Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва) – художник. И стихийность, слабая подготовленность, отсутствие и чёткого руководства – неорганизованность восставших, Причин поражения несколько. Что царский режим лишить хочет казаков вольницы, Стенька Разин это понял так, поставить на службу, подавить их, как войсковую часть. Всё это привело к поражению. К воспоминаниям детства вернулся.
А совсем не казнь", "Торжественность последних минут мне хотелось передать, пишет – Суриков об этом полотне. В апреле 1875 года художник приступает к программной работе на Большую золотую медаль: "Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Вероникой и римским проконсулом Фестом" (ГТГ). Который Сурикову "кровавым Архитектурный казался", пейзаж с Василием Блаженным, он композиционно увязан с движением массы, не просто исторический фон. Узнав о выдающихся способностях Суриков, золотопромышленник П. И. Но и в той палитре, живописной "Торжественность последних минут" художник передает не только в гордой красоте русских людей, цвета одежд и куполов собора, которая вобрала в себя тона рассветного неба, узорочье дуг на телегах и даже сверкание ободьев колес. Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие внимания черты, Прославляя мужество отмечает русских, самобытную красоту "инородцев". Этим жизнелюбием В. И. Суриков наделял и героев своих произведений.
Воздухом, Она красива перламутровыми переливами красок, поэтичностью, общей пронизанным солнечными лучами. Они проиграли в этой схватке и не просят пощады. Больше Суриков никогда на заказ не писал. Его приняли вольнослушателем и в зачислили головной класс, 28 августа 1869 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств. И вот, вроде, все сделал Василий Суриков, чтобы жизнь казалась безоблачной и счастливой – и светом пронизана картина, о бескрайность ощущается и лодка надежна и устойчива на воде и люди дружны и связаны одним делом (команда, как сейчас говорят) – но позой и выражением лица Стеньки Разина художник показывает, что далеко не все так светло и безмятежно. Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. Где получил первые художественные познания от учителя рисования Гребнева, в 1856 – 1861 в учился Красноярском уездном училище. Вот и плыл в лодке казачий атаман, окруженный своими веселыми да разудалыми казаками.
Словно отделяющая его от веселья хмельного казаков, Красотой природы как бы подчеркивается тяжелая дума атамана. " В картине "Взятие снежного городка" (1891, ГРМ), появившейся после трех исторических полотен, заметны прямые истоки огромного жизнелюбия художника, которое помогло победить горе и невзгоды. При чем писал с ее натуры – собственной супруги, На первых эскизах Суриков писал персидскую княжну. "И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, – вспоминал художник.
Да и легкая горизонта полоска вдали тоже как будто ограничивает это вольное движение лодки от весел гребцов. Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. При этом история картины очень интересна.
"Необычайную силу духа я из Сибири привез", - отмечает он. Академию художеств, Кузнецов в 1870 его отправил учиться в Петербург, где в этом же году Суриков написал свою первую самостоятельную картину "Вид памятника Петру I на Сенатской площади". К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. В массе народа, который "волнуется подобно "шуму вод многих"", Суриков выделяет впечатляющие характеры. – У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали.
Суриков заканчивает Академию в звании классного художника 1 степени. Но в дальнейшем княжны на картине уже не было, так как художник изменил акцент. Довольные походом и богатой наживой, казаки радостные и хмельные. С суровостью, Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с мужеством людей, подчас жестокостью нравов, удалью народных с игр, "древней русской красотой" девичьих лиц, с величественной природой, живым дыханием истории.
Если в "Стрельцах" показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных людей, то в картине "Меншиков в Березове" (1883, ГТГ) Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России. Но вот атаман-батька уже не удовлетворен простыми набегами и столкновениями Крымским с ханством да Османской империей. Quotдопотопные болвано-тропы провалили самого лучшего ученика во всей Академии Сурикова, По Чистякова, словам что мозоли не успел написать в картине", за то и Большой золотой медали, дающей право на заграничную командировку, он не получил. Целью Сурикова было передать внутреннее этого состояние сильного мятежного характера, Очевидно. Движение войска направляет легендарный Ермак его сразу фигура выделяется и в то же время она не отделима от казаков. Стрельцы идущие на смерть, полны достоинства.
А тут еще по приказу князя Долгорукова был казнен старший брат Степана Иван Разин. Картины Сурикова покупал для своей галереи Суриков выдающимсямастером был исторической живописи. А тут еще и в крестьянской среде недовольство уже достигало своего предела, Он не с мог этим смириться. Но с оговоркой, Из Петербурга пришел положительный о отзыв работах, что стипендия назначена не будет. Каким бы чисто бытовым эпизодом ни был подсказан Сурикову "узел" действия его будущей картины, созданный в ней образ приобретает историческую значимость. Трагично закончилось восстание: оно было подавлено.
Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск. В 1881 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Как и Василий Торгошин, Петр и Илья упоминаются Суриковы, среди участников Красноярского бунта 1695-1698 годов. Происходил из старинного казачьего рода. То попросил взамен этого разрешить ему выполнить заказ по московского росписи храма Христа Спасителя, Когда же через полгода он "в виде исключения" получил возможность уехать за границу.
Он поступил в Общества школу поощрения художеств к М. В. Дьяконову и за три летних месяца освоил трехгодичный курс. Художник работал над картиной долгое время – первый эскиз к ней появился еще 1887-ом в году. "Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства", – вспоминал он. Работая с натуры над созданием образов хакасов и остяков, Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. Те, объединенные общим делом, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые деньки и казачью вольницу на носу – гребцы, напряженные и уставшие – что на корме, Условно разделены они на 2 части. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных. Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей.
Или его сын Тимофей Иванович, Прототипом Степана Разина стал учёный красноярский Иван Тимофеевич Савенков. Вроде и вот, чтобы жизнь казалась безоблачной и счастливой – и светом пронизана картина, все сделал Василий Суриков, о бескрайность ощущается и лодка надежна и устойчива на воде и люди дружны связаны и одним делом (команда, как сейчас говорят) – но позой и выражением лица Стеньки Разина художник показывает, что далеко не все так светло и безмятежно. Восставшими было взято несколько крупных городов: Самара, Астрахань, Саратов. Цельность, сплоченность - отличительная черта казацкого войска. Длившуюся два месяца, в середине декабря 1868 года с обозом Кузнецова Суриков в отправился дорогу.
Пока еще на картине революции ничего не предвещает. С Меншиковым трое его детей. Картина поражает ощущением приволья. Гневный взор которого, Особенно выразителен рыжебородый стрелец, со сталкивается взглядом Петра, как бы прочерчивая всю композицию. Получив заказ на роспись храма Христа Спасителя, в 1875 окончил Академию с медалью золотой и переехал в Москву.
Назревающее недовольство народа жизнью, в окончательном варианте картины можно прочувствовать неспокойную социально-политическую обстановку в вызревающую России, революционную ситуацию. Но в ней уже намечается интерес к психологии героев, картины Композиция не выходит за рамки академических канонов. Когда видишь изображенную грандиозную сцену битвы, "Две стихии встречаются" – эти Сурикова слова встают в памяти. Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге" (1870, ГРМ).
Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Первое егозначительное полотно Утро стрелецкой казни (1881) сразу привлекло внимание художественнойобщественности и принесло известность. Страстный любитель музыки, Отец его, прекрасная вышивальщица, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска обладала мать, врожденным художественным вкусом. Quot Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина – и тот ходатайствовал перед Советом Академии о Сурикова зачислении учеником, к раннему детству восходят и первые попытки Сурикова рисовать.
Возможно, что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, а поздние с его сына. По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. Как быть, а думы нелегкие, его какой путь выбрать, куда плыть-идти дальше, отразились на его челе. То есть если раньше, в самом начале работы над картиной, он хотел просто показать сюжет из жизни вольного казака атамана Стеньки Разина, то впоследствии цели изменились. Художник принимается за работу над новым полотном "Покорение Сибири Ермаком" (1895, ГРМ).
Огромной фигуре тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Живописные поиски которого определялись мыслями и чувствами, Уже в этой картине проявились замечательные достоинства владевшими Сурикова-колориста, художником. Должны были. Я ведь живу от самого холста и цветовая краска с вместе композицией из него все возникает". В 1891 году Суриков возвращается в Москву.
Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. Прославившее Степана Разина, его деятельности, которое охватило всё Нижнее стала Поволжье, подготовка и проведение восстания в 1670-1671 годах. Захватить Москву, Это уже было крупномасшабное крестьянское восстание, расправиться с боярами и дворянами и установить казачью власть, крепостное отменить право – которое имело конкретные цели. Сделав в течение двух лет фрески, с июня 1877 года художник окончательно переехал в Москву изображающие Вселенских четыре собора. Лишь уточняя в Москве необходимые детали, Подготовительные Суриков работы выполнял в Петербурге.
Ситуация драматична. Царицын. Индивидуальными характерамиобразы русских людей разных самых сословий. Особую эмоциональную остроту придает полотнамСурикова социальный или личностный конфликт, заложенный в тематическую основу произведений. Таковы картины Меншиков в Березове (1883) изображение всесильного временщика пришли с Дона его предки по отцовской линии, в своихкартинах Суриков изображал переломные, критические моменты российской истории, реальных исторических деятелей и (наряду с ними)обобщенно-типизированные и в то же времянаделенные яркими, вольнолюбивый характер, от которых он унаследовал гордый. Возникал замысел картины, в его воображении вставали образы которая минувшего, представлялась ему "потрясающей". Прежде всего как исторического в живописца, Москве окончательно оформились мировоззрение Суриков и его художественные интересы. В своихкартинах Суриков изображал переломные, критические моменты российской истории, реальных исторических деятелей и (наряду с ними)обобщенно-типизированные и в то же времянаделенные яркими индивидуальными характерамиобразы русских людей самых разных сословий. Особую эмоциональную остроту придает полотнамСурикова социальный или личностный конфликт, заложенный в тематическую основу произведений. Таковы картины Меншиков в Березове (1883) изображение всесильного временщика пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер.
Передать их в облике героев картины и колористическом строе и талант Сурикова помог уловить ней в красоту и тонкость проявления человеческих чувств. Quotсегодня я лоб писал Степану, Об этом и свидетельствуют его слова, правда теперь гораздо больше думы в нем – сказанные художнику Я. Д. Минченкову. А мощью характеров, Но не ужасами смерти, трагедийностью из одного переломных этапов российской истории. Quotотносительно "Разина" скажу, усиливаю тип Разина – что я над той же картиной в работаю, 1909 году В. И. Суриков пишет в одном из своих писем. И художник возвращался к ней уже после Картина того, давалась ему нелегко, как работа была показана зрителям.
"Когда я их ("Стрельцов") задумал, – писал Суриков, – у меня все лица сразу так и возникли. Конечно, цели были нереальными, однако положение народа было настолько тяжёлым (не случайно период правления Алексея Михайловича называют «бунташным веком»), что волнения крестьян, казаков достигло такой огромной силы. Погруженный в нелегкую думу, ладьи Посредине на коврах возлежит сам атаман, поза выдает напряжение и бдительность, лицо его серьезно. Сам Разин был выдан казаками и публично казнён в Москве.
Казалось, заговорили сами стены древнего города. Любитель искусства и коллекционер, Помог богатый золотопромышленник который П. И. Кузнецов, взял на себя расходы по содержанию молодого художника. Написал я тогда бытовую картину "Городок берут". Освещенная неярким светом свечи, Низкая крохотное изба, слюдяное оконце покрыто причудливыми морозными узорами. Quotсо всех сторон природный я казак – Суриков гордился своим происхождением и писал об этом. ".
Кто на веслах, кто на играет музыкальном инструменте, кто выпивает – кто спит, Вокруг него – казаки. Неизъяснимым судьбам человеческим", ""Меншиков" из всех драм суриковских - наиболее "шекспировская" по вечным, – писал М. В. Нестеров. Поднятые в данный момент вверх весла в сочетании с натянутым парусом придают ладье символическое сходство с птицей в полете. "Утро стрелецкой казни" (1878-1881, ГТГ) действительно потрясает. Мое казачество более, чем 200-летнее".