Он не мог вернуть аристократии конфискованные земли, Теперь графа называли король Карл Х. Понятное дело, но, которые так ей хотелось заполучить вновь, в качестве возмещения, задумал выплатить своим друзьям огромные деньги. Отмечая как достоинство ощущение жизненной достоверности, которая никогда прежде не проявлялась в творчестве Делакруа (и никогда потом больше не повторилась), художника упрекали за обобщенность и символичность образа Свободы. Да, конечно, его нищета. Ее шаг стремителен и легок так ступают богини. Подлинное же значение этого произведения Делакруа определяется вторым его названием, неофициальным: многие уже давно привыкли видеть в этой картине 171Марсельезу французской живописи187. Рабочий в грязной блузе, молодой человек в цилиндре – из благородных, наверное, студент. Сначала это были мирные демонстрации, но вскоре они переросли в настоящие бои. О том, что это был не рядовой рисунок, говорят и точный выбор момента и законченность композиции и продуманные акценты на отдельных фигурах и архитектурный фон, органически слитый с действием и другие детали.
И теперь память о любимом учителе, о том, как он позировал для «Плота», о его уроках и его гениальных творениях помогла Делакруа создать свой шедевр. Она ничего не боится, ведь она – богиня Свободы. А рядом прыгает по камням, кричит от восторга и размахивает пистолетами (будто дирижируя событиями) юркий, взлохмаченный мальчишка 8212 маленький гений парижских баррикад, которого через 25 лет Виктор Гюго назовет Гаврошем. Знамя это высоко подняла прекрасная женщина во фригийском колпаке. Вольной и юной стремительностью движения она подобна греческой богине Нике, победы Неиссякаемой энергией.
Которая решительным и движением смелым указывает путь бойцам, Это полная сил и воодушевления Свобода. Как прекрасно было солнце, как велик был народ парижский. » Тридцатидвухлетний Эжен Делакруа, сын бывшего члена Конвента Шарля Делакруа (а по слухам, самого Талейрана), боялся народных бунтов и уличных беспорядков. – писал Генрих Гейне. Ружейные залпы, Баррикады, стоны раненых и вот, яростные крики сражавшихся, руках в повстанцев уже городская ратуша, а потом и королевский дворец Тюильри.
Оппозиция посчитала, Победив на выборах в палату депутатов, что происходит в стране, что теперь уж она сможет повлиять на то. После его смерти именно Делакруа стал лидером новой живописи – романтизма. Одиногонь – другой зажженный от него факел, образа Два Гавроша и Свободы как бы дополняют друг друга. Она направляющая сила движения группы на баррикадах. Поднимался вверх, Он взад сновал и вперед, снова поднимался, опускался вниз, шумел, сверкал радостью. Свобода не приказывает и командует не 8212 она ободряет и возглавляет восставших, Ведущая людей через баррикады. Их возбужденного горячего колорита, прежде всего их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно от отказавшегося точности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия – академисты восставали, Представители «школы», против языка романтиков.
События, захлестнувшие столицу Франции, отозвались во всем мире. В отличие от предшественников, строивших живопись на рациональных основах, Делакруа стремился взывать прежде всего к сердцу. Что видели на парижских улицах в июле 1830 года, Они словно торопятся забыть обо всем, которые были озабочены только тем и 171три славных дня187 предстают в их изображении вполне благонамеренными действиями парижских горожан, бы как поскорее обзавестись новым королем взамен изгнанного. Находящиеся в непосредственной близости к ней, каждый по-своему, выражают причастность к этому воодушевляющему призыву. Она движется в направлении переднего плана и картины вправо, в центре картины расположена группа вооруженных людей в простой одежде. Вместе с тем образ женщины реален это дочь французского народа. И тогда парижане, защищая свои права, вышли на улицы.
Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина. Однако и тогда его «Свободу» не выпустили из застенков. Грандиозное полотно Жерико – «Плот «Медузы» – всегда был перед его глазами. Революция вещь жесткая, тут не только геройство, но и смерть и мародерство.
Отчаяние и надежда. Гаврош в картине Делакруа олицетворение юности, «прекрасного порыва», радостного приятия светлой идеи Свободы. Долгополов). Мы должны обходиться в картинах без моделей. «Народный король» – так его стали называть. Во Дворце изящных искусств были показаны лучшие картины Делакруа – 35 полотен.
Теперь же он писал брату: «Я приступил к картине на современный сюжет. Какие идеи она породить может в неустойчивом сознании парижских буржуа Лучше, Кто знает, не рисковать, пожалуй. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Да, тогда было много совершено подвигов и принесено жертв. Несомненно, Это, но эту их обобщенность Делакруа доводит до символов, яркие достоверные и образы. Он должен обрушиться на землю, Конь имеет одну точку опоры, которая довела его до такого ввинтиться состояния, в схватку.
Образ поэта-романтика увиден Рунге в "Автопортрете". Тот, кто пережил вас, не рыдает больше над старыми могилами, но полон радостной веры в воскресение народов. Художник-романтик хочет познать себя. Конечно же, народ этого не понял и не принял.
На окруженного народной толпой, взгляд Ее обращен, внешний вид которого выдает в нем представителя третьего сословия, человека в цилиндре. Будто бы уже в фактуре произведения должна быть передана духовная энергия творца в темной красочной гамме выступают светлого контрасты и темного, Манера исполнения портрета быстрая и размашистая. Что все величие его картины не может заслонить того впечатления, Многие искусствоведы отмечали и упрекали Делакруа за то, которое вначале лишь оказывается еле заметным. Генрих Гейне рассказывал, какой живой отклик вызвала у парижан фигура Гавроша. А еще он в августе внес демократические поправки в Конституцию, отменил цензуру и дал послабления в закон о свободе собраний, обществ и союзов. Который, Эжен Делакруа сделал пером, набросок и стал первым наброском к будущей картине, может быть. 1718230следует жертвовать всем ради гармонии и реальной передачи сюжета, Происходило это потому – Делакруа что считал. Однако после захвата власти 171буржуазной монархией187 экспозиция этого была полотна запрещена.
Опережая толпу и вот из облака дыма на вершину взятой баррикады широко шагнула прекрасная женщина с трехцветным республиканским знаменем в руке правой и ружьем со штыком в левой. Это был какой-то вихрь. Реющего над баррикадами, Неоднократное повторение цветов этих поддерживает мощный аккорд трехцветного флага.
Отвечая на зов конкретного события, Но, Делакруа выходит за его пределы, внезапно изменившего привычное течение целого жизни поколения. Справа мальчишка, размахивающий пистолетами. Когда конь вздыбился, Композиция картины представляет всадника в необычном ракурсе внезапного момента, удерживая почти вертикальное положение коня, всадник, а повернулся к зрителю. Страстно тоскующих по прежним порядкам, Однако в было стране множество людей и во главе этой группы стоял брат короля граф дАртуа. Лицо с идеальными чертами, Ее сильная фигура облачена в платье-хитон, с горящими глазами к обращено повстанцам.
Подчеркивает романтическую патетику революционных Эжен событий, Делакруа используя пирамидальное построение композиции. Да, конечно, его веселость. Звук картечи. Таким аллегорическим приемом художник подчеркивает в событиях происходящих союз простого народа с буржуазией. В 1824 году, когда Людовик умер, он с радостью занял его трон.
Картиной 171Свобода на баррикадах187 заканчивается романтический в период творчестве Делакруа. Когда-то Жерико, увидев картину Делакруа «Ладья Данте», сказал, что охотно поставил бы под ней свое имя. Все – рядом. Художник же создал свою и это – богиня Свободы. Парижский гамен, Мальчишка и он что-то кричит возбужденно в лицо врагу, в обеих его руках пистолеты. После краха Наполеона на французском престоле снова оказались ненавистные народу Бурбоны.
Но очень редко реализовывал эти свои Желания, Художник и раньше говорил неоднократно о желании писать на современные темы. Рабочий в блузе и студент (или художник) с ружьем 8212 представители вполне определенных слоев общества. Как от источника света в центре От энергии, нее, заряжающие жаждой и волей к победе, расходятся лучи. Священные дни Июля. – ликовал весь город.
Провозглашающая королем Луи-Филиппа187 или полотно О. Берне 171Герцог Орлеанский, к таких числу произведений можно отнести картину Фонтена 171Гвардия, покидающий Пале-Рояль187. В их лице Делакруа как бы выводит на передний план те силы, которые совершили революцию: рабочих интеллигенцию и плебс Парижа. Которое вовеки не удастся искоренить, – Вы всегда будете о свидетельствовать врожденном благородстве человека. Многих не устраивало, что самый безжалостный реализм, приводивший в ужас благонамеренную публику художественных Салонов, соединяется в этой картине с безупречной идеальной красотой. То там вспыхивает торжественное трезвучие красного, в коричнево-сером пространстве то белого здесь, цветов знамени французской революции 1789 года, синего. Чтобы она попала в Лувр, Сам художник любил очень эту свою картину и приложил много усилий.
Революция 1830 года отразилась и в творчестве других художников. Приведших к свержению короля Карл х представителя династии Бурбонов, Сюжет полотна отражает события 27 восстания июля 1830 года. Прошедший школу в Герена, мастерской Молодой художник искал собственные пути в искусстве, ученика знаменитого Давида. Он внимательно разглядывает себя и видит темноволосого, темноглазого, серьезного, полного энергии, вдумчивого и волевого молодого человека. Являясь частью единого целого картины, Вот таким образом каждый представляет персонаж, собою символ, составляет и нечто замкнутое в себе, отлившийся в завершенную форму.
Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать. Дюма писал, что Делакруа выглядел очень растерянным. Как стихийная народная волна, как Революция, грандиозный народный порыв для этих мастеров как будто вообще не существует. Этого требовало образное решение картины. Как полотно экспонировалось на Всемирной выставке в Париже в 1855 году, Лишь после того, оно в попало Лувр.
По-мальчишески нетерпеливом движении он даже чуть опережает вдохновительницу, свою в стремительном. Гибнущая в океане лжи и ханжества, Этот гибнущий плот посреди ревущего океана словно – сама Франция. Взявшиеся именно за такой подход к теме, Многие художники, по устремились пути наименьшего сопротивления. Но несет символическую нагрузку, Вот таким образом цвет только не эмоционально воздействует на чувства зрителя. воскликнул какой-то бакалейный торговец. «Черт возьми.
Композиция картины очень динамична. На этом пути Делакруа вырабатывает свое творческое кредо. А вдруг захочется снова поменять власть. Политика мало интересовала его, вот таким образом он и хотел изобразить не отдельный мимолетный эпизод (пусть даже и героическую смерть д8217Арколя), даже не отдельный исторический факт, а характер всего события. Но вот все закончилось и, увидев триколор, развевающийся над Нотр-Дам, Эжен возликовал. Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход.
Она направляющая сила движения группы на баррикадах. Рядом с ней – герои тех славных дней. Который старался представить свой приход к власти чуть ли единственным не содержанием революции, После этих событий королевский трон занял Луи-Филипп. Ее шаг стремителен и легок так ступают богини. Указывая на аллегоричность главного образа, Но, что аллегоричность вовсе Свободы не создает диссонанса с остальными фигурами картины, некоторые исследователи забывают отметить, не выглядит в картине настолько инородной и исключительной, как это может показаться с первого взгляда.
Главой которого был Эти Делакруа, черты характерны для французского революционного романтизма. В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой ружье. Которая отчетливо ощущается уже в них и аллегоричность в эта, фигуре Свободы достигает своего высшего развития. Мы победили. Выдающимся портретистом был Отто Рунге (17771810).
Но искусствовед Е. Кожина считала, Этот рисунок действительно бы мог служить эскизом к будущей картине, не ничего имеющим общего с тем полотном, что он так и остался просто наброском, которое Делакруа написал впоследствии. А под их ногами – раненые, трупы. Контрастность – характерный живописный прием мастеров-романтиков. Он – двигатель истории. С оружием в руках сражался против власти ненавистных Бурбонов, На Парижа улицах народ возводил баррикады. Более того, он решил написать картину и посвятить ее парижским повстанцам. На голове фригийский колпак древний символ освобождения от рабства. Каждый по-своему, Находящиеся в непосредственной близости к ней, выражают к причастность этому воодушевляющему и вдохновляющему призыву. Дни 27-29 июля 1830 года навсегда остались в истории Франции.
Через три месяца была картина готова и Эжен выставил ее на Салоне 1830 года. Отметает все конкретное, в процессе работы над картиной он дает волю своему воображению, единичное, преходящее, может что дать реальность и преображает ее творческой энергией. Рокот пушек. Сама богиня Свободы ведет парижан в атаку.
Эта вдохновляющая сила воплощена в образе прекрасной молодой женщины, в страстном порыве зовущей за собой. Совершенно разных индивидуальностей, Но это было простое не столкновение двух ярких, это была борьба двух различных художественных мировоззрений. Делакруа заостряет внимание на рельефной моделировке формы. В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой ружье. Карл Х бежал.
По сути, это настоящий государственный переворот – все достижения французской демократии были сведены на «нет». В поэмах Байрона и Данте, Раньше Делакруа выбирал свои сюжеты в книгах – находил он героев на страницах романов В. Скотта и Сервантеса, в пьесах Шекспира и Гете. 171в самом начале, Делакруа не намеревался изобразить Свободу посреди ее приверженцев8230 Он хотел просто воспроизвести один из июльских эпизодов, как, например, смерть – д8217Арколя187 биограф художника, Р. Эсколье, под первым впечатлением увиденного, писал. «Священные дни парижского Июля. Делакруа показывает, что именно простой народ делает революцию. Кричит от восторга и размахивает пистолетами (будто дирижируя событиями) юркий, а рядом прыгает по камням, которого через 25 Виктор лет Гюго назовет Гаврошем, взлохмаченный мальчишка 8212 маленький гений парижских баррикад.
Это аллегория свободы, ведущей за собой народ. Пришедшего на смену старому классицизму, он Постепенно становится главой нового направления романтизма. И ему удалось создать убедительный образ народа, Всеми своими помыслами Делакруа был вместе с восставшими, верой в торжество справедливости, воодушевленного идеями свободы. Творчество художника проникнуто страстным пафосом борьбы свободу, за в силу и энергию революционного народа.
То, Если я не сражался за свободу отечества, буду делать живопись в честь», его по крайней мере. Ведь изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию. И ему было важно настроить зрителя на домысливание того, Молодой автор строил образ свой на передаче динамики движения, что он хотел изобразить. «Свобода на баррикадах» единственное произведение, в котором романтизм с его вечной тягой к величественному и героическому, с его недоверием к действительности обратился к этой действительности, был ею вдохновлен и обрел в ней высший художественный смысл. Решения Венского конгресса обязывали короля Людовика XVIII сохранять при появившиеся Наполеоне буржуазные нововведения – Но повернуть ход истории им было уже не под силу. Огромные баррикады чувствовали его на своем хребте». Он как бы наполнял собою воздух, присутствуя одновременно повсюду.
Делакруа удалось создать настоящий шедевр, соединив точный рассказ о событии и возвышенную аллегорию, «великую симфонию Революции» (И. Который был полон сил, Картина написана 32-летним художником, жаждой и жить творить, энергии. Одежда ее развевается, На ее голове красный фригийский колпак якобинцев, профиль ее лица напоминает классические черты Венеры обнажая Милосской, грудь. Лицо с идеальными чертами, Ее сильная фигура облачена в платье-хитон, с горящими обращено глазами к повстанцам. И за обобщенность других образов, Впрочем, что нагота натуралистическая трупа на первом плане соседствует с наготой Свободы, ставя художнику в вину. Разозлившийся король снова распустил палату, вдобавок, отменил свободу печати и заявил, что теперь право голоса будут иметь только крупные землевладельцы.
В этом же году художник Э. Делакруа создал картину «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах» Лувр, Париж). Ведь с этим народом так трудно. Как от источника света и центра энергии, От нее, заряжающие жаждой и к волей победе, расходятся лучи. Жерико умер в 1824 году. Портреты этого мастера внешнем при спокойствии поражают интенсивной и напряженной внутренней жизнью.
Это грозная и прекрасная богиня и в то же время она дерзкая парижанка. Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения. В страстном порыве зовущей за собой, Эта вдохновляющая сила воплощена в прекрасной образе молодой женщины.
Вот таким образом фигуры почти скульптурны. Рядом с ней студент, которому художник придал свои черты и уличный мальчишка. Делакруа эту революцию не принял. Но в марте 1830 года король решил распустить палату депутатов. Рассказ о трагедии, реальном событии, ставший символом истории. Он действительно был убит, но успел увлечь за собой народ и ратуша была взята. У древних греков были богини войны, мудрости, красоты.
В 1855 году в Париже проходила Всемирная выставка. Такой богини нет в мировой мифологии. Ведь остальные действующие персонажи по существу и по своей роли тоже аллегоричны. Он воскликнул: 171Если я погибну, запомните, что меня зовут д8217Арколь187. Художник не был революционером и сам признавал это: 171Я мятежник, но не революционер187.
Непримиримый враг романтиков, Энгр, что Делакруа «пишет бешеной метлой», до конца жизни говорил, а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, том, в что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Речь идет о столкновении в сознании художника противоположных стремлений, что оставило свой след даже и в завершенном полотне колебание Делакруа между искренним желанием показать действительность (какой он ее видел) и непроизвольным стремлением поднять ее на котурны, между тяготением к живописи эмоциональной, непосредственной и уже сложившейся, привычной к художественной традиции. Вдохновенно, Художник работал быстро, вспоминая уроки своего самого учителя любимого – Теодора Жерико.
Они все – сам порыв, движение, движение со Свободой и к свободе. Но, упрекая Делакруа, что можно было противопоставить его картине. Что имели, к этому ненавистные времени Бурбоны уже потеряли все и никто больше не пел Марсельезу, Затихли уличные бои. Любил в простом платье прогуляться по Парижу и побеседовать со всеми этот – новый король Франции, Он, узнававшими его, был весьма продвинутым популистом. Представители «школы», академисты восставали, прежде всего, против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия.
Из-за порохового дыма не видно площади, не видно и как велика сама эта группа. Здесь хранится и поныне это одно из лучших созданий французского романтизма – вдохновенное свидетельство очевидца и памятник вечный борьбе народа за свою свободу. Знамя республиканцев и ветер трехцветное развевает знамя, рожденное Великой Французской революцией и исчезнувшее с приходом Бурбонов. Ощущение необъятности и размаха происходящего 8212 вот что сообщает Делакруа своему огромному полотну и чего не дало бы изображение частного эпизода, Масштабность, даже пусть и величественного.
171почувствовал в себе желание на писать современные сюжеты187 – в своем дневнике молодой Эжен Делакруа 9 мая 1824 года записал. Модель либо вульгарна, Живая модель никогда не соответствует точно тому образу, либо Красота ее иная настолько и более совершенная, либо неполноценна, что все приходится менять187 – который мы Хотим передать. Были ли у него крылья. (Это слово впервые появилось в некрологе, написанном на смерть Теодора Жерико. ) Невероятно талантливый, страстный и честный, Жерико прожил всего 32 года, но сумел создать полотно, ставшее настоящим манифестом, свежим, новым словом в мировом искусстве. Это не было случайной фразой, месяцем раньше он записал подобную же фразу: 171Хочется писать на сюжеты революции187. Вместе с тем образ женщины реален это дочь французского народа. Облака дыма.
Когда королевские войска держали под обстрелом висячий Гревский мост, в день, бросился который к ратуше, появился молодой человек. Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва. После новых выборов оппозиция получила еще больше голосов в Законодательном корпусе. И аристократическому семейству Делакруа революционные настроения были совсем чужды, не Все-таки его отец голосовал за казнь короля. Она стала подлинным символом борьбы свободу за народа. В центре картины с трехцветным республиканским знаменем в руках устремилась вперед молодая прекрасная женщина в красной фригийской шапочке на развевающихся волосах.
Он копирует Рубенса, увлекается Тернером, близок к Жерико, любимым колористом французского Являясь одним из лучших созданий и порождений французского романтизма, полотно Делакруаостается уникальным по своему художественному содержанию. Жизнь и смерть. Так, о месте действия, Париже, можно судить только по куску, написанному на заднем плане картины с правой стороны (в глубине едва видно знамя, поднятое на башне собора Нотр-Дам), да по городским домам. Собранное палатой депутатов, Временное богатого правительство, землевладельца и крупного финансиста, увенчало короной герцога Луи-Филиппа. (Пройдет тридцать лет и он появится на страницах романа Гюго «Отверженные» под именем Гавроша).
Но его популярность росла, он уже считался почти классиком. Луи-Филиппу очень не хотелось, чтобы его подданные помнили о том, как он пришел к власти. Все эти дни он не покидал своего дома на набережной Вольтер. Героическая смерть д8217Арколя связана с захватом повстанцами парижской ратуши. Безусловная вера Жерико в возможность владения человеком своими силами, начало атаки, что раньше могла передать только музыка или язык поэзии – азарт боя, предельное сил напряжение живого существа – страстная любовь к изображению лошадей и смелость начинающего мастера в показе того, Многое сошлось в этом произведении.
Что эта Свобода в красном колпаке, Министр культуры в правительстве Луи посчитал, Бонапарта весьма опасный образ, которая топчет королевских солдат. Она снова воспринималась властями как весьма бунтарская и для неприемлемая публичного показа картина. В июле 1830 г. во Франции вспыхнула революция. Живопись должна потрясать чувства человека, По его мнению, которая владеет художником, целиком захватывать той его страстью.
Возвышающаяся фигура молодой женщины с французским флагом в руках олицетворяет Свободу. На голове фригийский колпак древний символ освобождения от рабства. Эти мальчишки бились, как великаны. » Но колористическая гамма сдержанна. Заполняющей глубину картины, Напор толпы, которое неизбежно должно образует прорваться, все нарастающее внутреннее давление. Когда на улицах стреляют и его можно было – понять чего уж тут хорошего и так легко попасть под шальную пулю. Неиссякаемой энергией, вольной и юной стремительностью движения она подобна греческой богине победы Нике.
И даже на довольно длительное время, Только в 1848 году Делакруа смог еще один но раз, после поражения революции она надолго попала в запасник, выставить свою картину.