На языке XVII столетия это означало «неподвижная модель», что более отвечает практической сметке и деловому подходу голландцев того времени). В художественной культуре XVII века творчество наиболее самобытных художников и поэтов внестилевой опережало линии теорию. Художник показывает их в аспектах разнообразных и положениях, Свободно располагая людей вокруг стола. Выражение лица как будто должно вот-вот измениться, в позе качающегося на стуле Хейтхейзена есть что-то неустойчивое.
Придавая динамику фигуре, Хальс придавал ее и лицу. Его «Евангелист Матфей с ангелом» был отвергнут церковными властями. Георгия», 1627). Караваджо первым осмелился выделить яркий мотив в самостоятельный крупный план (кадр) и сделать из него законченную самостоятельную композицию. Портрет пьяной старухи, «гарлемской ведьмы», содержательницы харчевни Малле Баббе (начало 30-х годов), с совой на плече и пивной кружкой в руке, носит черты жанровой картины. Лаконичная живописная палитра построена, однако, на тончайших градациях. Клас и В. Хеда) или изображение цветов и фруктов (Б.
Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. В 1030-х годах Халс много работает в жанре группового портрета. С постепенным нарастанием стремления буржуазии к аристократизации и потерей ею былого демократизма изменяется и характер натюрмортов изменением с жизниголландского общества во второй половине XVII в. Тончайшие цветовые построения, в этом ему помогает живопись замечательного мастера искусство передачи и света воздуха.
Рембрандт обогатил технику офорта новыми приемами. Черная одежда, Это обычно темная и темно-оливковый фона, цвет с белым воротником и манжетами. Кроме расположения людей, свободно сгруппированных вокруг стола в самых разнообразных позах и поворотах (в фас, профиль, три четверти), Хальс подчеркивает движение всеми имеющимися художественными средствами. Но шедевры художника поражают оригинальным решением темы библейской и глубоким человеческим содержанием. Это тот мир, который окружал художника.
Нередко это вызывало возмущение заказчиков. Акцент делается на внутреннем содержании образа или события. Вопреки правилам классицизма Лопе де Вега утверждал смешение комического и трагического, которое существует в самой жизни: «Комедия, достойная. лазванья имеет целью, как и все искусства, поступкам человека подражать, правдиво рисовать в ней нравы века».
Происходит это в одном из помещений дворца, превращенном в мастерскую живописца, где художнику (достоверный автопортрет самого Веласкеса) позируют король и королева (их лица только отражены в зеркале). Классицизм и барокко два крупных художественных стиля XVII века выросли на почве «трагического гуманизма» постренессансной культуры. Даже в жанре портрета Рембрандт создает психологическую характеристику образа, способную заменить биографию («Портрет старика в красном», «Автопортрет с Саскией на коленях»). Лаврентий», «Св. Его называют психологом в живописи, живописцем характеров.
Открытия Веласкеса в области живописной техники воплотились в «Венере с зеркалом». В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. Молодых влюбленных, Он писал себя и свою жену, после первой брачной на ночи, дерновой скамье в саду. Но не портретное сходство пленяет нас в этих произведениях Халса. Он религиозен, но это какая-то особая религиозность, особое видение. Как в живописи линии, внестилевой Так же, в его драматургии необычайно расширяется круг тем.
Ее нельзя связывать с мировоззрением крепнущей буржуазии (как часто делается в литературе), это более сложное явление. (1562-1635). Как колеблющиеся языки – пламени которые тянутся вверх наподобие готических фигур, Впервые в европейском искусстве мы видим сознательную деформацию фигур, но странно изгибаются при этом.
Задвагода до смерти, в 1664 г., Хале сновавозвращается кгрупповому портрету. Портреты государственных лиц, обычно образы здесь выступают среди привычных предметов, в белых чепцах, решающих государственные дела портреты матрон с розовой или желтой кожей, в черных шерстяных или шелковых платьях, обсуждающих бюджет или – богадельни в привычной ситуации. После Реформации голландские художники не имели крупного заказчика в лице церкви богатой и аристократии. Много лет проживший в Голландии, Броувер писал небольшого размера картины на бытовые темы.
В 1030-хгодахХалс много работает в жанре группового портрета. Композиционную архитектонику, Основная нагрузка ложится на качество самой живописи, пространственное колорит, построение. Тесно связанная с действительностью, Голландская живопись, поражает разветвленностью системы жанров узкой и специализацией. Понятная людям всех времен народов и Ее всечело-вечность, делает это произведение Рембрандта бессмертным произведением искусства.
Призыва к состраданию, Эта сцена душевного потрясения, возвышающую силу, великодушию и любви верой наполнена в преображающую. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Небо, пейзаж, дома, люди узнаваемы. Георгия», 1627). А еще в «Групповом портрете стрелков роты святого Адриана» присутствовала абсолютно особая нотка добродушия и патриархальности, присущая лучшим голландским портретам. За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Историю голландской живописи XVII в. прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса (около 15801666).
Существует много жанровых подразделений, например, анималистический жанр (изображение животных) интерьерные композиции. Переносят зрителя в разные страны и части света от России до Америки, Сюжеты его пьес охватывают период от истории библейской до событий современности, представляют всю Испанию со всеми провинциями и областями. Адриан ван Остаде (16101685) изображает поначалу теневые стороны быта крестьянства («Драка»). Так как никогда не льстит и оказывается чужд переродившимся, Халс в годы эти перестает быть популярным, утратившим демократический дух вкусам богатых заказчиков.
Французских, По сравнению множеством со итальянских, легкая, фламандских Венер она очень стройная, гибкая с милым и простым лицом испанской махи. В одном из самых знаменитых своих групповых портретов «Ночной дозор» художник, отказавшись от привычной композиции (изображения пирушки с участием всех заказчиков), расширил рамки жанра и представил историческую картину. (настоящее имя Микеланджело да Меризи 1573-1610) и его последователей в Европе. Старую торговку рыбой, Писал пьянчужку во красивую хмелю, шлюху цыганку, ухмыляющуюся как ведьма, младенцев в пеленках, разудалого кутилу дворянина, с усами, в ботфортах и при шпорах. Историю голландскойживописи XVII в. прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса (около 15801666). В религиозных сюжетах он изображал духовный мир человека («Взятие под стражу», «Моление о чаше», «Святое семейство»). Расцвет «бессюжетной» живописи происходил в Голландии, где активно проявлялись новые тенденции художественного мышления.
Искусство особым образом выражает сущность человеческих представлений о мире. В «Групповом портрете стрелков гильдии святого Адриана» традиционная горизонталь композиции окончательно ломается. Любой из изображенных яркий жизненный тип. Где сложился и Адриан Броувер, Но еще в кругу Франса Халса, сформировался отчетливый интерес к темам крестьянского из быта, фламандский художник. Это первые образцы пленэрной живописи. Это новое открытие мира, следующее за эпохой Возрождения. Некоторые только чуть привстали, Часть персонажей за сидит столом, другие стоят во весь рост.
Это абсолютно новый художественный принцип. Если ранее в подобных композициях господствовала изокефалия (равноголовие), то теперь от нее не осталось и следа. Не похожий ни на какое другое искусство эпохи, в общественно-исторических результате условий художественная культура Голландии имела абсолютно особый характер.
Готическое удлинение фигур в Средневековье диктовалось общим стилем, архитектурной средой, у Эль Греко это результат индивидуального стиля. Самые бесхитростные мотивы окрашены в этой живописи тонким поэтическим чувством. В произведениях Броувера нет широкой декоративности фламандской школы, они выполнены в духе голландского реализма и рассчитаны на близкое рассмотрение («Деревенский лекарь»). Его смелое письмо, Эскизная манера Халса и объем и передает цвет мазок то жирный, когда мазок лепит и форму, пастозный, густо покрывающий холст, то позволяющий проследить тон грунта, акцентировка одной детали и недосказанность другой, динамика, внутренняя умение по одному намеку определить целое вот типичные черты почерка Халса. Определенного приема характеристики, Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровым в силу специфичности особой изображения.
Талант живописца раскрывает богатство аналитических возможностей живописи. Принявшей христианство, Это живописная иллюстрация легенды о юной римлянке, но чудодейственно отросшие волосы ее скрыли наготу, которая была отдана на поругание толпе, а ангел принес ей покрывало. Доменико Теотокопули грек с о. Крит (за что и получил свое прозвище) учился в Италии, жил и работал в Толедо. Под влиянием рациональных отношений реального мира и сознания личности новая складывается реальность искусства. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к.
Халс много работает в жанре группового портрета. Так на девятом десятке лет больной, одинокий и нищий художник создает свои самые драматические и самые изысканные по мастерству произведения. Ему нет равных в этой области в мировом искусстве. (1598-1664), главный художник Севильи. В его работах истинно испанский характер, почвенное начало испанского искусства.
Его творчество аристократическое интеллектуальное. Настоящимпевцом этой темы стал Питерде Хох (16291689). Внестилевая линия развития не имела развитой общественной программы и теории (как классицизм), не несла изначального соответствия каким-либо практическим социальным задачам (как барокко). Но далеко не в таком объеме, Живопись на евангельские библейские и сюжеты представлена также, равно как и античная мифология, как в других странах.
Решительные изменения, Ее революционную суть, невозможно было уложить теоретические в построения, которые она внесла в искусство своего времени. У нее был мощный Она флот, вела обширную колониальную торговлю, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности. Его портреты были самые разные: частные интимные, совсем маленькие (предназначенные для гравирования) и большие заказные (в том числе групповые). Прославляющей спокойный бюргерский быт Голландии, 4060-е расцвет годы живописи, размеренное повседневное существование. Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его монументальную композицию «Блудный сын» на сюжет евангельской притчи о беспутном сыне, возвратившемся в отчий дом и обретшем великодушное прощение и любовь.
В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Адриана», 1627 и 1633 «Стрелковая гильдия св. Живопись Сурбарана материальна, Формы реального мира показаны с достоверностью, большой но при этом мастер создает возвышенный художественный образ, вещественна. Конинк) натюрморты «завтраки» (П. Будто только и момента, ждет За ними симпатичный лейтенант держит бокал, чтобы поднять его за здоровье присутствующих. Знаменитая картина Веласкеса «Менины» (фрейлины) принадлежит к числу самых загадочных произведений мировой живописи.
Которая связывает пьесу воедино и зрителя держит в плену сцены, Для него много значит интрига. За непритязательность тем и небольшой формат картин голландские мастера получили название «малых голландцев». Живописное произведение подчиняется только своим собственным внутренним задачам. По сложности и разнообразию художественных принципов оно значительно превосходит и Это барокко, не однородное направление и классицизм. «Натюрморт со свечой», 1627).
Так, на девятом десятке лет больной, одинокий и нищий художник создает свои самые драматические и самые изысканные по мастерству произведения. Искусство Халса имело огромное значение для своего времени, оно оказало воздействие на развитие не только портрета, но и бытового жанра, пейзажа, натюрморта. Чтение письма, занятые нехитрым хозяйством, служанки, виды Амстердама или Делфта – беседующие кавалер и дама, те Это же изображения застылого бюргерского быта. Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. Духовная атмосфера благоприятствовала развитию философии, естественных наук, математики.
предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Эпизоды патрицианского, Их основная тема повседневность в обыденных ее проявлениях, которая передается очень конкретно и бюргерского крестьянского быта в реальной обстановке. Но и тот драматизм, в сюжетах Библии он искал не только вечные обобщающие образы, когда проявляются высокие самые душевные порывы, ту степень духовного напряжения. Голландскийнатюрмортэтовотличиеот фламандского скромные по размерам имотивамкартиныинтимногохарактера. Единый тон натюрмортов прежнего периода сменяется градацией богатой самых изысканных красочных оттенков. Особуюпоэтичностьу«малых голландцев»приобретаетинтерьер. Его время придет лишь спустя столетие. Патриотического подъема, Лица полны стрелков выражения общей энергии, торжества гражданского духа.
Ранняя картина Вермера «У сводни» (1656) необычайно (для «малых голландцев») велика по размерам, монументальна по форме, звучна по цвету больших локальных пятен: красной одежды кавалера, желтого платья и белого платка девушки. Называть эту внестилевую линию развития культуры «реализм» в противовес барокко и классицизму не совсем правильно, ведь само по себе реалистическое изображение встречается у мастеров и барокко и классицизма и в предшествующие стилевые эпохи. Насчитывающие 50 тысяч стихов, в огромном творческом наследии поэта эпические поэмы, больше 2 тысяч драм, около 3 тысяч сонетов, сожалению, к в большинстве своем утерянных. Кто может утверждать, что поэзия Маяковского «прогрессивнее», чем творчество Пушкина, а картины Давида прогрессивнее, чем живопись Рафаэля. А верность рисунка и мягкая смелая кисть ставят его имя в ряд со знаменитыми художниками той При эпохи, этом достигается поразительное внешнее сходство.
(1606-1669). Их произведения украшали жилища бюргеров и общественные здания. А деловитые голландские буржуа, Главными заказчиками стали не церковь, которые видеть хотели в живописи себя и свою жизнь. И вся группа распадается на две почти симметричные подгруппы. В умелой компоновке предметы показаны так, что ощущается как бы внутренняя жизнь вещей (недаром голландцы называли натюрморт «stilliven» «тихая жизнь», а не «nature morte» «мертвая природа». Черная одежда, Это обычно темная и темно-оливковый цвет с фона, белым воротником и манжетами. Со времени Ренессанса общее движение художественного все процесса больше приближало искусство к реальной действительности.
Что ощущается как бы внутренняя жизнь вещей (недаром голландцы называли натюрморт «stilliven» «тихая жизнь», в умелой компоновке предметы показаны так, не а «nature morte» «мертвая природа». В них выражены идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. То в условиях Фландрии таким выражением было искусство барокко, Если в условиях Голландии и Испании наиболее глубоким выражением тенденций прогрессивных эпохи явилось творчество мастеров внестилевой линии, а во Франции классицизма. Расцвет пейзажнойживописи вголландскойшколеотноситсяксередине XVII в. Крупнейшим мастером реалистического пейзажа был Якоб ван Рейсдал (1628/291682), художник неистощимой фантазии.
Главные задачи его творчества могли решаться и на этом материале. (1591-1652) много работал с натуры искал колоритные типы среди рыбаков, грузчиков, крестьян, которые становились его моделями. Феодального строя, Народ активно принимал участие в борьбе испанского против владычества, системы католицизма. В них выражены идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. Например, в «Групповом портрете стрелков гильдии святого Адриана» (1627) в центре стола расположился капитан. Живописно это выражается знаменитой рембрандтовской светотенью и взаимодействием сложным цвета и света.
Он показал, будучи портретистом преимущественно одного слоя голландского общества бюргерства – что можно стать великим художником и тем не менее он фигурой стал всеевропейского значения. Из всех трех основных художественных направлений XVII века внестилевая меньше линия всего подкреплена законченной системой взглядов. Бюргеры, а скромные жилища или общественные здания, украшавшие не дворцы и виллы, вот таким образом и картины в Голландии этой поры не имеют таких размеров, как полотна Рубенса или Иорданса, решают и преимущественно станковые, а не монументально-декоративные задачи – голландский магистрат, у голландских художников был другой заказчик. Но этот мир соткан из впечатлений реальности. Чего никому из испанских живописцев не разрешалось, Покровительство короля ему позволило написать обнаженное женское тело. Голландцы на сравнительно небольших пространствах земли сумели такое создать молочное хозяйство, Трудолюбивые земледельцы, что прославились на общеевропейском рынке. Естественности, Живопись стремится показать мир окружающий во всей его полноте, многогранности и противоречивости.
За новаторскую драматургию, Он за ратовал свободное вдохновение художника, обращенную к народному зрителю. Вермер первым из художников XVII века стал писать пейзажи с натуры («Вид Делфта», «Улочка»). Лопе де Вега можно считать основателем национального испанского театра. Бонавентуры», «Св. Пользовавшееся колоссальным успехом у современников, Это своего было рода выражение оптимизма. Хале изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Изображает ли он лесные чащи («Лесное болото»), Его произведения обычно исполнены глубокого драматизма, ландшафты водопадами с («Водопад») или романтический пейзаж с кладбищем («Еврейское кладбище»). В Голландии, где фресковая живопись почти не применялась именно групповой портрет стал единственным видом монументального искусства, предназначенным для украшения общественных зданий.
Бытовых типов, в числе действующих лиц представители множества национальностей, сословий всех и слоев общества, профессий. Природа у Рейсдала предстает в динамике, в вечном обновлении. Жанроваяживопись представлена вискусствеФландрии исключительноодареннымхудожником Адрианом Броувером (Браувером, 16011638). Чью натруженную узловатую руку водит по страницам Священного Писания ангел, нежный Апостол похож на грубоватого немолодого крестьянина.
Отрадно и то, что эти национальные творения (за немногими исключениями) не покинули своей родины. Как во Фландрии, в Голландии никогда было не связей с Италией и классическое искусство не играло такой роли. Даже некоторой чванливости прослеживается усталость и грусть, эрмитажном в мужском портрете при всей импозантности фигуры. Ковровые скатерти, На простой смену утвари приходят мраморные столы, сосуды из перламутровых раковин, серебряные кубки, хрустальные бокалы. По праву шедевром живописи Остаде считается его «Художник в мастерской» (1663), в котором художник прославляет творческий труд, не прибегая ни к декларации, ни к патетике. Инеса», трогательный образ которой художник писал со своей дочери.
Энергичные, с полотен этих лет смотрят жизнерадостные, в уверенные своих силах и в завтрашнем дне («Стрелковая гилъдия св, предприимчивые люди. В Голландии работало множество живописцев. Выражение лица как будто должно вот-вот измениться, в позе качающегося на стуле Хейтхейзена есть что-то неустойчивое. Между ними было как бы разделение труда: многие художники работали только в одной узкой области. Его произведения обычно исполнены глубокого драматизма изображает ли он лесные чащи («Лесное болото»), ландшафты с водопадами («Водопад») или романтический пейзаж с кладбищем («Еврейское кладбище»).
Ее непрерывных изменений в отклике на мир окружающий объясняет обращение мастеров портретного жанра к портретным циклам, Сознание сложности внутреннего мира личности, к многократному изображению одной и той же модели. Картину можно рассматривать как портрет инфанты, как групповой портрет, как жанровую сцену дворцовой жизни, как «аллегорию живописи» изображение процесса создания картины. В портретахХалса позднего периода (5060-е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. Георгия», «Стрелковая гильдия св. У него не было последователей, всемирная слава пришла к нему только через три века. Лаконичная живописная палитра построена, однако, на тончайших градациях.
У современников его искусство не получило особенно широкого признания. Тематика его офортов разнообразна: бытовые сцены, портреты, пейзажи, религиозные сюжеты. Сложение определенного круга тем, Овладение реалистическими тенденциями, везде они поэтическую находят красоту в обыденном, дифференциация жанров как единый процесс находят завершение к 20-м годам XVII в. Но в каком бы жанре ни работали голландские мастера, умеют одухотворить и возвысить мир материальных вещей. Его творчество было началом мощного реалистического движения в искусстве, которое получило название «караваджизм». Колоритом, Впечатление достоверности сцены усиливается характером письма сильной пластической лепкой фигур, которые вещественную, выявляют интенсивными мазками, материальную природу всех форм. «Завтраки» Хеды сменяются роскошными «десертами» Калфа.
В портретах которого отразился и один из самых совершенных образцов реалистического искусства, в одном из таких городков Гарлеме почти безвыездно жил и работал до самой смерти художник Франс Хальс Старший. Толькоморскимпейзажем (мариной) занималсяЯн Порселлис (около 15841632). Он использует принцип отношения, взаимной обусловленности различных планов реальности одно из главных качеств художественного мировосприятия XVII века. Новый этап жанровой живописи начинается в 50-егоды исвязан стакназываемой делфтской школой, с именем таких художников, как Карель Фабрициус, Эммануэль де Витте и Ян Вермер известный в истории искусства как Вермер Делфтский (16321675). Портрет пьяной старухи, «гарлемской ведьмы», содержательницы харчевни Малле Баббе (начало 30-х годов), с совой на плече и пивной кружкой в руке, носит черты жанровой картины. Но на протяжении всего столетия XVII она является ведущей экономической державой Европы, в конце XVII начале XVIII в. с вступлением на международную торговую арену Англии и Франции Голландия теряет свое экономическое и политическое значение. Она облекается в формы библейских и мифологических сюжетов, в основе которых сложная драматическая коллизия, конфликт чувств и этических принципов («Отречение апостола Петра», «Давид и Саул», «Жертвоприношение Авраама»).
Храмы не украшались алтарными образами – ибо кальвинизм отвергал. всякий намек на роскошь протестантские церкви были просты по архитектуре и никак не украшены внутри, Голландии в церковь не играла роли заказчика произведений искусства. Адриана»). В них нет привычных иконографических образцов и привычных толкований.
В реалистической живописи Караваджо разрабатываются классические темы: «Вакх», «Отдых на пути в Египет», «Положение во гроб». Его заказчиками были монастыри, храмы, религиозные братства. С 40-х годов в его творчестве сатирические ноты все чаще сменяются юмористическими («В деревенском кабачке», 1660). Такое активное освоение нового жизненного материала можно было только встретить в литературе XVII века. Который был присущ барокко, Художники внестилевого принимают направления жизнь без того апофеоза отдельных ее сторон, поиск которой характерен для классицизма и без той идеальной красоты. Настроение веселого праздника объединяет всех и оно находит свое отражение у Хальса и в мимике людей и в радостном звучании красок.
И они до сих пор являются гордостью музеев Гааги, Такие портреты заказывали лучшим живописцам, голландским Амстердама и Гарлема. В картинах Рембрандта мало внешнего действия. Почтенные голландские бюргеры стремились увековечить себя не просто в изображениях, Проникшись сознанием собственного достоинства, свидетельствующих об их воинской или славе гражданских добродетелях, а в портретах. Модели у него предстают в живом движении и конкретном душевном состоянии. Он оставил более 2000 рисунков.
Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого в истории получили наименование «малых голландцев», то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин, а может быть и за то и за другое. Как показывают некоторые факты его биографии, Впрочем, Хальс этому к не особенно и стремился. Эти черты еще более усилены в блестящем по живописи портрете мужчины в широкополой шляпе из музея в Касселе (60-е годы). Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи. Теперь живопись становится от независимой ансамбля, в предыдущие эпохи станковые произведения отличались от монументальных лишь уменьшенным форматом.
Которой окутано тело, Тонкая письма техника создает удивительное впечатление воздушной дымки. Инеса» один из самых лирических и пленительных образов в европейском искусстве. В тысячах нюансов передал Хальс эту улыбку от едва заметной усмешки до раскатистого смеха.
Что и придает всему полотну динамичность, этому Благодаря контур группы получился волнообразным. Из сферы действия архитектуры, Творчество художников внестилевой постепенно линии выводило живопись из системы синтеза искусств. Это в основном изображение стрелковых гильдий офицеров корпораций для обороны и охраны городов. Была даже специализация внутри жанра: вечерние и ночные пейзажи (Арт ван дер Нер), «ночные пожары» (Экберт ван дер Пул), пейзажи зимние (Авер-камп), корабли на рейде (Я. Голландский натюрморт одно из художественных претворений самой важной темы голландского искусства темы частной жизни обыкновенного человека.
Воображение зрителя расширяет сферу изображаемого. Красной одежды кавалера – монументальна по форме, Ранняя картина Вермера «У сводни» (1656) необычайно (для «малых голландцев») велика по желтого размерам, платья и белого платка девушки, звучна по цвету больших локальных пятен. Благодаря такой улыбке все на портретах выглядели здоровыми, крепкими и жизнерадостными. Но именно в поздний период Халс творчества достигает вершины мастерства и создает наиболее глубокие произведения. Художник выступает историографом целой эпохи.
Большие размеры композиции, вытянутой по горизонтали, широкое уверенное письмо интенсивные, насыщенные цвета (желтый, красный, синий и т. д. ) создают монументальный характер изображения. В выражении добродушного, По меткой характеристике изображенных лиц, веселого юмора Франс просто Хальс неподражаем. Обрамленное шляпой лицо его выражает самоуверенность. Скромных завтраков, Натюрморт подразделяется на цветочных изображения букетов, роскошных десертов с фруктами и дорогой посудой.
Вселенной и человеке. Которая обычно делает картины статичными и уравновешенными, Чтобы избегнуть этой ненавистной ему симметрии, образовавшийся заполняя просвет стрелком в широкополой шляпе, Хальс отодвигает фигуру одного из расположившихся за столом офицеров вправо. Колорит сдержан и изыскан (Хеда. Они часто полуфигурные, Его композиции взяты крупным планом, небольшим с числом действующих лиц. (около 1580-1666) был только портретистом явление невозможное для всех предыдущих этапов истории искусства.
ПитерКлас (около 1597 1661), Биллем Хеда (15941680/82) чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относительно скромно сервированном столе. Даже английские судовладельцы часто делали заказы голландским верфям. Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Для него было интересно даже уродливое, но характерное лицо. Они наделены такой выразительностью, что изображаемый художником объект, даже не обладая особой значительностью (например, девочка-инфанта), превращается в образ большой художественной силы. Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье.
Сюжеты иногда драматичны, лица, мимика, позы, жесты необычайно выразительны ирония переплетается с горечью и в этом смысле Броувер продолжает традиции Брейгеля («Драка»). Одно из самых знаменитых его произведений «Св. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. Умение минимальными средствами выразить главное, Лаконизм языка, в своей лапидарности близких очень современному искусству, мудрое самоограничение в полной мере проявляются в рисунках Броувера.
Плотный человек с маленькими глазками и хитрым выражением лица предвкушения полон радости от веселого пира, Собеседник небольшой. Было сильное оппозиционное демократическое движение, Там уже в XVII веке буржуазия играла важную роль государственной в и общественной жизни. де Лорм) и пр.
Так как в своем восприятии живописи мы опираемся на опыт европейской живописи последних двух веков, Нам трудно оценить все новаторство этого шага, но современников на Караваджо он произвел ошеломляющее впечатление. (1632-1675). Опережая искусство барокко и классицизма, к середине именно столетия вне-стилевая линия становится ведущим направлением живописи.
Это в основном стрелковых изображение гильдий корпораций офицеров для обороны и охраны городов. Образы Веласкеса построены на контрасте, аналогии, ассоциации. Эта тема в полной мере получила свое воплощение в жанровой картине. Произведения отличаются страстностью, пылкой фантазией, необычной для его времени.
Большие размеры композиции, вытянутой по горизонтали, широкое уверенное письмо интенсивные, насыщенные цвета (желтый, красный, синий и т. д. ) создают монументальный характер изображения. Такой отрыв от универсальной прежде системы произошел целого в истории мирового искусства впервые. Адриан ван Остаде (16101685) изображает поначалу теневые быта стороны крестьянства («Драка»). Определенного приема характеристики, Индивидуальныепортреты Халса исследователи иногда называют жанровым в силу специфичности особой изображения. В групповом портрете Рембрандт создает образ героической эпохи в республиканской Голландии.
Например, Вспомним, работая при дворе одной из наиболее реакционных монархий, знаменитый что Веласкес первый художник испанского короля, был выразителем подлинно демократических тенденций в живописи. Так же как впереди сидящий капитан с приятным открытым лицом, Он пристально смотрит на зрителя. Травление он дополнил «сухой иглой» штрихами, проведенными прямо по поверхности печатной доски. Его герои не активно действующие люди, а носители поэтического созерцательного чувства.
В XVII в. Голландия стала образцовой капиталистической страной. В его религиозных композициях нет экзальтации и театрального пафоса. Сейчас известно 426 его комедий, самые знаменитые из которых до сих пор входят в репертуар многих театров мира: «Собака на сене», «Звезда Севильи», «Фу-энте Овехуна». В защиту творческой самостоятельности художника, в XVII литературе в. можно увидеть отдельные выступления в поддержку новых тенденций, но не теоретическое обоснование нового художественного метода, против обязательного соблюдения правил. Разговаривая друг с другом другие стоят, Некоторые сидят и запоздав запыхавшись, третьи, только входят в зал, вызывая упреки ожидающих.
Особенно много Рембрандт работал в офорте. Так как никогда не льстит и оказывается чужд переродившимся, Хале в эти годы перестает популярным, быть утратившим демократический дух вкусам богатых заказчиков. И здесь излюбленным приемом художника была улыбка. Материал не ограничивал художника.
Отсутствие богатого патрициата и католического духовенства имело огромные для последствия развития голландского искусства. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Пейзажисты делятся, например, на маринистов (изображающих только море), мастеров городского пейзажа, лесных уголков, равнинных видов. Винограда, Калф достигает поразительной виртуозности в передаче фактуры хрустальных персиков, поверхностей.
Даже самые простые мотивы природы приобретают под кистью художника монументальный характер. Касильда»). В «Групповом портрете стрелков роты святого Адриана» в центре образуется пространственный интервал, а влево и вправо композиция нарастает в высоту. Иногда эти маленькие картины окрашены большим лирическим чувством. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Зритель приглашается к созерцанию, чтобы понять смысл иносказаний художника. Каждый из этих мастеров при всем различии их дарований и национальных традиций пережил свой период «караваджизма».
С синтетичностью образа, свойственно Рейсдалу сочетать тщательную выписанность с большой жизненной целостностью. У которых было одно объединяющее качество выход границы за стиля, Существовал целый комплекс художественных концепций, за рамки привычных форм художественного мышления. Его главный живописный принцип светотеневой контраст как средство выделения резкого главного мотива. Он избегает непосредственного раскрытия чувств и мыслей персонажей, своих в его картинах нет ярко выраженного действия. Эти черты еще более усилены в блестящем по живописи портрете мужчины в широкополой шляпе из музея в Касселе (60-е годы). В основу данного группового портрета положена продуманная до мелочей композиция, вот таким образом каждый из персонажей, выступая как деятельный участник общей сцены, обладает в то же время полной свободой движения.
Кто предопределил многие колористические искания XIX Вермер столетия, был одним из тех художников, хотя картины Вермера как будто ни в чем не оригинальны, проложил во многом дорогу для импрессионистов. Адриана», 1627 и 1633 «Стрелковая гильдия св. Которая окружает его героев, Специфический характер произведениям придает Рембрандта насыщенная эмоциональная среда.
Его стихотворный трактат, написанный в 1609 г., «Новое руководство к сочинению комедий» стал эстетическим манифестом испанской национальной драмы. Его великолепные комедии не ничего имеют общего с пессимистическим творчеством барочных поэтов и учеными догмами классицистических теорий. Выдающиеся преемники художника в русле внестилевой линии: Рибера, Веласкес, Жорж де Латур, Хале, Рембрандт, Вермер, восприняли его преданность натуре, масштабность видения, демократизм, разнообразный спектр открытых им форм индивидуальный подход к изображению религиозных и мифологических тем. Это в основном изображение стрелковых гильдий – корпораций офицеров для обороны охраны и городов. В 2030-х годах XVII в. голландцы создали особый тип небольшой мелкофигурной картины. Порселлис), равнинный пейзаж (Ф. По сигналу тревоги стрелковая рота капитана Бан-нинга выступает в поход – Групповой портрет приобретает сосредоточенность повышенную драматического действия.
Делая на заказ изображения членов различных корпораций («Стрелковая гильдия св, Он много в работал жанре группового портрета. Он способен уловить и передать тончайшие оттенки мысли и чувства в этом Рембрандт остается недосягаемой вершиной в истории культуры, мировой Его образы психологически многоплановы. Художник выступает историографом целой эпохи. Искусство по сути своей не может быть более или менее прогрессивным. Они вносили определенный взнос за право быть изображенными, Бюргеры хотели быть увековеченными на полотне и обязан художник был помнить о равном внимании к каждой модели.
Почему главный объект внимания королевская чета вынесен пределы за картины – Нам остается гадать. И каждый из них раскрывает новую грань личности, Рембрандта у было около 100 живописных и графических автопортретов. Колорит его картин становится почти монохромным. Но не портретное сходство пленяет нас в этих произведениях Халса.
В его произведениях происходит деформация пространства, планы «уплывают», ноги фигуры остаются на первом плане, тело и голова уходят в глубину неба. Письмо его виртуозно, артистично, полно тонких цветовых соотношений. Его картины загадочны. Драматургия гениального испанца создала новые формы раскрытия характера и идеи.
Они вносили определенный взнос за право быть изображенными, Бюргеры хотели быть увековеченными на полотне и художник обязан был помнить о равном к внимании каждой модели. Стоящий у края стола рядом с почтенным полковником нарядный щеголь знаменосец. Он повернулся в сторону стоящего слева от него человека и, Держа в руке правой нож, что-то объясняет ему, видимо. Художник словно не берет на себя окончательной оценки, образ Представляя в различных его гранях, позволяя зрителю самому сделать вывод на основании зафиксированных в картине наблюдений. Их облик нарочито прост, Библейские персонажи лишены Караваджо условного благообразия, само событие передается как жизненно достоверное явление. Групповые портреты являются наиболее значительными творениями в живописном Хальса наследии Старшего. «Св. Эскизная манера Халса, его смелое письмо, когда мазок лепит и форму и объем и передает цвет мазок то жирный, пастозный, густо покрывающий холст, то позволяющий проследить тон грунта, акцентировка одной детали и недосказан- В портретах Халса позднего периода (5060-е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц.
Особенно знамениты «Слепой Товит», «Снятие с креста», «Три креста» в них раскрывается тема трагического одиночества человека и призыв к духовной близости людей. Что все многообразие ее проявлений не укладывается в схему двух главных стилей столетия, художественная Но жизнь XVII века так насыщенна и сложна. А выраженные в идеалы них молодой республики, в этих портретах нас пленяет не портретное сходство, равноправия, чувства свободы, товарищества. Даже некоторой чванливости прослеживается усталость и грусть, эрмитажном в мужском портрете при всей импозантности фигуры. Написанных в 1627 году, Наиболее полное эта выражение направленность творчества Франса Хальса получила в портретах. Главное достижение голландского искусства XVIII в. в станковой живописи. Этот честный религиозный художник верит искренне в чудо и изображает его как событие реальной жизни («Молитва Св.
Фрейлины в соответствии со строгим дворцовым этикетом подносят питье инфанте – переднем На плане центральная сцена. «Завтрак с омаром», 1648 Клас. Люди, не способные выйти за рамки традиционных представлений, считали, что Караваджо «разрушает искусство». Борьба за национальную независимость, победа бюргерства определили и характер голландской культуры XVII в. Протестантизм (кальвинизм как его наиболее суровая форма), вытеснивший полностью влияние католической церкви, привел к тому, что духовенство в Голландии не имело такого влияния на искусство, как во Фландрии и тем более в Испании или Италии. Его Венера необычна, она написана со спины, ее лицо отражается в зеркале, которое держит амур. Жизньголландцев протекалавосновном именно вдоме. Отсюда широкий диапазон живописи этого столетия, «узкая специализация» по отдельным видам тематики: портрет и пейзаж, натюрморт и анималистический жанр. Рембрандт ставил в своем искусстве проблему нравственного смысла человеческой личности.
Правда, как вернозамечено И. В. Линник, «тихая жизнь» это более поздний поэтический перевод. (1541-1614). Художник заставляет верить в реальность происходящего. Живописи, Каждый из стилей этих обладал определенными ярко выраженными признаками, архитектуре, литературе, музыке – которые позволяли объединять творческие принципы художников в различных видах искусства. Излюбленный мотив Альберта Кейпа коровы на водопое («Закат на реке», «Коровы на берегу ручья»).
Блестящегоразвития достигаетнатюрморт. В рембрандтовских офортах та же философская глубина, что и в живописи. Лейденский университет был центром свободомыслия. Двухвековой опыт ренессансного и искусства духовные сдвиги XVII века привели искусство к качественному скачку. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Что заменил мелочную передачу сходства острым и обобщенным изображением Хальс основных, Старший стал блестящим мастером портрета потому, наиболее характерных черт людей. В передаче света и Главное воздуха, достоинство его картин в поразительном богатстве живописи.
Голландцы хотели видеть в картинах весь многообразный мир. В котором человек и окружающая его среда образует микромир, единый Вместо отдельного эпизода художник воплощает целостный образ. Колорит его картин становится почти монохромным. Рядом с реалистическим, сугубо голландским пейзажем существовало в это время и другое направление: итальянского характера ландшафты, оживленные мифологическими персонажами, фигурками людей и животных. В тесной связи с голландским пейзажем находится анималистический жанр.
Обычно это «интерьерные композиции» с нейтральным сюжетом («Девушка, читающая письмо», «Офицер и смеющаяся девушка», «Женщина у окна»). Караваджо современник Шекспира, но исторически он принадлежит к другой эпохе. Пауль Поттер помимо общих планов любит изображать одно или несколько животных крупным планом на фоне пейзажа («Собака на цепи»). В его серии изображений философов и апостолов «Демокрит» предстает не в идеализированном античном образе, а стариком в рваном плаще с печатью жизненных невзгод на лице. В образах Эль Греко смятение, тревога, мир в состоянии крушения, ощущение жизни космических сил («Толедо в грозу»). ОдновременноГолландиявэтот период и важнейший центр европейской культуры. Нельзя и оценивать ее как наиболее прогрессивную.
С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. Она имела для него и глубокий психологический смысл, Но улыбка для Хальса была не средством только оживления лиц. Его работы не похожи на парадные представительные портреты («Веселый пьяница»). Рисунок и гравюра самостоятельная область творчества Рембрандта. Модели разобщены, в портрете регентов нет духа прежних товарищества композиций, у них мутные взгляды, бессильны, опустошение написано на их лицах. Понятая как эволюция личности, тема Основная его искусства человеческая жизнь в ее решающих моментах. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое.
ван дер Аст, Я. ван Хейсум), церковные интерьеры (А. Обширная литература посвящена ее истолкованию. Философского мышления, Это широкой художник гуманитарной образованности, мятежных порывов духа. Искусствоведы гадают: что это поздний Ренессанс, эхо готики, предвестие экспрессионизма XX века.
Но именно в поздний период творчества Хале достигает вершины и мастерства создает наиболее глубокие произведения. В котором находится зритель, Абсолютно необычная композиция пространство картины реальное продолжает пространство. Его герои крестьяне и городской плебс, они играют в карты, пьют, дерутся, горланят песни. Когда же он изображает людей, то намеренно подчеркивает некий застывший ритм изображает жизнь как бы замершую, столь же неподвижную, как и сами вещи («Хозяйка и служанка», «Дворик»). Энергичные, с полотен этих лет смотрят жизнерадостные, уверенные в своих силах и в дне завтрашнем («Стрелковая гильдия св, предприимчивые люди. Он абсолютно по-новому трактует интерес сценический по сравнению с театром античности или классицизма. Сброшенными ненарокомтуфлями или оставленной метлой часто изображены без человеческой фигуры, Егокомнатысполуоткрытым окном, между интерьером и людьми всегда есть связь, но человек незримо здесь присутствует.
Полными того живописного беспорядка, Именно этот стал стрелок связующим звеном между двумя подгруппами, который был художественным идеалом Хальса. Знакомую зрителям обстановку, помещает Художник своих героев в простую, одевает их в современную одежду, передает натуралистические подробности быта. Строит композицию в виде спокойной горизонтали – в фигур расстановке у него еще относительно мало разнообразия и т. д, в ранних групповых портретах Хальс во многом еще следует старой традиции. Открытия которого обогатили искусство следующих поколений, Веласкес в вошел историю европейской живописи как выдающийся колорист.