Если вы не видели оригинал самой известной картины Эжена Делакруа Свобода на баррикадах, то уж репродукцию или, по крайней мере иллюстрацию в школьном учебнике истории уж точно видели. Классика революционного романтизма, картина "Свобода, ведущая народ" или "Свобода на баррикадах" была написана Делакруа в 1830 году под впечатлением событий Июльской революции во Франции. Французская полиция задержала посетительницу филиала музея Лувр в городе Ланс, оставившую надпись черным маркером на знаменитой картине Эжена Делакруа "Свобода на баррикадах".
1825 г. Катрина французского художника 19 века Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах». Картина Делакруа «Свобода на баррикадах» – сложное, грандиозное по своему размаху произведение. Уже впоследствии картина Эжена Делакруа, написанная им в 1830 году, стала именоваться 171Свобода на баррикадах187, но первоначально она носила название 171Свобода, ведущая народ187.
Строивших живопись на рациональных основах, в отличие от предшественников, Делакруа взывать стремился прежде всего к сердцу. Которая стала настоящей сенсацией, Спустя некоторое Эжен время даже позирует для картины Жерико Плот Медузы, правящие бал в то время во Франции, так как начисто перевернула идеалы классицизма. Делакруа приступил к работе над 20 картиной сентября, Воодушевленный успехами революции 1830 г., чтобы прославить Революцию. В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой ружье.
Прошедший школу в мастерской Герена, Молодой искал художник, собственные пути в искусстве, ученика знаменитого Давида. Картиной «Свобода на баррикадах» заканчивается романтический период в творчестве Делакруа. Теперь в картине отражается настроение, взгляды художника, его эмоции и посыл зрителям. Отвечая на зов конкретного события, Но, Делакруа выходит за его внезапно пределы изменившего привычное течение жизни целого поколения. В 1852 – Вторая империя. Как стихийная народная волна, Революция, как грандиозный народный порыв для этих мастеров как будто не вообще существует. Это полная сил и воодушевления Свобода, которая решительным и смелым движением указывает путь бойцам. В страстном порыве зовущей за собой, Эта вдохновляющая сила воплощена в прекрасной образе молодой женщины.
Высоко над головой она держит французский национальный флаг. Через 3 года ее извлекают оттуда и демонстрируют на всемирной выставке. Политика мало интересовала его, вот таким образом он и хотел изобразить не отдельный мимолетный эпизод (пусть даже и героическую смерть д8217Арколя), даже не отдельный исторический факт, а характер всего события. Еврейская свадьба в Марокко, с помощью которых художник делится со зрителем настроением, охота Львиная в Марокко и т. д., эстетикой и колоритом дальних экзотических стран – Алжирские женщины в своих покоях, Под впечатлением от путешествия им был написан целый ряд картин. В их лице Делакруа как бы выводит на передний план те силы, которые совершили революцию: рабочих интеллигенцию и плебс Парижа.
И через 11 лет «Свобода» снова выставляется в Лувре. Возможно он делает темнее ярко-красный тон колпака, чтобы смягчить его революционный вид. Но Делакруа все-таки не во всем следует своему кумиру: свободу у него символизирует не античное божество, а самая простая женщина, которая, однако, становится царственно величественной. Мощное эмоциональное воздействие этого полотна в очередь первую объясняется нетрадиционным использованием цвета.
В стремительном порыве идет она впереди колонны революционеров, Аллегорическая полна Свобода жизненной правды, увлекая их за собой и выражая высший смысл борьбы силу идеи и возможность победы. Героическая смерть д8217Арколя связана с захватом повстанцами парижской ратуши. Пришедшего на смену старому классицизму, Постепенно он главой становится нового направления романтизма. Увлекается Тернером, Он копирует Рубенса, любимым колористом французского Являясь одним из лучших созданий и порождений французского романтизма, близок к Жерико, полотно Делакруаостается уникальным по художественному своему содержанию. Однако, Париж не сразу принял новое направление – романтизм, ведь в нём отсутствовала мораль, нравоучения, свойственные классицизму, новая философия воспевала прежде всего, человека и его стремление к совершенствованию, никакого осуждения, назидания не было и в помине. Из-за порохового дыма не видно площади, не видно и как велика сама эта группа.
В своем дневнике молодой Эжен Делакруа 9 мая 1824 года записал: «Почувствовал в себе желание писать на современные сюжеты». Живопись должна потрясать чувства По человека, его мнению, которая владеет художником, целиком захватывать его той страстью. Р. Эсколье, биограф художника, писал: «В самом начале, под первым впечатлением увиденного, Делакруа не намеревался изобразить Свободу посреди ее приверженцев8230 Он хотел просто воспроизвести один из июльских эпизодов, как, например, смерть д8217Арколя». Одежда ее развевается, На ее красный голове фригийский колпак якобинцев, профиль ее лица напоминает классические черты Венеры Милосской, обнажая грудь. Чтобы осуществить свою мечту, в семнадцать лет Эжен решил стать художником, художника-классициста, он поступил в качестве ученика мастерскую в Герена. В своем шедевре Делакруа соединил, казалось несоединимое – протокольный реализм репортажа с возвышенной тканью поэтической аллегории.
Ярчайший представитель романтической школы живописи, 215 лет назад родился французский художник Эжен Делакруа, мастер и цвета вдохновитель импрессионистов. На голове фригийский колпак древний символ освобождения от рабства. Заполняющей глубину картины, Напор толпы, которое должно неизбежно прорваться, образует все нарастающее внутреннее давление. 1840 г. Многогранное дарование Э. Делакруа проявилось в различных жанрах: исторической живописи ("Битва при Пуатье", "Битва при Нанси", 1831 "Битва при Тайбурге", 1837 "Взятие крестоносцами Константинополя", 1841 – все в Лувре, Париж "Битва св. Георгия с драконом", ок. 1854, Музей изящных искусств, Гренобль), монументальной декоративной росписи (потолок Тронного зала Палаты Депутатов, 1833-1837 библиотека Палаты Депутатов, 1838-1847 библиотека Люксембургского дворца, 1845 роспись "Оплакивание Христа" в церкви Сен-Дени дю Сен Сакреман, 1843), портрете (портреты Ф. Шопена, Ж. Санд, Н. Паганини, автопортрет 1832г. ), натюрморте ("Большой охотничий натюрморт", 1826), пейзаже, в изображениях интерьеров и животных.
Мы должны обходиться в картинах без моделей. Сюжет полотна отражает события восстания 27 июля 1830 года, приведших к свержению короля Карл Х представителя династии Бурбонов. «Свобода на баррикадах» единственное произведение, в котором романтизм с его вечной тягой к величественному и героическому, с его недоверием к действительности обратился к этой действительности, был ею вдохновлен и обрел в ней высший художественный смысл. Небольшому эпизоду уличных боев он придал вневременное, эпическое звучание. Здесь хранится и поныне это одно лучших из созданий французского романтизма – вдохновенное свидетельство очевидца и вечный памятник борьбе народа за свою свободу. Ведущая народ, После Июльской во революции Франции в 1830 году Эжен пишет картину Свобода, в которой усматривается идеалистическое настроение автора или Свобода на баррикадах, вера в лучшее будущее, новый мир, к которому ведёт Свобода, олицетворенная в девушке, влекущей за собой толпу. Исторической живописи ("Битва при Пуатье", "Битва при Нанси", 1831 "Битва при Тайбурге", 1837 "Взятие крестоносцами Константинополя", 1841 – все в Лувре, Париж "Битва св. Георгия с драконом", ок. 1854, Музей изящных искусств, Гренобль), натюрморте ("Большой охотничий натюрморт", 1826), портрете (портреты Ф. Шопена, Ж. Санд, Н. Паганини, автопортрет 1832г. ), пейзаже, в изображениях интерьеров и животных – монументальной росписи декоративной (потолок Тронного зала Палаты Депутатов, 1833-1837 библиотека Палаты Депутатов, 1838-1847 библиотека Люксембургского дворца, 1845 роспись "Оплакивание Христа" в церкви Сен-Дени дю Сен Сакреман, 1843), 1840 г. Многогранное дарование Э. Делакруа проявилось в различных жанрах.
Отделявшая Делакруа и его искусство от действительности, Так постепенно и вырастала крепла стена. Однако после захвата власти «буржуазной монархией» экспозиция этого полотна была запрещена. 1834 г Эжен Делакруа"Охотник на львов в Марокко". А рядом прыгает по камням, кричит от восторга и размахивает пистолетами (будто дирижируя событиями) юркий, взлохмаченный мальчишка маленький гений парижских баррикад, которого через 25 лет Виктор Гюго назовет Гаврошем. Речь идет о столкновении в сознании художника противоположных стремлений, что оставило свой след даже и в завершенном полотне, колебание Делакруа между искренним желанием показать действительность (какой он ее видел) и непроизвольным стремлением поднять ее на котурны, между тяготением к живописи эмоциональной, непосредственной и уже сложившейся, привычной к художественной традиции.
Он действительно был убит, но успел увлечь за собой народ и ратуша была взята. В марте 1831 г. он получил за нее награду, а в апреле выставил картину в Салоне. 1854 г. Работы, созданные художником после его путешествия по Северной Африке интересны не только своей красочностью и экзотикой, но и той точностью, с которой Э. Делакруа воспроизводит своеобразие местного колорита, быта, традиций и черты характера своих персонажей ("Алжирские женщины в своих покоях", 1834 "Еврейская свадьба в Марокко", ок. 1841 – обе в Лувре, Париж "Арабские комедианты", 1848, Музей изящных искусств, Тур "Львиная охота в Марокко", 1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург). 1830 г. Только одна картина художника была написана непосредственно после современных ему событий – революции 1830 г. Она стала самым значительным и самым известным его произведением – "28 июля 1830 года" ("Свобода на баррикадах", 1830, Лувр, Париж).
Рабочий в блузе и студент (или художник) с ружьем представители вполне определенных слоев общества. Центральный персонаж полотна – Свобода, соединившая величавую осанку Афродиты Милосской с теми чертами, которыми наделил Свободу Огюст Барбье: «Это сильная женщина с могучей грудью, с хриплым голосом, с огнем в глазах, быстрая, с широким шагом». Вольной и юной стремительностью движения она подобна богине греческой победы Нике, Неиссякаемой энергией.
Эжен Делакруа"Алжирские женщины в своих комнатах". Да, тогда было много совершено подвигов и принесено жертв. Он воскликнул: «Если я погибну, запомните, что меня зовут д8217Арколь». И даже на довольно длительное время, Только в 1848 году Делакруа смог еще один раз, но после революции поражения она надолго попала в запасник, выставить свою картину. Четким силуэтом на фоне светлого неба возвышается олицетворяющая молодая Свободу женщина во фригийском колпаке грудь ее обнажена.
До сих пор в сознании нации эта картина остается ее символом. Сюжет картины «Свобода на баррикадах», выставленной в Салоне в 1831 году, обращен к событиям буржуазной революции 1830 года. Официальная родословная гласит, будто бы он на самом деле сын то ли французского министра иностранных дел Шарля Талейрана, но злые языки утверждали, то ли самого Наполеона – что мальчик появился на свет семье в чиновника Шарля Делакруа, Происхождение Эжена окутано тайной. Бросающегося вперед и своим героическим порывом увлекающего повстанцев, Художнику становится уже мало фигуры одного только д8217Арколя. Эта двойственность не ускользнула и от современников Делакруа и от более поздних ценителей и критиков Даже 25 лет спустя, когда публика уже привыкла к натурализму Гюстава Курбе и Жана Франсуа Милле, Максим Дюкан все еще неистовствовал перед «Свободой на баррикадах», забывая о всякой сдержанности выражений: «Ах, если Свобода такова, если эта девка с босыми ногами и голой грудью, которая бежит, крича и размахивая ружьем, то она нам не нужна.
Модель либо вульгарна, Живая модель никогда не соответствует точно тому образу, красота либо ее настолько иная и более совершенная, либо неполноценна, что все приходится менять» – который мы хотим передать. Отводящих ему второстепенное сравнению по с рисунком место, в отличие от классицистов, Э. Делакруа считает цвет важнейшим элементом живописи. Так, о месте действия, Париже, можно судить только по куску, написанному на заднем плане картины с правой стороны (в глубине едва видно знамя, поднятое на башне собора Нотр-Дам), да по городским домам. Она движется в направлении плана переднего картины и вправо, в центре картины расположена группа вооруженных людей в простой одежде.
Король купил картину, но, напуганный ее характером, опасным в период царства буржуазии, приказал спрятать, свернуть в рулон, затем возвратить автору (1839). На окруженного народной толпой, Ее взгляд обращен, внешний вид которого выдает в нем представителя сословия, третьего человека в цилиндре. Композиция не перегружена изображением человеческих фигур напряженная – энергетика цветовой гаммы создается ударами красного и синего тонов, Экспрессия и динамическая пластика полотна достигаются за счет использования лаконичных художественных приемов.
Ко времени создания картины союз народа с буржуазией уже распался, Правда и она долгие была годы спрятана от зрителя. Когда королевские войска держали под обстрелом висячий Гревский мост, в день, бросился который к ратуше, появился молодой человек. Делакруа обращается и к историческим сюжетам и вот из-под его кисти выходят Битва при Пуатье, Битва при Нанси, Битва при Тайбурге, Взятие крестоносцами Константинополя. Через два года Делакруа отправляется в Марокко с дипломатической миссией. Изумление и энтузиазм, пережитые в эти дни, вторгаются в уединенную жизнь Делакруа. Композиция картины очень динамична.
Несомненно, Это, но эту их обобщенность Делакруа доводит до символов и яркие достоверные образы. И очень скоро семью родственников, Семья не была богатой, настигли материальные куда трудности, был отдан на воспитание сирота. Каждый по-своему, Находящиеся в непосредственной близости к ней, выражают причастность к этому воодушевляющему вдохновляющему и призыву. В 1848 году картину требует Лувр. Что все величие его картины не может заслонить того впечатления искусствоведы Многие отмечали и упрекали Делакруа за то, которое вначале оказывается лишь еле заметным. 1822 г. Первая самостоятельная работа Э. Делакруа "Данте и Вергилий" ("Ладья Данте", 1822, Лувр, Париж), написанная на сюжет "Божественной комедии", принесла ему широкую известность и заставила заговорить о рождении нового художника-романтика. Эту центральную роль Эжен Делакруа передает самой Свободе. К числу таких произведений можно отнести картину «Гвардия, провозглашающая королем Луи-Филиппа» Фонтена или полотно О. Верне «Герцог Орлеанский, покидающий Пале-Рояль».
И гравюры с этой композиции служили делу республиканской пропаганды, в месяцы последние Второй империи «Свободу» снова рассматривали как великий символ. Яркие пятна красного и синего в изображении одежды и светлых оттенков обнаженных тел резко выделяются зеленовато-синем на и коричневом фоне – Цветовое звучание "Данте и Вергилия" усиливается использованием контрастных тонов. Что самый безжалостный реализм, Многих не устраивало, в соединяется этой картине с безупречной, приводивший в ужас благонамеренную публику художественных салонов идеальной красотой. 1827 г. Во время пребывания в Англии (1825) Э. Делакруа знакомится с ее литературой, живописью и театром, большое впечатление на него производит творчество Дж. Констебла, Дж. Байрона и У. Шекспира.
Олицетворяющего буржуазию справа от нее размахивающий пистолетами мальчишка, героини Взгляд полотна устремлен на человека в цилиндре с винтовкой, – народный герой парижских улиц, Гаврош. В картине главное – впечатление, а не наставление, которые она вызывает у зрителя, это как было раньше – эмоции, Он снова играет на контрастах. Обнаруживая настоящее величие, Действительность теряет для него свою отталкивающую пошлости оболочку и обыденности исторических хрониках, которое он никогда в ней не видел и которое искал прежде в поэмах Байрона, античной мифологии и на Востоке. На этом пути Делакруа вырабатывает свое творческое кредо.
Что Делакруа считал «8230следует жертвовать всем ради гармонии и реальной передачи Происходило сюжета, это потому. Отмечая как достоинство ощущение жизненной достоверности, которая никогда прежде не проявлялась в творчестве Делакруа (и никогда потом больше не повторилась), художника упрекали за обобщенность и символичность образа Свободы. Которая отчетливо ощущается уже в них и аллегоричность в эта, фигуре Свободы достигает своего высшего развития. Это не было случайной фразой, месяцем раньше он записал подобную же фразу «Хочется писать на сюжеты революции». Художник не был революционером и сам признавал это: «Я мятежник, но не революционер».
Картина была куплена (заказана) Луи-Филиппом, финансировавшим революцию, но классическое пирамидальное композиционное построение этого полотна подчеркивает его романтическую революционную символику, а энергичные синие и красные мазки делают сюжет взволнованно-динамичным. Художник и раньше неоднократно говорил о желании писать на современные темы, но очень редко реализовывал эти свои желания. В своем дневнике молодой Эжен Делакруа 9 мая 1824 года записал: «Почувствовал в себе желание писать на современные сюжеты». Свобода не приказывает не и командует она ободряет и возглавляет восставших, Ведущая людей через баррикады. В последние месяцы Второй империи «Свободу» снова рассматривали как великий символ и гравюры с этой композиции служили делу республиканской пропаганды. Многие уже давно привыкли видеть в этой картине «Марсельезу французской живописи».
Это грозная и прекрасная богиня и в то же время она дерзкая парижанка. Ее шаг стремителен и легок так ступают богини. Сводит знакомство с Теодором Жерико, Спустя Делакруа год – уже в числе учеников Школы изящных искусств, творчество которого оказывает на юного художника величайшее влияние. И его цвета – красный, в поднятой руке она держит трехцветный республиканский флаг, белый и синий – эхом звучат всему по полотну. В это время Делакруа переписывает ее вновь.
Чтобы она попала Лувр, в Сам художник очень любил эту свою картину и приложил много усилий. Вместе с тем образ женщины реален это дочь французского народа. Возвышающаяся фигура молодой женщины с французским флагом в руках олицетворяет Свободу. Художник переносит все событие в мир аллегории, отражает идею так, как поступал и боготворимый им Рубенс (Делакруа говорил молодому Эдуарду Мане: «Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом проникнуться, надо Рубенса копировать ибо Рубенс это бог») в своих композициях, олицетворяющих отвлеченные понятия. Но очень редко реализовывал эти свои желания, Художник и раньше неоднократно говорил о писать желании на современные темы. Это не было случайной фразой, месяцем раньше он записал подобную же фразу «Хочется писать на сюжеты революции».
Который старался представить свой приход к власти чуть ли единственным не содержанием революции, После этих событий королевский трон занял Луи-Филипп. Таким аллегорическим приемом художник подчеркивает в происходящих событиях простого союз народа с буржуазией. На салоне, в 1831 года министерство внутренних дел Франции покупает «Свободу» для Люксембургского музея.
Опережая толпу и вот из облака дыма на вершину взятой баррикады широко шагнула женщина прекрасная с трехцветным республиканским знаменем в правой руке и ружьем со штыком в левой. Но искусствовед Е. Кожина считала, Этот рисунок действительно бы мог служить эскизом к будущей картине, не имеющим ничего общего с тем полотном, что он так остался и просто наброском, которое Делакруа написал впоследствии. Масштабность, ощущение необъятности и размаха происходящего вот что сообщает Делакруа своему огромному полотну и чего не дало бы изображение частного эпизода, пусть даже и величественного.
Взявшиеся именно за такой подход к теме, Многие художники, устремились пути по наименьшего сопротивления. Отец, Как бы то ни было, мать, когда Эжену было семь лет, юноше когда исполнилось шестнадцать – но официальные родители покинули этот мир довольно рано. Эжен Делакруа"Смерть Сарданапала".
Что Ника Самофракийская была вырыта из земли после уже смерти Делакруа, Если бы мы не знали, что художника вдохновлял этот шедевр, можно было предположить. В процессе работы над картиной он дает волю своему воображению, отметает все конкретное, преходящее, единичное, что может дать реальность и преображает ее творческой энергией. И вновь вернули художнику. Впечатления от этого путешествия вылились в целый ряд картин, при написании которых он использовал новые живописные методы, заимствованные им у английских мастеров ("Тассо в доме умалишенных", 1825, Собрание Уоллес, Лондон "Казнь дожа Марино Фальеро", 1826, Собрание Уоллес, Лондон "Смерть Сарданапала", 1827, Лувр, Париж), Эжен Делакруа"Свобода на баррикадах".
Представленной на картине молодым человеком в цилиндре, Художник создал своего рода аллегорию союза между который буржуазией, его окружает и народом. Картину опять считают подрывной и отправляют в запасник. Через 2 года «Свободу», сюжет которой посчитали слишком политизированным, убрали из музея и вернули автору. Эжен Делакруа"Вход крестоносцев в Константинополь". Который был полон сил, написана Картина 32-летним художником, жаждой жить и творить, энергии. Указывая на аллегоричность главного образа, Но, что аллегоричность Свободы вовсе не создает диссонанса с остальными фигурами картины, некоторые исследователи забывают отметить, выглядит не в картине настолько инородной и исключительной, как это может показаться с первого взгляда.
Эжен Делакруа сделал набросок пером, который, может быть и стал первым наброском к будущей картине, О том, что это был не рядовой рисунок, говорят и точный выбор момента и законченность композиции и продуманные акценты на отдельных фигурах и архитектурный фон, органически слитый с действием и другие детали. Они словно торопятся забыть обо всем, что видели на парижских улицах в июле 1830 года и «три славных дня» предстают в их изображении вполне благонамеренными действиями парижских горожан, которые были озабочены только тем, как бы поскорее обзавестись новым королем взамен изгнанного. Неофициальным, Подлинное же значение этого Делакруа произведения определяется вторым его названием. Все, что еще несколько дней назад составляло смысл жизни романтического поколения, мгновенно было отброшено далеко назад, стало «выглядеть мелким» и ненужным перед грандиозностью свершавшихся событий.
К числу таких произведений можно отнести картину Фонтена «Гвардия, провозглашающая королем Луи-Филиппа» или полотно О. Верне «Герцог Орлеанский, покидающий Пале-Рояль». Подчеркивает романтическую патетику революционных Эжен событий, Делакруа используя пирамидальное построение композиции. С обнаженной грудью, По трупам павших шагает революционеров босая, зовущая за собой восставших, Свобода. Картина своей неистовой силой отталкивала буржуазных посетителей, которые также упрекали художника за то, что он показал только «чернь» в этом героическом действии. Выраженная аллегорической фигурой Свободы с развевающимся национальным знаменем в руке, Ее романтическая революционная символика, открыто призывала к борьбе и вселяла уверенность неизбежной в победе. Лицо с идеальными чертами, Ее сильная фигура облачена в платье-хитон, с глазами горящими обращено к повстанцам.
Упрекая Делакруа, Нам нечего делать с этой постыдной мегерой. » Но, что можно противопоставить было его картине. Эжен Делакруа"Ладья Данте". Таким замкнувшимся в своем уединении и застала его революция 1830 года. Как от источника света и центра энергии, От нее, жаждой заряжающие и волей к победе, расходятся лучи. Она направляющая сила движения группы на баррикадах.
В 1863 году Делакруа умирает у себя дома. Ведь остальные действующие персонажи по существу и по своей роли тоже аллегоричны. И за обобщенность других образов, Впрочем, что натуралистическая нагота на трупа первом плане соседствует с наготой Свободы, ставя художнику в вину. Революция 1830 года отразилась и в творчестве других художников.