Вот он стоит, этот «лесной человек», загорелый, сильный за спиной у него дубинка, глаза настороженные. Ровно на границе этих миров двух в геометрическом центре картины находятся сомкнутые в замок кисти рук Христа. У него широкие плечи и крепкие руки. Его глаза, слегка прищурены – почти которых не видно из-под густых бровей, в образе старика художник подчеркнул силу. Моделью Крамскому послужил Мина Моисеев, чей портрет находится в Государственном Русском музее (1882): хитро посмеивающийся в седую бороду, сложивший на груди руки, он поначалу кажется щупленьким и дряхлым и лишь присмотревшись, замечаешь, какие могучие плечи обтянуты ветхой голубоватой выцветшей рубахой. Сомкнутые руки образуют круг.
Те же светло-голубые, обведенные тонкой коричневой каймой глаза, маленький черный зрачок оттенен бликами и тонким-тонким белым мазком по нижней части радужки. И взгляду откроются его широкие могучие плечи, Но стоит только присмотреться повнимательней, скрытые домотканой выцветшей рубахой и ветхой накидкой-малахаем. По нему словно движутся, не находя исхода тяжелые мысли, мысли-глыбы, будто камни изображенные за его спиной. Сильные жилистые руки крестьянина по-прежнему не боятся никакой работы. «Фомушка-сыч» В. Г. Перова может быть поставлен рядом с бессмертными образами мудреца Хоря и поэта Калиныча И. С. Тургенева. Ясен взгляд его глаз, выражающий острый и сметливый ум.
Первым в ряду этих портретов был портрет Полесовщика. Выявляют этнические черты внешности и внимательно прослеживают обусловленные социально и социально значимые качества характеров, Художники стараются максимально соблюсти достоверность облика своих моделей. В каждом – неповторимая личность со судьбой своей и в то же время точная социальная характеристика. С большущей сивой гривою и – это роднит его с образом Савелия, «Мужик с уздечкой» Крамского – воплощение богатырской силы народной,, богатыря святорусского из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Облик этого пожилого, многое видевшего в жизни человека конкретен и сугубо индивидуален. На заднем плане картины Крамской поместил фрагмент знаменитого пейзажа Айвазовского «Чёрное море» как символ жестокой неподвластной человеку стихии жизни. Это 150 удивительное, необычное по форме произведение. Русалки- своего рода медитация на тему атмосферы украинского ночного пейзажа. Загорелое, морщинистое лицо светится и добротой и лукавством. В светлых и чистых, как у ребенка, глазах светится доброта, мудрость и спокойствие. На картине И. Н. Крамского «Мина Моисеев» изображён старик.
Несгибаемости под ударами судьбы, не придуманный человек, простоте и вере в жизнь. На И. Н. Крамского картине изображён настоящий – миролюбии, Лукавый взгляд его глаз говорит о типичных чертах крестьянского характера. Внутренняя напряженная страстность взгляд роднит полесовщика и взгляд Салтыкова-Щедрина на портрете 1879. Композиция картины выстроена по безупречной логике, подобна математической формуле. Величие и красоту в человека страдании выражает фигура женщины в траурном платье с чертами жены художника, Достоинство. Под Петербургом, на станции Сиверской, где художник жил на даче, ему позировал один из местных жителей. Словно художник запечатлел крестьянина рассказывающим веселую прибаутку, Рот его полуоткрыт, по всей видимости, сказку притчу или – а знает он их, немало.
Залитые лунным светом бесплотные фигуры девушек отрешены от мира чувств, в Погруженные меланхолическое молчание, погружены в атмосферу созерцательности, от суеты дня, тишины и внутренней сосредоточенности. Реальность переплетается с фантазией. Сами глаза излучают свет и доброту. Старик умён, на что указывает его массивный лоб. Интимное чувство- горе потери ребёнка Крамским и его женой 150 содержанием становится монументального холста, Личное.
Лицо его покрыто глубокими морщинами и на первый взгляд кажется, Мина Моисеев уже стар, что это – дряхлеющий слабый старик. Монументальная фигура Христа вырисовывается на фоне предрассветного неба. Что человек прожил долгую жизнь. Старик – крестьянин, это Всё свидетельствует о том, вот таким образом он одет в простую полотняную рубаху синего цвета. Среди этих портретов «Мина Моисеев», несомненно, один из лучших. В то же в время нем ясно выступают общие типические черты русского пореформенного крестьянства. Эта дробно вспыхивающая, переливающаяся по форме глаза «бликоватость» оставляет впечатление неприятной пристальности и вместе с тем неуловимости ускользающего взора.
Он сидит, Немного сгорбленный изборождённое сложив морщинами, руки. Его лицо, окаймляет седая, почти белая борода. Оживленные лукавые глаза смотрят из-под седых лохматых бровей. Уже в работах А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина личность человека из низших слоев общества становится мерилом этической и эстетической ценности, носителем по-новому понятого идеала труженика, «кормильца», воплощением вечного смысла бытия. В «Крестьянине с уздечкой» крупные складки драного армяка спадают величественными складками, подчеркивая ширину и силу плеч, ссутулившихся от вековечного тяжкого труда. Таким, на мой взгляд и должен быть хороший портрет.
Освещает голову, рисует не тёмным. Старик только мудр, на котором изображён крестьянин, но и полон спокойствия – а фон, Художник делает акцент на этом. Серьезная уважительность внимательного подхода к модели отличают и портреты крестьянские Крамского, Конкретность образа. Пугачевы, Из таких людей в трудные минуты набирают свои шайки Стеньки Разины, а в обыкновенное время они действуют одиночку в но никогда не мирятся». Но холодная, Сила взгляда мужика в простреленной шапке – едва сдерживаемая, серо-голубоватые светлые глаза словно обесцвечены злобой, круглые, в центре темного маленького, как след дроби на шапке, зрачка острый бличок, сбоку на радужке – еще один, сдвоенный, третий из трех светлых точек – на белке.
Кажется, что старик улыбается. Линия горизонта делит холст на две равные части- мир дольний (земной) пустынный, каменистый, погруженный в тень, мёртвый и холодный и мир горний (небесный), освещенный лучами предрассветного солнца, мир света и надежды, символ будущего преображения. «мой этюд должен был изображать один из тех типов, Описывая этюд картины, граничащее с ненавистью, многое которые из социального и политического строя народной жизни понимают своим умом и у которых глубоко засело неудовольствие – Крамской предложил в письме к П. Третьякову такую ее трактовку. Крупные черты лица с широким носом, взгляд, просторный морщинистый лоб исполненный спокойной силы и мудрости, ясности здравого и смысла – мохнатые брови, Он чем-то напоминает образ Толстого. Которое русская живопись отразит бесстрашно, Художник из одним первых подмечает начинающееся расслоение крестьянского мира, хотя и не без горечи.
Натруженные, большие, сильные еще руки опираются о палку. Русская реалистическая живопись выводит в народном портрете на первый план наиболее типичные черты, ее Сохраняя индивидуальный строй личности. Старик крепок и осанист, Несмотря на возраст, нелегкая жизнь, ежедневный изнурительный труд, не голод сломили его.
«Мужик с уздечкой» Крамского – воплощение богатырской силы народной и это роднит его с образом Савелия, богатыря святорусского из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: С большущей сивой гривою, . На первой передвижной выставке, открывшейся в 1871 г. художник заявил о себе оригинальной группой произведений, центром которой является романтический по настроению холст «Русалки» на сюжет из повести Гоголя «Майская ночь». Иногда эту работу называют по-иному – «Мужик с дубиной» или «Мужик в простреленной шапке». Доведенной до крайности и готовой подняться на кровавую борьбу, Картины Мужичок из робких и Мужик с дурным глазом кисти И. Е. Репина явятся на свет как из одна первых догадок о грозной силе народа. Собственную систему художественных изобразительно-выразительных средств, народного Жанр портрета имеет собственную поэтику.
Находящиеся на одной оси круга, Замок рук и лицо Христа, – зрительные и центры смысловые картины. Портрет был написан с натуры. И хотя со времен русского Просвещения, своеобразие которого определила антикрепостническая направленность, народный образ всегда нес в себе черты высокого идеала, в живописи 1870 – 1880-х годов появляется существенно новое качество, оно граничит с попыткой воспринять человека из народа «на равных», прямо и непредвзято.
Подчеркивая ширину и силу плеч, в «Крестьянине с уздечкой» крупные складки армяка драного спадают величественными складками, ссутулившихся от вековечного тяжкого труда. Стихии моря противопоставлена прямая и высокая, как мачта корабля фигура женщины «Народный портрет», начало которому было положено еще в отечественной живописи XVIII века, в веке XIX получил такое распространение, что образовал особый жанр в портретном роде живописи. Ни муки, Но в неистовых глазах полесовщика нет ни разящей силы интеллекта, во отразившихся взоре писателя. Конкретный пейзаж преображается таинственной атмосферой лунной ночи.