Поэтому мой ответ – СТЕПАНу РАЗИНУ знаменитый художник Суриков и посвятил свою картину. Картина, которую написал великий живописец Василий Иванович Суриков называется "Степан Разин". Следовательно и посвящена она известному бунтовщику (он также был известен, как Стенька Разин). С 1670 по 1671 годы Разин являлся предводителем донского казачьего восстания.
Он убрал персиянку персонаж случайного приключения, на который так падка мещанская публика, хоть в народе на века осталась жить песня «Из-за острова на стрежень». А тут еще и в крестьянской среде недовольство уже достигало своего предела, Он не с мог этим смириться. На погибель. Вот и гребец в черной шапке потерял в картине что-то неуловимое.
Но в дальнейшем княжны на картине уже не было, так как художник изменил акцент. Она подчинена диагональной композиции – плывет из правого нижнего угла в левый верхний. Не случайно самая интенсивная работа Сурикова над «Разиным» совпала с революцией 1905 года, когда русский рабочий класс от стихийных действий перешел к сознательной политической борьбе. Запечатленный момент поднятых весел вверх и напряженного паруса делает ладью внешне схожей с огромной птицей в полете. На фоне гребцов и паруса сидит, в центре картины, главный – герой Степан Разин, погруженный в свои думы. Поднятые в данный вверх момент весла в сочетании с натянутым парусом придают ладье символическое сходство с птицей в полете. Между двумя группами сидит Степан. Но этот сюжет, так же, видимо, как и «Последние минуты Павла I», был чужд Сурикову, как остродраматический момент, бьющий на внешний эффект.
И все же успокоенность эта не была старческой, а раздумье бесплодным. «Стенька» давался ему, пожалуй, труднее, чем что бы то ни было. Те, объединенные общим делом, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые деньки и казачью вольницу носу на – гребцы, напряженные и уставшие – что на корме, Условно они разделены на 2 части.
При чем писал ее с – натуры собственной супруги, На первых эскизах Суриков писал персидскую княжну. Как и в Разине, в нем самом, словно затишье перед грозой, раздумье и и покой были тревожными. Гребец на редкость удался художнику. Картина В. Сурикова «Степан Разин» до краев наполнена простором, воздухом и светом. Тем опаснее для художника, Но чем глубже входит песня в жизнь народа, впасть в работая иллюстративность, над той же темой, грозящую тривиальностью.
Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо. На плаху. Взмахи весел буровят воду. «плывет с набега вольная дружина – обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, Я. Минченков, так описывает видимо, она где была показана, со слов автора ее содержание. Суриков считал, что его «Стенька» приходит вовремя и радовался этому. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 190910 годах) мы уже не найдем никакой «иллюстративности» от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции.
Бушевали рабочие, Бушевало студенчество, открытая политическая борьба народа царской с властью все разгоралась. И каждый взмах дает полет стругу, а ветер помогает, натягивая парус. Дальше открываются бескрайние волжские просторы. Везет отбитое в Персии и у купцов добро.
Выражение лица Разина составляло главную заботу художника. Картина была написана мастерски. Стенька Разин это понял так, что царский режим хочет лишить казаков вольницы, подавить их, поставить на службу, как войсковую часть. Видно, в нем самом появилась потребность в успокоенности и раздумье. Второй раз так написать невозможно. Перед ним – музыканты, в окончательном варианте картины Степан Разин в изображен огромном струге.
Василий Иванович уходил с утра в мастерскую, но работа не двигалась. На улицах то и дело появлялись демонстрации, разгоняемые полицией. Песни и разгул. Кто на веслах играет кто на музыкальном инструменте, кто выпивает – кто спит, Вокруг него – казаки. Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом он создан был по мотивам известной народной песни. Новая тема требует нового письма, а у Сурикова оно осталось тем же».
В очерке его головы, облике могучем Разина, крестьянина или рабочего, в выражении глаз художником была гениально схвачена сущность русского трудового человека, охваченного революционной страстью и готового преодолеть все преграды. Довольные походом и богатой наживой, казаки радостные и хмельные. «Стенька» проходил сложную эволюцию своего воплощения. А тут еще по приказу князя Долгорукова был казнен старший брат Степана Иван Разин. Как быть, а думы его нелегкие, какой путь выбрать, куда дальше, плыть-идти отразились на его челе. Ибо форма у него полном в соответствии с идеей, Его техника своеобразно-гениально-мастерская, тревожит мысль, не оставляет места спокойному созерцанию, будит чувства Но что хорошо для трагедии, то неуместно в элегии.
Как сделать вольным русский народ, Один Степан Тимофеевич далек веселья от задумался думой. Когда русский рабочий класс от стихийных действий перешел к сознательной политической Не борьбе, случайно самая интенсивная работа Сурикова над «Разиным» совпала с революцией 1905 года. Окрашивая мягким пурпурным светом все бескрайнее пространство Над картины, горизонтом занимается заря. О чем они. В струге среди сподвижников хохочущих Разина сидела персидская княжна, в самых первых набросках карандашом и углем была целая флотилия.
Сознательно или бессознательно, Для достижения и силы глубины он, подчеркивал важные для него, но необычайно художественно, существенные черты. Вот и плыл в лодке казачий атаман, окруженный своими веселыми да разудалыми казаками. Писал вдохновенно-грязно, художественно-неряшливо. Создавая образ могучего русского человека, Выражая надежду и чаяния своих революционных современников, художник в и этот раз остался верным исторической действительности. Пока еще на картине революции ничего не предвещает. Под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, Едва скользит по Волге лодка и та дума легла над всем широким раздольем Волги».
При этом история картины очень интересна. Таким увидел Суриков Степана Разина. Но Суриков отказался от батальных сцен. Эти думы значительны, великие думы атамана. Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан.
Вряд ли о себе и своей судьбе. Поют, На корме бражничают четверо есаулов, смеются играют, стараясь развлечь Степана, а на носу, раскачиваясь, плавно работают гребцы, вскидывая весла. На что обрекают тех, кто им верит и за ними идет. Сделанном карандашом и тушью, На рисунке, но чрезвычайно лаконической манере, хотя и в живописной, нет никаких которые подробностей, бы подчеркивали, что изображен человек XVII века одежда казака и высокая казацкая шапка едва обозначены быстро наброшенными штрихами и однако каждый зритель, бросив взгляд на изображение, почувствует себя перенесенным в далекое время, когда струги Степана Тимофеевича Разина плыли по объятой крестьянским восстанием Волге. С сосредоточенными лицами, Гребцы в напряженных позах, которое придает ускорение судну, погружены всецело в действие. Назревающее недовольство народа жизнью, в окончательном варианте можно картины прочувствовать неспокойную социально-политическую обстановку в России, вызревающую революционную ситуацию.
Искажал перспективу, тискал в сплошную кучу толпу. Василий Иванович любил его так же, как любил голову Морозовой начетчицы. Степан Разин на рисунке 1910 года это прежде всего человек своей эпохи. По широкой Волге-матушке реке стремительно движется ладья большая под парусом и с четырьмя парами весел. Погруженный в нелегкую думу, Посредине ладьи на коврах возлежит сам атаман, поза выдает напряжение бдительность и лицо его серьезно. Отливающей перламутровой волной под светом, рассеянным Струг уходил от зрителя в ширь и даль Волги. Да и легкая полоска горизонта вдали тоже как будто ограничивает это вольное лодки движение от весел гребцов. Опершись о седло, Он полулежит, словно разделяя надвое эти и группы отвечая за все их поступки и мысли.
Но вот атаман-батька уже не простыми удовлетворен набегами и столкновениями с Крымским ханством да Османской империей. И вот, вроде, все сделал Василий Суриков, чтобы жизнь казалась безоблачной и счастливой – и светом пронизана картина, о бескрайность ощущается и лодка надежна и устойчива на воде и люди дружны и связаны одним делом (команда, как сейчас говорят) – но позой и выражением лица Стеньки Разина художник показывает, что далеко не все так светло и безмятежно. Ни один образ в произведениях Сурикова с такой силой не перекликался с современностью, как образ Разина на рисунке 1910 года. Он устал «воевать». Переписанное с этюда, Часто в больших картинах лицо, к ближе задуманному, либо лучше, либо хуже.
Страстность темы, глубина чувства необычайно выигрывали от этого. Словно Степан сам всеми помыслами с теми и такое тревожное и хмурое у него лицо, а не с теми, кто трудится за его спиной, кто верховодит, пьет, да бражничает удаль свою показывает. С мирным всплеском четырех пар весел и с беззаботным ветерком, Это настроение в полулежащего лодке Разина было взято в сильном контрасте с рассеянным затишьем над глубокой гладью реки, пружинящим парус над буйной Стенькиной головой. Смуглый юноша южного типа был написан в профиль. И в этот раз Суриков вышел победителем, решив труднейшую творческую задачу. Куда плывут они.
Особенно – молодого, Лица гребцов-казаков мужественны и красивы, с воротом. ю раскрытым мзображенного почти в профиль. Золотистый свет струится с вечернего неба. Художник отказался от него, как от несуриковской трактовки исторических событий. Художник работал над картиной долгое – время первый эскиз к ней появился еще в 1887-ом году.
В самом начале работы над картиной, То есть раньше, если то впоследствии цели изменились, он хотел просто показать сюжет из жизни вольного казака атамана Стеньки Разина. Когда рабочие и крестьянские восстания сотрясали прогнивший строй, то время, художник создавал могучий образ того, когда по улицам шли революционные демонстрации с красными кто знаменами, один из первых поднял восстание в защиту угнетенных крестьянских масс. Лицо его, похожее на лицо античного юноши, выражало тревогу, ожидание, ненависть и тоску. Годы, когда Суриков работал над «Разиным», были временем первых шагов русской революции. И отсюда все его опасения, раздумья и тревоги. Работа Сурикова над эскизами к картине «Степан Разин», поиски образа крестьянского вождя были не только размышлением художника о судьбе народного восстания, происходившего в далеком прошлом, но и раздумьем о революционной современности. Сегодня я лоб написал Степану, правда – закончив работу, Однажды, теперь гораздо думы больше в нем, он сказал знакомому художнику.