Персты рук твоих тонкокостны и действенны, Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному пыланию душу он – писал ей. Задуманный Суриковым, Контраст между царевной и монахинями, чем только противопоставление ее земной сверкающей черным одежды рясам и клобукам это также контраст между искренностью ее порыва и поведением окружающих черниц, только глубже. Другого пути, Поскольку замужество для царевен в допетровской было Руси невозможно, для них не было, кроме монастыря. Возможно, многие годы она знала, какая участь ей уготована и долго собиралась приехать, чтобы посмотреть на то место, которое будет ей и домом и тюрьмой.
Но удивительное дело среди всех присутствующих в монастыре молится она одна. В глубине картины, За ней, постельница либо златошвея, разбитная прислужница, словом, челяди представительница терема. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: «Там фальшиво все». сразу все пришло – всю композицию целиком увидел.
Сопровождающие царевну, Все чтобы лица, напомнить зрителю о светской жизни царевны во дворце, охарактеризованы художником точно и именно так, напомнить о ее быте, утехах, развлечениях. 15 Картина В. И. Красавица царевна поддалась настроению торжественной тишины церкви, Войдя под своды монастыря, мерцанию горящих свечей и лампад и со всей непосредственностью отдалась охватившему ее чувству, религиозному благолепию темноликих икон. Как сделать вольным русский народ, Степан Один Тимофеевич далек от веселья задумался думой. Ведь сколько времени я его искал. Впрочем, считать их принудительными не стоит.
Но вряд ли перед нами полотно исполненное в жанре семейной драмы. У самого края отвеса – полководец Александр Суворов. Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году. По обе стороны народ, а посреди снежная стена. Волей или неволей, но она становилась женой, хозяйкой, матерью.
Художник рисует грозную природу Альп, подчеркивая этим сложность и героизм перехода. Льды, брат, страшной высоты. Княгине Урусовой, Позже Суриков письма читал протопопа Аввакума к ней и ее родной сестре, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев.
Но юная царевна и не заслужила и не хочет переезжать сюда. Внутренней чистотой и какой-то светлой, царевны Лицо озарено искренней верой, детской мечтательностью. Очи же твои молниеносны. Они неизменно отмечались премиями. Поразившего современников, Один из сюжетов истории раскола лег в основу написанного Суриковым – шедевра шедевра. Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки. Какую огромную разницу белого и черного изображает на картине В. И.
Избавив живописца от забот о хлебе насущном, Эти деньги, ему развязали руки для продолжения работы в избранном направлении. 27 Пир Валтасара (1874) Библейские сюжеты Все картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. Приближаясь к переднему плану, движение нарастает. В качестве примера приводим картину Пир Валтасара, 1874, которая – при всем своем бросающемся в глаза академизме – уже несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров. Пир Валтасара, 28 Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической трилогии Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна Меншиков в Березове и Боярыня Морозова, оживляет событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного композитора (так его называли соученики по Академии). Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез, – признавался Суриков М. Волошину. Старшая сестра вспоминает, что характер младшей, Аси, отличался замкнутостью, задумчивостью, «она мечтала пи окончания гимназии уйти в монастырь».
Фотография 1906 г. 35 Посещение царевной женского монастыря (1912) Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. При этом противостояние народа и царя – или же, в еще более масштабном плане, русского средневековья и ранних рубежей русской новой истории – явлено в виде монументальной трагедии, причем трагедии, где ни одна из сторон не остается победителем, взаимно свидетельствуя о неразрешимости конфликта. А передняя группа воинов показана в момент стремительного лавинообразного спуска. 34 Степан Разин (1906) Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом – он был создан по мотивам известной народной песни. В 1888 году потрясенный смертью жены художник создал полотно Исцеление слепорожденного Иисусом Христом, выразившее его тогдашнее состояние.
Идущие за ними – повернув головы, Несколько солдат заразительно смеются в ответ, в вслушиваются разговор. Словно чистое голубое холодное сияние исходит от этого платья. Соединивший реализм 19 в. с ярким живописным новаторством, Лучший мастер русской исторической картины, Василий Иванович Суриков родился в году 1848 в Красноярске. Оно начинается вдали, в ущелье. Главное на полотне – движение. Слева группируются, Композиция построена по диагонали, противники боярыни, по преимуществу, справа – ей сочувствующие – указывающей вектор движения саней и делящей полотно на две части.
По своему чину это, вероятно, «боярышня-девица», сверстница царевны, которую держат в дворцовом тереме для игр и забав. Он сделал героем солдатскую полотна массу, Поместив Суворова в левый верхний угол, при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных выписанных психологических типов. Казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного композитора (так его называли соученики по Академии) – 1874, в качестве примера приводим картину Пир Валтасара, 28 Утро стрелецкой казни (1881), которая при – всем своем бросающемся в глаза академизме – уже несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров. Пир Валтасара, Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической трилогии Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна Меншиков в Березове и Боярыня Морозова, оживляет событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно.
Городок снежный. «плывет с набега вольная дружина – обсуждавший с Суриковым работу эту на выставке 1906 года, Я. Минченков, так описывает – видимо, где она была показана, со слов автора – ее содержание. Эта работа поставила художника вровень с теми, на Показанная 9-й передвижной выставке, кто задавал тон в тогдашней русской живописи. Похоже на пожизненный срок, только преступник заслужил его. Прямым наследником которых – по праву рождения – всегда ощущал сам себя художник, в ходе этого сражения горсткой храбрецов, было разбито огромное войско хана Кучума. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества.
Еле сдерживая коня на краю пропасти, он шуткой подбадривает воинов. И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. 29 Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора и сосланного вместе с семьей в далекий Березов. Государственный Русский музей, 36 Переход Суворова через Альпы (1899), что эту картину, Санкт-Петербург Так получилось, начатую в 1895 году, показал Суриков на 27-й передвижной выставке в 1899 году – в столетнюю годовщину изображенного на ней события. Изба тесная, потолок низкий. Над которыми работают эти несчастные женщины годами, Тогда все качества, что и красота и высокое положение царевны не спасет ее от той же блеклой жизни, перед бледнеют завистью и некой долей издевки, которую ведут и они. Где одно развлечение – каждодневные молитвы, Как намек на тусклую ничем и не примечательную жизнь в монастыре, да редкий приезд гостей. Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895 «Переход Суворова через Альпы», 1899 «Степан Разин», 1903-07, все Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад.
Но все никак не мог подобрать единственно его нужное выражение, Он давно уже выписал в подробностях толпу и архитектурные детали. В отличие от других его исторических полотен, она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или к какой-то конкретной исторической личности. Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как в скитах, так и в теремах «Житейские грехи можно было всегда прикрыть постническою мантией Весьма понятно, чем должны были казаться Петру все эти богомольные, постнические подвиги царевны и ее сестер, весь этот старый домострой жизни, прикрывавший своими досточтимыми формами самые растленные нравственные начала». 32 Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены.
Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной технологии Сурикова. Книга И. Забелина Домашний быт русских цариц XVI-XVII веков, Еще один источник, в опубликованная 1872 году – которым пользовался художник. Справа за царевной пожилая боярыня мамка в меховой шапке и пестром узорном платке. В Сибири традиционно жило немало раскольников.
Тема картины – трагическая судьба русских царевен. Но та царевна, которую изображал Суриков, еще чиста и по-детски доверчива. Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным житием боярыни Морозовой.
Их объединяет стремление преодолеть перевал и победить. Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» показала русское войско, как единую нераздельную силу. Что он практически перестал писать и уехал в Горе Сибирь, художника было столь велико, чтобы остаться там навсегда. Песни и разгул. Любопытство и зависть, плеча Из-за царевны слева выглядывают монахини – на лицах которых написаны совсем земные чувства. Царевны заблаговременно заботились о благосостоянии, Зная это, убранстве монастыря, постройках, котором в им предстояло жить до конца своих дней, посещали его. Все кажется как во сне.
И вот приехала к ним начетница с Урала – Анастасия Михайловна. Боярыни Феодосии Морозовой, Речь идет об аресте и заточении после пыток в 1571 в году Боровский монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума. Тщательно передает Суриков все детали исторической эпохи: одежду, мундиры, вооружение. Боярыня Морозова – центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию. Оставался один путь в монастырь. – тем более что сам Меншиков был типичным петровским выскочкой, гениальным пассионарием. Она выходит из церкви, полная восторженного спокойствия и убеждения в чистоте помыслов обитательниц монастыря, «спасающих свои души за его стенами».
Могучая картина. Ее светлый облик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством. Только не знал еще, как княжну посажу. Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех.
Ведь она привыкла совсем к иной жизни. Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось. Дождь идет и работать нельзя. Они остаются верны своему воинскому долгу и проявляют настоящую храбрость, Несмотря смертельную на опасность. Русые волосы, Матовая нежная кожа с теплым золотисто-розовым отсветом румянца, прямой, широкий ровный лоб, чуть короткий нос излюбленный круглый Суриковым под бородок, необыкновенно красиво очерченные пунцовые губы, спокойный взлет темных бровей и ясные серые глаза, задумчиво устремленные вверх, это реальная, земная девушка, которой ее вера ничуть не мешала радоваться красивым нарядам и развлекаться в тереме со своими мамками, нянюшками, дурками. Отличающая ее от других шедевров этого ряда, у картины есть одна особенность, толпы, – в ней нет народа, массы, выступающих непременным живым фоном суриковских других работ.
Возможно настоятельница, Несколько поодаль стоит пожилая монахиня с Евангелием, с раздумьем земным смотрит на царевну и испытующе. Своей любимицы, с Аси Добринской, входящей в монастырь, Суриков сделал ряд этюдов для царевны, создавая и, образ, перерабатывал их вместе с этюдами, написанными с молоденькой, жизнерадостной внучки художника Натальи Петровны Кончаловской. И в картине царевну сопровождают лица ее дворового чина. И конь черный прямо на меня. Всего лишь через несколько лет молодую царевну и саму ждет постриг. 11 Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре.
Повидавшая много на своем веку, Эта мамка, в котором сквозит жизненный опыт, морщинистым с лицом, со сверлящим подозрительным взглядом, какой контраст с детской наивностью царевны. Открыв собой новый его этап творчества и она вылечила Сурикова от тоски, насыщенностью колорита, отличающийся полифонической композицией, погруженностью в народную стихию. Под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, Едва скользит по лодка, Волге и дума та легла над всем широким раздольем Волги» Суриков во время работы над картиной Степан Разин. Купившему полотно у Сурикова прямо на выставке за восемь рублей, тысяч – писал И. Репин П. Третьякову.
Солдаты на переднем плане картины заняты спуском – им уже не до шуток. Иноземцы считались еретиками, За принцев царской или королевской крови русские царевны тоже не могли выйти замуж, живших взаперти, да и никто из них не этих видел узниц, погрязших в невежестве, вечных пленниц душного терема, окруженных мамками, кормилицами, шутихами, ворожеями и сенными девками. В его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», Для Россия художника всегда многолика, «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Все – за исключением одной.
В толпе терялось, – признавался он. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. То, что она сейчас видит и пугает и напрягает девушку. Сколько энергии в его фигуре, сколько живости в его лице. Многие детали Суриков писал с – натуры друзья живописца специально для него инсценировали полный вариант игры в селе Лодейки, По своему обыкновению. Вместе с тем ей присуще все обаяние юной жизни.
А молодые послушницы смиренно склонили полные живого и трепетного лукавства лица трудно убить в молодых брожение существах жизни. Позже вступив в Товарищество Передвижных Художественных Выставок, Начиная с 1877 года Cуриков живет и в работает Москве. Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Не изменяя своим правилам, Суриков населил историческое полотно живыми людьми, которых он встречал в Сибири и в Москве, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы. Но дочери царской семьи царевны Древней Руси в силу тогдашних религиозных представлений не могли выходить замуж.
В этой работе он выступил тогдашнего выразителем общественного мнения, в сущности, критически относившегося к монастырскому миру. Брат живописца, Александр Иванович Суриков, подсказал тему ему этой картины, пытаясь помочь. Как тюремная камера, Тесный, ее пластическая статика интерьер избы в первой картине и, напротив, пространственный широкий размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, суровой и красочной разноречивости. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: Там фальшиво все. 30 Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси.
Зажженной от милого и наивного лица девушки, Благодаря одной маленькой искорки, как важно научиться ценить молодость возможность и права выбора, мне картина показала пример того, чтобы самой распоряжаться своей жизнью. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10 годах) мы у же не найдем никакой иллюстративности от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Он специально съездил в Швейцарию, Верный своей живописной практике, чтобы собственными глазами увидеть декорации живые своего полотна, в Альпы. Царский терем в жизни русских царевен играл жестокую роль. 36 Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году – в столетнюю годовщину изображенного на ней события. Я много снежных городков видел. Истеричный, Темный и путь у них был один только в подобострастный монастырь и лживый мир окружал их.
Лошадей хворостинами – чей конь первый сквозь снег прорвется. Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. Целая толпа ее прислуги нянчится с ней исполняя любое пожелание.
Все по-разному переживают напряженность момента. При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи. Суриков.
Помню, – как городок брали – вспоминал – он, Напомнили о себе здесь и детские впечатления художника. Выйти замуж за человека не царской крови они не могли, кем бы он ни был, он «холоп». Вертикальное расположение холста позволило максимально показать концентрированно небольшое пространство отвесной скалы и усилить ощущение стремительности движения.
Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей молодости изображенной царевны и ханжества подчеркнутых и фальши монахинь. Эхо бесконечное, – сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. Лето дождливое было. Это равнодушие сразу же выделяет ее из толпы любопытствующих монахинь. 10 Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887 обе Третьяковская галерея). В период работы над «Посещением царевной женского монастыря» Суриков насмешливо отзывался о монахах игуменьях, говоря: «Фальшивые все». В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон). В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций имеющих и вполне самоценный эстетический смысл. Подвиг в этой фразе – ключевое слово.
Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь. Сурикова Боярыня Морозова повествует о в расколе русской православной церкви в середине XVII столетия. Художник в конце концов на остановился вертикальном формате, Выполнив несколько композиционных вариантов, абсолютно необычном для батальных произведений. Эта богатая и знатная женщина выступила истовой сторонницей древнего благочестия и активной противницей нововведений. Только в сказках царевен завоевывали герои из народа, преодолевая опасности и злые чары.
Что создается впечатление, Сама сцена построена так, будто лавина в солдат буквальном смысле низвергается на зрителя. Лица большинства напряжены, сосредоточенны. Знающая все и Недаром вся, боярыня-мамка, чтобы окружающее царевну благочиние ни в чем не нарушалось, зорко смотрит за тем. Главная роль в композиции отведена царевне.
Все лицо мелко было. Даже самых знатных боярских родов, Выходить замуж за равных по крови и сану иноверцев им запрещала соотечественники, церковь так как стояли ниже на социальной лестнице, тоже не подходили им в мужья. Так говорил историк Забелин, описывая быт русских цариц. Боярыня не сдалась, Претерпев за старую веру, – в 1675 года она погибла от в голода земляной тюрьме, мужественно и твердо донеся свой крест до конца. До конца своих остаться лет жить в этом монастыре без всякой надежды на свободу, Она вынуждена будет навечно.
Темой для картины стало взятие в 1582 октябре года казаками легендарного Ермака столицы Сибирского ханства Кашлыка. 31 Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. Очень популярную в казачьей среде, Работа старинную изображает сибирскую игру, последний день масленицы, – в нее играли в прощеное воскресенье.
Замечательно прорабатывает выражения лиц воинов. Выходить замуж за равных по «крови» и «сану» иноверцев им запрещала церковь соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице. Академические же его во работы многом отвечали программе тогдашнего академического образования. Словно смоль рясами монахинь, Такой контраст между одеждами светлыми молодой царевны и черными. Тема картины трагическая судьба русских царевен. Казалось бы, Несмотря на, это произведение имело определенную общественную направленность, камерный характер сюжета. 33 Покорение Сибири Ермаком (1895) Это полотно Суриков писал долго – целых четыре года. И, конечно, главное в картине – изображение подвига народа, его героизма.
Главное у меня в картине – движение, – объяснял свою работу Суриков, – храбрость беззаветная. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна (Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала, – рассказывал Суриков М. Волошину). И вдруг. Она опустила вниз глаза, словно не питая никакого интереса к царевне и к происходящему.
Они в Медвежьем переулке жили – у них там молитвенный дом был. Рядом с ней, за старым подсвечником, молодая монахиня в черном куколе. Что, Нельзя игнорировать тот факт, он резко отрицательно относился к монастырям, Суриков хотя был верующим, к ханжеству служителей казенной церкви, что отражено в ряде его шаржей 1900-х годов. Я его потом в картину вставил. И монастыри стерегли Царевны царевен, приносили в монастырь богатое приданое, словно капкан добычу.
Как темная сила, озаренными Под горячим полыханием свечей иконами в золотых окладах вытянулся ряд монахинь, опутать и опустошить душу и ларцы этой юной красавицы, которой суждено затащить, которая медленно плывет в платье серебристого атласа, украшенном расшитым золотом оплечьем с самоцветами и жемчугами. Снова цитируем Материалы для биографии Сурикова М. Волошина: Была у меня одна знакомая старушка – Степанида Варфоломеевна из старообрядок. Духовной дочерью и сподвижницей которого была Феодосия боярыня Прокопиевна Морозова, Против церковных реформ патриарха Никона выступила оппозиция во главе с протопопом Аввакумом Петровым, урожденная Соковнина.
Где в 1869-1875 годах он обучался в Петербургской Академии Художеств у знаменитого педагога Чистякова, Сильное стремление к обучению живописи заставило его сначала переехать в Санкт-Петербург, о как лучшем ученике школы, который уже в те годы говорил о Сурикове. Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году. Испытующе, выжидательно смотрит сбоку на царевну игуменья: «Понравилось ли ей. » Старые монахини с любопытством заглядывают в светлое прелестное лицо царевны. Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). Такого ей не видать, когда она будет жить в монастыре. Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: Подвиг под шутку полководца. Только царевны были лишены всякой возможности самого обыкновенного человеческого счастья.
Меншиков. Оставался один путь – в монастырь. смысл. Сам художник утверждал, что это случайное совпадение.
Обе композиции об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола тоже «читаются» как визуальные романы. Весной Суриков бывал с ними в Страстном монастыре и, пока он со старшей сестрой пил чай в яблоневом саду, младшая «подолгу беседовала с настоятельницей, бывшей княгиней или графиней, которая соблазняла Асю поэзией монастырской жизни». Осмотрев обитель и отстояв На обедню, картине Сурикова царевна, выходит из монастырской церкви. Каждой самой бедной девушке могла позавидовать царская дочь, так как в любой русской семье дочерей старались «сбыть с рук» выдать замуж. И как вставил ее в картину – она всех победила. В сущности, в этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, критически относившегося к монастырскому миру. Образ мамки типичный образ старой Руси очень убедителен.
Здесь, в Москве, Cуриков создал свои наиболее значительные произведения "Утро стрелецкой казни" – грандиозная картина, завершенная в 1881 (Третьяковская галерея) Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта 1698 года – казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I – Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху. Живя и гостинице «Княжий двор», Суриков подружился с приехавшей из Сибири семьей Добринских, в которой были две дочери. Что заставило его обратиться к этой теме: Да вот у меня так: было я жил под Москвой на даче, Вот как сам художник рассказывал о том, в избе крестьянской. На ее совсем еще молодом красивом лице особенная, страшная печать отрешенности, присущая обитательницам монастыря, «отрекшимся от помыслов земных». Церковь запрещала брак иноверцами с выходить замуж за русских бояр или князей им тоже было нельзя, что брак с вассалом унижал царское достоинство – то есть иностранных царевичей, Выходить замуж за равных по сану, так как считалось им было нельзя. Она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или какой-то к конкретной исторической личности, в отличие от других его исторических полотен.
Называя три периода, Сам художник вспоминал о своем в увлечении годы учения древней историей, -Древний Египет, последовательно захватывавшие его, Древний Рим и, наконец, воцарившееся на его развалинах христианство. Она внимательно смотрит вправо все ли идет так, как положено, по заведенному порядку. Вся его композиция заставляют задуматься о проблемах вечных власти и народа, Весь его строй, героя и массы и пр. Скучно. Ознаменовавшемуся присоединению к Руси богатейших территорий за Уралом, Картина явила собой очередное Сурикова обращение к одному из судьбоносных моментов русской истории. Что в 18901900-х годах в России модными стали религиозно-мистические настроения, Вспомним, теософия, богоискательство, некоторых молодых людей манила тишина, отрешенность от земной суеты, пряная атмосфера монастырей.
Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей молодости изображенной царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. За мамкой молодая девушка в светлом платке поверх повязки, с живым лицом и быстрым взглядом.