От плана выставить «Танец» в Париже перед отправкой в Штаты Матисс отказался. В конце апреля Матисс закончил свой «Танец». Танец – созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса.
Это отражает начинающееся обаяние Матисса с Видеосюжет посвящен созданию двух шедевров эрмитажной коллекции -- декоративных панно "Танец" и "Музыка" Анри Матисса. Знаменитый своими современными памятниками-путешественниками скульптор Стюард Джонсон (John Seward Johnson, Jr. ) решил воплотить творение Матисса в 3D– иными словами, он создал скульптуру, повторяющую панно «Танец» в Эрмитаже.
Декорировать центральный зал его нового в музея Мерионе, Впервые они встретились 27 сентября 1930 года, пригороде Филадельфии – и Барнс сразу сделал Матиссу предложение. Вернувшись домой, оннапевал себе под нос услышанную мелодию иписал «Танец». Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства». Другая версия «Танец» написана под впечатлением от греческой вазовой живописи и русских сезонов С. Дягилева. В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено.
Позже Матисс еще нераз возвращался ктанцу. В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло. Что восхищен матиссовскими панно, Барнс объявил, но демонстрировать их не публике собирается. На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно. «Танец» написан всего тремя красками. Осоздании «Танца» художник рассказывал следующее когда Щукин заказал ему панно, Матисс отправился наодно изтанцевальных представлений. «Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году.
Оба, заказчик и художник, были необычайно воодушевлены и остались довольны заключенной сделкой. В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмомfont-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU«Сударь, font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU151 писал коллекционер, 151font-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RUв дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Что мужские фигуры изначально были обведены контуром, чёрным Примечательно, лишь впоследствии заполненным краской. Чтобы тот, Он отложил кисти и нанял профессионального маляра, закрасил огромные листы белой бумаги черной, следуя его серой, указаниям, розовой и голубой краской. Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью.
Матисс прислал эскизы с несколькими вариантами работы. Больше всего мечтавшему об огромных росписях, Матиссу, так не и довелось украсить ни одно из общественных зданий Франции. Хотя построены они не на основе буквального копирования натуры, Его картины доносят до зрителя все ярких богатство красок жизни. Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены. «Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», 8211 заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры и она задавала тон. Который, Самым серьезным американским коллекционером его живописи был скандально известный Альберт Барнс, скупал картины в огромных количествах, пользуясь положением бедственным художников. Так появились парные панноfont-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU«Танец»font-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RUи «Музыка».
Но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов), Эта связь строится не на только аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность). Чтобы договорииься о визите, в Когда пятницу Матисс телеграфировал в Мерион, Барнс уже запер свой дворец и уехал в Европу. Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти. В планы Матисса входило и написание третьего полотна, «Купание» (или «Медитация»), на котором были бы изображены отдыхающие, однако дом Щукина был двухэтажным и его заказ предполагал создание только двух композиций, вследствие чего «Купание» сохранилось лишь в набросках автора.
Особенно сильное впечатление нахудожника произвела фарандола. «Мною владел ритм танца, который вел меня», 8211 признавался он позже. До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи. Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. Следуя поставленной цели, сбалансировав его интенсивными цветами синего неба и зелёной травы – он окрасил фигуры персонажей в яркий пунцовый оттенок, Своей главной задачей художник считал достижение гармонии цветовой полотна с опорой наfont-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RUконтрастfont-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU.
Что скачущие матиссовские танцоры проиграют «Гернике», мощной Поняв, кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца». Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале. В зале музея они помещены друг против друга, так как задуманы и воспринимаются как парные.
Фон в «Музыке», предельно упрощённый художником играет второстепенную рольfont-family:'Arial'vertical-align:supercolor:000000 xml:langru-RU langru-RU7font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU. Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы абсолютно новый метод. В 1909 году промышленник Щукин заказывает три больших декоративных панно для своего московского особняка знаменитый «Танец» Анри Матисса (1869 – 1954гг. ) – одно их них. Ожидая за океаном шумный прием и внимание прессы и публики, отправлялся Художник в Америку.
Но уже вскоре, в связи с этим Щукин отказался от них изменил своё по решение, прибытии в Москву. Требующей большой точности работе – формы соединению с цветом, к концу лета он был вполне готов приступить к трудоемкой используя вместо кистей и палитры ножницы и цветную бумагу. Накотором застыли впрерванном движении несколько красных фигур, Так четырехметровое получилось полотно, танцующих вхороводе. Он потерял основных коллекционеров – Сара и Майкл Стайны лишились своей уникальной коллекции в годы войны и вернулись в США, коллекция Ивана Щукина после Октябрьской революции была национализирована и передана в музей нового западного искусства в Москве, французские коллекционеры и музеи не сильно интересовались творчеством Матисса.
Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов. Художник достигает невиданной до того силы его звучания, Ведущую роль в произведениях Матисса приобретает цвет, локальные цвета используя чистые, прибегая к приему контрастного сопоставления и отказавшись от всего, что могло бы снизить эффект – от смешения применения цветов, светотени и мелкой детализации. Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец». Ваша живопись лучится красками, словно витраж».
Как Матисс вдруг сделал ужасное Американская открытие, пресса уже готовилась устроить шумный прием мерионским панно. В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»). Таким образом, Матисс сумел усилить выразительность палитры за счёт яркости всего лишь трёх цветов151font-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU«небесной лазури, розовой свежести тел и зелени холма»font-family:'Arial'vertical-align:supercolor:000000 xml:langru-RU langru-RU6font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU.
Синим цветом передано небо, розовым тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм. Обобщенно написанные ярким цветом и ничем не моделированные фрукты, Узоры скатерти свободно перенесены стола со на стену, вазы воспринимаются как яркие пятна орнамента, графины. Лаконизм и четкость выражения и демонстративную обнаженность приемов (что станет в дальнейшем характерным в искусстве XX в. ) можно видеть и в двух знаменитых панно Матисса – «Танец» и «Музыка». Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса.
Подзаголовок картины – «Десерт. В результате матиссовское панно почти сорок лет пролежало запаснике в Музея современного искусттва. «Он больной, 8211 написал Матисс дочери. Наделяя их почти идентичными чертами лица и телосложением, Он осознанно лишал героев индивидуальности, чтобы изображённое воспринималось как зрителем единое целое. Картина очень понравилась заказчику Щукин был буквально вполном восторге.
Характерно, что в картине, где, казалось бы, все преображено по воле художника, быть может, наиболее странные (с позиций соответствия натуре) белые деревья – мотив, реально увиденный художником по пути в мастерскую, когда он обнаружил сад неожиданно белым от ночного мороза. Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место. Когда он показывал их друзьям близким в гараже в Ницце, Единственной публичной демонстрацией панно остались те десять дней. Который был хорошо знаком с Матиссом, font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RUВfont-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU1908 годуfont-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RUмосковскийfont-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RUкупецfont-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU, font-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RUмеценатfont-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 langru-RUи xml:langru-RU коллекционер живописиfont-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RUСергей Иванович Щукинfont-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU, аллегорически изобразив процессы музыки и танцаfont-family:'Arial'vertical-align:supercolor:000000 xml:langru-RU langru-RU1font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU, предложил художнику исполнить декоративныеfont-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RUпанноfont-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RUдля декорации лестницы его особняка вfont-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RUЗнаменском переулкеfont-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU. Основное выразительное средство полотна лаконичности сочетание живописных средств с его огромным размером.
Больше Матисс никогда не видел свой «Танец». Все должно было стать архитектурным целым и я должен был связать рисунок со стеной, чтобы под огромными выступающими глыбами арок линии не пропадали, а переходили в непрерывном движении одна в другую Чтобы организовать все это и получить что-то живое, поющее, я должен был искать, пробовать, все время изменяя отрезки цвета по отношению к черному»). Кроме него самого, – Это эгоцентричный настоящий монстр – никто, для него не существует Никто не должен мешать ему. Саму же композицию он нарисовал на трех соединенных вместе пятиметровых холста – всю сразу, в размере оригинала, 8211 вооружившись длинной бамбуковой палкой с куском угля на конце. Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец».
Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые. Передана суть не танца, а самой жизни: чистые, основные, «первичные» цвета. В интервьюfont-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU1909 годаfont-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RUон пояснил, что, по его замыслу, человеку, входящему в дом с улицы, нужно «сообщить чувство облегчения», вот таким образом для первого этажа художник выбрал сюжет с танцем. Навеянный восприятием народных танцев мотив хоровода (он бытовал в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса в изображениях на лиможских эмалях) у Матисса выражает ритм экспрессию и XX века. Усиливающий столкновение и звучания яркость трех цветов – красного, Прием упрощения и схематизации фигур и пространства, концентрируя внимание на выразительности буквально считанных штрихов, зеленого и синего, – одновременно способствовал выявлению движения, прекрасно передающих ощущение форм и динамики фигур. Не повествовательная сторона и не иллюзорная точность натуре привлекают Матисса, Не сюжет их звучные а сопоставления, мир красок, гармония, которую создает сложное единство цвета и ритм линий, выражающий настроение композиции в целом.
Я почувствовал, – Как только я увидел панно месте, на а в музее Барнса стало тяжелым, что оно отделилось от меня у меня в мастерской оно было просто живописным холстом, твердым как камень – казалось, что оно сделано одновременно со зданием». В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты. Воздушной среды, Для усиления впечатления Матисс трансформирует традиционные элементы построения картины или вовсе отказывается от них – него у нет глубины пространства, он упрощает и схематизирует формы, света и теней, что сближает композицию с декоративным панно. По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца». 4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно. font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RUНезадолго до отправки вfont-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RUРоссиюfont-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RUоба панно были выставлены на парижскомfont-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU«Осеннем салоне»font-family:'Arial'color:000000 xml:lang-none- lang-none-font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU1910 годаfont-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образовfont-family:'Arial'vertical-align:supercolor:000000 xml:langru-RU langru-RU3font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU.
Требовал показать панно в процессе работы и приехать угрожал в Ниццу, Барнс изводил художника письмами. Никогда не, Художник изображенным в картине, ставивший знак равенства между миром реальным и миром, оказался предельно правдив и в данном случае именно потому, что, поразившись необычному контрасту снега и зелени, созданному самой природой, не просто включил этот элемент в свою картину для достижения того же эффекта – усиления звучания соседних но цветов, – при этом преобразил, придав обобщенным округлым контурам силуэтов деревьев ритм, соответствующий узорам картины. На втором этаже, полагал он, был более сообразен сюжет с музицирующими и слушающими. На картине изображен танец, хоровод пяти обнаженных людей на вершине холма. Заказчик становился все более нетерпеливым, По мере того декоративные как панно обретали форму. В одном из программных и лучших своих произведений – «Красной комнате», где связаны воедино основные объекты изображения, привлекавшие художника – натюрморт интерьер, человек, – мы находим воплощение принципов, типичных для Матисса.
На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матиссзапросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы). Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики. «Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», 8211 смиренно говорил он позже. Взбешенный заказчик в тот же день отплыл во Францию 4 и марта 1932 года уже беседовал в Париже с художником.
Только выносливость и усвоенная с детства привычка к нудной тяжелой работе помогли Матиссу продержаться еще двенадцать месяцев. Поля Валери и молодого Андре Мальро до известного французского политика дошла информация о недоразумении с панно и о том, с помощью Андре Жида, что художника у в Ницце имеется его первый вариант. Что он дал мне возможность выразить себя в огромном масштабе и признал, Все это нами между – главное то, блестящий результат моей работы, насколько был на это способен. Тема панно «Музыка» была близка и Щукину, при обсуждении заказа писавшему, что у него дома часто исполняют классические произведения, а в зимнее время регулярно даются концертыfont-family:'Arial'vertical-align:supercolor:000000 xml:langru-RU langru-RU2font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU. Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке».
Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором. Оно предназначалось для первого этажа за основу Матисс взял виденные им в народные Коллиуре пляски. Сюжет картины Матиссу навеяли увиденные им в Коллиуре народные пляски. Представить его себе невозможно, «Не видя великолепия, этого 8211 писал Матисс своему другу Бюсси.
Эта связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность), но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов). Гармония в красном» – не менее точен, чем ее основное название. Первоначально он написал картину в зеленых тонах, затем переписал в сине-голубых и лишь позже пришел к наиболее выразительному варианту, создав «гармонию в красном». Но такова уже логика и сила убедительности искусства Матисса. Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа. Навеянный восприятием народных танцев мотив хоровода (он бытовал в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса в изображениях на лиможских эмалях) у Матисса выражает ритм и экспрессию XX века. Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря.
Руки, Головы, кисти рук исчезали за пределами холста, чтобы ноги, соединиться с невидимыми телами, мелькавшими в изгибах аркады. Матисс стремился свести их к элементарным формамfont-family:'Arial'vertical-align:supercolor:000000 xml:langru-RU langru-RU1font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RU, font-family:'Arial'color:000000 xml:langru-RU langru-RUРаботая мужскими над фигурами при написании картины. Не попытавшись сражаться»font-family:'Arial'vertical-align:supercolor:000000 xml:langru-RU langru-RU4font-family:'Arial'color:000000 langru-RU, xml:langru-RU Нельзя уходить с поля боя. Важное значение в работах Матисса имеют также линии, являющиеся границами цвета и составляющие «арабески», то есть часть орнаментального узора, звено ритмического построения картины. А помощник – вырезать фигур фрагменты и прикалывать к холсту, После этого Матисс стал наносить композицию на окрашенную бумагу. И, Растерянность Матисса успокаивающе подействовала на Барнса, чтобы нападать на художника, вместо того, он смягчился и сразу согласился, все чтобы было начато с чистого листа, тем более что платить за переделку не требовалось.
Стремительно двигаясь от одного края к другому, Танцоры взмывали вверх, перелетая через разделяющие арки каменные в колонны воображаемое пространство за ними. Вначале тридцатых годов прошлого века оннаписал «Парижский танец». Сервирующей стол, а линии контура фигуры женщины, оказались созвучными сине-голубых изгибу узоров и наклону ветвей деревьев. Барнс, как показало время, оказался верен своему слову.