Интересно, тчо в самом первом эскизе Степана Разина Суриков думал изобразить атамана и его созлюбленную – персидскую княжну, показать в Разине победу идеи над личным чувством, хотя и сильным, но ичтожным перед историческим делом, которому служил Разин, ради которого шла за ним его ватага. Поэтому мой ответ – СТЕПАНу РАЗИНУ знаменитый художник Суриков и посвятил свою картину. Картина, которую написал великий живописец Василий Иванович Суриков называется "Степан Разин". Следовательно и посвящена она известному бунтовщику (он также был известен, как Стенька Разин). С 1670 по 1671 годы Разин являлся предводителем донского казачьего восстания.
Труднее всего Сурикова далась его последняя работа – Степан Разина.
Кузнецова отправился в Петербург. Больше Суриков никогда на заказ не писал. На погибель. «плывет с набега дружина вольная – обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, Я. Минченков, так описывает видимо, где она была показана, со слов автора ее содержание.
Смуглый юноша южного типа был написан в профиль. Этим жизнелюбием В. И. Суриков наделял и героев своих произведений. Думается в картине «Степан Разин» Суриков задумал выразить протесты и требования народных масс их надвигающиеся выступления. Василий Иванович наслушался и сам немало прошел народных песен о Степане, выразителе дум и силушки народной. Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф. А.
Везет отбитое в Персии и у купцов добро. При этом история картины очень интересна. Те, объединенные общим делом, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые деньки и казачью на вольницу носу – гребцы, напряженные и уставшие – что на корме, Условно они разделены на 2 части. А тут еще по приказу князя Долгорукова был казнен старший брат Степана Иван Разин.
И каждый взмах дает полет стругу, а ветер помогает, натягивая парус. Но с оговоркой, Из Петербурга пришел положительный отзыв о работах, что стипендия не назначена будет. Суриков считал, что его «Стенька» приходит вовремя и радовался этому. В юности писал иконы по заказам.
Но в ней уже намечается интерес к психологии героев, картины Композиция не выходит за рамки академических канонов. С суровостью, Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с мужеством людей, подчас жестокостью нравов, удалью народных игр, с "древней красотой" русской девичьих лиц, с величественной природой, живым дыханием истории. Должны были. Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н. В.
Он стал героем фольклора, Личность Разина привлекала огромное внимание современников и а потомков, затем и первого российского кинофильма. Что царский режим хочет лишить казаков вольницы, Стенька Разин это так, понял поставить на службу, подавить их, как войсковую часть. Освещенная неярким светом свечи, Низкая крохотное изба, слюдяное оконце покрыто причудливыми морозными узорами. Один Степан Тимофеевич далек от веселья задумался думой, как сделать вольным русский народ.
Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Бруни. На улицах то и дело появлялись демонстрации, разгоняемые полицией.
Сидит с княжной, Свадьбу новую справляет, Сам веселый и хмельной. Позади их слышен ропот:Нас на бабу променял, Из-за острова на простор стрежень, На речной волны, Выплывают расписные, Острогрудые челны. На переднем Стенька Разин, Обнявшись. Особенно – молодого, Лица гребцов-казаков мужественны и красивы, с воротом. ю раскрытым мзображенного почти в профиль. По-видимому, первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти). Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. В 1877 приехал в Москву, Отказавшись от заграничной пенсионерской где поездки и остался навсегда.
Песни и разгул. Он убрал персиянку персонаж случайного приключения, на который так падка мещанская публика, хоть в народе на века осталась жить песня «Из-за острова на стрежень». Суриков и во вражеском стане видит внимания заслуживающие черты, Прославляя мужество русских, отмечает самобытную красоту "инородцев".
Видно, в нем самом появилась потребность в успокоенности и раздумье. Они проиграли в этой схватке и не просят пощады. По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. Целью Сурикова было передать внутреннее состояние сильного этого мятежного характера, Очевидно.
Почетный член Московского общества любителей художеств (1903). Писал вдохновенно-грязно, художественно-неряшливо. Учился в Академии художеств у П. М.
Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Гребнева. А тут еще и в крестьянской среде недовольство достигало уже своего предела, Он не мог с этим смириться.
Василий Иванович любил его так же, как любил голову Морозовой начетчицы. В 1856 – 1861 учился в Красноярском уездном училище, где получил первые художественные познания от учителя рисования Гребнева. Назревающее недовольство народа жизнью, в окончательном варианте картины можно прочувствовать социально-политическую неспокойную обстановку в России, вызревающую революционную ситуацию.
Огромной фигуре тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Перед ним – музыканты, окончательном в варианте картины Степан Разин изображен в огромном струге. Чистякова, Б. П.
Ситуация драматична. Взмахи весел буровят воду. Куда плывут они. Автор портретов и пейзажей. Искажал перспективу, тискал в сплошную кучу толпу.
Художник отказался от него, как от несуриковской трактовки исторических событий. Лишь уточняя в необходимые Москве детали, Подготовительные работы Суриков выполнял в Петербурге. В апреле 1875 года художник приступает к программной работе на Большую золотую медаль: "Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Вероникой и римским проконсулом Фестом" (ГТГ).
Но и в той живописной палитре, "Торжественность последних минут" передает художник не только в гордой красоте русских людей, цвета одежд и куполов собора, которая вобрала в себя тона рассветного неба, узорочье дуг на телегах и даже сверкание ободьев колес. И все же успокоенность эта не была старческой, а раздумье бесплодным. Длившуюся два месяца, в середине декабря 1868 года с обозом Суриков Кузнецова отправился в дорогу. А мощью характеров, Но не ужасами трагедийностью смерти, одного из переломных этапов российской истории. Возникал замысел картины, в его воображении вставали образы минувшего, которая ему представлялась "потрясающей". От исхода борьбы зависела судьба важнейших торговых путей по Волге – связывавших Европу с Персией, к восстанию Разина было внимание приковано Европы.
На средства золотопромышленника и городского головы П. И. То попросил взамен этого разрешить ему выполнить заказ по росписи московского храма Христа Когда Спасителя, же через полгода он "в виде исключения" получил возможность уехать за границу. Шамшина, П. П. «Стенька» проходил сложную эволюцию своего воплощения. "Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства", – вспоминал он.
Италию, Посетил Францию, Австрию (1883-1884), Германию, (1897), Швейцарию Италию (1900), Испанию (1910). Стрельцы идущие на смерть, полны достоинства. Сделав в течение двух лет фрески, с июня 1877 года художник окончательно переехал Москву, в изображающие четыре Вселенских собора. Казнь на Красной площади160 это ошибка и миф советских историков и романистов, к слову сказать, прочитавший в начале ХХ века на Дону свою поэму «Стенька Разин» среди донских казаков160 потомственных разинцев, что опровергает достоверными В. Гиляровский сведениями в своей книге «Репортажи из прошлого», сделавших ему замечание о казни. Выражение лица Разина составляло главную заботу художника.
Поднятые в данный момент вверх весла в сочетании с натянутым парусом придают ладье сходство символическое с птицей в полете. Цельность, сплоченность - отличительная черта казацкого войска. Родился в Красноярске в казачьей семье. Казалось, заговорили сами стены древнего города. Как и Василий Торгошин, Петр Илья и Суриковы, упоминаются среди участников Красноярского бунта 1695-1698 годов. Таким увидел Суриков Степана Разина. Но его чутье и ум художника не могли не подметить также и современные ему общественные настроения, назревшие социальные запросы.
Академик Императорской Академии художеств (1895). Довольные походом и богатой наживой, казаки радостные и хмельные. С мирным всплеском четырех пар весел и с ветерком, беззаботным Это настроение полулежащего в лодке Разина было взято в сильном контрасте с рассеянным затишьем над глубокой гладью реки, пружинящим парус над буйной Стенькиной головой. Но этот сюжет, так же, видимо, как и «Последние минуты Павла I», был чужд Сурикову, как остродраматический момент, бьющий на внешний эффект. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных. Художник работал над картиной долгое время – первый эскиз к ней появился еще 1887-ом в году. Окрашивая мягким пурпурным светом все бескрайнее картины, пространство Над горизонтом занимается заря.
Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан. В 1909 году В. И. Суриков пишет в одном из своих писем: Относительно Разина скажу, что я над той же картиной работаю, усиливаю тип Разина. " В картине "Взятие снежного городка" (1891, ГРМ), появившейся после трех исторических полотен, заметны прямые истоки огромного жизнелюбия художника, которое помогло победить горе и невзгоды. Мое казачество более, чем 200-летнее". На что обрекают тех, кто им верит и за ними идет. "Когда я их ("Стрельцов") задумал, – писал Суриков, – у меня все лица сразу так и возникли.
Страстный любитель музыки, Отец его, прекрасная вышивальщица, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска мать, врожденным обладала художественным вкусом. – У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. Картина была написана мастерски. В 1891 году Суриков возвращается в Москву.
Вряд ли о себе и своей судьбе. Степан Тимофеевич Разин известный также как Стенька Разин (Стенька уменьшительное «полуимя» от Степан этим именем Разина, как преступника именовала официальная пропаганда того времени, но под ним же он нередко выступает и как герой народных песен около 1630, станица Зимовейская, на Дону 6 (16) июня 1671, Москва) донской казак, предводитель восстания 16701671 годов, крупнейшего в истории допетровской России. Борьбу классов и партий, Прожектор искусства своего Суриков направлял во тьму прошедших веков и там освещал стихийные народные движения, героизм отдельных лиц. Уже в этой картине проявились замечательные достоинства Сурикова-колориста, живописные поиски которого определялись мыслями и чувствами, владевшими художником.
В струге среди хохочущих сподвижников Разина сидела персидская княжна, в самых первых набросках и карандашом углем была целая флотилия. Лицо его, похожее на лицо античного юноши, выражало тревогу, ожидание, ненависть и тоску. Систематически выезжал на родину, в Сибирь.
Пока еще на картине революции ничего не предвещает. Первое егозначительное полотно Утро стрелецкой казни (1881) сразу привлекло внимание художественнойобщественности и принесло известность. Страстность темы, глубина чувства необычайно выигрывали от этого.
На плаху. Запечатленный момент поднятых вверх весел и напряженного паруса делает ладью внешне схожей с огромной птицей в полете. Он устал «воевать». На фоне гребцов и паруса сидит, в центре картины, главный герой Степан – Разин, погруженный в свои думы. И вот, вроде, все сделал Василий Суриков, чтобы жизнь казалась безоблачной и счастливой – и светом пронизана картина, о бескрайность ощущается и лодка надежна и устойчива на воде и люди дружны и связаны одним делом (команда, как сейчас говорят) – но позой и выражением лица Стеньки Разина художник показывает, что далеко не все так светло и безмятежно. Работая с натуры над созданием образов хакасов и остяков, Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва) Художник, рисовальщик, акварелист.
Созданный в ней образ приобретает историческую Каким значимость, бы чисто бытовым эпизодом ни был подсказан Сурикову "узел" действия его будущей картины. "Утро стрелецкой казни" (1878-1881, ГТГ) действительно потрясает. Гневный взор которого, Особенно выразителен рыжебородый стрелец, сталкивается со Петра, взглядом как бы прочерчивая всю композицию. По широкой Волге-матушке реке стремительно движется большая ладья под парусом и с парами четырьмя весел.
"И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, – вспоминал художник. Этот ропот и насмешкиСлышит грозный атаман, И могучею рукоюОбнял персиянки стан. Брови черные сошлися, Надвигается гроза. Буйной кровью налилисяАтамановы глаза. Ничего не пожалею, Буйну голову отдам. Дальше открываются бескрайние волжские просторы.
Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо. Если в "Стрельцах" показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных людей, то в картине "Меншиков в Березове" (1883, ГТГ) Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России. Я ведь живу от самого холста и краска цветовая вместе с композицией из него все возникает". Который Сурикову "кровавым казался", Архитектурный пейзаж с Василием он Блаженным, композиционно увязан с движением массы, не просто исторический фон. Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва) – художник.
Неизъяснимым судьбам человеческим", ""Меншиков" из суриковских всех драм - наиболее "шекспировская" по вечным, – писал М. В. Нестеров. Второй раз так написать невозможно. Сегодня я лоб написал Степану, правда – закончив работу, Однажды, теперь больше гораздо думы в нем, он сказал знакомому художнику. Происходил из старинного казачьего рода.
Первый эскиз к этой картине 1887 датируется годом он был создан по мотивам известной народной песни. С сосредоточенными лицами, Гребцы в напряженных позах, которое придает ускорение судну, всецело в погружены действие. Картина поражает ощущением приволья. Вот и гребец в черной шапке потерял в картине что-то неуловимое.
Эти думы значительны, великие думы атамана. Нидерландах, Ещё до окончания восстания в Англии, часто фантастические в подробностях, Германии появились и статьи даже книги о мятеже и его предводителе, но нередко сообщающие ценные сведения. Или его сын Тимофей Иванович, Прототипом Степана стал Разина красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков.
Золотистый свет струится с вечернего неба. Под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во Едва взоре, скользит по Волге лодка и дума та легла над всем широким раздольем Волги». Вроде и вот, чтобы жизнь казалась безоблачной и счастливой – и светом пронизана все картина, сделал Василий Суриков, о бескрайность ощущается и лодка надежна и устойчива на воде и люди дружны и связаны одним делом (команда, как сейчас говорят) – но позой и выражением лица Стеньки Разина художник показывает, что далеко не все так светло и безмятежно. государево». Посредине ладьи на коврах возлежит сам атаман, погруженный в нелегкую думу, лицо его серьезно, поза выдает напряжение и бдительность. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Многие иностранцы стали свидетелями прибытия пленного Разина в Москву и его казни (в этом было заинтересовано правительство Алексея Михайловича, стремившееся уверить Европу в окончательной победе над восставшими160 что на тот момент ещё не соответствовало действительности).
Василий Иванович уходил с утра в мастерскую, но работа не двигалась. Воздухом, Она красива перламутровыми переливами красок, общей пронизанным поэтичностью, солнечными лучами. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. Совершил поездки на Дон (1893), Волгу (1901-1903), в Крым (1913).
Переписанное с этюда, Часто в больших картинах лицо, ближе к задуманному, либо либо лучше, хуже. Который "волнуется подобно "шуму вод многих"", в массе Суриков народа, выделяет впечатляющие характеры. Новая тема требует нового письма, а у Сурикова оно осталось тем же». Сознательно или бессознательно, Для достижения силы и глубины он, подчеркивал важные него, для но необычайно художественно, существенные черты. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 190910 годах) мы уже не найдем никакой «иллюстративности» от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Академию художеств, Кузнецов в 1870 его отправил учиться в Петербург, где в этом же году Суриков написал свою первую самостоятельную картину "Вид памятника Петру I на Сенатской площади".
Когда видишь изображенную грандиозную сцену битвы, "Две встречаются" стихии – эти слова Сурикова встают в памяти. При чем писал ее натуры с – собственной супруги, На первых эскизах Суриков писал персидскую княжну. Его приняли вольнослушателем и зачислили в класс, головной 28 августа 1869 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств. Это были его последние слова: после них палач спешно отсёк ему голову. Между двумя группами сидит Степан.
Сегодня я лоб писал Степану, Об этом свидетельствуют и его слова, правда теперь гораздо больше думы в – нем сказанные художнику Я. Д. Минченкову. Никто, как новый Степан – весь народ – сбросит оковы в вольную Волгу. Поют, На корме бражничают четверо есаулов, смеются играют, стараясь развлечь Степана, на а носу, плавно раскачиваясь, работают гребцы, вскидывая весла. Узнав о выдающихся способностях Суриков, золотопромышленник П. И. И такое тревожное и хмурое у него лицо, словно Степан сам всеми помыслами с теми, кто трудится за его спиной, а не с теми, кто верховодит, пьет, бражничает да удаль свою показывает. И отсюда все его опасения, раздумья и тревоги.
Особое место среди этой литературы занимают «Три путешествия» голландца. Quotсо всех сторон я природный казак – Суриков гордился своим происхождением писал и об этом. В своихкартинах Суриков изображал переломные, критические моменты российской истории, реальных исторических деятелей и (наряду с ними)обобщенно-типизированные и в то же времянаделенные яркими индивидуальными характерамиобразы русских людей самых разных сословий. Особую эмоциональную остроту придает полотнамСурикова социальный или личностный конфликт, заложенный в тематическую основу произведений. Таковы картины Меншиков в Березове (1883) изображение всесильного временщика пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Написал я тогда бытовую картину "Городок берут". И талант Сурикова помог уловить в ней красоту и тонкость проявления человеческих чувств, передать их в облике героев картины и колористическом строе. Quotдопотопные болвано-тропы провалили самого лучшего ученика во всей Академии Сурикова, По словам Чистякова, что мозоли не успел написать в картине", за то, Большой и золотой медали, дающей право на заграничную командировку, он не получил. В самом начале работы над картиной, То если есть раньше, то впоследствии цели изменились, он хотел просто показать сюжет из жизни вольного казака атамана Стеньки Разина. Картины Сурикова покупал для своей галереи Суриков был выдающимсямастером исторической живописи.
Он поступил в школу Общества поощрения художеств к М. В. Дьяконову и за три летних месяца освоил трехгодичный курс. «Стенька» давался ему, пожалуй, труднее, чем что бы то ни было. «Молчи, собака. »160 прохрипел Степан. С Меншиковым трое его детей. К слову сказать, казнь на Красной площади160 это ошибка и миф советских историков и романистов, что опровергает достоверными сведениями В. Гиляровский в своей книге «Репортажи из прошлого», прочитавший в начале ХХ века на Дону свою поэму «Стенька Разин» среди донских казаков160 потомственных разинцев, сделавших ему замечание о казни.
Возможно, что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, а поздние с его сына. Картина давалась ему нелегко и художник возвращался к ней уже после того, как работа была показана зрителям. Художник принимается за работу над новым полотном "Покорение Сибири Ермаком" (1895, ГРМ). Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра. Как и в Разине, в нем словно самом, затишье перед грозой и раздумье и покой были тревожными. Как быть, а думы нелегкие, его какой путь выбрать, куда плыть-идти дальше, отразились на его челе.
Но Суриков отказался от батальных сцен. Картина В. Сурикова «Степан Разин» до краев наполнена простором, воздухом и светом. Только ночь с ней провозилсяСам наутро бабой стал. К воспоминаниям детства вернулся. "Необычайную силу духа я из Сибири привез", - отмечает он.
Получив заказ на роспись храма Спасителя, Христа в 1875 окончил Академию с золотой медалью и переехал в Москву. А совсем не казнь", "Торжественность последних минут мне хотелось передать, – пишет Суриков этом об полотне. Движение войска направляет легендарный Ермак его фигура сразу выделяется в и то же время она не отделима от казаков. Бушевали рабочие, Бушевало студенчество, открытая политическая борьба с народа царской властью все разгоралась. Отливающей перламутровой волной под рассеянным светом, Струг уходил от зрителя в и ширь даль Волги. Опершись о седло, Он словно полулежит, разделяя надвое эти группы и отвечая за все их поступки и мысли. Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге" (1870, ГРМ).
Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск. Прежде всего как исторического живописца, Москве в окончательно оформились мировоззрение Суриков и его художественные интересы. Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок Союза русских художников. Словно отделяющая его от хмельного веселья казаков, Красотой природы бы как подчеркивается тяжелая дума атамана. Которой, Признание помогло Фролу отсрочить казнь, он конце в концов не избежал и был казнён отсечением головы на том же месте на Болотной площади в 1676 году, впрочем. Годы, когда Суриков работал над «Разиным», были временем первых шагов русской революции.
Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. Тем опаснее для художника, Но чем глубже песня входит в жизнь народа, впасть в иллюстративность, работая над той же темой, грозящую тривиальностью. Quot Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина – и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником, к раннему детству восходят и попытки первые Сурикова рисовать. О чем они.
Суриков заканчивает Академию в звании классного художника 1 степени. Но вот атаман-батька уже не удовлетворен простыми набегами и столкновениями с Крымским ханством Османской да империей. Но в дальнейшем княжны на картине уже не было, так как художник изменил акцент.
Гребец на редкость удался художнику. В 1881 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Любитель искусства и коллекционер, Помог богатый золотопромышленник П. И. Кузнецов, который взял на себя расходы содержанию по молодого художника. Да и легкая полоска горизонта вдали тоже как ограничивает будто это вольное движение лодки от весел гребцов.
Вот и плыл в лодке казачий атаман, окруженный своими веселыми да разудалыми казаками. Раздаётся голос властныйПо окрестным берегам. Ибо форма у него полном в соответствии с идеей, Его техника своеобразно-гениально-мастерская, тревожит мысль, не оставляет места спокойному созерцанию, будит чувства Но что хорошо для трагедии, то неуместно в элегии.