Вся его композиция заставляют о задуматься вечных проблемах "власти и народа", Весь его строй, "героя и массы" и пр. К заманчивой мечте, которая спрятана за тонкой линией горизонта, к недостижимойцели. В Сибири традиционно жило немало раскольников. Выражение лица Разина составляло главную заботу художника. Погруженный в нелегкую думу, ладьи Посредине на коврах возлежит сам атаман, поза выдает напряжение и бдительность, лицо его серьезно. При чем писал ее с – натуры собственной супруги, На первых эскизах Суриков писал персидскую княжну.
Все – за исключением одной. Они в Медвежьем переулке жили – у них там молитвенный дом был. "Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Но вряд ли перед нами полотно исполненное в жанре "семейной драмы". Слева группируются, Композиция построена по диагонали, противники боярыни, по преимуществу, справа – сочувствующие ей – указывающей вектор саней движения и делящей полотно на две части. Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: "Подвиг под шутку полководца".
Художник использовал красивые сочетания красок, которые словнопереливаются в лучах солнца. «плывет с набега вольная дружина – обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, Я. Минченков, так описывает видимо, где она была показана, со автора слов ее содержание. Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Тем опаснее для художника, Но чем глубже входит в песня жизнь народа, впасть в иллюстративность, работая над той же темой, грозящую тривиальностью. Вольная дружина возвращается с набега наприкаспийские берега. В окончательном варианте картины Степан Разин изображен в огромном струге, перед ним – музыканты.
Годы, когда Суриков работал над «Разиным», были временем первых шагов русской революции. Фотография 1906 г. Посещение царевной женского монастыря (1912) Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. Под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, Едва скользит по Волге и лодка, дума та легла над всем широким раздольем Волги». На что обрекают тех, кто им верит и за ними идет. Картина поражает ощущением приволья.
Гениальным "пассионарием", – более тем что сам Меншиков был типичным петровским "выскочкой". Картина В. И. Куда движется ладья, напоминающая летящую птицу. Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора и сосланного вместе с семьей в далекий Березов.
Впрочем, считать их "принудительными" не стоит. Как быть, а его думы нелегкие, какой путь выбрать, куда плыть-идти дальше, отразились на его челе. На фоне гребцов и сидит, паруса в центре картины, главный герой – Степан Разин, погруженный в свои думы. Онизаняты тяжелым делом и фигуры их напряжены.
Под широким парусом полулежит Степан с думой глубокой во взоре, Едва скользит по Волге лодка и дума та легла над всем широким раздольем Волги»Суриков во время работы над картиной "Степан Разин". Обе композиции об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола тоже «читаются» как визуальные романы. Красотой природы как бы подчеркивается тяжелаядума атамана, словно отделяющая его от хмельного веселья казаков. Сурикову удалось показать внутреннююнапряженность этого мятежного человека.
Поразившего современников, Один из сюжетов истории раскола лег в написанного основу Суриковым шедевра – шедевра. Духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, Против церковных реформ патриарха Никона выступила оппозиция во главе с Аввакумом протопопом Петровым, урожденная Соковнина. Quotперсты рук твоих тонкокостны и действенны, Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному душу пыланию – он писал ей. Сегодня я лоб написал Степану, правда – работу, закончив Однажды, теперь гораздо больше думы в нем, он сказал знакомому художнику. Разин – мечтатель и его мечты о справедливом мироустройстве останутсялишь сказкой.
Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году. Но этот сюжет, так же, видимо, как и «Последние минуты Павла I», был чужд Сурикову, как остродраматический момент, бьющий на внешний эффект. Боярыня Морозова – центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию.
Quotпомню, – как "городок" брали – – вспоминал он, Напомнили о здесь себе и детские впечатления художника. Он устал «воевать». Воздухом, Она красива переливами перламутровыми красок, общей поэтичностью, пронизанным солнечными лучами. Для достижения силы и глубины он, сознательно или бессознательно, но необычайно художественно, подчеркивал важные для него, существенные черты. Наполняется чарка, кругом песни и разгул.
Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887 обе Третьяковская галерея). Суриков считал, что его «Стенька» приходит вовремя и радовался этому. По-видимому, первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти). Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей молодости изображенной царевны и подчеркнутых ханжества фальши и монахинь. "Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех.
В ходе этого сражения горсткой храбрецов, прямым наследником которых – по праву рождения – всегда ощущал себя сам художник, было разбито огромное войско хана Кучума. "Льды, брат, страшной высоты. Он думает о России и мечтает, что где-то там, Вероятно, куда они направляются, горизонтом, за будет совсем другаяжизнь. Очи же твои молниеносны". Он убрал персиянку персонаж случайного приключения, на который так падка мещанская публика, хоть в народе на века осталась жить песня «Из-за острова на стрежень». Вряд ли о себе и своей судьбе. За атаманом на полотне – несколько гребцов, одетых в простые одежды. И вот приехала к ним начетница с Урала – Анастасия Михайловна.
Целью Сурикова было внутреннее передать состояние этого сильного мятежного характера, Очевидно. Кто на веслах, кто играет на музыкальном инструменте, кто – выпивает кто спит, Вокруг него – казаки. Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной "технологии" Сурикова. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Они неизменно отмечались премиями.
Изба тесная, потолок низкий. сразу все пришло – всю композицию целиком увидел. Гребец на редкость удался художнику. Таким увидел Суриков Степана Разина. В толпе терялось", – признавался он.
По обе стороны народ, а посреди снежная стена. – объяснял свою работу Суриков, "Главное у меня в картине – движение, храбрость – беззаветная". "Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез", – признавался Суриков М. Волошину. По широкой Волге-матушке реке стремительно движется большая ладья под парусом и с парами четырьмя весел. Поднятые в данный момент вверх весла в сочетании натянутым с парусом придают ладье символическое сходство с птицей в полете. Княгине Урусовой, Позже Суриков читал письма протопопа к Аввакума ней и ее родной сестре, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев.
Суриков понимал, Наверное, ни парус не помогут долететь до берега, желанного что заманчивый идеал невозможен – нивзметнувшиеся весла. Ведь сколько времени я его искал. Между двумя группами сидит Степан. А тут еще по приказу князя Долгорукова был казнен старший брат Степана Иван Разин.
На погибель. Я его потом в картину вставил. Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре.
Вот и гребец в черной шапке потерял в картине что-то неуловимое. Даже самых знатных боярских родов, замуж Выходить за равных по "крови" и "сану" иноверцев им запрещала церковь соотечественники, так как стояли ниже на социальной лестнице, тоже не подходили им в мужья. При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи. Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы».
Как и в Разине, в нем самом, словно перед затишье грозой и раздумье и покой были тревожными. Все лицо мелко было. Отличающая ее от других шедевров этого ряда, у картины есть одна особенность, толпы, – в нет ней народа, массы, выступающих непременным живым фоном других суриковских работ. При этом история картины очень интересна. 1874, в качестве примера приводим картину "Пир Валтасара", которая – при всем своем бросающемся в глаза – академизме уже несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров. Он сделал героем полотна солдатскую массу, Поместив Суворова левый в верхний угол, при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных выписанных психологических типов. В 1909 году В. И.
Он специально съездил в Швейцарию, Верный своей живописной практике, чтобы собственными глазами увидеть живые "декорации" своего в полотна, Альпы. Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом он был по создан мотивам известной народной песни. Ибо форма у в него полном соответствии с идеей, Его техника своеобразно-гениально-мастерская, тревожит мысль, не оставляет места спокойному созерцанию, будит чувства Но что хорошо для трагедии, то неуместно в элегии. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 190910 годах) мы уже не найдем никакой «иллюстративности» от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Видно, в нем самом появилась потребность в успокоенности и раздумье. Картина поражает ощущением простора. Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось.
Возможно, с помощью образа мятежного атамана вкартине «Степан Разин» Суриков хотел отобразить протестные настроения народныхмасс в России в годы перед революцией. Только не знал еще, как княжну посажу". Песни и разгул. Quotакадемические" же его работы во отвечали многом программе тогдашнего академического образования.
Quotбыла у меня одна знакомая старушка – Варфоломеевна Степанида – из старообрядок, Снова цитируем "Материалы для биографии Сурикова" М. Волошина. Боярыня не сдалась, Претерпев за старую веру, – в 1675 года погибла она от голода в земляной тюрьме, мужественно и твердо донеся свой крест до конца. «плывет с набега вольная дружина – обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, Я. Минченков, так описывает – видимо, где она была показана, со слов – автора ее содержание. Вот и плыл в лодке казачий атаман, окруженный своими веселыми да разудалыми казаками.
Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо. Выразившее его тогдашнее состояние, в 1888 потрясенный году смертью жены художник создал полотно "Исцеление слепорожденного Иисусом Христом". Борьбу классов и Прожектор партий, своего искусства Суриков направлял во тьму прошедших веков и там освещал стихийные народные движения, героизм отдельных лиц.
Она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или к какой-то конкретной исторической личности. Тема картины – трагическая судьба русских царевен, в от отличие других его исторических полотен. Широка великая русская река. Книга И. Забелина "Домашний быт русских цариц XVI-XVII веков", Еще источник, один опубликованная в 1872 году – которым пользовался художник. Запечатленный момент поднятых вверх весел и напряженного паруса делает ладью внешне схожей с птицей огромной в полете. смысл.
Второй раз так написать невозможно. Но Суриков отказался от батальных сцен. Она писалась с 1903 по 1907 годы. "Подвиг" в этой фразе – ключевое слово.
Те, объединенные общим делом, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые и деньки казачью вольницу на носу – гребцы, напряженные и уставшие – что на корме, Условно они разделены на 2 части. Их надвигающиеся выступления, Думается в картине «Степан Разин» Суриков задумал выразить и протесты требования народных масс. Выразителе дум и силушки народной, Василий Иванович наслушался и сам немало прошел песен народных о Степане.
Суриков населил историческое полотно живыми людьми, Не изменяя своим правилам, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы, он которых встречал в Сибири и в Москве. Что создается впечатление, Сама сцена построена так, будто лавина солдат буквальном в смысле низвергается на зрителя. В струге среди хохочущих сподвижников Разина сидела персидская княжна, в самых первых набросках карандашом и углем целая была флотилия. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна ("Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала", – рассказывал Суриков М. Волошину).
Суриков пишет в одном из своих писем: «Относительно «Разина» скажу, что я над той же картиной работаю, усиливаю тип Разина. Как сделать вольным русский народ, Один Степан Тимофеевич от далек веселья задумался думой. Лицо его, похожее на лицо античного юноши, выражало тревогу, ожидание, ненависть и тоску. Об этом свидетельствуют и его слова, сказанные художнику Я. Д. Оставался один путь – в монастырь. Никто, как новый Степан – весь народ – сбросит оковы в вольную Волгу.
Писал вдохновенно-грязно, художественно-неряшливо. Брат живописца, Александр Иванович Суриков, подсказал ему этой тему картины, пытаясь помочь. Куда плывут они. – всегда привлекала внимание людей, Личность Разина, выразителя дум и силы народа, на протяжениимногих столетий он героем был народного фольклора – легенд и песен. И все же успокоенность эта не была старческой, а раздумье бесплодным.
«Стенька» проходил сложную эволюцию своего воплощения. С сосредоточенными лицами, Гребцы в напряженных позах, которое придает ускорение всецело судну, погружены в действие. Он полулежит, опершись о седло, словно разделяя надвое эти группы и отвечая за все их поступки и мысли. Эти думы значительны, великие думы атамана.
С мирным всплеском четырех пар весел и с беззаботным ветерком, Это настроение полулежащего в лодке Разина было взято в сильном контрасте рассеянным с затишьем над глубокой гладью реки, пружинящим парус над буйной Стенькиной головой. Лошадей хворостинами – чей конь первый сквозь снег прорвется". Поют, На корме бражничают четверо есаулов, смеются играют, стараясь развлечь Степана, а носу, на плавно раскачиваясь, работают гребцы, вскидывая весла. Окрашивая мягким пурпурным светом все бескрайнее пространство картины, Над занимается горизонтом заря. Искажал перспективу, тискал в сплошную кучу толпу.
Могучая картина. И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. Василий Иванович любил его так же, как любил голову Морозовой начетчицы. Один Степан Тимофеевич далек от веселья задумался думой, как сделать вольным русский народ. Дождь идет и работать нельзя. Переписанное с этюда, в Часто больших картинах лицо, ближе к задуманному, либо лучше, либо хуже.
Новая тема требует нового письма, а у Сурикова оно осталось тем же». В этой работе он выступил выразителем тогдашнего мнения, общественного в сущности, критически относившегося к монастырскому миру. Утренняя тишина. Легко скользит по Волге ладья, освещенная золотистым блеском солнца. И вот, вроде, все сделал Василий Суриков, чтобы жизнь казалась безоблачной и счастливой – и светом пронизана картина, о бескрайность ощущается и лодка надежна и устойчива на воде и люди дружны и связаны одним делом (команда, как сейчас говорят) – но позой и выражением лица Стеньки Разина художник показывает, что далеко не все так светло и безмятежно. Степан Разин (1906) Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом – он был создан по мотивам известной народной песни.
Эта работа поставила художника вровень теми, с Показанная на 9-й передвижной выставке, кто задавал тон в тогдашней русской живописи. Как тюремная камера, Тесный, ее пластическая статика интерьер избы в первой картине и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но в движения неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, суровой и красочной разноречивости. Городок снежный.
Он стал героем фольклора, Личность Разина привлекала огромное внимание современников и потомков, а затем – и российского первого кинофильма. Золотистый свет струится с вечернего неба. Взмахи весел буровят воду. Я много "снежных городков" видел. Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна.
Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895 «Переход Суворова через Альпы», 1899 «Степан Разин», 1903-07, все Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. Да и легкая полоска горизонта вдали тоже как будто ограничивает это вольное лодки движение от весел гребцов. Боярыни Феодосии Морозовой, Речь идет об аресте и заточении после пыток в 1571 году Боровский в монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума. В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году.
Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году – в столетнюю годовщину изображенного на ней события. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: "Там фальшиво все". Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). Пока еще на картине революции ничего не предвещает.
Василий Иванович уходил с утра в мастерскую, но работа не двигалась. Смуглый юноша южного типа был написан в профиль. Страстность темы, глубина чувства необычайно выигрывали от этого. Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным "житием" боярыни Морозовой. Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии" Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного "композитора" (так его называли соученики по Академии).
Очень популярную в казачьей среде, Работа изображает старинную сибирскую игру, последний день – масленицы, в нее играли в "прощеное воскресенье". Вот как сам художник рассказывал о том, что заставило его обратиться к этой теме: "Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Многие детали Суриков писал с натуры – друзья живописца специально для него инсценировали полный "вариант" в игры селе Лодейки, По своему обыкновению. Что царский режим хочет лишить казаков вольницы, Стенька Разин это понял так, поставить на службу их, подавить как войсковую часть. Называя три периода, Сам художник вспоминал о своем увлечении в учения годы древней историей, -Древний Египет, последовательно захватывавшие его, Древний Рим и, наконец, "воцарившееся на его развалинах христианство". Опершись на богатое восточное седло, Только атаман Степан Тимофеевич не весел – он полулежит подшироким парусом и дума тяжелая омрачаетего чело. Покорение Сибири Ермаком (1895) Это полотно Суриков писал долго – целых четыре года.
Художник в конце концов остановился на вертикальном формате, несколько Выполнив композиционных вариантов, абсолютно необычном для батальных произведений. Пир Валтасара (1874) Библейские сюжетыВсе картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. Сурикова "Боярыня Морозова" повествует о в расколе русской православной церкви в середине XVII столетия. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10 годах) мы у же не найдем никакой "иллюстративности" от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Картина была написана мастерски. Меншиков.
Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. А тут еще и в крестьянской среде недовольство достигало уже своего предела, Он не мог с этим смириться. Скучно.
Картина «Степан Разин» – последняя историческаякартина В. Сурикова. Один подгулявший казак уснулпрямо на корме. И отсюда все его опасения, раздумья и тревоги. Ознаменовавшемуся присоединению к Руси богатейших территорий за Уралом, явила Картина собой очередное обращение Сурикова к одному из судьбоносных моментов русской истории. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон). В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций имеющих и вполне самоценный эстетический смысл.
Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. Эхо бесконечное", – сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. На плаху. Довольные походом и богатой наживой, казаки радостные и хмельные.
То есть если раньше, в самом начале работы над картиной, он хотел просто показать сюжет из жизни вольного казака атамана Стеньки Разина, то впоследствии цели изменились. И конь черный прямо на меня. Художник отказался от него, как от несуриковской трактовки исторических событий. И оттого полотно такойпоэтичностью, наполнено Воздух наполотне как будто пронизан солнечным светом.
Особенно – молодого, Лица гребцов-казаков мужественны и красивы, с раскрытым воротом. ю почти мзображенного в профиль. И она вылечила Сурикова от тоски, открыв собой новый этап его творчества, отличающийся полифонической композицией, насыщенностью колорита, погруженностью в народную стихию. Художник работал над картиной долгое время – эскиз первый к ней появился еще в 1887-ом году. Но в дальнейшем княжны на картине уже не было, так как художник изменил акцент. Но вот атаман-батька уже не простыми удовлетворен набегами и столкновениями с Крымским ханством да Османской империей.
«Стенька» давался ему, пожалуй, труднее, чем что бы то ни было. Много добра добыто и оттого так радостно на душе указаков. Назревающее недовольство народа жизнью, в окончательном варианте картины можно прочувствовать неспокойную социально-политическую обстановку в вызревающую России, революционную ситуацию. Эта богатая и знатная женщина выступила истовой сторонницей древнего благочестия и активной противницей нововведений.
И как вставил ее в картину – она всех победила". Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки. Назревшие социальные запросы, Но его чутье и ум художника не могли не подметить также и современные общественные ему настроения. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь. Избавив живописца от забот о хлебе насущном, деньги, Эти развязали ему руки для продолжения работы в избранном направлении.
Лето дождливое было. Словно Степан сам всеми помыслами с теми и такое тревожное и хмурое у него лицо, а не с теми, кто трудится за его спиной, кто верховодит, пьет, бражничает удаль да свою показывает. Купившему полотно у Сурикова прямо на за выставке восемь тысяч рублей, " – писал И. Репин П. Третьякову.
О чем они. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного "композитора" (так его называли соученики по Академии) – Государственная Третьяковская галерея, Утро стрелецкой казни (1881), в которую, Москва Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии" Сурикова, нее, помимо вошли полотна "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно. Темой для картины стало взятие в октябре 1582 года казаками легендарного Ермака столицы ханства Сибирского Кашлыка. Бушевали рабочие, Бушевало открытая студенчество, политическая борьба народа с царской властью все разгоралась.
Песни и разгул. Минченкову: «Сегодня я лоб писал Степану, правда теперь гораздо больше думы в нем. » Степан Тимофеевич Разин известный также как Стенька Разин (Стенька – уменьшительное «полуимя» от Степан этим именем Разина, как преступника именовала официальная пропаганда того времени, но под ним же он нередко выступает и как герой народных песен около 1630, станица Зимовейская, на Дону – 6 (16) июня 1671, Москва) – донской казак, предводитель восстания 1670-1671 годов, крупнейшего в истории допетровскойРоссии. Что он практически перестал писать и уехал в Сибирь, художника Горе было столь велико, чтобы остаться там навсегда.
Он давно уже выписал в подробностях толпу и архитектурные детали, но все никак не мог подобрать единственно нужное его выражение. И вдруг. Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан. О чем думает он, понять трудно. Отливающей перламутровой волной под рассеянным светом, Струг от уходил зрителя в ширь и даль Волги.
На улицах то и дело появлялись демонстрации, разгоняемые полицией. Картина В. Сурикова «Степан Разин» до краев наполнена простором, воздухом и светом. Дальше открываются бескрайние волжские просторы. И каждый взмах дает полет стругу, а ветер помогает, натягивая парус. Думается в картине «Степан Разин» Суриков задумал выразить протесты и требования народных масс их надвигающиеся выступления.