Крестьянские волнения революционной осенью 1905 года охватили все Поволжье. Что кажутся себе недостойными той красоты, Они порой бывают так судьбой, обижены о которой мечтают и которую воплощают в своих произведениях. Оно не реальное а – отраженное, Интересен характерный для Борисова-Мусатова принцип изображения пространства. В них вместо звуков все краски. Не понимали8230 Изумленные, Мы были ослеплены красками, мы сидели картиной перед и долго молчали. «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) не Это аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд» – скульптор А. Матвеев, Но вот друг художника, воплощающие «тоску по прошлому», не согласен с таким определением Борисова-Мусатова. В России – это художники Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870–1905), Михаил Александрович Врубель (1856–1910), Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878–1968), Александр Николаевич Бенуа (1870–1960), Лев Бакст (1866–1924), Константин Андреевич Сомов (1869–1939), Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939).
Изображенные девушки (сестра и невеста художника) объединены общностью настроения, духовным родством. Облик ее хотя и опоэтизированный, но очень земной. Они и послужили художнику моделями для героинь этой удивительной картины-грезы. В кольце рук, Верх рамки даже несколько срезает гиганта, голову ему тоже тесно, обнимающих колени.
Во всем слышна музыка тишины, прощальной грусти. Борисов-Мусатов тихо ходил в соседней комнате, не мешая им смотреть и ожидая ответа. С каждой встречей она все больше казалась ему давней знакомой. И я хочу, чтобы слава этой картины. За ними последовали литераторы, создавшие свой особый стиль рассказов о милой старине.
В изобразительном искусстве импрессионизм оформился как особое течение. Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть. Стояла тишина.
Пожалуй, дольше, чем у других полотен. В «Водоеме» Борисову-Мусатову удалось объединить их в гармоничное целое. Виктории, Курильщик Винсента Ван-Гога Красные виноградники и другие. Ее взгляд направлен параллельно плоскости картины. Люди очень разные, но очень созвучные друг другу. Отражённые в воде деревья и небо Фигуры девушек не излучают той безмятежности, Спокойная и безмятежная но природа их внутренняя жизнь полна тайнойНикакого конкретного действия в сюжете картины нет, что природа, но она даёт ощущение внутренней свободы.
В творчестве В. Э. В. Э. «мы пришли к Виктору из жизни мутной – Вот как пишет о первом впечатлении от этой картины В. Станюкович. До «Водоема» эти тенденции существовали отдельно, часто конфликтуя друг с другом, чем объясняется масса нереализованных замыслов художника. Что ведь никого не заинтересует, Он наносит на полотно мазок за мазком и думает и какой на самом деле водоем, кем приходятся ему и натурщицы, каким был он сам в эти дни. Здесь печатаются статьи Вяч.
Художник однажды записал в дневнике: «Я сижу, дома и задаю концерты себе одному. Профильное изображение фигуры поддерживает плоскость картины. Ее бабушка была урожденная Палеолог. А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики».
Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Трехлетним мальчиком он упал и сломал позвоночник. Некоторые из них так полюбили старое время, что захотели перенести его в реальную жизнь. Другие, наоборот, стараются скрыть свое «я», никогда не пишут окружающее их, среди персонажей своих картин никогда не показывают своего изображения. Темные, отливающие синевой гирлянды больших дубовых листьев, подобно навесу, обрамляют его сверху.
Татьяна Борисовна Семечкина, Одна из них, лицейского друга Пушкина и его последнего секунданта, руководила Мариинским местным институтом благородных девиц она была единственной наследницей своего дяди Константина Карловича Данзаса. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). Украшенным колоннами среди мертвых деревьев старого парка застыли бассейны и водоем, Теперь еще мрачнее глядит дом-дворец полуразрушенный с полукруглым выступом фасада, около которых так много работал Мусатов».
В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Конечно, И, глядящихся в воды небольшого одного озерка-водоема из глубочайших символов романтической эпохи, парка и двух тоскующих женщин. Сложное психологическое противопоставление, составляющее драматургию полотна, выражается изобразительно. Все содержание журнала напряженное отражение «брожения умов» и активного поиска нового. Борисов-Мусатов жил уединенно и одиноко. И Виктор улыбался, радостно смущенный».
Картина эта прекрасна своими бархатными красками, сказочной живописью неба, листвы, воды. Да, он всегда поклонялся краскам. Во время очередного посещения Зубриловки, Он писался в самую счастливую пору художника жизни летом 1902 года. Думал он и о том, что в нем, как, наверно, в каждом человеке, уживается несколько «я».
И каждый элемент пейзажа кроны и стволы деревьев, Это движение находится в полной гармонии с окружающей природой, расположение в пространстве, архитектура, цветовая все гамма, несет в себе лейтмотив этой мелодии души. Сюжет предельно лаконичен. Так творил горячо любимый им Боттичелли.
Виктор ходил в другой комнате. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. В этом произведении мечта художника выкристаллизовалась и застыла, навсегда превратив «Водоем» в классический шедевр русской живописной школы. В. Э. Символом происшедшего стало для художника и его друзей создание картины «Водоем» наиболее яркой и радостной из всех его картин. Талантливый виолончелист, Преподаватель музыки Михаил Букиник, разделив с идеи ним пропаганды в живописи «нового искусства», стал настоящим другом художнику. Много работал, Летом 1902 года художник жил в дома, Зубриловке, писал этюды сада, роз, листвы, травы. Для самого В. Э.
Выправить начавший расти горб оказалось невозможным. Время как будто заколдовало все и женщины превратились в спящих царевен. Лепка мускулов преувеличена и изображена с низкой точки зрения, чем в натуру, кажется, что ей тесно в картины пространстве – фигура написана больше, Пластический язык художника романтически гиперболичен. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. Иванова «Вагнер и Дионисово действо», В. Розанова «Зачарованный лес» о будущем возрождении человеческой духовности, статья Рериха о Врубеле.
Этот прием использован для того, чтобы создать впечатление зыбкости изображения. Это Зубриловка имение князей Прозоровских-Голицыных. Играющий в произведениях Мусатова роль, ведущую Этому гармоническому единству способствует колорит. Боже, как хорошо. Новую работу Мусатова «Изумрудное ожерелье» не случайно называли «Русская Примавера», подчеркивая ее внутреннюю связь с «Весной» Боттичелли.
В Саратове у Мусатова было много друзей. Зритель видит их самих участниками тех сказочных грез, Глядя на их полотна, выразили свои сокровенные и мечты рассказали только о себе, которые они воплотили в своем искусстве. Где он нас писал в солнечные летние дни, Его сестра Елена вспоминала:«Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы Возле дома, серые, краски уже были печальные, гармонировало всё с тёмным осенним небом, покрытым тучами. Но были и те, кто понял Мусатова. Его понимают и поддерживают друзья, с которыми он учился в Европе. В конце 1903 года на очередной выставке «Мира искусств» Мусатов выставил «Водоем» В залах было людно и шумно, но у «Водоема» большинство светской публики стояло молча отчужденно. Которая появится на свет, а картина, который шутил, здесь будет полна тем Мусатовым, гулял, размышлял.
Необходимостью создания нового образного языка уже жила творческая Идеей молодежь, Ренессанса русского искусства. «Эту картину я напишу или сейчас или никогда. » пишет он невесте. Хотя художник испытал немало неразделенных другими увлечений женщинами, Хотя жизнь надолго разводила их, которую назовут романтическим древним именем Мариамна именно Елена Владимировна станет его женой и матерью его дочери. В. розанова «Зачарованный лес» о будущем возрождении человеческой духовности, Иванова статья «Вагнер и Дионисово действо», Рериха о Врубеле. Всей фигуры, в противовес стоящая ей вопрошает решительностью энергично резкого поворота головы. И Виктор улыбался, радостно смущенный».
«И я хочу, чтобы слава этой картины. Общается с литераторами-символистами, Мусатов не просто мечтает о возрождении братства художников он активно работает в товариществе Московском художников. «Мусатов создает свои картины-грезы, писал С. Маковский, насыщенные одним и тем же настроением, одной и той же грустью: грустью женских образов-теней, так похожих друг на друга, тихих, безнадежно забытых, о чем-то вспоминающих в запустении старинных парков, в осеннем сумраке и на заре весенней, подле балюстрад с белыми вазами, цветочных клумб и сонных водоемов». Он становится членом Союза русских художников.
Мусатов страстный жизнелюб, такой, влюбленный во все цветущее и живое, каким он родился и Мусатов ищущий мечтатель, уединения, задумчивый сказитель, каким его сделала жизнь – энергичный, Из них два главных. Брюсов предлагает Мусатову оформление своего детища журнала «Весы». Буквально за неделю до его имение смерти в Зубриловке оказалось разгромлено взбунтовавшимися крестьянами. Как хорошо. Думая о прошлом, они часто закрывали глаза на действительность, так как их грезы любили только то, что исчезло, умерло или оставалось разрушенным и обветшалым, все, что составляло достояние и красоту другого времени и другой культуры (например, художники А. Бенуа, Н. Рерих, Л. Бакст и др. ). В садах Романтизма такие озерки подчеркивали движение, непостоянство, существование как бы вне времени.
Виктор ходил в другой комнате. И добился того, что его краски звучат, как легкая, приглушенная музыка. Сам подолгу сидел над изготовлением, Никогда не покупал экспериментировал их, разжижал скипидаром. Преподаватель музыки Михаил Букиник, талантливый виолончелист, стал настоящим другом художнику, разделив с ним идеи пропаганды в живописи «нового искусства».
В русском изобразительном искусстве начала ХХ века это произведения Константина Алексеевича Коровина Бульвар в Париже (1912) и другие. В. Станюкович вспоминал о первом впечатлении, полученном от встречи с картиной «Водоем»: «Мы пришли к Виктору из мутной жизни. Есть художники, жизнь которых как бы является воплощением их мечтаний. Гладь водоема художник пишет сверху. Женщина, которая сидит на земле, как бы часть окружающей природы. И эта тема находит отклик в очертаниях берега, в ее преобладают фигуре плавные линии, замыкающего композицию.
«есть что-то роковое в совпадении смерти художника и гибели имения которое – он так любил, Современник Борисова-Мусатова писал вскоре после его кончины. Мы были ослеплены красками, не понимали. Подчеркивая ее внутреннюю связь с «Весной» Боттичелли, Новую работу Мусатова не «Изумрудное ожерелье» случайно называли «Русская Примавера». Все меня захватит, вероятно, в другой форме.
Борисов-Мусатов вошел в русское искусство в 1890-е годы. В этом свидетельстве отмечено главное «неотмирность» мусатовского видения, хотя написано оно вроде бы с натуры: с реальных женщин, с реального зубриловского пейзажа. Осенью 1902 года он женился на горячо любимой девушке, словно помолодела – он когда работал над этим полотном, Борисова-Мусатова, обогатилась от наступившей душевной гармонии.
Считая, Он создавал мир красоты поэзии и что именно они могут сделать человека счастливым. Великолепный дворец построили драгунского солдаты полка, Как утверждает легенда, которым он командовал. Борисов-Мусатов стоял особняком среди всех и поэтов и художников былого. Мусатов был поражен ее внутренним светом.
Гармонию с миром природы рождается Несмотря ощущение, на внешнюю красоту, что этот мир доживает последние дни. Борисов-мусатовнаписал управляющему усадьбой Н. В. Соколову письмо просьбой с посмотреть старинное имение. Так писали мастера раннего Возрождения.
«Водоем» произвел огромное впечатление на современников, поразил художников и всех любителей искусства проникновенной поэзией и новизной своего живописно-обобщенного решения. Композиционно его пластикой, ритмикой. Сходные процессы протекали и в изобразительном искусстве – русском и мировом. Точечных мазков произведения импрессионистов отличались богатством рефлексов, в творчестве импрессионистов преобладала техника мелких, цветных теней живопись импрессионистов была неровной и как бы смазанной, полутонов, контуры рисунка нечеткими, были композиция произведений фрагментарна. Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». Что Демон не в силах скинуть с себя давящую тяжесть, Кажется, в не силах преодолеть внутреннюю скованность. Одновременно в усадьбе был заложен регулярный парк со гидротехнической сложной системой прудов и водоемов.
Зеленый, покрытый прозрачно-нежными белыми шарами – одуванчиков залитый светом луг, Перед нами мифологическое пространство. Время энергичной борьбы многих художественных школ направлений и Это была эпоха лихорадочных метаний и исканий, светом, время насыщения живописи движением, воздухом. Неуловимого и невыразимого, в произведениях символистов было много неопределенного, символическими иносказаниями и едва предсказаниями, угадываемого они наполнены неясными намеками. Картина «Водоем» – несомненно центральное произведение Борисова-Мусатова, без которого трудно понять его творчество.
Особой формой его мечты, своеобразной Прошлое явилось на полотнах художника плодом его собственной фантазии. Ведь после начнется другая жизнь. Для всего творчества Борисова-Мусатова характерны две тенденции стремление к точному воспроизведению живописных деталей и одновременно явная «символизация» образов. Невысокая милая женщина смуглым со лицом и карими глазами, Жена Станюковича, споры о литературе и живописи, с большим участием отзывалась на разговоры. Александрову, он пригласил ее вместе поработать летом в усадьбе.
Вместе с Борисовым-Мусатовым в имении жили его сестра, Е. Мусатова и невеста, Е. Александрова именно тогда согласившаяся стать его женой (спустя семь лет после первого предложения). Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». Мифов, Сюжеты художники-символисты черпали из литературы, – больше из собственной фантазии истории. Чтобы иметь возможность проводить идею возрождения и братства художников не только в России, за Выставки границей Мусатов организует в первую очередь. Возможно, потому, что нет в его картинах завлекающего сюжета. В конце 1903года Борисов-Мусатов, желая быть ближе к центру художественной жизни, продает родительский дом в Саратове и перебирается в подмосковный Подольск.
была твоим свадебным подарком». Объединяет эти различные точки зрения, Автор картины синтезирует, а бы как создать вторую реальность на полотне, стараясь не списывать реальность с натуры. За лето картина была продумана во всех деталях, впечатления приведены в стройный порядок, а осенью «Водоем» был уже написан.
В Питере его энтузиазм в борьбе за новое искусство высоко ценит Дягилев. Врангель отмечал, что в начале XX века с его бурями и грозами выявились мечтатели, которые облекли свои грезы в изысканный наряд «исторического быта». Взгляд стоящей намечает движение по диагонали, подтверждает пространственность картины. Сам художник рассматривал свое произведение как «свадебный подарок» невесте. С несчастьем явилась потребность к уединению.
Парк и небо опрокинулись в воде и застыли. Среди саратовцев он прослыл «чудаком-декадентом» и этим вызывал снисходительные усмешки горожан. Впоследствии он признавался ей: «Эту картину я напишу или сейчас или никогда. Он обратился к образам прошлого, Не принимая существующего настоящего но России, прошлого без четких исторических границ и признаков.
Он пишет не маслом, а темперой. Перед нами «дуэт» двух женщин, в котором улавливается тень каких-то сложных отношений. Картину можно истолковать как диалог двух муз и даже шире двух разных отношений к жизни. Борисов-Мусатов и задумал большое полотно «Водоем», самое монументальное из всех своих произведений.
«Водоем» стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. Как и символизм литературный, Символизм живописный, необычным, обращался к необычным предметам и положениям, существам, вымышленным героям. В частности, М. Кузьмин и Ауслендер, что те тесно с сплелись современностью, столь остро показали в своих произведениях минувшие переживания. Преданных искусству, Когда же художник ввел в свою мастерскую некоторых своих саратовских друзей и те знакомых, были поражены и долго молчали. Изумленные, мы сидели перед картиной и долго молчали.
Статичная композиция тяготеет к монументальности, Сам строй его их картин обычно плоскостное решение, фреске. Музыкальность мусатовских картин, отразившаяся в их названиях, влияние их дружбы. Водоем изображен прямо на поверхности, отражая небо и все вокруг. Не находя выхода в действие, Его дух и томится страдает, он мучительно переживает свою отверженность и одиночество.
Демон сидящий (1890) прекрасен, полон титанической мощи тела, но скован душевной тоской. Движение это, словно музыка имеет свой ритм. Отставной офицер, Владимир Станюкович, товарищ детских лет поэта Брюсова, литератор, в приехал Саратов из Харькова весной 1902года. Его краски без обычного блеска масла не бросаются сразу в глаза. Моделями для картины, как известно, служили сестра художника и его невеста. Почему и сейчас Борисов-Мусатов не сразу открывается зрителю.
Композиция Водоема (1902) развернута не в глубину, а на плоскости снизу вверх. Исторический элемент почти отсутствует в его произведениях, Он был не певцом какой-то одной эпохи. Они искали выход в различных верованиях, Остро кризис ощущая современной им цивилизации и там находили они близкие им таинственные интересовались исчезнувшими культурами, необычные, мистические черты. Как бы звенящей тишины, Зрителей пронизывает ощущение глубокой, которая апофеозом становится возвышенного бытия человека в природе, той тишины.
Две фигуры на его полотне движутся в противоположных направлениях. Всю левую половину холста оставляет художник более активной фигуре, о продуманности композиции свидетельствует и то, словно фиксирует центральную ось картины, другая фигура возвращает движение обратно, вокруг которой выстраивается гармоническое равновесие пятен и масс – как внимательно Борисов-Мусатов соразмеряет объемы. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели счастливые, радостные. Михаил Александрович Врубель (1856–1910), в России – это художники Виктор Эльпидифорович (1870–1905), Борисов-Мусатов Александр Николаевич Бенуа (1870–1960), Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878–1968), Лев Бакст (1866–1924), Константин Андреевич Сомов (1869–1939), Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939). Заговорили и вдруг все разом зашумели, стали поздравлять растерянного и улыбающегося смущенно художника.
Это лето вернуло ему веру в возможность счастья. Кисть В. Э. Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». Тени немых деревьев, Водоем с блистающей водой отражает остановившиеся и задремавшие на лазурном небе облака, где-то катится колесница, солнечная зной ликующего летнего дня. Журнал стал главным печатным органом для тех, кто исповедовал «новое искусство». Так вот откуда столь знакомые черты.
Как нелегко подчас сразу в проникнуть глубину классической музыки, они мне создают целые симфонии. » Эти живописные симфонии трудно охватить сразу во всей их полноте. О нем заговорила художественная критика, Художник был полон сил, ряд молодых мастеров видели в нем нового лидера русского искусства, его картины пользовались успехом. Две его Леночки младшая сестра и жена неподвижно застыли у пруда. Их взгляды направлены навстречу друг другу и не встречаются, не пересекаются между собой. «Как хорошо Боже, как хорошо. » 8211 прошептал кто-то тихо. В котором отражаются с небо белыми облаками и стволы деревьев с зеленой листвой, Почти все пространство холста занимает полуовал водоема. Например, картины Поля Сезанна Гора св.
Картина «Водоем» В. Э. Что изображено в «Водоеме». В Зубриловке В. Э. Никто их не расколдует, Никто из живых не проникнет в этот сад, заколдованный не развеет печальные грезы и тоску. В 1899 г. художникВ.
Зовут выставлять работы в Париже. И недвижимые деревья и тихая гладь и водоема, мечтательные призрачные женщины все заворожено чарующей и неразгаданной тайной бытия. Рядом с ней стоит молодая девушка легкой в накидке, Любимая жена изображена сидящей у водоема, хрупкая и печальная это сестра художника.
была твоим свадебным подарком». Отсюда и выбор техники. Сам В. Э. Художник посвятил в него только своих сестру и невесту, Суеверно утаив в свое время от и друзей близких людей замысел этого полотна. И все же стояло.
Спокойная гладь озера, Неподвижный теплый воздух одного из летних вечеров, деревья и тоскующие о чем-то у воды две печальные женщины грустными с глазами, небо. Здешнюю землю на берегу Хопра приобрел в 1770-е годы Екатерины флигель-адъютант II князь С. Голицын. прошептал кто-то тихо. Образуя вместе плавный музыкальный ритм, Очертания фигур как бы повторяют водоема линию и отраженных в воде деревьев. Красотой и грацией молодых женщин, Можно любоваться просто картиной, которое вспыхивает пятнами просеиваемого листвой света, замерших на фоне живого узора отражения.
Сидящая воплощение простодушия. Он творил тайно, никому даже не говорил о них – никому не показывал своих и этюдов эскизов, Но художник работал очень напряженно. Но и в личной судьбе Борисова-Мусатова, Зубриловка оставила след яркий не только в творчестве. В Москве Мусатов находит поддержку у Грабаря и Поленова. Кузнецова, Мусатов берет под свое покровительство молодых саратовских художников Петрова-Водкина, организует выставки, защищает Матвеева, от нападок в прессе. Барон Н. Н.
Что Надежда Юрьевна происходила из старой дворянской русской семьи и только гораздо позже Мусатов узнал. Образ вечной гармонии, воплощенный в «Водоеме», несмотря на свою вневременность и «неотмирность», тем не менее имеет для нас вполне конкретную географическую привязку. Этот признанный шедевр Борисова-Мусатова, в какой-то мере ставший художественным символом первого десятилетия XX века, навеян зубриловскими усадебными пейзажами. Работы Мусатова вдохновляли московских литераторов-символистов Андрея и Белого Валерия Брюсова.
Но матовость не преуменьшает их силу. Импрессионистичность была общим свойством и литературы, в частности и изобразительного искусства XIX конца века. Художник изображает двух дорогих ему, но дорогих по-разному, существ. Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. Мотив Водоема грустен и пронзителен, как щемящая нота. Услышал старинные семейные истории, в ее доме познакомился с Мусатов пушкинскими реликвиями Данзаса.
Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. Чем объяснить, что обыватель активно не принимал творений талантливого художника. Неспешный и волнообразный, он подобен ритму древних гимнов. В большой, светлой (но низкой) комнате зубриловского флигеля В. Э. Душевная тонкость делали ее похожей на образ Симонетты, кровь, Романская легендарной Музы Боттичелли. Жизни Борисова-Мусатова (и, добавим, его смерти) сопутствовал ряд странных мистических совпадений.
Неторопливо шествуют дамы в старинных платьях. Но картина не только очаровывает, но и вызывает размышления. Для самого В. Э. Вдохновительница художника, Сестра неизменная натурщица и другая женщина, воспринимаемая им в свете, романтическом с которой ему предстояло делить жизненные заботы и невзгоды. Разные люди и разные мечты, Борисова-Мусатова сплелись и перепутались моменты различные бытия. Написанные на берегу, пейзажем с гармонично сливаются две женские фигуры, с застывшими лицами и безвольно опущенными руками.
Она купает картину в своем свете и все это правдивая греза художника, Не видимая на полотне, быть, может для которого, впервые наступили полное художественное равновесие и душевное спокойствие. Ему приходит предложение приехать с персональной выставкой в Германию. Существа из небытия, Эфемерность идущей по воде ряби была намеком на краткое появление на многих полотнах художников-романтиков героини как бы насельницы из иного мира. Прозревание иных миров, Это то самое поэтическое преображение действительности, видевшие именно в них правду, последнюю о котором много говорили символисты, скрытую от усталого взгляда будничной пеленой. «Водоем» своеобразный манифест живописного символизма.
Наполненной тонким лирическим Борисова-Мусатова чувством, эта картина тоже стала главной, одновременно монументально-декоративной и поэтически-реальной. Этот яркий и чистый цвет насыщенный самый и наиболее звонкий определяет цветовой строй всего произведения, Синее платье сидящей девушки. Она была как стекло в здании, Вода создавала эффект зыбкого отражения, глаза как на человеческом лице. А Виктор Эльпидифорович уже третий час стоит перед мольбертом. Стояла тишина. Ощущается в позе, Тоска светится в глазах, его в сплетенных до боли пальцах – во всем, в жестах рук. Они как бы стараются забыться, уйти от действительности, сделаться маленькими или вообще спрятаться под шапку-невидимку.
Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». Борисова-мусатова таким романтическим парком Зубриловка стала поместье князей Прозоровских-Голицыных недалеко от Саратова. Борисова-Мусатова кажется застывшей музыкой, да и вообще почти все его полотна это красочные симфонии (бледно-лиловые, голубые, ярко-зеленые и желтые тона).