В настоящее время в мире имеется лишь восемь картин с изображением Святого Себастьяна кисти самого Гвидо Рени и около десяти работ его учеников. Святого Себастьяна запечатлели на своих полотнах известнейшие художники, среди которых Джованни Больтраффио, Ганс Бальдунг, Тициан Вечеллио, Гвидо Рени, Сальвадор Дали и другие.
Широко раскрытые глаза созерцают небесный, свет Лицо поднято вверх, взгляд их ясен и спокоен. С нежной и стойкой жизненностью, с момента этого его неуверенность в себе проходит сумеречный фон обволакивает утонченные по красоте фигуры, выраженной одновременно романтично и героично. пинакотека), состоящий из двух регистров («Пьета» и «Святые покровители Болоньи»), подобен кватрочентистской картине и свидетельствует о духовном кризисе художника, выраженном поэтически. Рени стал одним из образцов для подражания в системе академического европейского обучения в XVII-XIX веков, Верный последователь классицистического принципа соединения идеализации и натурности. Каждое произведение Рени той эпохи представляет собой новую, всегда успешную попытку варьировать и обогатить формы и трактовку возвышенного, вдохновленного религиозным чувством и ностальгическими воспоминаниями о «потерянном рае». Впившиеся одна слева, Если б не стрелы, другая справа, под мышку, в бок, можно было бы подумать, что этот римский атлет отдыхает саду, в прислонившись спиной к дереву.
Именно это произведение вдохновляло его в момент создания первой значительной алтарной картины «Коронование Марии» (Болонья, Нац. Тогда его подвергли жестокому бичеванию до смерти, а труп бросили в сточную канаву. Во всяком случае, уже в раннем творчестве Рени делает свой особый выбор в той атмосфере возвращения к «естественному», которую братья Карраччи противопоставляли маньеристической абстракции конца XVI в. Непримиримый и аристократический дух Рени, который в отличие от Аннибале и Лодовико Карраччи искал свои образы не в природе, он взял за основу своей естественной живописи культ героической красоты и грации, восходящий к Рафаэлю. Наиболее известное из его произведений подобного рода –. Свой вклад в трактовку этого образа внёс и Гвидо Рени – яркий мастер болонской школы живописи первой половины XVII в. К Себастьяна образу художник обращался четыре раза. И его собственные лучники стреляли в него до тех пор, 20 января 354 г. Себастьяна к привязали дереву, пока не сочли его мертвым.
Произведение из собрания Пермской галереи отнести можно к завершающему этапу творческой биографии художника. Чтобы оценить значение академической школы, Достигнув достаточного только мастерства, что открытой братьями Карраччи (ок. Рени долгое время не мог избавиться стилистических от влияний, Медлительный и углубленный в себя, которые не позволяли ему решительно и прямо утвердить свою индивидуальность. Впившиеся одна слева, Если б не стрелы, другая справа, под мышку, в бок, было можно бы подумать, что этот римский атлет отдыхает в саду, прислонившись спиной к дереву. От «Благовещения» (Генуя, ц. Сант-Амброджо) до «Аталанты и Гиппомена» (Неаполь, Каподимонте) напряжение возрастает до такой степени, до пинакотека) «Геркулеса» (Париж, Лувр), что его трудно удержать в рамках классического равновесия.
Бедра Святого Себастьяна прикрывал кусок грубой белой ткани. Лишенный отныне любого внешнего влияния, он совершенствует свой собственный выразительный язык в сторону все более чистого ритмического классицизма, с тональными эффектами, прозрачными и утонченными. Типы изображения святого начиная с IV века постепенно изменялись. Подобно Доменикино и Альбани, Рени учился в мастерской Д. Кальварта. Иоанном» (Флоренция, собрание Лонги), «Лукреция» (Рим, Капитолийский музей), «Девушка с диадемой» (там же), «Клеопатра» (там же), «Бичевание Христа» (Болонья, Нац. Мантенья – три, Перуджино написал восемь Себастьянов, Моро Гюстав – семь, ван Дейк – четыре.
пинакотека). А его произведения хранятся во крупных всех европейских музеях, Сегодня Рени обладает международной известностью. Созданных им вместе с другими учениками Карраччи, в фресках оратория Сан-Коломбано, он чисто преодолел формальное препятствие. Красоты и наслаждения. Это ослепительно белое тело, Оно сияние излучаетлишь молодости, размытым фоном, оттененное мрачным, светоносно.
Привыкшие владеть луком и мечом, грубо заломлены над головой запястья их стянуты веревкой, руки Мускулистые преторианца. Таким образом он создаст свои знаменитые женские персонажи (Магдалина, Клеопатра, Лукреция, Семирамида, Саломея, Юдифь) изнуренные любовной негой, на чем будет зиждиться его высокое реноме. Где он попеременно Рени бывает, приобретает известность в наиболее влиятельных художественных кругах Рима и Болоньи. даже чисто христианский сюжет обрел аромат язычества. Тугом животе, в напряженной груди, а меланхолический экстаз, слегка вывернутых бедрах – не конвульсия физического страдания, от словно звуков музыки. пинакотека).
Рассчитанными на личное сопереживание христианской драмы, Усиление индивидуального роли начала в вопросах веры приводит к повышенному спросу на небольшие картины с религиозными сюжетами. пинакотека) до «Геркулеса» (Париж, Лувр), от «Благовещения» (Генуя, ц. Сант-Амброджо) до «Аталанты и Гиппомена» (Неаполь, Каподимонте) напряжение возрастает до такой степени, что его трудно удержать в рамках классического равновесия. То как человек, Себастьян то выступает как защитник людей от чумы, то как христианский герой и мученик, чудом спасшийся от смерти, то как воплощение духовной красоты. Привыкшие владеть луком и мечом, руки Мускулистые преторианца, грациозно подняты над головой запястья их стянуты веревкой. В это же время он исполнил многочисленные, полные благочестия картины на религиозные темы. Однако, сильный мужчина выжил (по одной из версий, его выходила святая Ирина).
Образы глубокой духовности характерны для таких картин, как «Св. Цецилии ц. Сан-Луиджи деи Франчезе. Себастьян» (Болонья, Нац. «Мученичество апостола Андрея» в ц. Сан-Грегорио аль Челио в Риме (1608) – большая фреска, Болонья, полные мягкости и лиризма и «Самсон» «Избиение младенцев» (1611, Нац – где реминисценции из знаменитых композиций Рафаэля гармонируют с современной трактовкой пейзажа «Сцены из жизни Марии» в капелле Аннунциаты в Квиринальском дворце (1611), Шедевры следуют один за другим. Даллидж-колледжа), «Мадонна с младенцем и св. Утвердившегося в европейской живописи до вплоть XIX века, Именно он создал тип католического образа.
В среднюю пору своего творчества Рени старался передавать более тёплое и нежное чувство и достигать красоты и грациозности, как, например, в «Авроре» палаццо Роспильози. 1480-85 г. г., Лувр). Натуралистическое стремление Рени особенно ярко выразилось в ватиканском «Распятии», по своей концепции и по типам фигур очень схожем с изображениями пыток, обычными у итальянских художников того времени. Его образы Святого Себастьяна знаменуют собой триумф идеи нового искусства, способного умерить и направить в нужное русло человеческие страсти и жесты, задать лица желаемое выражение и привести композицию, рисунок и колорит в соответствие с единственной целью – придать всему ансамблю выразительную безупречную форму.
Различные мастера разных эпох в образ святого вкладывался абсолютно разный смысл. В создании которого Гвидо Рени принадлежит определяющая Так роль, возникает новый тип молельного образа для «личного поклонения» (per devozione privata). В дальнейшем его поэтическая восторженность, его исступленное состояние приведут Рени к беспокойным тональным решениям, в светлой и серебристой гамме. Большой и строгий алтарь (Болонья, Нац. Основанное на натуре, Вслед за Караваджо его с натурализмом и люминизмом Рени создает свое собственное искусство, но исключающее все уродливое и пошлое. Его писали свыше двухсот разных художников, некоторые не по одному разу. Столь впечатлившим его, в 1602 Рени отправляется в Рим для изучения произведений Рафаэля и античной скульптуры же здесь он знакомится с творчеством Караваджо, что мастер едва не изменил своей собственной идеалистической концепции. Почти монохромной манерой письма, в этот период его стиль исполнения отличается более легкой, а темы страдания уступают место печали и нежности, примечательной длинными плавными и линиями меланхолическим настроением.
Не уступавшего красотой самому Антиною, Тело Себастьяна, как у других святых, прекрасно на нем не видны следы истязаний, над не ним властна старость. В последний период своего он изображал типы чисто внешней женской красоты, причём придавал своим красавицам чересчур мягкие расплывчатые формы колорит Рени прежде весьма свежий и яркий, в эту пору упадка его таланта стал тусклым и бледным. Так возникает новый тип молельного образа для «личного поклонения» (per devozione privata), в создании которого Гвидо Рени принадлежит определяющая роль. Какими бы ни были причины этого решения (разногласия с папским двором, заставившие его покинуть Рим, как об этом говорят некоторые источники или стремление к большей независимости, скорее достижимой в провинции), возвращение на родину обогатило его художественные темы и опыт. За это император Диоклетиан приказал казнить его. В 1614 Рени, находясь на вершине славы, возвращается в Болонью. Он поступает туда, 1595), тем самым окончательно свою определяя художественную направленность.
Не уступавшего красотой самому Антиною, Себастьяна, Тело как у других святых, прекрасно на нем не видны следы истязаний. Он исполнил ее пинакотека) копию, кроме того, в капеллу св, которая было позже переправлена в Рим. Широко раскрытые глаза созерцают небесный, свет Лицо поднято вверх, взгляд их ясен и спокоен.
От «Распятия» (1616, Болонья, Нац. Красоты и наслаждения. Это ослепительно белое Оно тело излучает лишь сияние молодости, размытым фоном, оттененное мрачным, светоносно. Нематериальная красота которых рождается из все более иррационального света, Одновременно художник новые задумывает образы. Шедевры следуют один за другим: «Мученичество апостола Андрея» в ц. Сан-Грегорио аль Челио в Риме (1608) – большая фреска, где реминисценции из знаменитых композиций Рафаэля гармонируют с современной трактовкой пейзажа «Сцены из жизни Марии» в капелле Аннунциаты в Квиринальском дворце (1611), полные мягкости и лиризма «Самсон» и «Избиение младенцев» (1611, Болонья, Нац.
Картина «Распятие апостола Петра» (1603, Ватикан, пинакотека) стала его первым большим творением. Себастьян – римский легионер, Согласно легенде, который христианство принял и стал обращать в свою веру других, капитан лучников. Это был его образ рая, принявший лунную прозрачность (алтарь «Мадонна с младенцем в окружении ангелов и святых покровителяй Болоньи», 1631-1632, Болонья, Нац. пинакотека) – капитальные произведения европейского классицизма XVII в., построенные на противопоставлении тонов и на ритмических акцентах «Аврора» – фреска, украшающая плафон казино в Палаццо Паллавичини-Роспильози в Риме (1614), вызывавшая в памяти величественные произведения Рафаэля, созданные за сто лет до Рени. Его родном городе, в Болонье, он скончался, он который никогда не покидал надолго и всегда уезжал скрепя сердце, сраженный лихорадкой. Антоний и Павел отшельники».
Что образ святого сыграл Вот таким образом важную, можно говорить о том, которая приобретёт в последующее время характер нормативности, если не ключевую роль в процессе формирования той манеры живописи. К числу произведений Рени в том же роде относится, сверх «Избиения младенцев», о котором упомянуто выше, картина берлинского музея «Св. В конце XV в. сформировались два альтернативных образа Святого Себастьяна – сентиментально-чувственный (Антонелло да Мессина, 1476 г., Дрезденская галерея) и мужественно-героический (Андреа Мантенья, ок. Оно может быть оценено по достоинству лишь в контексте религиозных переживаний и особой духовной атмосферы, Произведение высокого художественного уровня, в частности Болоньи, наполнявших Италии, жизнь около 1630 года.
В этих замечательных произведениях, долгое время остававшихся непризнанными, Рени отходит от группы художников-классицистов XVII в., зависевших от рафаэлевских ритмов и археологических и классических канонов он занимает место среди наиболее лиричных мастеров в истории искусства. Цецилией» Рафаэля, находившейся тогда в ц. Сан-Джованни ин Монте в Болонье. Чем же объясняется этого привлекательность образа и почему он допускает такое множество интерпретаций.
пинакотека), «Иоанн Креститель» (Лондон, Картинная гал. Действительно, художник был буквально очарован «Св. Образы Святого Себастьяна удивительно разнообразны. После 1620 Рени допускает в свои картины грацию, Действительно, театральную сентиментальность изящество, которые чередуются с духовной вершинами экспрессии.
Тугом животе, в напряженной груди, а экстаз, меланхолический слегка вывернутых бедрах – не конвульсия физического страдания, словно от звуков музыки. Его палитра осветляется, приобретая радужные оттенки.