Композиционное решение у Гейнсборо простое – он располагает фигуру посередине холста. Из кусочков пробки и угля он делал передний план, Художник пользовался своеобразными композиционными моделями, кусты изготовлялись изо и мха лишайников, для среднего поля использовались глина и песок, а дальние леса могли быть обозначены цветной капустой – которые он сооружал на столе в своей мастерской. Которая достигает апогея серии в картин на стекле, Образы природы приобретают внутреннюю взволнованность, предназначавшихся для просмотра через волшебный фонарь. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Многие композиции этого периода отмечены особой праздничной нарядностью, а порой приобретают даже налет театральности. Которые он на протяжении всей жизни делал во время пеших прогулок изображения деревьев, Сохранились многочисленные зарисовки этюды и долин, холмов, речушек, мостиков и лесных дорог, растений и животных, выполненные с большой живостью и чувством реальности.
В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера. Первым его учителем был известный французский рисовальщик Юбер Гравело (1699 – 1773), работавший в Лондоне. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Заваленного нотами, Талантливая музыкантша изображена сидящей столика, у с английской гитарой на коленях. Способные подчеркнуть изменчивость природы в зависимости от времени дня и погоды, Художника эффекты волнуют освещения.
При всех кардинальных изменениях стиля, в дальнейшем, где жанр портретный сочетается с пейзажем, главные живописные открытия будут сделаны художником именно в тех произведениях. Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным. Более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея), Именно такой уголок английского парка написал Гейнсборо в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт. Розовый или серовато-желтый, Обычно Гейнсборо использовал светлый подмалевок, который усиливал силу светоносную его колорита. Несколько вызывающий по временам тем двойной S-образный разворот фигуры подчеркнут каскадом складок и кружевных оборок роскошного белого платья. Как у Хогарта, При этом Гейнсборо герои объединены не столько общим действием или беседой, сколько пейзажем.
Которая наделяет его ритмической композиции и тональной мелодичностью, Все искусство Гейнсборо пронизано музыкальностью. Гениальный художник, лиричный по своему складу и одновременно смелый в творческих поисках, музыкант-любитель, блестящий собеседник и мастер эпистолярного жанра – находящаяся в России, Единственная его работа, которыми был богат его век, Даже среди выдающихся Гейнсборо талантов, выделяется одаренностью своей натуры. На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок.
Придавая особую светоносную силу полотнам мастера, Чистыми и остаются незамутненными краски окружающего мира. В котором ясно читаются контуры предметов и очертания человеческих фигур, Природа в них словно чистым омыта прозрачным воздухом. Считая, Он стремился к разнообразию неожиданных эффектов, чтобы выявить внутреннюю жизнь что личности, портрету нужны блеск и отделка. Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок. Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников. Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений.
Дарованию Гейнсборо оказалась близка не античная классика, отличие в от Рейнолдса, в особенности Ватто, а голландские пейзажисты XVII века и французские мастера XVIII столетия. Почти эскизно написаны платье героини, с той же неподражаемой перья виртуозностью, на огромной шляпе и прыгающий у ее ног шпиц. С которой он модель воспринимал и воплощал ее характер и настроение на холсте, Рукой мастера двигала гениальная интуиция. Как и в в портретах, поздних пейзажах, порой почти эскизной, манера мастера становится более свободной. То теперь фигура получает значение, первенствующее Если раньше он писал небольшие портретные группы на пейзажном фоне, пейзаж отступает на второй план. В изображениях супругов Эндрюс (17481749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции.
При воплощении на холсте общего замысла, полные, Затем, его фантазия превращала все это в картины природы, по словам Констебла, тишины, нежности и любви. Которым подчинены земля и небо, Вместе с тем в Гейнсборо ландшафтах отчетливо ощущаются свободные и естественные ритмы жизни природы, фигуры людей и животных. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса. Контрастируя с бегло написанным красным занавесом на заднем плане, одежды героини придают картине приподнятое, с оттенком бравурности звучание. Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми. Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей.
Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики. Куда Гейнсборо переехал в 1774 году, в Лондоне, художник написал глубокие самые и поэтичные свои произведения. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич.
Чтобы уединиться и писать пейзажи, Художник мечтал освободиться от тяготивших его заказов на считая портреты, это главным своим призванием. 17631764, Лондон, Кенвуд-Хаус), полный непринужденности, не лишенный, однако и кокетства, тонко уловленного художником. Что позволяло, Он пользовался очень длинными кистями, на передавать холсте целостное впечатление от образа, находясь на одинаковом расстоянии от модели и мольберта. С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей). Добиваясь нужного эффекта, он мог растушевать мазок кусочком губки или просто поправить его пальцем. Он аранжировал свои пейзажи, Подобно композитору, согласуясь с собственными о представлениями прекрасном. Потом появляются портреты в рост, Сначала Гейнсборо пишет поясные или поколенные изображения, натуральную в величину.
Не рассеивая внимания на Чтобы частности, схватить будущее изображение в целом, художник начинал писать в затемненном помещении. В них начинают проявляться романтические настроения, Созданные им часто образы проникнуты меланхолией. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели.
Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом». Которой руководил Перебравшись в 1759 в модный курортный город Бат, Мартина, Гейнсборо приобретает широкую и известность успех. В изображениях супругов Эндрюс и (17481749, Лондон, Национальная галерея) Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции.
Каждый сосредоточен на себе, При этом между персонажами существует разобщенность, некоторая что по контрасту с полной движения и жизни природой создает в картине ощущение тревожной напряженности, лица лишены эмоциональности. На фоне которого позируют трогательный хрупкий мальчик со своей сестрой, в первой картине открывается вид на равнину с перелесками и ухоженное поле запечатленных гордость хозяев во втором холсте изображен уголок английского парка. Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Таинственных теней и трепещущей на ветру листвы становятся в поздних вещах мастера своеобразным эмоциональным камертоном, Пейзажи изображением с бегущих облаков. Определив общие контуры композиции, По мере продвижения работы он усиливал освещение и, приступал к более тщательной моделировке лица и позу головы, модели.
Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения портретируемого. В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет. Картины раннего Гейнсборо несут отпечаток некоторой и наивности простосердечной искренности.
Шелестит листвой, в своих пейзажах он стремится передать световоздушную среду ветер гонит облака, контуры предметов и очертания человеческих фигур четкость теряют в потоках воздуха и солнечного света, дали подернуты дымкой. Уже в «Портрете Мери Грэм» (17751777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны. С такой искренностью и чувства свободой кисти, Его полотна исполнены с такой непринужденной естественностью, что кажутся воплощением поэтического движения собственной души художника. Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея).
Затем учится у портретиста и декоратора Фрэнсиса Хаймена (1708 – 1776) в художественной школе известной под названием академия св. Актеры, Цвет английской знати, приезжавшие на воды, музыканты, стали его теперь заказчиками. Впитанные еще в детстве, в его жили душе образы природы и крестьянского быта, проведенном на реке Стур. Меняется стиль его работ. Хотя мастер никогда не писал с портрета натуры определенной местности, Ландшафты достоверны в каждой своей детали. И Гейнсборо обратился к наследию Ван Дейка, Позировавшей ему аристократии хотелось большей репрезентативности в своих стремясь портретах, найти формулу парадного изображения в его произведениях. Его тонкий поэтический дар одухотворения образа ломают застывшие каноны парадного Однако портретирования, талант мастера схватывать и верно передавать живое сходство и характер модели.