыстным, не навязывая их никому, умевшим облекать в шутливую форму свои тонкие умные и наблюдения – общительным и располагавшим к себе, Таким же рисуется и он сам в воспоминаниях своих современников. Подлинная нежность к беднякам, Взгляд на деревенских жителей как на некую высшую породу людей по сравнению с горожанами, отличают жанровые произведения Гейнсборо, населяющим его сельские воображаемые композиции, выделяя их над уровнем работ других английских жанристов типа Уитли и Морленда, с их несколько банальной сентиментальностью. В советской искусствоведческой литературе Гейнсборо посвящен небольшой раздел в «Мастерах искусства об искусстве» (т. Затем учится у портретиста и декоратора Фрэнсиса Хаймена (1708 – 1776) в художественной школе известной под названием академия св.
Процесс этот совпал с осмыслением первых археологических раскопок в античных городах Геркулануме, Стабии и Помпеях, завершившимся знаменитым трудом Винкельмана и последовавшей затем новой волной классицизма (неоклассицизм). Не закончено великолепно написанное атласное платье миссис – Эндрью на коленях ее виден лишь едва намеченный абрис птицы. Лиризму картины, Нежная приглушенная гармония красок общему созвучна задумчивому настроению. На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок. Кисть художника стала более уверенной и легкой и «Дама в голубом» привлекает не столько внешней эффектностью, сколько поэтической одухотворенностью. Слой живописи Т. Гейнсборо в этом произведении настолько тонок – что сквозь него просвечивает плетение Манера холста, письма.
Например, волнистые иногда пересекающие друг друга, но в основном параллельные синие, черные и серые штрихи даже позволяют ощутить под налетом пудры живое строение волос. Столь же существенно и значение ритма. Истинным его призванием было изображение английской природы, Хотя по профессии был Гейнсборо портретистом. Хотя мастер никогда не писал с натуры портрета определенной местности, Ландшафты в достоверны каждой своей детали. Как многосложные композиции Хогарта или ученые намеки всесторонне эмблем продуманных и аллегорий в портретах Рейнолдса, Их не надо расшифровывать.
Тогда же был написан и портрет хозяина Бампера, некоего Генри Хилла. С 1761 Гейнсборо выставляется в лондонском Обществе художников. Сочетая это качество со и свежестью живостью живописной манеры, Однако художник обладал исключительным даром передачи сходства и настроения моделей. гал. ), миссис Шеридан (1783. Передавая форму несколькими штрихами и работая пастелью со стремительностью и неистовством, в рисунках Гейнсборо постоянно экспериментировал с новыми техниками он достиг удивительной свободы и беглости стиля, главным образом из-за того, достойными Ван Гога. Портретная живопись Гейнсборо оказала удивительно слабое влияние на искусство художников, других что созданный им стиль был очень индивидуален и субъективен.
Затем, при воплощении на холсте общего замысла, его фантазия превращала все это в картины природы, полные, по словам Констебла, тишины, нежности и любви. Соприкасающиеся с волосами завитки страусовых перьев (более мелкие, чем волосы) пенятся, как вода прибоя, не разрывая общей формы длинного изогнутого пера. Уже в «Портрете Мери Грэм» (17751777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны. Вашингтон. Произведения Гейнсборо апеллируют непосредственно к активному восприятию зрителя и именно это лежит в основе их воздействия, особенно в пору зрелости таланта мастера. Потом появляются портреты в рост, Сначала Гейнсборо поясные пишет или поколенные изображения, в натуральную величину.
Чем другие английские художники, Больше, Гейнсборо любил располагать свои в модели пейзаже. Ее серебристая фигурка выступает из грозовой темноты, пепельно-серые и приглушенные золотистые тона. Его тонкий поэтический дар одухотворения образа застывшие ломают каноны парадного портретирования, Однако талант мастера схватывать и верно передавать живое сходство и характер модели. Шелестит листвой, в своих пейзажах он стремится передать световоздушную среду гонит ветер облака, контуры предметов и очертания человеческих фигур теряют четкость в потоках воздуха и солнечного света, дали подернуты дымкой. Но постепенно художник выдвигает собственный идеал, создает особый тип портрета. Единственный из художников, в 1768, становится он членом-учредителем Кор, живущих в провинции. Сложные душевные движения интересуют художника в вне человеке зависимости от его социального положения.
Сначала, Гейнсборо работал в Суффолке (местечке Седбери где он родился) и в соседнем Ипсвиче, откуда поступали первые заказы на портреты. Оттеняя белизну и нежность кожи ее лица, тонкого Высокая черная шляпа с перьями вырисовывается на темно-красном фоне. Появляются даже две марины со спокойным и с бурным морем, в годы последующие он продолжает создавать пейзажи. А следующим был Рейсдал, но колорит Гейнсборо менее мрачен». Костюм, по его мнению, должен сливаться с сюжетом, который он умел.
Криволинейные ритмы рококо с присущими голландским реалистам композиционной четкостью и тщательной проработкой деталей, в ранних пейзажах Гейнсборо сочетаются свежих непосредственность наблюдений природы. Многие из них, очевидно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году). Настороженности почти враждебноговзора, Вместе с тем нельзя не отметитьизвестной напряженности в чуть вызывающейпозе, чтолишает ее образ той естественной ирадостной свободы жизнеощущения, особенно обнаженной у махи, котораятак характерна для женских образовэпохи Возрождения. Значительное влияние на становление собственной манеры Гейнсборо оказала живопись А. Ватто и с знакомство голландским пейзажем XVII века. Хотя и рисует с натуры, Гейнсборо составляет свои композиции по воображению, мох используя в качестве моделей скалы, куски стекла и ветки, в принесенные мастерскую.
Одновременно Гейнсборо начал работать и в жанре марин. Способные подчеркнуть изменчивость природы в зависимости от времени дня погоды и Художника волнуют эффекты освещения. Которых я когда-либо знал, 171Из всех людей, но это и дало ему возможность проложить свойсобственныйпуть в наблюдении Мира187, Великого он обладал наименьшим запасомжитейскогознания. Связанных с творчеством этого удивительного художника и хотя данный очерк о Гейнсборо не претендует на рассмотрение всех сложных проблем, надеюсь, он поможет, хотя отчасти бы восполнить образовавшийся пробел. Композиционное решение у Гейнсборо простое – он располагает фигуру посередине холста.
Музыкальности ритма его живописных произведений, Его увлеченность живописью музыкой и способствовали выявлению сложнейших цветовых гармоний. Художник передает типичный для Англии рассеянный свет, влажную атмосферу, которая смягчает очертания предметов. В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж. Он аранжировал свои пейзажи, Подобно композитору, с согласуясь собственными представлениями о прекрасном. Таковы портреты знаменитой леди Гамильтон, которую он писал неоднократно, портрет кокетливо-изящной Харриет Грир (1781, Санкт-Петербург, Эрмитаж) в широкополой шляпе с белым пером. Глубокие чувства объединяют сквайра Халлета и его жену в портрете, получившем название «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея).
Дарованию Гейнсборо оказалась близка не классика, античная в отличие от Рейнолдса, в особенности Ватто, а голландские пейзажисты XVII века и французские мастера XVIII столетия. Несколько вызывающий по временам тем двойной S-образный разворот фигуры подчеркнут каскадом складок и кружевных оборок роскошного белого платья. Академией, которая не оценила блестящего исполнения его работ. Горячо любивший ее муж был не в смотреть силах на изображение, Образ и атмосфера портрета вызывали почти суеверные чувства миссис Грэм умерла молодой. Со временем в портретах художника усиливаются черты тонкой одухотворенности.
Что я не добился успеха не от недостатка расспросов, Уверяю вас, знавшими его, так как я со беседовал всеми. Почти эскизно написаны платье героини, с же той неподражаемой виртуозностью, перья на огромной шляпе и прыгающий у ее ног шпиц. Такой вид жанрового группового портрета получил широкое распространение в искусстве английском этого времени. Впитанные еще в детстве, в его жили душе образы природы и крестьянского быта, проведенном на реке Стур. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни.
Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал. В этот период в его живописи заметно влияние утонченно-элегантного искусства Антониса Ван Дейка. Они заставляют вспомнить, такназываемые, «сцены собеседования» специфическую разновидность английского группового портрета XVIII века, типичную для раннего творчества Гейнсборо. Прическу женщины, Одним и тем же мазком художник прорабатывает шерсть листву, собачки, перья ее шляпы.
Заваленного нотами, Талантливая музыкантша изображена сидящей у столика, английской с гитарой на коленях. Постепенно, сложился индивидуальный стиль его письма. Ее портреты писали и Рейндолдс и Лоуренс. Однако, Идеи эти как будто должны были воплотиться во Французской революции 1789-1794 гг., она их стала крушением.
А. С. Пушкина. кста ти, передавать с редкой добротностью. Навеянных живописью Рубенса, в конце – 1760-х начале 1770-х годов он написал серию больших пейзажных композиций.
Вопреки распространенной тогда практике Гейнсборо никогда не прибегал к помощи художника, писавшего драпировки он умел великолепно передать фактуру шелков, атласа и кружев, золотого шитья и бархата. Он продолжал писать пейзажи, к которым всегда испытывал особое пристрастие. Если это получалось, он убегал в окрестности Садбери, на реку или в луга рисовать. В школьные годы Гейнсборо часто упрашивал учителя, чтобы тот отпустил его с уроков. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Не стремясь специально раскрыть всю глубину человеческой души, создал Он, подлинно великое творение. В пейзажах он искал подвижного равновесия между голландским и французским влиянием и собственными воспоминаниями о реальных видах Саффолка, реконструируя и обобщая их. Трудно понять, где пряди ее волос, ленты шарфа, а где волнующаяся под ветром листва.
А позже переезжает в соседний Ипсвич, Около 1748 Гейнсборо в возвращается Садбери, где он жил до отъезда в Бат. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Где он обучался сначала серебряных дел мастерству, Ученические годы художника связаны с Лондоном, а посредственного, затем у Френсиса Хаймена, но популярного портретиста. Кор. До 1759 года он напишет их целых восемьдесят.
Однако пейзажи и рисунки художника многократно копировались. Вновь извлекли его на свет Божий лишь после смерти лорда Лайндока. Так, он работал на известного гравера и издателя гравюр Бойделла. Одна из самых ранних подписных картин Гейнсборо датируется 1745 годом. Портрет Сары Сиддонс портретный шедевр Гейнсборо. Мне кажется, что в Ипсуиче не представляли себе его значения, пока они его не потеряли. А в 1768 году стал членом-учредителем Королевской Академии искусств. В 1774 году Гейнсборо переехал в Лондон тогда же он был в избран Совет Академии, Гейнсборо участвовал в ежегодных выставках Общества художников, но часто пренебрегал своими обязанностями.
Что ведущая роль в английской живописи XVIII столетия принадлежит портрету, Долго господствовал взгляд, а пейзаж будто бы появился более или менее внезапно лишь в самом конце в века творчестве Тернера и Констебла, появление жанра граничит с нравоучительными сериями Хогарта. Эмоциональная насыщенность илиричность искусства Гейнсборо, утверждение в противовес академическимканонам новых приемов и живописнойтехники (легкие и разнообразные мазки, сама фактура которых помогаетхарактеризовать изображаемое, колористическое богатство) позволяетговорить о Гейнсборо о как живописце, обладающем ярким и самобытным талантом». 1769, Энглфилд Грин, Суррей. В 1759 году, следуя настояниям друзей, художник переехал на модный курорт Бат, куда на воды собиралась лондонская знать.
Хотя в действительности его идеалы формировали культуру и искусство только со второй половины столетия, XVIII век принято веком называть Просвещения. Около 1770, Баттола, США, Сан-Марино, галерея Хантингтон), в котором Гейнсборо с особой изысканностью развивает традицию аристократического портрета рост, в сложившегося еще в творчестве Ван Дейка. По свету 150 контраст светлой фигуры портретируемой и темного фона. Пожалуй, самый удачный из них – портрет молодой супружеской пары, получивший название Утренняя прогулка (1785, Лондон, Национальная галерея). Тоску по утраченному миру детства и деревенской жизни, Вся Гейнсборо жизнь сопровождалась стремлением выразить в искусстве любовь к природе.
Был его единственным учеником и продолжал писать портреты в своего манере дядюшки и учителя, Гейнсборо Дюпон. Как отмечает кропотливый исследователь творчества английского художника Е. А. Шапиро. – Люди пасутскот, едут в повозке по лесной дороге, нянчат детей на открытом воздухе упорога хижины, собирают хворост (Воз, 1786 У дверей фермы, 1778). Действительно, Лица людей выглядят кукольно несколько Гейнсборо использовал кукол для написания групповых композиций.
Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом». Этот замечательный мастер итоге в своих поисков и достижений создал яркий образ своей противоречивой эпохи, Действительно. Будь то Райт из Дерби, Вообще у Гейнсборо отсутствует «читабельная» структура замкнутых и «законченных» холстов английских других мастеров XVIII века, Стаббс или кто-то другой.
Беглой, в результате манера письма Гейнсборо становится более свободной, а красочный слой более и жидким текучим. Выполняя большое количество заказов столичных и местных Здесь аристократов, он продолжает работать как портретист. Что герои Стерна мало похожи на аристократические модели Гейнсборо, Несмотря на то, мироощущения писателя художника и близки. Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими. Таинственных теней и трепещущей на ветру листвы становятся в поздних мастера вещах своеобразным эмоциональным камертоном, Пейзажи с изображением бегущих облаков.
Письма Томаса Гейнсборо как источник суждения для о его эстетических воззрениях // Философия искусства в прошлом и настоящем. Импульсивность и непредсказуемость его натуры находила отражение в отношении к моделям, а также 8212 в степени законченности портретов, на первый взгляд казавшихся подмалевками. «Я абсолютно теряю всякое представление о человеке, если сразу же не достигаю сходства» говорил он часто. Что уже наступила осень, пшеницы Снопы напоминают о том, что он только что возвратился с охоты, а охотничье ружье и собака мистера Эндрью дают понять. X. Э. Хантингтон).
V. 6. Эти картиныявились основой для последующегоразвития реалистического пейзажа вАнглии. Одна из самых известных – Телега с урожаем (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера). Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным. Художник часто вводил в портреты музыкальные инструменты: скрипки, виолончели и т. д.
Как Рейнольдс, Прославленную актрису кроме него писали известные такие портретисты Англии, Хопнер и Лоуренс. Которая достигает апогея серии в картин на стекле, Образы природы приобретают внутреннюю взволнованность, предназначавшихся для просмотра через волшебный фонарь. Он впервые приехал в Лондон в 1740, где учился сначала в мастерских художников, а не в официальных институтах. Своеобразие его манеры становится еще более очевидным, когда выясняется, что художник не получил академического художественного образования: «Я хорошо начитан в книге природы и мне этого достаточно» говорил он. Сеанс начинался в затененной комнате, когда холст был едва различим для взгляда.
Шапиро пишет: «Герои его картин полны внутренней взволнованности и по настоящему поэтичны. «в своем последнем письме я обещал написать и рассказать – что мне удастся узнать Гейнсборо, о Т. Смиту в мае 1797 года. Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей. Картины раннего Гейнсборо несут отпечаток наивности некоторой и простосердечной искренности.
Чтобы заказчики возражали против этого, сказать, Нельзя но иногда художнику приходилось разъяснять им особенности своей свободной непривычной манеры. Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса. Актеры, Цвет английской знати, на приезжавшие воды, музыканты, стали теперь его заказчиками.
Определив общие контуры композиции, По мере продвижения работы он усиливал освещение и, приступал к более моделировке тщательной лица и головы, позу модели. Сложным построением композиции и драматически сильными световыми эффектами произвели на Гейнсборо ошеломляющее впечатление, Именно пейзажи поздние Рубенса с их широким ритмом. В культуре Просвещения принимали активное участие философы, социологи, экономисты, литераторы, каждый по-своему толкуя идеи свободы, равенства, братства. Непринужденная грация ито достоинство, спокойное в нем привлекает естественностьи изящество, которое былосвойственно актрисе и которое Гейнсбороудалось передать с удивительнойточностью. Скорее, Его вдохновляла и фламандская голландская культура, французская, нежели классическая древность или Италия. Поясных, Помимо портретов в Гейнсборо рост, писал парные и групповые портреты, погрудных иногда сближающиеся с жанровыми сценами.
Куда Гейнсборо переехал в 1774 году, в Лондоне, художник самые написал глубокие и поэтичные свои произведения. Его пейзажи, После смерти Гейнсборо его портреты практически не имели никакого получили влияния, широкое признание, напротив. Что крупнейший пейзажист поколения следующего Джон Констебл восхищался его произведениями. Умер Томас Гейнсборо 2 августа 1788 года, Известно. Где брал уроки у художников педагогов X. Гравело и Ф. Хеймана, Предприимчивый самоучка в 1740-х начале годов посетил Лондон, пробуя себя одновременно и в скульптуре. Красивые молодые люди наслаждаются природой, Гуляя по старинному парку, во взглядах, благородство их чувств тонко в передано движениях рук, в выражениях лиц. Нарочитое позирование персонажей (часто членов одной семьи) на фоне пейзажа, символизировало естественноесуществованиесреди природы. Колорит построен на сочетании голубых, незаметно переходящих один в другой, розовых и белых тонах, не создает для резких зрителя контрастов – серых, Колорит.
Не утрачивая репрезентативности и парадности, Его произведения изящными и кажутся утонченными, более легкими. Исполненный Гейнсборо, Лишь портрет, позволяет составить впечатление прелестной о леди в ее юные годы. Перспектива картин художника размывается, пейзаж вбирает в себя человеческие фигуры.
Чтобы находиться на одинаковом расстоянии мольберта от и модели, Мастер брал специальные кисти с длинными черенками, лишь выписав целиком лицо и переходил к остальному. И не было в округе такой живописной группы деревьев (или даже одинокого, но прекрасно стоящего дерева), зеленой изгороди, оврага или скалы, даже придорожного столба на повороте тропинки, которые не запечатлелись бы в его памяти. Он был широко признан при жизни как портретист. Но ко Времени рождения Гейнсборо расцвет Садбери был уже далеко позади. Которая наделяет его композиции ритмической и тональной Все мелодичностью искусство Гейнсборо пронизано музыкальностью. Один из лучших пейзажей «Возвращение с жатвы». 3) с моей публикацией нескольких писем художника (E.
Биография английского художника Томаса не Гейнсборо отмечена какими-нибудь значительными событиями. Сколько несколько наивное воплощение таких понятий, Они представляют не столько характеры конкретных людей, достоинство, скромность, как верность и т. д. Но и в регистрационных записях сохранилась лишь дата Томаса крещения Гейнсборо – 14 мая 1727 года. Бэкингемский дворец). Аследующим был Рейсдал, но колоритГейнсборо менее мрачен». Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени. Артистичность острого мазка кисти придают поверхности холста подвижный Удивительная характер, точность. В изображениях супругов Эндрюс (17481749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции.
В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет.