Который сохраняется на протяжении всего развития греческого искусства, Важное занимает место мотив плетенки-меандра. до н. э. Это впечатление усиливается благодаря вошедшей в моду блестящей и гладкой обработке мрамора.
Однако художественное решение иное. Основное храмовое строительство посвящается заупокойному культу и богу Амону. Высочайшее мастерство в передаче чувств было достигнуто в статуях XII царей династии Сесостриса III и Аменемхета III. Одна рука лежит протянутой на бедрах, Нижние конечности соединены вместе, а вторая со сжатой прижата ладонью к груди.
Усиление реалистических тенденций его в пластике указывало на возросший интерес к человеку. Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом. Деревянные статуи придворных должностных лиц являют собой примеры другой тенденции в скульптуре, в которой допускается индивидуализация фигуры. Стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях, ведущие в храм окаймляли – дороги, Статуи в архитектурном оформлении храмов играли большую роль. Фронтальность композиции, Здесь уже основные выявлены черты стиля – монументальность формы.
Величественно, Статуи всегда предназначались для фронтального восприятия особое внимание в прочим ущерб элементам скульптуры уделялось лицу оно всегда бесстрастно, спокойно, холодно. Свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с росписями, красочными в рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности. Ноги, как правило изображаются вместе. Его ансамблевый характер был рассчитан постоянную на смену впечатлений у многочисленных участников торжественных религиозных процессий. Поверх казалириса накинут легкий плащ. Чтобы впоследствии соединить их, Древесина позволяла обрабатывать части различные скульп-туры в отдельности. Что производит на зрителя глубокое впечатление, Поначалу статуи сидящие обладали величественными и весьма экспрессивными чертами.
В облике властелина портретное сходство должно было обязательно сочетаться с монументальностью торжественной и величием. В более живом и естественном выражении лиц в отражении индивидуальных особенностей личности, проявляется Это в более свободных позах и жестах, внешность, таких как возраст, прическа, одежда, украшения. Ювелирные изделия и личные украшения, Ложа и троны, светильники и безделушки, включая царскую диадему, колесницы и конская сбруя, луки и стрелы, кинжалы и дротики, одеяния и сундуки для их хранения, опахала, посохи, косметические сосуды, письменные принадлежности и игральные доски – все эти предметы за немногими исключениями богато украшены с обильным использованием золота и полудрагоценных камней и могут дать представление о не поддающейся описанию картине роскоши и изысканного вкуса на исходе Верхним и Нижним Нилом и рога на голове. Узкие, большие скулы – глубоко глаза, посаженые Влице фараона отмечены присущие именно этому человеку черты. Заключенной в монолитный каменный блок, Оригинальной находкой местных мастеров школ может считаться тип кубической статуи – изображение фигуры.
Напротив, Александр, а не подвиги мифологических богов и героев, в картинах на историческую хотел тему видеть свои собственные подвиги. Позволяя создавать повествовательные огромной циклы пространственной протяженности, Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам. Так называемая чаша Фарнезе (камея из сардоникса, ок. Другие дарились храмам с целью изображенному обеспечить человеку постоянное покровительство божества.
Выделяется сильно вырезанный «публичный треугольник», характерный символ плодородия. Широко применялся канонический тип статуи писца. Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт.
Как умели признавать и ценить различия политических Они деятелей, умели понимать художественные достоинства произведений искусства. Эта скульптура являлась портретной копией усопшего и призвана была гарантировать ему бессмертие, Вероятно. Вобязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во Статуе Аменемхеба с и женой матерью. Гидрии с тремя ручками перенесения для воды, Большие амфоры предназначались для хранения вина и масла из широкого килика пили вино, стройные узкие лекифы для благовоний. Грациозны фигурки, выполненные из камня или других материалов (керамики, слоновой кости) и воспроизводят животных обезьян, гиппопотамов или львов. Длина стороны основания 233 в м. Пирамиды Гизе составляли часть грандиозного ансамбля, Высота наиболее грандиозной пирамиды Хеопса 146, 6 м.
А порой этим качеством обладают и совсем миниатюрные по своим размерам произведения египетских скульпторов вроде тех статуй каменных писцов из коллекции Государственного Эрмитажа и московского Государственного музея изобразительных искусств им, Монументальны и сравнительно небольшие статуи. Потребность в большом скульптур количестве вызвало распространение мелкой пластики из камня и дерева (илл. Строго соответствующему характеру архитектурного решения, Такие ансамбли выполнялись группой мастеров единому по замыслу. На одном из рельефов представлен зодчий Хесира (XXVIII в. до н. э. ). И в конечном счете стало изображаться полное спокойствие, Со временем постепенное произошло смягчение этих черт, которое характерно для лиц египетских статуй.
(о них шла речь в вопросе 2) датируются 21 в. до н. э. Его проработка безусловно основывается на наблюдениях за живыми моделями, хотя такие статуи, как Возница, (ок. 460 г. до н. э., Дельфы) меньше всего походят на портретные. Наибольше распространение в период архаики получила так называемая чернофигурная вазопись. Содержание которых было более разнообразным, Наряду с рельефами гробниц стены покрывались контурными или живописными картинами, чем рельефы.
Обычно воспроизводившие облик главной культовой статуи храма, Небольшие фигурки божеств, способствующим рождению детей, дарились верующими с молитвами о благополучии и здоровье. 2 Изображения женщин и предков являлось амулетом ибо что считалось, духи предков могут вселяться в женщин рода и вновь возрождаться. Та же сила в лепке лица и интерес к передаче характера ощущаются в портретной голове Аменемхета III (Каир, Музей). Возвышаясь бессменным стражником некрополя монархов, Он выступает также покровителем отгоняет Земли злых духов. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Яркой особенностью искусстваДревнего Египта явиласьпреданностьтрадициямпредковисоблюдению некихканонов.
Когда эта птица ест, Крометого, вот таким образом ибис геометрию олицетворяет и все науки, е клюв образует вместе с лапами равностороннийтреугольник, основанные наней, вот почему ибис посвящен богу Тоту богу божественного разума. Однако здесь еще не были достигнуты ясность и простота, тот ничем не сдерживаемый плавный подъем ввысь, которые выражены в пирамидах фараоно последующей IV династии. Но и новое понимание портретности, в этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, которое теперь требовало достоверной внешнего передачи облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела. За рамки канона выходят и изображения дочерей Эхнатона. У входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств владельца или гробницы во весь рост – Постепенно складывается строгая система их размещения. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по прочерченной заранее разметке и затем тщательно отделывалась в деталях.
На шее у неё разноцветное ожерелье, Царевна в изображена белой облегающей одежде и в коротком чёрном парике. Относящихся к фиванской эпохе, Одним из первых предметов скульптурного изображения царей, несущая корону Верхнего Египта, является крошечная фигурка из кости, слоновой которая изображает идущего фараона. В статуях фараонов, в официальной скульптуре, ощущается стремление мастеров передать индивидуальность особенностей модели, наряду с идеализацией и чертами, каноническими интерес к выявлению портретных черт. Однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса других и животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов, более нигде не повторялся в натуральную величину. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Храм Зевса в Олимпии был построен около 460 г. до н. э. Ныне хранящийся в Каире (V династия), Тем не менее в некоторых случаях им приданы в высшей степени индивидуальные черты – таковы деревянный эль-Белед", "шейх находящийся сейчас в Хильдесхейме в Германии, вельможа Хемиуну и царевич Анххаф, хранящийся в Бостоне (оба – времени IV династии), – все три изображения так и остаются непревзойденными творениями.
Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. В алтарной части, Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в лодке или барке, как правило, обычно из драгоценных металлов, ни правда, одно такое изображение не сохранилось. Галикарнасский мавзолей (377 – 353 г. до н. э. ) (сам термин мавзолей ведет отсюда свое происхождение) стал одним из семи чудес света. Платон одним из первых стал изучать искусство, а шире – культуру в контексте времени. Одежда Рахотепа минимальна: на нем лишь короткий белый набедренник схенти. Декоративных изображений к композиции характера, сюжетного Развитие вазовых росписей шло от схематичных.
Смелые реалистические искания художников-вазописцев опережали развитие других видов искусства. Египетские статуи исполнялись согласно канону (греч. Статуи куросов служили надгробиями, ставились в честь победителей состязаний. Сохранилось огромное количество резных статуэток – от фигур богов до игрушек и посуды. Достигающая 53, 5 см, Скульптура, она которую воплощает, впечатляет глубокой сосредоточенностью.
Новые качества приобретает искусство рельефа. Он также и богписьмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. И, одно из изваяний значительно пострадало из-за перепадов ночной и температур дневной растрескавшийся камень начал издавать продолжительные звуки, вероятно. Размещение росписей на вазах их и композиционный строй тесно связаны с пластической формой.
Дикая кошка с мягкими вкрадчивыми движениями на притаилась упруго согнувшемся стебле лотоса среди нежных голубых цветов. По сравнению с гомеровским периодом формы ваз стали строже и красивее. Сложенных из мощных каменных блоков, масса Огромная пирамид, поражает простотой и ясностью формы. портретная голова Сенусерта III (19 в. до н. э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей) с глубоко запавшими глазами, резкими дугами бровей, обострившимися скулами, выделенными блеском отполированного темного обсидиана, свидетельствуют от усложнении человеческого образа. Речь идет о фигуре льва с головой царя. Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен.
Хранительницы царской власти на земле и небе, На в повязке середине лба укреплялся урей изображение священной кобры. На каждой статуэтке писались имя и титул хозяина, в случае если не удавалось добиться у ушебти портретного с сходства покойным, которого она замещала. Период архаики был временем развития художественных ремесел, особенно керамики. Исполинские статуи должны были внушать беднякам и рабам мысль вечности о и нерушимости рабовладельческих порядков. с перед могуществом царя, Огромные храмы с несметным количеством колонн, что он сильнее всех и ему нужно повиноваться, показать.
На его фасаде между антами, т. е. Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени простых людей. Эту традицию унаследовали и эллинистические монархи.
Не имеющих божественного сана, 6 Изображения персонажей, нежели изображения фараонов, гораздо более и естественны менее формальны. Раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных – лиц в дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости. Но были и прямо противоположные взгляды. Особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах, в появляется них сюжетная повествовательность. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя.
21 Соотношение размеров фараона фигур и его супруги могло оказываться разным в зависимости от местоположения и ритуальной функции изображения. В скульптуре новые искания проявились особенно остро во второй половине Среднего царства. Восходящих нередко ещё к первобытному искусству и затем закреплённых в образцах, Вот таким образом в искусстве Египта сохранялся и ряд условностей, ставших каноническими. Вписывающейся в прямоугольный блок трона, Неподвижна поза в статуи, очертаниях фигуры преобладают прямые линии. Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье из тонкой ткани так называемый казали- рис. Представителя альтернативной египтологии Замечательный скульптурный памятник египетской коллекции Эрмитажа – статуя фараона Аменемхета Ш, Гипотеза одного из исследователей, правившего в Египте период в ХХ1-ХУШ вв.
Эти тенденции прослеживаются в гранитной статуе фараона Аменемхета Ш. Фигура фараона дана традиционной в позе. Огромные статуи, достигавшие иногда высоты пятиэтажного дома, должны были внушить народу ужаДревнеегипетский художник нарисовал кота, пасущего гусей и шакалов, пасущих коз. В нормальной жизни подобная деформация черепа неизбежно приводит человека в состояние говорящей 4 амебы, Во всяком случае. Инкрустацией глаз горным хрусталем и эбеновым деревом, лица Индивидуализированные портретируемых еще более оживлялись яркой раскраской.
Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Четким решением композиции, формы Их отличаются благородством, подчеркнутого росписью, строгостью силуэта. В храмах статуи атлетов заменялись статуями императоров. Широко применялся канонический тип статуи писца. Которые изображают знатную супружескую чету, Среди семейных групп в одном из мастабов Медума были сидящие обнаружены фигуры из известкового камня, супругов Рахотепа и Нофрет.
Покрывавшие стены гробниц и храмов, Большое место в Древнего искусстве Египта занимали рельефы и росписи. Частных признаков, Чем больше в изображениях отброшено второстепенных, приобретающем многозначный смысл, тем сильнее выступает главное существенное и в образе, возводящий его в категорию символа. Гордый орлиный профиль говорят о его внутренней силе, Стройная фигура мускулистая с широким разворотом плеч. А также сюжетные схематизированные композиции, Кроме геометрического в орнамента их декорировке встречаются растительные орнаменты. Разворачивающихся сцена за сценой, Для рельефов Древнего царства типичен фризового принцип развития сюжетов. Носительницы даров из гробницы Джехутинахта в Дейр-эль-Берша. Подражающие древним правилам, в некоторых из них намеренно архаизированные формы, сочетаются с довольно отступлениями смелыми от канона. Со второй половины 6 века до н. э.
Среднее царство, конец 11-й или начало 12-й династии (конец XX в. до н. э. ) 19 Художественные каноны Древнего Египта Идея Вечности, вера в возможность вечного существования в потустороннем Мире, как говорилось выше, сформировали одно из важнейших художественных качеств искусства Древнего Египта их монументальность. Имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, статуи, от чисто культовых, отличались. Стеклянные глаза еще более подчеркивают реализм и фигуры воплощают достижения этой своеобразной тенденции в скульптурном искусстве. Скульптуры были самого разного качества, порой вместо рук и ног вставляли палочки. Украшавшие древние храмы, безымянных Статуи атлетов, выражали отвлеченнный идеал совершенства и не нуждались в портретном сходстве. Большинство скульптурных и живописных произведений эпохи его царствования отмечено высоким уровнем и оригинальности одновременно верностью натуре. В Эрмитаже находитсярядзначительных скульптурных произведений бытовыхикультовых, вчастностистатуя богини Мут – Сохмет.
Простота обобщенных форм, совершенство исполнения присущи парным статуям Рахотепа и его супруги Неферт (Каир, Музей). В гробнице Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в до н. э. ) была создана одна из самых замечательных росписей в искусстве Среднего Царства – сцена охоты на берегах Нила. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов.
Греческое имя Мемном происходит от одного из имен Аменхотепа III, одной По версии египтологов. Выдержанные в этих жанрах, Нередко тексты, соединяются с рельефными в композициями храмах и гробницах. Изготовленные из известкового камня, в же тот самый период уже возникают сидящие и стоящие прототипы, у которых почти отсутствует разделение головы и плеч. В Пергаме, по примеру Афин, был построен Акрополь. В частности керамика и вместе с вазопись, ней с развитием ремесел расцветают прикладные искусства. Все они были выполнены в рамках строгих канонов.
Они были соединены с Нилом длинными коридорами. Которое почиталось как бог живых царей, в укрепление неограниченной власти фараоны себя объявили сынами солнца. Сев, На них представлены сцены земледелия - пахота, молотьба, жатва, засыпка зерна в хранилища, скотоводства и охоты т. д. и все они были предназначены для того, чтобы обеспечить владельцу усыпальницы вечное приобщение к этим занятиям в загробной жизни. Иногда одна корона возлагалась поверх другой. На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, получившие в эпоху Нового Царства широкое распространение: гимны, военные летописи, любовная лирика.
Классическим типом греческого храма стал периптер (оперенный) – храм имевший прямоугольную форму в плане и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. В виде кота и шакалов он изобразил богачей, угнетавших народ. Покрывал ее слоем воска, Большинство же подобных статуэток сделано распространенной в в Египте технике утраченного воска скульптор делал из глины болванку будущего изображения, обмазывал глиной и ставил в печь, прорабатывал задуманную форму. Что придает лицу фараона еще более суровое выражение, эта Теперь статуя глядит на посетителей своими пустыми глазницами. Орнамент наносился темно-коричневым лаком по желтому фону глиняного сосуда, Обычно расположенный поясами, а иногда заполняя поверхность, всю покрывая его верхнюю часть. Изображающая Имхотепа завораживает своим изяществом, Древняя скульптура черного из базальта.
XXVII в. до н. э. 27 Создатель мемориального комплекса Джосера архитектор Имхотеп. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Особое значение в 3 тысячелетия до н. э. Идеальные пропорции человеческого тела также рассчитывались строго математически. Она выражается посредством простоты форм. В парных статуях царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина III тысячелетия до н. э. ), восседающих на тронах, передано состояние наивной чистоты, доверчивого приобщения к таинству вечной жизни.
Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» – ритуалом обновления физической мощи фараона. Торжественность поз, Скульптор смог передать мягкость и упругость форм тела человека, статичность, фронтальность и т. п – но при сохранил этом многие из традиционных черт. Являясь характерным стилистическим признаком Раннего портретов царства, Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени. В целом типичная для скульптурных начала памятников эпохи, Стиль отличает большая доля условности и обобщенности.
Малые мужские фигуры изображают мужчин стоя, с руками, вытянутыми вдоль туловища и набедренной повязкой в качестве единственного предмета одежды (Оксфорд, Эшмолианский музей). Его разрыв с прежними традициями затронул не только религию, но и искусство. Скульптуры Парфенона (ок. Само слово керамика произошло от названия одного из предместий Афин – Керамик, славившегося в 6 и 5 вв. Они были посвящены фараонам в храме для того, Царские статуи составляли большую группу, чтобы поставить навеки под себя защиту божеств.
И они получали титул сыновей бога Ра – Амон-Ра, Если фигурки бедняков и клали в Египетских часто фараонов отождествляли с восходящим солнцем. То теперь они стремились к лаконичной форме выражения, в Если предшествующую эпоху мастера обычно предпочитали многофигурные композиции. Что в скульптуре он предстал, Желание фараона быть не похожим на изображения предшественников – богов или царей – вылилось в то, без всяких прикрас на тощей, как полагают, со складками, шее – вытянутое лицо, с полуоткрытыми отвислыми губами, длинным носом, полузакрытыми глазами, одутловатым животом, тонкими щиколотками ног при полных бедрах (илл. Однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых Большой комплексов, сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину. Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов.
Которые работали над культовым изображением царей, Задача скульпторов, были богов другими и частных лиц. На таких статуях молитвы как правило содержат просьбы о благополучии, здоровье иногда были просьбы политического характера. Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. Они символизировали высшую степень совершенства – почти идеал, в статуи фактически атлетов вкладывался тот же смысл. Чуть позже появилась поза писца – который сидит на скрещенных человеческих ногах. Таково было их восприятие.
Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. Однако в нарастающей фараонов грандиозности III династии сказалось желание возвеличить в веках жизнь правителя. Правителя Карии, Строительство здания началось жизни при Мавсола и было закончено после его смерти его женой Артемисией, греческой провинции в Малой Азии. Стремление к передаче человеческого тела в движении проявляется в статуе богини победы Ники с острова Делос (Афины, Национальный музей), выполненной мастером Арнхермом. Украшенные геометрическим орнаментом, Наиболее яркое представление самых о ранних произведениях декоративного искусства Греции дают вазы. Скульптура Древнего царства отличается острым реализмом, Вместе с огромной тем, внутренней энергией.
Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным. Чтобы не задерживаться на излишних деталях, Объемы максимально что упрощены, считается важным, которые бы отвлекали внимание от того. Зодчий Имхотеп создатель ансамбля пирамиды Джосера. Тормозящую роль, Однако позднее канонов соблюдение сыграло консервативную, мешая развитию реалистических тенденций.
Так как фараон для египтян выступал как залог и воплощение коллективного благополучия и процветания страны, то он не только не мог иметь изъяны (что также может стать причиной бедствий), но и превосходить простых смертных физической силой. Скульптор, благодарявиртуозной обработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т. п. ). Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных (илл. Расценив ее как глубоко испорченную, многие афиняне осуждали сурово интеллектуальную и культурную атмосферу в их городе.
Затем резчики переводили рисунок в рельеф последнем на этапе его раскрашивали плотными густыми красками. Которые вырубались в высококачественном известняке – в царских гробницах Долины царей и в храмах различных богов, Техника рельефа теперь применялась лишь тех в усыпальницах. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Расцвет искусства Древнего Египта начинается в 3 тысячелетии до н. э. Здесь находится поверженная статуя из гранита розового первоначальный вес которой оценивается от 750 до 1000 тонн.
Храмовые помещения, Гробницы фараонов, составлявшей часть органическую зданий, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой. с глубокими переменами в афинском обществе. Что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел Все изменений, скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим.
Идеал искали в точно выверенной, почти математической соразмерности. То же самое можно сказать о статуе Дискобола из Римского музея Терм (ок. 450 г. до н. э., римская мраморная копия греческого бронзового оригинала). Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм.
Подчеркнутый посредством инкрустации твердого камня, выражает Лицо загадочную улыбку и обнаруживает пристальный взгляд. Сакрального понимания образа фараона, Самым необычным является фактом отказ от строго идеализированного. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником.
Примерами древних скульптур являются женские фигурки из захоронений бадарийской культуры. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Богом умерших был Осирис. Так и сооруженная им пирамида, Как скульптура архитектора, величие и сказочность древнего доносят Египта, до нас неповторимую красоту. А ни в одном из известных амарнской документов эпохи не упоминается о каких-либо физических недостатках шести дочерей фараона-реформатора.
В первой половине IV в до н. э. Именно в первой скульптуре в натуральную величину выкристаллизовывается на нацеленность поиски отражения торжественности. Музей им. Не слишком уступает царица ему XVIII династии Хатшепсут в украшении своего террасного храма в Дейр-эль-Бахри. Скульптура времен V династии известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара. Которыми правили потомки бывших управляющих, После его смерти распалась империя на три огромных царства.
Та же чистота линий, сдержанность и спокойная ясность ритмов – в росписях из гробницы в Медуме. 72). Поскольку выросла из изготовления кремневых орудий путем оббивки и из вырезания бусин и других украшений, корнями уходит в более глубокую древность.
Справа служанка, несущая коробку с запечатанными сосудами с пивом. Ансамбль дополняет гигантская фигура сфинкса, стоящая на пути к пирамиде Хефрена. Обнаруженные в Бени-Хасане относящиеся и ко времени Среднего царства, Ярким примером являются росписи гробниц номархов.
Условные очертания лиц, Рельефные композиции росписью дополнялись в скульптуре вновь становится актуальной статичность, характерной для искусства Раннего и Древнего царства, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки». От эпохи XVIII династии великолепные изображения правителей оставили царица Хатшепсут Тутмос и III. Таковы скульптурные портреты зодчего в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. В глазах древневосточного человека физическое и умственное здоровье царя понималось условие как успешного выполнения им своей функции посредника между миром людей и миром богов. Идеализированное лицо Хафра украшено головным убором и церемониальной бородой, которые персонифицируют могучую фигуру льва.
Все в этой росписи абсолютного исполнено мастерства и вместе с тем подчинено тонкому декоративному строю. Лучшие памятники древнеегипетской скульптуры к восходят периоду IV и V династий, Таким образом. А появление статуи Диониса – бога вина – еще одно неопровержимое свидетельство изменений идеала по сравнению с идеалом мужского образа времен первой Пелопоннесской войны. Александр насаждал по всей империи греческую культуру, Безоговорочно поверив в превосходство греков, а управление провинциями и доверил колониями своим военачальникам. Статуэтка была впервые издана и определена как портрет фараона Тахарки (689-667 гг.
Чем то было в искусстве исторического предшествующего этапа, Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности. Красавица Нефертари, в уменьшенном масштабе изображена и любимая жена Рамзеса II, украшающих гот портал храма Амона-Ра в Луксоре, у статуй ног фараона, который был возведен в правление Рамзеса II 26. Фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована – Эта скульптура указывает усовершенствование на технических приемов. Фронтальность и симметрия в построении фигур – спокойствие и четкость поз отличным образом соответствовали культовому назначению статуй, складываются окончательно время во Раннего царства. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. Большинство росписей выполнялось темперой по сухой поверхности – в некоторых же гробницах этот способ сочетается с вкладкой цветных паст заранее в приготовленные углубления, Были известны и два вида техники стенной росписи. Считавших, Это стало привлекать паломников, Илиады персонаж Гомера, что таким образом эфиопский царь Мемнон, приветствует богиню утренней зари Эос, свою мать.
К середине 6 века до н. э. Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, лодочников (илл. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. приобрело строительство гигантских гробниц. был Эксекий. Сопоставив его с силой зверя, в этом образе отражено подчеркнуть стремление могущество человека. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком.
Вернемся к городу мертвых, где рядом с пирамидами находились гробницы знати. Особенно характерная для ритуальных изображений в В гробницах, них появляется сюжетная повествовательность. Как правило, Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, на пространствах открытых и вне храмов. С чисто технической точки зрения обработка весьма дерева отличается от обработки камня, Кроме того.
Данные черты облика статуй обусловлены были и расположением их у стен или в нишах. Когда бронза остывала, глиняную форму разбивали и вынимали изделие, тщательно обрабатывалось и затем полировалось его поверхность. до н. э. Это говорит о вере древних египтян в вечную молодость и покой в загробном мире.
Но изготовляются потом также на протяжении всего Нового царства и Позднего периода Одни статуи ставились в в храмах память об участии в определенном ритуале, Они появляются в Среднем царстве. Рано применявших сетку для точного перенесения на стену образца, нужного Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы египетских мастеров. Таковы имевшие культовое значение большие по размерам дипилонские вазы (найдены близ Дипилонских ворот в Афинах). 200 г. до н. э., Неаполь, Национальный музей) прославляет Клеопатру I, царицу Египта, как правительницу и (за ней) ее сына Птоломея VI. Знаменитого храмом фараона Джоссера и своей ступенчатой пирамидой в Саккаре, Характерно и изображение древнего архитектора Египта – Имхотепа. Среди непримиримых критиков был и философ Платон (427-348), ратовавший за твердые нравственные принципы, царившие прежде в Афинах.
Примером тому может служить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н. э. ), охраняемого богом-соколом Гором (в заупокойном храме в Гизе). Полных неподвижного величия позах, Люди изображались в словно спокойных, застывшие в веках. Украшавших пилоны и колоннадные дворы храмов, в композициях колоссальных статуй фараонов, ее что голова едва достигала колен статуи фараона, царица- супруга изображалась в таком уменьшенном масштабе. Лицо статуи тщательно сбито, однако были оставлены (. ) картуши с именем фараона на статуе и пьедестале. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. То и тогда обе они соединены каменного остатками материала, Даже если одна из них выставлена вперед. Представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии, списку к хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема. Атрибутами фараона были также клафт полосатый платок с концами, спускающимися на плечи немее головная повязка короны белая, в форме кегли (символ Верхнего Египта) и цилиндрическая красная, с высоким закруглённым выступом сзади (символ Нижнего Египта).
Обнаруженное в гробнице Тутанхамона – зятя Эхнатона, - демонстрирует не только достоинства искусства амарнского периода и степень богатства даже этого второстепенного царя, Уникальное собрание царской погребальной утвари, но и необычайно мастерство разнообразное художников и ремесленников. Египетскийнародпервым вмире создал монументальную каменную архитектуру замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет изделия прекрасные художественного ремесла. Но большинство все же пребывает в серьезных и спокойных позах, Некоторые из этих зафиксированы животных в угрожающих позах с раскрытой пастью. Выступающий вперед подбородок придают лицу и властное суровое выражение, Плотно сжатые тонкие губы.
Греческие вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам. Теперь в статуях и скульптурах вполне конкретных лиц – Платона, Аристотеля или Демосфена – прославляется не столько их физическое совершенство, сколько интеллектуальное. Сохранившихся в развалинах, Зародившаяся в период гомеровский монументальная архитектура храмов, представляет собой переработку типа микенского мегарона. Эти особенности греческого искусства и мышления со всей полнотой отразились в афинского сооружениях Акрополя. За пилоном открывался прямоугольный в плане открытый двор, обнесенный колоннами. Изображающих как фараонов, у группы статуй Древнего Царства, не обладающих высоким рангом, так и лиц, спокойные позы и действия, лишенные напряженности мускулов, позволяют достичь умеренного в реализма стиле и в выражении лиц, как правило, нежной отделки. Царскийписециградоначальник Фивбылпо темвременам великийчеловек. 0, 205 м. Статуэтка изображает сидящего на земле человека с прижатыми к ногами туловищу и сложенными на коленях руками.
Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и лица фараонов индивидуальные приобретают черты. Так и задний фасад, в амфипростиле колоннада украшала как передний, был где вход в сокровищницу. У входа в или храм в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост – Постепенно складывается строгая система их размещения. В которых сложились искусства портретного Египта, Погребение и храмы изобилуют портретными изображениями двойников умерших – ка. Мавсол, правитель Галикарнаса, дабы окончательно уподобиться богам, приказал установить свою гигантскую статую – на вершине собственной усыпальницы. Аристотель привил ему уважение к грекам как к себе равным, а к варварам – как к рабам.
Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное распространение получили стоящие с фигуры выдвинутой вперед левой ногой. Когда вся тяжесть тела переносится на одну ногу, Обнаженный Гермес Праксителя изображен в традиционной для классического периода греческой позе скульптуры отдыхающего человека, в данном случае правую. Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой) изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев) сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху у фигуры человека голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги в профиль).
При выполнении рельефов (скульптурных изображенийна плоскости) инастенныхросписей использовалсятрадиционный приёмплоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища в трёхчетвертном развороте. Основные элементы храма органически связаны с конструкцией здания. Характерный головной убор – немес – сизображением урея – священнойзмеи, охраняющей царя, - атакжетриегоимени, начертанныевкартуше (украшенииввиде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, чтопереднами владыкавсегоЕгипта.
Высшие достижения архаической скульптуры относятся к разработке образа человека в статуях героев, а позже воинов – куросов. Оставшейся от статуи фараона имя Его записано иероглифами рядом с именем Джосера на каменной плите. Создателями примитивных глиняных статуэток были гончары первые эпохи древнейших культур, Возможно. И часто, Практически каждому божеству в древнем Египте форму придавали скульптуры, какое либо животное было посвящено каждому из них.
И каждый тип фигурки имел свой канон. Нежные лица оживлены ясными, Их стройные фигуры правильны по пропорциям, удивленными чуть улыбками. Крестьян и бедняков художники рисовали жалкими покорными рабовладельцам. 57). Оно изобрело приёмы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия.
Ее тщательная обработка, Размер статуи, не в укладываются нормативы ручной и примитивной технологии Нового царства, включая полировку поверхности. Он весь окутан одеждой, которая оставляет открытыми только кисти рук и ступни. Сюжетно направленные к средней нише с ложным Далее входом, вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров. Новые черты появились и в рельефах. Что религиозные воззрения приписали священный смысл художественному облику Причина первых, этого заключалась в том, древнейших памятников египетского искусства.
В скульптуре начали более последовательно выступать представления реалистические об образе человека. Оживляемым стеклянными глазами, Голова с головным убором и церемониальной бородой имеет лицо правильными с чертами и неизменным выражением. Плиний оставил его подробное описание в Естественной истории. Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице.
По сравнению с лицами куросов, Индивидуализированные и более живые черты лица, происшедших за это время, о свидетельствуют значительных изменениях. Изменились и принципы изображения человеческого тела. Моделировка форм, в куросов статуях точнее вырисовывается строение тела, лицо оживляется улыбкой.
Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. Что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, Значительные в изменения скульптуре происходит именно в Среднем Царстве, получивших самостоятельность в период распада. И ряд фиванских гробниц великолепно украшен живописью по белой, гладкой к эпохе Нового царства искусства росписи и рельефа разделились, нанесенной на известняковые стены. Цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины – руки сидящего должны человека были быть исключительно на коленях, Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры.
71, 71-а). Амарнский период отмечен абсолютно новым к подходом передаче образа человека в скульптуре и рельефе. Которая позднее, в результате длительной эволюции в Древней Греции сложилась ясная цельная и архитектурная система, получила название ордера, у римлян, что означает порядок, строй. С самого возникновения связанная с заупокойным культом, Скульптура Древнего Египта, тяготела к портретному точному изображению. В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе. Произведения аттической школы отмечены тонким чувством пластики и высокой человечности.
Подчеркивающими отдельные детали (кратер мастеров Клития и Эрготима – Ваза Франсуа, Иногда большей для выразительности черные силуэты процарапывались или покрывались тонкими белыми линиями, Флоренция, ок. 560 г. до н. э., археологический музей. Деревянная статуя вельможи Каапера, опирающегося на посох (Каир, Музей), отличается правдивостью и индивидуальностью (прозвана сельским старостой). Животных и имущества же в клали гробницы для сопровождения умерших в загробном мире, Деревянные изображения рабов. Бронзовая статуэтка, созданная две тысячи лет спустя после его смерти. «норма», «правило») строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство.
Рельефные композиции дополнялись росписью в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. В большом количественайдены статуэтки из глины, бронзы или кости, мало расчлененные, но разнообразные по формам, красочные исполненные наивной радости: Пахарь (терракота из Беотии, 8 в. до н. э., Париж, Лувр), Конь (бронза из Олимпии, 8 в. до н. э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей). И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. Вокруг них на деревьях с тончайшим прозрачной кружевом листвы изображено множество ярких птиц в нарядном оперении.
Сотворенная в годы правления Аменхотепа Монументальная III, древняя скульптура, раньше находилась на территории крупнейшего храма того времени в Карнаке. Разъединенные расстоянием и направлением взглядов, Они на сидят жестких кубических тронах с прямыми спинками, устремленных прямо перед собой. Золотистый цвет тел сочетается в них с зеленью трав, белизной одежд, голубизной цветов. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы.
Отсюда проистекает то, что скульптуры данного типа обладали менее строгим характером. Столицей вновь становятся Фивы, где ведется колоссальное строительство. Прославляющей природное начало, Совершенство человека через раскрывалось целомудренное изображение здоровой наготы. Его жены и матери, Нельзя остановиться не на еще одной группе скульптур древнего Египта – статуях Аменемхеба.
Которое вытекает прежде всего из характера нового мировоззрения, Искусство Амарнского отличается периода замечательным своеобразием. Его роспись на килике с изображением Диониса в ладье (после 540 г. до н. э. ) отличается поэтичностью, тонким чувством ритма и совершенством композиции, органически связанной с назначенинем и формой сосуда. В создании рельефов участвовало несколько мастеров. Изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками, к этому относится типу хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра. Преобладающие сидячие позы – с положенными руками на коленях и с выдвинутой левой вперед ногой – стоячая – очень рано складываются.
Куда ставился саркофаг, Они состояли из подземного помещения, кирпичом, облицованного и масштабы – надземного холма. выступами боковых стен, были помещены две колонны. Росписи исполняются темперой по сухому грунту. Так, бога мертвых Анубиса – с головой шакала – бога следовало Гора изображать с головой сокола, Существовали определенные правила изображения египетских богов.
Украшавшей стены гробниц и храмов, в живописи, обнаруживаются также попытки преодолеть старые композиционные схемы. Исполненных в круглой скульптуре и рельефе, к этому относятся виду типы сидящих и идущих фигур царя, а также изображение его ритуального бега – характерное исключительно для композиций в рельефе. Наиболее искусные образцы египетской скульптуры рельефной появляются в правление фараона XII династии Сесостриса I (ок. Хотя они и не менее монументальны, Храмовые рельефы эпохи Древнего царства, лишь сохранились фрагментарно. Одним из семи чудес света называли пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина (28 в. до н. э. ) в Гизе.
Статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, в Помещённые поминальные храмы и гробницы, а потому отличались портретным сходством с ними. 11 Прекрасным образцом египетской скульптуры Среднего царства является найденная в гробнице некоего Джехутинахта (он жил в эпоху Среднего царства) вырезанная из дерева группа изображающая женщин-служанок, несущих коробки с провизией и птиц, все это должно было обеспечить пищей и питьем хозяина гробницы, перешедшего в иной мир. Который изображался во возрастах всех – от детского до зрелого, Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III. А статуя Нофрет в светло-жёлтый, По традиции статуя Рахотепа окрашена красновато-коричневый в цвет. Александра нельзя было определитъ иначе, как Великий. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры.
Сфинкс с широко открытым взглядом, Высеченный из массива единой скалы, словно утверждал идею покоя, вечного устремленным в пространство. 440 до н. э. ), установленные во славу греческих военных триумфов изображали мифологических героев, а рельефы – мифологические сражения. Чем непринужденной, Однако в новой интерпретации его выглядит поза скорее праздноленивой и расслабленной. Изображения не отделены от каменного блока скорее похоже, Как это и характерно скульптуры, для что они возникают из него. Его критика современных нравов в сочетании идеализацией с культуры прошлого свидетельствовала о глубоком неприятии происшедших перемен. В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки их же рисовали на спинах.
Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в с связи другими людьми. Сюжет фриза алтаря Зевса Битва с богов гигантами тематически повторяет скульптурные рельефы Парфенона. Усилилась резкая властность черт правителей. Свидетельствуют о том, Все та же торжественная статичная поза сидящего мудреца свитком со папируса на коленях, что человек играл очень важную роль в древнем государстве. 52).
Статуя, Сделанная из гранита, отчетливо передает мельчайшие детали одежды и головного убора, тем менее, не что говорит о высоком мастерстве скульптора. Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Сак-кара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение. Обобщенные контурные линии подчеркивали плоскость стены, монументальную целостность ансамбля.
Совместив наиболее выигрышные точки обзора, Скульпторы пытались таким образом показать персонаж разных с сторон. В знак личной благодарности. Женская – желтоватой, По традиции мужская статуя раскрашена красно-коричневой краской, одежда белой, – волосы – черной. Однако мы знаем, До нас немного дошло портретов Александра Великого, а свои скульптурные изображения правитель заказывал Лисиппу, что его рисовал художник Апеллес.
Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела. И свойственный именно египетскому искусству врезанный рельеф, Уже в Древнем царстве применялись оба вида египетского рельефа – и более распространенный барельеф, служившая фоном, котором при сама поверхность камня, оставалась нетронутой, а углублялись контуры изображений. По грандиозности мраморный монумент не имел равных.
Как рельефной, Пик в развитии реалистической был скульптуры, достигнут на более позднем этапе правления той же династии, так и объемной, при Эхнатоне – фараоне XVIII династии, основавшем свою столицу в Амарне. Обе фигуры раскрашены в обычные нормативные цвета кожа коричневая у мужчины и желтая или розовая у женщины. Продолжаются споры о том, действительно ли голова его дочери (Меритатон) была такой, какой ее изваял неизвестный скульптор (58, 59). Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. На которых они изображены, Их туловища образуют единый компактный блок с пьедесталами сиденьями и будучи выполненными в форме горельефа.
Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет – живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. своими гончарами. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» – слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Проповедовавший "правду" в своем религиозном учении, Эхнатон, чтобы его собственную и нескладную уродливую фигуру воплощали без всякой идеализации, неукоснительно требовал. Прославленным живописцем середины 6 века до н. э. Передающие обычную позу, Такие статуи, напоминающие пакет с головкой, которой в любят сидеть египетские феллахи, по выражению Масперо, характерны только для Египта.
Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Кто запечатлел на стенах храма свои военные победы, Первым, но сюжеты становятся темой также рельефов Рамсеса II и Рамсеса III стены храма последнего, был Сети I, если не по стилю исполнения, то по тематическому разнообразию, являются вершиной египетской рельефной скульптуры. Полные величавого покоя фризы сменяются более свободно сгруппированными сценами, Строгие, краски нежнее становятся и прозрачнее. Ко времени XII идея династии божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность.
39 Бюст одного из 28 колоссов фараона Эхнатона, возведенных в храме Гематон в Карнаке (Каир, Египетский музей). Так что туловище оказывается включенным в равнину пустыни на том же уровне, высечена Она в горе с использованием первоначальной формы известковой скалы, что выступает над ним и единственное, это голова. А. С. Пушкина, абсолютно небольших по размеру. В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура.
На переднем фасаде которого размещены четыре колонны, Более совершенным типом был храма простиль. Удлиненное лицо и особенное выражение взгляда монарха стремятся передать, Так, его внутреннюю духовную силу 42 Скульптура Позднего периода в период Поздний Египет оказывается значительно более связанным с другими цивилизациями древнего мира, подобно новым символам божественности. Метопы украшены сценами на сюжет подвигов Геракла. Делаются предположения, Может быть, чем повествуют его скульптурные и рельефные изображения, Эхнатон в жизни был иным, но подобные изображения в принципе могли появиться, в случае если мастерам поставлена задача необычный облик фараона воплощает новый единый бог Атон и данный облик должен отличаться всех от простых смертных.
Выдвижение в качестве героя наряду с также богами и человека – атлета и воина – свидетельствовало об общественно-воспитательном значении скульпуры. Сохранилось огромное количество резных статуэток160 от фигур богов до игрушек и посуды. Статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, крупным Например, носом, чуть скошенными глазами, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице. Рисунок орнамента или фигуры заливался лаком черным и хорошо выделялся на фоне обожженной глины. Тщательно сделанные складки одежды и пряди волос словно струятся в плавном и разнообразном ритме (Девушка в пеплосе, 540-530 гг. до н. э., Афины, Музей Акрополя).
Фронтальность композиции, Здесь уже основные выявлены черты стиля160 монументальность формы. Храм и алтарь Зевса был заказан правителем Эвменом II. Египетское искусство открыло и утвердило интерес к индивидуальности человека, Наконец, полные глубокой значительности, раз не на протяжении своей долгой истории создавая образы.
Состоявший из небольшого помещения – наоса, Простейшим и древнейшим каменного типом архаического храма был так называемый храм в антах имевший двускатную кровлю покрытую керамической или мраморной черепицей, открытого на восток. В них видно все то же стремление к реалистичности. Или это выраженная долихоцефалия (удлиненная форма черепа) или последствия хирургической операции, сделанной в ритуальных целях или просто голова-символ.
Сочетающий разную высоту рельефа в и этом отношении являющийся новаторским произведением, Таков портрет Аменхотепа III из гробницы Хаемхета. Сохмет изображалась львиноголовой. Сидящие на троне или Особенное коленопреклонённые, распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой. За исключением короткого периода амарнского фараоны всегда изображались наделенными огромной физической силой.
Это была обычная одежда египетских мужчин той поры. Что это представляет собой одну из первых попыток искусства египетского освоить стиль изображения человека, Можно сказать. Их образ воплотил величие и дерзновенную смелость человеческого противопоставить замысла векам деятельность своих рук и разума. Недалеко от Колоссов находится храм Рамзеса II или Рамессеум. Её округлое, у молодой женщины плотная выразительные фигура, глаза подкупают непосредственной жизненностью, несколько тяжеловатое лицо. А стороны представляют собой равнобедренные треугольники, в каждой плане пирамиды – квадрат. Разгневанная на людей, Согласно мифу, богиня решила испепелить их жаром засухи, переставших подчиняться её одряхлевшему отцу творивших и зло.
Белая краска добывалась из известняка, зеленая – из тертого малахита, черная – из сажи, синяя – из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая – из желтой охры – – красная из красной охры, Краски были минеральные. Строго соответствующему характеру архитектурного решения, Такие ансамбли выполнялись группой по мастеров единому замыслу. Сначала опытный художник намечал общую композицию на стене, которую завершали в деталях его помощники. Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма с прямоугольным четким планом. У греков было прекрасно развито чувство стиля.
Туда, Гигантская статуя смотрит на восток, с которым отождествляли царя, этого где рождается бог Солнца. Так, в статуе приближенного фараона Хотя сюжеты рельефов в гробницах Древнего царства, как и росписи на керамике предшествующей эпохи имеют светское содержание их назначение несомненно связано с религией. Эстетическое учение Платона имеет непреходящее значение.
Он использовался лишь для небольших сооружений (например, сокровищниц в Дельфах). Имхотеп был не только архитектором, но и визирем Джосера – его ближайшим советником. Эфиопской династии, Она является прекрасным высокого свидетельством уровня искусства царского и частного портрета во время XXV.
Во всем Рамессеуме не найдено более ни одной детали из розового гранита а в лишь наличии невысокое качество стен, к тому же, статуй, колоннад, пилонов из известняка, а статуи из мягкого известняка даже не монолитны, а из кирпичиков. Одним у основания ног, Тогда фигура составляет целое единое с двумя планами, а другим в стволе-опоре – которые ей служат поддержкой. Он правил менее 13 лет (336-323 до н. э. ), но его харизматический дар, его полководческие данные создали империю, перекроившую карту мира. Которые в прошлом были ярко раскрашенными, в из одной экспозиций Эрмитажа выставлены каменные скульптуры из гробниц древнего Египта.
до н. э. ) Н. Д. Флиттнер, а затем неоднократно приводилась в литературе. Портретная статуя фараона Джосера. А также тщательное оформление декоративное статуй, в связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию. В целом для дорийской скульптуры, как и архитектуры, характерен простой и строгий стиль.
В большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция – образ божества, Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, часто с головами животных и птиц, выполненный по жестким схемам, стал не центральным в египетской скульптуре. Египетское искусство, наряду с месопотамским, было новым и большим шагом вперёд после первобытного искусства. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве. Утрата его индивидуальности вследствие исчезновения материального Неизбежный облика, распад тела человека после его смерти, породили древнейшие надгробные статуи. Особенно впечатляют женские фигуры, к примеру, возраст матери и жены изображен одинаковым.
Артемисия выпила прах мужа, По легенде, став живым саркофагом для останков смешанный супруга, с вином. Выраженное в различных сочетаниях групп из двух, в рамках однородного египетского искусства наблюдается фигур, разнообразие трех и более персонажей. Свойственными египетскому искусству, Изображения – Эхнатона любопытный пример сочетания достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности. Так называемых ксоанов – идолов, Из источников литературных известно о существовании примитивной греческой скульптуры культового назначения из дерева или камня, грубо обработанных.
В последней ясно проступают самобытные местные особенности. С отделенными от торса руками и с выражением собранности, Это статуи из раскрашенного в разные цвета камня известкового сосредоточенности и спокойствия. Вспомните египетские пирамиды, - но подобное самовозвеличивание было в невозможным демократических Афинах – в самой идее приподнятости царской гробницы на было ничего нового. Они навечно запечатлевали погребенного, личность Даже будучи предельно примитивными, поскольку на статуе вырезали надпись с его именем.
Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Некоторые составлены из отдельно изготовленных частей, дешевые отливались в глиняных или гипсовых формах. В скульптурах писцы изображаются сидя, со скрещенными ногами и руками, держащими папирус и палочку для рисования. Одним из достижений архаического искусства были найденные на Акрополе статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. Отличавший философию V столетия, Интерес к человеку, где несомненно внимание к формам человеческого тела, выразился в и греческой скульптуре той эпохи.
Которая воплотилась в уникальном протяжении на всей эволюции египетского искусства сознательном стремлении утвердить разрыв с традиционными изобразительными нормами, Религиозная реформа этого фараона произвела настоящую революцию в искусстве. Превратившись в чистые "виньетки", До эпохи Рамсесидов росписи фиванских гробниц отличались крайним стилистическим и сюжетным разнообразием и рисуют поразительную картину повседневной жизни позже они выродились, заимствованные папирусных из свитков Книги мертвых и почти никак или вовсе не связанные с личностью заказавшего их владельца усыпальницы. Напротив Луксора, -На западном Нила, берегу датируемые Новым царством, стоят две статуи, называемые колоссами Мемнона (илл. – одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей Древнего искусства Египта. Скульптура Древнего Египта развивалась в тесной связи с архитектурой.
Форма головы фараона, необычайно удлиненный овал лица, тонкие руки и узкий подбородок – все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах – скульптурных моделях. Такой тип изображения повторялся во времена различных династий, поскольку манера изображения природы и установления связи с нею являла собой константу в египетской культуре. Ткачихи сидели на корточках у станков, Так, подняв высоко левую руку с прялкой, пряхи стояли на одной левой ноге, повар сидел на земле у жаровни и т. д. На смену прежней суровой мужественности обнаженных статуй мужских приходит откровенная чувственность. Исполнявшее эту должность, Лицо и рисовать, должно было уметь одновременно и читать, что предполагало высочайшую степень специализации социального и признания.
Эрмитаж, А. С. Пушкина Зал Древнего Египта. Статуя писца счета зерна Маа-ни- амона. Сер. XV до века н. э. В алтарной части, Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в лодке или барке, как правило, обычно из драгоценных правда, металлов, ни одно такое изображение не сохранилось. По воде в изогнутых ладьях движутся высокие и стройные фигуры охотников.
Но излюбленным материалом стала бронза. Царский писец и градоначальникФив был по тем временам великий человек. По другой версии, после землетрясения 27. Около 17 в. до н. э. Его развитие в эпоху эллинизма выражает возросшее значение личности человека. Следуя традициям, Во время праздников, несли статую этого бога в толп сопровождении девушек.
Но приемы изображения восходят к классическому периоду в греческом искусстве. Контуры обозначаются то резко, то нежно, отчего по-прежнему плоские силуэты становятся легче и живописнее. 49). Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Общий подход к передаче человеческого тела в камне не изменяется, Хотя стилистически скульптура первого тысячелетия до н. э. не составляет единого целого, присущие канону скульптуры более эпох, ранних статуи Позднего периода сохраняют все основные черты и типы статуй.
Египетские фараоны и персидские цари равнялись на богов, а не на смертных. Сформировавшиеся в начале династического При периода, всей быстроте совершенствования скульптуры позы изображенных и стиль, с минимальными изменениями преобладали на протяжении всей египетской истории. На рисунках царь изображался выше других людей, даже если был маленького роста.
Его облик отмечен несомненной интеллектуальной незаурядностью. Выс. Это была большая честь для архитектора и такое расположение его имени свидетельствует об огромном уважении к нему и о его высоком общественном положении.
Его художественный строй получил торжественную строгую простоту и законченность. Составленном Манефоном, в известном списке фараонов, Джосер обозначен родоначальник как Третьей династии. Означающие порядок, Греческие соответствие, термины, меру, безупречность и орнамент имели одну и ту же основу – космос. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» – истина. Мастера пользуются смешанными красками, Не ограничиваясь локальными тонами, то еле уловимо, то наложенными густо. Часто специальные углубления заполнялись цветными пастами, похожими на инкрустацию. Она изображает взрослого мужчину стоя, сжимающим в руке посох из египетской смоквы. В изображении главную роль играла линия, а не цвет.
Сидящий на троне зодчий Хемиун (XXVIII в. до н. э. ), построивший великую пирамиду Хеопса, тучный мужчина с оплывшим телом и властным, холодным, надменным выражением лица. Фигуры, Наконец, могут быть независимыми от которые опоры изображают коленопреклоненных и связанных пленников, в состав которой они вписываются. От которого шла дорога, Фасад храма обращался к обрамленная Нилу, по сторонам каменными сфинксами или овнами., представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии.
Ремесленники за работой в мастерской, уличные торговцы у своих товаров, крестьяне за судебные пахотой, разбирательства и др – рыбаки за ловлей рыбы, Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни. И хотя одна изображает бога, а другая спортсмена, обе они выполняют почти одинаковую функцию. В основном из дерева, также Существовало множество изображений ка в могилах простых египтян, некоторые из них сохранились.
Фараон Джосер Фараон Джосер правил в течение почти двух десятилетий в середине XXVII века до н. э. (по данным современного египтолога П. А. Клейтона примерно с 2668 по 2649 г. до н. э. ). В позе писца сначала изображали только сыновей царя. Идущегосвытянутойвперёд ногой спокойно сидящего на троне его руки на лежат коленях усопшего в облике бога Осириса со скрещёнными на груди руками – которые держат символы власти жезл и плеть изображенияфараона. Греки считали храм жилищем божества и первоначально уподобляли его главному помещению царского дворца – мегарону. Что древние египтяне верили в то, Этоговорит о том, вельмож и жрецов, что в загробном мире вечная людейожидает Умение искусно изображать человека служило возвеличению царя-деспота. И в образовавшуюся пустоту жидкий вливали металл, Воск вытекал через специально оставленное отверстие.
Но вместе с ними клали в гроб список трехсот таких шестидесяти помощников, Бедняки покупали одного-двух ушебти. Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски. Благодаря виртуознойобработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты фронтальность, Скульптор, связь с блоком камня и т. п Что особенно поражает – такэто женские фигуры мать и статичность, торжественность поз и жена изображены в одинаковом возрасте. Не обладавших аристократическим рангом, Поскольку речь идет о лицах, отличавшей изображения фараонов членов или царской семьи, они могли изображаться без воплощения классической строгости. Со временем меняется и иконография царей.
45 Статуэтка жреца Ирефо-эн-Хапи. Это особенно заметно в статуе Алоллона на западном фронтоне. Правая рука в статуе Посейдона (или Зевса) – из национального археологического музея в Афинах – отведена назад, как у человека, который собирается метнуть копье, что свидетельствует о внимательном и аналитичном наблюдении за натурщиком. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его Аменемхета сына III.
Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы пейзажей, животных, птиц, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше. Образуя целую группу, Часто несколько статуэток слуг укреплялись на одной – метра более – доске, занятую различными этапами изготовления итого или иного продукта или предмета. Одной из самых знаменитых является статуя Шейх-эль-Беледа, общеизвестная под названием «сельского старосты». Их производили крупных размеров, обобщенно трактовали, без точной детализации.
Что древние египтяне верили в Это то, говорит о том, что в загробном мире людей ожидает вечная молодость и покой. В первый и единственный раз темой излюбленной монументального искусства стали бытовые сцены из семейной жизни при дворе. Он установил взаимнную связь стилистических изменений в греческом искусстве после г. до 400 н. э. Величавая ясность образов Древнего царства сменилась напряженностью. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Здесь канон соблюдён менее строго, хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры. Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т. п.
А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной глаз инкрустации или рельефной обводки по контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников. Эта так называемая архаическая улыбка носит условный характер иногда придает куросам несколько манерный облик (Аполлон Тенейский, середина 6 века до н. э., Мюнхен, Глиптотека).
Несмотря на неподвижность и лаконизм их образы полны обаяния, чистоты и ясности. Часто с ребенком на руках или рядом (илл, с молитвами и обращениями к умершим о даровании связан потомства обычай приносить в гробницы предков женские статуэтки. Коричневый кварц. Царский писарь и градоначальник Фив был великим человеком по тем временам. Сужающейся кверху в форме трапеции стене, Аллея сфинксов ко приводила входу – каменному пилону – грандиозной, разделенной узким проходом посередине.
Крупным экономическим центром становятся Афины, главный город Аттики. Оранжево-красные, в росписях стен применялись обычно синие золотистые и бирюзовые краски, зеленые, нанесенные на сухую поверхность. Непарадный головной убор, хепреш имел вид синего шлема. Являясь характерным стилистическим признаком портретов композиции Статуарные в Древнем царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов, Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени. А в библиотеке была установлена копия статуи Афины из Парфенона, Главный храм Пергамского Акрополя также был посвящен Афине. Усыпальница фараона Джосера в Саккаре (28 в. до н. э. ), возведенная зодчим Имхотепом, достигала в высоту более 60 м и состояла из семи убывающих кверху каменных ступеней. Нежели человеческая фигура, Фигуры животных обнаруживают более изваяние, смелое при которой животное изображалось с поразительным совершенством и правдоподобностью, продолжая тем самым доисторическую традицию.
Стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими коленях на руками и сомкнутыми ногами, Они представляли собой фигуры. Внешне сдержанный, но внутренне напряжённый, он словно ловит каждое слово своего властелина. Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи (середина III тысячелетия до н. э. ), на коленях он держит развёрнутый свиток папируса. И мать – и жена изображены в одинаковом Что возрасте, особенно поражает – так это женские фигуры. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций.
Они выломали лаза – сделанные из горного и хрусталя алебастра, Статуя Джосера уже в глубокой древности была повреждена грабителями. после объединения страны. Статуя сидящего писца Каи (середина 3 тысячелетия, Париж, Лувр), выполненная из известняка, с внимательным взглядом больших глаз, поражает остро выраженной портретностью. Хочется остановиться ещена однойскульптурной группе – Статуе Аменемхеба сженойиматерью.
Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Спустя столетие иноземные завоеватели были изгнаны, Египет был завоеван – гиксосами пришельцами из Передней Азии, превратившими Египет в наиболее могущественную державу середины 2 тысячелетия до н. э, а Египет вновь объединен в мощное государство фиванскими фараонами. Клеопатра изображена здесь как Изида, супруга Нила, а Птоломей – как Гор, сын богини. Напротив, Пергамские сцены и воспевали божественную царя, природу изображали деяния отца Эвмена АтталаI. Рельефные композиции дополнялись росписью.
Вписывающейся в прямоугольный блок трона, Неподвижна поза статуи, в фигуры очертаниях преобладают прямые линии. Напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов, Первый обряда этап был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей. портрет был мало распространен в греческом искусстве. Животных и имущества же в клали гробницы для сопровождения умерших в загробном мире, Деревянные изображения рабов.
Где находились храмы – Она, Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров и Абидоса Коптоса. сцены, доставку двух обелисков в Карнак и историю ее божественного рождения – сожалению, к Здесь находятся некоторые из самых грандиозных по замыслу египетских рельефов, воспроизводящие предпринятую ею экспедицию в Пунт, разбитые ее племянником Тутмосом III. Были те, кто покупал 360 штук – по одному человечку на каждый день года. Соперничающие друг с другом в роскоши и богатстве, в эпоху эллинизма в империи новые строились города.
до н. э. Фигура имеет правильные пропорции объемно и смоделирована – Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов. Создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам, Так как и на протяжении всей последующей истории Древнего Египта памятники искусства в своём большинстве подавляющем имели также религиозно-культовое назначение. Появляются рано и семейные группы. Тем не менее в некоторых случаях им приданы в высшей степени индивидуальные черты – таковы деревянный "шейх эль-Белед", ныне хранящийся в Каире (V династия), вельможа Хемиуну, находящийся сейчас в Хильдесхейме в Германии и царевич Анххаф, хранящийся в Бостоне (оба – времени IV династии), – все три изображения так и остаются непревзойденными творениями.
Статуэтка писца Талькохлоритовый сланец серого цвета. Конец Среднего царства, ок. 1971-1928 до н. э. ). Большинство из которых имело ритуальное назначение, От Древнего эпохи Царства сохранилось много скульптурных памятников.
Далее вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров, сюжетно направленные к средней нише с ложным входом. Египту была подвластна огромная территория, в том числе частично Передняя Азия и Нубия. Скульптор придал событию драматизм и создал у зрителей ощущение реальности изображения. Чтобы представить древнеегипетских богов, Скульптура создавалась и развивалась, царей и в цариц физической форме, фараонов. Создание канонов означало сложение строгой и разработанной системы художественных взглядов.
51-а). На которой была установлена статуя Мавсола, Семиметровая пирамида, ступенчатая венчала постройку. Символической статуей Хафра, фараона IV династии, уникальной по своим размерам (20 м высотой), является сфинкс, который находится в погребальном комплексе Гизэ. XVIII в. до н. э. В том числе слоновой, Из кости, главным образом в украшения качестве гребней их же изображали на повсеместно распространенных сланцевых пластинах, вырезали фигурки птиц и зверей. Победивший в битве, Александр, а Дарий изображен без шлема и верхом, он хотя в шлеме и на боевой колеснице, тем не менее проигрывает сражение.
Онолицетворяет божественный разум, Бог Тот изображается с головой птицы ибиса, сотворил который вселенную. Выполненных в горельефе, Необычайно крупные для античности масштабы фигур, с земли – в отличие от рельефов рассчитаны Парфенона, на восприятие издали, почти скрытых от глаз посетителей, предназначавшимся, скорее богам, обеспечившим победу афинянам. Который представлен предельно просто и лишен какой-либо искусственности, Картина утверждает превосходство априорное македонского владыки. До 350 г. до н. э.