«взятие снежного городка» 1891 г, ГРм, СПб Участники игры, самозабвенно ей отдавшиеся, приветствуют победителя, смеясь и размахивая хворостинами – главными «орудиями» этой забавы. Василий Иванович Суриков. – с. 76-96 По живописным достоинствам и эмоциональному накалу «Взятие снежного городка» по праву относится к лучшим творениям суриковской кисти. «взятие снежного городка» 1891 г, ГРм, СПб Многие исследователи творчестваСурикова, да и он сам, связываютпроисхождение его необычайного дара ссибирскими впечатлениями детства июности художника. А)объясните значения фразеологизмов. Какие из них могут быть использованы всочинении по картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».
С 1908 года «Взятие снежного городка» И. И. Сурикова можно посмотреть в Русском музее Императора Александра III в Санкт Петербурге. Серпуховский вал, д. 22 к. 1, кв. 49 Копия картины Василия Сурикова «Взятие снежного городка» выполнена методом прямой печати на холсте натянутом на деревянный подрамник и оформлена в багет. 2 Цели урока: вспомнить жизнь и творчество В. И. Сурикова, познакомиться с историей создания картины «Взятие снежного городка», обратить внимание на использование глаголов, наречий и деепричастий для описания действия человека. «взятие снежного городка» 1891 г, ГРм, СПб Этот персонаж написан Суриковым с его брата, Александра Ивановича.
Живя зимой с 1889 по 1890-е года в Красноярске, наблюдая тамошние зимние развлечения, Суриков увлекся мыслью написать Взятие снежного городка изобразив излюбленную сибирскую игру, в которой художник с азартом участвовал в юности и которую теперь для него инсценировали в селении Ладейка. В картине Взятие снежного городка зародилась новая суриковская тема – тема широкой казацкой натуры, тема героизма и силы, развернувшаяся в эпопеях позднейших исторических картин.
А позади ворот из снега делали праздничный стол снежными со бутылками и снежным угощением, у ворот вылепливались пушки. Открыв собой новый этап его творчества и она вылечила его тоски, от насыщенностью колорита, отличающийся полифонической композицией, погруженностью в народную стихию. Удивительной сердечности и доброты был этот человек (о брате художника Александре Ивановиче), так и не устроивший своей собственной жизни. С угольками вместо глаз, Установили краям по стены столбы с лихо вылепленными снежными конскими головами.
Кони шарахались, люди кричали, смеялись. Поехали мы с ним в село Ладейское, где и наняли молодых ребят сделать городок, с которого и была написана в последние дни масленицы 1890 года картина «Взятие снежного городка». В Енисейской губернии были широко распространены двойные ворота в форме арок. И однажды Василий Иванович приметил, как смотрит Танино лицо сквозь эту сетку. Интересен записанный в 1926 году Красноженовой разговор с крестьянином 6-летним села Ладейки М. Д.
Аутром при всём честном народе началось. Шумной ватагой кинулись на штурм. Лошадей хворостинами чей конь первый сквозь снег прорвется. Умирающая от чахотки барыня печально сидела в кресле на картине «В теплых краях» Ярошенко. Как ивсегда, близкие и знакомые ему людипозировали для картины. «Необычную силу духа я тогда из Сибири привёз», – признавался Суриков М. Волошину.
Победитель на коне, по одним сведениям, печник Дмитрий, по другим – торгошинский казак. Городок снежный. Городок снежный. Стали класть, стену с аркой посредине. Красота была необычайная. Потом крепость заливалась водой и она, как хрустальная, радужно сверкала под солнцем.
Выезжал «городничий», во весь голос читая шутливые стихи «Начатие и прибытие прошедшей масленицы» и вдруг неожиданно подавал сигнал, по которому начинался штурм. «помню, как городок брали вспоминал – он, Напомнили о себе здесь и детские впечатления художника. Тема удали и силы, В«Городке» зародилась совсем новаясуриковская тема – тема широкой казацкойнатуры, развернувшаясяв позднейших эпопеях полотен. Зимняягамма цветов звучит в картине радостнымперезвоном.
Ну и, конечно же, ни одно зрелище не может обойтись без толпы зрителей. Работа изображает старинную сибирскую игру, очень популярную в казачьей среде, в нее играли в «прощеное воскресенье», последний день масленицы. После приезда в Москву снова закипеларабота – над «Боярыней Морозовой». Картина вызвала живейший восторгприсутствующих на выставке, где былапредставлена в 1887 году. Однажды он увидел розвальни искусно с выгнутыми скрепами на полозьях и тут же зарисовал их. Лихие всадники-казаки с разбегу налетали на городок.
Портрет этот был закончен быстро я висел в верхнем зале. И всё это происходит на фоне чистейшего снега. И от него, Оно было словно отражение в зеркале, веяло таким целомудрием, как от ее всей крепкой фигуры, свежестью и простодушием, что по возвращении Василий Иванович тут же поставил холст на мольберт и начал портрет. Картина Пастернака «К родным» изображала двух женщин: одна молодая вдова с грудным ребенком, вторая его кормилица, безотрадное зрелище. И цветы на нем голубые, Кошева крыта тюменским мохнатым ковром, синие, розовые, большие зеленые, перистые листья Мохнатость ковра, фактура его особенно заметна в глубоких складках по углам кошевы, а яркость цветов веселит, радует глаз.
Шишкин на этот раз выбрал для своей кисти всего одну сосну и поставил ее одиноко: «На севере диком». По обе стороны народ стоит, а посредине снежная стена. Василий Иванович сразу зажегся и начал собирать материал. Защитники и осаждающие молодые казаки верхом, хворостинами и комьями снега вооруженные – трещотками, Играющие делились на две группы. Верх которых украшался снежными лепными фигурами людей и коней, к этому времени деревенские умельцы уже соорудили из снега стены массивные с зубцами и ворота.
И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел. Залили водой к ночи, Возвели за день из стены снега, чтобы все намертво схватилось на морозе и стало крепким. Пусть покрасуется в бобровой шапке на расписной фоне дуги со звонками, Брата Сашу Василий Иванович усадит против нее. В Сибири в последний день масляной недели к часам трем около снежного городка собралась большая толпа нарядных празднично одетых людей.
Это было видно по газетным статьям, в которых критики обстоятельно смаковали каждую сценку, отвечавшую меланхолическому настроению «высшего света», от которого зависели судьбы художников. Которая требуется для максимального внимания акцентирования на людей в картине, Именно белый фон создаёт ту самую контрастность. «он это всё картины писал который – хорошо помнил художника, Нашивошниковым изобразившего его в толпе зрителей. Удаль и азарт сверкают в решительном взоре всадника и Всадник конь объяты единым порывом, дикие искры проскакивают в умных глазах коня. А снег, так же как и в «Боярыне Морозовой», обладает множеством оттенков: где-то справа желтоватый, слева сероватый, переходящий в голубизну. Напоминали о себе здесь и детские впечатления художника: «Помню, – вспоминал он, – как «городок» брали.
Открыв собой новый этап его творчества и она вылечила Сурикова от тоски, насыщенностью колорита, отличающийся полифонической погруженностью композицией, в народную стихию. На спинку которых накинут богатый с ковёр букетами, в кошеве – дорожных санях, в горностаевой перелинке сидит двоюродная племянница художника, спиной к зрителю. Играющие делились на защитников крепости и нападающих.
И изображена здесь не драма, а веселая народная игра, разудалая молодеж, девушки румяные. Сибирская картина была представлена публике в марте 1891 года в Петербурге. Кто первый одолеет, тот и победитель. Который одолел стену Б) участников игры, А) которые Всадник, наблюдали за происходящим, которые ему препятствовали В) зрителей. Чей конь первый сквозь снег прорвется – Лошадей нее от отпугивают криками и хворостинами бьют.
Это, верно, он-то у меня в картине и остался. По возвращениитяжело заболевает жена художника и, несмотря на лечение, умирает. Сказано – сделано. Освещенные солнцем, Василий Иванович вглядывался в эти лица и казалось ему, в или пасмурный день в рассеянном свете, что каждое из этих лиц может органически врасти в картину. «Надо бы на него надеть шапку бобровую Сашину», думал он, вглядываясь в тонкий профиль печника.
Он писал ее в профиль, в меховой накидке и платке поверх шапочки. Стена из снега и льда сооружалась заранее, причём в каждой местности имелись свои «архитектурные» особенности постройки. Грм, «Взятие снежного городка» 1891 г, очень популярную в казачьей среде, СПбКартина изображает старинную сибирскую игру, – в играли неё в «прощёное воскресенье», последний день масленицы. Что именно хотелось бы ему воспроизвести из того, Василий Иванович что пояснил, он сам видел не раз. А как насыщен колорит на открытом воздухе и до чего ярок.
Ноздри раздувает, вскинулкопыта, ржёт громко и весело – подбадриваетседока. В этих бесхитростных подмечена воспоминаниях главная особенность творческого метода Сурикова – тщательная работа над этюдами и бесконечные поиски наиболее точных композиционных построений. Всем интересно: и разудалым парням, и румяным (кровь с молоком. ) девушкам, и замужним женщинам и степенным мужикам, и вертлявым ребятишкам. Ради чего понадобилась кому и нужна она. » Так появилась эта единственная по своему характеру в творчестве Сурикова картина.
Не придумывая веских доводов и не отбирая рода оружия, Они накинулись на него и потому сплошь и рядом попадали в друг друга и в себя самих. Тумаков надают, Ну тогда совсем в позор снегу вываляют, веселый, народ все озорной, с хворостинами, с плетками. Всё ярко, зримо, выпукло. Игру взятия снежного городка он знал еще с малого детства. В среде казачества, тщательно оберегавшего боевые традиции предков, «Взятие городка» связывалось с памятью покорения Сибири под руководством Ермака. Что, Он настолько выразителен характере в своем, среди общей массы лиц это уже портрет, пожалуй. «Взятие снежного городка» 1891 г, ГРм, СПбКартина изображает старинную сибирскую игру, очень популярную в казачьей среде, – в неё играли в «прощёное воскресенье», последний день масленицы. Синие плисовые штаны и светлые валенки, На печнике был рыжий' полушубок, в рассвете приближающемся Василий Иванович уже различал эти цвета.
Которые вслед машут ему Позади ветками, остались оборонители крепости, очевидно всадника на пути к победе немало попотчевали хворостинами. В этот год почему-то передвижники все выставили небольшие вещи и почти все какого-то унылого духа. 23 Запишите глаголы, которыми можно охарактеризовать движения, действие, состояние. Конь под ним горячий, молодой, ретивый, удила закусил, тожене промах. Это, верно, он-то у меня в картине и остался». Пока по льду едешь, то сани так с бугра на бугор и кидает.
С отпрянувшего мальчишки свалилась шапка и, еще теплая, лежит на снегу. Но уж победителя чествовали от всей души, Зрители встречали неудачников солёными шутками, щедро угощали вином, с стаскивали коня. А потом в том же году уехал в Сибирь. Я много снежных городков видел.
Конь его вломился в снежную стену, комья снега летят из-под копыт и глаз дико косится. О себе он не думал, все о матери и брате. Вот и придумали снежныйгородок построить и взять его штурмом. Сказано – сделано.
С мамой всегда вспоминал о старинке». С 1908-го года хранится в Русском музее императора Александра III. Енисей на себе сильно лед ломает, друг на друга их громоздит. По обе стороны народ, а посреди снежная стена.
Дело было так. Что он практически перестал писать и уехать в Сибирь, Горе художника было столь велико, чтобы там остаться навсегда. В начале XX века Марии Красноженовойг Васильевне удалось восстановить со слов бывших участников игры полную её картину.
Василий Иванович Суриков. На спинку которых накинут богатый ковёр с букетами, в кошеве –дорожных санях, в горностаевой перелинкесидит двоюродная племянница художника. С ней рядом в темной шубке, спинойк зрителю, опустив рукуна спинку саней, глядит на потеху, повернувшись в профиль, красноярскаямолодая красавица – попадья, в санях –брат художника, других, в слева – всобачьей дохе и с кнутом знакомыйкрестьянин. Суриковв страшном горе.
Он сам толкнул его на написать мысль картину сибирской народной игры взятие снежного городка. Вместе с самими сидящими в санях и великолепной зелёной дугой, Узор ковра, празднично горящий своими цветами составляютглавное насолнце, красочное пятно картины. Рядом с Рачковской молодая пышная попадья в горностаевом воротнике, а напротив брат Саша. Игра эта осталась от глубокой старины в память завоевания Сибири Ермаком. Полотно купленоопять Третьяковым, полученные деньгиидут на поездку в Сибирь.
«Взятие снежного городка» ожидала насыщенная событиями судьба. Дело было так. Позы живые, лицавесёлые. Это был этюд уже к новой картине, где Рачковская будет сидеть в кошеве.
Чтобы отвлечь художника, брат предлагает ему написать картинуна тему старинной масленичной забавы«Взятие снежного городка». И конь черный прямо мимо меня проскочил, помню. У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. Зарисовывая росписи на дугах и на старинных кошевах, Каждый базарный день он с толкался утра в народе. Удалых казаков, в сверкающем праздничными красками холсте всё пронизано живыми предков, традициями прямыми родственными связями с которыми Суриков так гордился. Богатые узоры тюменских ковров он писал акварелью.
За работой этой картины Вася уже меньше стал скучать о жене одним словом, до некоторой степени пришёл в себя, стал бывать в гостях и у нас бывали знакомые. Здорово вышло. Это он с виду грозный, а такдобрейший коняга, но игру почуял, помогаетездоку изо всех сил. Ведь даст же Бог дарование человеку».
На фоне смеющихся лиц зрителей собранная в единый порыв воля берущего городок казака приковывает внимание, заставляет переживать вместе с ним острейший момент игры. Василий Иванович Суриков. Глыбы ледяные столбами кругом стоят стоймя – точно дольмены, а все-таки через край посмотришь. Там в санях – справа мой брат Александр сидит. К воспоминаниям детства вернулся, как мы зимой через Енисей в Торгошино ездили. По своему обыкновению, многие детали Суриков писал с натуры – друзья живописца специально для него инсценировали полный «вариант» игры в селе Лодейки.
И конь черный прямо мимо меня проскочил, помню. Да и искать-то было нечего, стоило только выйти за ворота все тут. Глаза брызжут смехом, лучатсяулыбками. Отдельной историей могло бы стать её возвращение в Сибирь (правда, совсем не надолго) в морозные суриковские юбилейные дни 1998-года, когда тысячи красноярцев выстраивались в очередь, чтобы только увидеть её. Молодой казак с рыжеватыми усами кирпично-красном на от возбуждения и морозца лице, Дмитрий-печник, следил за постройкой. Пугали лошадей трещотками, Осаждающие стремительно бросались приступ, на стегали их хворостинами и метлами – а защитники крепости не давали приблизиться всадникам к стене.
Нарядный ковер, накинутый на спинку саней, сразу создает настроение праздника. Произносил шуточные стихи, Особый распорядитель объезжал на коне городок и подавал к знак бою, посвященные масленице. Украсили башенками, фигурками резными. И на фоне цветастого великолепно ковра отливает синевой мех ее муфты, На ней скунсовая накидка. И в это настроение резким диссонансом врывалось суриковское буйство красок и народное веселье, брызжущее с картины «Взятие снежного городка». Летит, перескакивает, сшибает, стремится, успевает, побеждает, перемахивает, машут, грозят, стращают, препятствуют, не пускают, бросают снежки, не пускают, отгоняют, набрасываются, толкают, хохочут, свистят, улюлюкают, кричат, наблюдают, увлекаются., глазеют, подбадривают, сопереживают, восторгаются, приветствуют, ликуют – несется, Слова для справок.
По обе стороны народ, а посреди снежная баба. И сейчас его мысли были заняты новой работой Васи. Написал я тогда бытовую картину – Городок берут. С ней рядом в темной шубке, опустив руку на спинку саней, глядит на потеху, повернувшись в профиль, красноярская молодая красавица – попадья, в санях – брат художника, в других, слева – в собачьей дохе и с кнутом знакомый крестьянин. Почему и каким мог образом художник вложить такой сущий пустяк в колоссальную раму, Понять трудно, анекдотичное, величиною с добрые ворота Содержание бедное.
Он лихой парень, бесстрашный, любит покуражиться, себя показать. Крик, Шум, улюлюканье и каждый раз приходилось им ждать, свист, пока Василий Иванович не закончит акварель, а летом мошки от в тайге спасенья нет. Победителя качали, купали в снегу, угощали вином. Не выставлял.
Суриков тщательно прорисовывает не только лица людей, но и предметы туалета и гардероба. Я его потом в картину вставил. Кричат, Смеются, так свежи лица, машут хворостинами на Только воздухе написанные могут быть так отчетливы, так убедительны движения. Это как из в Красноярска Торгошино через Енисей зимой с матерью ездили, Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез а первое мое воспоминание.
И городок снежный. Краски её зимы, Художнику хотелось передать впечатление своеобразие сибирской жизни, казачьей удаль молодёжи. Что родныестены, Брат уговаривает егопереехать в Сибирь надежде, в материнский уход помогут оправитьсяот трагедии. Зимняя гамма, торжественно-приподнятая в На лице победителя отображена уверенность, оторвавшегося от погони всадника. Мы от Торгошиных ехали.
А за всадником сомкнулся стоявший в два ряда молодой народ. Который, На всю жизнь запомнил тогда Вася взмыленного коня, проскочил совсем рядом с их кошевой и комьями снега и закидал его и деда, проломив снежную стену. Лошадей хворостинами – чей конь первый сквозь снег прорвётся». «Взятие снежного городка» 1891 г, ГРм, СПб Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Сразу после Х1Х-ой передвижной выставки вместе с другими полотнами «Городок» пропутешествовал по России из Санкт-Петербурга в Москву, затем в Харьков, Полтаву, Елизаветград, Кишинев, Одессу, Киев. Но торгошинцы заранее лепили целые крепости, Во селах многих строили на масленицу снежные городки, бойницами, с пушками, башнями, фигурами зверей или конскими головами. Толпа была.
Толпа была. Не мог привести в радостное волнение и Ге своим «Иудой». Как все они были ему близки и понятны своей сибирской суровой красотой. И конь черный прямо на меня.
В«Городке» зародилась совсем новаясуриковская тема – тема широкой казацкойнатуры, тема удали и силы, развернувшаясяв эпопеях позднейших полотен. Вот на том берегу я в первый раз видел, как Городок брали. «Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез», признавался Суриков М. Волошину. Конь под ним горячий, молодой, ретивый, удила закусил, тоже не промах. Я много «снежных городков» видел.
Как всегда в пасмурный день, И, в цветовой слепящей игре снега угадывается невидимое за облаками солнце. Встряхнулся. Привыкшим следовать духу буржуазного общества, Критикам, непонятна была и неприятна жизнеутверждающая свежесть Сурикова. Поднимая звучание цвета, Черно-коричневый фон ковра, резко от отделяется нежных оттенков снега и неба. Здорово вышло.
В 1900-ом картина попадает на Всемирную выставку в Париже, где получает серебряную медаль. Строили ледяную крепость изобразив излюбленную игру, сибирскую а всадник ломал стену и перескакивал через неё – которую художник наблюдал в юности. А так добрейший коняга, Это он с виду грозный, ездоку помогает изо всех сил, но игру почуял.
В кошеве сидит Рачковская, с приветливой своей улыбкой. Я потом много городков снежных видел. Там они и пушки ледяные и зубцы – все сделают. Лошади вставали на дыбы от шума крепких и ударов, Всадники прорывались сквозь толпу неистово оборонявшихся защитников.
Узор ковра, горящий своими цветами на солнце, вместе с изукрашенной зеленой дугой составляет основное красочное пятно картины. Конечно же, для нас нынешних изображение казацкой масленичной игры нечто из истории – далекое, чуть забытое, но вместе с тем настолько родное и близкое, что по-прежнему закипает кровь от праздничного разгула народной силушки, молодецкой удали. Пока какой-нибудь всадник, Битва продолжалась до тех пор, врывался ворота в городка, пробившись сквозь толпу.
Центральная фигура картины казак, штурмующий городок. Городок снежный. Александр Иванович Суриков, брат живописца, пытаясь помочь, подсказал тему этой картины. Изображена здесь весёлая народнаяигра.
Кричат, Машут, не коня подпускают к крепости, хохочут, а другие наоборот подстегивают, дразнят, гонят на штурм. Иные шарахались в сторону, Не всякий конь шел на крепость, упирались, вставали на дыбы, а то сбрасывали и всадника. Однажды дед Александр Степанович повез его в Торгошино поглядеть на эту игру. Последний же настоящий «Городок» в Красноярске был устроен в Ладейке в 1922-ом году, а во времена детства Василия Сурикова особым размахом славились «Городки» в селе Торгашино, откуда была родом мать художника Прасковья Федоровна: «А первое моё впечатление – это как из Красноярска в Торгашино зимой через Енисей ездили.
А утром при всём честном народе началось. А потом приходят люди, что городок делали, денег просить: художники ведь. Используйте слова для справок и свои примеры. А сначала это он всё матерьял собират, всё пишет по отдельности, а потом начнёт это их на листе бумаги распределять – кому куда ловчее. Как же мыслимо объяснить зарождение и появление такой картины.
Его занимали образы для толпы зрителей. Сани высокие. Шумной ватагой кинулись на штурм. В нем Василий Иванович изобразил, ни в чем не отступив от натуры, Дмитрия-печника. Настроение в залах выставки совпадало с настроением буржуазной публики.
Лично для себя написал. Живязимой в Красноярске и участвуя в зимнихразвлечениях, Суриков увлекся мысльюнаписать «Взятие снежного городка», изобразив излюбленную сибирскую игру, которую художник наблюдал в юности:строили ледяную крепость, а всадникломал стену и перескакивал через неё. Кто первый одолеет, тот и победитель. Художнику хотелось передать впечатлениесвоеобразие сибирской жизни, краски еёзимы, удаль казачьей молодёжи. Вот и придумали снежный городок построить и взять его штурмом. Мать не позволяла выглядывать. После смерти жены я Исцеление слепорожденного написал.
Ноздри раздувает, вскинул копыта, ржёт громко и весело – подбадривает седока. Победитель на коне, по однимсведениям, печник Дмитрий, по другим –торгошинский казак. А сейчас одна из красивейших женщин Красноярска, жена врача Рачковского, Екатерина Александровна, позировала Василию Ивановичу. Он лихойпарень, бесстрашный, любит покуражиться, себя показать. Вот на том берегу я первый раз видел, как «Городок брали».
Как и всегда, близкие и знакомые ему люди позировали для картины. И конь чёрный прямо на меня Я его потом его в картину вставил. Таня захватывала с собой на прогулки таежные сетки от мошки. Возвели за деньстены из снега, залили водой к ночи, чтобы все намертво схватилось на морозеи стало крепким.
Украсили башенками, фигурками резными. Волосы у них чудные, глаза лучаться улыбкой. В европейской части России уже к середине XIX века обычаи подобные превратились в обыкновенную детскую забаву. Рука ее была продета сквозь скунсовую муфту. А станут ровно идти – значит, на берег выехали. Народ одет нарядно. Принаряженные, Съезжались многочисленные зрители из окрестных возбуждённые сёл, предстоящим зрелищем. «нынешняя картина Сурикова не вызывает ничего, Одному не нравился сюжет, кроме – недоумения и он писал.
Зубцами. работалось вдохновенно, Тема увлекла, была даже построена специальная крепостьизо льда и снега башнями, с задорная, картинаполучилась радостная.