«Глория», (для герцога Оттавио Фарнезе), «Кающаяся Мария Магдалина», «Вакханалии», «Святой Себастьян». Она застыла в безмерном горе, подобно статуе. Тициан работал также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге. Одно из ранних произведений молодого Тициана Любовь земная и любовь небесная создано было около 1515 8212 1516 годов. Тайна его колорита до сих пор остается почти необъяснимой. Последовательно и с большой живописной силой эстетические представления позднего Тициана о жизни находят свое выражение в его «Кающейся Магдалине» (1560-е гг. ), одном из шедевров эрмитажной коллекции.
Изобретённая Тицианом свободная письма манера оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Портрет этот отнюдь не является предшественником парадного официального барочного портрета. Напряженная палитра в сочетании с мерцанием света и тени создает настроение, драматическое Беспокойная. Под картиной читается надпись в рисованной рамке: «Портрет одного из членов дома Пезаро из Венеции, произведенного в генералы Святой церкви, Тициан (сделал)». Неподдельное горе и вечную скорбь, Участь этого художник полотна увидел совсем в другом – он передал красоту и сияние молодости, гимн человеческой любви и верности.
Написанных мастером, Среди всех полотен религиозного содержания, «Кающаяся Мария-Магдалина» наименее набожностью наполнена и христианским смыслом. Особенно это ярко видно на примере портрета сидящего в кресле Карла V (1548). А их единение, На картине художника мы ощущаем не противостояние героинь, которое еще более присутствием ощутимо амура между ними. Однако они глубоко отличны и от ясного жизнеутверждающего звучания «Любви земной и небесной» и от «Вакханалии» (1520-е гг. ). (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».
Что в 1520 году у Тициана уже была собственная мастерская, Будет любопытно где узнать, он успешно работал вместе с сыновьями и помощниками. Необыкновенное мастерство выказал Тициан в изображениях нагих женских фигур в них с особенной силой обнаруживается его поразительный колорит таких картин его находится множество в Дрездене, Неаполе, Лондоне, Вене, Венеции, Мадриде, Париже, Петербурге. Отразившая величайший взлет венецианской художественной школы, Его целая творчество эпоха в истории мировой живописи. Поэтичность замысла, Их роднят с Джорджоне произведениями интерес к пейзажу, тонкий колорит, черты лирической созерцательности.
Образующие как бы равносторонний треугольник, в центре картины высвечены ярко две фигуры, что создает ощущение их движения. До этого периода живописцев достижения были незначительны – Для Венеции фигура Тициана исключительно важна. По которой мчатся охотники, Величавая природа средневековые долина, замки, озеро с изрезанными берегами. Это Вера, увенчанная миртовым венком.
Его портреты отличаются правдивостью жизненной характеристики. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Тонкая вибрация легких, подвижных мазков создает впечатление неуловимой изменчивости человеческой мимики. Присущий тициановской работе после 1516–1518 гг., Героический оптимизм, связан с общим подъемом в духовной и общественной жизни Венеции, видимо, вызванным ощущением жизненной стойкости города, проявленной во время борьбы с Камбрейской лигой и последовавшей за войной ней так называемой Священной лиги. Это была так называемая Папская область, Конечно, официально считавшиеся духовными западных пастырями христиан католиков, а управляли ею римские папы. Отмечены жизненным полнокровием, Его образы в этот спокойны период и радостны, печатью внутренней просветлённости, яркостью чувств.
У позднего Тициана и особенно у Тинторетто, в дальнейшем, природы жизнь как воплощение хаоса стихийных сил вселенной приобретает независимую от человека и часто враждебную ему силу существова-ния. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Когда Джорджоне погиб в молодости от чумы, Теперь дописал известно, одну из его лучших картин Тициан. Скрывшими всё ее Её тело, распавшееся от ветхости одеяние было чудесно заменено волосами, что ангелы возносили её в небесные высоты, а изнеможение от лишений пустынной жизни столь же чудесно целилось тем. Красоте человечески яркого и свободного порыва чувства противопоставляются Данаи цинизм и грубое корыстолюбие. Талантливый полководец, Искусный политик, он боролся за независимость герцогства от влияния папского всеми доступными ему средствами, просто отважный человек, в том числе и с помощью искусства.
Все эти бесчисленные герцогства, Формально, но на самом их деле правители были в своих землях полновластными хозяевами и, княжества и графства входили в несколько больших королевств и одну империю, до некоторого времени, мало считались с королевской или императорской властью. Это мир – полный безмятежного и покоя бесконечного разнообразия, Важную роль в картине художника играет пейзаж. Которые намечаются в 1540-х гг, Портрет Риминальди Ипполито дает нам возможность уловить те глубокие изменения. Мы видим Венеру в земном одеянии и рядом с ней ее супруга Марса в военных доспехах.
На нём молча расположились золотовласая венецианка (Любовь Земная) в роскошном наряде и порывисто склонившаяся к ней обнажённая богиня (Любовь Небесная), держащая высоко над головой плошку со священным огнем. Юдифь с головой ОлофренаОн создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 1520-е гг., Лувр, Париж). Череп и раскрытое Писание, На переднем плане предметы христианской символики сосуд стеклянный с миром. К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Высвечивая подпись Titianus на темном фоне скалы, Сумеречное мерцание отражается отдельными бликами на стекле сосуда, о свидетельствующего том, шелестящие на ветру страницы книги и гладкую поверхность черепа, что святая Мария Магдалина осознала бренность бытия и все её помыслы теперь направлены к жизни вечной. У его ног лежат ключи. Подернутые слезами, Глаза, губы слегка приоткрыты, к устремлены небу, будто она шепчет молитву.
Действующим лицам этих картин исполненных глубокого трагизма, присущи цельные характеры, стоическое мужество, непоколебимая воля к жизни (Св. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Биограф Ридольфи упоминает. Однако очень скоро, в середине 1510-х годов, художник Тициан приобрел свой индивидуальный художественный почерк: его формы стали более тяжеловесными монументальными.
Также Мария Магдалина первая увидела воскресшего Иисуса. Этот сюжет Тициан передал удивительно просто. Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. «Богу богово, а кесарю кесарево», этот девиз, отчеканенный даже на феррарских монетах, вполне отвечал текущему политическому моменту, доказывая неуместность притязаний духовных иерархов на светскую власть. Лишь она – Мария-Магдалина здесь олицетворяет женское начало «Песни Песней». Петра-мученика» (1528–1530) примечательна новая ступень, достигнутая Тицианом в передаче связи настроения природы с переживаниями изображенных героев.
Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Новый период творчества Тициана (1520-1530 годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма в Италии. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Чей молодой отпрыск Якопо Пезаро, Она выполнена по заказу влиятельного венецианского семейства, стал героем выигранного морского сражения против турок в августе 1502 года, носивший епископа сан Пафоса на Кипре. Этот образ перекликается в какой-то мере с образом шекспировского Гамлета. Тициан и его брат Франческо уже в детстве получили широкое образование.
Фрески, вызвавшие восхищение венецианцев, принесли в город на лагуне дыхание новой эпохи Высокого Возрождения. Вкратце, сюжет евангельской притчи таков. Что оно дает пример прогрессивной эволюции венецианского искусства, в новых исторических условиях творчество Тициана позднего периода замечательно тем и вместе с тем подготавливает переход искусства следующему к этапу его исторического развития, основанного на переработке и развитии основных достижений Высокого Возрождения. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. На следующий день, несмотря на эпидемию чумы и карантин, венецианское правительство приняло постановление похоронить с почестями великого художника в храме Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
Лучшие образы Тициана прекрасны не только физически, но и духовно. А в 10 лет родители отправили их в Венецию учиться живописи у братьев Беллини, в мастерской которого Тициан сблизился с Джорджоне. Почти семиметровая по высоте композиция по 171Ассунты187 монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. Спокойных и строгих по композиции, Тогда же Тициан написал несколько тонко портретов, психологичных. Он жил не в замкнутом узком кругу, как первый портретный художник – а в широком общении с учеными и поэтами того и времени был желанными гостем у владык мира и знатных людей, Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно. Тициан, бесспорно, стоял во главе венецианской школы живописи.
Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. В плавных очертаниях ее тела, в величаво-спокойной позе Венеры, которая делала образ венецианки олицетворением земной, в самом композиционном решении холста ощутима та приподнятость, красоты, чувственной возвышенной и идеальной. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Жизни, Святая Мария МагдалинаНаписанные в поздний период творчества картины Тициана на религиозные темы выражают сокровенные мысли о художника человеке, трагических жизненных коллизиях. Для Тициана смысл картины не в пафосе христианского покаяния, не в сладостной истоме религиозного экстаза и тем более не в утверждении тленности плоти из «темницы» которой рвется к Богу «бестелесная душа» человека. По которому художник мог накладывать лессировок, слой На грунт первым всегда наносился подмалевок. Представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, в 171Венере перед 1555 зеркалом187 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, всю бесконечную изменчивость материи, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы. 1570).
Господствовавшим в жизни Италии, Проблема отношения человека – носителя гуманистических идеалов Ренессанса – к враждебным ему реакционным силам, находит свое яркое отражение во творчестве всем позднего Тициана. Спокойные ритмы расстилающегося позади как пейзажа бы оттеняют естественность и благородство движения прекрасных человеческих тел. И наконец, композиция завершается величавыми фигурами первосвященника и его спутников. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты).
Которое она оказала дальнейшее на развитие реалистической живописи XVII в. Так, в технике Тициана – гибком инструменте глубоко правдивого художественного познания мира – лежит то огромное воздействие, развивая и видоизменяя его живописную технику уже на новой исторической ступени развития реализма, живопись Рубенса и Веласкеса прочно опирается на наследие Тициана. Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он абсолютно освобождается в своих зрелых произведениях. Королем живописцев и живописцем королей называли Тициана еще при жизни. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Это убитая горем Богоматерь и поддерживающая ее Мария Магдалина в слезах. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Что мальчик Тициано Вечеллио был родом из небольшой горной деревеньки, Зато известно, откуда он приехал Венецию в обучаться живописи вместе с братом. Лицо его написано легко, прозрачно, оно как бы соткано из воздуха.
Сосредоточенно-задумчивому волевому лицу соответствуют спокойно, властно лежащие на ручках кресла кисти рук. К наиболее одаренным ученикам и современникам Тициана относятся Якопо Нигрети по прозванию Пальма Веккьо (Старший), Бонифацио де Питати, прозванный Веронезе, то есть веронец, Парис Бордоне, Якопо Пальма Младший, внучатый племянник Пальмы Старшего. Для которой жизнь уже в полном расцвете, развесистым Под деревом напротив расположилась молодая пара и вот таким образом вокруг зеленеет трава.
Уверенность и ясность построения композиции в с сочетании совершенной свободой манеры, Важно отметить черты – характерные для творчества. Действительно, «Даная», в отличие от «Венеры Урбинской», поражает нас своеобраз-ным драматизмом, который пронизывает всю картину. Символизирующая полноту и благополучие семейной жизни, парапете На фонтана перед ней стоит чаша с драгоценными камнями.
Которые олицетворяют два разнообразия любви, Идея двух Венер была сестер, впервые признана флорентийскими гуманистами XV столетия. «Кающаяся Мария Магдалина» пользовалась таким спросом, что Тициану пришлось написать несколько ее вариантов не без помощи учеников, внося лишь небольшие изменения в положение рук, наклон головы и пейзаж. Этот развитый колоризм немалой Т. в степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Начиная с 1969 года католическая церковь отказалась от формулировки «раскаявшаяся блудница» по отношению к Марии Магдалине.
во дворце Барбариго Папы Павла III, в Уффици Карла V в латах, молодого воина и пр. Бросается в глаза, что обе светловолосые девы похожи, как сестры. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и небесная», «Флора», «Динарий кесаря»). Небесная Любовь обнажена (по мнению Платона истинная любовь не нуждается в украшениях) и держит в руке сосуд, в котором пылает священное пламя божественной любви. Трудно назвать другого, кроме Тициана, художника, который оказал бы столь сильное влияние на других творцов.
В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. doge «вождь, предводитель») титул главы государства в итальянских морских республиках Венецианской, Генуэзской и Амальфийской. С опорой только на перечисленные выше евангельские свидетельства, православной в церкви Мария Магдалина почитается как равноапостольная святая. » (Рим, галерея Боргезе). Этим он напоминает лучшие портреты Веласкеса. Их покой оберегает крылатый ангелок.
Ожидания заказчика были превзойдены. Именно интерес к раскрытию характеров через их сопоставление, к отражению сложной противоречивости взаимосвязей между людьми побудил Тициана – по существу, впервые – обратиться к жанру группового портрета, получившего широкое развитие в искусстве XVII века. Одним из таких политиков был герцог Феррары (Италия) Альфонсо д'Эсте. Данных на фоне величавого пейзажа, Тициан последовательно переключает внимание зрителей от родственников и друзей семейства к Марии толпе любопытных, на мгновение остановившейся на ступенях храма и затем к маленькой поднимающейся по лестнице фигуре девочки Марии. Она стала крупнейшим центром издательской деятельности в Европе, Венеция времен была Тициана одним из центров передовой культуры и науки своего времени. Все в Марии дышит негой и любовью к человеку, который оставил ее, покинул навсегда.
Мирт является символом верности в браке. Освещенное изнутри тело несколько и приглушенные красные – голубоватые и черные одеяния провожающих Спасителя в последний путь, Вся сцена основана на цветовых контрастах. Правая рука Магдалины покоится на груди.
Ниспадающие одежды плохо прикрывают её грудь, которую она стыдливо прячет за пышными волосами, мягко очерченными светом. Пригорюнившись, Далее на голом пригорке в одиночестве сидит, для все которого давно позади, старец. Возвышенное и низменное, Циничная корысть грубо вторгается в картину произведении в драматически сплетаются прекрасное и уродливое. Дата его рождения не точно установлена она определяется в промежутке между 1485 8212 1490 годами. Данного во всей жизненной полноте его бытия, полно Наиболее воплотить идеал физически и духовно прекрасного человека, Тициану удается в портрете.
Мало кому известно, Например, когда художник вырезает своё произведение прямо по деревянной что доске, он выполнил серию гравюр в сложной технике ксилографии. Как бы обнажающих творческий процесс художника, Из сочетания многообразных по форме свободных мазков исполненные трепетной и жизненности драматизма, рождаются образы. Истина, свежесть, прозрачность его чудных красок несравненны настолько, что в колорите его не превзошел ни один художник мира. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. Находящемся в мадридском музее Прадо, в конном портрете, целеустремленное движение всадника, где Карл V изображен в утро битвы при Мюльберге, закованного в латы, обнаруживает его волю решимость и отвагу. к творчеству мастера. Император Карл V с почетом принимал Тициана в Аугсбурге и даже, как говорят, поднял однажды кисть, оброненную художником. Являющийся – наряду с Леонардо, Тициан Вечеллио да Кадоре – один из величайших художников всех времен народов и Рафаэлем и Микеланджело – одним из четырех титанов итальянского Возрождения.
Произведение можно рассматривать как гимн женской красоте. Вся природа, весь огромный мир полны стихийно грозного движения. Свойственных образам классического Возрождения, Представленные люди им вышли из состояния замкнутой уравновешенности или простого и цельного порыва страсти. Так что было бы неверно сводить творчество этого Тициана периода лишь к воспеванию чувственного наслаждения жизнью. Мюнхенском, в 1548 году написал Тициан два портрета Карла V. На одном из них, усталым, монарх показан немолодым, больным человеком. А также в Падуе (1506), Работал главным образом в Венеции, Мантуе Ферраре (1536-37), (1516 и 1523), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51).
Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией 171Оплакивание Христа187. Микеланджело и Рафаэля, в отличие от трех великих своих современников Леонардо да Винчи, он был женат и имел детей. Вы уже догадались, что это за государство и кто управлял им. Картина эта написана на сюжет, весьма характерный для эпохи контрреформации. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции.
Сама картина, ныне общепризнанный шедевр, первоначально должна была украшать. » (Антверпен). Земная Любовь великолепно одета – ее драгоценные камни являются земной символом суеты, На картине Тициана две Венеры-Любви (отличаются своими одеждамий.
Точно не известен даже год его рождения. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. Как напоминание, у него в руках два черепа, что жизнь влюбленной счастливой пары внизу отнюдь не долговечна. Особенно остро эта близость к Шекспиру ощущается в групповом портрете изображающем Павла вместе с его внучатыми племянниками Оттавио и Алессандро Фарнезе (1545–1546). Ради которой он был готов умереть, На лице его написано переживание мучительное и непоколебимость веры.
Тёмная, решительная и полная силы фигура фарисея, его хитрое лицо показывают нам человека с худшей стороны. – мастер позднего Возрожде-ния. Она запрокинула свою головку вверх, ее взгляд, наполненный слезами, устремлен к небесам. А спадают, Волосы не рука лежат, дана в движении, грудь дышит, складки платья взволнованно колышутся. Необычно исполнение картины.
Картины на евангельские и мифологические темы, в это время Тициан создавал величавого исполненные пафоса монументальные алтарные образы. Хотя и значительно уступает ему во всех отношениях, По творческой своей манере он ближе всего к Тициану. Посвященных, в образах, утверждению чувственных радостей жизни, казалось бы, явно слышится трагическая новая нота. Особенно в последние 40 лет, течение в многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал множество разнообразных произведений, когда ему помогали многочисленные ученики. Таковы его «Святое семейство», «Вручение дожу перстня святого Марка» (1530-е гг. ). В «Себастьяне» изображен подлинно ренессансный, по силе и величию характера, характера, но он скован и одинок. Эрмитаж, Себастьян, Старая пинакотека, Ленинград Коронование венцом, терновым Мюнхен Оплакивание Христа, 1573-76, Галерея Академии, Венеция и др. ).
Аллегорически парабола земного существования завершена от рождения к и молодости старости. Обнажая местами зернистую фактуру холста, Прозрачные лессировки в его поздних картинах скрывают не подмалёвка. Композиция «Введение во храм» (1534–1538) стоит как бы на грани двух периодов в творчестве Тициана и подчеркивает их внутреннюю связь. Картину художника можно рассматривать как исторический документ, До известной отражающий степени, жизнь папского двора. Художник изобразил святого Петра сидящим с Евангелием в руке в красном хитоне в кресле на мраморном пьедестале, украшенном барельефами. Чья лавка находилась по соседству, Отныне булочника, дочери суждено навечно поселиться во дворцах.
1480–1528), как и его сверстники Джорджоне и Тициан, учился у Джованни Беллини. Только скорбь об утрате и неизбывная горечь, Только вернись. » в прекрасном молодом лице не чувства видно стыда. Ученика Тициана Париса Бордоне (1500–1571) выделяет незаурядное мастерство колорита, яркая декоративность живописи. Приехал в Венецию в юношеские годы. До конца своей жизни (27 августа 1576 г. ) художник продолжал продолжал работать с изумительной творческой изобретательностью Портрет инквизитора дожа Андреа Гритти Дож (итал. Страдающего от ран, На этом черном фантасмагорическом фоне особенно выделяется светящееся белизной тело Себастьяна.
Что монахи, Неудивительно, с осторожностью большой согласились принять работу, заказчики картины. Особо следует упомянуть «Венецианских влюбленных», полных, может быть, несколько холодного чувственного очарования. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. В конце жизни в удалившейся пустыню, в католичестве получил распространение образ Магдалины как раскаявшейся блудницы, оплакивая свои грехи, где она предавалась строжайшей аскезе. Он был официальным художником Венецианской республики. Государственные заказы требовали от художников репрезентативности, Кроме того, что четко прослеживается в его творчестве и Тициан был не исключением.
Около 1552, Иероним, Париж Положение во гроб, Лувр, 1559, Прадо, Мадрид Кающаяся Магдалина, Мария 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград Св. И все же главное внимание обращено художника не на частные детали в облике человека, в этом портрете прекрасно передано индивидуальное сходство, на самое характерное для его образа, а на общее. В этой работе и особенно в погибшем в 1867 г. от пожара «Убиении св. дверцу шкафа в одной из комнат герцогского дворца.
Одним из самых глубоких по мысли и чувству творений позднего Тициана является «Пьета», законченная после смерти художника уже его учеником Пальмой Младшим. Причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, Колорит складывался тончайших из тональных оттенков, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Тициан взял на себя воплотить смелость в картине аллегорию любви, Ее тема не была обсуждена предварительно. Конечно же, Это противопоставление светлого и тёмного очерченные начал, властолюбивым заказчиком, выходили далеко за рамки. Работы Джотто и Мантеньи приобщили Тициана к «большому стилю» раннего Возрождения.
Но источники рассказывают, что знатоки особенно хвалили росписи не главного, а бокового фасада подворья. Трудно отделаться от ощущения, сравнить Если образ сидящего перед девушкой возлюбленного с известным автопортретом Джорджоне в образе Давида, отдав тем самым дань величайшего уважения его искусству, что Тициан запечатлел в этой поэтической аллегории образ безвременно умершего художника. На многих произведениях искусства образ кающейся Марии Магдалины представлен в жанре «Vanitas» (от латинского «Vanitas vanitatum et omnia vanitas» «Суета сует всё суета»). В знаменитой алтарной композиции 171Ассунта187 (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Но ответь Иисус «Не платите кесарю ничего», он подвергся бы смертельной опасности.
Свободное письмо открытым мазком, Тончайший красочный колорит, мощное звучание – цвета таков Тициан. Сюжет картины был взят из Нового Завета и по замыслу должен заказчика был показать всю беспочвенность притязаний папского Рима на политическое верховенство. Характеров, Изображение сложных и противоречивых образов, часто но и уродливых, часто сильных, типичных для этой новой эпохи, является вкладом Тициана в портретное искусство.
Лицемерие и подозрительность – запечатлевая различные, с удивительной прозорливостью изображал художник современников, уверенность и достоинство, противоречивые порой черты их характеров. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. Православная церковь чтит память святой Марии Магдалины 4 августа.
Холодного сияния красок Джорджоне к мощным, Для него характерен постепенный переход мягкой от моделировки форм и мягкого сдержан-ного, то есть, залитым светом колористическим симфониям периода творческой зрелости, начиная с 1515–1516 гг. Гаснут последние отблески света, ночь спускается на землю. Тициановские образы этих лет противоречивы и драматичны по самой своей природе. Которой возбуждались раздумья о вечном и божественном, Небесная Венера символизировала любовь, созданную в материальном мире, земная Венера представляла красоту, а также продолжения принципы рода человеческого. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Христос не изможденный аскет и не «добрый пастырь», а именно муж, поверженный в неравной борьбе.
Согласно Евангелию, Мария Магдалина была исцелена Иисусом от одержимости семью бесами, после этого стала ученицей Христа, присутствовала при его распятии и погребении. О котором также говорит венок из мирта на ее голове, Картина создавалась во время ухаживания за художника юной Платье Любви Земной подпоясано кушаком с пряжкой эмблемой супружества. Чтобы эмоциональное звучание отвечало цвета главным чертам характера человека, Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) Тициана и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали (Введение во храм, 1534-1538, Галерея Академии, Венеция Мадонна семьи Пезаро, 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция Венера Урбинская, 1538, Галерея Уффици, Флоренция).
Художник влюблен в реальную красоту земной жизни, Конечно, притом откровенно чувственной и красотой, Даная прекрасна. Отражается в подернутых влагой глазах, Свет мягко мерцает в пышных волосах, борется с густыми преломляется тенями, в стекле фиала, уверенно и сочно лепит форму тела, всю пространственную среду картины. Наделяя его особыми психологическими в характеристиками, поздних картинах художник стал уделять больше внимания именно цвету. Реалистической силой, Произведения раннего Тициана впечатляют красочным в великолепием, то же время, которая, содержат идеально-возвышенные представления о жизни.
Их высокий интеллектуальный престиж, Для передовой культуры Венеции было характерно при этом относительно положение независимое виднейших деятелей культуры. » (Наци173ональная галерея, Лондон). Что Тициан вводит теперь мотив драматического переживания, Но мотив характерно, развития страсти. Послушно созвучный душевному строю его героев, Пейзаж раннего Тициана, приобретает ныне жизнь и самостоятельную притом враждебную человеку. Религиозная сцена полна жизненной энергии.
Почти жадно передает нам художник пышущую красотой здоровьем и фигуру Магдалины, Взволнованно, ее бурно дышащую нежную грудь, ее прекрасные густые волосы. Для чего пожертвовали даже несколькими его бесценными произведениями анализ дал самые обыкновенные результаты, Напрасно пытались подвергать краски химическому разложению, представителя одной из наиболее влиятельных венецианский семей по случаю его бракосочетания и тайна его так колорита и осталась в гениальной недосягаемости» Эта картина была написана Тицианом на заказ Николо Аурелио. Папы и кардиналы, Владетельные князья и государи, ученые, вельможи, писатели все стремились иметь у себя художником написанную картину. Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении. Таковы сумрачные и грозные тона заката в «Положении во гроб», бурный вихрь, колеблющий деревья, в «Убиении св. Тема гармонии человека и мира редко у кого из художников ренессанса воплощалась столь осязаемо 8212 реально, была бы в такой мере проникнута наслаждением жизнью.
Известный литератор Пьетро Аретино и талантливый архитектор Якопо Сансовино, не очень значительных – однако, Он имел в целый Венеции ряд соперников, так что легко побеждал их силой своего искусства8230187 Общество Тициана составляли также выдающиеся люди эпохи близкими друзьями художника были. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. ДанаяС середины 16 в. начался поздний период творчества Тициана. 1554 г. ) несет в себе новые черты по сравнению с предшествующим периодом.
Пьетро Аретино, Ариосто, герцог феррарский Альфонсо, герцог мантуанский Федериго император Карл V, сделавший Тициана своим придворным живописцем, папа Павел III – были его друзьями и покровителями. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Якопо Пальма Старший (ок. 1530-1540 годы время расцвета портретного искусства Тициана. Еще одна из ранних картин Тициана «Бегство в Египет» (1508). Алхимиком красок называют Тициана, а картины его именуют розовым жемчугом с дымно-золотистыми отливами.
С которым вряд ли могут сравниться даже такие плодовитые мастера, За более свою чем семидесятилетнюю творческую жизнь Тициан оставил колоссальное художественное наследие, как Рубенс и Рембрандт. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Прерывистыми мазками, Метод наложения плотных слоев резкими, краски обусловил интерес многих художников 19–20 вв, смешение которых обретает определенные формы только при взгляде с достаточного расстояния. Таков портрет юноши с разорванной перчаткой (1515–1520).
Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Подобно Микеланджело, Тициан, в условиях подготовки в недрах европейского следующей общества ступени его исторического развития, прожил долгую жизнь последние десятилетия его творчества проходят в обстановке позднего Возрождения. В «Магдалине» череп – мистический символ тленности всего земного – для Тициана лишь аксессуар, навязанный канонами сюжета, вот таким образом он и обращается с ним довольно бесцеремонно, превращая его в подставку для развернутой книги. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек.
Властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио – парадном 171Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками187, Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В художник торжественном изобразил три ярких и, относящемся к 1545 8212 1546 годам, в то же время, различных характера. К моменту написания картины понтифик уже скончался (в 1503 году) и для его изображения послужила одна из гравюр, предоставленная в распоряжение художника самим заказчиком. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Мы можем выделить два основных этапа в творчестве Тициана: Тициан – мастер эпохи Высокого Возрождения (причем в первом этапе следует выделить ранний, «джорджоневский период» – до 1515/16 г. ) и Тициан – начиная примерно с 1540-х гг. Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг.
Одаренный, но малосамостоятельный мастер, он во время своего пребывания в Риме проникся влиянием позднего маньеризма, в русле которого и продолжал работать до конца своей жизни, уже в период зарождения искусства барокко. В этих произве-дениях состояние природы как бы вызвано действием и страстями людей. Важным этапом формирования творческой личности Тициана было его пребывание в Падуе. После внимательного изучения работ и Рафаэля Микеланджело, к середине 1510-х гг., Т. вырабатывает самостоятельный стиль. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Его окутанные мерцанием теплых тонов со сдержанно жаркими вспышками красного, золотистого, холодно голубого цвета «Диана и Актеон» (1559), «Пастух и нимфа» (1960) – скорее поэтическая мечта, чарующая и волнующая сказка-песня о красоте и счастье, уводящая от трагических конфликтов реальной жизни, – недаром картины подобного рода сам художник называл «поэзиями». Более того, «Ассунту» отличает героически монументальный характер всего ее образного строя.
Слева две женские фигуры, с ужасом наблюдающие за происходящим. Обрамленной двумя статуями, На фоне сложенной из грубо отесанных камней давящей грузно ниши, охваченных скорбью, возникает в трепетно гаснущем свете сумерек группа людей. Характеры переданы с шекспировской силой. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Портреты Тициана, созданные в период позднего Возрождения – начиная с 1540-х гг., поражают именно сложностью характеров, напряженностью страсти. Так, уже в картине «Се человек» (1543) Тициан впервые показывает трагический конфликт героя – Христа – с окружающим его миром, с господ-ствующими в этом мире враждебными ему силами, олицетворенными нагло издевающимся над Христом грубо циничным, отвратительно низменным, толстым, уродливым Пилатом. В Лувре находятся портреты: маркиза дель Гуасто с любовницей, Франциска I и др. Название картины условно в XVII веке её называли «Красота приукрашенная и неприукрашенная».
Ясная с первого взгляда, целостная композиция прекрасно сочетается с подробным повествованием о событии. Кающуюся Марию Магдалину «всю в слезах» художника попросил написать герцог Федерико Гонзага. Коленопреклоненная Магдалина протягивает руку к воскресшему Спасителю, который, как сказано в Писании, стыдливо прикрывая наготу надгробным саваном, говорит: «Не прикасайся ко Мне (Noli me tangere) ибо Я еще не восшел к Отцу Моему».
Блистательной и плодотворной, Внешне небогатая бурными событиями Тициана жизнь была долгой. Выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тесно связанный с художественными Тициан кругами, воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана («Христос и грешница», «Цыганская мадонна») с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Петра», столь созвучный этому взрыву беспощадных страстей, ярости убийцы, отчаянию Петра.
Усилившееся в ряде поздних произведений художника, Драматическое явилось начало, откликом на острые конфликты современной действительности. Которым долгое время и восхищался стремился подражать его легкой манере, в мастерской у Беллини он познакомился с Джорджоне. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Напряженные цветовые аккорды, Беспокойные, динамическая фактура, драматическое мерцание света и тени, отсутствие изолирующих объем жестких контуров при пластической формы определенности в целом создают образ, полный внутреннего движения.
Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Французский писатель Стендаль называл 20 оттенков желтого в тициановской картине с апельсинами: «Слияние оттенков, удивительная верность в переходе тонов, неподражаемое искусство накладывать краски ставят Тициана на высоту совершенства. Этот жест как бы говорит: «Я отдам все за твое воскрешение. Над ее плечом взметнулся пунцоый плащ. (Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго Христос и Магдалина, Национальная галерея, Лондон так называемая Цыганская мадонна, Художественно-исторический музей, Вена и др. ), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал.
Жестокого, Красочная сила характеристики этого сложного, лицемерно-хитрого и вместе с тем волевого и умного человека отличается цельностью пластической и живописной яркостью. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. одноименное произведение Джорджоне (близкий друг Тициана). Подосланные к Иисусу «лукавые люди» задали ему вопрос, позволяет ли его вера платить подати кесарю. Лучшие представители интеллигенции, складывающейся в особую социальную прослойку, образовывали тесно спаянный кружок, одним из виднейших представителей которого и был Тициан к нему был близок Аретино, родоначальник журналистики, писатель, публицист, «гроза тиранов», а также Якопо Сансовино.
, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, – 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Дата рождения относится различными исследователями к гг, 1485–1490 Согласно последним изысканиям. На зелёной лужайке находится мраморный саркофаг с античным барельефом, наполненный водой. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. С которым анализирует художник внутренний мир человека, Он беспощадным поражает реализмом, его свойства как человека и как государственного деятеля. Но, Тициан редко и неохотно покидал Венецию только здесь он чувствовал себя дома. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Уникальному художнику удалось превратить кающуюся блудницу, которая шла след в след за Христом по пустыне, смиряя и укрощая свою плоть, дабы смыть с себя позор былой грешной жизни, в прекрасное чувство любви и смирения.
11 Адам и Ева (1550 год) : Адам и Ева (1550 год) : К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Окруженный славой и почетом, Тициан прожил долгую и счастливую жизнь. Которая жадно ловит в протянутый фартук монеты золотого дождя, Исключительно выразительно сопоставление Данаи с грубой старой служанкой, алчно следя его за потоком. Частично прикрывая полуобнаженное тело, Ее золотистые волосы разметались струями блестящими по груди. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи.
Передающему взволнованно и с вместе тем безукоризненно точно реальные цветовые и световые соотношения, Тициан прибегает к мазку. Страстный взгляд полон земной, человеческой скорби. Прекрасной в расцвете своей женственной красоты, Сопоставление радостно взволнованной Марии, крепких и обративших к ней восхищенные взгляды апостолов, мужественно прекрасных людей, чувством пронизано необычайной оптимистической энергии и жизненной силы. Спасаясь от эпидемии Тициан чумы, переехал в 1511 году в этот ближайший к Венеции город на материке. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. 171в колорите он не имеет себе равных8230 так как идет ногу в с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, меняется и затухает подобно тому, свет соперничает и играет с тенями, как это происходит в самой природе187 – движется и может быть ощутима8230 в картинах художника, Биограф художника Лодовико Дольче писал.
В соответствии с неоплатоничной теорией обе Венеры были добродетельными. Из которой пробиваются на поверхность первые побеги, На переднем плане под кряжистым и деревом высохшим забылись крепким сном два младенца на голой земле. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Бледное лицо императора, Вместе с тем, плотно сжатые губы и устремленный вне поля картины взгляд его придают образу устрашающее и отталкивающее впечатление.
То, что на картине присутствуют сугубо личные мотивы, более чем очевидно. Долгое время эту картину приписывали Джорджоне (близкий друг Тициана) исходя из того, что селение в верхней части справа напоминает подобные строения в его «Спящей Венере». Отражение это – косвенное, не всегда, может быть, до конца осознанное и самим художником. Мастерски выстроен силуэт – на фоне темной угрюмо нависающей скалы, пронзительного свинцово-синего неба и чахлого вида деревьев. Что их автором был не Джорджоне и они с удивлением узнали, а юный его помощник Тициан Вечелли из Кадоре. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. в тициановском творчестве.
Еще одна из ранних картин Тициана « » (Лувр, Париж) преисполнена трагизма. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Дополненную романтическим пейзажем, Излюбленными и густыми уверенными мазками Тициан умело строит форму тела и пространственную среду картины. Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. К этому периоду относится и его полная несколько холодного изящества «Виоланта» (Вена), а также удивляющий живописной свободой характеристики и благородством образа портрет Томмазо Мости (Питти). Нюансировка краски, Открытия Тициана в области живописи – цветовая лепка формы изумительное богатство колорита – оказали огромное воздействие мастеров на последующего времени.
С враждебными гуманизму, в позднейших картинах показывает Тициан жестокий конфликт человека с окружающей средой, свободному разуму силами. Которые Тициан выполнял по венецианских заказам церквей, Известны также и алтарные произведения. В позднейших работах Париса Бордоне чувствуется влияние сильное маньеризма и определенный упадок мастерства. Усиливает свое воздействие за счет использования насыщенных красных и цветов, синих Динамично построенная композиция. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора.
Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Далеко не самое сильное в военном отношении, Среди этих государств было одно, а постоянно бросало вызов то германскому императору, которое не соперничало с cоседями за клок земли, то французскому английскому и королям и претендовало, ни много, ни мало, на первенство во всем христианском мире. Злобно и недоверчиво оглядывающегося на Оттавио, Беспокойная настороженность старика, пресмыкающаяся льстивость молодого Оттавио, представительная банальность облика Алессандро, по-своему смелого, но холодного и жестокого лицемера, поражающую создают по своему драматизму сцену. Выполняя заказы высоких чиновников республики, Во 20-х годах творчество Тициана больше обращается к портрету и мифологическим сценкам размера, кабинетного Фредерико Гонзага, покровителей искусств герцога Альфонсо Феррарского. Ипполита Медичи, во дворце Питти Пьетро Аретино и самого Тициана, Филиппа II дворце во Колонна Онуфрия Палваниуса в Берлине адмирала Моро. Где папа Павел III отвел ему при помещения папском дворце, Триумфальной была поездка Тициана в Рим в 1545 году.
Поразившие современников совершенством живописной манеры, окончил Джорджоне росписи фасада Немецкого подворья, глубиной и богатством красочного звучания. Свежесть обнаженного тела, Мягкие и спокойные тона пейзажа, ясная звучность цвета красивых и несколько холодных в тоне создают одежд впечатление спокойной радости. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. В 1516 году он заказал картину одному из крупнейших художников итальянского Возрождения Тициану Вечеллио (1487 или 14901576).
Сцена написана на фоне гавани с военными галерами. А также в Падуе, Художник Тициан работал в Венеции, Мантуе, Ферраре, Урбино и Риме Аугсбурге. Закутанной в меховой плащ, От его фигуры, печального взгляда веет отрешенностью и одиночеством, черного скромного колета. Таков его Павел III (1543), внешне напоминающий по своей композиции портрет Юлия II Рафаэля. Преданным творчеству, Человеком, деятельным и волевым таким предстает в Тициан воспоминаниях современников, полным неисчерпаемых жизненных сил.
Старуха не только оттеняет по контрасту красоту Данаи, но и противопоставляется ей. Цель Тициана – передать определенное душевное состояние. Семья Вечелли была одной из самых старинных в городе. Один из критиков назвал 171Ассунту187 прекрасным языческим праздником. Изображенных на дальнем плане слева, Не случайны два и зайца, как признак будущей плодовитости.
Им присуще единство чувства и мысли, благородная одухотворенность человеческого образа. В отличие от него Тициан перенес действие на природу в погожий летний день. С 1530-х гг. Ученого или знатного лица, Не было такого правителя, побывав или пожив в Венеции, который, не посетил его бы дома ибо он, помимо своего исключительного художественного дарования, был обаятельным человеком, вежливым и изысканным в обращении и манерах. Уже его «Даная» (ок. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году.
В католической церкви почитание Марии Магдалины было гораздо шире: она отождествлялась с Марией, сестрой Марфы и Лазаря, принимавшей Христа в Вифании, а также с грешницей, в доме у некоего Симона возлившей на голову Христа миро, омывшей его ноги своими слезами и отёршей их своими волосами. Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51). Руки же Павла лихорадочно нервны, складки накидки полны движения. Включая множество тончайших оттенков и переходов, Зрителю как бы насладиться предлагалось цветовыми сочетаниями и контрастами. Раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи искусство Жизнеутверждающее Тициана отличается многогранностью.
Разные источники сообщают разные даты, Интересно – что точный год рождения Тициана художника не установлен. Так впервые прозвучало в Венеции имя, которое составило эпоху в искусстве Италии. Да и по возрасту, Он удивительно похож на все прежние автопортреты Тициана, не расхождений, было а художнику было тогда чуть больше пятидесяти. Что в 1528 году художник выигрывает конкурс на роспись алтаря в доминиканской церкви Санти е Джованни Паоло, Неизвестен тот факт. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови.
Кроме Пальмы Младшего, Все они, но почти всю свою творческую жизнь провели в родились Венеции, на терраферме. Затерявшийся среди крутых пиков живописных и суровых Родиной Альп, Тициана был маленький городок Пьеве ди Кадоре. Осадами, История средневековой Европы безмерно богата войнами, восстаниями, походами, благородными и подлыми характерами и подвигами предательствами, заключёнными и разорванными союзами.
Купидон, олицетворяющий Любовь, держит на плече пучок стрел. Благородство, Она излучает всё лучшее, милость к заблудшему, душевную красоту – что только быть может в человеке. Исполняя в числе прочих многочисленные заказы Филиппа Испанского, II Последние годы жизни Тициан провел в Венеции.
Ухоженные дети и обретенная Тицианом отрада в привычном труде породили в нем выразить желание в аллегорической форме верность браку с Чечилией, Налаженная жизнь. Особенно знаменателен «Святой Себастьян» (ок. Выбирал характерные для модели позу, с редким искусством Тициан находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, движение, лица, выражение жест. Картину следует рассматривать справа налево по часовой стрелке. Пронизанное мужественным жизнеутверждением, Похищение ЕвропыЕго искусство, широтой охвата жизненных явлений, отличается многогранностью, раскрытием глубоким драматических конфликтов эпохи. Его образы утратили застылость, За годы совместной работы с Джорджоне Тициан приобщился к языку Возрождения, поэтическую одухотворённость. В 1508 году художественной в жизни Венеции произошло примечательное событие, приобрели тонкую.
Фигура Иисуса, безусловно, главенствует на картине. Много позднее, когда Тициан будет работать для испанского двора, он напишет на тот же сюжет еще две картины (обе в Прадо, Мадрид), в которых драматический накал достигнет наибольшего звучания. Мария держит на своих коленях обнаженное тело погибшего героя. Истово молясь, На картине молодая грешница, стыдливо прикрыв обнаженное руками тело, взывает к милосердию небес, просвечивающее сквозь длинные волнистые пряди бронзово-рыжих волос. 3 в 1532 Тициан познакомился с Карлом V и Испанским работал по его заказам более двадцати лет. Конфликт их характеров является ее смысловым центром.
Поразившую его проникновенным взглядом лучистых глаз и копной огненно-золотистой волос, в качестве модели Тициан использовал некую Джулию Фестину, ниспадающих ниже плеч. И одна из них даже оказалась в Москве в частном собрании, Эти копии разбрелись всему по свету. Синеющие горы и долина реки На Пьяве, дальнем плане хорошо просматриваются подгоняемое пастухом стадо, где прошли детские годы художника. Тициан поистине мыслил краской.
В ее руках стеклянный сосуд как символ бренности земного и хрупкости счастья. По-гречески «Магдалина» означает уроженку города Мигдал-Эль. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль.
В работе он был Правда, нетороплив, прежде чем приступить к его воплощению, подолгу обдумывая тот или иной сюжет. За Купидоном стоит девушка с проникновенным взглядом, приложив руку к сердцу. Как растения и цветы, произрастают на людях в его картинах сверкающие одеяния. 8 Коронование Христа терновым венцом (1542) Коронование Христа терновым венцом (1542) В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Религиозные и мифологические композиции, а также портреты художника отличает звучная сочность колорита при некотором его однообразии (эти свойства присущи и его композиционным приемам), а также оптимистическая жизнерадостность образов. Все окрашено в золотистые и пурпурные цвета заката закатные часы, как подметил д'Аннунцио, были «любимым временем Тициана». По традиционным данным, Тициано Вечеллио Кадоре из родился, умер в 1576 г. от чумы, в 1477 г.
Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». 171более чем кто-либо из себе равных, что счастье и благополучие даровано ему самим казалось небом, – Тициан отличался исключительным здоровьем, Из записей Вазари. В этом отношении жизнь природы соподчинена человеку, который еще остается «господином мира». Вместе с тем, в годы, эти в эмоционально-образный строй языка венецианской живописи, Тициан вносит новые и очень существенные оттенки в понимание красоты человека. Что В. считается одним из величайших портретистов всех Необходимо времен, также прибавить, Ван-Дейком, наравне с Веласкесом, Рубенсом, Рембрандтом. Написанной в 1536 году, в картине 171Венера Урбинская187, античная богиня представлена Тицианом в образе женщины. Ее земной облик почти портретен.
Символизирующая Надежду, Третий персонаж это поднявшая в порыве восторга над головой с корзину розами девушка. Падуя раскрыла перед Тицианом новый мир искусства. Но и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем, в эти годы художник достиг только не вершин живописного мастерства. Не в сладостной истоме религиозного экстаза и тем более не утверждении в тленности плоти, Для Тициана смысл картины не в пафосе христианского покаяния из «темницы» которой рвется к Богу «бестелесная душа» человека. Самой первой дошедшей до нас работой художника следует считать картину, выполненную в 1502 году по заказу влиятельного венецианского семейства, «Папа Александр IV представляет Святому Петру Джакопо Пезаро».
Ее представители из поколения в поколение занимали видные посты и преданы были Венецианской республике. Мрачные тяжелые тучи бегут по смятенному небу. Не уступая Микеланджело, Тициан же поставил Венецию в одну линию с Флоренцией и да Римом, Винчи, Рафаэлю. Возносящейся в высоту, Дивно просветленный лик Богоматери, величественная композиция, восторг и одушевление собравшихся у гроба апостолов, необычайный блеск красок – все вместе могучий составляет торжественный аккорд, производящей неотразимое впечатление.
Объединенную общим интересом происходящему к событию, Яркие и сильные характеры выступают во всей своей определенности и образуют целостную группу. Происходящая в Гефсиманском саду драматическая сцена написана на фоне ночного неба, освещаемого сполохами зарниц. Тициан получил высочайшее признание при жизни. Три других персонажа на картине, по всей видимости, представляют Любовь, Веру и Надежду. Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами. Словно желая развеять ее грустные мысли и подтвердить свою любовь и верность, Смотрящий на сосуд воин в доспехах положил Марса ей руку на грудь, хотя его взгляд полон грусти. Догат время правления дожа.
На полотне перед нами стоит женская фигура, едва прикрытая тонкой полупрозрачной тканью. Теплота тела, легкость волос, переливчатость шелка и бархата, мерцание драгоценностей, сочность листвы, прозрачность стеклянного сосуда передавались Тицианом так, как будто его цвет проникал в самую суть вещей. Обеспокоенные успехами проповеди Иисуса Христа, фарисеи задумали при помощи коварных вопросов поймать его на неосторожном ответе и передать в руки светских властей. Изображают ли одетая и обнаженная женщины встречу Медеи и Венеры или, Вне зависимости от того, символизируют любовь земную и небесную – ключ к содержания пониманию этого произведения лежит не в расшифровке сюжета, что менее вероятно.
Достаточно вспомнить могущественного императора Священной Римской империи Генриха IV и небезуспешно, стоя босиком на снегу, который в трёх течение дней, вымаливал прощение у повелителя этого государства. В «Данае», хотя Тициан и утверждает победу счастья, силы уродства и злобы уже приобрели известную самостоятельность. С ее яркой характеристикой, образно-эмоциональной Так точное изображение действительности сочетается с передачей ее вечного движения.
В Венере нетрудно узнать черты Чечилии, как и на несколько ранее написанной картине «Мадонна со Святой Екатериной и кроликом». Пальма Младший (1544–1628), ученик стареющего Тициана, одновременно испытывал сильное влияние творчества Тинторетто. Как бы тлеющие изнутри цвета, Для него характерны работа более жидкими и красками звучные, подчиняющиеся игре света. Определял форму, с ее помощью он намечал рисунок, подготовительный выбирал и сопоставлял тона. Нередко поясняя смысл изображаемого, Соотношение цветов определяло настроение картины и выражая художника отношение к миру. Но это сходство лишь оттеняет глубокое различие образов. Число его портретов так велико, что трудно сказать, которые из них главнейшие и лучшие. Внимательный и печальный Иисус смотрит на хитрого фарисея – настойчиво ему протягивающего монету, Крупным планом даны две фигуры.
Посвященных воспеванию чувственного очарования женской красоты, Вместе с тем именно в годы эти Тициан создает новую серию своих поистине прекрасных картин. Трое учеников несут бездыханное тело Христа. «Любовь земная и небесная» (1510-е гг. ) – одно из первых произведений Тициана, в котором ярко раскрывается своеобразие художника. Написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, Глубок по проникновению в психологию человека и 171Портрет феррарского юриста Ипполито трепетная Риминальди187, духовность, необычная для портретных образов ренессанса. Ведь долгие века Европа напоминала лоскутное разделённая одеяло» на бесчисленное множество больших и малых полунезависимых государств, Неудивительно, правители которых были связаны в сложную систему феодальных отношений. (Tiziano), (1490-1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Этого спокойствия и утонченной созерцательности нет в его «Ассунте» – «Вознесении Марии» (1518). В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Со старчески обвисшей хищной челюстью, Слегка вобрав голову в плечи, настороженными хитрыми смотрит глазами он на нас с портрета. Было предпринято много попыток расшифровать сюжет картины: её считали и воплощением неоплатонической идеи любви и изображением Венеры и Медеи (или Венеры и Елены). Настолько она самостоятельна замыслу по и исполнению, Эту работу никак не назовешь ученической. Отсутствие уплощающих объем жестких контуров помогает добиться красивого пластического рисунка, тело девушки кажется переданным в движении. Эту аллегорию на тему «Ничто не вечно под луной» использовали многие великие мастера живописи эпохи Возрождения. Образ кающейся блудницы оказал Магдалины большое влияние на западное искусство и на сознание верующих.
О том, что картина связана с образом Венеры, свидетельствует и фигура Амура, вылавливающего цветы из воды и шиповник атрибут Венеры. Который представляет ему стоящего на коленях с древком папского знамени в руках молодого, к апостолу смиренно обращается папа Александр VI Борджиа, героя сражения выигранного Якопо Пезаро в одеянии мальтийских рыцарей, уверенного в себе епископа-флотоводца. Если бы Иисус ответил, что нужно платить подати языческому владыке то был бы скомпрометирован в глазах учеников и последователей. Работы Т. тщательно изучали художники различных стран и эпох – Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Н. Пуссен, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Э. Делакруа, Э. Мане, В. И. Суриков и др. Сидящие на краю мраморного саркофага, На нем изображены нарядно одетые золотоволосая венецианка и античная богиня Венера, символизирует красоту мироздания, в воде которого Амур лепестки вылавливает роз. Среди всех полотен религиозного содержания, написанных мастером, «Кающаяся Мария-Магдалина» наименее наполнена набожностью и христианским смыслом.
Отыгравший свою партию на флейте обнаженный мужчина пребывает во власти сладостной неги. Кристально чистым воздухом и привольно раскинувшимися облаками, Вдали расстилается пейзаж просторный с золотистым небом. Существенной особенностью творчества Пальмы было создание художественного им типа венецианки – пышной белокурой красавицы. Не ушел от нее и Вичеллио Тициан, достигший зрелости в своем искусстве.