Женская фигура во фригийском колпаке и с трехцветным знаменем сквозь пороховой дым по трупам павших ведет собой за восставшую толпу. Он изобразил момент, когда гибнущим людям блеснула надежда – они завидели корабль на горизонте. Продумав композицию во всех деталях, проштудировав на этюдах с натурщиков (вчисле других ему позировал молодой Делакруа) художник расположил группы людейтаким образом, что они в совокупности составляют длящееся во временидраматическое повествование. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот.
Он задумал написать огромную картину, тема борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Кожа, с оттенком нездоровой желтизны, обтягивает ее очерченные скулы и высокий лоб. Место Жерико в искусстве как бы на пересечении важных столь путей и делает особенно значительной его фигуру в истории искусства. Об этом говорят и все его большие вещи и темы экзотического Востока и иллюстрации к Байрону и Шелли и его «Охота на львов» и портрет 20-летнего Делакруа и, наконец, приятие им самого Делакруа, тогда еще только начинавшего путь, но уже совершенно чуждого направлению «Школы». Однако взятые из жизни образы выступают в картине как символы основных сил революции. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Образами Шекспира, Живущий интенсивной духовной жизнью, Данте, Байрона, Сервантеса, Гёте, Делакруа естественно вполне обращается к сюжету великого творения итальянского гения.
Но такие работы, как «Скачки в Эпсоме» или портреты сумасшедших или английские литографии проводят от Жерико прямые линии к реализму. С присущим ему максимализмом, в своем творчестве художник, на выносит суд истории потрясения своей эпохи. Готье), «пламенный гений» такие отзывы о «Хиосской резне» соседствовали с выражениями: «Это резня живописи» (Гро), «. Они ведут себя по-разному.
Впоследствии Мане и Сезанн копировали это раннее произведение Делакруа. В 1820-1821 годах в Англии Жерико, пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях (Большая и малая английские сюиты, 1820-1821) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки (Дерби в Эпсоме, 1821, Лувр). Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «Школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Появлению на горизонте, в конечном итоге его выбор пал на патетический момент, маленького паруса – последней отчаявшихся надежды людей, за волнами – которому была подчинена вся композиция. Мглистое небо, Темное, понуро опущенная голова коня огромным с печальным глазом дополняют мрачное впечатление. Восстановленный в королевском флоте, На её находились борту 400 пассажиров и членов команды ею командовал известный эмигрант Гуга Дюруа Шаморе, хотя он не ходил в море 25 лет. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью.
(Лувр купил полотно только в 1921 г. ). Перед лицом опасности, которую нес «Школе» Делакруа, Энгр, конечно, становился столпом классицизма и не признать его было уже нельзя. Произошедшее столь недавно, Событие и в разгоревшихся вокруг полотна спорах не равнодушных, было помнили зрители. Там картина вызвала большой интерес. Думая о том, Именно из-за глупости он погрузился в серьёзную депрессию, признать чтобы себя побеждённым».
Только что вернувшийся из Италии двадцатисемилетний Жерико вдохновился этим рассказом. Но снасти порвались, Плот должен был быть лодками, отбуксирован и ненадежные лодки затерялись в безграничном океане. Свою картину Жерико выставил в 1819 году. За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. Жерико уехал в Англию. Недаром, напомним именно в этом Салоне был впервые признан Энгр. Вслед за Жерико Делакруа также едет в Англию.
Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени контраст вносит ноту беспокойства. В Салоне 1827 г. он выставляет свое новое большое полотно «Смерть Сарданапала», навеянное трагедией Байрона. Гойя и Рубенс всю жизнь были для него кумирами. Появление картины в Салоне вызвало нападки критики (исследователи пишут, что художника ругали хуже, чем вора и убийцу), но восторженное поклонение молодых перед гражданственной прямотой и смелостью живописца.
Наибольшей выразительности художник достигает цветом. Портреты сумасшедших Жерико пишет уже смертельно больным. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину.
Представители «Школы», академисты восставали прежде всего против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных констрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности и классицистической отточенности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Коро и Домье, Колористические поиски Жерико толчком были для колористической революции Делакруа. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. В 1816-1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр). Масса рисунков, Картину предваряла интенсивная работа, подготовительная акварелей, эскизов. Несомненно, что его первые работы «Ладья Данте» и «Хиосская резня» написаны при сохранении независимости прежде всего под стилевым влиянием Жерико. Жерико многое сближало с классикой и классицизмом.
То тут, жарко полыхающие на дымно-багровом фоне – там то вспыхивают темпераментные удары алой киновари, Мастер смело использует цветовые контрасты. Абсолютно справедливо исследователи усматривают в строгом рисунке и пластической ясности «Свободы на баррикадах» близость к давидовскому «Марату», лучшей картине революционного классицизма. Пораженный своеобразием её облика и быта, в годах 1820-1821 в Англии Жерико, в литографиях (Большая и малая английские сюиты, 1820-1821) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты) изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, скачки (Дерби в Эпсоме, 1821, Лувр). Стремление изобразить трагедию сломленной души, Романтикам вообще был свойствен интерес к с людям обостренной психикой. «Мы жаждем самой страсти, писал Стендаль, следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца».
Жерико болезненно переживал критику. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Контраст лежащих без сил фигур и фигур, подающих сигналы кораблю, создает динамику картины. В 1820 г. специально для свидания с главой классицистической школы он ездил в Брюссель – что не Энгр, Знаменательно, навещал последнего в изгнании, любимый ученик Давида, а художник абсолютно другого идейного лагеря, эстетических иных позиций Жерико. В Портрете двадцатилетнего Делакруа (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико. Что героиня находится в закрытом заведении для сумасшедших, Больничная свидетельствует одежда то том.
Флейтой «Луара» и бригом «Аргус», Сопровождаемая корветом перевозившей «Эхо», в Сенегал губернатора и ответственных лиц из колониальной администрации, «Медуза» входила в состав флотилии. «Метеор, упавший в болото» (Т. Возможно, сейчас нездоровый рассудок играет с ней в злые игры. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Что Теодор Жерико обладал очень сильным исамобытным дарованием, Несмотря на он то, не пользовался большим успехом при жизни. наполовину написанные посиневшие трупы» (Стендаль. ). Буйнонесущиеся кони, - невзнузданные, где лошади жокеями с словно летят надземлей, с усилием направляемые и сдерживаемые полуобнаженными людьмипишет стремительные Скачки, подобно коням валькирий. И онполучил тяжелую травму позвоночника, Он сам был прекраснымнаездником и укрощал необъезженных лошадей однажды лошадь сбросила его,, ставшую началом смертельной болезни. Однако самая и известная самая замечательная картина Жерико, написана на сюжет не только современный, но острозлободневный ее восприняли почти как публицистическое произведение.
Жерико несомненно явился провозвестником и даже первым представителем романтизма. Картина не получила ни первой, ни второй премии. Картина вызвала также полное смятение в лагере классиков. Это было сделано сознательно, всего, Вернее конца бытия, для усиления ощущения общего хаоса. Ибо, как верно писал один из исследователей творчества Жерико, оба (Жерико и Давид.
На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Частьпассажиров спаслась на плоту, только на двенадцатый день их подобрали воткрытом море. Из них известно пять: портрет сумасшедшей старухи, называемый «Гиена Сальпетриера», «Клептоман», «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем». Что слева, Те, – в погруженные предсмертную апатию, – старик с телом мертвого сына идругие, как бы еще не подозревают, что спасениевозможно. Жерико – один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы. Этот развевающийся на ветру маленький флагнадежды – кульминационная точка композиции – глядят, Люди в середине плота уже приподнимаются, аследующие из последних сил поддерживают молодого негра – он взобрался бочкуи на машет платком, простирают руки, чтобы их заметили. Это высказывание можно считать программой романтизма, обратившегося к передаче чувств, настроений. То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей.
На ее губах можно заметить подобие улыбки. За нагромождение фигур и предметов, Критика обрушилась Делакруа на за перегруженность композиции, за нарушение равновесия. Он часто вдохновляется в эти годы литературными сюжетами, прежде всего Байроном («Крушение Дон-Жуана«), пишет «Взятие Константинополя крестоносцами» (1840) по Торквато Тассо, возвращается к образам Фауста и Гамлета. Кажется, второй после ''Смерти Марата Давида, Редкий вистории живописи пример отклика немедленного на реальное событие. Он написал «Ладью Данте» («Барка Данте», «Данте и Вергилий», 1822) за два с половиной месяца (размер картины 2х2, 5 м), вызвал огонь критики, но с восторгом был принят Жерико и Гро. Художник, которому предстояло стать истинным вождем романтизма, был Эжен Делакруа (17981863).
Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Управляемый неопытным капитаном, в 1816 фрегатМедуза, году потерпел кораблекрушение по пути из Франции в Сенегал, получившим назначение попротекции. В суровом и безлюдном Пейзаже с печью для обжигания извести (1822, Лувр) будничный мотив – повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. Акварели и даже картины маленького размера – различные моменты кораблекрушения, Художник выполнил многочисленные рисунки, на чем остановиться, чем прежде понял. Становления и падения империи Наполеона – Реставрации и первых проявлений демократии в 20-х девятнадцатого годах столетия, Он был свидетелем революционных событий. Их не приобретали ни музеи, Хотя появлялись егопроизведения на выставках, а критики упрекали за нарушение хорошего вкуса, нисобиратели.
Но это не помешало экстремистской прессе отмечать так называемые недостатки картины: «Что касается выполнения, она имеет только один дефект – её забыли нарисовать» «Мы интересуемся, почему потерпевшие кораблекрушение совсем голы, почему они не бросают в море трупы, которые уже начали разлагаться и не могут использоваться больше для утоления голода». Поиски героики и героев не в древней истории, а в современности особенность романтизма, предтечей которого был Гро. Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом (Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. Другие полумертвы от усталости, Некоторые уже сошли с и ума никак не реагируют на это событие.
Он живет английскими литературными образами и английским театром, делает литографии к «Гамлету» изображает байроновского Гяура, но кроме этого пишет «Тассо в доме сумасшедших» изображает Фауста. Что буксирные тросы обрублены и они брошены в открытом почти океане без воды и продовольствия, Однако вскоре люди на плоту обнаружили. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия.
Произведение Делакруа полно истинного, потрясающего драматизма. Взгляд больной лишен выражения и жизни, хотя, слегка опухшие глаза лихорадочно блестят. Что безобразное также может быть предметом художественного воплощения, Романтики безобразное считали, в жизни может стать прекрасным в искусстве. Особенно Микеланджело, в 1816-1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, чёткость рисунка (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр), в произведениях усиливаются Жерико обобщенность и монументализация форм. Где изучает искусство античности и Возрождения, 1817 год Жерико проводит в Италии, как признавался сам художник, перед преклоняется которыми и которые, даже подавляют своим величием. Лицо расчерчено глубокими линиями морщин, белого Из-под чепца выбиваются пряди поседевших волос. Которые ассоциируются с романтизмом:интенсивность чувства и полет воображения, Творчество Жерико действительноотличается всеми теми качествами, пылкая пристрастие динамика, к драматическимситуациям, сильные контрасты света и тени. В 1863 г. Делакруа умирает.
В 18181819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Эта картина, Противопоставленная привычной салонной живописи, пластикой необычной и колоритом, пронизанная движением и темпераментом, вызвала критику и неприятие приверженцев классического направления. Жерико ничего так не любил писать, как этихживотных, – не только породистых скакунов, с их огневыми статями, а и рабочихтяжеловозов, несущих тяжкую службу на верфях или у печей для обжига извести. Писал отдельно лошадиные головы, лошадиные крупы. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Лодки были спущены на море с помощью мачт, рей и других материалов, оставшихся от кораблекрушения, сооружён спасательный плот, на котором собрались 150 потерпевших кораблекрушение, большей частью матросы и солдаты.
Внешний вид женщины напоминает зрителю о ее недуге. Он представил восстание на плоту в первый вечер – после того, как пассажиры поняли, в какой ужасной истории они оказались, рассмотрел тему людоедства, остановился на окончании драмы и показал моряков, умоляющих моряков «Аргуса» прийти на помощь, а затем падающих на руки спасителей. Жерико выбрал верхнюю точку обзора. Вблизи мыса Блан, 2 июля во второй половине судно дня выбросило на песчаную отмель в 120 км от африканского берега. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. На огромном полотне изображены люди на плоту, только что заметившие на горизонте корабль.
Этим же объясняется и трагическое его одиночество. Как утверждали многие, катастрофа произошла по вине капитана, который был взят на судно по протекции. Всегда горячо, экспрессивно (учась этому у своего кумира Рубенса) пишет он сцены охот, портреты любимых музыкантов Паганини (около 1831), Шопена (1838), в поздние годы исполняет несколько декоративных работ (купол библиотеки Люксембургского дворца (18451847) и галереи Аполлона в Лувре (18501851), капеллы св. В их трагически-острой характеристике ощущается горькое сочувствие самого художника.
Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – Плот Медузы (1818-1819, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата Медуза, погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. Его портреты в итоге превращаются в документальные изображения, Но работает Жерико с натуры. Картина Делакруа была освистана и в буквальном смысле и в переносном в прессе. ангелов в соборе Сан Сюльпис, 18491861), натюрморты, пейзажи. Правая критика ругала художника за излишний демократизм образов, называя самое «Свободу» «босой девкой, бежавшей из тюрьмы», левая упрекала его за компромисс, выразившийся в соединении столь реальных образов гамена (напоминающего нам Гавроша), студента с ружьем в руках (в котором Делакруа изобразил себя), рабочего и других с аллегорической фигурой Свободы.
Как и предыдущие, эта картина не была приобретена государством. Другие яростно ополчились на него, приветствовали Одни мастера, обвиняя в нарушении всех эстетических норм. Потеснившие царивший академический классицизм во французской живописи девятнадцатого За века, 15-16 лет в творчестве художника Жерико были заложены основы революционного романтизма. Последние одиннадцать месяцев жизни он был прикован к постели и умер в январе 1824 г., на 33-м году жизни (вследствие неудачного падения с лошади). А самодельный паруснадут ветром, Но фигуры мертвецов и полумертвыхна первом плане не позволяют забыть об происходящего, ужасе уносящим плот назад, направленным в обратную сторону, – можетбыть, надежда напрасна.
Картина, Естественно, не получила должного одобрения, которой в критика находила параллели с бездеятельностью правительства Франции. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Это позволило ему разместить всех персонажей на переднем плане. Английский театр, Английская литература от Шекспира до Вальтера Скотта, но более всего поэзия Байрона имели уже огромную популярность на континенте, школа портретная живописи и пейзаж. Совершенно разных индивидуальностей, Но это было не простое двух столкновение ярких, это была борьба двух различных художественных мировоззрений. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Вышедшие из-под кисти большого художника, Вместе с тем, они являются как бы человеческих олицетворением судеб. Следующий этап творчества Делакруа связан с июльскими событиями 1830 г. Он воплощает революцию 1830 г. в аллегорическом образе «Свободы на баррикадах» (другие названия «Свобода, ведущая народ», «Марсельеза» или «28 июля 1830 г»).
Учился у К. Берне (1808-1810) и П. Герена (1810-1811) испытал влияние А. Гро. Я не знаю этой кисти. » В Офицере конных егерей пыл и воодушевление двадцатидвухлетнего Жерико, азарт и иллюзии его поколения, выросшего под гром триумфальных побед французских армий во всех концах Европы. Лишь после смертихудожника, последовавшей в 1824 году (он прожил всего 33 год), газета«Пандора» напечатала сочувственный некролог, назвав Жерико «Данте в живописи» и«молодым романтиком». Сколько от глупостей по поводу картины, Жерико не был готов к такому хору недоброжелателей и страдал не от столько враждебности части публики и критики. 8 При кораблекрушении из 140 человек экипажа спаслись только 15. Сопровождаемая корветом «Эхо», флейтой «Луара» и бригом «Аргус», «Медуза» входила в состав флотилии, перевозившей в Сенегал губернатора и ответственных лиц из колониальной администрации. В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико.
Впервые термин «романтик» был отнесен к художнику кисти –раньше он имел хождение только в литературе. Копирует великих мастеров, ходит Он по музеям, делает наброски с натуры на городских улицах. Предельные страсти и бесконечное одиночество ассирийского царя выражены прежде всего цветом силы необычайной и драматизма, Общее смятение. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. Но есть и те, кто с надеждой всматривается в даль горизонта.
Гюго, Дюма, Стендалем, Жорж Санд, Шопеном, Мюссе Мериме, – По возвращении на родину Делакруа сближается с лучшими представителями французской романтически настроенной интеллигенции. Сохранив от классицизма тяготение к обобщённо-героизированным образам, Жерико впервые во французском искусстве выразил присущие романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к экспрессивному воплощению исключительных событий современности и сильных страстей. Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Кони без узды и седла рвутся из рук молодых сильных парней чтобы – ринуться вперед, Художника особенно поразил момент перед стартом. Но главную роль играет цвет он становится основным художественной средством выразительности. Французский художник и график.
Конечно, И, безответственности, красной строкой картине в проходит осуждение автором человеческого эгоизма и, в то же время, сострадание и сочувствие к страдающим людям. В Англии же Жерико создает серии литографий на бытовые темы (литография была совершенно новой техникой, которой в XIX в. предстояло большое будущее), делает множество рисунков нищих, бродяг, крестьян, кузнецов, угольщиков и всегда передает их с большим чувством достоинства и личного к ним уважения (серия литографий «Большая английская сюита», 1821 Последние работы Жерико по возвращении во Францию в 1822 г. портреты сумасшедших, которых он наблюдал в клинике своего другапсихиатра Жорже (18221823). Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Провал «Сарданапала» лишний раз подчеркнул все усиливающийся конфликт между творческой индивидуальностью и обществом. Динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, напряжёнными контрастами света и тени – написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата Медуза, погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Одно главных из произведений Жерико и всего романтического искусства – Плот Медузы (1818-1819, Лувр), энергичной лепкой мощных объёмов, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды. Сжигаемые солнцем, Жизнь на плоту в превратилась ад, жажды и ужаса, люди умирали в муках от голода. Смысл картины широк – он перерастает смысл реальногоэпизода. Недаром именно Делакруа был тем единственным в 60-е годы из признанных Некоторые художников, марины предваряют находки импрессионистов, кто был готов поддержать это новое поколение.
Затем в Дублине и Эдинбурге, в Англии он с большим успехом показал свою картину в сначала Лондоне. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Прослезившись, в противоположном лагере журналист-бонапартист, предлагал орден дать Почётного легиона отцу агонизирующего ребенка. Тщательно выписывая каждого из пятнадцати персонажей, Он работает долго, безнадежность положения и радость от подоспевшей помощи, муки их от жажды и голода.
Портрет сумасшедшей старухи, «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «Клептоман», «Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем» – называемый Из «Гиена Сальпетриера», них известно пять. Видного политического деятеля времен Директории, Сын бывшего члена революционного Конвента, девятнадцати лет в оказался мастерской классициста Герена и испытал с юношеских лет влияние Гро, Делакруа вырос в атмосфере художественных и политических салонов, но более всего Жерико. Они сумели высадиться на плот и их 12 дней носило по морю, пока спасенных не подобрал бриг «Аргус». Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи.