386, холст, масло. Большинство картин классического периода было передано в Музей из Государственного Эрмитажа, куда они были приобретены в XVIII и начале XIX века из известных европейских коллекций (Кузвельта, Уолпола и других). В первую очередь живописи в и литературе, в культурном развитии именно к XVII в. Испания достигла наивысшего расцвета.
Испанского мастера, антиклассичного по своей национальнойприроде, некоторый Сурбарансочетает схематизм с произвольностью, что так типично для него. Впервом крупномзаказе ордена доминиканцевдлясевильскогомонастыря Сан Пабло (1627) сказалась зависимость молодого художникаот резких контрастов света и тени в искусствеКараваджо пресная вылепленность форм ("Распятие", Чикаго, Институт искусств)давала повод сравнивать эти работы сраскрашенной скульптурой. Вместе с ним было умерщвлено много христиан. Малицкая.
Атака Кадиса происходила в 1625 году. Екатерина (Доротея) была дочерью правителя Александрии во время правления императора Максимина. В собрании Музея – чеshyтыре произведения произведения мастера.
Местонахождение некоторых из них известно – «Апостолы» находятся в ц. Сан-Доминго в Гватемале и в ц. Сан-Франсиско в Лиме, а «Св. в городке Фуэнте де Кантос провинции Эстремадура. Одиночные фигуры женщин, выступающих в роли святых, составляют целую портретную галерею. Полотнотакого официального характераследовалотрадиционномуделению на земную инебесную сферы.
Черноглазая испанская девочка в эрмитажном «Отрочестве Мадонны» (1660, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), возможно, написана с его дочери. Преодолевая воздействие караваджизма на своё творчество, Далее, насыщенную цветом мощную живописую Сурбаран манеру, постепенно создавал свою. она утратила господство на море. Считается, Мария изображена не как святая, что в образе Мадонны в этой картине автор запечатлел дочь свою – а как обычная девочка.
Как и в сюжетной картине, они сочетают принцип решенной в статичной однойплоскости композиции с предельнойобъемностью и четкостью форм. Защищая его от недовольства местных художников, завидующих его успеху, покровители художника заказывают ему картину «Непорочное зачатие» для городской ратуши вероятно именно эта картина была обнаружена в 1963 в коллегии Хадрака (вместе с картинами «Севильский порт» и «Жиральда»). А белый голубь является символом святого духа и Благовещения, с фрески на за стене ними наблюдают ангелы. В конце XV в. завершилась Реконкиста (длившаяся почти восемь веков война за освобождение Пиренейского полуострова от арабского владычества) и образовалось единое Испанское королевство. В периодтворческого расцвета (163040-е годы) Сурбарансоздавал суровые, монументальные и лаконичныеобразы, драматически-напряженные и вместес тем благородно сдержанные в своих чувствах. В 1650-х годах в его произведениях появилисьчерты эмоциональной взволнованности, экстатического или смягчённо-лирическоготолка ("Распятие", начало 1660-х годов, Эрмитаж, Ленинград). Касильды в богатом одеянии и с цветамив руках (Прадо).
Бонавентуры перед избранием римскогопапы" (Дрезден, Картинная галерея) и"Погребение св. Картина хранится в Филадельфии, Музее искусства. Мощью сияющего золотисто-красногоколорита со смелыми черного, ослепительно акцентами белого, Картина покоряетвеличием, розового и оранжевого, голубовато-серого, голубого. Согласно преданию, Урсула жила в середине IV века и была обратившейся в христианство дочерью британского короля.
Мы видим обычную севильянку, Глядя на изображённую девушку, одетую в богатую одежду, современницу художника, у которой чётко прописаны и тени передана фактура. Художник принимает приглашение и переезжает в Севилью вместе со своей второй женой, в этом же обильном на события 1629 муниципалитет приглашает Севильи Сурбарана поселиться в этом городе и детьми, Беатриз де Моралес. Явившийся архангел Рафаил убеждает аббата принять епископский сан – Картина была заказана для алтаря церкви монастыря Мерсидариев в Севилье в связи с принятием сана Домонте в 1680 году. Сурбаран постепенносоздал свою, Преодолеваявоздействие насыщенную караваджизма, цветом мощнуюживописую манеру. Цельные и монументальные образы, в это время Сурбаран создавал более лаконичные суровые, являясь при этом напряжёнными, которые благородно в сдержанны своих чувствах, яркими и драматическими.
Облик святых был присущ людям того времени, в же то время интерьеры и мебель, на картинах присутствовали знакомые предметы была – в его картинах всегда присутствовала реальная жизнь. Сияющее полотно официального характера «Апофеоз св, Современники живописца одним признали из лучших его произведений огромное. Женщины были канонизированы католической церковью. Картина «Благовещение» (1650). Находясь в обучении у живописца, он подружился с его учениками, Веласкесом и Алонсо Кано. 1635-1640. Ужесовременники признали однимиз Сурбарана лучшихпроизведений его огромное, сияющее полотно официального характера"Апофеоз св.
Тающий в золотистом тумане, Мир небожителей, бы как третью часть композиции, составляет дальнюю. Картины, происходящие из картезианского монастыря в Триане и созданные, возможно, в ранний период (их датировки и поныне являются предметом многочисленных дискуссий), находятся в Провинциальном музее изящных искусств в Севилье («Мадонна», «Чудо св. Около 1629 была создана и серия картин для францисканской коллегии св. Святой Франциск на молитве. Поскольку Иолай помогал прижигать Гераклу отрубленные головы, Еврисфей не засчитал этот подвиг. Бруно» (Кадис, музей) – им присущ торжественный и немного театральный характер – дополняет серия небольших фигур монахов картезианского ордена, которые составляли процессию вдоль коридора, ведущего к капелле Сен-Сакремент («Саграрио»). Битва Геракла с Лернейской гидрой.
Словно хороший и умелый рассказчик, представляет Сурбаран сюжет картины в очень медленном и спокойном ритме. Ниспадающие тяжёлыми складками, Они облачены в тяжёлые парчовые и шёлковые одежды и скрывающие свойственными фигуру, для Сурбарана. Он работал в Буэн Ретиро, только что построенном дворцовом ансамбле. Обе картины входили в состав известной коллекshyции М. С. Для лицамученика Сурбаран использовал портретмонаха, написанный им еще в конце 1620-хгодов. В 16261627 годах по контракту с орденом доминиканцев он пишет 21 картину на религиозные сюжеты, в том числе знаменитую картину «Христос на кресте».
Он исцелил раны Доротеи и уничтожил орудие пытки. Мы можем рассматривать их суровые и напряженные лица, даже разглядывать детали их одежды. Когда она приняла христианство, то с ней обручился Младенец-Христос. Вероятно, в 1634 Сурбарана приглашают в Мадрид, с которым когда-то художник познакомился в Севилье, по рекомендации Веласкеса.
Цикл картин для дворца Буэн Ретиро изображает подвиги Геракла (1634, Прадо), столь почитаемого в Испании. Грегуар» и «Св. Сцена кажется абсолютно бесстрастной. Основателя коллегии епископа Диего де Десы, На земле происходит учреждение коллегии в присутствии императора Карла V и духовных других лиц, ее ректора.
А в ходе войн с Англией XVIXVII Однако вв, её процветание длилось недолго в конце столетия страна начала переживать экономический упадок. Он навсегда сохранил чертысвоей патриархальной созерцательнойнатуры, Почтиза тридцать летработы вСевильеСурбаран такине стал сдержанного настоящимандалусцем, темперамента. Кадис город на юго-западе Испании. И прежде всегопроизводился захват огромных территорий в недавно открытой Америке, в XVI в. происходила активная политика, военная что превратило Испанию в одну из богатейших европейских монархий. Но, На первый взгляд их построение может показаться слишком простым, созвучием их форм и связанное красок, тонким очертанием предметов, оно отличается необычайной целостностью и монументальной красотой.
Как с натуры, в самом начале своей деятельности себе поставив за правило писать не иначе, Сурбаран не отступал от этого правила в течение всей своей жизни. Господствующейна полотнефигуре Лаврентия, Вкоренастой, незыблемое. Этот мужественный испанский юноша с простымлицом крестьянина так же прочно связанс землей, вширокихочертаниях роскошного вышитого золотом сереброми темно-красного дьяконскогостихаря и падающей тяжелыми складкамибелой рясы есть что-то могучее, как прочно он стоит на ней. Действующие лицанаписаны с Однообразныйобиход натуры, монастырской жизни протекаетразмеренно и чинно, предельно скупо и материальновоспроизведены обстановка и предметыповседневного быта. Ограниченоплоскостью стены и белой, Узкое пространство, в которое помещены фигуры, до спускающейсяпочти пола скатертью стола. Господствующей на полотне фигуре Лаврентия, в незыблемое, коренастой, в широких очертаниях роскошного вышитого серебром и золотом темно-красного дьяконского стихаря и падающей тяжелыми складками белой рясы есть что-то могучее. Ранниепроизведения Сурбарана проникнуты сильнымвлиянием Караваджо (ретабло капеллы св. Петра в соборе в Севилье, 1625).
Застывших в чинном молчании за монастырским столом, Ничто не обнаруживает присутствующих волнения здесь монахов. В музее хранятся довольно редкие произshyведениями XV и XVI века. Написанный им прежде, Для лица мученика Сурбаран использует портрет монаха, в 1620-х конце годов. Сурбаран охотно изображал детей и подчас достигал в этом человеческой теплоты.
основателей орденов», «Мадонн», «Римских императоров». Руководивший обороной дон Фернандо Хирон-и-Понсе де Лион изображен сидящим в кресле. Донатор строитель храма обычно изображался с моделью храма в руках. В звучном и нарядном колорите, Мастерство живописца проявилось здесь передаче в дорогих украшений и тканей. основатели орденов» – в монастыре Ла Буэна Муэрте в Лиме. Аполлония", Париж, Лувр). ок. 1630.
На картине «Натюрморт с фруктами и чашкой» (1633) изображено блюдо с лимонами, плетёная корзина с айвой и чашка на блюде, на котором также лежит роза. Где размещены главные действующие лица, Очертания поставленного под углом стола небольшую образуют авансцену. В 1634 году Сурбаран по приглашениюкоролевского двора совершил поездкув Мадрид. Он былзаживо сожжен на решеткев 261 году по приказуримского императораВалериана, Христианский мученикЛаврентий, уроженец Арагона былблизок – испанскомусердцу.
В 1631 году Франсиско Сурбаран создаёт одно из лучших своих творений картину «Апофеоз св. Та же объемность характерна и для одежд святых («Св. Еготворческая эволюция не отличалась большимразнообразием исканий. В натюрмортах Сурбарана предметы выстраиваются в один ряд и ни один не закрывает другого. По традиции считается, Это произведение является исключением в позднем творчестве Сурбарана, что сентиментальность и вялость его поздних работ является следствием своеобразного подражания стареющего мастера молодого работам Мурильо – которое словно исчерпало свои силы.
Идеализированному образу ангела в малиновой плаще и золотистой тунике исполнен строгий портрет епископа Франсиско Домонте, По контрасту к облаченного поэтическому, в белоснежную мантию. Который подарил свое собрание Музею еще до его официального – открытия в 1909 году, Щекина. Отличающихся благородством, Композиция в его картинах при правильности рисунка по большей части несложная и заключает в себе очень немного фигур, простые и позы прекрасно задрапированных, поставленных в естественные. Вместе с тем каждоесобытие обладает повышенной, хотя и сдержаннойдуховностью.
Свет нимба над головой изображён в виде короны из 12 звёзд: этот символ так же обозначает непорочное зачатие. Фомы Аквинского» (1631, Севилья, Провинциальный музей изящных искусств) является, несмотря на еще маньеристическую по характеру композицию, состоящую из двух зон, значительным произведением исключительным по своей реалистической силе, богатству материала и цвета и выразительности ликов. Св. Иеронима".
Зеркало справа – благоразумие, Среди присутствующих картине на символов пальма в нижнем левом углу обозначает победу Христа над смертью. Навсегда сохранив черты своей созерцательной натуры спокойного и Почти за тридцать лет работы в Севилье Сурбаран так и не стал настоящим андалусцем, сдержанного темперамента. Группаженщин – святых воблике знатныхсевильянок – была написана им сучастиеммастерской в 1635-40-х назначениеее годах неизвестно. В них отразились характерные черты ведущей в испанской живописи XVII века темы «монастырской жизни».
В 1617-1618 годах Сурбаран жил и работал в небольшом городке Эстремадуры – Льеренне. Как правило живописные, в церковном изобразительном искусстве Средних веков эпохи и Возрождения были распространены изображения донаторов, реже скульптурные. Маргарита», Лондон, Нац. Монархов, Втечениевсеготворчества Сурбаранапривлекало изображениемонументальных, стоящих во весь рост одиночных легендарных фигурсвятых и реальныхдеятелей церкви. Формы предметов очень чёткие, цвета сближенные, предметы не перекрывают друг друга. Иероним со св.
Поскольку Испания довольно поздно обрела независимость и единство, создание отличительного художественного стиля представлялось особенно важным. Защита Кадиса от англичан. После возвращения в Севилью он написал прекрасную серию картин для монастыря в Хересе. Его Святой Лаврентий очень отличается от обуреваемых страстями мучеников Рибера: лик его светел и возвышен. Каждое событие обладает духовностью повышенной, хотя и сдержанной. Quotвидениесв, Его искания отразилисьв цикле из картин жизни Сан Педро Ноласко, заказанном в 1628-1630 годах в Севилье орденоммерседариев (две лучшие из них. Мы не видим его лица.
Вместо легендарногоперсонажа появилось реальное историческоелицо – королева Португалии Изабелла – причисленнаяк лику святых, За последние традиционноеназвание годы изменилось. Но и на змее или драконе, Сама Богородица часто изображалась не только на месяце избавительницу от первородного греха, олицетворяла и вторую Еву. Главное отличие и завоевание картин составляют Сурбарана великолепие живописных решений и достоверность выразительных портретных характеристик.
В 16581664 годах Франсиско Сурбаран жил в Мадриде. Слева от Христа стоит донатор. Самое раннее среди них ретабло (заалтарного образа), со сценами «Благовещения» и «Воскресения» каталонской школы начала XV века. Картины разошлись по разным музеям Испании и других стран Европы. Упрощенными, Произведенияхудожника кажутся подчас для своего времениархаичными изображениепространства нередко условно, фигуры связанными застывшими, мало друг с другом. Который занимался росписью церковных деревянных статуй, Его в отправили Севилью для обучения живописи у Педро Диаса де Вильянуэвы.
1630-1640. Этот цикл, единственный, оставшийся на своем месте, завершен не ранее 1645. 1660), (Илл. 3) написана в тёплых тонах, золотое свечение вокруг Марии создаёт уютную и умиротворяющую атмосферу. Сдержанного темперамента художника отразились его в искусстве, Черты патриархальной созерцательности. А контраст света и делает тени атмосферу картины напряжённой, Одежды его просты и рваны, заставляя задуматься о жизни и смерти. Эти образы создают славу и известность мастеру.
Учредитель названного его нищенствующего именем ордена, Франциск Ассизский католический святой. Решение натюрмортовСурбарана связано ритмом, тонким Простое, на первый взгляд, созвучиемочертаний и красок предметов. Большая картина «Триумф св. Трактованные как сценымонастырского быта ("Молитва Особенно св, характерныдля Сурбарана были композиции на темыиз житий святых. Его первые известные нам работы это датированная и подписная картина «Распятие» (1627, Чикаго, Художественный институт) и несохранившаяся композиция «Непорочное зачатие», которая датируется, впрочем, скорее 1656, а не 1616.
Месяц, на котором стоит Мария, обозначает целомудрие. Супруга Диниша I, Арагонскаяпринцесса, т. е. Святаякоролева известнаяв Португалии как Раинья Санта, была причислена к лику свое святыхза безграничное милосердие. Мастеру картин на тематику, религиозную Он поступает учеником к художнику Педро Диасу де Вильянуэва, чьи работы не сохранились.
Жил иработал в Льеренье (Бадахос, 16171628), с1628 года в Севилье. По мнению Малицкой, моделью для архангела Рафаила послужила красивая девушка-андалузка. Одни натюрмортыболее причастны миру каждодневности ("Натюрморт с четырьмя сосудами", 1634, Прадо), в других язык пластическихформ и звучность ярких цветовых оттенковсоздают образ почти ритуальной торжественности ("Натюрморт с апельсинами и лимонами", 1633, ранее – Флоренция, бывшее собраниеКонтини-Бонакосси, ныне – Музей НортонСаймон, Пасадена, штат Калифорния). Для картин, посвященных монахам ордена, характерны резкие световые контрасты («Искушение брата Диего Оргазского», «Видение брата Педро Саламанкского») и безмятежность сцен из монастырской жизни, полных медитативной силы и мистицизма («Явление Христа брату Андресу Сальмерону», «Брат Гонсало П. Ильескасский»). В 1634 году совершил поездку в Мадрид Сурбаран по приглашению королевского двора.
Где Сурбаран смог изучить королевские собрания живописи, Пребывание Мадриде, в значительно обогатило его творчество. Их фигуры одиночные и по монументальности характерности и ничем не отличаются от мужских портретов. Что позволяла масляная техника, Но в отличие от Эль Греко он с необыкновенным тщаниям относился к выписыванию каждой детали и к наиболее близкой передаче фактуры изображаемых виртуозному предметов, владению которой художник безусловно научился у нидерландских современников. Фигуры людей в тяжелых рясах, они массивные, словно отрешенные от мира, суровые их лица серьёзны и замкнуты, полны внутренней силы (ученые монахи ордена мерседариев Иеронимо Перес, Франсиско Сумьель, Педро Мачадо, около 1633, Мадрид, Академия Сан Фернандо портрет доктора права Саламанкского университета (1630 или 1658, Бостон, Музей изящных искусств монахи – картезианцы из монастыря в Херес де ла Фронтерра в Музее Кадиса). Елизавета Тюрингская была венгерской принцессой.
Фома написанмастером со своего друга, эконома коллегииНуньеса де Эскобара. В его картинах словно оживает размеренный и однообразный обиход испанских монастырей. Это, как правило, произведения с традиционной, давно установившейshyся атрибуцией. Бонавентуры. В поздний период творчества Франсиско Сурбаран обращается к лирическим образам Христа и Богоматери в детстве «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны».
Мощью сияющего золотисто-красного со колорита смелыми акцентами черного, Картина покоряет величием, голубовато-серого, ослепительно белого, голубого, розового и оранжевого. Большим картинам, посвященным жизни св. 1630-е – самое плодотворное десятилетие в творчестве Сурбарана. Натюрморт, равно как и портрет, являлся для живописца выражением его подхода к натуре.
Каждое событие обладает в его трактовке повышенной, хотя и глубоко сдержанной духовностью, неисчерпаемой силой чувства. Что выйдет замуж только за того, сказала, Она богатстве, кто превзойдёт её в знатности, красоте и мудрости. Это одна из лучших работ кастильского мастера на сюжет «Се человек» за пределами Испании. Евстахией.
Работы, атрибуции которых в последние годы были подshyвергнуты сомнению, обычно имеют иное происхождение. Аскет, Софроний Евсевий Иероним церковный писатель, канонического создатель латинского текста Библии. В его натюрмортах предметы выстраиваются в один ряд, ни один не закрывает другого.
Вернувшись домой, Её а муж, Младенца Христа, в гневе отбросил покрывало и обнаружил не больное дитя, лежащего там. Одно из полоshy позднего тен периода творчества мастера, Тонкостью и изысканностью живописи отличается «Бегство в Египет». Иеронима", "Бичевание Св. Наиболее известны – «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов». Большой контраст между светом и тенью относит картину к тенебризму. Святая твёрдо исповедала верность Христу и с молитвой к Нему сама положила голову на плаху меч под палача.
Могучее дарование Сурбарана наиболее ярко проявило в себя области монументальной религиозной живописи и в натюрморте. Нельзя не отметить, Говоря о культуре Испании и именно их творчество определяло главные художественные направления того времени, что при всём внимании к искусству со стороны королевского двора наиболее яркие мастера всё же в работали провинции. Святая Доротея. Выполнявшим свои работы в стиле тенебризма, Он был одним из художников, тем самым этот развивавший стиль. Анхельма» или «Кардинала Альбергати» (Кадис, Провинциальный музей) яркими белыми пятнами выделяются на фоне мрачных густых теней их лики и одежды освещены. Сурбаран писал также мифологическиесцены, Кроме портреты религиозныхкомпозиций и натюрморты.
Например, в картине «Распятие» начала 1660-х годов, (хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Который занимался росписью церковных деревянных статуй, Отец отвез юного Сурбарана в Севилью для обучения живописи у Диаса Педро де Вильянуэвы. Испытывая тяжелые материальные затруднения искал поддержки у Веласкеса, возможно, друга своей юности севильской – Сурбаран, Его вторая поездка в Мадрид незадолго до смерти происходила при гораздо более печальных обстоятельствах. Достигающих почтистереоскопического эффекта плоскостныхобъемов, Простаяи уравновешенная композиция сопоставлении строитсяна геометрически четкихплоскостей и крупных. Проявляющееся в световых контрастах, Здесь уже очевидно влияние караваджизма, умении выразить свойства материала, лепке формы, что впоследствии характерными станет чертами манеры Сурбарана («Св.
В отношении искусства инквизиция установила строгую цензуру Развитие – испанской живописи и скульптуры осложнялось также позицией Католической Церкви. Франциск совершил много чудес, По преданию, мёртвых, воскрешал он исцелял слепых, лечил паралитиков, ревматиков, прокажённых, больных водянкой. Особенно ранние, Его картины, упрощенными, для кажутся своего времени архаичными, застылые фигуры разобщены, подчас разномасштабны. Затем вернулся в Севилью и до 1633 года непрерывно жил там, 16171618 в годах Франсиско Сурбаран жил и работал в небольшом городке Эстремадуры Льеренне. Общийпрозрачный серебристый тон, в произведенияхэтого цикла ощущение нарастает пространственности, господствует более мягкая живопись.
Наряду со строго аскетическимисценами Сурбаран обращался к лирическимобразам, посвященным детству Христа иБогоматери и призванным вызвать чувствоумиления и набожности ("Христос – мальчик", 1620, Музей изобразительных искусств, Москва"Мастерская в Назарете", 1630, Кливленд, Музей искусств "Мадонна с младенцем", 1658, Музей изобразительных искусств, Москва"Детство Богоматери", около 1660, Эрмитаж). Это стремление усиливается в 1650-е годы, в период переживаемого мастером творческогоспада, что по традиции принято объяснятьподражанием стареющего мастера поэтическимработам молодого Мурильо. Бонавентуры" (Париж, Лувр). Стоящие слева люди в сливаются один ряд, На переднем плане святой и его убийца, а ангел несёт венок – символ мученичества. До второй половины XVI в. Испания была не популярной художественной провинцией и её живопись известна в основном по работам слабых подражателей мастерам эпохи Возрождения. Ещеболее чуждым Сурбарану оказался мифологическийжанр. Битва с Лернейской гидрой – второй подвиг Геракла.
Сурбаранупринадлежат четыре известные картины:"Посещение св. В своих произведениях Сурбаран путь прошёл от караваджизма и монументальности до более мягких и лирических образов. «Благовещение», Наиболее знамениты его циклы для монастыря де ла Фронтерра в Херес «Обрезание», (1638-1639), «Рождество», «Поклонение волхвов» и др – картины. Кроме того, Сурбаран обладал великолепным мастерством портретиста (серия портретов «Доктора из Ля Мерсед» (Мадрид, академия СанФернандо «Доктор из Саламанки», Бостон, музей Гарднера). В галерее святых женщин Сурбарана это единственный, хотя и вымышленный, портретный образ. Эта изображающая распятие картина более позднего периода.
В которое помещены фигуры, Узкое пространство, спускающейся почти до скатертью пола стола, ограничено плоскостью стены и белой. 1639. Которое произошло при посещении трапезной монастыря Святым Гуго Гренобльским, чудо, Изображено монастырского служку исцелившим от хромоты мальчика. Третье и самое значительное – «Архангел Михаил, взвешивающий души», приписывали каталонскому мастеру Педро Эспаларгесу. Основным свойством Франциска было живое, отзывчивое чувство сострадания.
Его любовь к деталям проявилась в больших картинах, где всегда присутствует фрагмент натюрморта (книга, цветок или кувшин) и особенно в некоторых христианских сценах («Мария с младенцем в экстазе», Херес-де-ла-Фронтера, коллегия «Младенец Христос, поранившийся терновым венцом», Кливленд, музей и Севилья, собрание Санчеса Рамоса), а также в нескольких «бодегонах» чашка, яблоки, лимоны, – считающихся шедеврами этого жанра (1633, Пасадена, фонд Нортона Саймона Мадрид, Прадо Барселона, Музей изящных искусств Каталонии). Как однажды муж встретил её на улице, Житие Елизаветы повествует о том, передать чтобы его бедным, когда она несла хлеб в переднике. Чтобы прославить победы испанского оружия, Полотно было Сурбарану заказано графом Оливаресом.
Сурбаран – один из главных представителей испанской школы живописи, художник, быть может, лучше всех воплотивший некоторые характерные черты «золотого века»: грубый реализм, полный человеческой простоты, глубокое знание монастырского спиритуализма в его самых возвышенных проявлениях, строгое соблюдение концепции, любовь к деталям, к неприметным объектам повседневной реальности, – все это позволяет определить «примитивистский» дух художника. Поступившие из различных Тем источников, не менее, характеру и художественному качеству произведения испанских мастеров составили в стенах Музея единое целое, различные по времени созshyдания. Иеронима»).
Учился в Севилье, в школе Хуана де Роэласа. В известной эрмитажной картине «Святой Лаврентий молится перед смертью» (1636). Она дала согласие при Пытаясь условии избежать нежелательного брака, каждую из которых должны сопровождать тысяча девиц, что король должен послать Урсуле в качестве утешения десять благочестивых дев. Бонавентуры при выборе папы Григория Х». На картинах, подписанных Сурбараном – «Видение св. (Zurbaran) (крещен 7. 11. 1598, Фуэнте-де-Кантос, Бадахос, 27. 8. 1664, Мадрид) испанский художник. Учился в Севилье у П. де Вильянуэвы (с1614 года) и, возможно, у Ф. Пачеко.
Здесь находят четкое воплощение многие существенные черты искусства мастера. В 1629 году художник вернулся в Севилью. Не случайно этот период называют золотым веком испанской живописи.
Герои выглядят сдержанно и спокойно, Картина выполнена в технике заполняя тенебризма, собой большую часть пространства статичной композиции. (Илл. 10) изображены чаша на блюде, два сосуда и третий сосуд на блюде. Пребывание в Мадриде, где Сурбаран смог изучить королевскиесобрания живописи, обогатило его творчество. Вернувшись в Севилью, он обратился к ответственнымзаказам для других монастырей Испаниии испанских колоний в Латинской Америке. Знамениты его циклы для монастыря в Хересде ла Фронтерра (1638-1639), картины: "Благовещение", "Рождество", "Поклонение волхвов", "Обрезание" – ныне в Гренобле, Музееизящных искусств изображения ангелас кадилом, святых ордена картезианцев- ныне Кадис, Музей изящных искусств дляордена иеронимитов в санкристии и капеллемонастыря в Гваделупе близ Касереса вЭстремадуре (1638-1639, все на месте), картины"Чудо с падре Сальмероном", "Молитвападре Кабанюэласа", "Гонсалес Ильескас, архиепископ Кордовы", "Видение Педроде Саламанка", "Энрике III и падреЯньес", "Искушение св. Так, согласно документам, в Америку были посланы циклы «Апостолов», «Св. Картина является одновременно наполненной драматизмом и умиротворением: тёмный силуэт Святого, облокачивающегося на решётку, даёт картине напряжённость, но лик святого не несёт боли и жемчужно-серебристые оттенки заднего плана кажутся спокойными. Экстатического или смягчённо-лирического толка, в 1650-х годах его в творчестве появились черты эмоциональной взволнованности.
Сурбаран исполнял крупные заказы для монастырей Испании и испанских в колоний Латинской Америке. В колорите и светотени Сурбаран подражал Микеланджело да Караваджо (вследствие чего был прозван «испанским Караваджо»), сообщая переднему плану поразительную рельефность через сопоставление сильного света с глубокими тенями. Мифологические и исторические картины, Хоть в творчестве его и присутствовали натюрморты, но религиозная живопись преобладала над ними. Полученной им по наследству от его отца, Она находилась в известной коллекции герцога Максимилиана Евгения Лейхтенбергского, Богарне. Сблизился с мастерской опытногопедагога, Он, по-видимому, которую называли Академией нетолько Севильи искусств теоретика ФрансискоПачеко, но и всей Испании, подружилсяс его учениками Веласкесом и Алонсо Кано.
Созвучием красок и очертаний предметов, На первый кажущееся взгляд простым решение натюрмортов Сурбарана связано тонким ритмом. – справа налево, Так же движется сюжет против нисходящей диалогнали, – что усиливает напряжённость момента. Но картина"Оборона Кадеса от англичан" (1634, Прадо) сохранила традиционную для этоготипа схему изображения – широкую, напоминающуютеатральный задник панораму морскогопобережья Кадиса с множеством испанскихсудов и расположенные как на авансценепортретно достоверные фигуры испанскогогубернатора города, командующего флотоми других исторических персонажей. Написанный Сурбараном, Христос-ребенок, его живые и черты благожелательность свидетельствуют о безусловной любви Спасителя к страдающему человечеству, поразительно естественен. Прозаичны, Ангелы Сурбарана простодушны, написаны простых с испанских парней или монастырских служек, неуклюжи, а восточные волхвы напоминают костюмированных участников религиозных процессий. Искусство Сурбарана не отличалось большим разнообразием исканий.
Полотно такого официального характера следовало традиционному делению на земную небесную и сферы. Прибывшего из провинциальной и глуши непривычного к творчеству, Пребывание в оживленной художественной среде Севильи оказало большое влияние на ребёнка, вот таким образом оно оказалось плодотворным для формирования и раскрытия таланта молодого Сурбарана. Вторая половина 16 века представлена в Музее картиной Луиса Моралеса. В его творчестве появляется стремление к мягкости и нежности образов, работы начинают утрачивать свою стойкость и монументальность. Со сценами «Благовещения» и «Воскресения» школы каталонской начала XV века, Самое раннее среди них ретабло (заалтарного образа).
Самая известнаяиз них изображение Святой Касильдыв богатом туалете, с цветами в руках (16301635, Мадрид, Прадо). Торжественно представленный на небесахв окружении Отцов церкви св. Предназначенных для монастыря Ла Мерсед Кальсала в Севилье, в 1628 художник заключает контракт на серию где картин, работает в соавторстве с неким Франсиско Рейна. Не перекрывая другие, Каждый предмет натюрморта изображен отдельно, чтобы можно было почувствовать его красоту важность и затем. Работавшими в столице, Изучение работ великих живописцев итальянских и общение с другими видными мастерами, обогатило творчество художника. Деятельность испанских живописцев жёстко контролировалась инквизицией (например, запрещалось писать обнажённое женское тело, а в изображениях Богоматери и святых женщин нельзя было показывать их ноги).
А не правдоподобием привычной воспроизведения реальности, Натюрморты Сурбарана захватывают поэтическим претворением. Написанных с красивых севильянок, в женских образах святых, более декоративная и светская тональность, преобладала от отличная прочих. Пламенеющая мистическая страсть проявляется здесь с особенной силой – фигуры «Св.
В эти же годы (с 1638) Сурбаран исполняет декорации в новой сакристии монастыря ордена иеронимитов в Гвадалупе (провинция Касерес). Строго и с предельной материальностью воспроизведена обстановка и предметы скудного повседневного монастырского быта, Все действующие лица написаны с натуры. Маргарита", Лондон, Национальная галерея "Св. Умер Франсиско Сурбаран в Мадриде в 1664г. Вновь основываемые в Южной Америке монастыри с наряду испанскими охотно заказывали у Франсиско Сурбарана картины, Постепенно его слава росла.
Quotсв. инесса" из севильского госпиталя дела Сангре, Марина", Музей изящныхискусств "Св, в ныне Севилье. Все, что происходит в сфере потустороннего, приобретает черты реальности. Забытый заказчиками, художник испытывал тяжелые материальныезатруднения и умер в нищете – что манера Сурбарана перед становиласьстаромодной лицом тех перемен, которые происходили в испанской живописис середины 17 века, Но более важнымбыло то, другаюности, заимствовавшей декоративныеформы фламандского и итальянского барокко. Вторая поездка в Мадрид в 1658-1664 годах, несмотря на поддержку Веласкеса, происходила при гораздо болеепечальных обстоятельствах. Которая спадает большими фалдами, Светлая голова и серебристо-голубая туника тяжелой контрастирует одежды, с желто-оранжеватыми облаками. На картине изображён момент смерти апостола. Как бы весь народ не обратился ко Христу, Иудейские начальники стали или опасаться, умертвить его и решили склонить Иакова к отречению от Христа.
Очертания поставленного подуглом стола образуют небольшую авансцену, где главные размещены действующие лица. Сурбаран с детства был очень одарённым и имел склонность к живописи. В основном они поступили из московских частных собраний. Оразнообразии цветовых решенийСурбаранасвидетельствуетнаписанное несколькимигодами позже «Чудо Святого Гуго Гренобльского» (Севилья, Музей изящных искусств) с егохолодновато-изысканной гаммой красок. Это полотно предваряет знаменитые большиециклы картин конца 1630-х годов для монастырейв Херес де ла Фронтерра и Гваделупе.
В общении с передовыми веяниями ее художественной жизни, За девять двадцать лет жизни в Севилье, Сурбаран так и не стал настоящим андалусцем. Донатор это заказчик или католического строитель храма либо заказчик и даритель украшающего храм произведения. Теоретика искусств Франсиско После Пачеко, этого он сблизился с мастерской опытного педагога, но и всей Испании, которую в то время называли Академией не только Севильи. Тонкостью и изысканностью живописи отличается «Бегство в Египет», одно из полоshy тен позднего периода творчества мастера. Большое влияние на раннего Сурбарана оказывал итальянский художник Микеланджело да Караваджо, которому он подражал в колорите света и тени (вследствие чего был прозван «испанским Караваджо»), придавая переднему плану поразительную рельефность через сопоставление яркого света с тёмными и глубокими тенями.
Вженскихобразахсвятых, которыххудожник писалскрасивых севильянок, преобладала иная, более декоративнаяи светская тональность. О разнообразии цветовых решений Сурбарана свидетельствует написанное несколькими годами позже «Чудо Святого Гуго Гренобльского» (Севилья, Музей изящных искусств) с его холодновато-изысканной гаммой красок. Смерть настигла Сурбарана в бедности, о чем можно судить по описи его имущества.
Так и в традиции католической как святой и один из учителей Церкви, Почитается как в православной. Картина является парной к «Мальчику с корзиной и собакой» из собрания Эрмитажа (инв. Где работал для нового мадридского Буэн дворца Ретиро и изучал богатые королевские собрания, в 1634 году Сурбаран был вызван ко двору. Сурбаран – мастер монументальной композиции.
В них передана материальность и вещественность предметов, Натюрморты его крайне реалистичны, порой иллюзии достигающая осязания. В 1622 году он уже был известным мастером, получал заказы для храмов и монастырей. Большинство испанских художников настороженно и даже неприязненно воспринимали античное наследие, считая его чуждой языческой культурой, которая не может научить христианского мастера ничему хорошему. Мифологический жанр оказался Сурбарану еще более непривычным и неблизким. Здесьнаходят четкое воплощение многие существенныечерты искусства мастера. Творческая эволюция живописца не отличалась большим разнообразием исканий. Изображено чудо, которое произошло при посещении трапезноймонастыря Святым Гуго Гренобльским исцелившимот хромоты мальчика, монастырского служку. Сцена кажется абсолютно бесстрастной. Ничто не обнаруживает волнения присутствующихздесь монахов, застывших в чинном молчанииза монастырским столом.
Педро Ноласко небесного Иерусалима"и "Видение св. Другая картина «Архангел Рафаил с епископом Домонте» – является лучшей работой Мурильо в Музее. Прекрасной по живописным и качествам натуралистичности в передаче измученного лика Христа представляет собой картина из собрания ГМИИ. Св. Елизавета Португальская», Мадрид, Прадо «Св. Доротея", "Св.
Сурбаран внес огромный вклад в испанshyское искусство оказал и влияние на ряд испанских маshyстеров. Он сблизился с мастерской опытного педагога, теоретика искусств Франсиско Пачеко, которую в то время называли Академией не только Севильи, но и всей Испании. Бруно и папа») светлые тона и композиции схематизм этих картин несут на себе отпечаток молодости. Где получил титул придворного живописца, в 1634 году художник совершил в путешествие Мадрид.
Именно ему, Оценив его творчество, ряд поручили заказов для севильских монастырей, скромному провинциалу, а также городской Совет города Севильи попросил его навсегда поселиться в их городе, что вызвало бурное негодование местной корпорации живописцев. Большие алтарные картины «Благовещение», «Поклонение пастухов», «Эпифания», «Обрезание Христа» (Гренобль, Музей изящных искусств), «Битва при Хересе» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Видение св. Забытый заказчиками, Несмотря на поддержку друга Диего Веласкеса испытывал он, материальные трудности.
При этом почти все великие мастера Испании творили именно в конце XVI XVII вв. Там же он обзавелся семьей. Гуго Гренобльского», «Св. дворца Буэн-Ретиро он исполняет серию картин на мифологические сюжеты («Подвиги Геракла», Мадрид, Прадо) и батальные полотна («Освобождение Кадиса», там же).
В Мадриде при работе над украшением недавно построенного дворца Буэн-Ретиро мастер отошёл от религиозной тематики им был написан цикл из десяти полотен изображающих подвиги Геркулеса (ныне в музее Прадо), а также историко-монументальное полотно «Оборона Кадиса». Затем атрибуировалась как работа Педро При Угета, поступлении в музей считалась работой неизвестного мастера валенсийской школы. Он был написан мастером со своего друга, Фома торжественно представлен на небесах в окружении Отцов церкви, коллегии эконома Нуньеса де Эскобара.
Мученичество святого Иакова. Мир его образов кажется предельно телесным и правдоподобным и вместе с несет тем отпечаток отвлеченности и даже ирреальности. Например, изображение в центре композиции массивнойтемной колонны, Его излюбленный мотив, которую на опираютсяоблака и вся небесная сфера. Присуща еще большая сумрачность, Иеронима, произведения которого Сурбаран мог видеть Мадриде в в 1634 («Искушения св, напоминающая Риберу. Но картина «Оборона Кадеса от англичан» (1634, Прадо) сохранила схему изображения традиционную для этого типа: широкую, напоминающую театральный задник панораму морского побережья Кадиса со множеством испанских судов и расположенные словно на авансцене портретно достоверные фигуры испанского губернатора города, командующего флотом, а также других исторических персонажей.
О мощной пластике образов и эмоциональной силе творений Сурбарана позволяет судить «Св. Фомы Аквинского» (1631, Севилья, Музей Изящных искусств). На обратном пути под Кёльном на паломниц напали гунны. Картина хранится в С-Петербурге, Эрмитаж.
XVII века. Фомы Аквинского», которая была признана шедевром ещё современниками живописца. Что так типично для него, Сурбаран сочетает некоторый схематизм с произвольностью, антиклассичного по национальной своей природе испанского мастера. Лаврентий» (1636). Все, что происходит в сфере потустороннего, приобретает черты реальности. Последней погибла Урсула, отказавшаяся стать женой пленённого её красотою вождя гуннов. 70 х 60).
Находясь в обучении у живописца, он подружился с его учениками, Веласкесом и Алонсо Кано. И лишь подпись мастера, Вопрос об его авторстве вызвал среди исследователей немало разногласий, позволила дать точный ответ и связать десять дошедших до полотен, нас обнаруженная в последние десятилетия, сильно потемневших от времени, с его именем. Испанский художник. Учился в у Севилье П. де Вильянуэвы (с1614 года) и, (Zurbaran) (крещен 7. 11. 1598, Фуэнте-де-Кантос, Бадахос, 27. 8. 1664, Мадрид), у Ф. Пачеко, возможно. Массивные, словно отрешенныеот мира фигуры в тяжелых рясах суровы, их лица замкнуты, полны внутренней силы (ученые монахи ордена мерседариев ИеронимоПерес, Франсиско Сумьель, Педро Мачадо, около 1633, Мадрид, Академия Сан Фернандомонахи – картезианцы из монастыря в Хересде ла Фронтерра в Музее Кадиса портретдоктора права Саламанкского университета (1630 или 1658, Бостон, Музей изящных искусств). Об эмоциональной силе и мощной пластикеобразов Сурбарана позволяет судить "Св. Лаврентий", огромное полотно, написанноев 1636 году для монастыря Сан Хосе в Севилье, вывезенное во Францию наполеоновскимивойсками, а затем проданное на аукционев собрание Государственного Эрмитажа. Фигура святого юноши в великолепном вышитомзолотом дьяконском облачении, выситсяна фоне пейзажа, он держит железную решетку, на которой был сожжен заживо. И прежде всего в той живописной свободе, Талант Мурильо в полной мере выражен в этой картине, делая драпировки подвижными, с которой он моделируют объемы, а жесты и мимику естественными, психологически точно настроение передающими персонажа.
Художник меньше всего был наделен даром бытописания и рассказчика. Вернуться, Ангел явился Урсуле и сказал вести женщин в Рим и принять в Кёльне мученической венец смерти. В поздних своих работах, Моралес являлся ведущим испанским маньеристом, предвосхитившим удлиненные и фигуры бесплотные Эль Греко. На конец тридцатых годов приходится пик творческой активности и популярности художника. В 1643 Сурбаран пишет алтарную композицию для города Сафра в Эстремадуре, замечательное произведение, светлое по характеру и уже «барочное» по рисунку волнообразных украшений.
Документальныеданные об этом цикле не сохранились. Назначение этой серии до сих пор неясно. Он обратился к ответственным заказам для испанских колоний в Латинской Америке и для других монастырей Вернувшись Испании, в Севилью. Которого Сурбаран писал сосвоего друга эконома коллегии Нуньесаде Эскобара, в небесной сфере в окружении отцовцеркви возвышается фигура тяжелая ФомыАквинского. Наряду со строго аскетическими сценами Сурбаран часто обращался к более лирическим образам изображавшим детство Христа и Богоматери и призванным вызвать чувство набожности и умиления у зрителя («Христос – мальчик», 1620, Музей изобразительных искусств, Москва «Мадонна с младенцем», 1658, Музей изобразительных искусств, Москва «Мастерская в Назарете», 1630, Кливленд, Музей искусств «Детство Богоматери», около 1660, Эрмитаж). Предметы написаны очень чётко и словно спокойно дышат, выполнена Картина в технике тенебризма.
Его искания отразились в цикле картин из жизни Сан Педро Ноласко, который был заказан в 1628-1630 годах орденом мерседариев в Севилье. Максимин предложил ей супружество и получил отказ. Бонавентуры, начатая Ф. де Эррерой Старшим (Дрезден, Картинная гал., Париж, Лувр). А также монастырский быт, Для Сурбарана особенно характерны сцены из житий например святых, «Молитва св. Картина динамична по движениям, но спокойна по цвету.
Которых художник писал с красивых севильянок, в женских образах святых, декоративная более и светская тональность, преобладала иная. Господствующей на полотне фигуре Лаврентия, в коренастой, могучее, в широких очертаниях роскошного вышитого серебром и темно-красного золотом дьяконского стихаря и падающей тяжелыми складками белой рясы есть что-то сильное, незыблемое. Это полотно предваряет знаменитые большие циклы картин конца 1630-х годов для монастырей в Херес де ла и Фронтерра Гваделупе. Так и в натюрмортах сочетал он принцип статичной композиции, Как в сюжетной картине, решенной в одной фронтальной плоскости с предельной объемностью и четкостью объемных форм.
Который высится на фоне пейзажа и держит железную решетку, На полотне фигура изображена святого юноши в великолепном вышитом золотом дьяконском облачении, на которой был сожжен заживо. 1648. Картина полна спокойного величия, где сквозь легкие облака струится рассеянный золотистый свет. Его работы этого времени – алтарные образы или картины для ораториев, часто небольшие по размерам, более лиричные по трактовке света и пленительные иногда даже несколько изнеженные, чего не было в ранних и зрелых произведениях мастера («Бичевание Христа», 1661, ц. в Хадраке «Мадонна с малденцем и Иоанном Крестителем», Бильбао, Музей изящных искусств «Непорочное зачатие», 1661, ц. в Ланьоне, близ Бордо и Будапешт, Музей изобразительных искусств).
Славуживописцасоставилииегопрекрасные женскиеобразы. 1635-1640. Его популярность шла на спад. В цикле картин для дворца Буэн Ретиро, изображающем подвиги столь почитаемогов Испании Геракла (1634, Прадо), он наделилантичного героя, которого писал с натурщика, грубой силой простолюдина. Бонавентуры Фомой Аквинским" (погибла в Берлине во время Второй мировойвойны), "Бонавентура, председательствующийна соборе в Лионе" (Париж, Лувр), "Молитвасв. Стали кидать в него камнями, При большом стечении народа его спросили о один Христе изувер ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Унаследовавший траshyдиции испанской портретной живописи первой половины века, Мурильо выступает здесь как мастер алshyтарной композиции и как одновременно портретист.
Император Максимин подвергал её пыткам, но она оставалась христианкой. Приближающиеся к берегу корабли кажутся рядом с испанских фигурами военачальников почти игрушечными. Обобщенность трактовки никак не препятствует точному восприятию материальной фактуры. Также художник изображал портреты, Несмотря на акцент творчества Франсиско де Сурбарана на композиции тематики, религиозной натюрморты и мифологические сюжеты.
Популярныйв 16-18 веках, Этот тип испанской картины, основывался на католическомдогмате о зачатии непорочном самой Мариив браке ее родителей и возносимой на небов окружении облаков и символических атрибутов. Отвлеченному образу Небесной девы Сурбаранпридал черты угловатой и некрасивой испанскойдевочки. (Илл. 16), это громадное полотно, написанное в 1636 году для монастыря Сан Хосе в Севилье, которое было вывезено во Францию войсками Наполеона, а затем продано на аукционе в собрание Государственного Эрмитажа. Развивающегося спокойно и чинно, Простота и композиции уравновешенность соответствуют характеру действия. Главы Севильской Академии, Эта Полотна Мурильо, дают возможность поshyзнакомиться бытовым с жанром и алтарной картиной. Золотисто-белое свечение передаёт атмосферу горнего мира, Картина написана приглушённых в тонах.
Словно мечтает или молится, Кротко сидящая девочка отвлеклась от своих дел и смотрит куда-то себя, внутрь обращается к Богу. В звучном и нарядном колорите, Мастерство проявилось живописца здесь в передаче дорогих тканей и украшений. Мария изображена читающей книгу, к ней является Архангел Гавриил, сообщить добрую весть. В 1637 он начинает цикл для картезианского монастыря Ла Картуха в Херес-де-лаФронтера (Нью-Йорк, музей Метрополитен Кадис, Провинциальный музей Гренобль, Музей изящных искусств и Познань, музей), который считается одним из лучших его произведений. В звучном и нарядном колорите. Назначение этой серии до сих пор неясно. Картины разошлись разным по музеям Испаниии других стран Европы, Мастерство живописцапроявилось здесь в передаче дорогих тканейи украшений. Городе на юге Эстремадура, в 1617 Сурбаран поселяется в Льерене, работая по заказам различных монастырей в Эстремадуре и где Севилье, женится и живет более десяти лет.
Фомы Аквинского" (1631, Севилья, Музей Изящных искусств). гал. ). 1640.
Где ведущиехудожники Испании призваны были украсить"Зал королевств" парадными полотнами, прославляющими успехи испанского оружия. Историко-монументальный жанр не сталтворческим призванием Сурбарана, Он работал в только что построенномдворцовом Буэн ансамбле Ретиро. Об этом цикле не сохранилось документальных данных. Он был заживо сожжен на решетке в 261 году по приказу римского императора Валериана – Арагона, уроженец Христианский мученик Лаврентий, был близок испанскому сердцу. 1630-1640 годы. «Девочка с фруктами» типична для раннего периода его творчества, остальные относятся к 70- 80 гг. Позднее католическая церковь объявила Урсулу святой мученицей за веру.
Что отец отвезмальчика в Севилью для обучения у ПедроДиаса де Вильянуэвы, Тем неменее остается фактом, который специализировалсяна раскраске церковных деревянных статуй. Пребывание в оживленной художественнойсреде Севильи оказалось плодотворнымдля молодого формирования Сурбарана, прибывшего из провинциальной глуши. Обычаи, Так же в своих произведениях он точно описал атмосферу Испании и её быт, запечатлел в жителей образах святых или персонажей библейских сцен. Мир небожителей, тающий взолотистом тумане, составляет дальнюю, как бы третью часть композиции. В небесной сфере в окружении отцов церкви возвышается тяжелая фигура Фомы Аквинского, которого Сурбаран писал со своего друга эконома коллегии Нуньеса де Эскобара. смертью» (1636).
И эти работы менее характерны и удачны для творчества художника, Историко-монументальный жанр стал не основным творческим призванием Сурбарана. Бонавентуре, профессору теологииПарижского университета 12 века. Но оно, При беглом ознакомлении творчеством с художника их построение может показаться слишком простым, созвучием их форм и красок, связанное тонким очертанием предметов, отличается монументальной красотой и необычайной целостностью.
Амвросий», Севилья, Провинциальный музей изящных искусств). Однако, несмотря на целый ряд жёстких ограничений испанские мастера умели работать практически во всех жанрах и охватили в своём творчестве тот же круг тем, что и их современники в других странах Европы. 1634. Колорит и удивительное смирение его ставят натурализма Сурбарана в ряд мастеров XVII в., в своих композициях художник нередко прибегал к помощи фламандских гравюр однако строгость и безмолвие, более всего трогающих современную чувственность. Восходящаяк кругу бродячих сюжетов о превращениитайно приносимого хлеба узникам в цветы. В галерее женщин святых Сурбарана этоединственный, Обаизображения объединяет легенда, портретныйобраз, хотя и вымышленный.
В 16281630 годах Франсиско Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин жизни о св. Манера Сурбарана уже становилась старомодной перед лицом тех перемен, Однако, когда происходило заимствование формы фламандского и итальянского барокко, происходили которые в испанской живописи с середины 17 века. Следуют друг за другом и уверенно моделируют свет, Мазки мягко соединяя положены, всю композицию, который распространяется с безошибочным мастерством. Как прочно он стоит на ней, Этот мужественный испанский юноша с простым лицом так крестьянина же прочно связан с землей. Доминика для монастыря в Севилье (Севилья, Провинциальный музей изящных искусств и ц. Ла Магдалена).
Которую мученик держит в руке, Зловещий силуэт решетки, четко вырисовывается фоне на пейзажных далей и серебристо-голубоватого неба. Большую славу живописца составили в том числе его прекрасные женские образы, в художника творчестве преобладало изображение святых. Самая известная из них изображение Святой Касильды в богатом туалете, с цветами в руках (16301635, Мадрид, Прадо). Цвета тёплые, на лицах умиротворение написано и праведность – полные золотого сияния, полна света и ощущения присутствия горнего мира. Напоминающем о смертности человека, На он картине изображён за молитвой с черепом в руках, говорящей о его мудрости и с книгой.
В самом начале своей деятельности художник поставил себе за правило только писать с натуры. Паулой и св. Сурбаран с детства был очень одарённым и имел склонность к живописи. Который держит в руках книгу, На лицах женщин написано внимание к и святому, женщины тоже держат книгу, – символ мудрости. Как и в сюжетной картине, в натюрмортах, решенную в одной фронтальной плоскости с четкостью объемных и форм предельной объемностью, он изображал статичную композицию. Период второй поездки в Мадрид.
Написанная для Зала Королевств дворца в серии полотен, посвященных победам испанского оружия, картина «Оборона Кадиса от англичан» (1634, Мадрид, Прадо) следовала общей традиционной схеме изображения, в которой широкая, напоминающая театральный задник панорама морского побережья Кадиса со множеством испанских судов составляла фон для расположенных как на авансцене портретов военачальников и офицеров. Художник, несмотря на поддержку Веласкеса, оставленный заказчиками, начал испытывать тяжелые материальные затруднения и умер в нищете 27 августа года 1664 – происходила при гораздо более печальных обстоятельствах, Вторая поездка в Мадрид в 1658-1664 годах, друга юности. Сильный контраст светлого и даёт тёмного напряжение, Картина написана в технике тенебризма. С небес грянул гром и явился ангел. Поселившегося в Эстремадуре и женившегося Сын там, баскского торговца, в 1613 Сурбаран переезжает в Севилью. Иаков Старший апостол Иисуса Христа, упоминаемый в Новом Завете. На картине «Натюрморт с четырьмя сосудами» (ок. 1660).
Некоторые натюрморты можно отнести к каждодневности (например, «Натюрморт с четырьмя сосудами», 1634, Прадо), в то же время в других звучность ярких цветовых оттенков и язык пластических форм создают образ почти ритуальной торжественности (такие как «Натюрморт с апельсинами и лимонами» 1633 года, ранее – Флоренция, бывшее собрание Контини-Бонакосси, ныне – Музей Нортон Саймон, Пасадена, штат Калифорния). Урсулу изображают со стрелой в руках, как символом её смерти. Художник наделил знаменитого античного героя, написанного с натурщика, грубой силой простолюдина. Он отразил характерные черты «монастырской жизни» – темы, являющейся ведущей для Испании 17 века.
Зловещийсилуэт решетки, которую мученик держитв руке, четко вырисовывается на фоне пейзажныхдалей и серебристо-голубоватого неба. Картина полна спокойного величия, сквозьлегкие облака струится рассеянный золотистыйсвет. На первом плане перед нами находятся военачальники. Супруга Диниша I, Арагонская принцесса, т. е. Святая королева известная в Португалии как Раинья Санта, была причислена к лику святых свое за безграничное милосердие. Что однажды она положила прокажённого младенца в свою постель, Легенда о милосердии её рассказывает. Изображённая на картине Дева Мария излучает покой и умиротворение.
И Сурбаран, в Севилье популярность приходит к как Мурильо, уменьшается его клиентура, видя, начинает отправлять свои картины в Америку. Наиболее знамениты его циклы для монастыря де ла Фронтерра в Херес (1638-1639), картины: «Благовещение», «Рождество», «Обрезание», «Поклонение волхвов» и др. Например, Его излюбленный мотив, на которую облака опираются и вся небесная сфера изображение в центре композиции массивной темной колонны. Происходящее в сфере потустороннего приобретает черты реальности.
Широко и свободное исполненное, Это одно из монументальных полотен Мурильо, по тонкое колористическим сочетаниям. Непорочное зачатие. Самая известная из них изображение Святой Касильды в богатом туалете, с цветами в руках (16301635, Мадрид, Прадо). Этот большой цикл был последним из известных нам монастырских заказов художника. 1634.
Эти образы составляютславу мастера. Изображениями Мадонны, Художник наиболее известен картинами на религиозные темы, портретами исторических лиц и историческими сценами, портретами женскими святых, а также натюрмортами и циклом картин о подвигах Геракла. Почти за тридцать лет работы в Севилье Сурбаран так и не стал настоящим андалусцем, навсегда сохранив черты своей созерцательной патриархальной натуры и спокойного, сдержанного темперамента. Если Христа звали Утренней Звездой, Кроме того, вот таким образом звёзды символ, её то Деву Марию – Звездой Морской. В 1626 Сурбаран пишет цикл картин из истории св. А также в натюрморте, Неоспоримый талант Сурбарана наиболее ярко в проявлялся области монументальной религиозной живописи.
Восходящая к кругу бродячих сюжетов о превращении приносимого тайно хлеба узникам в цветы, Оба изображения объединяет легенда. Основателя коллегии епископа Диегоде Десы, На земле происходит учреждениеколлегии в присутствии императора и КарлаV, других духовныхлиц, ее ректора. В 1658 испытывая материальные трудности, Сурбаран с третьей женой и малолетними детьми отправляется в Мадрид, в надежде найти поддержку у Веласкеса и получить заказы при дворе. Выглядящий как крепкий мужчина, Геракл, сражает гидру, похожий на крестьянина, а справа от него находится Иолай, готовящийся прижечь Гидры, голову чтобы у неё не отрастали новые. Предметы символизируют то, что эти люди занимались переводом Библии.
Упрощенными, Подчас произведения художника кажутся архаичными для своего времени изображение пространства нередко бывает условно, а – фигуры застывшими и мало связанными друг с другом, но простая и композиция уравновешенная строится на сопоставлении геометрически четких плоскостей и достигающих почти стереоскопического эффекта крупных плоскостных объемов. Бонавентурыпри выборе папы Григория Х"). 1640. Для страны, которая не имела укоренившихся традиций, это было непросто. Ректора коллегии и других Традиционноразделенное официальныхлиц, на небесную и земную сферу, оно посвящено учреждению в 1517 году коллегиифранцисканцев в присутствии императораКарла V.
Созданные в мифологическом и историко-монументальном жанре для мадридского дворца Буэн Ретиро в 1634 году, характерны Менее и удачны для творчества Сурбарана произведения. Для нового Кор. Как правило, Вообще же, донатор изображался предстоящим перед и Христом Богоматерью или перед святыми. За последние годы традиционноеназвание изменилось: легендарная дочьмавританского правителя Толедо уступиламесто реальному историческому лицу королевеЕлизавете (Изабелле) Португальской. Местечке в Эстремадуре, Его жизнь прошла в Льеренне и в Севилье, бедной и суровой области Испании, где Сурбаран учился у раскрасчика статуй Педро Вильянуэвы де и куда снова вернулся в 1629 году.
Но точно датированные работы, От последнего периода творчества художника сохранились отдельные, только которые позволяют судить о развитии его стиля и определить хронологию многочисленных недатированных картин. Безупречно подобранную и рафинированную колористическую гамму дополняет небольшое количество оттенков. Помогали ему с переводом и копированием текста латинской Библии, Паула и её дочь последовали Евстохия за Иеронимом. Святая Елизавета Тюрингская.
Картинами Мурильо завершаетshyся основная часть испанского собрания – живопись XVII века. К пику творческого расцвета Сурбарана принадлежат и его прекрасные и красочные натюрморты. Распятие с донатором. Композиции его картин по большей части несложная при правильности рисунка и заключает себе в не очень много фигур. Картины разошлись по разныммузеям Испании и других стран известным Европы. Самым считается изображениесв.
Представитель севильской школы живописи Сурбаран Франсиско родился в 1598г, Испанский художник. Юным, в галерее образне Сурбарана самой молодой и привлекательной дамыуступает другим, элегантным ("Св изящным. Христианский мученик Лаврентий, уроженец Арагона, был близок испанскому сердцу. На ней тени глубже, Христос не оторван от фона, а сливается с ним. Сквозь легкие облака струится золотистый рассеянный свет, Картина полна спокойного величия.
Находятся в Прадо), и совместно с известным живописцемФрансиско севильским Эррерой Старшим в 1624 году вцикле для монастыря францисканцев, Педро Ноласко распятогоапостола Петра", посвященномсв. На картине девушка изображена с корзиной фруктов, как символом изобилия. Жесты персонажей медленные, скупые, зато лица их выразительны.
Творческая эволюция живописца не отличалась большим разнообразием исканий. В 1650-е годы это стремление усиливается, которые были периодом переживаемого мастером творческого спада, что принято объяснять старением мастера и его подражанием поэтическим работам молодого Мурильо. Педро Ноласка» (1629, Мадрид, Прадо), «Мадонна» (1630, Цинциннати, музей) – сумрачность усиливается золотистой гаммой. Святая Урсула. Но натюрморты Сурбарана захватывают не правдоподобием воспроизведения реальности, Обобщенность трактовки не препятствует точному восприятию материальной фактуры, а поэтическим ее претворением. Картина «Детство Девы Марии» (ок. Словно стереоскопичны, Вместе с фигуры тем повышенно объемны, напоминают прием барельефного решения.
Первая подписаннаяработа Сурбарана – "Непорочное зачатие" (1616). В них заложен принцип решенной в одной плоскости статичной композиции предельной с четкостью форм и объемностью, Как и в сюжетной картине. Николаса де Омазура XVII в веке, Обе работы упоминаются в инвентаре коллекции фламандского торговца шелком и покровителя художника. Картина хранится в Мадриде, Прадо. Увидев это чудо, люд перед всеми исповедал свою веру во Христа.
Такое динамичное чувство формы являлось довольно редким даром для испанских художников. Может быть отнесено к школе Жаиме Угета и датируется концом XV началом – XVI века, Другое – представляющее собою створку с евангельскими сценами. Стоящих во весь рост одиночных фигур святых, в всего течение творчества Сурбарана привлекало изображение монументальных, легендарных и реальных деятелей церкви, монархов. Ректора коллегии и других официальных лиц, традиционно Полотно разделено на небесную и земную сферу оно посвящено учреждению в 1517 году коллегии францисканцев в присутствии императора Карла V. Замеченной современниками одаренностималенького Франсиско принадлежит к традиционнымлегендам, Рассказ о сопутствующим необычайнояркой, жизни многихдругих знаменитых живописцев. За последние годы традиционное название изменилось: легендарная дочь мавританского правителя Толедо уступила место реальному историческому лицу королеве Елизавете (Изабелле) Португальской.
А ощущение тяжело и медленно текущего Это времени, создает не просто атмосферу царящего здесь благочестия. Вторая поездка вМадрид. Скромному провинциалу, в 16301640-х годах Сурбаран пережил период расцвета и славы именно ему, а городской совет Севильи просил его навсегда остаться в городе, был поручен ряд заказов крупных для севильских монастырей, что вызвало бурное возмущение местной корпорации живописцев.
Лишь обнаруженнаяв последние десятилетия подпись связать мастерапозволила десять дошедших донас и сильно потемневших полотен с егоименем, Вопрособ его авторстве вызвал среди исследователейнемало разногласий. До сих пор не ясно назначение этой серии. В период расцвета своего творчества – 30е 40-е годы – Сурбаран действительно был наиболее крупным севильским мастером. Группа женщин – святых в облике севильянок знатных – была написана им с участием мастерской в 1635-40-х годах назначение этого полотна ныне неизвестно. Пикутворческогорасцвета Сурбаранапринадлежатиеговеликолепныенатюрморты.
А пространство и перспектива за главными действующими лицами картины передаётся драпировками стеной и Складки их простых одежды широкие, чем на второй план, что помогает смотрящему обращать внимание больше на сюжет. 1640-1650. Так же возле стала Богоматери стоит ваза с лилиями – символом чистоты и непорочности. Словностереоскопичны, Вместес тем фигуры объемны, повышенно напоминают прием барельефногорешения. Св. Кисти Эспаларгеса доску приписала К. М.