Этюды для картины Суриков писал на Василий Иванович жил на золотых приисках Кузнецова в Хакасии. В 2008 году исполнилось 160 лет со дня рождения великого русского художника Василия Ивановича Сурикова. Его картины являются сокровищами русской живописи. Хранителем памяти о творчестве красноярского художника является Художественный музей имени Сурикова.
Сильные духом. Безнадежно больная, хрупкая, сломленная горем несостоявшаяся невеста царя Мария доверчиво прильнула к отцу, словно ища у него защиты. Все лицо мелко было. Происходившей в разных местах Москвы, Расправа с бунтовщиками завершилась в году 1698 казнью более двух тысяч человек. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. И как вставил ее в картину – она всех победила".
Степан Разин (1906) Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом – он был создан по мотивам известной народной песни. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна ("Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала", – рассказывал Суриков М. Волошину). Гневный взор которого, Особенно выразителен рыжебородый стрелец, сталкивается со Петра, взглядом как бы прочерчивая всю композицию. Его приняли вольнослушателем и зачислили в головной класс, 28 августа 1869 года успешно Суриков сдал вступительные экзамены в Академию художеств.
Скриков вспоминал о Гребневе с чувством живой благодарности как о своем начальном учитиле. Могучие люди были. В 1888, после смерти жены, Суриков впал в острую депрессию, оставил живопись. Ведь сколько времени я его искал. Золото-промышленник П. И. Кузнецов вызвался помочь художнику и отправил его в Петербург.
Картина экспонировалась на Академической 1870 выставке года и была приобретена золотопромышленником Кузнецовым. Раскольников стали преследовать. А вместе с сестрой сослали дальний в Боровский острог и посадили в земляную тюрьму – в яму, Но боярыню Морозову не сожгли. – У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. С болезненным лицом, Близко к отцу и сидит сын, на котором застыло выражение недетской горечи и печали о несбывшихся надеждах.
Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское, Странник с справа посохом на картине написан с переселенца. В углу иконы, зажженные лампады. Трудное раздумье погрузился странник – все они одними живут мыслями и чувствами с Морозовой, в глубокое, поклоняясь ее подвигу, прощаются с ней. Вся его композиция заставляют задуматься о вечных проблемах "власти и народа", Весь его строй, "героя и и массы" пр. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца.
В этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, в сущности, относившегося критически к монастырскому миру. "Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Еще одно большое историческое полотно. Это поражающая эпическим величием картина Покорение Сибири Ермаком (1891 – 1895) изображающая знаменательное событие – столкновение двух стихий, в результате которого к России была присоединена огромная территория – Сибирь. "Льды, брат, страшной высоты. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: "Там фальшиво все". Передать их в облике героев картины и колористическом строе, талант и Сурикова помог уловить в ней красоту и тонкость проявления человеческих чувств.
В своихкартинах Суриков изображал переломные, критические моменты российской истории, реальных исторических деятелей и (наряду с ними)обобщенно-типизированные и в то же времянаделенные яркими индивидуальными характерамиобразы русских людей самых разных сословий. Особую эмоциональную остроту придает полотнамСурикова социальный или личностный конфликт, заложенный в тематическую основу произведений. Таковы картины Меншиков в Березове (1883) изображение всесильного временщика пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Чтобы чуть приглушить толпу, Лица за спиной Морозовой слегка отодвинуты в глубину, края у картины, а образ боярыни был ярче. Самые яркие образы из толпы находятся справа.
Без шапки, На краю обрыва остановил своего Суворов коня в синем походном плаще, он шуткой и острым словом подбадривает своих воинов, весь подался вперед. Изба тесная, потолок низкий. Суриков изобразил в картине момент перед казнью. Эхо бесконечное", – сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. Ситуация драматична. Гребнев давал Сурикову копировать гравюры с картин старых мастеров. Он стремится передать не внешние приметы пейзажа, ее вольную суровую красоту, видя в степи прежде всего величественность бескрайнего простора – а его суть, Уже в ней раскрываются отчетливо способности Сурикова-монументалиста.
Отличающая ее от других шедевров этого ряда, у картины есть одна особенность, толпы, – в ней нет массы, народа, выступающих непременным живым фоном других суриковских работ. Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. Спасаясь от преследователей, Потом, где лежали места пустые, ушел со своей казачьей вольницей на Каму, леса черные и речки озера дикие, богатые солью, рыбой, всяким зверьем. Освещенная неярким светом свечи, Низкая изба, слюдяное крохотное оконце покрыто причудливыми морозными узорами.
"И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, – вспоминал художник. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Суриков заканчивает Академию в звании классного художника 1 степени. Под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, Едва скользит по Волге лодка и дума та легла над всем широким раздольем Волги»Суриков во работы время над картиной "Степан Разин". Преодолев после поездки в Сибирь (1889-90) тяжёлое душевное состояние, Суриков создал полотно Взятие снежного городка (1891, ГРМ), запечатлевшее обобщённый образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья.
Белокаменные стены Кремля, в мглистом сумраке предрассветного вырисовываются часа громада Василия Блаженного, запрудившая Красную площадь, толпа народа. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Этим жизнелюбием В. И. Суриков наделял и героев своих произведений. В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году. Страстный любитель музыки, Отец его, прекрасная вышивальщица, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска обладала мать, врожденным художественным вкусом.
Художник в конце концов остановился на вертикальном формате, Выполнив несколько композиционных вариантов, абсолютно необычном батальных для произведений. Сидят они в яме, цепями прикованные. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10 годах) мы у же не найдем никакой "иллюстративности" от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Где получил первые художественные познания от учителя рисования в Гребнева, 1856 – 1861 учился в Красноярском уездном училище. То попросил взамен этого разрешить ему выполнить заказ по росписи московского храма Христа Спасителя, Когда же через полгода он "в виде исключения" получил возможность за уехать границу.
Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. И нападающие бросались в погоню за победителем и с криком стаскивали его с коня и мыли защитники, в снегу, валяли. Заполненных толпой народа, с большим мастерством и любовью к созданному народным гением идеалу прекрасного передаёт Суриков облик площадей и улиц Москвы, старой вышивку изображает одежду и утварь, резьбу по дереву и т. п. В своих монументальных по форме картинах Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события. И вот приехала к ним начетница с Урала – Анастасия Михайловна.
Скучно. Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие внимания черты, Прославляя мужество отмечает русских, самобытную красоту "инородцев". Не принимали ничего нового, Но твердо стояли на – своем защищали старые обряды, по их понятиям иноземного.
Первым прототипом для Суворова стал красноярский казачий отставной офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов. Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск. "Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь", – пишет Суриков об этом полотне. Боярыни Феодосии Морозовой, Речь идет об и аресте заточении после пыток в 1571 году в Боровский монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума.
Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Дождь идет и работать нельзя. начал работать над картиной. Слугой Лефорта, Александр Меншиков был в прошлом разносчиком волею пирогов, случая, а затем, познакомился с молодым Петром, стал его камердинером, сумел завоевать его расположение. Впрочем, считать их "принудительными" не стоит. Московские впечатления помогли Сурикову облечь исторические образы живой плотью.
«плывет с набега вольная дружина – обсуждавший с Суриковым эту работу на 1906 выставке года, Я. Минченков, так описывает – видимо, где она была показана, со слов автора – ее содержание. Брат живописца, Александр Иванович подсказал Суриков, ему тему этой картины, пытаясь помочь. Неизъяснимым судьбам человеческим", ""Меншиков" из всех суриковских - драм наиболее "шекспировская" по вечным, – писал М. В. Нестеров. 1874, в качестве примера приводим картину "Пир Валтасара", которая – при всем своем бросающемся в глаза академизме – уже несет отпечаток темпераментного стиля суриковских будущих шедевров. Обращаясь к исторической живописи, Уже в годы вводя учения, в свои композиции бытовые детали, Суриков стремился преодолеть условность академического искусства, добиваясь конкретной историчности в изображении архитектуры, убедительности свободной группировки фигур.
Прежде всего как исторического в живописца, Москве окончательно оформились мировоззрение Суриков и его художественные интересы. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. Покушение на национальный религии, характер Реформа вызвала возмущение – в ней видели измену старине. Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году.
Обе композиции об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола тоже «читаются» как визуальные романы. А возле ямы страж ходит. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. Выразившее его тогдашнее в состояние, 1888 году потрясенный смертью жены художник создал полотно "Исцеление слепорожденного Иисусом Христом". Уже во время пребывания в Академии у него пробудился интерес к историческим сюжетам.
Живописные поиски которого определялись мыслями и чувствами, Уже в этой картине замечательные проявились достоинства Сурикова-колориста, владевшими художником. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Все это обливалось водой.
Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. В конце 16-го века славный атаман Ермак Тимофеевич полевал грабил – – в низовьях Волги и на Каспии купеческие караваны, По преданию. Петр задумал ликвидировать стрелецкое войско ради формирования более современной и регулярной боеспособной армии. Меншиков. Называя три периода, Сам художник вспоминал своем о увлечении в годы учения древней историей, -Древний Египет, последовательно захватывавшие его, Древний Рим и, наконец, "воцарившееся на его развалинах христианство". Тут и остяки и вогулы и сами татары.
Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Гнетет его сознание собственного Быть бессилия, может, в то время как враги его предают дело Петра, невозможность действовать, губят Россию. Что заставило его обратиться к этой теме: "Да вот у меня было я так: жил под Москвой на даче, Вот как сам художник рассказывал о том, в избе крестьянской. Городок снежный.
Должны были. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни» стрелец с чёрной бородой. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной "технологии" Сурикова. Картина действительно национальна и по содержанию (движение религиозного раскола в России в середине ХVII века) и по созданным в ней образам и по своему живописному строю.
Учился Суриков в Академии (1869 – 1875) с жадностью, успешно переходя из класса в класс, получая серебряные и золотые медали. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. В семье потомственных казаков, В. И. Суриков родился 12 января 1848 года в пришедших Красноярске, в Сибирь с Дона еще в ХVI веке. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Понастроили крепости-острожки для защиты от набегов хана Кучума, Строгановы там завели соляные варницы, грабил, который опустошал земли, угонял в рабство русских людей.
Сделав в течение двух лет фрески июня с 1877 года художник окончательно переехал в Москву изображающие четыре Вселенских собора. Заслуга его в том, что он сумел угадать талант Сурикова в самой раненей стадии его развития, горячо в него уверовал, много работал со своим учеником. Я много "снежных городков" видел. В его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», художника Для Россия всегда многолика, «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Княгине Урусовой, Позже Суриков письма читал протопопа Аввакума к ней и ее родной сестре, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев.
К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Выделяются они и своим душевным состоянием. Особенно важное значение для будущего художника имели уроки рисования, которые преподавал Николай Васильевич Гребнев. Энергичных, Под воздействием этих неоднозначных условий сложился суровый и мужественный облик сибиряков, полных чувства собственного смелых, достоинства, всегда ярких по характеру. Основанный на гармонии полнозвучных чистых красок, в его общий произведениях колорит, фактура и манера наложения красочных мазков служат важным средством передачи общего настроения, ритм цветовых пятен, атмосферы изображаемого события, психологическими характеристики персонажей. Вот боярыня и просит его:Миленький.
Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге" (1870, ГРМ). Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. Которых оценивал только по деловым качествам, в своих преобразованиях Петр опирался людей, на а не по именитости рода. Они бесстрашно встречаются лицом лицу к с дружинниками Ермака, Прижатые к крутому берегу Иртыша, осыпая их градом стрел. Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки.
Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. "Когда я их ("Стрельцов") задумал, – писал Суриков, – у меня все лица сразу так и возникли. Quot Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина – и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником, к раннему восходят детству и первые попытки Сурикова рисовать. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы».
Казалось, заговорили сами стены древнего города. Боярыня Морозова – центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию. Кипучей энергией, Наделенный живым умом, Меншиков был непременным участником всех начинаний силой Петра, характера. Но и в той живописной палитре, "Торжественность последних минут" художник передает не только в гордой красоте русских людей, цвета одежд куполов и собора, которая вобрала в себя тона рассветного неба, узорочье дуг на телегах и даже сверкание ободьев колес.
Исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине Утро стрелецкой казни – яркие личности, Сурикова привлекают проникнутая сильные, страстью и фанатической убеждённостью подвижничества боярыня Морозова в одноименной картине, концентрирующие в себе бунтарский дух народа. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца.
Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Без наставников, Первая самостоятельная работа Сурикова изображает петербургский пейзаж, появляется в 1870 году, который впечатлил сильно художника при знакомстве с городом.
Пеших и конных, Над воротами снежные устанавливали фигуры казаков, с винтовками за плечами. В Сибири традиционно жило немало раскольников. Она превратила свой дом в тайный монастырь, Рано овдовев, где одно время жил и протопоп Аввакум, собирались где раскольники. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова.
Чтобы не показывать зрителю его лица – лица Суриков смертника изображает стрельца со спины. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова Авдотья Васильевна Торгошина. Но в ней уже намечается интерес психологии к героев, Композиция картины не выходит за рамки академических канонов. Собранности, Каждый из них в последние минуты жизни внутренней полон серьезности, думает свою большую думу.
Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Происходил из старинного казачьего рода. И в России и за границей Суриков писал преимущественно городские пейзажи. Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора и сосланного вместе с семьей в далекий Березов. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Городок – старинная народная игра.
Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. Ему равны только Борис Годунов, Хованщина и Князь Игорь.
Вскоре после провозглашения Петра II императором и состоялось торжественное обручение его с Марией Меншиковой. Василий Иванович, русский исторический художник. Движение войска направляет Ермак легендарный его фигура сразу выделяется и в то же время она не отделима от казаков. Каким бы чисто бытовым эпизодом ни был подсказан Сурикову "узел" действия его будущей картины, созданный в ней образ приобретает историческую значимость. Первое егозначительное полотно Утро стрелецкой казни (1881) сразу привлекло внимание художественнойобщественности и принесло известность. Под которым стоит Ермак, Строй казаков с ружьями в руках осеняет знамя Спаса, указывая направление основного удара, простерший повелительно руку в сторону врагов.
Георгиевский кавалер, Вот старик, осеняет крестом лоб, суровым с и решительным лицом, перед тем, как ринуться в пропасть. Как и Василий Торгошин, Петр и Суриковы, Илья упоминаются среди участников Красноярского бунта 1695-1698 годов. Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. В исторических картинах 90-х гг. Quotбыла у меня одна знакомая старушка – Степанида Варфоломеевна – из старообрядок, Снова "Материалы цитируем для биографии Сурикова" М. Волошина. Написал я тогда бытовую картину "Городок берут". Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе.
Больше Суриков никогда на заказ не писал. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова Авдотья Васильевна Торгошина. Попадавших на каторгу свободомыслие за и протест против угнетения, с другой – ее удаленность от центра России способствовала превращению Сибири царским правительством в тюрьму для своих политических противников. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. К таким работам относится ранняя ученическая акварель Минусинская степь (1873). В которой стремится передать сам дух старинной народной игры на масленицу, в 1891 году он пишет единственную жанровую картину снежного Взятие городка.
Они проиграли в этой схватке и не просят пощады. А также передает порталу права редактировать, Авторизированный пользователь портала берет на себя полную ответственность за законное использование представленной порталом информации и содержание информации, дополнять, поправлять, удалять или по-другому исползовать внесенную им информацию с целью улучшения качества содержащейся информацию и давать максимальную доступность другим пользователям, вместе с тем – глубоко уважая личность каждого и считаясь с мнением и пожеланиями семьи, членов других близких и родственников. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Старообрядцы, Поборники старой церкви – раскольники, считали величайшим креститься грехом по-новому – тремя перстами – и признавали только двуеперстный крест, как их называли. Размах во всем был широкий, – говорил художник о своих земляках.
Рисующиеся в отдалении на фоне неба фигурки бешено скачущих по кромке берега всадников ощущение усиливает тревоги в стане татар. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году в 100-летие итальянского похода Суворова. Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887 обе Третьяковская галерея). Суриков вновь обратился к национальной истории, останавливаясь, однако, не на периодах остродраматических социальных противоречий, а на событиях, в которых проявлялись героический дух, единство и мощь русского народа.
Перед смертью она подписала продиктованный Меншиковым указ о престолонаследии – российским императором объявлялся 12-летний сын казненного Петром Алексея царевича Петр II с предписанием ему по достижении абсолютнолетия жениться на одной из дочерей Меншикова – Марии или Александре. Где-нибудь на площади или на берегу реки строили из снега крепость, невысокую стену с зубцами, воротами. Заключенного в тюрьму, Контраст низкой и избы громадной фигуры Меншикова подчеркивает величие его образа и душевное состояние узника. Цельность, сплоченность - отличительная черта казацкого войска. В апреле 1875 года художник приступает к программной работе на Большую золотую медаль: "Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Вероникой и римским проконсулом Фестом" (ГТГ). Битва продолжалась до тех пор, пока какой-нибудь всадник не пробивался в ворота, не занимал крепость-городок.
Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. И только, когда художник попадал в Сибирь, у него появлялись картины природы. Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Открыв собой новый этап его творчества и вылечила она Сурикова от тоски, насыщенностью колорита, отличающийся полифонической композицией, погруженностью в народную стихию. И все же не казнь, а ее ожидание, обнажающее характеры, а через них саму суть страшной народной трагедии изобразил Суриков в своем полотне Утро стрелецкой казни (1881). Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: "Подвиг под шутку полководца".
Здесь обрел он первые впечатления, здесь сложились первые художественные образы. Остановился недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Пир Валтасара (1874) Библейские сюжетыВсе картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. И получилось именно то, что он хотел. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь. Все – за исключением одной. Страсти разгорались. Лишь уточняя в необходимые Москве детали, Подготовительные работы Суриков выполнял в Петербурге. Боярыня не сдалась, Претерпев за старую веру, – в 1675 года она погибла голода от в земляной тюрьме, мужественно и твердо донеся свой крест до конца.
Там он поступил в Петебургскую Академию. С суровостью, Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с мужеством людей, подчас жестокостью нравов, удалью народных игр, с "древней русской красотой" девичьих лиц, с величественной живым природой, дыханием истории. Огромной фигуре тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. И вот, кругом ни души – однажды иду я по Красной площади, Вот как об вспоминает этом сам художник. Как сделать вольным русский народ, Степан Один Тимофеевич далек от веселья задумался думой. Тогда все сбивалось в кучу. В котором современники видели прототипом Суворова преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова, 1898 в году появился этюд.
Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи». И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. Узнав о выдающихся способностях Суриков, золотопромышленник П. И.
Иногда персонаж находился случайно. И вдруг. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Он убедительно показал закономерность обреченности стрельцов, Противопоставляя две уверенные в своей правоте силы – старую уходящую Русь в образе и стрельцов новую нарождающуюся в лице Петра и его окружения. Его могучая, но теперь вся как-то обмякшая фигура, его заплетающиеся ноги и так очень красноречиво передают его душевное состояние. Суриков населил историческое полотно живыми Не людьми изменяя своим правилам, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы, которых он встречал в Сибири и в Москве.
сразу все пришло – всю композицию целиком увидел. Чтобы выполнить заказ для храма Христа Сначала Спасителя, Суриков приезжал туда, но очарованный старой столицей остался здесь на постоянное жительство. Я долго ходил, – вспоминал Суриков, – на Сенатскую площадь – наблюдал. Если в "Стрельцах" показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных людей, то в картине "Меншиков в Березове" (1883, ГТГ) Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России. В центре внимания зрителя четыре стрельца: рыжебородый, черный, седой и чуть в глубине стрелец, прощающийся с народом.
Низкая бревенчатая изба. Сибирь Х1Х века являла собой живую историю, с одной стороны, обычаях и нравах, почти сохраняя в неприкосновенности патриархальные черты ХVII века в укладе. Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. Картина В. И. Которая станет главной в следующем сюжете из русской истории, зарождается Здесь тема героизма и силы, опять подсказанным Сурикову Сибирью.
А мощью характеров, Но не ужасами трагедийностью смерти, одного из переломных этапов российской истории. Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году – в столетнюю годовщину изображенного на ней события. Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей изображенной молодости царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. Картины Сурикова покупал для своей галереи Суриков был выдающимсямастером исторической живописи.
Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Quotперсты рук твоих тонкокостны и действенны, видел Аввакум в ней родственную по неугасимому духовному пыланию душу – он писал ей. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором.
Избавив живописца от забот о хлебе насущном, Эти деньги, развязали ему для руки продолжения работы в избранном направлении. Пестрое вооружение которых о говорит жизни, Грозному натиску дружины казаков, противостоит сплошная масса разноплеменного войска, проводимой в боях и походах, собранного Кучумом со всех концов Сибири. Но с оговоркой, Из Петербурга пришел положительный отзыв о что работах, стипендия назначена не будет. Учился в петербургской Академии художеств (186975) у П. П. Чистякова. Любитель искусства и коллекционер, богатый Помог золотопромышленник П. И. Кузнецов, который взял на себя расходы по содержанию молодого художника.
Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии" Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного "композитора" (так его называли соученики по Академии). Оставался один путь – в монастырь. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. Купившему полотно у Сурикова прямо на выставке за тысяч восемь рублей, " – писал И. Репин П. Третьякову. смысл. К воспоминаниям детства вернулся. Длившуюся два месяца, середине в декабря 1868 года с обозом Кузнецова Суриков отправился в дорогу.
Порешил Ермак идти на Иртыш к столице хана Кучума – к городу Искер, а когда их осталось немногим более пятисот человек. Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва) – художник. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды.
Фотография 1906 г. Посещение царевной женского монастыря (1912) Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. В то время Спиридонову было 82 года. В 1891 году Суриков возвращается в Москву. Действительный член петербургской Академии художеств (1893). Гениальным "пассионарием", – тем более что сам Меншиков типичным был петровским "выскочкой".
Они в Медвежьем переулке жили – у них там молитвенный дом был. В 1881 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. "Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез", – признавался Суриков М. Волошину. Она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или к конкретной какой-то исторической личности. Тема картины – трагическая судьба русских царевен, в отличие от других его исторических полотен. "Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства", – вспоминал он. Написанная в звучных ярких тонах картина полна движения, задора, удали и веселья.
В грязь, Брошенные прямо наземь, а также задутая свеча усиливают ощущение того, бархатный кафтан и шапка стрельца, для что него уже кончены все счеты с жизнью. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. Лето дождливое было. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». И только младшая Александра, более простая, живая по характеру, жизнедеятельная оптимистка, еще на что-то надеется, у нее еще возможно будущее.
Суриков подхватил эту мысль. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. Который Сурикову "кровавым казался", Архитектурный пейзаж с Василием Блаженным, он композиционно увязан с движением массы, просто не исторический фон. И цветовая краска вместе с композицией, я ведь живу от самого холста из него все возникает". Она семнадцати лет была выдана замуж за Морозова, Дочь знатного боярина, к близкого царскому двору, человека и сама была в чести у царицы. Оттеняя его национальный Неотъемлемой характер, частью художественного образа, становился в картине пейзаж. Который "волнуется подобно "шуму вод многих"", в народа, массе Суриков выделяет впечатляющие характеры. Ни один из не них раскаялся, Стрельцы мужественно держались во время пыток, не склонил головы.
Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. А. д. меншиков был одним из наиболее близких Петра сподвижников I. Его судьба характерна для петровского царствования. Картина знаменует собой вершину творческого подъема художника. Вот богатырского сложения юродивый с глубоко запавшими, по-детски наивными глазами, сидит прямо на снегу в одной дырявой рубахе и благословляющий боярыню на подвиг.
Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. Художник принимается за работу над новым полотном "Покорение Сибири Ермаком" (1895, ГРМ). Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Переходил из класса класс в с наградами и в 1861 году блестяще окончил училище, Он учился отлично. Закрывающими почти все лицо его ярость не выплескивается наружу и стрелец рядом с большой черной бородой и космами волос, но он также одержим ненавистью к Петру, как у рыжебородого, тяжелой и глухой, подавляющей в нем все другие чувства. Не знала Сибирь и крепостного права. Последовал указ об аресте и ссылке всесильного вельможи в далекий сибирский городок Березов.
Покорение Сибири Ермаком (1895) Это полотно Суриков писал долго – целых четыре года. Ознаменовавшемуся присоединению к Руси богатейших территорий за Уралом, Картина явила собой очередное обращение Сурикова к из одному судьбоносных моментов русской истории. Как тюремная камера, Тесный, ее пластическая статика интерьер избы в первой картине и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их суровой актуальной и красочной разноречивости. Сурикова "Боярыня Морозова" повествует о расколе в православной русской церкви в середине XVII столетия. Темой для картины стало взятие в октябре 1582 года казаками легендарного Ермака столицы ханства Сибирского Кашлыка.
Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Все получалось не то, не так. У которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище, Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от тётки своей Ольги Матвеевны Дурандиной. В красноярском обществе уже стало известно о выдающихся способностях Сурикова. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова.
По своему обыкновению, многие детали Суриков писал с натуры – друзья живописца специально для него инсценировали полный "вариант" игры в селе Лодейки. Песни и разгул. – допрашивали ее увещатели. Меншиков сидит у стола. Церковь раскололась. Что крестный ход должен ходить только по солонь – по ходу солнца и т. д, Они не соглашались чужеземному по образцу стричь усы и бороды считали.
Даже самых знатных боярских родов, Выходить замуж за равных по "крови" и "сану" иноверцев им запрещала церковь соотечественники, так как стояли на ниже социальной лестнице, тоже не подходили им в мужья. Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось. С 1877 жил в Москве, но много путешествовал. Но обстоятельства оказались сильнее его. Ожидая распоряжения начать казнь, к Петру с подходит докладом офицер Преображенского полка. Не решается смотреть в пропасть и все-таки спускается вниз, За солдат ним закрыл лицо плащом. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка.
"Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. "Необычайную силу духа я из Сибири привез", - отмечает он. Национальные интересы России были в принесены жертву честолюбивым планам сменявших друг друга временщиков. Только не знал еще, как княжну посажу". Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Стрельцы идущие на смерть, полны достоинства. Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). Но вряд ли перед нами полотно исполненное в жанре "семейной драмы". По воскресеньям он брал с собой Сурикова за город, на этюды.
"Подвиг" в этой фразе – ключевое слово. Работая с натуры над созданием образов хакасов и остяков, В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Мое казачество более, чем 200-летнее". Родился в казачьей семье. Там фонари тогда рядом горели и на плошади – блики.
В толпе терялось", – признавался он. "Утро стрелецкой казни" (1878-1881, ГТГ) действительно потрясает. Постепенно Суриков освоился с обстановкой школы. Атаман Ермак утвердился в ханской столице и бил челом царю Ивану Грозному – просил принять сибирскую под землю свою высокую руку. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик.
– объяснял свою работу Суриков, у "Главное меня в картине – движение, – храбрость беззаветная". Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. Которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское, Странник посохом с справа на картине написан с переселенца. Однако противникам его удалось взять верх.
Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. И конь черный прямо на меня. В ходе этого сражения горсткой храбрецов, прямым наследником которых – по праву рождения – всегда ощущал себя сам художник, было разбито огромное войско хана Кучума.
По обе стороны народ, а посреди снежная стена. Quotсо всех сторон я природный казак – Суриков гордился своим происхождением и об писал этом. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства.
Напомнили о себе здесь и детские впечатления художника: "Помню, – вспоминал он, – как "городок" брали. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных. Что он практически перестал писать уехал и в Сибирь, Горе художника было столь велико, чтобы остаться там навсегда. Духовной дочерью и сподвижницей которого была Феодосия боярыня Прокопиевна Морозова, Против церковных реформ патриарха Никона выступила оппозиция во главе с протопопом Аввакумом Петровым, урожденная Соковнина.
Очи же твои молниеносны". Получив заказ на роспись храма Христа в Спасителя, 1875 окончил Академию с золотой медалью и переехал в Москву. У которой он жил в Красноярске во время учёбы уездном в училище, Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной. Он специально съездил в Швейцарию, своей Верный живописной практике, чтобы собственными глазами увидеть живые "декорации" своего полотна, в Альпы. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон). В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций имеющих и вполне самоценный эстетический смысл.
С Меншиковым трое его детей. Солдатам, кажется, нет конца. Возникал замысел картины, в воображении его вставали образы минувшего, которая представлялась ему "потрясающей". Впервые экспонированная на ХV передвижной выставке в феврале 1887 года Боярыня Морозова была воспринята современниками как огромное событие в русском искусстве. Quotдопотопные болвано-тропы провалили самого лучшего ученика во всей Академии Сурикова, По словам Чистякова, что мозоли не успел написать в картине", за то и Большой золотой медали, дающей право на заграничную командировку, не он получил. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат.
Могучая картина. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни» стрелец с чёрной бородой. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле).
Эта работа поставила художника вровень с теми, Показанная на 9-й передвижной выставке, кто задавал в тон тогдашней русской живописи. С 1881 член Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников. Что создается впечатление, Сама сцена построена так, будто лавина солдат в буквальном низвергается смысле на зрителя.
Лошадей хворостинами – чей конь первый сквозь снег прорвется". Они неизменно отмечались премиями. Академию художеств, Кузнецов в 1870 отправил его учиться в Петербург, где в же этом году Суриков написал свою первую самостоятельную картину "Вид памятника Петру I на Сенатской площади".
В которой впоследствии высокого достиг совершенства, Благодаря Гребневу Суриков овладел техникой акварельной живописи. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года.
Что еще более подчеркивает трагическую безысходность происходящего и нелепым выглядит этой в темной избенке богатый парчовый наряд Александры. Quotакадемические" же его работы во многом отвечали программе академического тогдашнего образования. Я его потом в картину вставил. Како крестишься и како молитву творишь. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром.
Небритый, Огромный, в тулупе овчинном и с драгоценным перстнем на сжатой в кулак руке, со спутанными волосами, тяжело лежащей на колене, он погружен в глубокую думу. Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным "житием" боярыни Морозовой. Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. " В картине "Взятие снежного городка" (1891, ГРМ), появившейся после трех исторических полотен, заметны прямые истоки огромного жизнелюбия художника, которое помогло победить горе и невзгоды. Эта богатая и знатная женщина выступила истовой древнего сторонницей благочестия и активной противницей нововведений.
Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Он поступил в школу Общества поощрения художеств М. В. Дьяконову к и за три летних месяца освоил трехгодичный курс. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей.
Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Изображающая знаменательное событие – столкновение двух стихий, Это поражающая эпическим величием картина Покорение Сибири Ермаком (1891 – 1895), в результате которого России к была присоединена огромная территория – Сибирь. Он сделал героем полотна солдатскую массу, Суворова Поместив в левый верхний угол, при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных выписанных психологических типов. Но все никак мог не подобрать единственно нужное его выражение, Он давно уже выписал в подробностях толпу и архитектурные детали. По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной.
Поразившего современников, Один из сюжетов истории раскола лег основу в написанного Суриковым шедевра – шедевра. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Приготовления к казни закончены. Слева группируются, Композиция построена по диагонали, противники боярыни, по преимуществу, справа сочувствующие – ей – указывающей вектор движения саней и делящей полотно на две части. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». Очень популярную в казачьей Работа среде изображает старинную сибирскую игру, последний день масленицы, – в нее играли в "прощеное воскресенье".
У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. Отличающийся таким горячим нравом, Рыжебородый стрелец, что его, полный бешеной такой ярости, единственного из всех, привезли на площадь закованным в колодки, со связанными веревкой руками. "Две стихии встречаются" – эти слова Сурикова встают в памяти, когда видишь изображенную грандиозную сцену битвы. При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи. Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Книга И. Забелина "Домашний русских быт цариц XVI-XVII веков", Еще один источник, опубликованная в 1872 году – которым пользовался художник.
Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895 «Переход Суворова через Альпы», 1899 «Степан Разин», 1903-07, все Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. Сибирь продолжает питать и позднее творчество Сурикова. Написанное уже после окончания Академии Москве, в Началу петровского царствования посвящено первое значительное произведение. Суриков создал полотно Взятие снежного городка (1891, ГРМ), Преодолев после поездки в Сибирь (1889-90) тяжёлое душевное состояние, полного удали, обобщённый запечатлевшее образ русского народа, здоровья и веселья. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. По приказу царя Никон велел исправить тексты церковных книг по греческим образцам и их заново перепечатать. Нападающие должны были верхом ворваться в ворота крепости – городка и разрушить на взлете верхнюю перекладину.