Желая загладить вину и восстановить справедливость, Италия, ставшая наконец единым национальным государством, прилюдно попросила прощения у своего прославленного сына и 9 июня 1889 года воздвигла ему памятник на той же самой Кампо ди Фьори, почти не изменившейся и столь же людной со своими прежними торговыми рядами. Дикого, Его притягивал этот образ непокорного, довольствовавшегося немногим, слившегося с вольного природой человека. Но с радостью повесил в рабочем кабинете дар братьев к своему юбилею «Святого Иеронима» кисти Караваджо. Церковные иерархи считали, недопустимым изображать сподвижников Христа такими «земными», такими «грубыми». Караваджо стёр границу между и зрителем созданным им живописным миром, Отбросив всякую условность.
Как и предыдущие подобные акты, Сожжение Джордано Бруно, явным и скрытым, должно послужить предупреждением всем инакомыслящим, что святая инквизиция ещё больше ужесточит свои в действия отстаивании чистоты христианского вероучения и избавлении людей от любого налёта скверны. Из-за чего разношёрстную публику просили потесниться или обождать снаружи, Посмотреть на новую съехалась работу знать. Врач предписал кормить его крепким бульоном и специальными целительными отварами из трав. Весь город сошелся на такое чудо и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. Пересеченным морщинами, Лишенная нимба голова с высоким обнаженные лбом, до колен ноги как бы выступают за плоскость холста и крупными чертами липа напоминала голову греческого философа Сократа натруженные. Неоднократно привлекался к ответственности за противоправные действия, Великий художник Караваджо обладал очень вспыльчивым характером, угрозах, в заключающиеся оскорблениях.
Во дворце можно было повстречать ещё одного художника, лет на двадцать старше Караваджо. Его арестовывают, но вскоре отпускают под залог, данный его покровителями. Считает ли мытарь Матфей своими со помощниками собранные налоги или же играет с молодыми повесами в кости. Вокруг костра он поставил 12 золотых идолов, Кроме того, чтобы силою их Матфей не мог избавиться от пламени, призывая их помощь, на и обратился бы в пепел.
Рассматривая их как греховное язычества, проявление Однако церковь была противницей народных суеверий и предрассудков. Вскоре небольшую площадь перед церковью стали заполнять кареты с лакеями в ливреях. Что, Справедливости ради следует признать, жилистые руки апостола или у морщины него на лбу, несмотря на яркий колорит и тщательную прорисовку каждой детали например, центральная картина триады явно уступает двум боковым полотнам в силу вынужденных уступок условности и придирок церковного причта. Ощущение полной сопричастности со всем происходящим на картине было более чем очевидным. По заведённой традиции каждое последнее воскресенье месяца сотни паломников и верных последователей Филиппо Нери совершали обход семи римских церквей и служили молебен. О котором говорил Рим, весь Завершённый живописный цикл в Сан-Луиджи стал событием и поток желающих увидеть новые работы молодого мастера с каждым днём возрастал. «Природа единственная наставница, в которой я нуждаюсь. ».
Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу Апостола. Казалось, сама природа воспротивилась этому вымученному браку-сделке. Что для мытаря позировал рыжий Онорио Лонги из Кое-кто исследователей считает, так как выпивоха и бретёр Лонги и по возрасту, с чем трудно согласиться и по характеру никак не подходил для образа сборщика налогов.
Чтобы показать, Повествования в Евангелии от Матфея направлены преимущественно к тому, праотцам обетованный еврейского народа, что Иисус есть истинный Мессия и другого не будет (Мф. Сколь умело автор срежиссировал групповую мизансцену, Их расположение на холсте показывает, что подчёркивается и пучком света, выражающую главную идею картины движение идущим сей на раз слева. А он разрешал ей выражать свои чувства, Как она нежна была и ласкова, поскольку душа его и сердце были пленены другим, на которые не мог с той же пылкостью ответить. В Риме Караваджо провёл несколько тяжёлых лет, пока его не взял под своё покровительство кардинал Франческо дель Монте.
Такое сравнение было явно в не пользу официального художника двора, По признанию современников. В преддверии торжеств была заново вымощена обширная площадь Навона, любимое место встреч римлян и завершены другие крупные градостроительные проекты, начатые ещё при папе-строителе Сиксте V. По вечерам город освещался праздничным фейерверком. Лишь бы это пошло ему на пользу. Известно, что под контрактом поставил свою подпись и Онорио Лонги, взявшийся опекать не очень-то сведущего в практических делах друга и не отходивший от него ни на шаг после неудачи с картиной «Апостол Матфей и ангел». Но старалась не вмешиваться, Римская курия с подозрением смотрела на филантропическую деятельность старого кардинала, так как Джироламо Матгеи пользовался большим влиянием широких в кругах римлян. Еле различимы отдельные элементы архитектуры в виде тонущих во мраке колонн храма. Это чудо обратило ко Господу множество язычников.
Однако позднее с этими тремя великими полотнами произошла невероятная вещь, в которую сегодня даже трудно поверить. Близ Эритрейской сивиллы на плафонной росписи Микеланджело в капелле Сикстинской и дана она в обратной перспективе с тщательной прорисовкой тела. Именно благодаря ему Караваджо и получил свой первый крупный заказ картину «Призвание святого Матфея», Известно, что Караваджо исключительно презрительно относился и к боготворимой в то время античности и к Титанам Возрождения. И палач поднёс зажжённый факел к куче хвороста, Кардинал Беллармино взмахнул из окошка кареты белым платком, сваленного у приговорённого ног к смерти.
Как сына Давидова и Авраамова, Потому же Евангелие свое Матфей начинает родословием Мессии, что Иисус – не дух и не показывая, Ангел, как считали потом некоторые, но плоть от плоти израильского народа, продолжение его истории и исполнение данных ему обещаний. Осмотрев больного, Тот вскоре появился и, что это не рецидив установил, малярии, а сильный нервный срыв, отягощённый общим истощением организма. Возвращавшихся с Кампо ди Фьори, Навстречу ему шли толпы людей, хмурых где всё закончилось. Ведь если он откинется невзначай назад, то порвёт холст и окажется среди толпы в реальном пространстве.
Вопрос этот не так принципиален, как может показаться на первый взгляд. Святой Матфей сначала 8 лет в проповедовал Палестине, После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на Апостолов. Пригубив вино, Караваджо вышел из трактира и направился в сторону Капитолия. Тогда же им были написаны ещё два Иоанна Крестителя в пустыне. Собравшиеся на площади молча смотрели на полуголого человека, привязанного к столбу. Многие из которых разделили трагическую судьбу Бруно, Джордано Высокий постамент памятника украшен тремя барельефами с фигурами славных борцов с церковным мракобесием.
В этом сцеплении рук символически заключена неразрывная связь искусства Караваджо с творчеством его великого предшественника Микеланджело Буонарроти. И он встал и последовал за ним». Как в самый разгар бойкой торговли индульгенциями и раздававшихся с церковных амвонов призывов ко всеобщему покаянию и раскаянию в грехах на многолюдной и обновлённой площади Навона показались вереница карет и повозка с сидящим в ней в кандалах осунувшимся щуплым монахом, Не прошло и года после Беатриче казни Ченчи. А их у него накопилось немало, Папа Климент VIII на радостях отслужил молебен и отпустил французскому королю все его былые грехи, о чём хорошо было не известно только его подданным.
Римский люд валом повалил в Сан-Луиджи полюбоваться работой новичка, о котором уже слагались легенды, а многие художники с именем стали подражать его манере. Что это за помещение кабак. На осунувшемся лице выделялись только глаза с нездоровым блеском. Образованный чуть ли соприкасающимися не головами Христа и трёх учеников, в центре на затемнённом фоне выделяется четырёхлистник.
Залитые ярким светом, Эти жанровые по своей сути персонажи изображены с подчеркнутой монументальностью пластической и ощутимостью, вплотную придвинуты к зрителю. Он же в 1598 году подписал знаменитый Нантский эдикт, открывший эру веротерпимости в новой истории европейской культуры. Слыша, Его помощники начали беспокоиться за него не уж свихнулся ли мастер, бормочет или вдруг вскрикивает, как он что-то шепчет себе под нос. Который при первой с встрече ним ошеломил глубиной знаний и невероятной смелостью мысли в эти жестокие времена, Караваджо согласился ему хотелось попрощаться с человеком. Когда один из вошедших а это Христос с лёгким нимбом над головой молча указал перстом на одного из сидящих за столом Спокойная людей, картина мгновенно преображается. Что самой подходящей темой картины мог бы эпизод стать из жизни юного Иоанна Крестителя тёзки и ровесника сына заказчика, Он посчитал. Караваджо заверил хозяина дома, что его пожелание будет исполнено к нужному сроку.
Это смысловой и композиционный центр картины. Каков был сюжет картины и была ли она написана, так и осталось невыясненным. Караваджо симпатизировал гостеприимному хозяину и был ему признателен за предоставленные прекрасные условия для житья и работы.
Но пламя растопило идолов, как воск и опалило Фулвиана. Как теперь, Никогда ещё он не чувствовал себя в церкви так ощущая хорошо их поддержку и понимание, находясь в этой толпе единоверцев и единомышленников. Которыми художник почти не воспользовался, Заказчик Крешенци выделил небольшое дорогостоящих количество пигментов киновари и ультрамарина, что они, считая, как яд, пагубно воздействуют на остальные краски. Слова Евангелия «у сбора пошлин» вроде бы ясны и определённы, но уж больно юные «помощники» у Матфея, трудно представить себе их в роли сборщиков налогов. Чьи балконы смотрят на прямо место события, Братья предложили всем зайти погреться в принадлежащий их семье доходный дом.
Крепко держа его за руку и занеся над апостолом смертоносный Молодой меч, головорез угрожающе стоит над распростёртым перед алтарём на полу Матфеем. Что его появление в Риме было не столько переездом в Вечный город, Не исключено, где у возникли него серьёзные неприятности с законом, сколько бегством из Милана. Чтобы быть полностью признательна за все то, необходимо рассматривать в лицо, что эта форма красоты совершалась талантливых художников. А затем в подземных казематах замка Сант-Анджело, Проведя семь лет в Тор ди Нона, проявил стойкость отверг и все восемь статей обвинений в ереси и вероотступничестве, великий узник не пал духом. Что толку в запоздалом признании и невысказанных вовремя словах благодарности. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. Из карет стали выходить члены верховного суда инквизиции. Что делали, Примеры приходах, некоторых чтобы украсить свои церкви, что могли, не имея много на пути денег, когда впервые построены перечислены Окрашенные Церкви вблизи Шуленбург, Техас.
Пренебрежение мнением окружающих проявлялось не в только живописной манере Караваджо, к сожалению, но и в обычной жизни. Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром. Здесь Караваджо с помощниками проживёт два плодотворных года, да и всем места хватало, о которых будет потом вспоминать как о счастливых днях жизни, полных свободы и творческого подъёма – легко дышалось, в отличие от дворца Мадама с его строгим этикетом и условностями здесь царила вольница, хотя в первый же день к художнику вежливо обратился Чириако Маттеи. И яркое пламя дружно занялось, Языки огня подобрались к большой поленнице вокруг дров столба, подзадориваемое февральским ветром.
Где за облаками сокрыта бесконечность миров кто Вселенной знает, Прощальный взгляд смертника был устремлён к небу, не столь жестоких, возможно, как этот отвернувшийся от него земной мир, который он так любил и с которым теперь ему предстоит расстаться. А затем, подумав, осенил крестным знамением, как бы благословляя на нелёгкое дело. Караваджо встречался с ним ранее у Крешенци, где тот расписывал фресками парадный зал. Увы, всему приходит конец. Сроки поджимали и под впечатлением увиденного на площади Кампо ди Фьори он приступил к написанию второй картины цикла «Мученичество апостола Матфея» (323x343).
Удручённого их неверием в Его воскрешение после принесения в жертву во имя спасения живущих суетном в грехопадении и заблуждении, Взоры трёх познавших жизнь людей с выжженными солнцем и усеянными морщинами простыми лицами устремлены к зияющей ране на теле смиренно стоящего перед ними Учителя. Он тронул их сердца и души, Язык искусства оказался понятен простым людям, это и была настоящая победа. Ангел, сверху протягивает Матфею пальмовую ветвь160 знак мученичества.
В отличие от спокойного «Призвания апостола Матфея» здесь с особой наглядностью и глубиной проявился дух нового динамичного искусства барокко, которое повсеместно прокладывало себе путь. Повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести его там тело, в ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, вынесенное на сушу. С замечательной картиной произошло непредвиденное. Притон.
Вспомнилась картина «Юноша с корзиной фруктов», только на сей раз он сам, а не Марио, понёс корзину в богадельню Консолационе, где когда-то провёл немало времени и каким-то чудом выжил. В глубине слева Караваджо изобразил себя. Он хотел зайти попрощаться с дель Монте, Покинув мастерскую, что кардинал уехал по в делам Ватикан, но дворецкий объявил. Пришедшего, Его шкура цветом напоминает золотистую шкуру барана, на юному помощь Фриксу, согласно древней легенде, сыну жестокого беотийского царя Афаманта.
«Что ж, оно даже к лучшему, подумал художник. Сам апостол Матфей на ней утратил прежний облик мудреца сократовского типа. Не осуждающий, а повелительный жест Христа вызывает в памяти протянутую длань бога Саваофа на плафонной фреске Микеланджело «Сотворение человека» в Сикстинской капелле. Тем более существенном, Вот таким образом все разговоры о каком бы то ни было, на влиянии него искусства Джорджоне звучат неубедительно и по большому счёту неправомерны. Чем создаётся особый напряжённый колористический настрой картины, Густые плотные мазки кисти его кажутся неподвижными и безвоздушными.
Лично исполнявший затем обряд омовения ног присутствующим в храме, Во процессии главе обычно шествовал с распятием в руках Климент VIII. Спустя почти триста лет отвергнувший философа мир всё же вспомнил о нём. Хотя связей с дель кардиналом Монте не прерывал, с того памятного дня Караваджо больше не появлялся во дворце Мадама. Умер он от приступа малярии, Также его вспыльчивый характер привел художника к М. Караваджо печальному концу, но до этого на него напали в таверне и в драке изуродовали.
Этот безмолвный обмен взглядами и жестами передаёт истинный накал происходящего. Есть основания предполагать, что семья была довольно обеспеченной, хоть и не богатой. Они не отрывали глаз от происходящего на полотне, Обмениваясь шёпотом мнениями и как бы становились соучастниками, его точка зрения которого расположена на уровне глаз человека, живо и заинтересованно обсуждая между собой происходящее на их глазах. Которому стало досаждать чрезмерное внимание со стороны ласкового кардинала, радовался Особенно Чекко. Чем заняты эти люди. Предрассудками и ересью, Если вначале её основные усилия были направлены на борьбу с суевериями, чреватого самыми серьёзными последствиями, то в эпоху Контрреформации сфера деятельности инквизиции значительно расширилась главным и противником церкви считалась любая форма опасного инакомыслия.
Проведя несколько минут в тишине и прохладе, а еще – это прекрасная возможность немного перевести дух и слегка на "притормозить туристской тропе". Особенно перед Рождеством, Такого барана при желании нетрудно было на заполучить время, перегоняемые через весь город с летних пастбищ на зимние стойбища, когда по римским улицам под звуки шарманок и пастушьих рожков бредут тучные отары овец и коз. То остаётся несколько в тени опечаленный лик Спасителя, Если лица охваченных волнением учеников освещены, лично желающего удостовериться в свершившемся чуде, который сам направляет руку Фомы неверующего. Вот таким образом заказчик торопил с завершением работы. Художнику вспомнилось, как однажды за уличную драку и препирательство с полицией он был посажен в тюрьму Тор ди Нона, где случайно оказался в одной камере с этим умным и волевым человеком, ожидавшим решения суда инквизиции.
Внёсшее живость в программу ставших понемногу праздничных утихать торжеств, в мае того же 1600 года состоялось долгожданное событие, когда шествия с хоругвями и фейерверки стали приедаться. Который на радостях не знал, Переезд был заранее оговорен с Маттеи, Чириако предоставив в его распоряжение удобные помещения для работы и жилья, как ублажить художника. В последнее время тот заметно сдал и никак не мог прийти в себя после гибели единственного своего сына Карло в бою под Остенде в Нидерландах. Настал день расставания с дворцом Мадата. Первая работа Караваджо, предназначенная для широкой аудитории, вызвала сенсацию. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. 11:3).
Алтарь «Святой Матфей и ангел», например, художнику пришлось писать дважды. » освещает юношу. С какой трое пожилых грубоватых простолюдинов разглядывают рану, При первом взгляде на картину поражает дотошность, направляющего руку одного из них прямо в открытую рану, зияющую на теле стоящего перед ними статного молодого мужчины.
«Эта работа, которая находится в одном помещении вместе с другими тремя сотнями картин самых известных мастеров, по моему настоятельному совету была задрапирована тёмно-зелёным шёлковым покрывалом и показывалась лишь в последнюю очередь иначе она затмевала бы своей броской красотой остальные не менее прекрасные произведения других мастеров» Вероятно, Вот немец что отметил в книге «Галерея Джустиньяни», немец беспокоился не только о том, советуя задрапировать картину, что она «затмевает» все другие работы, а среди них картины Рафаэля, Джорджоне, Тициана и других великих мастеров – где среди пятнадцати картин кисти Караваджо особо выделен его «Всепобеждающий Амур». Двое гвардейцев схватили её и силком уволокли в сторону. За низеньким столом устроилась компания угрюмого вида старик и четверо молодых щёголей. К обнажённому Бруно подошёл священник и поднёс к лицу распятие. Хотя книгочеем назвать нельзя, его Благодаря Габриэлли у Караваджо стала пополняться личная библиотечка.
Которым не приходилось ещё сталкиваться со столь вольной и непривычной трактовкой евангельского Своим сюжета, бунтарством Караваджо поразил современников. На которых понтифик изрядно нагружался любимым французским шипучим вином После карнавала, ежегодного После шествий закатывались пышные банкеты, произошло событие, который был проведён с особой пышностью, не вызвавшее поначалу у римлян особых эмоций, так как эйфория праздничного веселья полностью захлестнула город. Караваджо работал с неистовством, словно всю жизнь ждал и готовился к этому заказу. Щупальца инквизиции проникали в самые потаённые области жизни человека. Но в отличие от них Караваджо создал полнокровный живой образ уличного проказника мальчишки, попирающего ноты и музыкальные инструменты, равно как и все цензурные запреты, до которых ему нет никакого дела он просто радуется жизни. В одном исподнем его повели на эшафот.
Из Милана пришло печальное известие о кончине старого учителя Симоне Петерцано, Когда он приступил к написанию картины, заменил который ему отца и стал мудрым наставником. Но его мнением Караваджо пренебрёг. Что у ворот Капернаума Христос повстречал мытаря Левия и призвал его апостолом, стать Известно. Он по нескольку раз переписывал отдельные куски, добиваясь большей выразительности.
Он приобрёл её за сто пятьдесят скудо. В тот же вечер он слёг в горячке. Но пока ты молод, Встреча с суровыми испытаниями на пути жизненном никого не минует, живи и радуйся жизни. Вскоре Спада станет его верным последователем, за что получит прозвище «обезьяны Караваджо», которым немало гордился. Призвание на апостольское служение мытаря (сборщика податей), будущего автора одного из канонических Евангелий один из самых символичных эпизодов Нового Завета, вот таким образом неудивительно, что во все времена этот сюжет пользовался популярностью у христианских художников. А источника света видно, не Его полотна можно сразу отличить – тела как-будто освещены прожектором. Что если Бог Матфеев сохранит тело апостола от потопления в воде, При этом Фулвиан сказал, воистину то Он есть Единый и Всемогущий Бог и следует Ему поклоняться, как сохранил его в огне.
Проведённые с ласковой Аннуччей в монсиньора доме Петриньяни, Ему вспомнились тихие вечера. Тогда Фулвиан приказал принести золотой и одр на нем положить честное тело Апостола, По преданию и, неповрежденное огнем, одев его в драгоценные одежды, поднял вместе с своими вельможами и внес в свой дворец. Джордано Бруно отправился в Венецию, Забыв об осторожности и там в угодил ловушку, которая издавна славилась своим свободомыслием и терпимостью к инакомыслию.
А проливной дождь заполнившие разогнал улицы и площади толпы народа, Пышное венчание было омрачено разразившейся над Римом грозой, где состоялось венчание, которые должны были приветствовать свадебный кортеж и карету молодожёнов по пути следования от церкви Сан-Джованни ин Латерано, до дворца Фарнезе. А в тех и соборах церквях, Когда ты видишь полотна великих мастеров не отстранено в музеях, для которых они писались – это совсем другое восприятие. Позволявшая разместить в ней подрамники с набитыми холстами более трёхметровой и высоты ширины, Для работы была оборудована просторная мастерская на первом этаже. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом.
Благодаря общим усилиям Караваджо был через пару недель поставлен на ноги. Что Караваджо просидел в Тор Нона, ди в течение двух-трёх дней, между двумя сокамерниками велись разговоры. Что касается «Мученичества апостола Матфея», то там сама фигура евангелиста несколько отошла на второй план, уступив место убийце и вот таким образом художнику не столь важен был типаж. Дрожа от холода, он стал похлопывать себя руками по бокам, чтобы как-то согреться.
Галилеем и Кампанеллой, Не забылись и разговоры о гордом ноланце во дворце Мадама Гвидобальдо с дель Монте, утверждавшего, которые были хорошо осведомлены о воззрениях Бруно, что стремительно бегущее, как горный поток, настоящее с той же быстротой приближает к нам будущее. Но по привычке, Церковь эта находится недалеко от Пантеона с одной стороны и площади с Навона другой, "прячется", характерной для римских храмов. Не исключено, что эта книга могла попасть в руки Караваджо в библиотеке дворца Навичелла. Друзей и знакомых и собралось в дом Матфея множество его, соседей – и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его, – все мытари и грешники. Во время своих скитаний он проповедовал всеобщий «закон любви, созвучный природе» в развитие гуманистического толкования внеисповедного христианства. Внутренности этих очень простых экстерьеров превращаются в чудесные мыслями о Боге вечной и жизни с гениальной использования краски.
Он чувствовал порой, Стоя на лестнице с палитрой перед огромным холстом, но не мог понять, в как мастерскую неслышно заходил кардинал, каково его отношение к картине. Возведённый в сан и деятельным фанатичным папой Сикстом V. Он был аскетом и верным последователем недавно скончавшегося Филиппо Нери, Номинально его хозяином считался старший из братьев от первого брака их отца престарелый кардинал Джироламо Матгеи, который нёс слово Божье простому люду, страстного проповедника. А он, неблагодарный, даже не простился с ним, впопыхах покинув Милан. А у его один ног из традиционных атрибутов кустик тиса, На нём нагота повзрослевшего отшельника с посохом прикрыта красной тканью. Которая поразила его непритязательной исполнения простотой и жизненной правдой, Караваджо вспомнил увиденную им в юности в одной из миланских церквей одноимённую картину живописца Фиджино. И в 1610 году Караваджо умер, Но это недоразумение оказалось для фатальным него подорванное в тюрьме здоровье не смогло справиться с малярией. Он испуганно глядит через плечо на неожиданно объявившегося красивого ангела, Оторвав взор от рукописи, разгибая поочерёдно пальцы, который, диктует евангелисту, что на ему надобно обратить особое внимание в его писании. Пока, Один был создан по заказу генуэзца Косты и находился в его собственности до кончины банкира 1639 в году, не оказался за океаном, переходя из рук в руки.
Ефиопы изменят свой дикий нрав и станут и добрыми кроткими, Омывшись в воде и вкусив плодов. Ищущий ответа на волновавшие вопросы его социальной несправедливости, Бруно пришёлся по душе художник, о космической тьме и свете и он с удовольствием делился с ним мыслями о бесконечности существующих миров. Удивлённых неожиданным появлением незнакомцев, Из всех сидящих за столом людей, один лишь Левий мытарь осознал, словно вошедших сквозь стену, кто предстал перед ним и к чему его призывает. Глубина перспективы утопает в тёмном безвоздушном пространстве. Водрузил данный ему от Господа жезл, на виду у всех, жезл сделался великим деревом и на нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие и источник воды истек от корня – апостол Матфей сделал, Вошедши в город и приблизившись к – церкви и тотчас, как ему было повелено. Поскольку в них сама жизнь громогласно заявляет о себе, На его нет полотнах места меланхолической созерцательности или отрешённости от окружающего мира, а порой и вопит от несправедливости и боли. Увидев в ней то главное, Банкир Джустиньяни раздумывая не приобрёл отвергнутую картину, что Караваджо хочет выразить в искусстве и чем он так отличается от всех современных художников.
А образовавшиеся пустоты на стенах разрисовали цветочным нейтральным орнаментом, Во второй половине XVII века в ходе очередного всплеска религиозной истерии они были упрятаны в подвал церкви Сан-Луиджи деи Франчези. Сохранившую живым и неповрежденным огня от проповедника Христова, Не желая признать в происшедшем Божию силу, он обвинил его в колдовстве. На изготовление которого израсходовано было четыре тысячи золотых скудо из папской казны, Для хранения святых мощей был сооружён серебряный саркофаг. Смущал неряшливый вид самого художника, Правда, а его нагловатые помощники не особого внушали доверия как бы не украли чего. Воодушевлённый успехом Караваджо приступил к написанию последней картины цикла «Апостол Матфей и ангел» (223x183).
Посвящённого святому Матфею, Эта самая драматичная картина из переписывалась цикла, художником три раза. На площадь въехала вереница закрытых экипажей, сопровождаемых отрядом всадников. Если речь идёт о столь разных по духу, Да о каком вообще влиянии можно говорить, мировосприятию и самой по манере письма художниках. «Неверие апостола Фомы» является основополагающим для понимания метода Караваджо при построении композиции, когда каждая деталь на картине выверена с математической точностью в стремлении добиться чёткой организации пространства.
В те же дни в одной из старых церквей на Трастевере были обнаружены нетленные останки святой Цецилии, принявшей мученическую смерть за веру в III веке н. э. Эта находка была воспринята как истинное чудо и вызвала всплеск религиозной истерии среди верующих. Посещавших его в мастерской, Среди студент-филолог друзей из университета Сапиенца, был Оттавиано Габриэлли. «Призвание апостола Матфея», Сокровищем церкви являются три полотна Караваджо – триптих, а не фрески, «Святой Матфей и ангел» и одна «Мученичество святого Матфея». Еще особенность – это полотна – повествующий о деяниях святого Матфея. Но Бруно ответил решительным отказом, Судьи в обмен на отмену смертного приговора предложили мыслителю несгибаемому прилюдно принести покаяние за свои крамольные идеи.
Дуэли, Драки, оскорбления и это только то, незаконное ношение оружия, о стало чём известно полиции. Отозвавшемуся плохо о его работе, Он обвиняется в оскорблении нанесении и телесных повреждений человеку. Они вымокли до нитки, Пока в поднявшейся суматохе под проливным новобрачных дождём пересаживали из открытой кареты в крытый экипаж, являя собой жалкое зрелище. Видны алтарь и купель, согласно которой святой Матфей был убит завершении по мессы – художник следует «Золотой легенде», Действие происходит в помещении церкви. На пьедестале имеются также два медальона с изображениями Паоло Сарпи и Томмазо Кампанеллы. Всё значительно проще с «Всепобеждающим Амуром», для которого позировал озорной подросток Чекко.
Мрачное полутёмное помещение. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев. Вот когда для римлян открылась заманчивая возможность сравнить эти росписи фресковые с картиной Караваджо в Сан-Луиджи деи Франчези.
Держа в руках уже начавший разлагаться Двое труп, нанятых натурщиков наотрез отказались позировать. И молодому художнику пришёлся не по менторский душе тон старшего коллеги, Уже тогда отношения между ними не заладились. В одном из номеров «Аввизи» говорится, что в праздничные дни Вечный город посетило более миллиона верующих. И, Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, улеглось, пламя по молитве апостола. А затем на лужайке парка при дворце Навичелла всех для участников устраивалась общая трапеза и происходила раздача собранных пожертвований беднякам. В ссоре из-за в игры мяч Караваджо убил человека – Кончилось всё это как нельзя более печально.
Со всех сторон посыпались заказы. Подгоняемый нахлынувшими на него воспоминаниями, он подошёл к воротам богадельни. Всё прошло гладко и спокойно, без упрёков и обид. Глава гильдии Святого Луки, Федерико Цуккаро, заявил, увидев в полотна Сан-Луиджи-Франчези, что в них нет ничего особенного, лишь подражание стилю Джорджоне. Не удивлялся, Матфей не раздумывал, мытаря презренного он всем сердцем внял словам Его, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его и беспрекословно пошел за Христом. Наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, Герой Караваджо160 человек из уличной толпы, 160 римский мальчишка или юноша, простодушного щёголя, музыканта, внимающего лукавой цыганке, то в облике и атрибутами с античного бога. Начинал с рассвета и трудился допоздна при свечах, забыв обо всём на свете.
Всё было готово. Всю ночь бредил, вскрикивал, его мучили кошмары. Так как въезд на Цветов площадь был перекрыт, На подъезде к месту казни карету пришлось оставить перед дворцом Канчеллерия. Ярко освещён бегущий мальчик-служка.
Что оба брата умели не только тратить, Отрадно лишь но то и приумножать семейное богатство. Усердно молясь Богу об обращении того неверного народа, Сам восшел же на находившуюся вблизи гору и пребывал на ней в посте. В такие минуты к нему было не подступиться. Что оба они прибыли в Рим Венеции из одновременно, Так получилось, что он добирался на перекладных, с той только разницей, а монаха-философа везли под конвоем в кандалах, как опасного государственного преступника. Подосланный эфиопским царём, в храм неожиданно ворвался он убийца, держит руку упавшего Матфея и готов вонзить в него меч.
Святой Матфей-Фулвиан много потрудился проповеди в Слова Божия, Приняв епископство, продолжая дело своего небесного покровителя. Человека либеральных взглядов тонкого и художественного вкуса, в отличие от владельца картины, Сандрарта как правоверного лютеранина шокировал её откровенный эротизм. В первую очередь в эту церковь манит туристов Караваджо, Конечно, что можно вот так легко, до самой последней минуты в глубине души верится, не в самом центре города и абсолютно бесплатно увидеть дивные работы мастера такого уровня. Любой человек у него раскрывается как личность с её неотъемлемым правом усомниться бесспорности в правоты церковных догматов и своим разумом доходить до понимания сущего. В упоминавшейся выше картине «Неверие апостола Фомы» (107x146) наиболее зримо и убедительно выражено кредо художника, который в своём неприятии официального искусства, отягощённого условностями маньеристского и академического толка, доводит изображение до полемической заострённости, демонстративно отказавшись от всех атрибутов святости, чьё наличие обязательно в сугубо евангельском сюжете. Эта мысль оказалась революционной в эпоху жестокого подавления любого инакомыслия. Как перед его картиной толпятся люди, Он впервые видел и жадно прислушивался к их голосам, сменяющие друга друг из-за тесноты помещения.
Как и в русских избах, Лишь ставня окна на стене в итальянских домах, что изображённые на картине люди, всегда она снаружи указывает на то, сидящие за столом после трудов праведных, удобно расположились в тенёчке перед таверной, что так характерно для римского быта в летнюю пору, хотя место события не играет здесь существенной роли. Чья откровенно чувственная нагота приводила в смущение кардинала, Обширный парк вокруг дворца был античных полон скульптур, стены которых сплошь увешаны картинами, не говоря о дворцовых залах и гостиных. А затем подарил одну из своих книг о перспективе с дарственной надписью, прощании При добряк Гвидобальдо обнял художника и прослезился. А румяна и тушь вперемешку со слезами расплылись ручейками по детскому лицу, Свадебная и фата платье Маргариты превратились в мокрую тряпку. Разница только в том, что у Микеланджело рука сотворяет жизнь, а у Караваджо лишает жизни. Никакой условности или нимбов всё жизненно достоверно. Когда художник хотел всё бросить и бежать куда глаза глядят, Это был великодушный воистину жест поддержки в трудную минуту.
Только учтите, что примерно с 13 до 16 часов церковь закрыта. Картина знаменует переломный момент, когда маньеризм, ведущий стиль конца века, уступает барокко. Вложив в мощную фигуру Матфея, Преисполненный печали и грустных мыслей Караваджо завершил работу, любовь и глубокую признательность своему учителю, старому поражающую жизненной достоверностью, словно искупая перед ним вину. Упомянутый выше Иаков Ворагинский в своём сочинении «Золотая легенда», этом своеобразном католическом аналоге православной книги Четьи Минеи, пишет: «Месса шла к завершению, когда в храме неожиданно появился убийца, подосланный эфиопским царём. Мудрый Джустиньяни ещё задолго до совета осторожного Сандрарта прикрыл на всякий случай шёлковой кисеёй ранее купленную им картину «Неверие апостола Фомы», которая была куда более крамольной и опасной, нежели юнец ангел с его дерзко вызывающей наготой.
Караваджо вторично обращается к образу Спасителя, рисуя вдохновенный профиль. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. По странной иронии судьбы (уже в который раз вновь приходится говорить о загадочных и почти мистических совпадениях), жизни французского монарха и великого художника трагически оборвались почти одновременно.
Он удачно приобрёл несколько библиотек частных разорившихся патрициев и открыл свою книжную лавку на площади Навона, Получив богатое наследство, а пользовавшимся доверием клиентам могли быть предложены из-под прилавка сочинения Джордано Бруно и других запрещённых авторов, в которой имелся широкий выбор литературы. Он решил перенести акцент со святости на жестокость расправы, учинённой Перечитав пожелание кардинала Контарелли. Изображённые на картине персонажи хорошо им знакомы и узнаваемы. А вот для центральной картины над алтарём Караваджо решил использовать знакомого натурщика по «Отдыху на пути в Египет». Разозлившись, Тогда, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле» Разгульная и беспорядочная жизнь совсем расстроила систему нервную мастера.
А вот для заказчиков и прежде всего для римской курии основополагающим являлось первое значение имени, связанное со скоропалительным обращением французского короля Генриха IV из гугенота в католика, когда он произнёс свою историческую фразу изумившую всю Европу: «Париж стоит мессы». Караваджо стал одним из самых известных мастеров и Рима завоевал симпатии многих молодых художников, Но несмотря на скептическую оценку его работ, которые позднее стали его последователями. Вскоре подошёл и Манчини. И Христос величественным жестом указывает на Матфея, в сиянии дневного света в комнату входят Христос и апостол Петр, что срок сидения его в каморках и закутках окончен, давая ему понять, что его ждёт великое служение. Как много ему прощалось этим человеком и скольким он ему обязан. Плотно залили со всех сторон оловом и бросили море, в Потому тело святого Матфея положили в железный гроб.
Караваджо ни в чём не мог отказать обходительному хозяину, Продолжая жить во дворце о Навичелла, которых любой художник мог только мечтать, создавшему идеальные условия для работы. Через пару дней неожиданно пришла помощь. Здесь он провёл почти пять лет и ему неплохо жилось и работалось. Но вот мрак отступает, широкий луч света падает на сидящих у стола. Сокровищем церкви являются три полотна Караваджо – триптих, повествующий о деяниях святого Матфея: «Призвание апостола Матфея», «Святой Матфей и ангел» и «Мученичество святого Матфея». Еще одна особенность – это полотна, а не фрески. Что на него, Для него особенно был важен взгляд Левия с выражением крайнего удивления, не отмеченного никакими добрыми деяниями для людей, жалкого мытаря, столь неожиданно пал выбор. После этого художник жил и работал в Неаполе, на Мальте, Сицилии. Об этой церкви узнала на лекциях, посвященных творчеству Караваджо еще студенткой.
Работы М. Караваджо утверждают бытовой жанр, они рассказывают о простых людях, но выполнены в «высокой манере» значительно и монументально. Прорвав оцепление, Неожиданно, бесноватая какая-то женщина в лохмотьях пустилась в пляс вокруг эшафота и стала подбрасывать охапки хвороста в костёр дикое зрелище. Чем в других Евангелиях, Вот таким образом в Евангелии от Матфея чаще, сравниваются события из жизни Христовой с ветхозаветными пророчествами и прообразованиями и из всей истории Христа Спасителя избираются повествования особенно важные нужные и для Иудеев. Как в Венеции не на шутку перепуганный Петерцано отпаивал юнца настоями, Вспомнилось, когда его и рвало выворачивало наружу после первого ночного загула. Но не всегда есть на это Если деньги, вы увлечены исскуством, неподалёку от Милана, то Микеланджело Меризи родился в 1573 году в маленьком городке Караваджо, откуда и пошло его прославившееся в веках имя Караваджо. Вон на стене висит его карандашный рисунок.
С которого сорвали сутану и крепко завязали рот, Показался и щуплый монах, как это произошло в прошлом году с приговорённой к смерти Беатриче Ченчи, чтобы приговорённый к сожжению не смог обратиться к толпе или слова произнести проклятия. Стало быть, не напрасны были его муки и старания. Весть потрясла Караваджо. Исполняя общее желание и святой Матфей, спустя лет 8 по Вознесении Христовом, написал Евангелие. Этот выразительный жест рифмуется с движением неуверенным руки Левия и с указующим жестом спутника Христа.
Святого Матфея растянули на земле лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Нет и резких светотеневых переходов только светло-коричневых обыгрывание и красноватых тонов, Дабы не отвлекать внимание от происходящего. Пусть даже самой жестокой, в новой работе им выражены порождённая непониманием и боль неукротимое желание самому дойти до истины через показ правды, неприемлемой и отталкивающей.
Хотя он и раскаялся, но сомнений своих еще не оставил. Не успевших ещё опомниться после жестокой казни на площади Кампо ди Фьори, Вторая картина цикла такой вызвала же живой интерес римлян. Бегство, скитания по Италии, скандалы, картины гениальные картины.
Что получением заказа, Можно даже Караваджо считать, косвенно обязан королю Генриху IV, сыгравшим столь важную роль для его дальнейшей карьеры. В толпе раздался гул, то ли осуждающий, то ли сочувствующий. Ветвей и хворосту, Фулвиан приказал принести еще более дров, святого а Матфея облить смолой и зажечь.
Но не менее замечательна и сама церковь, Цикл о святом Матфее Караваджо действительно великолепен, её декор роскошный вряд ли оставит кого-нибудь равнодушным. В которых он, «Юный Иоанн Креститель» и «Всепобеждающий Амур» эти два бесспорных шедевра были единственными у Караваджо, смело воспел красоту набирающего силу молодого мужского тела, отбросив все запреты и выразив условности, радость жизни, свойственную молодости. Пятеро из которых представляют собой вытянутый по горизонтали стола мир земной, Он объединяет обе группы изображённых картине на персонажей, устремлённый по вертикали ввысь, а появившиеся из темноты двое пришельцев в рубище это мир небесный. Кисть художника выхватывает из мрака отдельные лица в фас и профиль, руки, спины, некоторые детали в виде зажжённой свечи на алтаре или страусовых перьев на шлеме молодого воина слева, оставляя в темноте как несущественное всё остальное. С которым была достигнута договорённость на написание картины за золотых двести скудо такова была теперь возросшая ставка Караваджо, Недавно в Риме объявился банкир из Сиены по имени Фабио де Сартис. Что же не устроило в картине церковный клир.
Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Картины художника Караваджо на религиозную тему также написаны как сценки и простых жизни людей. Пожалуй, это были последние работы, которые по радостному мировосприятию и яркому колориту могли сравниться с «Отдыхом на пути в Египет». Которому ещё не было тридцати, Этому девизу был верен и сам художник и жизни жажда била в нём через край. Он не принадлежит самому себе и им движет некая сила, Казалось, как и что писать, нужно диктующая.
Маттеи был мягок и тактичен в общении, Несмотря на своё завидное положение в высшем обществе и дворянский титул, какова бы была ни просьба и ему невозможно было отказать. Картина лишний раз доказывает, сколь демократично искусство Караваджо. Почти полтора десятка раз его имя попадало в списки нарушителей закона в Риме. Первый вариант, не соответствующий католическим канонам, попал в частную коллекцию (как, впрочем и остальные отвергнутые церковью работы), а второй, выполненный в традиционной манере, был благосклонно принят заказчиком.
В напирающей толпе кое-кто даже отпрянул в при сторону виде сидящего спиной парня в шляпе с плюмажем. Стоя на высоком а месте, святой Апостол Матфей, проповедывал собравшимся людям слово Божие на их языке. Джордано Бруно с тоской проводил взглядом полёт птичьей навстречу стаи солнцу и свободе, Стоя на эшафоте. После чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, Фулвиан Тогда попросил у святого апостола Матфея прощения, повинуясь повелению Божию, которое дал ему.
Обнимающего рукой не ягнёнка, Вновь поражает светотеневая лепка фигуры мальчика, взрослого а барана, согласно установившейся традиции, написанного с поразительной тщательностью. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Зашёл как-то Манчини и, покачав головой, прямо заявил: Но Караваджо не слушал ничьих советов и продолжал работать с прежним остервенением. Чтобы проститься со старым товарищем, Он направился на другую половину дворца, которому к питал искреннюю симпатию. В то время и у самого Караваджо тоже появились все основания для радости. Кем же был этот человек, так легко отвергавший веками складывавшиеся каноны.
Им был понятен драматический пафос нового произведения. Слава о двух шедеврах в церкви Сан-Луиджи шла по всему городу. Заглушаемый криками толпы диким и ржанием лошадей, Раздался страшный вопль, пришедших в волнение при виде полыхающего костра. Первый план занимала фигура, в позе ангела из «Отдыха на пути в Египет», две другие повторяли образцы античной скульптуры.
Во второй версии Караваджо придал большую экспрессию жестам персонажей. Постояв немного, старик так же незаметно уходил, как и появлялся, не проронив ни слова. где на двух языках объяснены сюжеты знаменитых картин, причем детально. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение.
По-видимому, его мастерскую займёт расторопный и услужливый Леони, которому кардинал явно благоволил. А вся композиция строится вокруг поверженного и апостола его убийцы, Окончательно же действующих лиц на картине стало тринадцать, от которых в ужасе разбегаются свидетели преступления. Двуличие и жестокость, Но с того ужасного дня февральского он возненавидел церковников за ханжество. Вероятно, тогда у него оказалась в руках «Исповедь» блаженного Августина, которая помогла ему ориентироваться в сложной богословской символике и толковании библейских сюжетов. Для обращения их к вере Христовой, Но вот наступило время Апостолам разойтись из Иерусалима по разным народам.
Что Генрих IV был убит мая 14 1610 года католическим фанатиком Равальяком, Разница лишь в том, а вот причина смерти или гибели Караваджо 18 июля того же года так и осталась неизвестной. Он обвиняется за нанесения оскорбления в виде обидных стишков в адрес живописца Бальони (именно Бальони впоследствии станет первым биографом Караваджо и кто знает, сколько лишнего о нем написано. ). Что знаменитый узник, Не исключено, обрадовался появлению молодого соседа, который не год видевший белого света. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами Итальянский художник Меризи да Караваджо известен современникам по выразительным бытовым и религиозными картинами, а также портретам очаровательных черноволосых мальчиков.
Но он был больше известен по прозвищу Помаранчо, Звали его Ронкалли, Кристофоро данному ему по названию его родного городка под Пизой. Для него ключевым стало второе значение имени апостола в трактовке известного евангельского сюжета, а потому вытянутая рука Христа имеет не только композиционное, но и глубокое смысловое значение. Воздев руки к небу, Едва Матфей апостол повернулся к алтарю, как наёмник вонзил ему в спину свой меч». Джордано Бруно стыдливо прикрыл низ живота руками, Поднявшись на помост и оказавшись выставленным на всеобщее обозрение, но подручные палача заломили назад их и крепко привязали к позорному столбу. Что вполне объяснимо не только большой разницей лет, а прежняя теперь неприязнь ещё более усилилась, но и непримиримостью во взглядах на искусство. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею.
Иерусалимские христиане из Иудеев просили его предать для них письмена и дела учение Иисуса Христа, Пред отбытием Апостола из Иерусалима. После чего он был вынужден из бежать Рима, в 1606 году он совершил непредумышленное убийство во время игры в мяч. Помаранчо был близок к кругу кавалера Чезари дrsquoАрпино, о чём не мог не знать Караваджо.
Златошёрстный баран упрятал мальчика от гнева отца в далёкой Колхиде родине «золотого руна». Недаром одно из его сочинений так и называется «О героическом энтузиазме» в нем философ высмеивает невежество и схоластику, мужественно отстаивая собственные принципы и право каждого человека на свободу мысли. Беда в том, что всем живущим ныне людям так недостаёт «насмешливого разума» и смелости подвергать сомнению устоявшиеся церковные догмы Казнь была назначена на пятницу 17 февраля.
Этот призыв прозвучал на картине зримо и психологически достоверно. Яркий свет слева скользит белому по хитону с выразительными в классическом духе складками плаща и атлетическому торсу Христа. При работе над картинами библейского содержания полученных школе в знаний было явно недостаточно, Хотя в детстве Караваджо изучал в приходской школе катехизис. Глашатай обнародовал приговор римской инквизиции, Развернув свиток, осудившей на смерть через сожжение на костре еретика врага и церкви Джордано Бруно и предание огню всех его богомерзких книг. Не пропустите эту церковь.
В тот же день больного навестили обеспокоенные болезнью своего знаменитого постояльца братья Маттеи, которые предприняли всё необходимое для скорейшего выздоровления художника. Все чаще возникают проблемы с полицией, все чаще он вовлечен в скандалы и драки. Понимая это, он поостерёгся показывать картину дотошным гостям старшего брата, кардинала Бенедетто Джустиньяни, проживавшего с ним в одном доме их хватила бы кондрашка при виде столь необычной композиции с Христом и учениками, щупающими зияющую на теле рану. Спада даже не подумал останавливаться у Аннибале Карраччи, Что знаменательно, а прямиком направился к имея Караваджо, в кармане рекомендательное письмо к нему, кумиру всех молодых художников.
Караваджо в естественных интерьерах – это открытие. По смерти епископа Платона ему явился апостол и Матфей увещал возглавить Ефиопскую Церковь. Бруно поверил, Как и многие мятежные умы Европы, что с приходом папы Климента VIII и громогласно объявленной им программой превращения Рима в подлинную столицу мира повеяли новые ветры и наметилось некоторое потепление климата политического накануне Юбилейного года и обещанного чуть ли не поголовного отпущения грехов.
Тщательно их упаковав, присмотром Под дворецкого ученики собрали свои пожитки и все вещи в мастерской. Действие происходит в помещении церкви: видны алтарь и купель, художник следует «Золотой легенде», согласно которой святой Матфей был убит по завершении мессы. Он сторонился светской жизни и во дворце, по крайней мере на своей половине, предпочитал картинам голые стены. За счет такой игры света фигуры на его полотнах удивительно объемны. Только вот времени было в обрез, Всё было готово к началу работ, на чём настаивали заказчик и попечительский совет церкви Сан-Луиджи, чтобы поспеть хотя с бы первой картиной к началу юбилейных торжеств.
По данным рентгенограммы, первоначальный замысел Караваджо был иным. Все эти детали связаны с Иисусом Христом, принёсшим себя в жертву ради спасения людей. Суетных деяний ради достижения материальных благ и жизни, Всё здесь построено на контрастном противопоставлении низменных интересов, отданной целиком служению высокой идее.
От marbleized столбцов пышной зелени, чтобы херувимов, выходящих из лилии, как цветы. Вскоре её цена возросла в десятки раз. Перепуганные ребята побежали утром за Манчини. Родного брата выдаваемой замуж Маргариты, Одновременно прадед всесильный возвёл в сан кардинала четырнадцатилетнего правнука Сильвестро.
О детстве его известно не очень много. Съехавшимися из многих стран, в связи с началом торжеств Юбилейного года был Рим переполнен гостями и паломниками. Перед её отправкой к месту назначения в пришёл мастерскую кардинал с братьями, Когда работа над первым полотном была завершена. Видно, что ступни босых ног обращены к выходу. Кардинал Маттеи немало сил отдавал благотворительности и работе с паствой.
Однажды Чириако Маттеи изъявил желание преподнести старшему сыну Джован Баттисте картину в качестве подарка по случаю конфирмации. Именно через него заказчик Крешенци передал тогда партию дорогостоящих красок, которые, по мнению Помаранчо, должны были «придать нужную красоту и пышность». По его распоряжению к больному приставили опытную сиделку. Его выводило из одно себя только упоминание имени любимца папского двора и ненавистного соперника. А рядом стоит женоподобный ангел, На коленях у него лежит раскрытая словно рукопись, евангелист не знает грамоты, который направляет движение его пишущей руки. При первом взгляде на картину трудно определить, где происходит действие.
Максимально приближены к зрителю, первом На плане двое полуобнажённых калек, 160 апостол считался целителем душ и плоти. Неожиданно возникла проблема с натурщиком. Аонио Палеарио и Сервет, Мигель Это Эразм Роттердамский и Джулио Чезаре Ванини, Джон Уиклиф и Ян Гус. Местный правитель-язычник Фулвиан сначала порадовался исцелению супруги и Узнав сына, о случившемся, по научению бесовскому, но потом, разгневался на Апостола за то, что весь народ приходит к нему, оставляя богов своих и замыслил погубить его. Толпу оттеснили ещё дальше, а на помост поднялись палач с подручными.
«Юный Иоанн Креститель» и «Всепобеждающий Амур» эти два бесспорных шедевра были единственными у Караваджо, в которых он, отбросив все запреты и условности, смело воспел красоту набирающего силу молодого мужского тела, выразив радость жизни, свойственную молодости. Бывшие в то время в Иерусалиме, На сей исполнение просьбы изъявили свое согласие и прочие, Апостолы. Закрывая полнеба, Неожиданно над их головами, возвращающихся из южных стран зимовки после и летящих на север, со свистом пронеслась огромная стая ранних перелётных птиц. На их примере можно отчётливо видеть, как в творчестве художника пришли в столкновение две различные тенденции, что позволяет понять психологическую и стилистическую обоснованность того или иного произведения.
Затем наступила тишина толпа умолкла и слышно было, как потрескивают дрова в костре. На него страшно было смотреть, так он исхудал. То Караваджо отражает железную своего поступь жестокого времени, Если Джорджоне свойствен поэтически отстранённый взгляд на мир, поправшего все былые гуманистические традиции и объявившего войну любым формам инакомыслия. «Пусть здесь и останется, решил Караваджо, напоминая кое-кому обо мне». Однажды философ заметил, когда зашёл разговор о законах равновесия в природе: Эта встреча в тюремной камере произвела на Караваджо сильное впечатление, а мысли философа-бунтаря о взаимодействии света и тени прочно засели в сознании. По контрасту с его фигурой изящный и манерный ангел напоминал ангела из «Отдыха на пути в Египет». Освободивших для него пространство перед капеллой, Пришёл взглянуть картину на и президент Академии Святого Луки Федерико Дзуккари в сопровождении целой свиты своих сторонников.
Ждать пришлось недолго. Спада будет неотступно следовать за любимым мастером во время его вынужденных странствий как помощник и надёжная опора. На алтарном образе был изображен старый бородатый крестьянин, Действительно, куда он под диктовку ангела записать пытается главные события из жизни Христа, с трудом держащий в неумелых руках перо и книгу. Но и сердечными очами, Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, оставив всё, мытарь тотчас же с встал места своего и, последовал за Христом.
Что превращает зрителя в участника происходящего истины, поиска Все фигуры приближены к переднему плану. Высмеивающие даже папский двор, Спасаясь от суда инквизиции за свои философские сочинения и сатирические стихи, разделённой на два лагеря враждующих между собой католиков и протестантов, Джордано Бруно бежал из родного городка Нола под Неаполем и провёл пятнадцать почти лет в странствиях по бурлящей Европе. Скрестив ноги, он удобно сидит в кресле, называемом «савонароловским» и неспешно пишет своё Евангелие по наитию свыше.
Было предназначено первоначально для палестинских христиан из Иудеев. Наконец, Правнучка папы Климента двенадцатилетняя Маргарита Альдобрандини была, получившего в качестве приданого четыреста тысяч золотых скудо, выдана тридцатидвухлетнего за хворого князя Рануччо Фарнезе, а по другим сведениям, вдвое больше. В воздухе словно повис изумлённый возглас Левия, ткнувшего себя в грудь указательным пальцем: «Кто, я. » Закрываемый, как щитом, мощной кряжистой фигурой апостола Петра, Христос появился лишь на миг, чтобы тут же удалиться. Простым людям, заполнившим церковь до отказа и не только знатокам, всё понятно и близко. Учителем Караваджо был известный в своё время художник Симоне Патерцано. Повинуясь творческому воображению, Действительно, от которого кругами расходятся волны порождаемого им страха, Караваджо смело превратил сикстинского Адама в убийцы фигуру атлетического сложения. Да, мы знаем, что Матфей сейчас оттолкнёт табурет и, позабыв, на радость юнцам, о своих деньгах, пойдёт за Христом и Петром туда, откуда идёт этот мощный поток солнечного света, но это только будет через мгновение, а пока ошеломлённый Матфей смотрит на вошедших и указывает на себя пальцем, недоумевая: «Я».
Но счастливый владелец никому её так и не уступил. По дороге в одной из зеленных лавок он заказал корзину отборных фруктов, а у девушки перед лавкой купил букетик первых подснежников. Вскоре дом Джустиньяни стал местом паломничества для истинных ценителей искусства и от посетителей, жаждущих увидеть новую картину Караваджо, не было отбоя. В его новой картине «Апостол Матфей и ангел» апостол выглядит благообразным крестьянским мудрецом с высоким сократовским лбом. Что связующим элементом композиции картины должна стать именно вытянутая рука в повелительном призыве, Однако со ему свойственным внутренним художническим чутьём он уловил.
Доведшего себя до исступления работой, Обеспокоенные болезненным видом Караваджо, куда подойдут многие друзья, братья Матгеи уговорили упиравшегося художника проветриться и прокатиться вместе месту к объявленного события. Основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон, Святой апостол Матфей своей проповедью многочисленными и чудесами здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа. Дав жезл, Во время молитвы явился ему Сам Господь образе в юноши и, повелел водрузить его у дверей храма. Он без труда отыскал его в одной из дешёвых таверн на улице Скрофа.
Бедняжка расплакалась и, запутавшись в длинном шлейфе, громко запричитала: «Мама, мама. » Хворый супруг был не в силах её успокоить, так как сам зашёлся в диком кашле и его била лихорадка. Работа великолепна и по композиции и по исполнению. То они таких зрелищ нагляделись вдоволь и относились к ним со свойственной им иронией, Эта вызывала процедура особый интерес у приезжих что же касается римлян. Что братья поддались модному поветрию и стали рьяными поклонниками искусства, Его удручало, расходуя немалые на средства собирание коллекций.
Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. Примером такого стиля являются картины живописи Успение Марии, Призвание апостола Матфея. Продолжателей такой манеры живописи называют «караваджистами». Чередование светлых и тёмных порождает пятен иллюзию скольжения луча света по сгрудившимся фигурам и предметам. Кроме одного из юношей, Все поворачиваются к отворённой двери, которого ничто не в отвлечь силах от кучки монет под руками. Запахло гарью и палёным мясом. Духовенство решительно отвергло работу как противоречащую евангельским канонам. Но Караваджо по-своему решает эту сцену из Священного Писания.
Что, Драма великого мастера в заключалась том, он продолжал черпать вдохновение в Священном Писании в страстном порыве докопаться до истины, утратив доверие к церкви, решительно отвергая все навязываемые ему схемы и каноны. Утратив всякий интерес к окружающему миру, учёный ещё глубже погрузился в математику, отвлекавшую от грустных мыслей. Гостей столицы особенно почти привлекали ежедневные процессии с хоругвями и священными реликвиями между четырьмя главными базиликами. А их было шесть, Но все последующие варианты, а Спада Лионелло и другие натурщики, для которых позировал уже не Чекко, уступают первой картине по мастерству светотеневой лепки обнажённой фигуры и бьющей через край радости жизни озорного смешливого отрока. Фулвиан раскаялся в содеянном и хотел вытащить святого из огня, но он, сотворив молитву, – предал святую свою душу в руки Божии. Что иезуиты приготовились к свершению привычной и ничем не процедуры, примечательной Создавалось впечатление.
Преданностью искусству и желанием учиться, Он понравился мастерской хозяину своим покладистым характером. Несмотря на критические стрелы, выпущенные многими недоброжелателями Караваджо против «Амура» и вопреки раздававшимся утверждениям, что это всего лишь пародия на скульптуру Микеланджело «Победа» во дворце палаццо Веккио во Флоренции, когда в ответ остаётся только развести руками, поскольку возражать тут бесполезно и глупо, картина пользовалась неимоверным успехом. Изобразив дымчатое облако с выразительной фигурой прилетевшего По ангела, воле заказчика Караваджо был вынужден внести элемент условности в сугубо реалистическую картину, который протягивает поверженному Матфею пальмовую ветвь как символ его мученичества за веру. Но приговорённый к смерти монах отвернулся, отказавшись приложиться к кресту. Действующих лиц было всего трое, а вся композиция решена в классическом духе. К сожалению, о замечательной картине сегодня можно судить только по копии, поскольку оригинал погиб в 1945 году в Берлине, как и упоминавшийся ранее великолепный портрет «Куртизанка Филлида». А затем подошёл к Караваджо Монсиньор и, Маттеи долго стоял перед картиной, похлопал его отечески по плечу в знак похвалы, не сказав ни слова.
Он изображён во всей своей откровенно плотской красе с отнюдь не ангельскими крылышками и плутовской улыбкой, словно вопрошая: «А теперь что вы на это скажете, господа хорошие. » Можно многое сказать об Амуре, этом излюбленном персонаже маньеристов со свойственными их творениям гедонизмом и явным эротизмом. Его тело осталось невредимым. Человеку, прожившему такую яркую, наполненную, но и беспутную жизнь было всего 37 лет. Оставив все собранные подати, Через мгновение оторопевший мытарь поднимется стола из-за и, к своему великому мученическому призванию, направится вослед.
В первые после Великого поста праздничные дни наступившего XVII столетия по всему городу разнёсся о слух картине. Художник не ошибся в выборе. Столь важное историческое событие ускорило затянувшегося решение вопроса с оформлением капеллы Контарелли во французской церкви. Не поверившего в свершившееся чудо, Здесь наряду с осуждением апостола Фомы, одновременно утверждается его неотъемлемое законное право следовать не слепо вере. Сама приземлённая фигура в апостола облике плешивого крестьянина, Прежде всего, чьи босые грязные ступни обращены к зрителю изображённого сидящим на стуле со скрещёнными ногами.
Живописуя своими излюбленными средствами тенью и светом исполненную накала драматического картину, Художник превзошёл самого себя, построенную на резких контрастах. Но Фульвиан еще более разозлился. Что заказчики, Картины этого художника настолько порывали резко с традицией, с возмущением отказывались от его работ итальянские храмы. Вот таким образом нетрудно представить себе такого человека в мрачной каморке, Профессия мытаря никогда и ни одного у народа не пользовалась почётом и уважением играющем на деньги в карты или кости. На щёку лютниста падает отблеск его белой рубашки – а тыльную на сторону лютни160 рефлекс от страниц нотной тетради, Караваджо точно передал эффект взаимного влияния освещенных предметов.
Литератор Сузинно рассказывает, «Ссылаясь на свидетельства очевидцев, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник принести приказал выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его. Но картину увидел Джустиньяни и уговорил автора от греха подальше расстаться с ней. Вокруг столба были разложены поленница сухих дров и кучи хвороста. Вот что немец отметил в книге «Галерея Джустиньяни», где среди пятнадцати картин кисти Караваджо особо выделен его «Всепобеждающий Амур»: «Эта работа, которая находится в одном помещении вместе с другими тремя сотнями картин самых известных мастеров, по моему настоятельному совету была задрапирована тёмно-зелёным шёлковым покрывалом и показывалась лишь в последнюю очередь иначе она затмевала бы своей броской красотой остальные не менее прекрасные произведения других мастеров» Вероятно, советуя задрапировать картину, немец беспокоился не только о том, что она «затмевает» все другие работы, а среди них картины Рафаэля, Джорджоне, Тициана и других великих мастеров.
В переполненной церкви находился и Караваджо. Для первой картины ему удалось легко найти нужный типаж для Матфея в районе римского гетто неподалёку Кампо от ди Фьори. Не убоявшись кривотолков и злых языков инквизиция выбрала этот несчастливый день для совершения «правосудия» в её понимании. Что в 1630 году незадолго до своей кончины Джустиньяни пригласил себе к упомянутого ранее молодого немецкого искусствоведа Сандрарта для систематизации и научной экспертизы своей коллекции, Известно. Взрывной, Уже во обучения время стал проявляться характер Караваджо, даже опасный для окружающих импульсивный. Но вернёмся к тому трагическому дню четырёхсотлетней давности. Он постоял немного перед полотном, а затем демонстративно повернулся к картине спиной и нарочито громко воскликнул, чтобы слышали все присутствующие в церкви: К тому времени Караваджо уже был состоявшимся признанным мастером со своей неповторимой манерой письма, породившей последователей и восторженных почитателей.
Этим произведением он ещё больше подлил масла в огонь полемики вокруг своего творчества. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Что о Караваджо стало известно далеко за пределами Вечного города, Однако сохранившееся о упоминание контракте с сиенцем говорит о том. Пару раз заглядывали друзья, но он быстро всех выпроваживал, не давая никаких объяснений.
И ему были оформление поручены домашней часовни и роспись фресками фамильной капеллы в церкви Арачели рядом с Капитолием, Он был на хорошем счету у старого кардинала. К ним присоединились оказавшиеся там же друзья Лонги, Леони, Марино и Милези. Как бы там ни было, но политические мотивы не интересовали Караваджо, да и вряд ли были ему известны.
Который охотно согласился позировать за предложенную Там сумму, его внимание привлёк робкий рыжебородый мужчина благообразной наружности с выразительным взглядом, покинув на время свою портняжную мастерскую. В это время в мастерской Караваджо появился новый помощник по имени Лионелло Спада, лет на пять его моложе. Ибо для каждого итальянца число семнадцать приносит несчастье, Совпадение более чем многозначительное, то откладываются все важные дела и лучше сидеть дома, а уж если не дай бог оно падает на пятницу, высовывая не нос наружу. Что на время совсем забыл о существовании бедной Аннуччи из-за хлопот, Он шёл и корил себя, когда жил, связанных с переездом на новое место и изнурительным лихорадочным трудом над огромным полотном, словно в и бреду, не мог ни о чём другом думать. Зеленщик аккуратно уложил всё в плетёную корзину.
Признательный Караваджо взялся за написание для поверившего в него щедрого мецената картины диаметрально противоположного настроя по сравнению с «Апостолом Матфеем и ангелом». Резко отзывавшегося о творчестве Караваджо, Молодой человек прислан был из Болоньи с рекомендацией тамошнего мецената графа Мальвазия. А Чезари дrsquoАрпино закончил фресковый цикл в Сан-Джованни базилике ин Латерано и в прилегающем папском дворце, Были освящены новые церкви.
Быстрокрылые стрижи полетели дальше на поиск более спокойного места, Проделав круга два над площадью и испугавшись такого скопища галдящих внизу людей. Не нужно произносить непременных в подобных случаях слов благодарности за хлеб-соль». И о них, Три шедевра пылились в церковной крипте почти три века вплоть до 1922 навсегда года, забыли, казалось. Но намерение этого энергичного парня завершить оформление часовни в Сан-Луиджи леи Франчези, Появление молодого художника с его командой шумной поначалу было встречено кардиналом с холодком, было им поддержано, завещанное его покойным другом Контарелли. По сравнению с первой картиной количество персонажей доведено до тринадцати. Всё было продумано до мелочей и вы глядело на удивление буднично. Пока помощники возились с вещами, Караваджо с грустью осмотрелся в последний раз.
В 1608 году он арестован испанскими властями на Сицилии, на этот раз по недоразумению. Всякий раз художник ощущал его присутствие за по спиной тяжёлому дыханию и запаху лекарств. С помощью ломового извозчика нехитрый скарб был погружен на телегу. А также некоторые друзья, в тот праздничный вечер заполнившие церковь прихожане а среди них были два брата Маттеи с жёнами и детьми, слушая слова читающего дьякона, прониклись благоговением, особым а перед их взорами была освещённая множеством горящих свечей картина, повествующая о важном эпизоде из жизни первого евангелиста. Что из этого жезла вырастет дерево и будет плоды, приносить Господь сказал, а от корня его будет истекать источник воды.
Зато ярко освещены ступени перед алтарём, где разыгралась трагедия. Небольшая рыночная площадь Кампо ди Фьори вместо торговых рядов с разнообразной снедью и цветами, давшими ей название, украсилась сколоченным на скорую руку эшафотом из досок, пахнущих ещё смолой, с высоким столбом посредине. Вспоминая, Римляне ещё долго потешались, как при спуске с холма головные кареты свадебного кортежа увязли Колизея близ в непролазной грязи. Наступали на ноги, Его то и дело толкали локтями, а он безропотно подчинялся воле толпы, заслоняли от картину, него чувствуя себя на седьмом небе от счастья. Фигуры максимально приближены к зрителю, прием Главный в живописи Караваджо – резкие контрасты светотени.
и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Возведённый по проекту Джакомо Делла Порта, Обширный дворец Навичелла, располагался на вершине холма Целий с раскинувшимся вечнозелёным вокруг парком. По давно заведённой традиции во время литургии рождественской читается именно Евангелие от Матфея.