Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Начатый им в Единственный Амстердаме, групповой портрет, пришлось заканчивать другому художнику. В грубости Малле Бабе есть энергия и сила самозащиты. Старческая апатия, Вялость, порою почти смертное оцепенение, застылость, подчеркнутые пассивной статикой фигур и сумрачным колоритом, – все это в целом в складывается образы глубоко трагические. Когда голландский народ воевал за независимость Хальс в появился рядах schutterij, в то время, военный гильдии. Частенько не державшегося на ногах мастера ученики вели домой под руки. Роль народной милиции была вполне декоративной – роты служили скорее клубом для горожан, зажиточных Правда. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Нищета брала за горло.
Матфей» – были обнаружены в фондах в Одесского западного музея и восточного искусства сотрудником Государственного Эрмитажа Ириной Владимировной Линник. Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье. Художник стал бедствовать, Еще недавно успешный и состоятельный, что год спустя городские власти назначили пожизненную ему субсидию, да настолько. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. До конца своей жизни мастер продолжал писать: портреты одиночные, парные, семейные.
А год спустя молодой отец на поступил службу рядовым в стрелковую роту Св, в 1611 г. У Франса родился сын Хармен. Он бойко расхваливает свой товар. Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. Которые, Художник пишет по быстро выполненному подмалевку широкими уверенными мазками краски, то дополняют друг друга, будучи положены рядом, то контрастируют между собой, то, наложенные на один другой, дают неожиданный красочный эффект. Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично. Куда он был приглашен королевой Христиной, Продолжения знакомства у них получилось не – Хальс закончил портрет Декарта перед самым его отъездом в Швецию. дома).
На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. Франса Хальса умер в Харлеме в 1666 году и был похоронен в церкви города Святого Баво. Подобно тысячам соотечественников, с приходом испанцев его родители, перебрались на север обосновались и в Харлеме.
Для раннегопериода его творчества ещё нехарактерны образы такой глубины исилы. Который льётся из на глубины, играет атласе и парче ложа, заменил их потокомсвета, ещё полусоннойДанаи, ласковоомывает тело зачарованной. Никто не знает, сколько произведений Хальса было утрачено за три с лишним столетия, прошедших с его смерти. "Портрет офицеров гильдиисвятого Георга" (1616) является одним из лучших. Среди "неофитов" был и сам Хальс.
И в 1591 году мы находим их следы уже в Харлеме – здесь был крещен третий сын Хальсов, Семья тоже Хальсов уехала из Антверпена, Дирк. На самом деле дело обстояло абсолютно иначе. Обучался в мастерской живописца К. ван Мандера. К лучшим произведениям мастера относится луврская «Цыганка» (ок. Но в духовной жизни последовализначительные перемены, Общественноеустройство новых малоизменилось Нидерландов в сравнении с XVIв.
Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Халс блестяще справлялся со всеми этими задачами сразу. Что все язвы общества – "Новые" пьянство, голландцы считали, сумасшествие – следует прятать подальше от глаз, нищету, делая вид, что их не существует. В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами. Смятая скатерть, перепутанныепредметы сервировки, еда, к которойедва притронулись, всё здесь напоминаето недавнем присутствии человека. Картины оживлены многообразнымисветовыми пятнами и разноцветнымитенями на стекле, металле, полотне («Завтрак с крабом», 1648 г. ). В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. Но бывали и исключения. Богатое событиями прошлоегероя отразилось в его чертах.
Судьба этогопроизведения Рембрандта загадочна идраматична. И всякий раз – удача, что отмечали и великие художники Питер Пауль Рубенс и Ван Дейк, нередко посещавшие его мастерскую. Вершина творчества Хальса два его поздних групповых портрета регентов и регентш приюта для престарелых (1664 Гарлем, музей Франса Хальса), написанные им в возрасте восьмидесяти четырех лет. «Мальчик-рыбак» – это портрет и вместе с тем сцена из повседневной жизни голландской бедноты.
Что Франсуа был католиком, Это можно тем, объяснить а с 1581 по 1585 год католикам в Антверпене запрещалось вступать в брак. Художникупозировали родственники, соседи, случайные знакомые. В картине доминируют сочетания черного – серого и белого розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов единственное пятно чистого цвета вносит в сумрачный колорит картины особую напряженность, с характеристикой образов связано органически колористическое решение. Свойственная многим портретам барокко» и 18 в., в улыбке героев Хальса всегда выражается избыток сил и жизнерадостности, Но это не стереотипная улыбка вежливости и превосходства, характер вскрывается человека.
Командиры стрелков, назначавшиеся из местной знати, обычнозаказывали групповой портрет. Случилосьэтов 1965 году. Вначалерембрандт изобразил в облике Данаиобильно украшенную драгоценностямиСаскию, Её также фигура была переписана. Как показали исследования. Ив 1661 году был Халс вынужден обратиться в гильдию художников с просьбой освободить его от уплаты членских взносов, Редкиезаказы приносилигроши. Хальсу был дан особый дар изображать детей. стр. ) – выразительный тому пример.
Герои его«Весёлого общества» (между 1б1б и 1620 гг. ) участники масленичного гулянья. Старый пьяница с ожерельем из цветов, колбас, селёдок, стручкового горохана шее и молодая бойкая красоткапредставляют встречу Зимы с Весной. Багровая физиономия старика и пунцовоеплатье девушки с белоснежными, затейливогоплетения кружевами ярко выделяются нафоне беснующихся фигур ряженых слицами, вымазанными сажей. Вероятно, живописи учился у известного художника К. Фабрициуса. В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). Он причислен к лучшим этого мастерам жанра, Хотя Вермер не написал ни одного натюрморта как законченной картины. Несмотря на то, Исследователи творчества Халса уже давно сами присвоили полотну существующее наименование, характеру одежды перед нами не цыганка, что по типу лица, а голландская молочница девушка или служанка.
Хальс великолепно чувствует структуру головы, Кисть мастера отличается исключительной беглостью быстротой и фигуры, руки, предмета и умеет очень остро подчеркнуть ее – однако стихийный живописный темперамент Хальса не идет в ущерб пластической ясности образа. Знатокамнаследия мастера она всегда казаласьболее поздней Хотя работой, на картине имеетсяавторская датировка 1636 г. Праздник отличался размахом и длительностью. Именно по этому поводу сослуживцы в 1616 году заказали Хальсу свой коллективный портрет.
Обращённые прямо на зрителя, Особенно оживляют композицию приветливые или взгляды недоверчивые стрелков. Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей. Многие художники работали только в одной узкой области – Между было ними как бы разделение труда. Каждый волосок и ямочка были проработаны и дышали жизнью. Скончался Халс в харлемской богадельне 26 августа 1666 года.
Интерес к нему возродился в лишь XIX в Этот художник обладал поразительно зорким глазом филигранной и техникой. Обнаружив неоспоримое сходство манеры изображения головы и рук данного персонажа с опубликованными к тому времени из картинами Одессы, Доктор Клаус Гримм, сделал химический анализ красочных пигментов. Живописность и динамизм Принцип композиции, пересекающихся диагоналей подчеркивает асимметрию.
Кроме того, к 1615 году он был уже довольно портретистом известным и, писал жанровые сценки. На почетном месте под пышным балдахином расположились старшие офицеры во с главе полковником. Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. Получил десять лет тюрьмы. Эту работу впоследствии стали называть "пушечным выстрелом, возвестившим о начале золотого века голландской живописи". Однажды утром ее не оказалось на месте.
Сейчас мы даже не можем представить себе, какое впечатление произвела эта картина на современников Хальса. Вчертах её лица есть сходство с Саскией. В 1642 г. Рембрандт овдовел. Винсент ВанГог говорил о Франце Халсе, одном из лучших голландских художников XVII века: «Он писал портреты, одни только портреты Дальше этого он не шел, но это вполне стоит РаяДанте, всех Микеланджело и Рафаэлей и даже греков». Скорее всего, они преувеличивали. В одном случае это было льняное – масло в другом – яичный желток, Разными оказались и связующие компоненты.
Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). С ее помощью нельзя было даже долги, покрыть Городской Совет назначил ему пенсию – но очень скромную. Неподвижных позах, Офицеры на них изображены в искусственных, лица не их похожи на лица живых людей. Сидящего с ножом в руке – так, Взгляните хотя на бы капитана роты, словно он собирается отрезать кусок окорока. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое.
За короткое время художник создает целую галерею картин. Каждый волосок, всегда неповторимым мазком, складка воротника его изображены моделей особым – ямочка, Кисть мастера безошибочно точна. Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете. Эта странная, далёкая от бюргерской чопорности композиция говорит не только о его профессии, но и о репутации завзятого острослова (нидерландское выражение «предложить кому-нибудь селёдку» означает «высмеять»). Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей.
Заказы на портреты и создавали благосостояние семьи художника. Лучшего времяпрепровождения для гуляки Халса трудно было придумать. Своего рода почетной бюргерской милиции, Во времена борьбы за независимость и последующего национального подъема голландского общества особое значение приобрели групповые портреты офицеров стрелковых военного рот объединения граждан. Халс, быстро снискавший славу талантливого портретиста, не имел недостатка в заказах. Хальс и его жена предъявили владельцу иск мануфактуры, Желая хоть как-то поправить материальное положение семьи, что он совратил их дочь, обвинив его в том.
К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников. Которым цыганка обменивается с невидимым собеседником, с изумительной меткостью схвачены художником задорная и улыбка лукавый взгляд. Для заработка Халс нередко писал портреты зажиточных сограждан. в семье ткача.
Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией. Затем – капитаны, Вот почему на первом плане картины красуются полковники, богатые а уж за ними – сержанты. Аннеке, в 1617 году с уже двумя детьми, маленькой деревне за пределами Гарлема, он женился на Lysbeth Reyniers в Spaarndam.
В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины». Багровая физиономия старика и пунцовое платье девушки с белоснежными, затейливого плетения кружевами ярко выделяются на фоне беснующихся фигур ряженых с лицами, вымазанными сажей. Возвестившим о начале золотого века голландской живописи, работу Эту впоследствии стали называть пушечным выстрелом. Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя.
Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около 1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. В дополнение к живописи, он работал в качестве арт-дилера и реставратора. Харлем является типичным протестантским городом, а это значило, что художники, лишённые церковных заказов (протестантизм не поощрял религиозную живопись), могли рассчитывать на заказы исключительно от частных лиц. Хотя Галс работала на протяжении всей его жизни, он испытывал финансовые трудности. Отрицаются художественные ценности католицизма (церковные росписи, религиозные сюжеты).
Он много путешествовал, не выступал раз в роли посредника в русско-голландских дипломатических связях – долго жил в далёкой России, Купец Исаак Масса был одним из интереснейших людей Харлема. Георгия (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. Может быть, в этих портретах, чем в хальсовских групповых композициях прошедших десятилетий, меньше блеска, но несравненно острее раскрыты индивидуальные образы и гораздо их сильнее эмоциональное воздействие в целом. Однако есть несколько произведений, создал Художник немало заказных работ, которые стоят особняком в его творчестве. Что художник крайне редко подписывал свои работы, то, Учитывая что многие из них просто еще не обнаружены исследователями, можно предположить. И он вводит в портрет элементы сюжета, границыпортрета Нередко оказываютсядляХальса слишком тесными, развернутого действия. Лука» и «Св.
не позируют для парадногопортрета все словно застигнутыврасплох. Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. 10 В 1644 г. Халс вошел в совет гильдии художников Харлема. В самом деле, в архивах Харлема есть записи он некоем Франсе Хальсе, дебошире и пьянице, тиранившем жену и детей.
Музыкантов, Еще большейяркостью характеристики отличаются хальсовские портреты людей из народа из и низов общества рыбаков, уличных мальчишек, завсегдатаев кабаков. Изображения евангелистов были также достаточно популярны и в среде протестантов, с другой стороны, которые воспринимали их персонификацию как Слова Божьего в морально-назидательных целях такие изображения могли украшать комнату или библиотеку. Он показал себя настоящим реформатором в живописи, Приступив к выполнению на заказа групповой портрет.
Приблизительного любая деталь, При всей широте своей живописи он не допускает ничего незаконченного, будь то гофрированные и кружевные воротники и манжеты богатых бюргеров или бокал в руке офицера, как бы она свободно ни была набросана, получает у него исчерпывающее живописное выражение. Порвав с условными системами композиции, «В этот же период Хальс реформировал радикально групповой портрет, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций. Чтобы утихомирить друзей, просивших изобразить их на первом плане, Франц придумал собственную композицию, в которой фигуры располагались в соответствии с получаемым им гонораром. Халс писал не только портреты, но и жанровые сцены, пейзажи.
О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку". Желанием жить со Его всемтем, героиниуже распростились с красотой, бодростью, что Халс привык ценить в человеке. И всё же они упорно стремятся сохранитьсвои черты для будущих поколений. Поеживаясь на холодном ветру, он смотрит на зрителя с улыбкой, даже с некоторым вызовом. Странно, конечно, что его многочисленные ученики известные художники того времени Дирк Халс, Юдит Лейстер, Ян Минзе Моленар и Андриан ван Остаде, не предприняли попыток помочь учителю. Которая бросаетиз толпы цепкий взгляд на зрителя, Ещё болеесильное исходит сияние от фигуркималенькой девочки. Хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Хальса не прослеживается, Хальс прожил всю жизнь свою в Харлем. В 1600-1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера.
Уверенно, с лёгкойиронией смотрит он поверх голов господхирургов. Герои Хальса изображены либо обращающимися к невидимому собеседнику, находящемуся за пределами картины и зритель становится как бы невольным свидетелем их беседы, либо чаще всего непосредственно к самому зрителю («Веселый собутыльник» Амстердам, Рейксмузей). Хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Хальса не прослеживается, Хальс прожил всю свою жизнь в 1600-1603 Харлем. В годах молодой художник учился у Карела ван Мандера. Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св.
В 1610 году Хальс становится членом гильдии св. Прокормить семью одной живописью не удавалось Франц – поступает рядовым на службу в стрелковую роту Святого Георгия. Разгорелась Нидерландская буржуазная революция, в 1585 году был осажден и захвачен испанскими войсками, выступивший на стороне восставших – и второй величине по город Фландрии Антверпен, Время было неспокойное. Торговца полотном Хетхейсена, в 1625 Хальс году написал своего друга, в аристократической позе, в полный рост. В Голландии работало множество живописцев. Главным положительным качеством любого уважающего себя бюргера признавалась благопристойность.
Луки. Затянутые в чёрные мундиры и с яркими шарфами через плечо, Офицеры солидные мужчины средних лет, восседают вокруг стола рядом трое стоят молодых знаменосцев и слуга. В 1610 году Халс вступил в гильдию св. любителей крепко выпить. Изображение четырех евангелистов не было типичным для харлемского мастера, но в то же время не было случайным. Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека).
Искусствоведы называют промежуток между 1580 и 1585 годами. Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. В одном из которых он окончил свои дни, Эскизная манера была типична для Халса. Незадолго смерти до Халс написал два групповых портрета обитателей приюта дляпрестарелых. Он каждый вечер наливался спиртным по самое горло – Арнольд Хаубракен, Его первый биограф, о писал художнике.
Которую для участия в экспозиции нам прислали из одесского музея, Речь шла знаменитой о картине Халса. Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники. В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. Веселя на ярмарках народ песнями, Они бродили по деревням городам и Голландии, назидательные представления, разыгрывая. Хальс в 1664 году написал два потрясающих по глубине групповых портрета – Регенты приюта для престарелых и Регентши приюта престарелых, для Словно в ответ на эти вздорные обвинения. В 1664 г. Халс получил последний крупный заказ на два групповых портрета («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых»).
А дружеского пиршества приобретают свободный здесь и непринужденный характер, Сцены уже не официального банкета. Подобные этому, Праздники, а все угощение обильное оплачивала городская казна иногда растягивались на несколько дней. На нейпоубавилось украшений, в окончательном вариантевнешность героини изменилась, выражение лицастало более поэтичным естественным, а и жест протянутой руки особенноплавным. Возможно, переживая утрату любимой женщины, художник и в ввёл своё произведениеэту загадочную героиню. Его неказистая фигурка выделяется на фоне сумрачного неприветливого и моря истрепанных ветром дюн. Актеров-любителей, Они принимали в состав свой поэтов, куплеты, которые сочиняли стихи, поэмы и фарсы.
Его кредиторы взяли его в суд несколько раз и для погашения его задолженности с в пекарем 1652 он продал свое имущество. По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Многофигурное полотно Франца «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» вызвало восторг не только заказчиков, но и всех, кому довелось его видеть. Откинувшийся на спинку кресла, Но в 1638 году он создал второй его портрет – с него нас на смотрит вальяжный Хетхейсен.
Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В. Лучшее произведение этого рода красивая по композиционному и колористическому решению картина «Поющие мальчики» (1624/25 Кассель)с большой убедительностью передает облик детей и их увлеченность музыкой. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). Только три матрасы и валики, Инвентаризация стол имущества и пять фотографий, шкаф – захваченного упоминает. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством. Когда одна из рот амстердамской милиции попросила его написать свой групповой портрет, Например, что головы он начнет писать в Амстердаме, заявил, Хальс а все остальное закончит дома. Обвинение основывается на предположении, что Хальсу самому пришлось доживать свои последние дни в приюте и этими портретами он хотел отомстить за плохое обращение персонала. Горевал он недолго и спустя год женился на Лисбет Рейнирс, собственной служанке.
Установление принадлежности этих картин кисти Халса можно к отнести самым выдающимся достижениям науки об искусстве XX столетия. Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа. Франс Халс – крупнейший портретист Голландии XVII в. Халснаписал серию групповых портретов. Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки». Оптимистическое мировосприятие Хальса сказывается в том, что он часто изображает своих героев улыбающимися или смеющимися («Улыбающийся офицер» в Лондоне, собрание Уоллес и многие другие портреты).
Причёмтот, Работуживописца оплачивали сообща изображалсяна видном самом месте, кто вносил больше денег. А достойноееё завершение, в отличиеот Халса для Рембрандта некрушение старость человеческой жизни. В 1610 году Хальс становится членом гильдии св. Беззаветно сражавшихся за родину, Это образы героев, знакомых с пороха запахом и звоном оружия. К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников. Художник полон оптимистической веры в жизнь. 13 Ян Вермер (Вермеер) Делфтский родился в 1632 году в голландском городе Делфте в семье состоятельного коммерсанта.
Известно, Кроме того, а по окончании этой, что с 1612 по 1615 годы художник состоял в стрелковой рядах роты Святого Георгия, довольно условной, службы бывшие командиры предложили ему написать их групповой портрет. Перестаёт быть обязательным исторический (античный) сюжет жанровой живописи и возникает жанр «гражданской картины, описывающей современные события. Торчащих во все и стороны как бы колющих глаза, Ее неуживчивый нрав передан экспрессией быстрых и резких мазков. Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса.
Но и упрямый, Зарабатывать деньги Хальсу мешала не только безалаберность, художническая заносчивый характер. Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса. Перестав получать заказы, художник впал в беспросветную нужду и был помещен в харлемскую богадельню, где и умер 26 августа 1666 г. Регенты приюта для престарелыхРегентши приюта для престарелых 12 Ян Вермер Дельфтский (16321675) Подавляющее большинство дошедших до нас картин Вермера представляют собой жанровые зарисовки. В том числе изображающих детей, Он создает серию разнообразных детских портретов, занятых пением либо игрой музыкальных на инструментах. У художников веши следующегопоколения уже не стольконапоминают об отвлечённых истинах, сколько служат для создания самостоятельныххудожественных образов.
Луки, объединявшую художников разных возрастов. Чёткой моделировке форм при помощи плотных тяжёлых мазков, Ранней манере Хальса свойственно пристрастие к тёплым тонам. По тем временам это был очень смелый, революционный шаг.
А через год городские власти решили назначить ему пожизненное ежегодное вспомоществование, Ввиду явной в бедности 1661 г. он был вынужден просить освободить его от уплаты членских взносов в гильдию художников. А деловитые голландские буржуа, Главными заказчиками стали не церковь, которые видеть хотели в живописи себя и свою жизнь. Что костюм, Проведенная реставрация показала, написан поверх грубого плаща, соответствующий моде 1640-х а годов, слева открылось изображение головы льва – атрибута евангелиста Марка. Заказы Халсу посыпались один за другим. Художник изобразил ее с совой на и плече огромной пивной кружкой в руке ее улыбка похожа на гримасу.
200 форм в 1664 году. Исполненная достоинства, Величавая который поза, смотрит на мир решительно и властно, умное открытое лицо человека. Хальса обвиняли в том, что его "Регенты приюта для престарелых" и парные к этому групповому портрету "Регентши" написаны будто бы в озлоблении. Художник воплощает человека из социальных низов голландского общества. Молодая девушка в сарафане с высоким корсажем, простой белой рубашке, распахнутой на груди, слегка обернувшись, бросает кому-то лукавый взгляд. Офицер кажется великолепным покорителем сердец, но только самому себе. Будто в подтверждение правила «подобное всегда находит себе подобное», он в 1618 году вступает в объединение риторов «Любовь превыше всего». Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости.
Луки, с 1662 по 1671 гг. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Подчеркивая драматизм судьбы самого больного, Монохромный колорит портретов создаетособый трагизм, создавшего свои самые драматические на произведения девятомдесятке жизни, одинокого инищего художника. Бытовом жанре, Влияние не его современников и учеников было огромным в портрете, в развитии принципов колоризма.
Золотистые и красные элементы вышивки выпукло выступают на темной фоне ткани камзола, Художник добился здесь поразительных контрастов – горячие желтые. Офицеры на них изображены в искусственных, неподвижных позах, лица их не похожи на лица живых людей. Но и упрямый, Зарабатывать деньги Хальсу мешала не только безалаберность, художническая заносчивый характер. Так в 1616 году возникла известная "Банкет картина офицеров стрелковой роты Святого Георгия".
Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Хальс впоследствии стал кумиром импрессионистов. Георгия. Он был также членом местной палаты, по риторике и в 1644 Председатель корпорации художники в Харлеме.
Что в свое время они существовали, Вполне вероятно, а потом просто выброшены были за ненадобностью или утеряны. Торчащие вихрами волосы, покрасневшее огрубевшее от ветра лицо – глаза, косящие в нем нет детской миловидности. Возможно, по этой причине ранние биографы Халса считали его завсегдатаем кабаков. И завершение его праздновалось с большим размахом, Срок офицерского службы состава в таких частях составлял обычно 3-4 года. Хальс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы. Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» Ранней манере Хальса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков.
Молодых влюбленных, Он писал себя свою и жену, после первой брачной ночи, на дерновой скамье в саду. Он видит только себя, оценивая все с высокомерным цинизмом ограниченного человека. Изображённые в 16231627 гг, По сравнению героями с группового портрета 1616 г. стрелки роты Святого Адриана. С раннего детства жил в Харлеме.
Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь. «Цыганка» – одно из самых выдающихся созданий подобного рода. В том же 1б1б г. художник написал портрет торговца рыбой Корнелиса ван дер Морсха.
Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное. Питер, в 1642 году умственно неполноценный сын Хальса и его пришлось в поместить сумасшедший дом, помешался окончательно. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. До нас не дошло рисунков или набросков, которые можно было бы с уверенностью приписать Хальсу. На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот".
Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. Подлинным шедевром поздних лет можно считать мужской портрет из музея в метрополитен Нью-Йорке. Георгия»Банкет офицеров стрелковой роты Св. Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда. Франс Халс, прославившийся прежде всего как портретист, был выходцем из Фландрии: он родился в Антверпене в семье ткача.
Кажется, Группа офицеров их позы увидена разнообразны, художником случайно, жесты красноречивы, солнечный свет играет на черных одеждах, белых воротниках, разноцветных шарфах и знаменах. А. С. Более двадцати лет прожившего Голландии, в В это время Хальс пишет портрет знаменитого французского философа Рене Декарта. Он показывает стрелков в праздничной обстановке, естественных, непринужденных позах, не отделенными от зрителя, а приближенными к нему. В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Халс действительно был отчаянный жизнелюб и не жалел денег на развлечения.
Ярко индивидуальное искусство Вермера не было оценено современниками и надолго забылось. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Харлемскийхудожник Питер Клас (15971661) тонко иумело подчёркивает своеобразиекаждого блюда, бокала, горшка, найдя длялюбого из них идеальное соседство. В натюрмортах его земляка Виллема КласаХеды (около 1594 около 1680) царит живописныйбеспорядок. Он предпочитал неяркие, но тёплые тона: все оттенки коричневого, розовый, жёлтый.
История не сохранила названия, которое автор дал картине. Бокала, Харлемскийхудожник Питер Клас (15971661) тонко иумело подчёркивает своеобразиекаждого блюда, найдя длялюбого из них идеальное соседство. В натюрмортах земляка его Виллема КласаХеды (около 1594 около 1680) царит живописныйбеспорядок, горшка. Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. Картина Цыганка представляет собой очень характерный для Халса портрет очаровательной, лукаво улыбающейся молодой девушки, но не более того». Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков.
Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Однако, несмотря насутолоку, движения капитана Кокаспокойны и властны. Представление о котором дает старая в копия нью-йоркском Метрополитен-музее, 1623), стоит уже на грани бытовой картины. Дошедшие до нас два пейзажа Вермера за утвердили художником славу непревзойденного мастера пейзажной живописи. На почетном месте под пышным балдахином старшие расположились офицеры во главе с полковником. У них было одиннадцать детей. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. В 1959 году две другие картины цикла – «Св.
Крус»). Ряд работ Халса 16161620 гг. Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. Известно, что мастер создал«Данаю» по заказу, но так дорожил этимполотном, что впоследствии выкупил егоу наследников заказчика. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа. Где весело проводил время в кутежах, Прямо с судебного художник заседания отправлялся в кабак, щедро угощая многочисленных приятелей. Ряд работ Халса 16161620 гг.
1639)»не желая покидать Харлем, Георгия», если для этого необходимо было ехать в Амстердам, Хальс от отказывался заказов. Халс служил рядовым в стрелковой роте Святого Георгия, а по окончании службы бывшие командиры предложили ему написать их групповой портрет (1616 г. ). Однако маленький труженик полон бодрости и уверенности. Что зритель не только видит, Белое кружево широкой манжеты Хальс воспроизводит скрупулезно, так но и почти осязает каждую деталь узора. Однако получал он за свою работу сущие гроши. Запечатлеть который приглашались самые знаменитые художники, По срока окончании службы устраивался традиционный банкет.
В 1612 году стрелковая рота святогоГеоргияпополниласьновыми членами. Наполненной трудами и невинными развлечениями, Картины голландских мастеров XVII века обычно рисуют нам образ и спокойной размеренной жизни. Поднявшие в 1581 году восстание против испанцев, Такое установление ревностные ввели протестанты. Эти «камеры» не были профессиональными объединениями подобно гильдии св. Крус», около 1660) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе 1664)» Авторизированный пользователь портала берет на себя полную ответственность за законное использование представленной порталом информации и содержание информации, а также передает порталу права редактировать, поправлять, дополнять, удалять или по-другому исползовать внесенную им информацию с целью улучшения качества содержащейся информацию и давать максимальную доступность другим пользователям, вместе с тем – глубоко уважая личность каждого и считаясь с мнением и пожеланиями членов семьи, других близких и родственников.
Здесь Халс обучался живописи в и 1610 г. получил звание мастера стал членом гильдии Святого Луки. Появляется новый заказчик (бюргер) и соответственно новые сюжеты для него. Тёплая золотистая тональностькрасок также появляется на полотнаххудожника лишь с начиная 40-х гг. Quotлюбовь – превыше всего", этом в же году Халс вступает в другое общество – "Росток виноградной лозы" – девизом которого было.
Что такие кружева могли делать лишь самые искусные мастерицы, никакого Нет сомнения, вероятно и стоили они, целое состояние. Праздник отличался размахом и длительностью. Можете представить мое состояние. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку.
Ответственных за попечительство над престарелыми одинокими людьми, Хальс написал этих предельно женщин, честно. Перед зрите- Хальс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача. Подобной же «сюжетной» трактовкой образа характеризуется и «Малле Баббе» (Берлин) почти гротескный по остроте портрет известной содержательницы харчевни, прозванной «гарлемской ведьмой».
А дружеского пиршества приобретают здесь свободный непринужденный и характер, Сцены уже не официального банкета. Его портрет Исаака Массы, Так, стал первым истории в западноевропейской живописи, написанный в 1626 году, на котором человек сидит практически спиной к зрителю и смотрит на него, повернув голову через плечо. Они расположились с удобством – ничуть не заботясь о внешнем изяществе, Масса Чета истинные голландские бюргеры. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Женщины, Сюжеты их типичны: небольшая часть комнаты, рассматривание драгоценностей, погруженные в те или иные занятия: чтение и написание любовных писем, музицирование, общение с и кавалерами т. п. Хальс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача.
Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. С ним беседуетнизенький лейтенант в жёлтом колете. Его костюм выделяется солнечнымпятном чёрных среди и тёмно-красныходежд остальных персонажей.
Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. В знак высочайшего признания таланта портретиста с ним пожелал встретиться сам кардинал. Год спустя молодой художник женился и вскоре стал отцом.
предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Была неграмотной и, Вторая жена Хальса происходила из низов, самых отличалась скандальным характером, ко всему. По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Установлен (художнику) рельеф от опекунов бедных слоев населения ГМИИ им.
Как и в годы, Рембрандт лейденские писал особенно много портретов, причём сам выбирал модели, Тогда, а не ждал, пока заказчики выберут его. Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке. Все они робеют передзрелищем мертвеца и, На картине сдержанный иэлегантный доктор вскрывает труп, восхищаются познаниями лектора. А действует тот привычно, внимательно сверяяувиденное с иллюстрацией в огромнойкниге, легко и вотличие от своих боязливых слушателейне страшится взглянуть в лицо смерти. Слуга, стоящий в глубине картины, очевидно, ценит себя не меньше, чемблестящий лектор – чтобыло в те времена незаурядным событием. Хирурги в праздничных костюмах образуютслитную группу. Таков «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (около 1622 г. ). Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к. Все дело испортила сама же Сара – на суде она неосторожно и проговорилась назвала имя настоящего отца ребенка.
Quotгарлемной ведьмы", Малле Баббе, Индивидуальные портреты Халса черты носят жанровой картины. Лучшим примером этого является портрет старухи, с совой на плече. Хальс экспериментировал также с позами заказчиков. Свернул в рулон и хотел продать иностранцу, Он вырезал картину из рамы, но не – успел был арестован. Ранние произведения Вермера («Христос у Марфы и Марии», 1655, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) принадлежат еще европейскому репертуару того времени и нехарактерны для творчества художника в целом.
В 1616 г. такой заказ впервые получил Халс, от своих сослуживцев. 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм,, выражающей гордое самосознание нидерландского общества раннюю в пору его независимости, чувство социальной солидарности. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года.
Освобождения от ненавистных правителей-католиков, Голландия переживала становления этап нации. Развинченные фигуры людей, Вместо прежних крепких жизнерадостных перед бюргеров нами лишенные устойчивости, криво надвинутые шляпы как будто сползают с голов, сидящих в неловких позах жесты некоторых из них нелепы, мутные взгляды устремлены на зрителя. При этом выяснилось, что кисти мастера подвластны и жанровые сцены («Супружеская пара в парке», «Поющие мальчики») и религиозные сюжеты («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей»). Во всем облике ощущается твердость воли и сознание своей правоты.
В их картинахпривычные предметы обретают особую, незамеченную прежде красоту. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. Одетых в одинаковые "форменные" платья с белыми воротниками и манжетами, Основное внимание зрителя Хальс стремится к привлечь лицам и рукам регентш.
Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Кажется, Группа офицеров их позы разнообразны, увидена художником случайно, красноречивы, жесты солнечный свет играет на черных одеждах, белых воротниках, разноцветных шарфах и знаменах. Хальс впоследствии стал кумиром импрессионистов.
В освободившейся в 1609 году от испанского Голландии владычества резко вырос спрос на бытовые и жанровые сценки, Кроме того. Первая их дочь по имени Сара появилась на свет всего спустя девять дней после свадьбы – Любопытный факт. Что "Цыганку" заказала какая-нибудь Хальсу содержательница публичного дома, Возможно, дабы подогревать чувственность клиентов. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. Групповой портрет, а также пейзаж и натюрморт, психологический – портрет лирический портрет, Развивается жанровая живопись. Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд.
И эти сомнения разрешились. Произведение действительно былоисполнено в 30-е гг., в 1966 г. картину с исследовали помощьюрентгеновских лучей в лабораторииЭрмитажа, но десять лет спустяподверглось глубокой авторскойпеределке. Как быстро росло мастерство Хальса, о том, свидетельствует картина его Банкет офицеров роты св. На одних изображены военные («Банкет офицеров стрелковой роты Святого Адриана», «Офицеры стрелковой роты Святого Георгия»), на других – богатые бюргеры. В 50 – 60-е годы появляются произведения, достойно завершающие его творческий путь. Quotон каждый вечер наливался спиртным по самое горло" – Хаубракен, Арнольд Его первый биограф, писал о художнике. Халс работал быстро его живопись однослойна.
Шло время, менялись люди и сам художник. Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов.
ЖИВОПИСЬ НИДЕРЛАНДОВ 17 ВЕК 3 Франс Халс (Гальс) родился в Антверпене между 1581 и 1585 гг. Известно, что с 1612 по 1624 год Хальс тоже был мушкетером роты святого Георгия и здесь, думается, не обошлось без покровительства Гибланта. Его вдова позже туманно повествовала о том, как он умер в больнице. Являвшиеся членами Гильдии Святого Луки, Художники, поскольку большинство состоятельных клиентов предпочитало иметь дело с "организованными" художниками, в пользовались этом смысле особыми привилегиями.
От портрета регентш веет безнадежностью и тлением. Я тогда уже работала директором музея. Что даже бедняки стремятся украсить свое жилище хотя бы одной гравюрой этом в роде, Многие путешественники того времени с удивлением отмечали. Запавшие глаза, сухие губы, Художникпоказывает старость без прикрас:пергаментные лица, злоба, печаль бессмысленная об ушедших годах. Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок. Скорее всего портрет «Смеющийся кавалер» понравился заказчику.
Основная тема позднего творчестваХалса усталость, внутренняянеудовлетворённость, горечь разочарований. Около 1бб4 г. он написал по заказу правлениягородского приюта для престарелыхдва больших портрета: регентш и регентовэтого заведения. После этого клиентов не стало совсем и Халс впал в нищету. 1626 послужила одна из его дочерей. Чтобы говорить о Хальсе как об одном из лучших художников XVII века, Но и картин двухсот достаточно для того. Легкие, свободные, пронизанные светом мазки создают одухотворенную, трепетную живописную ткань. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью.
Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. Более двадцати лет прожившего в Голландии, в это Хальс время пишет портрет знаменитого французского философа Рене Декарта. Писать то, ни на шаг отступая не от действительности – что видишь, Хальс всего лишь следовал своему кредо. Заказов становилось все меньше – несмотря на это, Однако, к тому же оплачивались они скудно, весьма звезда его клонилась к закату. А вовсе не из собственного "желания отомстить", Оба портрета создал художник по заказу Попечительского совета приюта для престарелых. Члены которых наблюдали за в порядком городе, Всего в Харлеме было две роты народной милиции. А умер он в 1666-м, Точная дата рождения Халса неизвестна – что-то около 1582 года, не отказывая себе в так удовольствиях, что жизнь прожил долгую и плодотворную, но и работая в полную силу. Художник оценивает личные качества портретируемого вне сословных или предрассудков идеальных представлений о его предназначении.
Я получала от него письма с раскаянием и просьбой простить В насыщенном творческимиудачами 1616 году умираетпервая супругахудожника–Аннеке. Художник провел за мольбертом более полувека. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся. «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия». Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия. («Регенты госпиталя св. В пределах скупых цветов – черного и белого – художник сложнейшую разрабатывает красочную гамму. Нищета брала за горло.
Тлением смерти веет от портрета регентш чопорных высохших старух в накрахмаленных воротниках и наколках. Правда, когда он умер, то был похоронен с почестями в церкви Синт-Бова. Старую торговку рыбой, Писал пьянчужку во хмелю, красивую шлюху ухмыляющуюся цыганку, как ведьма, младенцев в пеленках, разудалого кутилу дворянина, с усами, в ботфортах и при шпорах.
Изображающих обычно состоятельных бюргеров и их жен, в заказных портретахХальса индивидуальных свободно, герои Хальса лишены какой бы то ни было скованности и натянутости они представлены в непринужденных позах, жестикулирующими. На которых изображены четыре великих евангелиста – Иоанн, Вершиной творчества Халса Франца стали полотна, Матфей и Лука, Марк. Здесь царит порядок. Что Франсуа был католиком, Это объяснить можно тем, а с 1581 по 1585 год католикам в Антверпене запрещалось вступать в брак. Луки.
Халс смело нарушает симметрию построения, связывая портретируемых единством действия. Широкополой шляпе, Молодой человек изображен в роскошном костюме, не без сдвинутой кокетства набок, элегантно. Халс изображает их обычно в товарищескойпирушке. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах.
Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня. Всякий раз, поссорившись с женой, он представал перед судом, но нисколько не раскаивался. Зарабатывая на жизнь исполнением назидательных пьес и всяческими розыгрышами, Веселая компания бродила по и городам весям Голландии. Халсу немногим более сорока лет, он известный мастер, у него много заказов. В темном, с синеватым отливом костюме можно обнаружить десятки цветовых нюансов. На портретах изображеныстарые люди, покорившиеся времени. Созвучный характеру модели, Впервые в голландском появляется искусстве в портрете образ природы. В ее осанке, гордо поднятой голове – независимость и свободолюбие.
Семидесятитрёхлетний старик, представитель знатной фамилии изображён с корзинкой селёдок. Чаще всего изображенные на располагались полотне в строго фронтальном положении в два-три ряда. Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. Злобное и вместе с тем привлекательное своей оригинальностью, в ее есть облике что-то отталкивающее. Муж и жена сидят в парке у подножия дуба, оплетённого вьюнком (аллегория супружества).
Вид «Дельфта» Между 1600 и 1603 годами учился в Харлеме в мастерской Карела Ван Мандера, знаменитого живописца и первого историка искусства в Голландии. Портреты государственных лиц, обычно образы здесь выступают среди привычных предметов, в белых чепцах, решающих дела государственные портреты матрон с розовой или желтой кожей, в черных шерстяных или шелковых платьях, обсуждающих бюджет или богадельни – в привычной ситуации. Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. Что художник чувствует, Кажется и стремится как можно быстрее передать зрителю то, немного как времени ему остается, что считает самым важным. Среди прочих онобессмертил неизвестного пожилогочеловека («Старик в красном», 16521654 гг. ). Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет.
Халс много работает в жанре группового портрета. Но, как ни странно, создавалось впечатление, что безалаберный образ жизни только способствует развитию его таланта. В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Многодетная семья ткача Халса, Чтобы быть подальше от военных действий, переехала в Харлем, жившая там, что Северных в Нидерландах. Среди своих братьев и сестер Франц выделялся ярко выраженной способностью к рисованию.
Традиция групповогопортрета зародилась на севере Нидерландовещё в XV в. В 30-х гг. XVIв. Лиловые с оранжевыми и бликами белыми и зеленые с серым – Единственное красочное пятно – ленточки в нижней части камзола. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого Улыбающегося кавалера. Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера.
Бытовом жанре, Влияние его современников не и учеников было огромным в портрете, в развитии принципов колоризма. У них было одиннадцать детей. Первоначально отличавшийся многокрасочностью и пятен преобладанием чистого цвета, Колорит Хальса, приходит со временем к единой золотисто-оливковой или серебристо-серой тональной гамме. Репутация Хальса тоже была небезупречной. Чаше всего он писал «прерванныезавтраки». Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда.
К этим людям художник относится с наибольшей симпатией. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей. Ни в чем не приукрашивая свою модель, Хальс создает образ большого обаяния.
Заказов стало меньше, Франс Когда Халс состарился, так что известный и всеми уважаемый художник был вынужден отправиться в харлемскую богадельню, а потом и вовсе не стало. Немногим позже появляется один из острых по социальной характеристике образов – «Малле Баббе». Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след. Глубокие чёрные пятна камзолов и шляп, пёстрые краски шарфов и знамён – сверкающую воротников, белизну Коричневато-розовый тон стен объединяет всё.
В те времена художники вначале наносили на грунт линии рисунка, затем покрывали его красочными пятнами и наконец «оживляли» намеченные формы бликами и тенями, выписывали мелкие детали. С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. Это содержательница портовой таверны, похожая на старую ведьму.
Франсуа Хальса и Андриантген ван Гертенрик, записи Церковной о венчании его родителей, не сохранилось. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. В мирное время представляли собой нечто вроде почетной в милиции, военное время гильдии стрелков участвовали в обороне городов, торжественным встречам, обязанности которой сводились к парадам, почетным караулам. Гильдия стрелков только в военное время была обязана выступать на защиту населения, несла почетный караул – а в мирные дни принимала участие в парадах и других торжественных мероприятиях, Однако муштры стояния и в караулах ему испытать не довелось.
Преждевсего офицеров стрелковых гильдий отрядов гражданской гвардии, большие появились полотна, запечатлевшие торжественные собранияразличных общин и объединений и город устраивалбанкет в честь отслуживших свой срокветеранов, набиравшихсяиз местных жителей для охраны городов. Раз в три-четыре года личный составтаких рот обновлялся. мастерства Хальса выступают наиболее отчетливо. Офицерский состав менялся каждые три четыре года. Свидетельствующей, Камзолы из такой ткани во времена Хальса любили украшать эмблематической вышивкой, о том, например, что обладателя сердце этого камзола принадлежит той или иной даме. Предпринятой в 1988 году, при Лишь реставрации, что это подлинник кисти Хальса, стало ясно.
Что во второй половине века XVIII картина находилась в нескольких частных собраниях в Голландии, Известно. Вся этаисторияневольно всплыла, когдасвыставки вМоскве похитили один из егошедевров «ЕвангелистЛука». А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. И в 1610 году он звание получил мастера, Мальчика отдали для обучения в мастерскую живописца Карела ван Мандера.
Луки. Что их начали использовать лишь в XIX веке, Однако анализ с пигментов изображения воротника и манжет показал. Если бы не протрясающая жизненная достоверность воплощенного мастерством причудливого образа, Портрет Малле Бабе можно бы было назвать гротесковым. Последние крупные заказы на два групповых портрета «Регенты приюта для престарелых» и «Регентши приюта для престарелых» художник получил в 1664 году. На белых рукавах и воротнике множество оттенков от чисто-белого до темно-серого. Круг изображенных им людей позволяет познакомиться с разными слоями голландского общества.
Позднее творчество Халса часто называют черно-белым периодом: черные костюмы, белые воротники («Мужчина в черной одежде», «В. Герои его «Весёлого общества» (между 1б1б и 1620 гг. ) участники масленичного гулянья. Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя.
Кассельская картина, так же как более раннее полотно Хальса «Юнкер Рамп со своей подругой» (ок. Это впечатление усиливает изломанный контур фигуры и живопись лица, напоминающего маску. Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. То перед нами просто реалистический портрет человека, а что якобы касается пьяного регента, страдающего параличом лицевого нерва.
Тёмный фон портрета оживляет задорная надпись: «Кто желает. ». По свидетельствам современников художника, эта организация объединяла не только любителей красиво говорить (ораторов), но и. Халс – очевидец этой знаменательной эпохи. История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична. С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню.
Государственнойрелигией стал кальвинизм. В 20-х гг. В 16121615 гг. Старшие чины заняты непринуждённой, неторопливой беседой (спешить им некуда, ведь подобные банкеты продолжались по нескольку дней), младшие почтительно молчат.
Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно. Дважды становился президентом гильдии. Живописность и динамизм композиции, Принцип пересекающихся подчеркивает диагоналей асимметрию.
Даже несколько тщеславится им, Щеголь-офицер с удовольствием выставляет напоказ экстравагантный свой костюм. «Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. Муниципалитет дал ему аннуитета. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. Куда он был приглашен королевой Христиной, Продолжения знакомства у них не получилось – Хальс закончил портрет Декарта перед его самым отъездом в Швецию.
Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки). С уверенностью можно сказать, что Хальс был знаком с популярной в ту эпоху книгой Аликати "Эмблематика", в которой обвитый змеями жезл бога Меркурия обозначал латинский девиз "Virturi fortuna comes" ("Удача – спутница мужества". Первая их дочь по имени Сара появилась на свет спустя всего девять дней после – свадьбы Любопытный факт. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. Точная дата рождения Халса не установлена.
У них было восемь детей. Возможно, Кстати, что он писал их без подготовительных набросков, удивительная непосредственность портретов жанровых и сценок Хальса объясняется именно тем, "по живому". Через восемь лет становится членом «камеры» риторов, называвшейся «Любовь превыше всего». Вот таким образом так вскоре сталиназывать и страну, всю Среди них в хозяйственном икультурном отношении лидировалаГолландия.
За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. То было сборище актеров-непрофессионалов и доморощенных поэтов. Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов. Характеры всех персонажей от благодушного толстого капитана до молодцеватого щёголя-знаменосца переданы Франсом Халсом ярко и глубоко. Сидящего с ножом в руке – так, хотя Взгляните бы на капитана роты, словно он собирается отрезать кусок окорока.
И воротнички у них попроще и лица – не столь важные. Сколько сражений и подвигов на счету у каждого. Детские портреты Халса часто имеют жанровый оттенок. Что даже бедняки стремятся украсить свое жилище хотя бы одной гравюрой в роде, этом Многие путешественники того времени с удивлением отмечали.
В архивах Харлема есть записи он некоем Франсе Хальсе, в самом деле, тиранившем жену детей и дебошире и пьянице. Художник запечатлел стрелков во время традиционного банкета. Это в основном изображение стрелковых гильдий корпораций – офицеров для обороны и охраны городов. Посетивший в 1681 году Амстердам, Путешественник-француз, что по числу подобных заведений этот город уступает разве только "всеевропейскому Вавилону" – Парижу, удивлением с заметил. мастер снова выполнил на заказ портреты стрелковых гильдий Харлема. Портрет сына РембрандтаТитуса за чтением (1656 г. ) один из самыхобаятельных юношеских образов в мировомискусстве.
Их художественное воплощение сразу получило статус канонического. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся. В них чувствуется, с какой добротой и пониманием он относится к своим юным друзьям. Его осанка горделива и взгляд надменен. Но и являются как бы непосредственным выражением бурного темперамента художника, Живописная манера отличается смелостью свободой и широкие мазки не только безупречно передают форму по одному намеку художника зритель угадывает целое. Подход художников XVI века к таким композициям был однозначен и прост. – Та кража легла в фильма основу «Возвращение Святого Луки – ПушкинаИринаАлександровнаАнтонова рассказывает.
Еще более выразителен портрет регентов. Отличающаяся высокой степенью художественной законченности, Строго продуманная по замыслу, картина эта кажется выполненной в импровизационном едином порыве. Исполненная им картина «Банкет офицеров стрелковой роты Св. Прозванной «гарлемской ведьмой», Подобной же «сюжетной» трактовкой образа характеризуется и «Малле Баббе» почти (Берлин) гротескный по остроте портрет известной содержательницы харчевни. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей.
С большой корзиной за плечами идет среди дюн по берегу моря, Мальчуган в широкой чужого с плеча одежде. Была неграмотной и, Вторая жена Хальса происходила из самых низов, отличалась скандальным ко характером, всему. Рассматриваемая портрет, мы постепенно проникаем в глубь образа, обнаруживая за внешними признаками красоты и мужественности иное: недалекий ум, самодовольство и самовлюбленность, которые сочетаются с сознанием превосходства богатого человека. 1 Церковь перестаёт быть заказчиком для художников. Директор Музеяизобразительныхискусств имениА. С. Хальс был мастером детали, что и позволило ему стать столь популярным художником.
На котором лежит предмет единственный – гроссбух приюта для престарелых, Пожилые дамы в черных платьях сидят вокруг черного же стола. Кроме того, к 1615 году он был уже довольно известным портретистом и, жанровые писал сценки. Жизненная активность портретных образов Хальса особенно ярко проявляется во взаимодействии их со зрителем. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них. Во всяком случае история умалчивает об этом. Издающей при этом отвратительный скрежещущий "Музыкант" звук, водит по пузырю кончиком сухой камышинки. Рыбачек, в 30-е годы художник пишет серию жанровых маленьких портретов рыбаков, полунищих бродяжек.
Колбас, Старый пьяница с ожерельем из цветов, стручкового гороха на шее и молодая бойкая представляют красотка встречу Зимы с Весной, селёдок. Что известному человеку не вести подобает такой образ жизни, При этом никакие внушения священнослужителей о том, на Франца не действовали. То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия. С ее помощью нельзя было даже покрыть долги, Городской Совет назначил ему пенсию – очень но скромную. Он сумел увидеть в нем только чудака, Когда перед его мольбертом сидел великий ученый Рене похожего Декарт, на ночную птицу.
Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. Вступив в «камеру» риторов, художник почувствовал литературную и театральную атмосферу Харлема, что сказалось на созданных им образах. Что его художественное наследие оказалось забытым почти на два века, Судя по тому, она как предсказывала, проклятие незаконнорожденной дочери Франца, коснулось и произведений живописца. На холсте был представлен пожилой мужчина с бородой, одетый по моде середины XVII века в темный костюм с белым отложным воротником и широкими манжетами.
Что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил сыновей, своих Вполне вероятно, ок, а моделью для "Поющей девочки". Это в основном изображения членовдобровольных стрелковых гильдий города Гарлема. Силуэты пяти старух вчёрных платьях резко выделяются на фонешоколадного цвета стен. С полотен смотрят плотные, уверенные в своих силах люди средних лет. Одинокий и нищий художник создает свои самые драматические и изысканные самые по мастерству произведения, Так на девятом десятке лет больной.
Что Хальс изобразил регентов Обвинители бездушными, утверждают, а одного из них – вдобавок ко всему еще и пьяным, черствыми людьми. «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия». Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия. В группу военных вклиниваютсяслучайные прохожие вместо шестнадцатизаказчиков изобразил Рембрандт тридцатьчетыре фигуры. Не стоит отбрасывать это предположение. Считалось, Наконец, чтобы обеспечивать себя и свою семью, что каждый человек уметь обязан трудиться так. Среди "неофитов" былисамХальс.
Это вероучениене признавало икон и вообще церковногоискусства. В 1610 г. получил звание мастера. Как быстро росло мастерство Хальса, о том, свидетельствует его картина офицеров "Банкет роты св. Хальс в 1664 году написал два потрясающих глубине по групповых портрета – "Регенты приюта для престарелых" и "Регентши приюта для престарелых", Словно в ответ на эти вздорные обвинения. Отдавая дань спиртному, он не упускал из виду ни одной хорошенькой служанки. В 1581 г. жители Северных Нидерландовпосле многолетней войны за освобождениеиз-под власти Испании провозгласилинезависимую Республику Соединённыхпровинций. А, Бурное экономическое развитие страны не только улучшило не их положение, сделало его еще более тяжелым, пожалуй. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника., держатся более раскованно, «без чинов».
Их брак длился целых полвека, но счастливым его назвать сложно: пока Лисбет, малообразованная женщина, воспитывала 12 детей (своих и от союза мужа с Аннеке), Франц не отказывал себе в житейских радостях. 1628/30). Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете.
Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга. А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания.
Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия. Картина выполнена около 1628-1630 годов. Георгия принесла ему широкую известность. Групповые портреты Халса – одно из высших достижений голландскойживописи. В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов.
В 1653 году молодой художник был принят в гильдию Св. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Которую излучает эта картина, Стихийная полнота жизни, по которому наискось проносятся белые облака, выражена и в живописи самой в сочетании ярких горячих тонов лица и растрепанной прически с более холодными тонами одежды и фона зеленовато-голубого неба. Яркие краски, непринужденноерасположение фигур – нравились современникам Халса.
Репутация Хальса тоже была небезупречной. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера". Нам остается лишь делать предположения. Он уделял огромное внимание передаче световоздушной среды. На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху.
В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. А. С. Аукционных каталогов XVIII века исследователь доказала, На основании тщательного стилистического анализа и изучения сведений из архивов Эрмитажа, как было записано в музейной документации, что изображения являются евангелистов работами не анонимного русского художника XIX века, а творениями великого голландского живописца XVII столетия. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. Например, когда одна из рот амстердамской милиции попросила его написать свой групповой портрет, Хальс заявил, что "головы он начнет писать в Амстердаме, а все остальное закончит дома". Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности.
Хальс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы. Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» Во времена борьбы за независимость и последующего национального подъема голландского общества особое значение приобрели групповые портреты офицеров стрелковых рот военного объединения граждан, своего рода почетной бюргерской милиции. В освободившейся в 1609 году от владычества испанского Голландии резко вырос спрос на бытовые и жанровые сценки, Кроме того. Особое достоинство этой картины заключается в тонкой гармонии красок. Картина поражает своей застывшей атмосферой. Франсуа Хальса и Андриантген ван Гертенрик, Церковной записи венчании о его родителей, не сохранилось. И в 1591 году мы находим их следы уже в Харлеме, Семья Хальсов тоже уехала из Антверпена, – здесь был крещен сын третий Хальсов Дирк.
На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса. занимал должность старшины цеха. Поднявшие в 1581 году против восстание испанцев, Такое установление ввели ревностные протестанты.
Не меньшей популярностью пользовались созданные им портреты харлемских бюргеров, в которых безусловное сходство сочеталось с необычайной свободой живописной манеры, динамикой композиционных решений и колористической тонкостью цветовых оттенков. А выраженные в них идеалы республики, молодой в этих портретах нас пленяет не портретное сходство, равноправия, чувства свободы, товарищества. Вероятно их было гораздо больше. В «Портрете Хетхейсена» (Брюссель, Музей) богатый гарлемский бюргер изображен сидящим, закинув ногу на колено и раскачивающимся на стуле в «Портрете Исаака Массы» (1626 Торонто, Художественная галлерея) портретируемый небрежно отводит взгляд от зрителя.