Как он уехал, мне и захотелось попробовать. Художник не соблазнился изобразить какой-нибудь жестокий эпизод её жизни, например, пытку. Возвращаясь с семьей из Красноярска в Москву по Волге, Первый эскиз на эту тему Суриков написал в еще 1887 году. Меншиков. Заслуга его в том, что он сумел угадать талант Сурикова в самой раненей стадии его развития, горячо в него уверовал, много работал со своим учеником.
Во время поездки Василий Иванович изучает творчество известных европейских живописцев. Гребнев, учитель живописи в приходском училище. сразу все пришло – всю композицию целиком увидел. Поразившего современников, Один сюжетов из истории раскола лег в основу написанного Суриковым шедевра – шедевра. Начинал Суриков с изучения исторических материалов и этюдов с натуры Одновременно Суриков выбирал место действия и писал памятники архитектуры на пленэре в конкретных природных условиях. Он специально съездил в Швейцарию, Верный своей живописной практике, чтобы собственными глазами увидеть декорации живые своего полотна, в Альпы.
И как вставил ее в картину – она всех победила. – тем более что сам Меншиков был типичным петровским выскочкой, гениальным пассионарием. Дрезден, Суриковы ехали через Берлин, останавливаясь каждом в из этих городов для осмотра картинных галерей, Кёльн. В Париже Суриковы живут больше двух месяцев, а затем уезжают в Италию.
И Елизавета Августовна очень любили органную музыку и часто по воскресеньям приходили в костел Святой Екатерины на проспекте Невском слушать хоралы Баха и Суриков исполнявшиеся во время мессы. Уже в 1881 году, едва завершив работу над «Стрельцами», он создал первый эскиз картины «Боярыня Морозова» исполнение которой Суриков, хорошо осознавая всю сложность поставленной им перед собой творческой задачи, временно отложил, а для того чтобы, как он сам выразился, «отдохнуть», «Меншикова начал». Без наставников, Первая самостоятельная работа Сурикова изображает петербургский появляется пейзаж, в 1870 году, который сильно впечатлил художника при знакомстве с городом.
К Боярыне Морозовой сохранилось тридцать пять эскизов, Так, десять – к Разину, Степану одиннадцать – к Покорению Ермаком Сибири. Они в Медвежьем переулке жили – у них там молитвенный дом был. Было найдено много интересных образов, но вот самой Морозовой не было. Вместе с тем особое уделено внимание влиянию световоздушной среды на цвет и форму предметов. Что позволило Сурикову в 1899 году свозить дочерей на Кавказ, Картину приобрел император двадцать за пять тысяч рублей, 1900 году, а в следующем, – в Италию.
Которые преподавал Николай Васильевич Особенно Гребнев, важное значение для будущего художника имели уроки рисования. Потом вдруг слышно, как из пушки выпалит, это значит, какая-нибудь глыба рассыпалась. «В восемьдесят первом году поехал я жить в деревню в Перерву. И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. Сурикову помогли знакомые московские старообрядцы. Находясь за границей художник пишет картины «Собор Св. Его ближайшей сподвижницей была Федосья Прокопьевна – Морозова главная героиня картины Сурикова Боярыня Морозова. Изображая Ермака и его соратников, Суриков писал отнюдь не «историческую баталию», но, как всегда, «остановив» драму на предельно высокой точке ее напряжения, он показал казаков, сплоченных вокруг своего предводителя, спокойно делающими свое воинское дело, покоряющими Сибирь совсем не ради захвата новых земель, но для того чтобы обезопасить с востока границы русского государства.
И выйти нельзя дожди. Он писал им из Астрахани: Это какая-то Венеция или Неаполь. Суриков населил историческое полотно живыми людьми, Не изменяя своим правилам, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы, которых он встречал Сибири в и в Москве. Образ Меньшикова художник увидел в угрюмом незнакомце на улице (это был учитель математики Невенгловский). Особенно выделяется стрелец в красной шапке.
Картина была выставлена на передвижной XV выставке в 1887 году и вызвала живейший восторг всех присутствовавших на открытии. И в поездке Суриков много работал. Получал награды как за рисунок с натуры, 7 Кадр Учился Суриков с так увлечением и за живописные композиции. Что он практически перестал писать и уехал в Сибирь, Горе художника было велико, столь чтобы остаться там навсегда. Которая не захватила его, Суриков мечтал поскорее закончить работу в храме Христа Спасителя, материально стать независимым и жениться. Княгине Урусовой, Позже Суриков читал протопопа письма Аввакума к ней и ее родной сестре, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев.
Пир Валтасара и статья о нем были помещены в журнале Всемирная иллюстрация. Останавливаясь, Суриков вновь обратился к национальной истории, не на периодах остродраматических социальных противоречий, однако, а на событиях, в которых проявлялись героический дух и единство мощь русского народа. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. В которой впоследствии достиг высокого совершенства, Благодаря Гребневу Суриков техникой овладел акварельной живописи. Надеюсь привезти для начала работы кое-какие материалы.
Ее оздоровительный эффект, высокую результативность и гуманность подтвердила практика. Я заберусь в угол, да и вою. Написанная в единой, Картина, прекрасно передающей атмосферу осеннего сумрачного дня, очень красивой и благородной колористической гамме, влажный воздух над Иртышом, была представлена на XXIII передвижной выставке в Петербурге. И Суриков смог наконец-то осуществить свою заветную – мечту поехать на родину в Красноярск со всей семьей, 23 Кадр Третьяков купил Боярыню Морозову за пятнадцать тысяч рублей.
На картине много детей. Там он поступил в Петебургскую Академию. Суриков говорил, что композиция – это математика. Смелую, в 1874 году Суриков эскиз написал Пир Валтасара – яркую, совсем не ученическую работу, выразительную. Фотография 1906 г. 35 Посещение царевной женского монастыря (1912) Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова.
Познакомились они еще в Петербурге. По хронологии изображаемых в них событий первой должна была бы стать «Боярыня Морозова» (середина XVII века) и лишь затем «Утро стрелецкой казни» исторический петровский поворот картина «Меншиков в Березове» является ее завершающим звеном, ведь опалой и ссылкой Меншикова, по сути, заканчивалась эпоха Петра. И вдруг. Гребнев давал Сурикову копировать гравюры с картин старых мастеров. Меншиков. Весь узел композиции.
Заставив его позировать в прямо снегу, Юродивого он писал с продавца огурцов, смазав ему ноги водкой. Тициана, Веласкеса – Веронезе, Интерес современному к французскому искусству не мог затмить искреннего восхищения Суриковым картинами великих итальянских и испанских мастеров. 31 Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. 36 Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году – в столетнюю годовщину изображенного на ней события. Переходил из класса в класс с наградами и 1861 в году блестяще окончил училище, Он учился отлично.
Он боялся реакции матери на известие – женится что на француженке, Суриков ничего не сообщил родным в Красноярск. Сурикова Боярыня Морозова повествует расколе о в русской православной церкви в середине XVII столетия. При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи. Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». Суриков с головой ушел в работу над Утром стрелецкой казни.
– писал И. Репин П. Третьякову, купившему полотно у Сурикова прямо на выставке за восемь тысяч рублей. Такой подход лишал их налета музейности и превращал в живую архитектуру того настоящего. Измученное лицо озарено горящим взглядом не сломленного пыткой человека. При написании этого полотна художник использовал тот же метод что и при написании «Утра стрелецкой казни»: задуманные образы Василий Иванович тщательно изучил, а затем обратился к поискам натуры. Кончаловские были в восторге от картины.
Боярыни Феодосии Морозовой, Речь идет об аресте и заточении после пыток в 1571 году в Боровский одной монастырь из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума. И изображена здесь не драма, а веселая народная игра, разудалая молодежь, девушки румяные, кровь с молоком. Скорее всего, а живописную тему подсказала Сурикову увиденная как-то ворона с отставленным, сидящая на перебитым снегу, крылом. Чернобородого стрельца, сидящего в телеге, Суриков писал со своего дяди С. В.
Особенно попик с ехидной ухмылкой беззубого рта и подвыпивший купчик. А царевна Софья, Молодой царь Пётр I был за границей, наобещала стрельцам хорошей жизни, рвавшаяся к а власти, потом предала их. Картина вышла живой и выразительной. Он ответил: Благодарю за честь выбора, но согласиться не могу. Здесь вот все мне и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел. Дома его ждала «Боярыня Морозова». – Да чтобы я, говорю, так душу свою продал.
Группы, Много и упорно работал Суриков над композиционным каждой построением фигуры, меняя ракурсы и повороты. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10 годах) мы у же не найдем никакой иллюстративности от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Городок снежный. 10 Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887 обе Третьяковская галерея). Дождь идет и работать нельзя. Картина была выставлена на XI выставке в передвижников 1883 году и была приобретена Третьяковым.
Могучая картина. В Академии Суриков учился с большим увлечением. Суриков с большим азартом следил за тем, как один за другим молодые всадники пытались, преодолевая людской заслон, «взять» крепость красивую постройку чуть ли не в рост человека из плотного снега стену с зубцами и ледяными пушками. Сравнительно недолгая (всего около семи месяцев) поездка была весьма напряженной. Скучно.
Я знал, что нельзя, а хотелось знать, что получилось бы. Сейчас кинулся назад в Перерву». Многое изменить в церковных книгах, поклонах, двоеперстие заменить троеперстием – человек властный, Патриарх Никон, высокомерный обрядах и жестокий решил реформировать церковь. Включив в композицию толпу – римских воинов и горожан, Суриков расширил напряженно тему, слушающих вдохновенную речь Павла. А «началась» картина «Меншиков в Березове», как всегда, с суриковского «озарения». Сам художник утверждал, что это случайное совпадение.
Мне хотелось создать образ Суворова как легендарного русского полководца, не знавшего поражений. Боярыня не сдалась, Претерпев за старую веру, – в 1675 она года погибла от голода в земляной тюрьме, мужественно и твердо донеся свой крест до конца. 11 Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре.
Потом для контраста художник её изменил образ, 22 Кадр Первоначально одежда сестры Морозовой была простой и неброской. Образ самого народного героя, Их поразили сплоченность и бесстрашие небольшого отряда Ермака, не воля момента, чья воля – непреклонная воля, а неизбежности, огромное татарское войско, человеческий муравейник, точно и выразительно написанный Суриковым. Лошадей хворостинами – чей конь первый сквозь снег прорвется.
Для Степана Разина в картине были даже сшиты кафтан, сапоги, шапка. В Сибири традиционно жило немало раскольников. Их стали называть раскольниками или староверами. 27 Кадр Зимой 1891 года картина «Взятие снежного городка» была показана на очередной выставке ТПХВ.
Её правая рука с двуперстным знамением – это знамя раскола, символ истинной веры. Первый раз ему пришлось вчера вылить свою душу человеку, вполне ему сочувствующему. Исследователи творчества художника (в первую очередь В. С. Кеменов) справедливо считают, что в него Суриков вложил особенно много личного. «Две итальянки», Петра в Риме», «Улица в Риме», «Помпея», «Римский карнавал», «Миланский собор», «Колизей». Каждое лето с 1900 по 1907 год художник проводил то на Каме, то на Волге, то на Дону, то в Сибири в своем обычном искании натуры.
Которая послужила моделью для младшей Меншиковой, Также на улице же повстречал Суриков девушку. В 1907 году картина была выставлена, но после того вновь переделывалась» (Я. Как сделать вольным русский народ, Один Тимофеевич Степан далек от веселья задумался думой. Осенью 1895 года Суриков сообщал брату: Я задумал новую картину писать. Что он еще тверже, Главный же результат его первой поездки в Европу состоял в укрепился том, в своем стремлении работать над сюжетами из русской истории, чем прежде. Постепенно Суриков освоился с обстановкой школы. Плачут от страха дети, Наступила скорбная минута прощания с родными: онемела горя от старушка – мать, глубокое на всех, рыдает молодая жена: «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое.
Тепин). На художественные способности мальчика первым обратил внимание учитель рисования Красноярского уездного училища Н. В. Счету, Она предполагает не только быстрое обучение чтению, грамотности, письму иностранным языкам, математике, анатомии, географии, экологии, музыке, но дает и мощный толчок к саморазвитию ребенка.
В кошеве, на спинку которой накинут богатый ковер с букетами, спиной к зрителю, в горностаевой пелеринке сидит двоюродная племянница художника – Доможилова с ней рядом, в темной шубке, опустив руку в муфте на спинку саней и повернувшись в профиль, – красноярская молодая попадья (с нее был написан этюд Сибирская красавица). В санях так же видна фигура брата. Я очень много думал над этой картиной. Жена художника стала прообразом дочери Меншикова Марии.
Большой золотой медали, Правда, Суриков по окончании Академии не получил, гарантирующей заграничную стажировку, что вызвало его возмущение мастера П. Чистякова, уже тогда прозревавшего великую будущность своего воспитанника. А позолоченную вышивку сарафана – простая верёвка. Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей молодости изображенной царевны и ханжества подчеркнутых и фальши монахинь. Но все никак не мог подобрать единственно его нужное выражение, Он давно уже выписал в подробностях толпу и архитектурные детали. Он ещё полон борьбы, азартом Его горящий взгляд перекрещивается со взглядом царя, несмотря на связанные руки и колодки на ногах. Он приобрел Меншикова за пять тысяч рублей, что дало возможность семейству Суриковых совершить долгожданную заграничную поездку.
Краски ее зимы, Мне хотелось передать в картине своеобразной впечатление сибирской жизни, удаль казачьей молодежи. Слезы глаза застилают. Так что Суриков случайно попал в точку, в это время праздновалось 300-летие покорения Сибири и открытие железной Транссибирской дороги, оказавшись в неловкой для него роли официального живописца. 29 Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора и сосланного вместе с семьей в далекий Березов. Суриков долго работал над композицией Суворова.
Золото-промышленник П. И. Кузнецов вызвался помочь художнику и отправил его в Петербург. А тут как раз нянька в комнату вошла, – как увидела, так без чувств и грохнулась. Он сделал героем полотна солдатскую массу, Поместив Суворова в левый верхний угол, при внимательном рассмотрении распадающуюся на великолепных ряд выписанных психологических типов.
Так появилась эта единственная по своему характеру в творчестве Сурикова картина (1891, Русский музей). Учитель рисования Н. В. Гребнев и золотопромышленник П. И. Кузнецов, не сумевший согнать со своих бумаг нарисованную Васей муху, давший немалую сумму денег на учёбу в Академии художеств он – первым заметил одарённость подростка губернатор П. Н. Замятин, Три человека решили судьбу Василия Ивановича. 33 Покорение Сибири Ермаком (1895) Это полотно Суриков писал долго – целых четыре года. Снова и снова искал художник. Оставался один путь – в монастырь. Посвященной 200-летнему юбилею Петра 1873 I. Лето года Суриков проводит в Сибири, в 1872 году Василий Иванович пишет несколько картин для выставки, на промыслах в Минусинской степи, где живет в имении своего мецената Кузнецова.
Бархат шубы пересекает железная цепь с оковами. 8 Кадр На конкурс на большую золотую медаль Суриков представил картину «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста» В картине изображено столкновение христианства, римского язычества и иудаизма. Марию, Старшую дочь Меншикова, для сына Меншикова позировал сын знакомых – Шмаровиных, Суриков писал со своей Елизаветы жены Августовны. Волосы у них чудные, глаза лучатся улыбкой. Лето дождливое было. Венчание состоялось 25 января 1878 года во Владимирской церкви в Петербурге. Но все было тщетно. Известна история, Ее лечили лучшие профессора Москвы, что тот приходил к его жене побеседовать о смерти, как спустил Суриков с лестницы ЛН. Толстого за то.
Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). По воскресеньям он брал с собой Сурикова за город, на этюды. Что если зеркально повернуть картину, 20 Кадр Интересно, что едут сани быстрее, покажется. Подвиг в этой фразе – ключевое слово.
Ольгу и Елену – когда Утро картина стрелецкой казни предстала перед публикой, к 1881 году, полон творческих планов, Суриков был молод, счастливо женат и имел двух дочерей. Что отношения между художника матерью и его женой не сложились Елизавета Августовна тяжело заболела, Сказалось и то. В этой тайне меня особенно убеждают старые итальянские и испанские мастера. Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех.
В картине не достигнуто колористическое совершенство в изображении зимнего пейзажа, Общий тон слишком глуховат, какое присуще было Боярыне Морозовой и Взятию снежного городка. Картина экспонировалась на Академической выставке года 1870 и была приобретена золотопромышленником Кузнецовым. Отличающая ее от других шедевров этого ряда, у картины есть одна особенность, толпы, в – ней нет народа, массы, выступающих непременным живым фоном других суриковских работ. Пришел Суриков, Есть свидетельство Натальи Поленовой, уже две недели живущий тут без всякого знакомства – что в уже свой первый приезд в Париж Суриков видел и оценил картины импрессионистов. Ничего, брат, мне не нужно теперь. В Париже художник с семьей задержался надолго. Полученные от продажи больших двух полотен, Средства, позволили Сурикову совершить путешествие в Европу.
Раскольники были глубоко убеждены, Защищая старую веру, они что защищают общенародные святыни. Но методика обучения этого российского учителя и воспитателя гораздо глубже. Художник в конце концов остановился на вертикальном формате, Выполнив несколько вариантов, композиционных абсолютно необычном для батальных произведений. Летом 1888 года к Сурикову приехал брат Александр.
Однажды, когда В. И. Художника поразил контраст сизо-черного, геометрически правильного пятна со сверкающим и переливающимся всеми оттенками розоватого, голубоватого и фиолетового снега. Чего говорить, я хожу как в тумане. Тема картины – трагическая судьба русских царевен. Суриков долго уговаривал недоверчивого упрямого Кузьму позировать.
Жанр исторической живописи в XIX веке был очень популярен. В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году. Василий Иванович с дочерьми выехал на этюды в Верный Швейцарию, своему принципу всегда работать с натуры. Эхо бесконечное, – сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату.
Они посетили Милан, Флоренцию, Неаполь, Рим, Венецию, Помпею. Она напоминает издали дорогой разноцветный ковёр: бархат, Картина огромна по размерам и прекрасна по колориту, вышивки шёлком и серебром на нарядах барышень: и резкое, парча, трагическое чёрное, пятно в центре картины, оно делит толпу надвое. Нестеров вспоминал:. Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: Подвиг под шутку полководца.
Он с удовольствием собирал материалы – искал для лица толпы на картине, Василия Ивановича идея увлекла. Созданная Иваном Грозным для несения Это пограничной, царская армия, гарнизонной службы и подавления внутренних мятежей. И вновь гениальным чутьем «угадал» художник самую суть событий далекой старины. Но вряд ли перед нами полотно исполненное в жанре семейной драмы.
Красиво и гладко выписанные – картины на исторические темы, Как правило, они чем-то театрализованные напоминали постановки на исторические темы, выстраивались по всем канонам классического искусства. Выразившее его тогдашнее в состояние, 1888 году потрясенный смертью жены художник создал полотно Исцеление слепорожденного Иисусом Христом. Выставлял свои картины ученических на выставках, За время обучения художник неоднократно получал денежные вознаграждения за программы. В Снежном городке я написал то – в беседе с Сергеем Глаголем, Сам Суриков, что я много сам раз видел, так рассказывал о своей картине. Толпа вышла выразительною и яркою, – я это чувствовал.
Сострадание, На лицах женщин жалость, нищая старушка на коленях, сочувствие, юродивый с двуперстием, он один не боится выразить единодушие с крамольной боярыней, о которой представители её сословия что говорили, она для них страшнее Стеньки Разина. Вся его композиция заставляют задуматься вечных о проблемах власти и народа, Весь его строй, героя и массы и пр. Брат живописца, Александр Иванович Суриков, ему подсказал тему этой картины, пытаясь помочь. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь. Так как семья жила крайне бедно, то не могла обеспечить дальнейшее образование. Тебе скажу под строжайшим секретом: Переход Суворова через Альпы. И вот приехала к ним начетница с Урала – Анастасия Михайловна.
Вот и представить не могу, жизнь моя надломлена что дальше будет – Саша, Он писал брату Александру. Показал его как протест против насилия, Суриков глубоко раскрыл в исторический ней смысл раскола в народной жизни, нетерпимости представителей власти, жестокости. Работалось Сурикову легко, как никогда раньше и картина вышла радостная, задорная. 30 Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. Все портреты он прикреплял к холсту и смотрел «приживаются» ли они на картине. О котором впервые задумался еще в 1887 году и даже исполнил красочный эскиз на известный широко сюжет Стенька Разин и персидская княжна, Вскоре Василий Иванович вернулся к одному из старых своих замыслов к образу Степана Разина, от которого впоследствии полностью отказался. Духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, Против церковных реформ патриарха выступила Никона оппозиция во главе с протопопом Аввакумом Петровым, урожденная Соковнина.
Но веселая народная в забава, картине показана не драма, красавицы-сибирячки в ярких праздничных нарядах, молодые наездники. Едва завершив работу над «Стрельцами», Уже в 1881 году исполнение которой Суриков, он создал первый эскиз картины хорошо «Боярыня Морозова», осознавая всю сложность поставленной им перед собой творческой задачи, временно отложил, а для того чтобы, как он сам выразился, «отдохнуть», «Меншикова начал». Первым наставником Сурикова стал Н. В.
Как тюремная камера, Тесный, ее пластическая статика интерьер избы в первой картине и, напротив, широкий пространственный размах второй, доминирует где мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, суровой и красочной разноречивости. Государственный Русский музей, 36 Переход Суворова через Альпы (1899), что эту Санкт-Петербург картину, Так получилось, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году – в столетнюю годовщину изображенного на ней события. В том же 1895 году Совет Академии присудил ему звание академика. И жена с детьми.
Чем предыдущие произведения Сурикова, Переход Суворова Альпы через менее совершенен по живописи. Он уговорил Василия Ивановича на время переехать с детьми в Красноярск, чтобы оправиться после тяжелой утраты. Там фонари тогда рядом горели и на плошади – блики. Только не знал еще, как княжну посажу. И основная забота Василия о Ивановича детях отпала, в Красноярске девочек определили в гимназию. 14 Кадр Следующая картина Сурикова Боярыня Морозова переносит нас в эпоху русской раскола церкви – шестидесятые годы XVII века.
Я и о покупках забыл. Это полководец, о котором и песню сложили и сказку сказали. В картине, писанной с 1900 по 1908 год, сюжет разработан проще, тише, без буйства. К нему приехал Репин, Когда Василий Иванович уже заканчивал работу Стрельцами, над посмотрел картину и предложил написать хотя бы одного казненного. Ведь сколько времени я его искал. Подлинный XVII век, смотрел на зрителей с полотна – и грозный беспощадный, с картиной Сурикова было иначе.
А теперь, Тогда временно он отложил эту работу, по-новому увидел будущую картину, через тринадцать лет. Из поездки по Волге Суриков привез много этюдов и принялся за работу. Он часто посещал старообрядческое Преображенское кладбище искал подходящие женские лица. Казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного композитора (так его называли соученики по Академии) – 1874, в качестве примера приводим картину Пир Валтасара, 28 Утро стрелецкой казни (1881), которая – при всем своем бросающемся в глаза академизме – уже несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров. Пир Валтасара, Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической трилогии Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна Меншиков в Березове и Боярыня Морозова, оживляет сломившее событие, хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно. От немецких псов – рыцарей польской и шляхты, Ведь старая вера помогла Руси избавиться от татарского ига.
Песни и разгул. Как и всегда, позировали для картины близкие и знакомые Сурикову люди. Лицо Морозовой было найдено и, как вставил художник его в картину, оно всех победило. И, наконец, как и в случае с Меншиковым, – неожиданная удача. Что заставило его обратиться к этой теме: Да у вот меня было так: я жил под Москвой на даче, Вот как сам художник рассказывал о том, в избе крестьянской.
10 Кадр Свой славный творческий путь Василий Иванович начал картиной Утро стрелецкой казни. В толпе терялось, – признавался он. Немалую сложность для стареющего мастера представляла композиция картины. В избушке нищенской. Еще одна известная картина Сурикова на историческую тему – «Меншиков в Березове» (1881-1883).
Их лица выражают тревогу, смятение, страх., считаю для себя, как художника, свободу выше всего. Сам это видел, Художнику удалось достичь такой потрясающей силы – выразительности что не оставалось сомнений. В самый разгар торжественных поздравлений и официальных обедов из Красноярска пришло страшное известие смерти о Прасковьи Федоровны Суриковой.
Что через стену снежной крепости, Эта игра состоит в том, с зубцами и ледяными пушками и плотно красиво сложенной, должен грудью пробиться конь с всадником, которому препятствует не только высокая, чуть не в рост человека, стена крепости, но и со всех сторон окружающие стену люди, криком и хворостинами старающиеся испугать коня и заставить его свернуть в сторону. Он избрал такой момент, который ставил Морозову лицом к лицу с народом. Для всех остальных Суриков находил натурщиков. Даже самых знатных боярских родов, Выходить замуж за равных по крови и сану иноверцев им запрещала церковь соотечественники, так как стояли ниже на социальной лестнице, не тоже подходили им в мужья. От бытовых хлопот его освободила жена, Он был свободен наконец от материальных забот, в быту он всегда был крайне аскетичен и прост, впрочем.
Стрельцы, Действительно, дети их жены, матери, народ в картине, сочувствующий осужденным, написаны с большей выразительностью, царь чем Петр. Василий Иванович узнал где он живет и уговорил его позировать. Они неизменно отмечались премиями. Должно выйти что-нибудь и интересное. Везет отбитое в Персии и у купцов добро.
Василий Иванович писал в письме брату в Красноярск: Получил вчера твое скорбное письмо. Эта работа поставила художника с вровень теми, Показанная на 9-й передвижной выставке, кто задавал тон в тогдашней русской живописи. Все лицо мелко было.
Наконец-то помаленьку узнают, что я такое, – с гордостью писал он в Красноярск брату. Отчего создается впечатление, Художник срезал верх низ и полотна, а ее склон низвергается в бездонную пропасть, что гора уходит бесконечно высоко вверх. Думаю, завтра или послезавтра кончить этюд красками. Но Павел Третьяков первым увидел и шекспировскую трагичность Не картины, сразу и не всеми Меншиков в Березове был оценен по достоинству и ее необычайное колористическое совершенство. Открытых цветов, Художник избегал резкого света, солнечного серебристый холодок, предпочитая рассеянное освещение. Красивые, Это сильные, не пытками, сломленные мужественные люди, верящие в правоту своего дела. Староверы были преданы анафеме – церковному проклятию, протопоп Аввакум, казнили, возглавлявший это движение, был сожжён на костре многих – пытали, Начались жестокие гонения.
А В. Суриков уже трудился над следующим полотном картиной «Покорение Сибири Ермаком» (1895), которая, как всегда, потребовала от него огромных усилий поисков композиции, живописного решения, собирания этюдного материала. В качестве примера приводим картину Пир Валтасара, 1874, которая – при всем своем бросающемся в глаза академизме – уже несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров. Пир Валтасара, 28 Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической трилогии Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна Меншиков в Березове и Боярыня Морозова, оживляет событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного композитора (так его называли соученики по Академии). Помню, – как городок брали – – вспоминал Напомнили он, о себе здесь и детские впечатления художника. В сущности, в этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, критически относившегося к монастырскому миру.
Но Василию улыбается удача, его замечает меценат и красноярский промышленник Кузнецов. Восьмого апреля 1888 года ее не стало. 32 Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Прямым наследником которых – по праву рождения – всегда ощущал себя сам художник, в ходе этого горсткой сражения храбрецов, было разбито огромное войско хана Кучума. Это я по прежнему своему горю сужу. Она не имеет четкой привязки к какому-то историческому или событию к какой-то конкретной исторической личности, в отличие от других его исторических полотен. Запретив охранявшему её часовому разговаривать даже с преступницей, Морозову уморили голодом в земляной яме.
В избушке тесно было. Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной технологии Сурикова. 5 Кадр В 1870 году им была исполнена первая значительная живописная работа картина «Памятник Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге» 6 Кадр К двухсотлетию со дня рождения Петра Великого Суриков создал цикл рисунков для показа на Политехнической выставке 1872 года по заказу М. Сидорова, красноярского купца первой гильдии известного исследователя русского Севера, предложившего своего рода тематическое задание, цель которого состояла в том, чтобы напомнить потомкам об истинно прогрессивном смысле петровских преобразований. Темой для картины стало взятие в октябре 1582 года казаками Ермака легендарного столицы Сибирского ханства Кашлыка.
Известна фраза художника, касающаяся этого мира: Там фальшиво все. Но и того, До нас дошли далеко не эскизы все к его картинам, чтобы представить всю огромную подготовительную работу к каждому произведению, что осталось достаточно. Слева группируются, Композиция построена по диагонали, противники боярыни, по преимуществу, – справа сочувствующие ей – указывающей вектор движения саней и делящей полотно на две части. Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки. Сразу всю картину увидел.
Ознаменовавшемуся присоединению к Руси территорий богатейших за Уралом, Картина явила собой очередное обращение Сурикова к одному из судьбоносных моментов русской истории. Преодолев после поездки в Сибирь (1889-90) тяжёлое душевное состояние, Суриков создал полотно Взятие снежного городка (1891, ГРМ), запечатлевшее обобщённый образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья. Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось. Покорение Сибири Ермаком было закончено в 1895 году.
Скатываясь с отвесной ледяной По горы, замыслу художника войско обрушивается прямо на зрителя. Видевши теперь массу неизменяемое картин, наслаждение может доставлять, что только колорит вечное, если он непосредственно, горячо передан с природы – я пришел к тому заключению, Он писал Чистякову. В 1875 года Василий Иванович закончил Академию в звании художника.
С большим мастерством и любовью к созданному народным гением идеалу прекрасного передаёт Суриков облик площадей и улиц старой Москвы, заполненных толпой народа изображает одежду и утварь, вышивку, резьбу по дереву и т. п. В своих монументальных по форме картинах Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события. Что вы, говорит, сделали. В исторических картинах 90-х гг. Суриков примерял на себе одежду, Для того глубже чтобы почувствовать своего героя, на которой он предстает в облике Степана Разина, о чем свидетельствует фотография. Могучая картина. » так писал И. Е. Репин П. М. Третьякову, задумавшему приобрести это произведение, Сурикова часто упрекали за сочувствие к стрельцам в Утре стрелецкой казни. Была у меня одна знакомая старушка – Степанида Варфоломеевна – из старообрядок, Снова Материалы цитируем для биографии Сурикова М. Волошина.
И конь черный прямо на меня. Скриков вспоминал о Гребневе с чувством живой благодарности как о своем начальном учитиле. Было создано много эскизов. В 18911892 годах художник вновь побывал на родине.
Который тоже пережил смерть горячо любимой жены, это в время он сблизился с Михаилом Нестеровым. Ваяния и зодчества, в 1901 году Сурикова пригласили на должность преподавателя Московское в училище живописи. Главное у меня в картине – движение, – объяснял свою работу Суриков, – храбрость беззаветная. Оказавшийся брюзгливым и чудаковатым отставным учителем математики, Неизвестный и художнику пришлось пойти на разные ухищрения, долго соглашался не позировать, вплоть до подкупа прислуги. По обе стороны народ, а посреди снежная стена. Наконец долгожданный этюд был получен.
После свадьбы молодые поселились в Москве. Исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине Утро стрелецкой казни яркие – личности, Сурикова привлекают сильные, проникнутая страстью и фанатической убеждённостью подвижничества боярыня Морозова в одноименной картине, концентрирующие в себе бунтарский дух народа. А по матери родственницей приходилась декабристу Свистунову, Его жена Елизавета Августовна Шаре по отцу была француженкой. Как я ни бился, – рассказывал сам художник, – а лицо это мне не удавалось. Очень популярную в казачьей среде, Работа изображает старинную сибирскую игру, последний день масленицы, – в играли нее в прощеное воскресенье. Чем изображение эпизода жизни из этой необыкновенной женщины, Содержание картины гораздо глубже.
Я. Минченков, обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, где она была показана, так описывает – видимо, со слов автора – ее содержание: «Плывет с набега вольная дружина. Началась жестокая расправа: били плетьми, вешали, рубили головы. Со стороны жениха присутствовали только семья Кузнецовых и Чистяков. Плачет ведь – со слезами на глазах. Поднимая звучание цвета, Черно-коричневый фон ковра, резко отделяется нежных от оттенков снега и неба. Мне говорят: Стасов вас ищет.
15 Кадр Самую большую трудность для художника представляло лицо главной героини. Одна большая ладья, точно крыльями, поднятыми веслами рассекает волны и воздух. Его деятельность вызвала ненависть и активный протест многих верующих. Самый темный фрагмент – ее одежда Каждый герой рисовался по – несколько и раз у каждого был свой прототип, Самое светлое пятно в картине – иссиня-бледное лицо боярыни.
Что первые три картины своеобразно В. И. Сурикова связаны между собой сюжетами, Давно замечено, как звеньями одной цепи. Суриков расписал четыре фрески в Храме Христа Спасителя. Боярыня Морозова – центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию. Иду по Красной площади. Возил его за город, Гребнев много занимался с ним, где давал мальчику возможность рисовать натуры с акварельными красками. Открыв собой новый этап его творчества и она вылечила Сурикова от тоски, насыщенностью колорита, отличающийся полифонической композицией, в погруженностью народную стихию. Я его потом в картину вставил. К нему в гости пришел издатель Петр Кончаловский сыном с Петром, Суриков уже заканчивал Покорение Сибири, который увлеченно занимался живописью.
И бросился это он меня обнимать при всей публике. За картину «Милосердный самарянин» он удостоен большой золотой медали. В красноярском обществе уже стало известно о выдающихся способностях Сурикова. 15 Картина В. И.
Его итальянские акварели удивительно красивы. Уже в мае 1884 года Суриковы возвратились в Москву. Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895 «Переход Суворова через Альпы», 1899 «Степан Разин», 1903-07, все Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. Основанный на гармонии полнозвучных чистых красок, в его произведениях общий колорит, фактура и манера наложения красочных мазков служат важным средством передачи общего настроения, ритм пятен, цветовых атмосферы изображаемого события, психологическими характеристики персонажей. Из Франции Суриковы отправились в Италию. Он писал Александру: Льды, брат, страшной высоты.
Что мальчик у церкви грозит боярыне Сначала кулаком, кажется, он держится за окно и очень напуган, на самом деле. А вскоре он получил от французского извещение правительства о том, Весной того же года Сурикову пожалован орден Святого Владимира IV степени за картины Покорение Ермаком Сибири и Переход Суворова через Альпы, что Люксембургский музей в Париже просит художника продать картину на историческую тему. Впрочем, считать их принудительными не стоит. Я много снежных городков видел. Обе композиции об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола тоже «читаются» как визуальные романы. Картина словно разделена на 2 части. Эта богатая и знатная выступила женщина истовой сторонницей древнего благочестия и активной противницей нововведений. Ко всему как-то равнодушен стал.
Летом 1901 года Василий Иванович впервые выехал на этюды без дочерей. Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез, – признавался Суриков М. Волошину. В то время Суриков создает одну из первых своих работ «Плоты на Енисее».
Где Суриков проучился до 1875 Он года, оплатил ему учебу в Академии художеств в Санкт-Петербурга. Кроме сокровищ Лувра, Сурикова интересовало современное французское искусство. Рассказывал сам Суриков: Помню, на выставке был. Для Сурикова смерть жены была тяжелейшим ударом. Для сына Меншикова позировал знакомый Сурикову юноша. Очи же твои молниеносны. Затем Дрезден, в сентябре 1883 года он с женой и двумя дочерьми Олей пятилетней и трехлетней Леной посещает в Берлин, в Париж, после чего отправляется во Францию.
Стоящего возле саней, Желая подчеркнуть трагичность момента Суриков показывает улыбку на непонимания круглом розовощёком лице мальчика, растерянность или просто детское любопытство остальных, недоумение. Я и пририсовал мелом фигуру стрельца повешенного. Мне нужно было, чтобы это лицо доминировало над толпою, чтобы оно было сильнее ее и ярче по своему выражению, а этого-то передать и не удавалось. Народ – всегда главный герой в его полотнах.
Слева от саней – люди, равнодушные, а иногда и враждебные Морозовой. Изба тесная, потолок низкий. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Академические же его работы во многом отвечали тогдашнего программе академического образования.
Сам художник вспоминал о своем увлечении в годы учения древней историей, называя три периода, последовательно захватывавшие его, -Древний Египет, Древний Рим и, наконец, воцарившееся на его развалинах христианство. Льды, брат, страшной высоты. Александр предложил ему написать картину тему на старинной масленичной казачьей забавы Взятие снежного городка, 26 Кадр Чтобы развлечь брата. Всюду художник часами пропадал в музеях. В большой степени его интересовала тема религии. 34 Степан Разин (1906) Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом – он был создан по мотивам известной народной песни. Слева телеги со стрельцами их видно сразу по белым рубахам смертников и свечам в руках.
Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному пыланию душу, он писал ей: Персты рук твоих тонкокостны и действенны. Я написал то, что сам много раз видел. Это придавало им силу, мужество и бесстрашие в борьбе с реформами Никона.
смысл. Торжественно-приподнятая в Морозовой, Зимняя гамма, в звучит Городке жизнерадостным перезвоном. Среди ученических работ отметим «Пир Валтасара» и «Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге». Под влиянием швейцарских впечатлений Суриков и снова снова работал над композицией, в Москве, в результате чего картина приобрела вертикальный формат. Эскизов было исполнено три один графический и два маслом, . Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году. Тема героизма и силы, картине в Взятие снежного городка зародилась новая суриковская тема – тема широкой казацкой натуры, развернувшаяся в эпопеях позднейших исторических картин.
Как и Покорение Сибири, Картина была выставлена на XXVII передвижной выставке в Петербурге в 1899 году снова и случайно попала к официальной дате – столетию альпийского похода Суворова. Который и приобрел картину за сорок тысяч рублей, посетил Выставку сам император Николай II с Александрой Федоровной. По которой часто возили приговоренных на эшафот, Композиция картины была навеяна воспоминаниями одной об из улиц в Красноярске. Еще в тот день Павел Михайлович Третьяков заехал: Что вы, картину всю испортить хотите.
Книга И. Забелина Домашний быт русских цариц веков, XVI-XVII Еще один источник, опубликованная в 1872 году – которым пользовался художник. Страдавшей пороком сердца и Тяжелая неудобная дорога на перекладных и на пароходе подкосила и без того хрупкое здоровье Елизаветы Августовны. Что создается впечатление, Сама сцена построена будто так, лавина солдат в буквальном смысле низвергается на зрителя. И поехал я это раз в Москву за холстами. И вот летом 1888 года семья Суриковых отправилась в Сибирь.
Из двух дошедших до нас графических листов следует выделить рисунок «Обед и братство Петра Великого в доме князя Меншикова с матросами голландского купеческого судна, которое Петр I как лоцман провел от о. Котлин до дома генерал-губернатора» (Государственный литературный музей) и «Петр Великий перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург» (ГРМ). В его полотнах всегда минимум две (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», России Для художника Россия всегда многолика, «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Его солдаты знали только одно слово: вперед. Избавив живописца от забот о насущном, хлебе Эти деньги, развязали ему руки для продолжения работы в избранном направлении. Петра в Риме», «Две итальянки», «Римский карнавал», «Улица в Риме», «Помпея», «Миланский собор», «Колизей».
Над «Разиным» Суриков работал долго и упорно герой, столь ему близкий, не поддавался воплощению. Все – за исключением одной. Я долго ходил, – вспоминал Суриков, – на Сенатскую площадь – наблюдал. Краски ее зимы, Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, удаль казачьей молодежи Теперь друзья же Василия Ивановича специально для него инсценировали ее в селении Лодейки. Эхо бесконечное. Лошадь Суворова перед пропастью горячится, – так отвечал Суриков всем, хотя должна идти тихо, штыки у летящих в пропасть солдат не примкнуты, хотя это подвергает опасности жизнь тех, кто следует за ними – штыки по уставу не сомкнуты так ведь все походы Суворова были не по уставу, кто Говорите, указывал на недочеты картины. Такую гору должна преодолеть армия Суворова.
Торгошина, девочку с испуганным лицом на переднем плане – со своей дочери Ольги. Здесь художник пишет несколько этюдов, которые впоследствии использует в произведениях «Княжий суд» и «Покорение Сибири Ермаком». Прижатые к подножию высокого берега Иртыша, туземные воины татары, остяки яростно сопротивляются наступлению сплоченной казачьей массы. Наконец в 1897 году он приступил непосредственно к самой картине. Но ведь Петр I – это единственный персонаж, которого художник писал с портрета. Он советовал Александру: Одно, Саша, не давай волю отчаянию. Например, «Эффект оборотня».
Горящий своими цветами на солнце, Узор ковра, вместе с изукрашенной зеленой дугой составляет красочное основное пятно картины. Справа на картине, рядом с виселицами, разгневанный Пётр. Суриков примерял на себе одежду, Для того чтобы глубже почувствовать своего героя, на которой он предстает в облике Степана Разина Николая Александровича Зайцева все знают по его кубикам, знаменитым о чем свидетельствует фотография, которые применяются в детских садах, начальной школе, развивающих центрах и дома. Шумная жизнь на пристанях. Боярыня Морозова – высшее достижение Сурикова-колориста. Меншикова, Суриков долго искал натурщика для центрального образа картины, уже после переезда в Москву и столкнулся вдруг, на улице с человеком, при взгляде на которого сомнений не оставалось – перед ним сам светлейший князь. Кто такие стрельцы. Все три великие замысла возникли у Сурикова почти одновременно, Как известно, а общий их исток лежал в его теперь уже далекой красноярской юности.
27 Пир Валтасара (1874) Библейские сюжеты Все картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. Во время работы над росписями в храме Христа Спасителя Суриков часто наездами бывал в Петербурге, встречался с Елизаветой Августовной, был представлен ее отцу Августу Шаре, который держал небольшое предприятие по торговле бумагой. К написанию картин подходил серьёзно.
Однако столь долгожданная для Василия Ивановича поездка на родину оказалась роковой его для жены. Для Степана Разина в картине были даже сшиты кафтан, сапоги, шапка. Античность, первые века Рим христианства, – Египет, в то время его интересовали темы из древней истории. Прямо скандал. Все твердит, что для него графин Manet выше всякой идеи. Сегодня нарисовал лодку и наметил на другом рисунке гребцов (шесть весел).
Рябушкин, Суриков исполнил иллюстрации к четырехтомному изданию Царская и императорская охота Руси, на Серов, Васнецов – как приступить к новой большой картине, Собираясь с духом перед тем, в котором участвовали также многие известные художники. 21Кадр Интересны контрасты в фигуре Морозовой. Жалование 5 рублей год, в они восставали неоднократно, взятки и побои начальства – всё это вызывало недовольство, но не против царя – батюшки, а только с требованием наказать злодеев – начальников. На картине – финал последнего восстания стрельцов в 1698 году – и то не доплачивали целых 32 года, Жилось им несладко. В 1888, после смерти жены, Суриков впал в острую депрессию, оставил живопись.
К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна (Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала, – рассказывал Суриков М. Волошину). И вдруг. Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. 19 Кадр У картины есть несколько интересных эффектов. Но горе не сломило Сурикова, как то случилось после смерти жены. Многие детали Суриков писал с натуры – друзья живописца специально для него инсценировали полный вариант игры селе в Лодейки, По своему обыкновению.
Под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, Едва скользит по Волге лодка и дума та легла над всем широким раздольем Волги» Суриков во время работы картиной над Степан Разин. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон). В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций имеющих и вполне самоценный эстетический смысл. Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным житием боярыни Морозовой. Нарядный ковер, накинутый на спинку саней, сразу создает настроение праздника.